Морфемы правописание гласных в корне презентация

Гласные в корне
презентация к уроку по русскому языку на тему

Презентация «Гласные в корне» содержит материал, необходимый при изучении правописания гласных в корнях: безударные гласные, корни с чередующимися гласными, О и Ё после шипящих и Ц, Ы и И после Ц.

Скачать:

ВложениеРазмер
glasnye_v_korne.pptx917.86 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Безударные гласные, проверяемые ударением. Безударные гласные, не проверяемые ударением. Корни с чередующимися гласными. О и Ё после шипящих. Ы и И после Ц. Правописание гласных в корнях 1

Способы проверки: 1. Изменить число г о ра – го ‘ ры п о ля – по ‘ ле л е са — лес 2. Подобрать родственные слова угр о жать – угро ‘ за нагр е вание — нагре ‘ ть д е р е вянный – де ‘ рево, дере ‘ вья д о машний – дом 3. Изменить форму слова д о ждя – дождь Безударные гласные, проверяемые ударением 2

Правописание слов ЗАПОМНИТЬ! При затруднениях в написании обращаться к СЛОВАРЮ! горизонт вестибюль интеллигенция памятник привилегия экзамен свидетельство Безударные гласные, не проверяемые ударением 3

Гласная в корне зависит от ударения Гласная в корне зависит от конечных согласных корня Гласная в корне зависит от значения слова Гласная в корне зависит от суффикса Корни с чередующимися гласными 4

г а р – г о р заг а р – заг о реть з а р – з о р з а ря – з о рька исключения : з о рянка з о ревать 3. тв а р – тв о р кл а н – кл о н Под ударением – что слышим, то пишем: покл о н – кл а няться тв о рчество – тв а рь В безударном корне – О покл о ниться сотв о рить исключение : утв а рь Гласная в корне зависит от ударения 5

О или А ? з… ря пог… релец возг… рание оз… рять тв … рец раств … римость покл… нение откл … ниваться з… ренька прекл… нный заг … релый перег …рать накл… н сотв… рить 6

Правильно! Вы молодцы! з а ря пог о релец возг о рание оз а рять тв о рец раств о римость покл о нение откл а ниваться з о ренька прекл о нный заг о релый перег о рать накл о н сотв о рить 7

л а г – л о ж изл а г ать – изл о ж ение р а ст – р а щ – р о с р а ст ение выр а щ енный выр о с ли исключения: Р о ст ов Р о ст ислав р о ст ок р о ст овщик отр а с ль 3. ск а к – ск о ч ск а к ать – выск о ч ить исключение: ск а ч ок Гласная в корне зависит от конечных согласных корня 8

О или А ? взр … слеть изл …гать выск … чить ск … чок предл …гать зар … сль распол …житься р…сток ск … кать предл …жить выр … сший переск … чить изл … жение отр … сль 9

Правильно! Вы молодцы! взр о слеть изл а гать выск о чить ск а чок предл а гать зар о сль распол о житься р о сток ск а кать предл о жить выр о сший переск о чить изл о жение отр а сль 10

пл а в – пл о в – пл ы Если «человек» – О пл о вец, пл о вцы, пл о вчиха Слова с другим значением — А попл а вок Состояние почвы – Ы пл ы вун 2. р а вн-р о вн Если «поверхность» — О подр о внять клумбу исключение: р а внина Слова с другим значением – А подр а вняться в строю М а к – м о к Если «опустить в жидкость» — А обм а кнуть в краску «Стать мокрым» — О вым о кнуть под дождем Гласная в корне зависит от значения слова 11

О или А ? Обм … кнуть кисть в краску Р … внение в рядах Пл … вец Подр … внять кусты Расстилается р … внина Ср … внить с образцом Пл … вучий мостик 12

Правильно! Вы молодцы! Обм а кнуть кисть в краску Р а внение в рядах Пл о вец Подр о внять кусты Расстилается р а внина Ср а внить с образцом Пл а вучий мостик 13

