Может ли предложение состоять только из подлежащего и сказуемого

Грамматическая основа предложения

Понятие «грам­ма­ти­че­ская осно­ва» нераз­рыв­но свя­за­но с пред­ло­же­ни­ем — одной из основ­ных син­так­си­че­ских еди­ниц рус­ско­го язы­ка. Выясним, что такое грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, как её выде­лить в выска­зы­ва­нии. Но преж­де сле­ду­ет вспом­нить, что назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем в син­так­си­се рус­ско­го языка.

Предложение как единица речи

При помо­щи пред­ло­же­ний мы выра­жа­ем свои мыс­ли и чув­ства, обра­ща­ем­ся друг к дру­гу с вопро­са­ми, сове­та­ми, прось­ба­ми, поже­ла­ни­я­ми и при­ка­за­ни­я­ми. Итак, целью пред­ло­же­ния может быть сооб­ще­ние, вопрос или побуж­де­ние. В пред­ло­же­нии содер­жит­ся сооб­ще­ние о собы­тии, кото­рое вос­при­ни­ма­ет­ся как реаль­ное, про­ис­хо­дя­щее в каком-то вре­ме­ни или как нереальное.

Предложение может состо­ять как из несколь­ких слов, объ­еди­нен­ных меж­ду собой грам­ма­ти­че­ски и инто­на­ци­он­но, так и из одно­го слова.

Каждое пред­ло­же­ние име­ет свое ядро, вокруг кото­ро­го груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные его чле­ны. Это грам­ма­ти­че­ское ядро состо­ит из глав­ных чле­нов — под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го в дву­со­став­ном пред­ло­же­нии или толь­ко под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го в одно­со­став­ном, например:

Уже рас­хо­ди­лись хоро­во­ды ; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыба­чий (А.С.Пушкин).

Сумерки . Рано вече­ре­ет . Мы плы­ли доволь­но мед­лен­но (И.С. Тургенев).

Что такое грамматическая основа предложения

Чтобы выде­лить грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния, выяс­ним, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. Для это­го зада­дим вопро­сы: кто? или что?

Что? — небо. Это под­ле­жа­щее , кото­рое, как пра­ви­ло, выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа или любой частью речи в зна­че­нии име­ни существительного.

Что гово­рит­ся о небе? Небо что дела­ло? мерк­ло — это ска­зу­е­мое .

Небо мерк­ло — грам­ма­ти­че­ская осно­ва про­сто­го предложения.

Кто? мы — под­ле­жа­щее , выра­жен­ное лич­ным место­име­ни­ем в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа.

Мы что дела­ли? плы­ли — сказуемое.

Мы плы­ли — грам­ма­ти­че­ская основа.

Видео «Как найти грамматическую основу предложения»

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Метель (суще­стви­тель­ное) надви­ну­лась сра­зу (Н.Островский).

Я (место­име­ние) ехал вече­ром один на бего­вых дрож­ках (И.С. Тургенев)

Кто (место­име­ние) не рабо­та­ет, тот не ест.

Трое (чис­ли­тель­ное) неза­мет­но про­скольз­ну­ли во двор.

Умный (при­ла­га­тель­ное) гово­рит за себя сво­и­ми делами.

Наконец насту­пи­ло дол­го­ждан­ное после­зав­тра (наре­чие).

Прибывшие (при­ча­стие) шум­но рас­са­жи­ва­лись за столами.

Громкое ура (меж­до­ме­тие) про­ка­ти­лась по площади.

Охранять (инфи­ни­тив) при­ро­ду — зна­чит охра­нять Родину.

Узы друж­бы (сло­во­со­че­та­ние) свя­зы­ва­ли их с детства.

Несколько детей (чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное) окру­жи­ли её с выра­же­ни­ем вос­тор­га на лицах.

Вторым основ­ным ком­по­нен­том грам­ма­ти­че­ской осно­вы явля­ет­ся ска­зу­е­мое , кото­рое может бы выра­же­но все­ми спря­га­е­мы­ми фор­ма­ми гла­го­ла. Такое ска­зу­е­мое назы­ва­ет­ся про­стым гла­голь­ным — ПГС.

