Морфологические признаки глагола правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов

О чем эта статья:

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я смеюсь — мы смеемся.

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты смеешься — вы смеетесь.

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно смеется — они смеются.

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.

В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:

  • I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);
  • II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).

Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Управляю

Выберу

Управляем

Выберем

Спорю

Понравлюсь

Спорим

Понравимся

Управляешь

Выберешь

Управляете

Выберете

Споришь

Понравишься

Спорите

Понравитесь

Управляет

Выберет

Управляют

Выберут

Спорит

Понравится

Спорят

Понравятся

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:

  1. Убедиться, что глагол употреблен не в форме повелительного наклонения или прошедшего времени — для них действуют другие правила. Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени.
  2. Если в слове есть приставка вы-, нужно ее убрать, проверить ударное окончание и написать ту букву, которую мы слышим под ударением. Например, если убрать приставку у глагола выбер_шь, получится берешь. Под ударением в окончании буква е, значит, ее мы и пишем: выберешь.
  3. Если приставки вы- нет, нужно поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) и определить спряжение. Дальше остается выбрать из соответствующего столбика нужное окончание.

Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:

  • отличать личные формы глагола от других;
  • уметь ставить глагол в неопределенную форму;
  • знать глаголы-исключения;
  • уметь определять тип спряжения;
  • помнить, что в I спряжении в личных окончаниях стоят буквы е, ю, у, а во II спряжении — и, а, я.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

  • Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

  1. Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
  2. Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
  3. По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
  4. Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.

Хочу

Бегу

Чту

Хотим

Бежим

Чтим

Хочешь

Бежишь

Чтишь

Хотите

Бежите

Чтите

Хочет

Бежит

Чтит

Хотят

Бегут

Чтут (чтят)

Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:

Дам

Ем

Дадим

Едим

Дашь

Ешь

Дадите

Едите

Даст

Ест

Дадут

Едят

Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.

Правописание неопределенной формы глагола

Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Морфологический анализ глагола.

Повторение и обобщение материала

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Морфологические признаки глагола.

2. Правописание личных окончаний глагола.

3. Синтаксическая роль в предложении.

4. Морфологический разбор глагола.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Инфинитив – начальная форма глагола.

Совершенный вид глагола указывает на результат действия.

Несовершенный вид глагола обозначает процесс действия.

Спряжение глагола – изменение глаголов по лицам и числам

Прошедшее время глагола обозначает действие, которое происходило до момента речи.

Настоящее время глагола обозначает действие, которое происходит в момент речи.

Будущее время глагола обозначает действие, которое произойдёт после момента речи.

Морфологические признаки глагола – спряжение, вид, время, число, лицо, род.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016 – 192 с.

1. Бондаренко М. А. Русский язык 5 класс, Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019 –239 с.

2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Сегодня мы ещё раз поговорим о глаголе.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Что делать? – плавать, бежать, лететь.

Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?» Начальная форма глагола не указывает ни на временя, ни на число, ни на лицо. Но имеет вид и спряжение.

Неопределённая форма глагола оканчивается на -ть, -ти или нулевое окончание в глаголах с основой на -чь. Думать, цвести, жечь.

В инфинитивах после ч пишется ь.

(Что делать?) Стричь – стричься.

(Что делать?) Увлечь – увлечься.

Вспомним морфологические признаки глагола.

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы «что делать?», «что делал?», «что будет делать?». Например: течёт, поют, рисовали, учил.

Глаголы несовершенного вида обозначают процесс действия.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», «что сделал?», «что сделает?». Например: сломал, принесли, поедут, крикнуть.

Глаголы совершенного вида указывают на результат действия.

Глаголы совершенного и несовершенного вида образуют видовую пару.

Видовая пара – это пара глаголов, которые обозначают одно действие, при этом один является глаголом несовершенного вида, а второй – глаголом совершенного.

Бежали (что делали?) несовершенный вид.

Убежали (что сделали?) совершенный вид.

При образовании видов глаголов возможно чередование е – и в корне.

Например, запирать и запереть.

