Моя бабушка рано поседела объяснить правописание

Презентация по русскому языку на тему «Безударные гласные в корне слова» (5-9 классы)

Описание презентации по отдельным слайдам:

ГБОУ Школа 1995 г. Москвы Тема: «Безударные гласные в корне слова» Орфографический тренинг Автор :учитель русского языка и литературы высшей категории Калуга Лариса Васильевна 2015 г. 123:

Тема :Безударные гласные в корне слова

Цель урока: Вспомнить что? Где находятся безударные гласные. Повторить что? Как проверить безударную гласную в корне. Узнать что? Исключения из правила. Закрепить что? Способы проверки. Научиться чему? Применять правило. Подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ.

Почему вызывают затруднения? Они обозначаются теми же звуками, что и ударные, но произносятся неясно т.е. ПРОИЗНОШЕНИЕ НАПИСАНИЕ. гАлАва – гОлОва мАлАдёжь – мОлОдёжь

Что делать? Проверить, т.е. поставить под ударение.

Способы проверки Что можно изменить? Измените форму слова: гора- горы, река- реки, стена – стены, часы-час; Измените падеж им. сущ: вода- воду, полей -поле, весна — вёсны; Измените род у гл. прошедшего времени: взяла –взял, вела-вёл; Измените время глагола: боролся -борется, показал –покажет, несёт-нёс; Образуйте краткую форму имени прил.: седой –сед, зелёный –зелен; Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник – полк; Подберите однокорневое слово другой части речи: непереводимый – перевод, удалиться –даль, непримиримый – мир, воссоединение — единый

Что проверять нельзя? 1. Слова с чередующимися гласными в корне: заря – зорька 2. Глагольные корни с О: говорить – уговаривать, опоздать – опаздывать 3. Слова иноязычного происхождения: абонемент – абонировать, аккомпанемент – аккомпанировать дезинфекция — дезинфицировать 4. Слова с различной этимологией: Долина дол, НО далеко даль

Первичное закрепление. Объясните правописание гласных в корнях слов, подбирая к ним родственные слова. Жалеть Шалить Пастух Опасаться Прелесть Объединение Платить Плотина Расщепить Ощипать Зачастили Вычистили Обнажать Неиссякаемый

Закрепление. Исправьте ошибки. Моя бабушка рано посидела. Старушка поседела на скамейке и опять пошла. Над Домом дружбы развивается флаг. Ребёнок быстро растёт и развевается. Частота в доме радует глаз. Чистота употребления слов в речи не одинакова. Моё друг умел примерять товарищей, если они ссорились. Покупая одежду, необходимо примирять платья костюмы.

Закрепление. Исправьте ошибки. Зачем вы умаляете его признать ошибку? Этот человек неисправим. Напрасно вы умоляете заслуги этого учёного. Фары автомобиля освятили часть улицы. Он посветил свою жизнь творчеству. Спортсмен пять раз обижал футбольное поле. Мой брат никогда меня не обежал.

Закрепление. Вставьте пропущенные буквы. Моя бабушка рано пос…дела. Старушка пос…дела на скамейке и опять пошла. Над Домом дружбы разв…вается флаг. Ребёнок быстро растёт и разв…вается. Ч…стота в доме радует глаз. Ч…стота употребления слов в речи не одинакова. Моё друг умел прим…рять товарищей, если они ссорились. Покупая одежду, необходимо прим…рять платья костюмы. Зачем вы ум…ляете его признать ошибку? Этот человек неисправим. Напрасно вы ум…ляете заслуги этого учёного. Фары автомобиля осв…тили часть улицы. Он посв…тил свою жизнь творчеству. Спортсмен пять раз об…жал футбольное поле. Мой брат никогда меня не об…жал.

Закрепление. Объясните правописание выделенных слов. Моя бабушка рано поседела. Старушка посидела на скамейке и опять пошла. Над Домом дружбы развевается флаг. Ребёнок быстро растёт и развивается. Чистота в доме радует глаз. Частота употребления слов в речи не одинакова. Моё друг умел примирять товарищей, если они ссорились. Покупая одежду, необходимо примерять платья костюмы. Зачем вы умоляете его признать ошибку? Этот человек неисправим. Напрасно вы умаляете заслуги этого учёного. Фары автомобиля осветили часть улицы. Он посвятил свою жизнь творчеству. Спортсмен пять раз обежал футбольное поле. Мой брат никогда меня не обижал.

