Морфологический разбор сказуемого примеры

Морфологический разбор глагола

Морфологический разбор подразумевает характеристику слова как часть речи. Нужно проводить морфологический разбор глагола, если ты видишь после слова надстрочную цифру «3» — смотрит 3 .

Схема морфологического разбора глагола:

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (для глагола это неопределённая форма).
  3. Спряжение.
  4. Вид.
  5. Время.
  6. Лицо и число (для глаголов в настоящем и будущем времени). Род и число (для глаголов в прошедшем времени).
  7. Каким членом предложения является (обычно это главный член предложения — сказуемое).

Пример устного рассуждения:

Дано предложение: Где-то далеко дятел стучит 3 по дереву.

стучит

  1. Стучит — глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?
  2. Начальная форма у глагола — это неопределенная форма: что делать? — стучать .
  3. Глагол II спряжения, т.к. окончание — ит под ударением.
  4. Глагол несовешенного вида, определяю по вопросу — что делать?
  5. Глагол стучит употреблен в форме настоящего времени, определяю это по вопросу — что делает? и окончанию — ит .
  6. Глагол стоит в форме 3-го лица единственного числа, определяю это по вопросу, окончанию и местоимению, которое можно подставить — дятел стучит — он стучит.
  7. В предложении является сказуемым: дятел (что делает?) стучит .

Дано предложение: Когда вы досмотрите 3 этот фильм?

досмотрите

  1. Досмотрите — глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что сделаете?
  2. Начальная форма — неопределенная форма — что сделать? — досмотреть .
  3. Глагол II спряжения, это глагол исключение (смотреть).
  4. Глагол совершенного вида, определяю по вопросу — что сделаете?
  5. Глагол стоит в форме будущего времени, определяю это по вопросу и окончанию — ите .
  6. Глагола употреблен в форме 2-го лица множественного лица, определяю это по окончанию — ите и местоимению: вы досмотрите .
  7. В предложении является сказуемым: вы (что сделаете?) досмотрите .

Дано предложение: Она узнала 3 его мгновенно.

узнала

  1. Узнала — глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что сделала?
  2. Начальная форма — неопределенная форма — что сделать? — узнать .
  3. Глагол I спряжения, т.к. в неопределенной форме оканчивается на -ать и не относится к исключениям.
  4. Глагол совершенного вида, определяю по вопросу — что сделать?
  5. Глагол стоит в форме прошедшего времени, определяю по вопросу — что сделала?
  6. Глагол употреблен в форме женского рода единственного числа, определяю по вопросу что сделала? и окончанию — а .
  7. В предложении является сказуемым: она (что сделала?) узнала .

Образец письменного разбора

Дано предложение: Где-то далеко дятел стучит 3 по дереву.

стучит

Дано предложение: Когда вы досмотрите 3 этот фильм?

досмотрите

Дано предложение: Она узнала 3 его мгновенно.

узнала

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Морфологический разбор глагола

О чем эта статья:

Основные понятия

Сформулируем, что такое глагол и узнаем, из чего состоит его морфологический разбор.

Глагол в русском языке — это это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Морфологический разбор глагола — это выявление постоянных и непостоянных признаков глагола, как самостоятельной части речи в русском языке.

Давайте узнаем, из чего состоит морфологический разбор глагола и как его выполнять.

Порядок морфологического разбора глагола

Морфологические признаки глагола:

Начальная (неопределенная) форма.

Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.

Непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, род, число.

План морфологического разбора глагола: памятка

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).

Начальная форма (инфинитив).

совершенный (что сделать?);

несовершенный (что делать?).

переходный (употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);

непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).

возвратность (возвратный, невозвратный).

изъявительное (что делал? что делает? что сделает?);

повелительное (что делай?);

условное (что делал бы? что сделал бы?).

время (только в изъявительном наклонении);

лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);

род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение).

Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом предложения).

Вот так выглядит схема морфологического разбора глагола. Ее можно сохранить на смартфон или распечатать и пользоваться при выполнении заданий.

А теперь рассмотрим образцы разбора глаголов с разной грамматической формой в предложении.

Примеры морфологического разбора глагола

В пятом классе школьники только начинают касаться темы морфологического разбора. А в седьмом классе уже есть все знания, чтобы производить самостоятельно полный письменный морфологический разбор глагола. Потренируемся на примерах.

Пример 1

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Любишь — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делаешь?

Морфологический разбор глагола

На прошлых занятиях мы с вами определились, что для того чтобы уметь владеть языком, — нужно учиться и постоянно разбираться с примерами. Мы выяснили, что такое ли́ца глаголов и как определять их возвратность. Надеюсь, что вы запомнили каждый из этих признаков и теперь без проблем сможете ответить на любые вопросы.

Перейдем к сегодняшней теме — морфологический разбор глаголов. Неотъемлемая часть обсуждения, поэтому включайте свое внимание и приступим к разбору. А в конце темы вас ждёт небольшое тестирование, для точного закрепления материала.

