Морфология и законы правописания конспект

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Морфология и орфография

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Морфология – раздел языкознания.

2. Части речи: самостоятельные и служебные.

3. Морфологические признаки самостоятельных частей речи.

4. Орфография – раздел языкознания.

Морфология – раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Самостоятельные части – это слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения.

Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила.

Орфограмма – это правильное написание какого-либо слова.

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2018. – 175 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. С. 32

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое морфология? Морфология – это раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Мы знаем, что в русском языке есть самостоятельные части речи и служебные. Самостоятельные части речи – это слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения.

Чтобы определять части речи и отличать их друг от друга, необходимо учитывать морфологические и синтаксические признаки.

Рассмотрите таблицу. В ней наглядно представлены основные морфологические и синтаксические признаки таких самостоятельных частей речи, как существительное, прилагательное, местоимение и глагол.

Возьмём для примера предложение: «По весеннему небу плывут белые облака». Разберём из этого предложения прилагательное и глагол.

I. Облака (что делают?) плывут

Начальная форма – плыть

II. Постоянные признаки: несовершенный вид, 1 спряжение, невозвратный, непереходный. Непостоянные признаки: употреблён в форме изъявительного наклонения, в настоящем времени, в третьем лице, множественном числе.

III. Облака (что делают?) плывут (в предложении является сказуемым).

I. Облака (какие?) белые

Начальная форма – белый.

II. Постоянные признаки: качественное. Непостоянные признаки: употреблено во множественном числе, в именительном падеже.

III. Облака (какие?) белые (в предложении является определением).

Мы обобщили свои знания, вспомнили основные признаки самостоятельных частей речи. Но кроме самостоятельных частей речи в русском языке есть и служебные. Это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. К ним относятся предлоги, союзы, частицы.

И самостоятельные, и служебные части речи необходимо писать правильно, без ошибок. Орфография – это раздел языкознания, который изучает систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Орфограмма – это правильное написание какого-либо слова по определённому правилу или по традиции.

Перед вами небольшой текст, на примере которого постараемся вспомнить изученные ранее орфограммы.

Из деревьев на Севере чаще всего увидишь ель и сосну. Это вечные соперницы. Ель растёт на более влажных местах. Корни её неглубоки, и на Крайнем Севере это помогает ей бороться с мертвящим прикосновением вечной мерзлоты. Ель теневынослива и легко уживается под пологом более высокой, менее густой сосны. Но ветви ели плотно застилают солнце, и в еловом лесу всегда темно. Сосна любит сухие песчаные пригорки. Деревья стоят небольшими группами, и в сосновом бору всегда торжественно и светло.

Уже из первого предложения мы можем назвать несколько орфограмм:

1) деревьев – проверяемая безударная гласная в корне слова (деревьев – дерево).

2) Севере – имя собственное, пишется с заглавной буквы;

3) увидишь – в этом слове 2 орфограммы: безударная гласная в личных окончаниях глагола, правописание которой зависит от спряжения глагола; ь на конце слова после шипящего указывает на то, что это глагол 2 лица, единственного числа.

В 3-м предложении в слове растёт мы отметим чередующуюся гласную в корне слова.

Будьте внимательны при написании каждого слова. Постоянно развивайте навык грамотного письма.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Укажите строки с чередующимися гласными в корне слова.

А) г..релый, прик..сались, подб..рать;

Б) р..сток, прил..жить, утв..рждать;

В) к..сить, выр..щенный, прил..гать;

Г) расст..лить, з..рница, предл..жить.

Комментарий к заданию: необходимо вспомнить изученные ранее чередующиеся гласные в корне слова и уметь их отличать от других орфограмм.

Выделите цветом слова с ошибками в написании.

1) Над рекой расстелается туман;

2) Мы прикоснулись к белоствольной берёске;

3) На каникулах дети хорошо оддохнули.

Комментарий к заданию. Во-первых, чтобы успешно выполнить это задание, необходимо вспомнить правописание чередующихся гласных е – и в корнях слов, оглушение и озвончение согласных, а также правописание согласных на конце приставок.

Правильный ответ: расстелается, берёске, оддохнули.

«Морфология и орфография». Конспект занятия элективного курса «Русский язык. Практикум» с учащимися 10-го класса

Ход занятия

1. Орфоэпическая разминка.