В таких корнях пишется буква и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква е.

Глаголы изменяются по временам. Бывают прошедшего, настоящего и будущего времени.

Глаголы прошедшего времени показывают, что действие происходит до момента речи. (Что делал?) Думал. (Что сделал?) Приехал. Изменяются такие глаголы по числам и родам в единственном числе.

Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи. (Что делаешь?) Играешь. (Что делают?) Поют.

Глаголы будущего времени показывают, что действия происходят после момента речи. (Что сделает?) Приедет. (Что будет делать?) Будет рисовать.

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.

1-е лицо ед. ч. – несу;

2-е лицо ед. ч. – несёшь;

3-е лицо ед. ч. – несёт.

1-е лицо мн. ч. – несём;

2-е лицо мн. ч. – несёте;

3-е лицо мн. ч. – несут.

Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?», то этот глагол стоит в 3-м лице, и в нём перед -ся мягкий знак не пишется.

Песня (что делает?) слышится (3-е лицо).

Если глагол отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?», то это глагол в неопределённой форме и в нём перед -ся мягкий знак пишется.

Необходимо (что делать?) трудиться.

У глаголов прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве: развеять – развеял, клеить – клеил.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

В русском языке два спряжения: первое и второе.

К первому спряжению относятся глаголы, которые имеют личные окончания -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют).

Например, прихлынут, окончание -ут – 1 спряжение, пленяет, окончание -ет – 1 спряжение.

Ко второму спряжению относятся глаголы, которые имеют окончания -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).

Ходит, заводит, говорит, бродит: окончание -ит (2 спряжение), выходят: окончание -ят (2 спряжение).

Для определения спряжения глагола с безударным личным окончанием нужно:

  1. Поставить глагол в неопределённую форму.

Например, пилим – пилить.

2. Определить, какая гласная стоит перед -ть.

3. Ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить) и 11 глаголов-исключений (слышать, видеть, обидеть, гнать, держать, ненавидеть, дышать, смотреть, вертеть, зависеть, терпеть).

4. Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Хму́рится – хмуриться (2 спряжение). Бре́ет – брить (1 спряжение, исключение).

Ещё одной важной орфограммой является правописание не с глаголом. Нужно помнить, что не пишется с глаголами раздельно. Исключения составляют глаголы, которые не употребляются без не.

Не знал. Недоумевать (искл.).

В предложении глагол обычно бывает сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя… .

В предложении говорится о буре.

(Что?) буря – подлежащее.

Буря (что делает?) кроет – сказуемое, выраженное глаголом.

Во второй части предложения подлежащее выражено местоимением она.

Она (что сделает?) завоет, заплачет – однородные сказуемые, выраженные глаголом.

Произведём морфологический разбор глагола.

Птицы улетают в тёплые края.

Во-первых, обозначает действие. Птицы (что делают?) улетают.

Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма – улетать, несовершенного вида, I спряжения; употреблён во множественном числе, в настоящем времени, в 3-м лице.

В-третьих, в предложении является сказуемым: Птицы (что делают?) улетают.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

На что оканчивается неопределённая форма глагола?

– нулевое окончание в глаголах с основой на -чь

Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?» и не показывает ни времени, ни числа, ни рода, ни лица. Но имеет вид и спряжение. Неопределённая форма глагола оканчивается на -ть, -ти и нулевое окончание с основой на -чь.

– нулевое окончание с основой на -чь.

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите один правильный вариант ответа. В каком слове не пишется слитно?

Частица не с глаголами пишется раздельно. Если глагол не употребляется без частицы не, тогда не с глаголом пишется слитно.

Повторение. Правописание глаголов и глагольных форм

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Как показывает опыт, больше всего ошибок на экзамене допускается в правописании личных окончаний глаголов, мягкого знака в глагольных формах и правописании суффиксов глаголов и причастий. Эти формы рассматриваются на уроке.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7704/conspect/

http://interneturok.ru/lesson/russian/9-klass/povtorenie-orfografii/povtorenie-pravopisanie-glagolov-i-glagolnyh-form