Морфологические способы ее выражения подлежащего и сказуемого

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения

Общаясь каждый день с огромным количеством людей, мы не задумываемся о том, что наш разговор состоит из слов, слова складываются в предложения, предложения — в связный рассказ. И это правильно. Так и должно быть.

Но иногда все-таки приходится вспоминать школьную программу по русскому языку. Например, чтобы объяснить ребенку основные правила, составить без стилистических ошибок документ, грамотно написать письмо или простую SMS-ку. И здесь нам не обойтись без знаний о том, что же такое подлежащее, сказуемое, и какую функцию они выполняют в предложении.

Главные члены — грамматическая основа предложения

Прежде всего необходимо запомнить, что предложение — это не какой-то набор разных слов, а взаимосвязанные между собой речевые единицы, которые, располагаясь в определенном порядке, представляют законченную информацию.

Например, слова: гулять , я , в парке , люблю , осеннем — всем понятны, и каждое что-то обозначает. Но они существуют сами по себе и не несут никакой смысловой нагрузки. Если же эти слова выстроены в нужном порядке: я люблю гулять в осеннем парке — то получается законченная мысль, то есть предложение.

Каждое предложение строится по нескольким правилам:

  • слова должны быть обязательно согласованы между собой как по смыслу, так и грамматически;
  • в нем должны находиться основные слова или одно слово, вокруг которых группируются остальные;
  • члены предложения должны располагаться в таком порядке, чтобы информация была наиболее понятной;
  • не должны повторяться одни и те же слова.

Смысловым центром предложения являются его главные члены — подлежащее и сказуемое. Остальные единицы речи — это второстепенные члены предложения.

Способы выражения подлежащих

Подлежащее отвечает на вопросы кто (что)? и обозначает одушевленный или неодушевленный предмет (лицо, событие, явление, понятие и т.д.). В предложении оно всегда стоит в именительном падеже.

Может быть выражено не только одним словом, но и каким-либо словосочетанием, и даже фразеологизмом. Проще говоря, подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в данном предложении. Это предмет, совершающий действие.

Способов выражения подлежащих существует множество, например:

  1. Существительное в именительном падеже единственного и множественного числа:
    • Белка грызет орехи .
  2. Числительное:
    • Двенадцать не делится на пять .
  3. Местоимение:
    • Я учусь в школе.
    • Мы пошли в кинотеатр.
  4. Инфинитив:
    • Курить — здоровью вредить!
  5. Прилагательное или причастие:
    • Взрослые вышли во двор.
    • Вошедший не закрыл за собой дверь.
  6. Наречие:
    • Завтра наступило неожиданно .
  7. Сочетания слов (географические названия, фразеологические обороты, количественно-именные сочетания или сочетания неопределенного местоимения с прилагательным, сочетания двух существительных с предлогом «с»).
    • Балтийское море является одним из самых больших водоемов в Северной Европе .
    • Бабье лето наступило совершенно неожиданно .
    • Тройка лошадей быстро пронеслась мимо нас.
    • Несколько мужчин сняли головные уборы .
    • Что-то страшное летало в темноте .
    • Мама с ребенком гуляли на детской площадке .

Реже подлежащее выражается союзом, предлогом, междометьем.

В чаще леса послышалось «ау» .
«Но» — противительный союз.

Особенности выражения сказуемых

Чаще всего подлежащее поясняется другим главным членом — сказуемым. Оно говорит о том, что делает человек или предмет, или в каком состоянии он находится.

Сказуемое отвечает на вопросы:

Что делал (сделал, сделает)? Какова (каков, каково, каковы)?

Сказуемое чаще всего бывает глаголом:

Девочка нарисовала маму.
Дети вышли на прогулку.
Я посещаю музыкальную школу.

Но может выражаться и другими частями речи.

  1. Кратким прилагательным:
    • Эта девушка очень скромна .
  2. Существительным:
    • Москва — столица России .
  3. Числительным:
    • Трижды три — девять .
  4. Наречием:
    • Днём — весна . Вечером — осень .

Различают два вида сказуемых: глагольные и именные. К тому же, глагольные сказуемые бывают простыми и составными.