Самостоятельная работа. Вставьте пропущённые буквы, учитывая значение слов. Л…жу – л…жу Сп…ши – сп…ши Расп…вать – расп…вать Ж…вать – пож…вать Разв…вать – разв…вать Л…пить – прил…пать Посв…щать – просв…щать

Самостоятельная работа. Подберите родственные слова к приведённым парам. Употребите их в предложениях. Лежу – лижу Спеши – спиши Распевать – распивать Жевать – поживать Развевать – развивать Лепить – прилипать Посвящать — просвещать

Самостоятельная работа. Подберите родственные слова к приведённым парам. Употребите их в предложениях. Лежу –лёжка; лижу- лижет Спеши- спешка; спиши — пишет Распевать – петь; распивать — пить Жевать – жёваный; поживать — жить Развевать – веет; развивать -развитие Лепить – лепка; прилипать — липнет Посвящать- святость; просвещать — свет

Подведение итогов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Быстро заш…гать, д…лёкие края, загр…ничные п..спорта, под…рить цветы, нар…диться в новое платье, расск…зать о прогулке, присоед…ниться к группе туристов, объед…ниться в союзы, погл..деть вверх, посв…тить фарами автомобиля, разл..мать забор, пос…дить яблони, разв…зать узлы, запл…тить за билет, пок…зать картину. Какие иноязычные слова нельзя проверить?

Проверяем себя! Быстро зашагать, далёкие края, заграничные паспорта, подарить цветы, нарядиться в новое платье, рассказать о прогулке, присоединиться к группе туристов, объединиться в союзы, поглядеть вверх, посветить фарами автомобиля, разломать забор, посадить яблони, развязать узлы, заплатить за билет, показать картину.

Вставьте слова по смыслу. Соблюдать ч…стоту – ч…стота радиоволн частота – чистота Нав..вать скуку – нав…вать проволоку навивать –навевать Разр…дить атмосферу –разр…дить посевы разрядить — разредить Прож…вать хлеб – прож…вать по адресу проживать – прожевать Ув…дать друга – ув…дать от жары увядать – увидать Скр…пить подписью – скр…петь на морозе скрепить — скрипеть

Проверьте себя! Соблюдать чистоту – частота радиоволн Навевать скуку – навивать проволоку Разрядить атмосферу – разредить посевы прожевать хлеб – проживать по адресу увидать друга – увядать от жары скрепить подписью – скрипеть на морозе

Спишите, правильно выбрав проверочное слово. Запл…тить долг оплата оплот Спл…тить друзей оплата оплот Св…ла гнёздышко вёл вил Св…ла по лестнице вёл вил Сп…шите к поезду спешка пишет Сп…шите текст спешка пишет

Взаимопроверка. ЗаплАтить долг оплата СплОтить друзей оплот СвИла гнёздышко вил СвЕла по лестнице вёл СпЕшите к поезду спешка СпИшите текст пишет

Соедините стрелками проверяемые и проверочные слова Прядут шерсть Деревенский старожил Потерял перчатки Сторожил сад Разредить всходы Уплатил по счёту Разрядил ружье Уплотнил своё время Выпалить из пушки Выполоть сорняки прополка сторож редко потеря палит разрядка прясть старый оплата плотный

Соедините стрелками проверяемые и проверочные слова Прядут шерсть Деревенский старожил Потерял перчатки Сторожил сад Разредить всходы Уплатил по счёту Разрядил ружье Уплотнил своё время Выпалить из пушки Выполоть сорняки прополка сторож редко потеря палит разрядка прясть старый оплата плотный

Спишите словосочетания с безударной гласной в корне Придут гости – прядут шерсть Берёзовое полено – бирюзовое море Потирал руки – потерял перчатку Отварить в воде – отворить дверь Росинка на цветке – расти на грядке Гористая местность – гореть на ветру

Проверьте себя! Прядут шерсть – прЯсть Потерял перчатку — потЕря Отварить в воде — отвАр Росинка на цветке — рОсы Гористая местность — гОры

Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово. Б…чевать баржу Бечевать: бечева, бечёвка (верёвка) Б…чевать пороки Бичевать: бич (орудие наказания) Прист…жная в русской тройке лошадей Пристяжная: ехать в пристяжку Прист…жной воротник к пальто Пристежной: пристёгивать Ст…чить зазубрину на ноже Сточить: заточка Ст…чать сапоги Стачать: стачивать (сшивать)