л о ж – л а г А изл о жение — изл а г А ть к о с – касА к о снуться — к а с А ться … е … — … и … А б е р – б и р А п е р – п и р А д е р – д и р А м е р – м и р А ст е л – ст и л А т е р – т и р А ня – н и м А бл е ст — бл и ст А ж – ж и г А ж – ж и м А ч – ч и н А м – м и н А исключение: соч е тание, соч е тать Гласная в корне зависит от суффикса 14

Как правильно? к … саться ст … реть зам … рать прот … рать соб … рать прик … снуться выт … р пост … лить забл … стела прин … мать зам … реть соб … ру зан … маться прот … реть 15

Правильно! Вы молодцы! к а саться ст е реть зам и рать прот и рать соб и рать прик о снуться выт е р пост е лить забл е стела прин и мать зам е реть соб е ру зан и маться прот е реть 16

I В корне : Есть родственное слово с Е – в корне Ё ш ё пот – ш е птать ш ё лк – ш е лковистый Нет родственного слова с Е – в корне О ш о рох крыж о вник ш о ссе II Не в корне – определить часть речи. 1. В суффиксах и окончаниях существительных , прилагательных, наречий под ударением – О , в безударном положении – Е друж о ‘ к овраж е к карандаш о ‘ м овощ е м ож о ‘ г (руки) певуч е холщ о ‘ вый горяч о ‘ Исключение : ещё О и Ё после шипящих. 17

О или ё? ч … рствый ч … рточка реш … тка ч … рный ж … рнов ш … колад шоф … р тяж … лый деш … вый ш … рох ш … лковый ч … лка крыж … вник ш … в 18

Правильно! Вы молодцы! ч е рствый ч ё рточка реш ё тка ч ё рный ж ё рнов ш о колад шоф ё р тяж ё лый деш ё вый ш о рох ш ё лковый ч ё лка крыж о вник ш о в 19

2. В суффиксах и окончаниях глаголов – Ё теч ё т ож ё г (руку) 3. В словах, образованных от глагола – Ё сгущ ё нка туш ё нка корч ё вка огорч ё нный 4. В суффиксе ЁР – Ё стаж ё р монтаж ё р О и Ё после шипящих. 20

Как правильно? небольш … й теч … т овраж … к галч … нок зайч … нок перед финиш … м камыш … вый товарищ … м возмущ … нный багаж … м ноч … вка свеж … стаж … р дириж … р 21

Правильно! Вы молодцы! небольш о й теч ё т овраж е к галч о нок зайч о нок перед финиш е м камыш о вый товарищ е м возмущ ё нный багаж о м ноч ё вка свеж о стаж ё р дириж ё р 22

23 О и Е после Ц . В любой части речи, в любой части слова Ц Под ударением – о В безударном положении — Е м олодц о м дельц е изразц о вый танц е вальный ц о кольный румянц е м письмец о незнакомц е м

24 т анц … р с винц … м с итц … вый к онц … вка о блиц … вка п ереводчиц … й т анц … вальный с толиц … й п олотенц … м О или Е?

25 т анц о р с винц о м с итц е вый к онц о вка о блиц о вка переводчиц е й т анц е вальный с толиц е й полотенц е м Правильно! Вы молодцы!

В корне – И ц и рк ц и тата ц и трусовые исключения: ц ы ц ц ы ган ц ы пленок на ц ы почках ( Ц ы ган на ц ы почках подошел к ц ы пленку и сказал: «Ц ы ц» ) . Ы и И после Ц 26

2. В словах на ЦИЯ – И : нац и я акац и я абстракц и я 3. В суффиксах – Ы : лисиц ы н сестриц ы н 4. В окончаниях – Ы : огурц ы плоскогубц ы Ы и И после Ц 27

и или ы ? о гурц … ц … ганский ц … вилизац … я акц … я ц … трусовый ц … пленок акац … я коллекц … я ножниц … реставрац … я бледнолиц … й лисиц … н пац … ент ц … ркуль 28

Правильно! Вы молодцы! о гурц ы ц ы ганский ц и вилизац и я акц и я ц и трусовый ц ы пленок акац и я коллекц и я ножниц ы реставрац и я бледнолиц ы й лисиц ы н пац и ент ц и ркуль 29

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажер предназначен как для индивидуальной, так и для коллективной работы учащихся. может быть использован при закреплении материала, при повторении, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

В работе представлен блок постановок учебных задач по теме: «Безударные гласные в корнях с чередованием» по технологии развивающего обучения Эльконина — Давыдова с решением задач в виде моделей. .