Девочка поет . Девочка пела . Девочка будет петь .

Сложность выде­ле­ния тако­го ска­зу­е­мо­го состо­ит в том, что оно может быть выра­же­но дву­мя сло­ва­ми, состав­ля­ю­щи­ми слож­ные фор­мы гла­го­ла буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, например:

Мой друг не будет рас­ска­зы­вать об этом.

Мы не будем гово­рить о прошлом.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (СГС) состо­ит из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки и инфинитива.

Вспомогательный гла­гол не обла­да­ет само­сто­я­тель­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а выра­жа­ет нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ный гла­гол) или обо­зна­ча­ет воз­мож­ность, жела­ние, воле­изъ­яв­ле­ние, дол­жен­ство­ва­ние, оцен­ку и пр. (модаль­ный глагол).

В каче­стве связ­ки может высту­пать так­же крат­кие прилагательные:

Особую слож­ность пред­став­ля­ют собой СГС, в соста­ве кото­рых име­ют­ся устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния с модаль­ным значением:

Примеры составного глагольного сказуемого

Лектор про­дол­жал при­во­дить инте­рес­ные фак­ты из жиз­ни насекомых.

Дождь пере­стал накра­пы­вать , и выгля­ну­ло яркое солнце.

Кто велел тебе рвать цве­ты в моём саду?

Ты дол­жен рас­ска­зать мне об этом случае.

Отец с мате­рью реши­ли ехать в дерев­ню на сле­ду­ю­щий день.

Лесничий не мог отка­зать гостям и повел их на озе­ро, где жили лебеди.

Собравшиеся хоте­ли услы­шать ста­рин­ную песню.

Я не имел пра­ва рис­ко­вать и поэто­му шел по боло­ту осторожно.

Девушка име­ла наме­ре­ние подой­ти бли­же и рас­смот­реть этот экзо­ти­че­ский цве­ток более тщательно.

Составное имен­ное ска­зу­е­мое состо­ит из глагола-связки, выра­жа­ю­ще­го грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, и имен­ной части (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и др.), выра­жа­ю­щей лек­си­че­ское значение.

В каче­стве глагола-связки может высту­пать сло­во «быть» в любых фор­мах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть). Связка может отсут­ство­вать. В таком слу­чае гово­рят о нуле­вой связке.

Вода у бере­гов озе­ра была кри­сталь­но чистая .

Аллея из мож­же­вель­ни­ка будет как тро­пин­ка в лесу.

Греки счи­та­ли, что мир есть гар­мо­ния и рит­ми­ка .

Порядок выделения грамматических основ

Представленная ниже схе­ма помо­жет научить­ся пра­виль­но выде­лять грам­ма­ти­че­ские осно­вы предложения.

Видеоурок «Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения»

В чем разница между сказуемым и подлежащим

Сказуемое и подлежащее – разница и отличие

Подлежащее и сказуемое впервые проходят на уроках русского языка в начальной школе. Объясняя отличия между этими членами предложения, учителя обычно опираются на поставленные к ним вопросы: кто, что/делает, сделает?

Однако впоследствии выясняется, что синтаксический разбор предложений не ограничивается постановкой вопроса для определения главных членов синтаксической конструкции. В чем же еще состоит различие между подлежащим и сказуемым? Придется смахнуть пыль со школьных знаний.

Определение подлежащего и сказуемого

Оба они являются главными членами предложения и его грамматической и лексической основой. Умение оперировать ими позволяет логично строить фразы и грамотно расставлять знаки препинания.

Подлежащее – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает предмет, отвечая на вопросы кто? что?

Сказуемое – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает признак предмета, который в конструкции выражается подлежащим.

Надо иметь в виду, что есть предложения, где грамматическая основа может состоять только из одного главного члена. Такие конструкции называют односоставными.

Сравнение

Приведем примеры простых конструкций-предложений, в которых нет ничего лишнего, и четко видно грамматические основы – подлежащее и сказуемое.

Вася шел. Коза бежала.

Тучи капали дождем.

Можно задавать простые определяющие вопросы: Вася, коза и тучи (кто?/что?) – подлежащие; шел, бежала, капали (что делал?/что делала? что делали?) – сказуемые.