Проверьте себя. Б…чевать баржу Бечевать: бечева, бечёвка (верёвка) Б…чевать пороки Бичевать: бич (орудие наказания) Прист…жная в русской тройке лошадей Пристяжная: ехать в пристяжку Прист…жной воротник к пальто Пристежной: пристёгивать Ст…чить зазубрину на ноже Сточить: заточка Ст…чать сапоги Стачать: стачивать (сшивать)

Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово. Вып…рите в бане выпарите: пар Ст…снённый в средствах стеснённый: тесно Т…снённый золотом переплёт тиснённый: оттиск Нак…лите дров наколите: колет Нак…лите железо накалите: накал

Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово. Вып…рите в бане выпарите: пар Ст…снённый в средствах стеснённый: тесно Т…снённый золотом переплёт тиснённый: оттиск Нак…лите дров наколите: колет Нак…лите железо накалите: накал

Эти корни надо запомнить! Они не входят в систему чередований. -СТАВ(Л)- Ставить, выставить, выставлять, выставка, выставочный, отставной, составитель, составлять, отставлять, заставлять, переставлять. -СТО- Застой, стоять, отстоять, выстоять, настоять, перестоять, устоять, самостоятельный, настоятельный, настоятель, самостоятельность. -СТАНОВ(Л)- Постановить, установить, постановление, постановка, обстановка, постановочный, установочный, установка.

Эти корни надо запомнить! Они не входят в систему чередований. -ДРАЖ- Раздражать, раздражить, раздражение, раздражённый, раздражённость, раздражитель, раздражительность. -ДРОЖ- Дрожь, дрожать, подрожать (на морозе), дрожащий, дрожание. -ПА- Падать, пропадать, выпадать, отпадать, ниспадать, выпадение, ниспадающий, выпадающий, пропадающий. -ДА- Дать, давать, выдавать, задавать, передавать, отдавать, удаваться, выдающийся.

Эти корни надо запомнить! Они не входят в систему чередований. -РАЗ(Ж)- Зараза, заразить, отразить, поразить, выразить, отражать, поражать, поразительный, заразительность, отражённый, поражённый. -ОБРАЗ (Ж)- Образчик, изображать, воображать, отображать, преображать, изобразить, воображение, изображение. -СВЯТ(Щ)- Свято, святой, священный, посвятить, посвящать, посвящение, посвящённый, святыня. -СВЕТ(Ч)- Светлый, освещать, просвещать, осветить, освещение, просвещение, просвещённый, просвещённость, освещённость.

Эти корни надо запомнить! Они не входят в систему чередований. -ВИ- Развитие, развивать, увиваться, завиваться, обвиваться, развивающийся, увивающийся, обвивающийся, развиваться. -ВЕ- Веять, развевать, обвевать, развеваться, развевающийся, обвевающий. -ВИН- Невинный, вина, обвинять, обвинение, обвинение, извинять, извинение, провиниться, извините. -ЧАР- Чары, очаровать, чаровница, очаровательный, очарование, очаровательный, зачарованный, чарующий.

Эти корни надо запомнить! Они не входят в систему чередований. -МЕР- Мера, измерять, вымерять, перемерять, измерение, измерительный, измеряющий, примерять, примеряющий. -МИР- Мирный, примирять, примирить, примиритель, примирительный, примирение, примиряющий. Задание. Распределите слова по частям речи, по лексическим группам, составьте словосочетания по принципу управления, согласования или примыкания.

Подведение итогов. Подберите возможно большее количество родственных слов с данными корнями, поставив их в безударное положение. -ГЛОТ(Щ)- -ЩАД- -ХВАЛ- -КАЗ (Ж)- -ПЛАТ(Ч)- -ПЛОТ(Ч)- ГЛОТКА БЕСПОЩАДНЫЙ РАСХВАЛИВАТЬ КАЖЕТСЯ РАСПЛАТА ПЛОТНЫЙ

Подведение итогов. Подберите возможно большее количество родственных слов с данными корнями, поставив их в безударное положение. -ЩИП(ПЛ)- -ЩЕП(ПЛ)- -САД(Ж)- -ВЯЗ(Ж)- -ГАС(Ш)- МЕРК- ЩИПЛЕТ ЩЕПКА ОСАДА ЗАВЯЗКА ГАСНЕТ МЕРКНЕТ

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ: ответьте на вопросы Почему безударные гласные вызывают затруднение? Не совпадает произношение и написание. Как проверить безударную гласную в корне слова? Необходимо поставить гласную в корне под ударение. Что можно изменить у имени существительного? Следует изменить падеж у имени существительного. Что можно изменить у глагола прошедшего времени? У глаголов надо изменить род. Что можно образовать у имени прилагательного? У имени прилагательного надо образовать краткую форму.