Урок-презентация для 10 класса.

На уроке отрабатываются правила и алгоритмы написания гласных в корнях с чередованием, формируется умение учитывать лексическое значение корней при выборе гласной, закрепляются теоретические и практич.

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему.

Урок русского языка в 5 классе.Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.Вид урока: традиционный.Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах.

Презентация по русскому языку на тему: «Правописание гласных в корне» (10 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Двадцать второе декабря. Тема: Правописание гласных в корне. Орфография слова есть биография слова. В.П.Шереметевский

Цели урока: 1) создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А или О, Е или И в корнях с чередованием 2) формировать навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда; 3) включить учащихся в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе. Задачи: 1) уметь устно объяснять орфограммы в корнях слов; 2) развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой; 3) формировать умение пользоваться изученным материалом на ЕГЭ

Орфоэпическая минутка. Аэропорты, баловать, балованный, включим, вручит, донельзя, жалюзи, завидно, звонит, избалованный, исчерпать, каталог, красивее, налита, намерение, насорит, обеспечение, облегчить, принудить, согнутый, средствами, столяр, черпать, шарфы, торты, банты.

Проверь себя! АэропОрты, баловАть, балОванный, включИм, вручИт, донЕльзя, жалюзИ, завИдно, звонИт, избалОванный, исчЕрпать, каталОг, красИвее, налитА, намЕрение, насорИт, обеспЕчение, облегчИть, принУдить, сОгнутый, срЕдствами, столЯр, чЕрпать, шАрфы, тОрты, бАнты.

А.С.Пушкин – солнце русской п..эзии. Стоит лишь чуть-чуть прик…снуться к п..эзии Пушкина, как ты чувствуешь т..пло и любовь п..эта ко всему, что есть в жизни. Ты пол…гаешь, что это пушкинский мир, а он и твой тоже. Как м..лоденький з..лёный р…сток, ты тянешься к солнцу, “солнцу русской п..эзии”. Ты дышишь полной грудью, устр..мляешься всё выше и выше. И уже ничто не заст…лает тебе пути к свету. И душа живёт. Вставить пропущенные буквы, расставить ударение.

Орфограмма Гласные Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся ударением ударением

Проверяемые ударением Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.

Корни с безударной гласной, проверяемой ударением Зап.вать песню – зап.вать водой; Пос.деть на скамейке – пос.деть от горя; Нак.лите дров – нак.лите железо; Пол.скать в реке – пол.скать котёнка; Сп.сать упражнение – сп.шить на поезд; Прим.рять костюм – прим.рять товарищей; Посв.тил фонарём – посв.тил стихотворение

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю. Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель,

Чередующиеся гласные в корне Корни, в которых написание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем Корни, в которых написание гласной зависит от ударения Корни, в которых написание гласной зависит от буквы, стоящей за гласной Корни, в которых написание гласной зависит от смысла -бер-/-бир- -дер-/-дир- -мер-/-мир- -пер-/-пир- -тер-/-тир- -блест-/-блист- -жег-/-жиг- -стел-/-стил- -чет-/-чит- Пишется И, если за корнем следует суффикс -а- замирать – замереть, блистать — блестеть Исключения:сочетать сочетание -лаг-/-лож- -кас-/-кос- Пишется А, если за корнем следует суффикс-а касаться – коснуться, предлагать – предложить Исключение: полог -гар-/-гор- -клан-/-клон- -твар-/-твор- Под ударением – А, без ударения – О. загар – загорать поклон – кланяться творить – тварь Исключения:пригарь выгарки, утварь -зар-/-зор- Под ударением – в соответствии с произношением, без ударения – А. зори – зарево – заря Исключение:зоре-вать -плав-/-плов- Без ударения О пишется только в словах: пловец, пловчиха -раст- (-ращ-)/-рос- Пишется А перед ст,щ, в остальных случаях-О расти, сращение – росла Исключения:росток рост, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав, отрасль -скак-/-скоч- Пишется А перед К, пишется О перед Ч скакать – вскочить Исключения:скачок скачу -мак-/-мок- мак = «погружать в жидкость», «макать» мок = «пропускать жидкость», «мокнуть» макать (хлеб в молоко) вымокнуть (под дождем) -равн-/-ровн- равн = «равный, одинаковый, наравне» ровн = «ровный, гладкий, прямой» выровнять(поверх-ность) –сравнивать