Простые глагольные сказуемые могут быть выражены глаголом (в любом наклонении):

  • Вышел месяц из тумана .
  • Дайте мне вон ту книгу .
  • Осенью я пойду в школу .

Составные глагольные сказуемые включают в себя вспомогательное слово и неопределенную форму глагола. Первое из которых несет грамматическое, а второе — лексическое значение:

  • Вчера папа начал красить забор .
  • Поэты любят читать стихи перед своими поклонниками .

Составные именные сказуемые выражаются двумя (несколькими) словами или одним словом, но не глаголом:

  • Ребенок был похож на папу .
  • Слово — серебро , молчание — золото .
  • Перед экзаменом я была спокойная , как никогда .

Знаки препинания между членами предложения

В зависимости от того, какими именно частями речи являются главные члены предложения, ставятся и знаки препинания, в частности «тире».

  1. Подлежащее и сказуемое выражены существительными:
    • Наши дети — наша радость!
    • Вода — источник жизни на Земле.
  2. Перед такими словами, как: это, вот, это есть, это значит:
    • Движениеэто жизнь!
    • Чтение — вот лучшее учение!
  3. Оба члена предложения — инфинитивы:
    • Много читать — больше знать!
    • Править страной — трудиться ежечасно .
  4. Один компонент основы предложения — глагол в начальной форме, другой — существительное в именительном падеже:
    • Изучать законы мироздания — удел избранных .
    • Брать ответственность на себя — обязанность настоящего мужчины .
  5. Оба члена предложения количественные числительные или количественное числительное + существительное в именительном падеже
    • Пять на десять — пятьдесят .
    • Напряжение электрической сети — двести двадцать вольт .

Как подчеркиваются главные члены предложения

Когда есть задание «Найти грамматическую основу» , то можно выполнить следующий алгоритм:

  • прочесть предложение, уяснить его содержание;
  • найти подлежащее, задав вопрос: кто или что здесь главный (-ое);
  • задав от него вопрос: что делает? найти сказуемое;
  • подчеркнуть найденные члены предложения.

Запомнить, как именно подчеркивать предложения с подлежащим и сказуемым совсем несложно: подлежащее — одной сплошной линией , сказуемое — двумя сплошными чертами .

Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

Часто возникает вопрос: подлежащее и сказуемое — это словосочетание или нет? Чтобы ответить на него, нужно сначала вспомнить определение:

Словосочетание — это сочетание главного члена с одним или несколькими второстепенными членами предложения.

Если убрать из предложения второстепенные члены, то смысл не потеряется. Например, из предложения: Скоро наступила долгожданная зима уберем слова «скоро» и «долгожданная» . Получилось: Наступила зима . Основная мысль осталась понятной. Значит грамматическая основа — это уже простое нераспространенное предложение, а не словосочетание.

Как доступно рассказать ребенку о главных членах предложения

Нам, взрослым людям кажется, что найти грамматическую основу предложения просто. Но ребенку, который еще только знакомится с правилами русского языка, порой бывает очень трудно понять, что такое сказуемые и подлежащие, и как их найти. Особенно, если вторые выражены не существительными, а первые — не глаголами. Еще одна сложность заключается в том, что в предложении может быть несколько имен существительных.

В начальной школе изучаются только простые предложения, поэтому доступно рассказать о главных членах сможет рассказать практически любой родитель. Разберем объяснение на примере предложения:

К зиме заяц меняет серую шубу на белую.

Спрашиваем ребенка: о ком говорится в этом предложении? Правильно, о зайце. Заяц — это какая часть речи? Да, имя существительное. Значит слово «заяц» — подлежащее, подчеркнем его одной линией .

Далее задаем вопрос «Заяц что делает?» . Правильно, меняет. Меняет — это какая часть речи? Да, это глагол. Значит слово «меняет» — сказуемое; как подчеркивать сказуемое? Правильно, двумя прямыми линиями . Значит грамматическая основа заданного предложения: Заяц меняет .

Задание. Найдите подлежащее и/или сказуемое в следующих предложениях

  1. На уроке физкультуры дети выстроились в шеренгу по росту.
  2. Бабушка испекла для внучки вкусные пирожки с вишней.
  3. Кто-то шепотом произнес волшебную фразу.
  4. Отдыхающие расположились на лежаках под зонтами.
  5. Девочка все-таки ухитрилась найти спрятанную от нее шкатулку.
  6. Что сказала бы мама, увидев школьные отметки сына.