БралА, внялА, взялА, гналА, добылА, ждалА, забралА, задалА, занялА, отнялА, порвалА, принялА, снялА, дралАсь, заперлАсь, рвалАсь, послАла, позвонИла, занЯть, занятА, занЯв, занятОй (человек), зАнятый (кем-либо), занЯвший, начАть, нАчал, нАчато, началА, нАчали, понЯть, пОнял, понялА, пОнято, понЯвший, прИбыл, прибылА, прибЫть, прибЫвший, сбЫться, сбылАсь, сбылИсь, сбылОсь, сердИть, сержУ, сЕрдит, сердЯщий, создАть, сОздал и создАл, сОздано, углубИть, углубИт, углублённый.

КомпромИсс – соглашение на основе взаимных уступок.

КомпромИссный – имеющий характер компромисса, соглашения.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритичное следование любому образцу, обладающей наибольшей силой давления.

КонформИст – букв. согласный.

КонфОрмность – (психол.) усвоение индивидом определённый групповых норм, привычек, ценностей; необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы.

НонконформИзм — (от лат. non – “нет”, cjnformis – “сходный”) – в первичном значении отказ от общепринятого религиозного учения, требование реформы государственной церкви. Политический смысл термины конформизм и нонконформизм приобрели в 60 – 80 гг. ХХ века, когда на Западе появились настроения, связанные с неприятием устоявшихся форм социальной жизни. В основном это вылилось в движения молодёжного протеста, хиппи, сексуальной революции.

2. Работа над эпиграфом урока.

Орфография предельно упрощает чтение, делает его беглым и лёгким. Поэтому она и заслуживает благодарности всех читающих. Орфография … не только помогает быстрее читать, она позволяет быстрее сосредоточиться на содержании, позволяет читать, не замечая, как написан текст. Не будь орфографии, мы всё время бы разглядывали одежду слова, не замечая самого слова.

  1. Докажите справедливость слов М. Панова.
  2. Что такое орфография?
  3. Можно ли считать слова орфография и правописание синонимами?
  4. На каких принципах строится современная русская орфография? Аргументируйте свой ответ.

3. Принципы русской орфографии. Беседа с использованием презентации “Принципы русской орфографии”.

4. Практические задания.

ЗапЕвать – запИвать, привЕдение – привИдение, умАлять – умОлять, сЕдеть – сИдеть, освЯщение – освЕщение.

Какому принципу орфографии соответствуют эти написания?

Выпишите из текста слова, написание которых соответствует морфологическому принципу; слова, в написании которых использованы другие принципы русской орфографии.

Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты.
Высоких дум и простоты;
Но та и быть – рукой пристрастной
Прими собранье пёстрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идельных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, мягких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

  • Выпишите из текста слова с чередующимися гласными и согласными в корне. Объясните орфограммы в выделенных словах.
  • Горит восток зарёю новой.
    Уж на равнине, по холмам
    Грохочут пушки. Дым багровый
    Кругами всходит к небесам
    Навстречу утренним лучам.
    Полки ряды свои сомкнули.
    В кустах рассыпались стрелки.
    Катятся ядра, свищут пули;
    Нависли хладные штыки.
    Сыны любимые победы,
    Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
    Волнуясь, конница летит;
    Пехота движется за нею
    И тяжкой твёрдостью своею
    Её стремление крепит.

    5. Слово учителя.

    Термин “морфология” был введён в Х1Х веке взамен термина “этимология”. Применявшегося для названия того раздела грамматики, котором описывались склонения и спряжения. В настоящее время это значение у слов “этимология” является устаревшим, а термин “морфология” прочно вошёл в лингвистику для обозначения того раздела грамматики, который изучает формы слова. Систему форм – парадигму, систему формоизменения; на современном этапе особое внимание уделяется изучению значения (семантики) грамматических форм. Центральными понятиями морфологии (как и грамматики в целом) являются: грамматическая категория, грамматическое значение, грамматическая форма, а также грамматические разряды слов – части речи. Части речи делятся на самостоятельные (имена, местоимения, глагол, причастие, деепричастие, наречие, слова категории состояния) и служебные (союз, предлог, частица, мкждометия, звукоподражательые слова).