В этом примере четко видно существующие между главными членами отличия – подлежащее выражено предметностью. Однако предметом может быть не только имя существительное, но и другие части речи в значении существительного – к примеру, они могут выражаться местоимением, числительным и даже прилагательным.

В лодке их сидело трое (числительное в роли подлежащего). Умный в гору не пойдет (умный – прилагательное в роли подлежащего).

Сказуемое выражает собой признак того предмета, которое в конструкции является подлежащим. Но признак, это ведь не только прямое действие. А что еще может быть? Перечислим:

  • действие (на пороге стоял Василий Тёркин);
  • состояние (Анна Пивоварова была счастлива);
  • качество (Методы воспитания были стары, но весьма действенны);
  • принадлежность (Эта усадьба – моя, и девки дворовые – мои);
  • родовое понятие (В этой части Волга – еще не крупная река).

С точки зрения грамматики между подлежащим и сказуемым тоже есть своя определенная разница. Подлежащее – независимый участник грамматической конструкции. Употребляется в именительном падеже. Сказуемое в предложении находится в зависимости от подлежащего и всегда соотносится с ним по числу и роду.

Роль подлежащего могут брать на себя отдельные слова и словосочетания, и даже целые предложения. А вот в роли сказуемого могут быть не только глаголы, но также сочетания глагола с местоимением, наречием, существительным. Сказуемое также может быть представлено единичным существительным или другой частью речи.

Когда дано задание выполнить синтаксический разбор предложения/текста, то главные члены выделяются подчеркиваниями: одной чертой мы подчеркиваем подлежащее, двумя чертами – сказуемое.

Грамматическая основа предложения

Про грамматическую основу школьники слышат с самого начала учебы, с первого класса. Однако у многих возникает проблема с пониманием материала. Поэтому, чтобы не оставалось никаких вопросов, стоит детально разобраться в этой теме и в синтаксисе в целом, понять, что такое предложения, какими они бывают, какие части речи могут нам встретиться.

Что такое предложение

Первоочередно следует разобраться в деталях и в частности понять, что такое предложение, поскольку грамматическая конструкция выделяется именно в нем.

Этот лингвистический термин обозначает сочетание слов, соединенных графически, лексически и по смыслу. Все слова в нем должны сочетаться. К тому же у него должна быть своя микротема. Только при соблюдении этих условий условный набор слов и словосочетаний можно назвать полноценным предложением.

Предложения бывают разными. Они делятся на множество отдельных категорий.

В чем заключается разница между предложением и словосочетанием

Предложение не обязательно должно быть длинным, оно вполне может состоять из одного или двух слов (к примеру, «Вечерело» или «Я приехал»). При таком положении вещей его легко можно спутать со словосочетаниями.

Смысловое и грамматическое сочетание двух и более слов называют словосочетанием.

Его основное отличие от короткого предложения заключается в том, что у словосочетания не может быть грамматической основы. Если оно состоит из подлежащего и сказуемого, то это уже нераспространенное предложение.

Еще одно важное отличие, с помощью которого можно определить, какая синтаксическая единица перед нами. Оно заключается в том, что в предложениях, даже коротких, ясна законченная мысль автора. В словосочетаниях такого нет.

Что такое грамматическая основа предложения

Это одно или несколько ключевых слов в предложении. Обычно в ней выделяется объект (подлежащее), который является «главным действующим лицом», а также то, что он делает (сказуемое).

Предложение может быть как односоставным, так и двусоставным. То есть в нём может быть и подлежащее, и сказуемое (в этом случае оно двусоставное и грамматическая основа состоит из двух слов), либо только что-то одно (тогда оно односоставное и грамматическая основа состоит из одного слова).

Грамматических основ в одной фразе может быть две и больше, в последнем случае мы имеем дело со сложным предложением, например:

Ася утром пошла в школу, и свора собак во дворе залаяла — а это сложное предложение.

В первом случае можно наблюдать только одну грамматическую конструкцию, а во втором — две. Помимо основы в обеих фразах также есть дополнительные слова, поэтому они оба — распространенные.

И подлежащие, и сказуемые могут быть выражены разными лексико-грамматическими категориями слов. Обычно в роли подлежащего выступает существительное, а в роли сказуемого — глагол, однако это далеко не единственный доступный вариант.

