Мы должны были пересечь равнину сказуемое

Виды сказуемых. Практикум. ОГЭ. Задание 2

Подчеркнуть грамматическую основу, определить вид сказуемого.

1. Я буду долго гнать велосипед.

2. Швецовы пришли в себя от неожиданности.

3. Всем хотелось принять участие в вечере.

4. Мы должны были пересечь равнину.

5. Сейте разумное, доброе, вечное.

6. Осень пришла дождливая и холодная.

7. В вагоне оказалось пусто и темно.

8. Рад учиться языку.

9. Он был мастером на все руки.

10. Пять плюс пять будет десять.

11. Я стал разыскивать своего старого друга.

12. Минувшего нельзя нам воротить, грядущему нельзя не доверяться.

13. По прошествии немногих лет он был избран губернатором.

14. В тот же час Пётр отдал приказ воеводам.

15. Я перемахнул через забор в какой-то сад.

16. Наперекор всем невзгодам я был бодр и весел.

17. Вся цепь гор видна как на ладони.

18. Кутузов приказал готовиться к новому бою.

19. Один в поле не воин.

20. Утро оказалось неудачным для рыбалки.

21. Лесное озеро неглубокое, но широкое.

22. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.

23. Эта часть острова необитаема.

24. Колесом за сини горы солнце тихое скатилось.

25. Много хорошего было сказано об этом замечательном человеке.

26. Помещики уговаривают Павла Ивановича поехать к ним в гости.

27. Воспоминания – это не засохшие цветы, а живой, полный поэзии мир.

28. Тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна.

29. И вот слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне.

30. Есть и у жёлтой осени своё щемящее сердце очарование.

31. Он весело провёл время, ничего не делая.

32. Было тихо, светло, и чуть примораживало.

33. Я больше люблю ходить в лес в тихие пасмурные дни.

34. В зной я рад бродить в берёзовой роще.

35. Не хочется забывать вчерашний дивный день.

36. Нам пришлось заночевать на берегу реки.

37. Как только солнце начинает греть по-летнему, нам не сидится дома, и мы отправляемся путешествовать.

38. Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

39. Погода стояла прекрасная: белые облака тихо неслись над нами, и пруд сверкал на солнце.

40. Ночь была такая чёрная, что, вплотную столкнувшись лицами, нельзя было видеть друг друга.

41. Любое живое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.

42. Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

43. Сумерки приближались, и надо было торопиться.

44. Большую роль в моей жизни всегда играл театр.

45. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

Сказуемое. Виды сказуемого

«Предложение – синтаксическая цепочка членов, построенная на основе подчинительной связи. Подлежащее – начальный член синтаксической цепочки, сказуемое. — главный распорядитель синтаксической цепочки».

Просмотр содержимого документа
«Сказуемое. Виды сказуемого»

Сказуемое. Виды сказуемого.

«Предложение – синтаксическая цепочка членов, построенная на основе подчинительной связи. Подлежащее – начальный член синтаксической цепочки, сказуемое. — главный распорядитель синтаксической цепочки».

Сказуемое — это главный член предложения, который зависит

только от подлежащего и обозначает признак предмета или

Сказуемое отвечает на вопросы:

Мы сидели на берегу пруда. — простое

Брат перестал заниматься учёбой.- составное

Составное именное сказуемое

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

выражается в форме

а также может быть выражено

1) глаголом в форме сложного будущего времени:

2) глагольным фразеологизмом

Природа так явно бросалась в глаза человеку.

3 ) усеченной формой глагола:

А он прыг в воду и поплыл.

4) глагольно–именным описательным оборотом:

Он принимал участие в соревновании.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ

ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ — глаголом

Составное глагольное сказуемое

Неопределённая форма глагола

Основные вспомогательные слова

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Составное именное сказуемое

7. синтаксически неделимое

2. глаголы-связки делаться,

стать, становиться, являться,

считаться, представляться, казаться,

  • Глаголы со значением движения,
  • положения в пространстве
  • (прийти, приехать, вернуться)

Выражение именной части сказуемого

1. Имя прилагательное

2. Имя существительное.

Брови её были сдвинуты . Вода в пустыне будет обнаружена .

Вишнёвый сад теперь мой.

7. Синтаксически неделимое словосочетание

Он был высокого роста . Варя была с заплаканными глазами.

Обратите внимание на предложения, в которых представлена серия сказуемых, которые различны по свое структуре.

— Определите вид сказуемого и заполните таблицу.

— Сравните сказуемые; что общего и в чём их существенная разница?

а) простое глагольное; б) составное глагольное; в) составное именное.

1. Я буду долго гнать велосипед.

2. Швецовы пришли в себя от неожиданности.

3. Всем хотелось принять участие в вечере.

4. Мы должны были пересечь равнину.

5. Сейте разумное, доброе, вечное.

— Выделите в каждом предложении грамматическую основу и определите, чем выражено сказуемое:

г) глаголом + существительным;

д) глаголом + прилагательным;

е) глаголом + глаголом;

ж) прилагательным + глаголом.

— Сравните эти сказуемые и сформулируйте общее правило:

  • Чем может быть выражено сказуемое в русском языке.

1. Сегодня месяц как светлый серп.

2. Пять подбитых танков являются результатом боя.

3. Пойду погуляю в сад.

Пойду погуляю – глагол + глагол

4. Он горел желанием поскорее уехать.

5. Ветер был встречный.

6. Девушка бродит такая унылая.

7. Жизнь прекрасна и удивительна.

8. Я слышу веселую речь.