    Самостоятельные слова выделяются на основании трёх признаков:

    • общекатегориального значения;
    • морфологических признаков;
    • синтаксических свойств.

    В основу классификации служебных частей речи положены два признака:

    • общая семантика класса;
    • функциональное назначение в речи.

    Вопрос о частях речи в русском языке до сих пор не является окончательно решённым. По-прежнему остаётся открытым вопрос о месте местоимений, порядковых числительных, причастий и деепричастии. Не всеми исследователями признаётся самостоятельной такая часть речи, как слова категории состояния. Впервые слова категории состояния в самостоятельную часть речи выделил академик Л.В.Щерба в своей статье “О частях речи в русском языке” (1928 г.)

    Комплексный анализ текста

    Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя лёгкие пушистые перья. Вожак, не мигая, смотрит только вперёд, за дымку горизонта, остальные, тоже не мигая, — вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Поэтому-то и плывёт так медленно!

    1. Озаглавьте текст.
    2. Какие синтаксические конструкции использует автор для описания полёта журавлей?
    3. Можно ли заменить деепричастные обороты синонимичными им причастными оборотами? Если нельзя, то почему?
    4. Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте.
    5. Подчеркните члены предложения во всём тексте, определите части речи.
    6. Морфологический разбор деепричастия, наречия, глагола, причастия.

    Морфология и орфография — урок 2
    методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

    Урок11 — 7 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_11._morfologiya_i_orfografiya_-_urok_2.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок 11 (7 класс)

    Тема: Морфология и орфография Урок №2 (§ 6)

    2. Проверка домашнего задания на доске . ( § 6, Упр. 31.)

    (Морфологический разбор выполняется на доске.)

    Пока двое работают у доски, остальные выполняют

    Примерять новый костюм, победить в состязании, своё мировоззрение, преодолеть препятствие, произвести впечатление, собирать коллекцию, мечтать о путешествии, провести исследование, участвовать в гонке, ссориться с друзьями, , прикоснуться к руке, расположиться на ночлег, чувствовать аромат, преградить дорогу, легко дышится, сегодня нездоровится, ожёг руку, сходить на футбол, малыш развивается.

    — Какие орфограммы нам встретились?

    4. Проверка домашнего задания, выполненного на доске.

    5. Повторение местоимения и числительного.

    Вспомните, что вы знаете о числительном.

    ( На какие группы они делятся?

    Назовите постоянные признаки числительных .)

    Я зачитаю слова, а вы должны выписать в тетради только числительные

    Столетие, двадцать пятый, первый, шестеро, сотенный, сотый, обе, вторично, пятиминутка, семь, восьмёрка, девятый, три четвёртых, утроить, первичный, четырёхугольник, семьсот тридцать два, десяток, вторник, одна целая пять десятых, второстепенный, первенство.

    Определите у выписанных числительных всё морфологические признаки.

    Просклоняйте числительные 1543; 195.

    Образуйте сложные прилагательные и существительные.

    3 угол, 10 этажей, 400 километров, 70 баллов. 1 класс, 1000 лет, 7 струн,

    11 метров, 9 мест.

    ( Ответы : треугольный, десятиэтажный, четырёхсоткметровый, семидесятибалльный, первоклассник, тысячелетие,

    семиструнный, одиннадцатиметровый, девятиместный.)

    Какие числительные обладают родовыми различиями?

    Запишите несколько из них; придумайте (устно) два предложения

    с этими словами

    (Один, два и все порядковые.)

     Назовите числительные с удвоенными согласными

    (одиннадцать, миллион, миллиард).

    Запишите прописью числительные и поставьте существительные в нужный падеж.

    3,5 процент. 0,18литр..; к 5,5прибавить 8,07; от 11,25 отнять 4, 564.

    Задание 7 (устно).

    Сколько сейчас времени?

    Которое место ты мне занял?

    В сколько метрах от дома находится магазин?

    С какого ты года рождения*?

    Выводы по уроку.

     Правописание каких частей речи мы сегодня повторили?

     Что показалось сложным?

    Просклоняйте числительные: 547, 190. Составьте с ними (3-4) словосочетания.


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/576932

    http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/11/14/morfologiya-i-orfografiya-urok-2