Чтобы быстро и правильно находить главные члены в предложении, нужно внимательно изучить данный вопрос и разобрать несколько примеров. Для погружения в тему рекомендуем также ознакомиться со смежной статьёй про грамматическую основу. Она дополнит материал и тогда эта тема не будет вызывать трудностей ни у вас, ни у ваших детей.

Способы выражения подлежащего и сказуемого

Способы выражения подлежащего

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи

Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:

а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);

б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (кто? что?).

Обратите внимание! На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу.

Ср.: На столе лежит карандаш (книга) – именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу) – винительный падеж.

Старший сын уехал в столицу.

Он уехал в столицу.

Старший уехал в столицу

Поднявший меч от меча и погибнет.

Двое уехали в столицу

Любить – это прекрасно.

Жить – родине служить.

Настало и роковое послезавтра

«В» является предлогом.

«А» – противительный союз.

«Не» с глаголами пишется отдельно.

Неслось со всех сторон «ау».

«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» – было его девизом.

Пять стульев стояло у стены.

Несколько стульев стояло у стены.

Часть стульев стояла у стены.

Много стульев стояло у стены.

Двое из нас поедут в столицу.

Каждый из нас поедет в столицу.

Многие из нас поедут в столицу.

Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать.

Млечный путь разостлался по небу.

Белые мухи (снежинки) кружили в небе.

Шапка русых кудрей колыхалась на его голове..

Что-то неприятное было во всем его облике.

Способы выражения сказуемого

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие или признак предмета, названного подлежащим (что говорится о предмете речи?)

Сказуемое бывает простое и составное.

Простое глагольное сказуемое выражается различными глагольными формами. (=1 слово),глагольным междометием, фразеологизмом (его можно заменить одним глаголом).

Обратите внимание: простое сказуемое может быть выражено формой будущего сложного времени (Я буду учиться и после школы) (=2 слова)

Составное глагольное сказуемое образуется из двух глаголов:

глагол в личной форме + инфинитив

Составное именное сказуемое

Глагол-связка БЫТЬ + именная часть

Называться и др. местоимение

Обратите внимание: в некоторых конструкциях глагол связка БЫТЬ в настоящем времени опускается ( Он (есть) порча, он (есть) чума, он(есть) язва здешних мест). В таких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Обратите внимание: сказуемое может быть выражено фразеологизмом.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Бессонова Елена СергеевнаНаписать 15150 21.11.2015

Номер материала: ДВ-177027

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    21.11.2015 403
    21.11.2015 313
    21.11.2015 537
    21.11.2015 435
    21.11.2015 485
    21.11.2015 7386
    21.11.2015 2591

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Что такое подлежащее и сказуемое в русском языке

Подлежащее и сказуемое являются неотъемлемыми частями любого предложения, без которых было бы невозможно сформировать текст и донести информацию до собеседника. Для того чтобы лучше разобраться в теме, следует выяснить, что собой представляет предложение как синтаксическая единица, из чего оно состоит и каким бывает. Далее рассмотрим понятие «члены предложения», их разновидности и основные характеристики. На примерах разберем ситуации, иллюстрирующие особенности подлежащего и сказуемого, и подведем итоги. В конце статьи будет представлен список заданий для самопроверки с ответами.

§ Предложение и члены предложения

Предложение – это важнейшая синтаксическая единица, без которой общение стало бы невозможным. Независимо от количества слов, из которых оно состоит (одно или несколько), в каждом случае предложение отражает какую-то часть окружающей действительности.

Данная синтаксическая единица характеризуется смысловой и интонационной завершенностью и формируется из слов, выполняющих определенную семантико-синтаксическую функцию. Такие слова называются членами предложения и связаны друг с другом грамматически и по смыслу.

Главные члены — это самостоятельные части речи, которые могут быть двух типов:

Первая группа включает подлежащее и сказуемое. Наличие хотя бы одного из них – это обязательное условие для построения любого предложения.

В группу второстепенных членов входят:

Предложением не будет являться:

  1. Перечисление слов, не связанных по смыслу. Например: печка, гайка, дом.
  2. Группа слов, которые не выражают завершенную мысль. Например: дерево растет в.