Чередующиеся гласные Заб.раю, подб.ру, прик.сновение, предл.гать, к.сание, к.снуться, предл.жение, отр.сль, р.стение, выр.сла, пор.сль, ср.щение, Р.стов, пол.гать, з.рница, скл.нение, попл.вок, выск.чить, пром.кашка, р.внина, ср.внять, ск.чок, заг.р.

Цифровой диктант Весёлый(1) выгорело(3) сердечный(1) вестибюль(2) изложить(3) гора(1) касаться(3) кабала(2) косичка(1) блестеть(3) заря(3) кобура(2) деревья(1) макулатура(2) панорама(2) росистый(1) сочетать(3) выскочка(3) пластилин(2) сосна(1) туннель(2) росточек(3) 1,3,1,2,3,1,3,2,1,3,3,2,1,2,2,1,3,3,2,1,2,3.

ЕГЭ Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько 2015г.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. разг..реться оштр..фовать прил..гать прик..снуться к..ламбур Ответ:_________________________

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. т..оретик забл..ставший изб..рательный пер..одический предпол..гать Ответ____________________________

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. рез..денция анн..тация забл..стал р..стение скр..пучий Ответ:_____________________

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. пок..ряющий заг..релый д..летант з..ря к..саться Ответ_______________________________

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. б..гаж оф..рмлять оз..рило водор..сли зап..раются Ответ: ___________________________

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. обж..гаться просл..влять ок..лдовать кр..стьянин приг..ревшая Ответ: ______________________________

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. зат..мнённый комп..тентность выт..раться р..шение бл..стеть Ответ:_________________________

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. землетр..сение при..ритет оз..ряться расст..лается выск..чка Ответ:__________________________

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. несг..раемый пор..сль ст..рожить к..нфорка обж..гающий Ответ:_____________________________

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. разр..слась сув..ренитет пол..мист заг..релась распол..гаться Ответ:_____________________________

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. с..рдитый прик..саться выб..рать заг..релый эксп..нат Ответ:_____________________________

Презентация «Правописание гласных в корне слова»»

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Правописание гласных в корне слова»»»

Алгоритм выполнения задания

  • Внимательно читаем задание
  • Читаем все слова
  • Выделяем корни
  • Вспоминаем правила на каждый корень

Что такое корень слова?

  • Корень слова – это неизменяемая общая часть родственных слов, в которой заключено лексическое значение

Как определить корень слова?

1) Выясните лексическое значение слова; 2) Найдите максимальное количество слов, имеющих одно значение и один корень (как правило, это другие части речи или формы слова) Например: гора-горный-гористый . Иногда в корнях происходит чередование согласных. Например: река — речной .

3) Определите общую неизменную часть во всех этих словах, это и будет корнем.

  • Обратите внимание на корни чередованием: их очень легко перепутать с омонимичными корнями с проверяемой гласной Например: Вымирать — Миротворец . Вымирать — это слово с чередующим корнем (мер — мир), зависящим от суффикса А. Миротворец — это слово можно проверить при помощи слова «мир», следовательно, это корень с проверяемой гласной.

Орфограммы – безударные гласные в корне

Не проверяемые ударением

Правописание чередующихся гласных в корне слова зависит от

наличия суффикса -а- после корня

мак — — «погружать в жидкость» (м а кать оладьи в сметану);

мок — — «пропускать жидкость» (сапоги пром о кли);

равн — — «равный, одинаковый» (стать нар а вне);

ровн — — «ровный, прямой, гладкий» (подр о внять грядки);

плав — (во всех остальных случаях: попл а вок);

под ударением и а и о , но в безударном положении только о : покл о ́ н, скл о не ́ ние

Орфограммы – согласные в корне

  • 1. Проверяемые оглушенные и озвонченные. Способ проверки – подбор однокоренного слова, в котором согласный стоит в сильной позиции: изморось (моросит мелкий дождь) – моросить
  • 2. Непроверяемые. Способ проверки — запомнить: рюкзак.
  • 3. Непроизносимые (в сочетаниях стн, стл, здн, лнц, рдц, вств). Способ проверки – подбор родственных слов, в которых сочетание этих согласных окажется на конце слова (властный – власть) или между согласными есть гласная: наивысший – высокий.
  • Помните! Чувство, блеснуть, ровесник, сверстник.