Как подчёркивается грамматическая основа

Основы часто нужно выделять на письме графически. Если возникла такая необходимость, то подлежащие надо подчеркивать одной чертой , а сказуемые — двумя . Также иногда нужно рисовать к предложению схему — там главные члены обозначаются аналогичным образом.

Схема к простому продолжению состоит из графически обозначенной грамматической конструкции в скобках.

Схема такого предложения выглядит следующим образом: [ ]. В схеме же к сложному предложению рисуется несколько скобок — в зависимости от количества основ.

Для данного предложения схема будет следующей: [ ] и [ ]. Для разных видов сложных предложений рисуются разные схемы.

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Чаще всего подлежащее выражается существительным. Пример подобного высказывания:

Подлежащим в этой конструкции выступает слово «стол» , которое обозначает предмет. Однако могут встречаться и другие варианты. По факту, подлежащее может быть выражено множеством других частей речи. Проиллюстрировать это смогут конкретные примеры:

  1. Я ходил весь день (подлежащее «я» , оно выражено местоимением).
  2. Девять можно поделить на два (подлежащее «девять» , выражено числительным).
  3. Мудрый всегда внимательно выслушает (подлежащее «мудрый» , выражено прилагательным).
  4. Наконец наступило долгожданное послезавтра (подлежащее «послезавтра» , выражено наречием).
  5. Прибывшие рассеивались по перрону (подлежащее «прибывшие» , выражено прилагательным).
  6. Громкое ура (подлежащее «ура» , выражено междометием) прокатилось по площади .
  7. Служить Родине — вот мое призвание (подлежащее «служить» , выражено глаголом-инфинитивом).

При синтаксическом разборе очень важно об этом помнить.

Составное глагольное сказуемое: чем отличается от обычного

Сказуемое чаще всего выражено глаголом. Но бывает оно представлено и в виде составного глагольного сказуемого. Формируется из вспомогательного глагола-связки и глагола инфинитива. Чтобы проиллюстрировать это, можно привести следующий пример:

Ему следовало начать еще вчера.

Сказуемое в этом предложении — словосочетание «следовало начать» , где «следовало» — глагол-связка, а «начать» — инфинитив.

Подобные конструкции очень распространены и часто используются в устной и письменной речи.

Количество грамматических основ в предложении

Основ может быть неограниченное количество. Чаще всего она только одна или их две, однако встречаются конструкции с четырьмя и пятью основами. Между ними преимущественно ставятся знаки препинания, обычно — запятые, однако есть и различные другие варианты. Например, поставить тире или точку с запятой.

В некоторых случаях ставить знаки препинания между частями сложного предложения не нужно. В частности, если они относятся к одному слову или к одной вводной конструкции.

В целом, не рекомендуется использовать предложения с большим количеством основ.

  • Во-первых, они тяжело воспринимаются
  • Во-вторых, в них можно сделать очень много ошибок.

Порядок определения грамматической основы

Умение определять основы в предложениях — очень важный и полезный навык. От него зависит, правильно человек расставит знаки препинания в предложении или будет делать множество орфографических ошибок.

Чтобы сделать это, нужно внимательно прочитать текст выделить в каждом предложении основные слова. Важно помнить, что любое предложение может быть как односоставным, так и двусоставным.

Определение основы в односоставных предложениях

Наибольшую трудность вызывает определение основы именно в подобных предложениях, то есть в тех, где есть либо подлежащее, либо сказуемое. Они бывают разных видов.

Если в составе основы присутствует только подлежащее, то оно классифицируется как Назывное (например, « Ночь . Улица . Фонарь . Аптека » ). Если же в предложении только сказуемое, то в этой ситуации все намного сложнее. Подобные конструкции делятся на пять подвидов:

  1. Определённо-личные — те, в которых глагол стоит в форме первого или второго лица (к примеру, « Лечу !» — в этом случае можно подставить местоимение первого лица — я, соответственно оно определенно-личное).
  1. Неопределенно-личные — те, в которых глагол стоит в форме третьего лица (например, «Его вызвали к директору» ).
  1. Обобщенно-личные. Не имеют своей специфической формы выражения. Чаще всего к ним относятся поговорки, пословицы и различные другие виды народной мудрости (например, « Не имей сто рублей, а имей сто друзей» ).
  1. Безличные. В них сказуемое выражено глаголом в безличной форме. Очень часто они связаны с погодными явлениями (например, « Вечерело » ).
  1. Инфинитивное. В подобных предложениях сказуемое выражено глаголом-инфинитивом. (например, «Не стоит прогибаться под изменчивый мир» , где «прогибаться» — сказуемое).