Если в предложение присутствуют и подлежащее, и сказуемое, то его называют двусоставным. Например: Огонь горит. При наличии только одного главного члена предложение будет называться односоставным. Например: Темнеет. Рассвет.

Предложения могут состоять только из главных членов, либо включать также и второстепенные. В первом случае они будут являться нераспространенными, а во втором – распространенными предложениями.

§ Грамматическая основа предложения

Данную синтаксическую конструкцию составляют сказуемое и подлежащее, так как именно главные члены выражают основное значение любого предложения. Именно в грамматической основе заключается тот или иной фрагмент окружающего мира. При этом он может быть как реально существующим, так и нереальным — желательным, возможным или необходимым.

Реальный фрагмент действительности мы видим на примере: Сегодня рыба хорошо клюет.

Здесь, напротив, отражается желательный либо возможный фрагмент действительности: Я бы тоже хотела разделить этот праздник с тобой.

А в этом случае грамматическая основа выражает побуждение к действию: Спи спокойно, моя радость.

§ Подлежащее

Подлежащее — это главный член предложения, обозначающий предмет речи – то, о чем или о ком говорится в предложении (например, о том, кто действует, испытывает то или иное состояние, имеет определенные характеристики). Подлежащее отвечает на вопросы кто? и что? и в большинстве случаев представлено существительным либо местоимением в форме именительного падежа.

Например: в предложении Зима была снежная подлежащим является слово «зима».

Очень часто подлежащее выступает субъектом действия, которое называет сказуемое. Последнее при этом характеризует подлежащее, то есть тот объект или субъект, который совершает действие или испытывает какое-то состояние.

✍ Способы выражения подлежащего

Как уже было сказано, в большинстве случаев этот член предложения выражается существительным в именительном падеже. Нередко в качестве подлежащего выступают местоимения, например:

  • кое-кто рассказал твой секрет (неопределенное местоимение);
  • почему ты плачешь? (личное местоимение);
  • никто не захотел остаться (отрицательное местоимение);
  • кто виноват в случившемся? (вопросительное местоимение).

Помимо существительного в именительном падеже и местоимения, подлежащее, представленное одним словом, может выражаться:

  • прилагательным (Впереди нас ожидало только хорошее);
  • числительным (Семеро одного не ждут);
  • причастием (Учащиеся вернулись с каникул);
  • глаголом в форме инфинитива (жить по-настоящему – значит всегда быть в центре событий);
  • наречием (Завтра уже наступило).

Подлежащее может быть выражено одним словом, либо сразу несколькими, в том числе неделимыми словосочетаниями (фразеологизмами или словами, которые обозначают определенные понятия):

  • семь яблок лежало на столе – количественное значение (сочетание количественное числительного с существительным в позиции подлежащего встречается довольно часто);
  • каждый из вас достоин лучшей участи – избирательное значение;
  • мы с другом все время проводим вместе – значение совместимости;
  • начало осени выдалось холодным – значение периода;
  • физическая культура – важный предмет – принцип неделимости
  • что-то подозрительное было в том человеке – неопределенное значение (выражено неопределенным местоимением в сочетании с именем, которое с ним согласуется).

Здесь также стоит детальнее рассмотреть наиболее трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим в числе. Существует несколько таких ситуаций:

  1. Подлежащее выражено словами: мало, много, большинство, множество и сочетается с существительным в родительном падеже. Сказуемое употребляется во множественном числе, если речь идет об одушевленном предмете. Например: Большинство моряков сошли на берег. Если подлежащее называет неодушевленный предмет, то сказуемое нужно ставить в единственное число. Например: Множество машин толпится на проезжей части.
  2. В роли подлежащего выступает числительное: два, три, четыре, пять и т.д. в сочетании с существительным в родительном падеже. Сказуемое в этом случае употребляется во множественном числе. Например: Три березы росли под окном. При наличии в предложении глагола было сказуемое употребляется в единственном числе. Например: У друга было два яблока. Глаголы, которые означают присутствие, употребляются в единственном числе. Например: Семь игроков уже вышло на поле, остальные пять задерживались.
  3. Слова около, всего, лишь, только, стоящие перед подлежащим, которое выражено числительным, сочетаются с существительным в родительном падеже. В этом случае используется сказуемое в единственном числе. Например: Прижилось всего пять деревьев. Только три человека проголосовало против.
  4. Если подлежащее выражено словами: двое, трое, четверо, пятеро, то сказуемое ставится во множественное число. Например: Двое друзей играли в домино.

