Мы ехали молча сказуемое

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Методический материал «Подготовка к ЕГЭ. Задание 7»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52»

по выполнению задания 7

(ЕГЭ-2016. Русский язык)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ с УИОП №52»

Симонова Ирина Александровна

Раздел I . Аннотация…………………………………………………. стр 3

Раздел II . Теоретические материалы…………………………..….стр.4-11

Раздел III . Практические задания………………………………. стр.12-17

В заданиях КИМ ЕГЭ по русскому языку 2016 года произошли некоторые изменения. Ряд теоретических заданий, представляющих особые трудности для выпускников, убраны, количество заданий уменьшилось. Однако появились новые формулировки, которые вызывают вопросы не только у учеников, но и у педагогов, готовящих детей к выпускному экзамену. Наибольшие затруднения вызывает задание 7, при выполнении которого нужно соотнести ошибочно сформулированные предложения с видами грамматических ошибок. Примечательно то, что школьники знают, как исправить предложение, но соотнести эти два столбика бывают не в состоянии.

В пособии предоставлены теоретические материалы, которые помогут классифицировать грамматические ошибки, и практические задания, направленные на закрепление изученного. Буду рада, если смогу помочь Вам и Вашим выпускникам в выполнении этого задания.

Автор-составитель — Симонова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №52».

Раздел II . Теоретические материалы

неправильное употребление падежной формы существительного (местоимения) с предлогом ;

нарушение связи между подлежащим и сказуемым ;

нарушение в построении предложения с несогласованным приложением ;

ошибка в построении предложения с однородными членами ;

неправильное построение предложения с деепричастным оборотом ;

нарушение в построении предложения с причастным оборотом ;

неправильное построение предложения с косвенной речью ;

ошибка в употреблении имени числительного ;

ошибка в построении сложного предложения ;

нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм .

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1. Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки, подобно, наперекор, наперерез

Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза погода была прекрасной.

Существительные после предлогов благодаря, согласно, вопреки всегда стоят в д.п. (кому? чему?) Правильный вариант: Благодаря доктору, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписанию. Вопреки прогнозу погода была прекрасной.

2. Ошибка в употреблении предлога по

По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача. Регистрация была завершена по прибытиЮ участников симпозиума в аэропорт.

Если предлог «по» имеет значение «после чего-либо», слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в п.п. (по завершениИ=после завершения; по приездЕ=после приезда, по истечениИ= после истечения, по прибытиИ= после прибытия) и др.

> ЗАПОМНИТЬ! Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством, вследствие управляют р.п. (кого? чего?). В меру (кого? чего?) сил, в течение (кого? чего?) урока, в продолжение (кого? чего?) фильма (НЕ ПУТАТЬ: В продолжениЕ фильма я несколько раз плакал = во время оного. В продолжениИ фильма герои поженятся = во второй части), в силу (кого? чего?) сложившихся обстоятельств, в заключение (кого? чего?) речи, в виде (кого? чего?) шара, по причине (кого? чего?) болезни, наподобие (кого? чего?) стрелы, посредством (кого? чего?) управления, вследствие (кого? чего?) наводнения.

>ВАЖНО! Запоминание этих предлогов поможет и выполнении задания 13, и в написании сочинения

> ВНИМАНИЕ! Особую сложность вызывает такая формулировка предложения, где предлог находится в дистантном положении по отношению к «своему» существительному, то есть в том случае, когда между словами вставлено определение

> ВНИМАНИЕ! Особую сложность вызывает такая формулировка предложения, где предлог находится в дистантном положении по отношению к «своему» существительному, то есть в том случае, когда между словами вставлено определение

Не раздумывая ни минуты, отважный всадник поскакал наперерез сорвавшегося табуна

Не раздумывая ни минуты, отважный всадник поскакал наперерез (кому? чему?) сорвавшемуся табуну (какому?)

3. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции

Установить о причинах аварии, не касаться к этим вопросам

Установить (кого? что?) причины аварии;

не касаться (кого? чего?) этих вопросов

4. Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания

Характерная им особенность

Характерная (для кого?) для них особенность

5. Неправильный выбор предлога

Партнер в игре в теннис

Партнер (по чему?) по игре в теннис

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1. Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается с союзных слов КТО, НИКТО

Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной

Союзные слова КТО, НИКТО употребляются с глаголами только в форме ед. числа. Правильный вариант: Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной

2. Ошибки в предложениях с интерпозицией придаточного, по причине которой подлежащее и сказуемое находятся в дистантном положении

Те, кто никогда не бывал в пустыне, представляет её в виде большого необитаемого пространства.