С такими предложениями надо работать по стандартной схеме. Первоначально найти объект, который совершает действие, а потом то, что он делает. Если тот или другой член предложения не получается найти, то вполне вероятно, что его там и нет изначально.

Важно запомнить, что подлежащее может быть выражено строго только тем словом, которое стоит в именительном падеже. Зачастую это значительно облегчает выделение грамматической конструкции.

Двусоставные предложения: алгоритм определения грамматической основы

Это действие не должно вызывать трудностей. Все делается по описанной выше, стандартной схеме. Однако есть несколько ситуаций, когда определить основу предложения бывает очень затруднительно. В особенности вопросы вызывают сказуемые.

Сложные случаи в определении сказуемых

Зачастую проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Напомним, что такое возможно в сочетании с употреблением вспомогательного глагола «быть» в личной форме, частиц — «пусть» , «давай» , «пускай» , «давайте» и когда сказуемое представлено в виде фразеологизмов, которые могут быть заменены одним словом. Например:

  1. Сегодня ты будешь завтракать не один.
  2. Давайте жить дружно!
  3. Бухгалтер подвёл итоги (подытожил) очередного отчётного периода.

В каждом из примеров мы имеем дело с простым глагольным сказуемым. О таких явлениях стоит помнить и не удивляться, когда они появляются в тексте.

Ошибка в определении типа сказуемого часто бывает связана с тем, что человек неверно определил часть речи (например, перепутал причастие и глагол). Поэтому в любой ситуации следует быть максимально внимательными и все перепроверять по несколько раз.

Грамматическая основа предложения — как это объяснить ребёнку

Такую тему, как грамматическая основа, начинают проходить на уроках русского языка еще в первом классе. Детям не всегда просто дается эта тема. Зачастую они не понимают, что это такое, как выделять эту конструкцию и что от них требует учитель.

Если говорить совсем просто, то грамматическая основа — это главное, что есть в предложении: маленькое предложение внутри большого, распространенного. Она должна передавать всю суть фразы и мысли автора.

Объясняем главные члены предложения

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Важно запомнить, что в предложении они могут быть представлены не в единственном числе, а также то, что одного из них может не быть вообще.

Объясняем второстепенные члены предложения

Второстепенных членов предложения три — это дополнения, обстоятельства и определения. О каждом из них стоит поговорить подробнее.

Дополнение — это предмет, являющийся объектом действия сказуемого. В его роли выступают существительное и местоимение. Оно отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного). Графически дополнение выделяется пунктиром .

Обстоятельство , как можно догадаться из названия обозначает какие-то обстоятельства, например, место или время. Чаще всего оно отвечает на вопросы «где?» или «когда?», однако на деле их гораздо больше. Обычно выражено наречием, деепричастием или существительным, реже — инфинитивом. Графически обозначается пунктиром и точкой .

Определение обозначает признак чего-либо. Оно отвечает на вопросы «какой?», «который?», «чей?» и т.д. Чаще всего выражено прилагательным, реже — другими частями речи. Графически отображается волнистой линией .

Алгоритм синтаксического разбора

Для того чтобы объяснить ребёнку как определить грамматическую основу, необходимо найти и выделить все члены предложения и обозначить, какими лексико-грамматическим категориями слов они выражены.

Первоначально нужно всесторонне проанализировать выбранное предложение и выделить его главные члены, а затем и второстепенные. После этого выделить грамматическую основу предложения не составит никакого труда, укажите на подлежащее и сказуемое , вот она и найдена!


источники:

http://s-zametki.ru/v-chem-raznitsa-mezhdu-skazuemym-i-podlezhaschim.html

http://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/sintaksis/grammaticheskaya-osnova-predlozheniya.html