§ Сказуемое и способы его выражения

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего. Отвечает на вопросы: что делает? каков (какой)? что такое? кто такой? что происходит?

Сказуемое обычно согласуется с подлежащим в числе, лице или роде.
Чаще всего выражается глаголом. В некоторых случаях это могут быть и имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Также могут быть и другие части речи в именных сказуемых.

✍ Типы сказуемых

Все сказуемые можно поделить на две группы:

  1. Простое глагольное (ПГС) Например: Ехали(что делали?) медведи на велосипеде.
  2. Составное. В таких конструкциях грамматическое значение вспомогательной частью, смысл сказанного заключается в основной. Для сравнения: Она заговорила (ПГС). – Она начала говорить (СГС). Он учился шесть лет (ПГС). – Он был учеником шесть лет (СИС).

Составные сказуемые, в свою очередь, делятся на типы:

  1. Составное глагольное (СГС). Такое сказуемое формируется из глагола и инфинитива (глагола в неопределенной форме). Например: Вика учится играть (что делает?) на гитаре. Мячик (что делает?) начал сдуваться.
  2. Составное именное (СИС). Выражается глаголом или другой частью речи – наречием, существительным, местоимением, причастием. Например: Холод был (каков?) жуткий. Собака (какова?) – лучший друг человека. Мои друзья стали (каковы?) учеными.

Более подробно о типах сказуемых будет рассказано в отдельной статье.

§ Тире между подлежащим и сказуемым

Ранее в статье несколько раз упоминалось о таком явлении, как нулевая связка в предложении. Рассмотрим такую ситуацию подробнее, ведь именно с ней связана одна из важнейших в русском языке орфограмм – наличие тире между подлежащим и сказуемым.

Выделяют следующие случаи постановки тире между главными членами предложения:

  1. Если оба главных члена предложения выражены именем существительным в именительном падеже, количественным числительным или инфинитивом.
    Например: Воскресенье – последний день недели (воскресенье и день – это имена существительные). Дважды два – четыре (дважды и четыре – это количественные числительные). Беречь природу – любить родину (беречь и любить – это глаголы в неопределенной форме).
  2. Если один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – инфинитивом или количественным числительным.
    Например: Расстояние от Москвы до Владивостока – девять тысяч километров.
  3. Если перед сказуемым стоит указательная частица это (вот, это есть), а также слово «значит».
    Например: Штиль – это полное безветрие. Выпить кофе – это лучший способ взбодриться. Создать настоящую дружбу – это мастерство, а сохранить ее на всю жизнь – это великое достижение.
  4. Тире нужно ставить между подлежащим-инфинитивом и сказуемым-наречием, которое оканчивается на -о, если между главными членами присутствует пауза.
    Например: Нехорошо это – обманывать.
  5. Тире должно быть при подлежащем, если оно выражено личным местоимением, а сказуемое представлено существительным в именительном падеже при соблюдении одного из условий:
    • если есть логическое подчеркивание (Он – дилетант);
    • если предложения параллельны друг другу (Они – народ тихий, покорный. Мы – свободолюбивые граждане);
    • при наличии инверсии (обратный порядок слов в предложении). Например: Виновник сегодняшнего торжества – ты.
  6. Тире также ставится перед сказуемым, которое выражено причастием, прилагательным, местоимением, если:
    • части предложения имеют смысловое разделение (Твои секреты – только твои. Вся добыча – моя);
    • есть однородные сказуемые (Работа моя – интересная, сложная, разнообразная);
    • части предложения структурно разделены (День – солнечный, небо – чистое, трава – зеленая).

Также необходимо знать, когда тире между подлежащим и сказуемым НЕ ставится.