Рефлексия (карточка у каждого ученика) Как я себя чувствовал на уроке? Нарисуйте смайлик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок и понимания нового материала. Рефлексия (карточка у каждого ученика). Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Калуга Лариса ВасильевнаНаписать 6095 04.12.2015

Номер материала: ДВ-228572

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    04.12.2015 1223
    04.12.2015 747
    04.12.2015 2639
    04.12.2015 915
    04.12.2015 382
    04.12.2015 619
    04.12.2015 1473

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

В России создадут национальный центр физики и математики

Время чтения: 1 минута

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Карточки для работы над ошибками
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Материал из интернета

Скачать:

ВложениеРазмер
Карточки для работы над ошибками343.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Способы проверки безударных гласных

1. Измените форму слова:

а) число существительного:

гора — горы, река — реки, стена -стены, часы — час,

б) падеж существительного:

вода — воду, полей — поле, весна — вёсен

в) род у глаголов прошедшего времени:

взяла — взял, вела — вел;

г) время глагола:

боролся — борется, показал — покажет, несет — нес;

д) образуйте краткую форму прилагательного:

седой — сед, зеленый- зелен.

2. Подберите непроизводную основу той же части речи:

3. Подберите однокорневое слово другой части речи:

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Продолжите ряды однокоренных слов. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корни, подчеркните в них буквы, обозначающие чередующиеся звуки.

1. Св е т, осв..щение, просв..щение, просв..титель, .

2. Св я то, посв..щение, св..щенный, .

3. М и р, м..риться, неприм..римый, .

4. М е ра, м..рило, изм..рительный, .

5. Др о жь, задр..жать, раздр..жающий, …

6. Др а знит, раздр..жать, раздр..жающий, …

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Способы проверки безударных гласных

1. Измените форму слова:

а) число существительного:

гора — горы, река -реки, стена -стены, часы — час,

б) падеж существительного:

вода — воду, полей — поле, весна -вёсен

в) род у глаголов прошедшего времени:

взяла — взял, вела — вел;

г) время глагола:

боролся — борется, показал — покажет, несет — нес;

д) образуйте краткую форму прилагательного:

седой — сед, зеленый- зелен.

2. Подберите непроизводную основу той же части речи:

3. Подберите однокорневое слово другой части речи:

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Упражнение 2.

Объясните написание выделенных гласных. Для этого:

1) поставьте ударение;

2) выделите корень;

3) подчеркните безударную гласную;

4) подберите проверочное слово.

потр я сение — тр я ска

Дневное осв е щение

посв я тить матери

уг а дал решение

уг о дил в болото

перек а лить металл

перек о лоть дрова

бл а гословлять на подвиг

просл а влять подвиг

зав я зать бант

др о жать от холода

ур о нить достоинство

внезапное по я вление

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Способы проверки безударных гласных

1. Измените форму слова:

а) число существительного:

гора — горы, река — реки, стена -стены, часы — час,

б) падеж существительного:

вода — воду, полей — поле, весна — вёсен

в) род у глаголов прошедшего времени:

взяла — взял, вела — вел;

г) время глагола:

боролся — борется, показал — покажет, несет — нес;

д) образуйте краткую форму прилагательного:

седой — сед, зеленый- зелен.

2. Подберите непроизводную основу той же части речи:

3. Подберите однокорневое слово другой части речи:

Объясните правописание выделенных слов, подобрав проверочные слова.

1. Моя бабушка рано поседела. 2. Старушка посидела на скамейке и опять пошла. 3. Над Домом дружбы развевается флаг. 4. Ребёнок очень быстро растёт и развивается . 5. Чистота в доме радует глаз. 6 . Частота употребления слов в речи не одинакова. 7. Мой друг умел примирять товарищей, если они ссорились. 8. Покупая одежду, необходимо примерять платья и костюмы. 9. Зачем вы умоляете его признать ошибку? Этот человек неисправим. 10. Напрасно вы умаляете заслуги этого учёного. 11. Фары автомобиля осветили часть улицы. 12. Он посвятил свою жизнь творчеству. 13. Спортсмен пять раз обежал футбольное поле. 14. Мой брат никогда меня не обижал .