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) прил..гать, на выр..ст, пром..чить

2) предприн..матель, выч..т, ск..кун

3) с..бака, выск..чка, тв..рец

4) выг..рание, покл. ниться, пл..вучий

5) заж..мать, отн..мать, прим..рение

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.

1) кн..гиня, ижд..венец, пл..вник

2) сп..ши (на урок), за..вить, ум..лять (достоинства)

3) к..лбаса, п..стила, предл..жение

4) б..стион, к..вычки, в..нтиляция

5) пом..рить (поссорившихся), зав..нтить, об..жал (малыша)

3.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.

1) з..ря, посв..тить (стихотворение), оп..раться

2) р..птание, запл..тить (долг), поз. лоченный

3) ум..лять о пощаде, зам..рять, д..льфин

4) пом..рить (поссорившихся), пон..зовье, ед..ничный

5) благосл..вение, осл..жнять, сохр..нить

4.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

1) расп..лённый, ..птимист, эксп..зиция

2) оз..рение, р..стение, зан..мать

3) з..ря, разн..мать, ск..чок

4) пов..дырь, разр..дить (рассаду), скр..пление

5) п..ргамент, эг..ист, ув..дающий

5.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.

1) вин..грет, обд.лить, взгл..нуть

2) х..отический, конв..ировать, р..зарий

3) прим..рять (противников), б..хрома, декл..рация

4) в..трина, тр..туар, посв..тить (книгу)

5) разр..дить (обстановку), обл..котиться, просв..щение

6.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.

1) пол..тать, выр..сший, в..нтиляция

2) обог..щаться, аккомпан..мент, прир..щение

3) подр..внять (бороду), м..кать (перо), б..дминтон

4) неизгл..димый, др..жать, без уст.ли

5) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

7.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня

1) спл..таться, вн.запно, пок..ление

2) ухв..титься, хл..потать, выч..сление

3) соб..рёшь, к..вычки, упр..щённый

4) зам..реть, прил..жение, выб..рать

5) соч..тание, оз..рение, несг..раемый

8.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня

1) к..нфорка, п..лисадник, к..морка

2) предпол..гать, пор..сль, оз..рить

3) погл..щать, (деревенский) ст..рожил, ум..лять (о помощи)

4) гн..здиться, нас.комые, б..гровый

5) прил..жение, напом..нающий, заг..ревший

9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня

1) див..денды, расст..лать, соч..тание

2) вент.ляция, запеч..тлённый, разр..дить (посадки)

3) интелл..ктуал, осв..жающий (запах), разр..дить (посадки)

4) мен..джмент, сост..зательный (дух), выж..чь

5) выгл..деть, т..хоня, упл..тняя

10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня

1) развл..чение, по..черёдно, проб..раться

2) велос..пед, нац..ональный, д..летант

3) сохр..нённый, отр..зиться, мет..форический

4) в..теран, ч..мпионат, вит..минизированный

5) сов..стливый, раск..лённый, заг..реться

11.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) вл..жение, насв..стать, ут..лщение

2) бесп..лезный, р..ждает, изм..рение

3) соб. рает, сов..стливый, прот..рает

4) откл..ниваться, в..рзила, сотв..рить

5) осн..щенный, выс..хнуть, в..пиющий

12.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.


источники:

http://infourok.ru/prezentaciya_po_russkomu_yazyku_na_temu_pravopisanie_glasnyh_v_korne_10_klass-296174.htm

http://multiurok.ru/files/prezentatsiia-pravopisanie-glasnykh-v-korne-slov-1.html