  1. Подлежащее выражено местоимением. Например: он библиотекарь, мы друзья, вы ученики.
  2. Сказуемое присоединяется с помощью любого сравнительного союза (как, будто, словно, точно). Например: пение как соловьиные трели.
  3. Сказуемое выражено существительным с отрицанием (то есть перед словом стоит частица НЕ). Например: слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
  4. Главные члены выражены существительным или числительным в именительном падеже, но:
    • связка не нулевая. Например: предательство есть страшное преступление, пианист был настоящий виртуоз;
    • между подлежащим и сказуемым есть вводное слово, наречие, союз или частица. Например: Этот доктор, кажется, хирург. Мой отец теперь лучший учитель в городе. Мой брат тоже учитель. Понедельник только начало рабочей недели;
    • перед сказуемым стоит зависимое от него дополнение. Например: Виктор ему брат;
    • сказуемое находится перед подлежащим. Например: Чудесные создания эти лемуры;
    • грамматическая основа образует неделимое словосочетание (фразеологизм). Например: Два сапога пара.
  5. Грамматическая основа представлена инфинитивами либо инфинитивом и существительным (числительным) в именительном падеже, но порядок слов в предложении обратный и пауза отсутствует. Например: Какое удовольствие гулять по парку летом! При этом если пауза присутствует, то тире ставится даже при обратном порядке слов. Например: Это поистине волшебное чувство – любить.
  6. Если перед сказуемым есть слова это, значит, то тире НЕ нужно ставить в таких случаях:
    • значит – это вводное слово. Например: Облака рассеялись, значит, дождя сегодня не будет;
    • значит – это глагол. Например: Персона нон грата на латинском значит нежелательное лицо. Он не разговаривает со мной, значит, обиделся. Твое мнение значит для меня гораздо больше, чем ты думаешь;
    • слово это является подлежащим. Например: Это мой долг.
  7. Подлежащее – инфинитив, а сказуемое – наречие, которое оканчивается на -о. Например: Отдыхать весело.
  8. Сказуемое представлено прилагательным, причастием, местоимением. Например: Нож острый. Книга твоя.

§ Итоги

Предложение обязательно включает подлежащее и сказуемое либо одно из них. Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными. Предложения, которые включают второстепенные члены, называются распространенными.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Подлежащее – это один из главных членов предложения. Оно называет то, о чем говорится в предложении. Может быть выражено другими словами, выступающими в роли имени существительного:

  • именной частью речи (существительным, местоимением, числительным, прилагательным, причастием) в именительном падеже;
  • глаголом в неопределенной форме;
  • сочетанием количественного числительного с существительным;
  • фразеологизмом, фразеологическими оборотами;
  • синтаксически неделимым словосочетанием;
  • целыми предложениями.

Сказуемое – это второй главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего. Выражается глаголом, существительным прилагательным и другими частями речи.

§ Упражнения для самоконтроля

Для проверки полученных знаний предлагаем выполнить несколько заданий по рассмотренной в статье теме.

1. Соотнесите часть речи, через которую выражено подлежащее, с примером из второго столбца.

Вариант I

1. Существительное1. Играть в шахматы – мое любимое занятие.
2. Местоимение2. Тринадцать – таинственное число.
3. Инфинитив3. Елена Николаевна – наш классный руководитель.
4. Числительное4. Этот памятник был установлен в XIX веке.
5. Сочетание числительного с существительным5. Кто-то постучал в дверь.
6. Синтаксически неделимое сочетание6. Пятеро товарищей отправились на рыбалку.

Ответ: 1-4, 2-5, 3-1, 4-2, 5-6, 6-3.

Вариант II

1. Существительное1. Танцевать – вот мое предназначение.
2. Местоимение2. Пять – идеальная оценка.
3. Инфинитив3. Река Омка впадает в Иртыш.
4. Числительное4. Воздух буквально плавился от жары.
5. Сочетание числительного с существительным5. Что-то случилось с этим компьютером.
6. Синтаксически неделимое сочетание6. Три мушкетера – верные товарищи.

Ответ: 1-4, 2-5, 3-1, 4-2, 5-6, 6-3.

2. Выберете правильный вариант написания, объясните свой выбор.