9. К полночи Зарево погасло.

10. Я всегда готов вам помочь.

— Определите вид сказуемого, составьте таблицу и запишите в колонки только грамматические основы предложений:

1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам.

2. Допевали петухи, ночь мешалась с днем.

3. Прошел час, другой, а мальчик все не возвращался.

4. Задул суховей и высушил землю.

5. Было знойное лето, пахло резедой.

6. Снегирь сидел на ветке, плавно качающейся на ветру.

7. Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.

8. Ученые заинтересовались находкой, и начались рас­копки кургана.

9. Глеб, я это знал, учился в гимназии.

10. Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

Простое глагольное сказуемое

1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам.

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

Определите вид сказуемого и распределите предложения в три колонки, дополнив своими примерами:

а) простое глагольное;

б) составное глагольное;

в) составное именное.

1. Вся комната янтарным блеском озарена.

2. Погода была не из приятных.

3. Раннюю песню запел жаворонок.

4. Брат стал студентом института.

5. Деревья продолжают желтеть.

6. Он хотел дышать чистым воздухом.

7. Я долго буду петь.

8. Не посеянные зерна не взойдут.

9. В зной рад бродить в березовой роще.

10. Он был мастером на все руки.

1. Вся комната янтарным блеском озарена

Выделите в предложениях только сказуемые, сравните их, укажите, чем они выражены:

г) глаголом + существительным;

д) глаголом + прилагательным;

е) глаголом + глаголом;

ж) прилагательным + глаголом;

1. Мы сделали усилие продвинуться дальше.

2. Он отлично умеет плавать.

3. Я рад встретиться с вами.

4. Он казался болтливым.

5. Зинаида ходила по всем комнатам.

6. Ольга чувствовала приближение весны,

7. Пристально глядя в окно, он постучал.

8. Мы вам ничего не должны.

9. Расстояние не помеха для друзей.

10. С него все как с гуся вода.

-Найдите в данном стихотворении сказуемые , определите их вид, ответы оформите в виде таблицы

Упражнения, направленные на формирование умения выполнять задание 8 ОГЭ по русскому языку

Пояснение к упражнениям, направленным на формирование умения выполнять задание 8 ОГЭ по русскому языку

Практика показывает, что умение правильно вычленить грамматическую основу в предложении, позволяет решать не только 8 задание ОГЭ, но и другие экзаменационные задания как в 9-м, так и в 11-м классах. С поиском грамматической основы обнаруживается необходимость знать и понимать структуру предложения, условия постановки знаков и речевое оформление предложения.

Поскольку я начинала вести уроки с девятого класса, а моя методика работы с предложением отличалась от методики учителя, занимавшегося с детьми с 5 по 8 класс, мне представилось, что работа по определённому алгоритму и схематичным примерам поможет в формировании навыка нахождения предикативной основы. Результат подтвердил предположение. Алгоритм составляется с учениками в 9-м классе, и мы следуем ему при работе с предложением. В случае затруднения в понимании подбираем запоминающийся пример. Этот пример может быть у детей различным.

Чем ниже у детей уровень понимания языковых явлений, тем больше уходит времени и требуется более тщательное следование системе. В систему включаются упражнения на закрепление умения находить в предложении подлежащее и сказуемое (различных видов), формирование понимания роли и сути грамматической основы, развитие логического мышления, развитие речи.

Алгоритм работы с предложением

Способы выражения подлежащего

Тире между подлежащим и сказуемым

Синтаксическая роль прилагательного

Различение подлежащего и дополнения в винительном падеже

Понимание роли грамматической основы

Понимание структуры предложения

Примерный набор предложений для распределительной таблицы

Применение в собственной речи простых, простых осложнённых и сложных предложений

Нестандартные, интуитивно понятные примеры

Простые и сложные предложения

Предложенные формулировки, возможно, стоит корректировать, в зависимости от подготовленности учащихся.

Алгоритм работы с предложением

Представляем картинку (речевую ситуацию).

Читаем предложение выразительно.

Выделяем все союзы, чтобы потом посмотреть, чтоб они соединяем.

Находим грамматическую основу по определённом порядку вопросов:

Какое совершается действие?

Кто это действие совершает?

Если в предложении не называется действия, думаем, о чём идёт в этом предложении речь. Ищем существительное в именительном падеже.

Используем схемы грамматической основы:

(для поиска обособленных членов предложения)

Определение вида сказуемого

а) простое глагольное; б) составное глагольное; в) составное именное

Предложение для определения

Свой подобный пример

Я буду долго гнать велосипед.

Швецовы пришли в себя от неожиданности.

Обеим хотелось принять участие в вечере,

Мы должны были пересечь равнину.

Сейте разумное, доброе, вечное.

Осень пришла дождливая и холодная,

В вагоне оказалось пусто и темно.

Рад учиться языку.

Он был мастером на все руки.

Дважды два всегда будет четыре?

Иван Иваныч был охотник вкусно пообедать.

Он был геологом.

Ты будешь криптографом.

Он остался неразвитым и диким.

Он остался со мной.

Я вернулся довольный.

Поговорил бы ты с матерью, парень!

Понимать — значит сочувствовать.

Не хотел бы я там побывать.

Вскоре солнце начало садиться.

Друг обязан был предупредить о своем отъезде.


источники:

http://multiurok.ru/files/skazuemoe-vidy-skazuemogo-1.html

http://infourok.ru/uprazhneniya-napravlennye-na-formirovanie-umeniya-vypolnyat-zadanie-8-oge-po-russkomu-yazyku-4073127.html