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Особое внимание следует обратить на слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу

прим е рять костюм (примерка)

прим и рять друзей (мир)

Вставьте пропущенные буквы и

запишите проверочные слова

Зап. вать лекарство

пол. скать белье

ст. рожить склад

об. жать магазины

пос..деть от горя

разр. дить морковку

посв. тить фонарем

ум. лять о помиловании

ув. дать интересное

развеваться на ветру

сл. зать с крыши

сп. ши в тетрадь

скр. пить дружбой

пол. скать ребенка

об. жать товарищей

пос..деть у ворот

разр. дить ружье

посв. тить жизнь

ум. лять достоинство

ув. дать от старости

зал. зать на дерево

развеваться не по годам

проживать в Москве

прож. вать бутерброд

обв. вало ветром

обв. вала косы вокруг головы

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Из букв, входящих в слово очаровательный, составьте существительные.

Составьте словосочетания с каждым из слов в парах, чтобы прояснить их значение.

Зализать — залезать, навевать — навивать, нащепать — нащипать, освещение — освящение, поласкать — полоскать, развивается — развевается, седеть — сидеть, примирять — примерять, умолять — умалять.

Заполните таблицу. Сделайте вывод.

Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением

В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной.

Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.

К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие:

балалайка, бокал, корова,

капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, интеллигенция, периферия, пластилин, привилегия, стипендия, эликсир, эстакада и др.

Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением

Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» буквы.

Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением

Вставьте пропущенные буквы.

Проверьте себя по орфографическому словарю.

9. инсп. рировать

15. с. нт. ментальность

24. ид. оматический

Перепишите, вставляя и подчеркивая пропущенные буквы. Проверьте орфограммы по словарю.

Деревянная кр. вать, большая к. рзина, железная л. пата, новая ск. мья, чайная п…суда, хрустальная сах. рница, глубокая т. релка, чистый ст. кан, ф. рфоровое блюдо, острый т. пор, точный т. рмометр, свежая к. пуста, жареный к. ртофель, молодая м. рковь, соленые . гурцы, зеленый г. рошек, вкусные п. мидоры, сладкая м. лина, антоновские ябл. ки, черная см. родина, белая б. рёза, опытный агр. ном.

Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением

Укажите неправильное написание слов.

Укажите неправильное написание слов.

Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ — ЩУ

Шипящие звуки ж, ш, ч,щ русском языке имеют некоторые особенности: ж, ш звучат всегда только твердо, а ч, щ — только мягко. Однако эти особенности произношения шипящих звуков на письме не передаются. Мы пишем жизнь (хотя произносим ж[ы]знь), широкий (хотя слышим ш[ы]рокий), то есть сочетания жи-, ши- не передают твердого произношения соответствующих согласных (сравните: Мила-мыло, бить — быть, где буква и указываете на мягкость согласных м , б, а буква ы — на их твердость).

Русское правописание подчиняется закону:

сочетания жи -, ши- пиши с и .

После шипящих (ж, ч, ш, щ)

например: ч а с, ч у жой, рощ а , щ у ка.

Исключения: брош ю ра, ж ю ри, параш ю т

Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ — ЩУ

Вставь в предложения подходящие по смыслу слова. Выдели орфограммы

ЖИ — ШИ, ча-ща, чу-щу

Весной. звонкие птичьи песни.

. упал и. на лбу большую.

К нам. прилетели веселые.

Там. там. бродит, русалка на ветвях сидит.

Слова для справок : на дачу, чудеса, мальчуган, в чаще, шишку, леший, звучат, нащупал, стрижи.

Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ — ЩУ

В сочетаниях жи — ши только и всегда пиши.

В сочетаниях ча — ща пишем только букву а .

В сочетаниях чу — щу пишут только букву у .

I. От глаголов можно образовать слова, которые, как и прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? Вот так: отвечать — отвечающий, стесняться — стесняющаяся, кричать — кричащее. Образуйте такие слова от глаголов и подчеркните в них сочетания ча, ща и чу, щу.

1) стучать — . ; 2) ночевать — . ; 3) кочевать — . ; 4) плакать — . ; 5) обучать — . ; 6) ощупывать — .

II. Замените выделенные словосочетания одним словом. Вот так: молодежь, которая учится — учащаяся молодежь.

1) Речка, которая журчит. 2) Корова, которая мычит. 3) Ветка, которая торчит. 4) Бабушка, которая ворчит.