Вариант I

1). Множество людей собрал(ось/ись) на площади. 2). Много звезд горел(и/о) на небе. 3). Две машины столкнул(ось/ись) на трассе. 4). В городе был(о/и) пять театров. 5). Две тысячи человек уже собрал(ось/ись) на площади. 6). Только пять учеников справил(ось/ись) с заданиями. 7). Четверо детей играл(о/и) в песочнице.
Ответ: собрались, горело, столкнулись, было, собралось, справилось, играли.

Вариант II

1). Большинство ребят устал(о/и) после тяжелого дня. 2). Мало растений зацвел(и/о) в этом году. 3). Пять ударов колокола прозвучал(о/и) вдалеке. 4). У моего дедушки был(и/о) две собаки. 5). Двести студентов сидел(и/о) в зале. 6). Всего лишь два светофора не работал(и/о) сегодня. 7). Трое друзей пошл(о/и) гулять.
Ответ: устали, зацвело, прозвучали, было, сидело, не работало, пошли.

3. Назовите тип сказуемого.

Вариант I

1). С малых лет я стал интересоваться книгами. 2). Выигрыш был значителен. 3). Дождь словно плотная стена, повисшая между небом и землей. 4). Мысли эти были неприятны. 5). Я всегда мечтала научиться кататься на коньках. 6). Боря – самый обидчивый из моих друзей. 7). В будущем он планирует стать учителем. 8). Увидев, сколько подарков ему преподнесли, брат стал бурно радоваться своему нежданному счастью.
Ответ: СГС, СИС, СИС, СИС, СГС, СИС, СГС, СГС.

Вариант II

1). Завтра он будет играть Онегина в школьном спектакле. 2). Я была очень рада оказать вам поддержку. 3). Ее руки были холодны как лед. 4). Этот праздник – главное событие уходящего года. 5). Во время урока соблюдайте тишину. 6). Моя сестра будет счастлива поддержать тебя перед соревнованием. 7). Подруга была чем-то расстроена. 8). Он уже заканчивал работать над своим проектом.
Ответ: ПГС, СГС, СИС, СИС, ПСГ, СГС, СИС, СГС.

4. Определите, где нужно ставить тире, а где нет.

Вариант I

1). Я (?) профессиональный переводчик. 2). Лондон (?) столица Великобритании. 3). Купить эту машину (?) выкинуть деньги на ветер. 4). Играть в футбол с друзьями (?) лучшее развлечение. 5). Поражение в этом соревновании (?) не конец света. 6). Ноги у нее (?) словно спички. 7). Неделя (?) это семь дней. 8). Одежда (?) мокрая и холодная.
Ответ: нет, да, да, да, нет, нет, да, нет.

Вариант II

1). Умеренное занятие спортом (?) полезная для здоровья вещь. 2). Найти себя в этом мире (?) вот что для меня смысл жизни. 3). Высшее образование (?) не показатель ума. 4). Конституция (?) это основной закон многих государств. 5). Ты (?) самое дорогое, что у меня есть. 6). Он (?) неисправимый бездельник. 7). Волосы у нее (?) как шелк. 8) Задания (?) очень сложные.
Ответ: да, да, нет, да, нет, нет, нет, нет.

5. Замените данные предложения близкими по смыслу в соответствии с образцом. Поставьте тире там, где это необходимо.
Образец: Мой отец работает на тракторе. – Мой отец – тракторист.

Вариант I

1). Старшая сестра недавно поступила в университет. 2). Мой друг играет на фортепиано. 3). Этот мужчина лечит людей. 4). Вова говорит на пяти языках. 5). Таня проводит экскурсии.
Ответ: Старшая сестра – первокурсница. Мой друг – музыкант. Этот мужчина – врач. Вова – полиглот. Таня – экскурсовод.

Вариант II

1). Моя мама занимается воспитанием малышей в детской саду. 2) Ты побывал во многих странах мира. 3). Мой брат любит поспать до обеда. 4). Этот человек не любит врать. 5). Вова создает фильмы.
Ответ: Моя мама – воспитательница. Ты путешественник. Мой брат – соня. Этот человек не лжец. Вова – режиссер.



источники:

http://infourok.ru/sposobi-virazheniya-podlezhaschego-i-skazuemogo-603506.html

http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/osnovnaya-shkola/chto-takoe-podlezhashhee-i-skazuemoe-v-russkom-yazyke.html