Схема — описание морфологического разбора

Сначала освоим терминологию, чтобы определиться с основным посылом.

Морфологический разбор — есть обнаружение постоянных/непостоянных типов глагола, в формате самостоятельной части речи. Он состоит из цельной и структурированной системы оценки, благодаря которой, легко и просто разобраться с каждой деталью части речи.

Вы уж точно знаете, что глагол — это независимая единица, отвечающая на “что делать? что сделать?”; как например: уходить, мечтать, плясать, резвиться, учиться и так далее.

Сейчас при помощи схемы, мы поэтапно рассмотрим каждую деталь:

  1. Определяем составную часть речи ( общее грамматическое положение).
  2. Указываем инфинитив (простая форма).
  3. Приступаем к морфологическому разбору.
    1. Расписываем постоянные показатели :
      • определяем вид глагола (совершенный или несовершенный);
      • уточняем переходность или же непереходность;
      • определяем возвратность;
      • спряжение.
    2. Расписываем непостоянные показатели :
      • выясняем тип наклонения: изъявительное, условное, повелительное;
      • время — лишь для изъявительного!;
      • какое число (единственное или множественное);
      • определяем лицо (настоящее, будущее время; обязательно в повелительном наклонении);
      • род (лишь для прошедшего времени изъявительного наклонения).
  4. Напоследок, разбираемся с синтаксической принадлежностью .

Подробный образец разбора

Структура достаточно объёмная, но на примерах будет достаточно легко и понятно.

  1. Любите— что делаете?; глагол, который отмечает действие.
  2. Начальная форма — любить.
  3. Разбираемся с морфологией.
    1. Неизменяемые признаки :
      • несовершенный вид глагола (действие не завершилось);
      • переходная форма (требуется контакт с объектом);
      • по возвратности — невозвратный (не заканчивается на -ся/-сь);
      • второе спряжение (любить — окончание -ить).
    2. Изменяемые признаки :
      • изъявительное наклонение;
      • простое настоящее время;
      • множественное число;
      • второе лицо.
  1. Выполняет функции сказуемого в настоящем предложении.

Вот так выглядит подробный письменный анализ. Обязательно, нужно каждый пункт анализировать, прежде чем выдавать письменный или устный ответ. Эту схему необходимо изучить и запомнить.

Дополнительные примеры морфологического разбора глагола

Пример № 1

  1. Началась — описывает процесс, отвечающий на “что сделала?”.
  2. Инфинитив — начаться.
  3. Морфологический разбор
    1. Неизменяемые признаки :
      • совершенный вид;
      • непереходная форма;
      • возвратный тип (заканчивается на -ся/-сь);
      • первое спряжение.
    2. Изменяемые признаки :
      • изъявительное наклонение;
      • прошедшее время;
      • единственное число;
      • второе лицо.
  4. Осуществляет функции сказуемого.

Пример № 2

  1. Стучит — “что делает?” — показывает действие.
  2. Начальная форма — стучать.
  3. Морфологический разбор
    1. Постоянные показатели: несовершенная форма, возвратный, переходный, первое спряжение.
    2. Непостоянные показатели : изъявительное наклонение, настоящее время, третье лицо единственного числа.
  4. Глагол использован в качестве сказуемого.

Пример № 3

  1. Пошёл — “что сделал?”, выполняет действие.
  2. Инфинитив — пойти (что сделать?)
  3. Морфологический разбор
    1. Постоянные признаки: совершенный вид, переходный, невозвратный, первое спряжение.
    2. Непостоянные признаки : изъявительное наклонение, время прошедшее, единственное число, мужской род.
  4. Представлен сказуемым.

Пример № 4

Папа научил меня кататься на самокате.

В данном примере представлены сразу два слова на разбор:

  1. Научил — “что сделал?” — слово, обозначающие действие.
  2. Инфинитив — научить (что сделать?)
  3. Морфологический разбор
    1. Постоянные признаки: совершенная форма; переходный вид; возвратный глагол; второе спряжение.
    2. Непостоянные признаки : изъявительное наклонение; время прошедшее; единственное число мужского рода.
  4. В предложении представлен вспомогательным глаголом составного глагольного сказуемого.
  1. Кататься — “что делать?”, — указывающий действие.
  2. Начальная форма такая же — кататься.
  3. Морфологический разбор
    1. Постоянные признаки: несовершенная форма, непереходной, возвратный глагол; первое спряжение.
    2. Непостоянные признаки : изъявительное наклонение; настоящее время.
  4. В предложении представлен неопределённой формой составного глагольного сказуемого.

Тестовые задания на закрепление материала

Если вы ответили на все 8 вопросов — я вас поздравляю! Вы усвоили все правила, приняли во внимание все нюансы и окончательно поставили точку в данной теме. Тренируйтесь и всё у вас запомнится.


источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/morfologicheskij-razbor-glagola

http://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/morphologiya/glagol/morfologicheskiy-razbor-glagola.html