Придумайте сами побольше слов с сочетаниями ча, ща и чу, щу.

Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ — ЩУ

Продолжите упражнение 1.

игра «Кто быстрее» заполнит лесенки слов

Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов

После шипящих под ударением в корне пишется е (ё) , хотя произносится [о], если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (ж ё лтый — ж е лтеть, ш ё лк — ш е лка).

1) вечёрка, жёсткий, зачёт, печёнка, причёска, расчёска, учёба, чёрный, чёрт, чёрточка, чёрствый, дешёвый, решётка, шёпот, щёлка (от щель), щётка (от щетина);

2) крыжовник, мажор, обжора, шов, шок, шорох, чащоба.

1. Следует различать написание существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг. (Люди, тушившие пожар, получили ожоги. Я ожёг себе руку).

2. В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге: жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шотландский, шофёр.

Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов

1. Шёпот. Корень слова шёпот-, значит, орфограмма находится в корне. Подбираем проверочное слово шепчет, в котором в ударном положении пишется е. Значит, под ударением в корне пишем букву ё.

2. Капюшон. Корень слова капюшон-, значит, орфограмма находится в корне. Мы не можем подобрать такого проверочного слова, в котором бы писалась буква е, значит, в корне под ударением пишем букву о.

Рассмотрите пары слов.

1. Объясните, почему после шипящих пишется буква ё.

2. Объясните, почему после шипящих пишется буква о.

Крыжовник, капюшон, шов, шорох, мажор, трущоба.

• Объясните, что означают выделенные слова.

Составьте с каждым из них словосочетание.

Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов

Вставьте нужную гласную о или е. Объясните правописание.

1. В проходе вагона послышалось, как будто ш…л кто-то.

2. Зашли в кондитерскую, выпили по чашке ш. колада (М. Е. Салтыков-Щедрин).

3. В соседней комнате мигала свеча и ш. потом спорили за столом офицеры (К. Г. Паустовский).

4. Писарь, маленький, куцый человек с красным носиком и в ж. кейском картузе, входит в толпу (А. П. Чехов).

5. Наконец лодка с ш. рохом скользнула по песчаному дну (А. Н. Толстой).

6. Свинья ж. луди ест, а дуба не примечает ( Пословица).

7. Жуткий страх мчал их через тьму и непролазную трущ. бу (В. Я. Шишков).

8. Издали Нью-Йорк кажется огромной челюстью, с неровными ч. рными зубами (А. М. Горький).

9. Всем было ясно, что хлеб подожжен и что подж. г-дело рук своих людей (М. А. Бубенков).

10. Он дышит в небо тучами дыма и сопит, как обж. ра, страдающий ожирением (А. М. Горький).

11. Мать прислала ей полную кош. лку продуктов (А. А. Фадеев).

12. Кухарка подала к столу полную тарелку крыж. внику (А. П. Чехов).

13. В Шепелеве испокон веков жили ш. рники (А. М. Пришвин).

14. Добрый ж. рнов все смелет (Пословица).

15 . Она начинает переделывать мою прич. ску и заста ляет подойти к зеркалу (Я. Г. Чернышевский).

16. Она едва ли слышала мой восхищенный ш. пот (Ф. В. Гладков).

17. Англичане всюду умеют внести свою ч. порность (Я. В. Гоголь).

18. У вузовцев была горячая пора: они сдавали зач…т (Я. Г Оренбург).

19. Сережа яростно шаркал суконкой и щ. лкал затворо? (А. А. Фадеев).

«Посидеть» или «поседеть» как пишется?

Можно просто, раз и навсегда запомнить верный вариант написания «посидеть» или «поседеть», стоит взглянуть на одно несложное правило, давайте разберемся вместе.

Правильно пишется

И «посидеть», и «поседеть» есть в русском языке, вот только их лексическое значение разное.

Какое правило

«Посидеть» – глагол, который обозначает действие, связанное с пребыванием в сидячем положении. Проверочное слово – «сИдя».

«Поседеть» – глагол, который указывает на то, что волосы стали седыми.

Проверочное слово – «сед» (эта краткая форма употребляется редко).


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/31/kartochki-dlya-raboty-nad-oshibkami

http://kakpishem.ru/pishem-pravilno-slova/posidet-ili-posedet-kak-pishetsya.html