Начинать работу с такими конструкциями необходимо с определения границ предложений. Правильный вариант: 1) Те, 2) (кто никогда не бывал в пустыне), 1) представляЮт её в виде большого необитаемого пространства.

3. Ошибки в предложениях с приложением во множественном числе, поясняющем подлежащее, по причине которого подлежащее и сказуемое находятся в дистантном положении

Никто, даже лучшие специалисты, не могли поставить правильный диагноз.

Запомнить, что сказуемое сочетается с подлежащим, а не с приложением! Правильный вариант: Никто, /даже лучшие специалисты/, не мог поставить правильный диагноз.

4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией:

*Подлежащее выражено сочетанием местоимения НИКТО с существительным в родительном падеже множественного числа с предлогом ИЗ

Никто из друзей не могли даже предположить, что невинная, как казалось сначала, шалость приведет к таким последствиям

Местоимение НИКТО употребляется с глаголами только в форме ед. числа. Правильный вариант: Никто из друзей не мог даже предположить, что невинная, как казалось сначала, шалость приведет к таким последствиям.

* Подлежащее выражено собирательным существительным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т.п.) в сочетании с родительным падежом множественного числа

1) Большинство студентов хорошо сдало экзамен

2) Ряд новых домов стояли в конце деревни.

1) Сказуемое нужно употреблять во множественном числе, когда речь идет о предметах одушевлённых или подчёркивается активность. Правильный вариант: Большинство студентов хорошо сдали экзамен.

2) Сказуемое нужно употреблять в единственном числе, когда подлежащее обозначает предметы неодушевлённые. Правильный вариант: Ряд новых домов стоял в конце деревни.

* Подлежащее выражено так называемым счётным оборотом, сочетанием количественного числительного или другого счётного слова (например, несколько) с существительным в родительном падеже множественного числа.

Десять бойцов бросилось в атаку. Засеяны сто двадцать гектаров. Несколько дам скорыми шагами ходило взад и вперёд. (Л.)

Сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим-собирательным существительным. Правильный вариант: Десять бойцов бросились в атаку. Засеяно сто двадцать гектаров. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд. (Л.)

* Подлежащее выражено числительными два, три, четыре с существительным в родительном падеже множественного числа.

Три книги лежит на столе. Четыре ученика вошло в класс. Позади их щёлкнуло два выстрела, просвистели две пули. (Л. Т.) Тридцать два человека дышало одним духом. (Шол.)

Сказуемое обычно ста­вится во множественном числе. Правильный вариант: Три книги лежат на столе. Четыре ученика вошли в класс. Позади их щёлкнули два выстрела, просвистели две пули. (Л. Т.) Тридцать два человека дышали одним духом. (Шол.)

* Подлежащее выражено конструкцией с составными числительными, оканчивающимися на один

Ска­зуемое, как правило, ставится в единственном числе. Правильный вариант: Институт окончил триста один студент.

* Подлежащее выражено конструкцией со словами тысяча, миллион, миллиард.

Получены тысяча книг для школьной библиотеки. От­пущено миллион рублей па благоустройство поселка. Говорил он так, будто перед его пальцем сидело тыся­ча Андреев. (А. Н. Т.)

Сказуемое обычно ста­вится в единственном числе и согласуется в роде с числительным. Правильный вариант: Получена тысяча книг для школьной библиотеки. От­пущен миллион рублей па благоустройство поселка. Говорил он так, будто перед его пальцем сидела тыся­ча Андреев. (А. Н. Т.)

* Подлежащее выражено конструкцией с существительным лет, месяцев, дней, часов и т.п.

Прошли две недели (П.) Пробили десять часов. (Т.) Пятнадцать лет так прошли.

Сказуе­мое обычно ставится в единственном числе. Правильный вариант:

Прошло две недели (П.) Пробило десять часов. (Т.) Пятнадцать лет так прошло.

* В подлежащем со счётным оборотом имеются слова все, эти, а также слова всего, только, лишь

1) Сказуе­мое ставится только во множественном числе. Правильный вариант: Все три всадника ехали молча. (Г.)

2) Напротив, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ста­вится в единственном числе. Правильный вариант: Гостей пришло только трое. (П.)

* Подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-.

2) Полгода, проведенные в деревне, восстановило здоро­вье больного.

1) Сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени — в среднем роде. Правильный вариант: Полдома сгорело. Полжизни прожито. Полтарелки еще осталось.

2) Но если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, то сказуемое тоже ставится во мно­жественном числе:

Правильный вариант: Полгода, проведенные в деревне, восстановили здоро­вье больного.

* С состав подлежащего входит имя существи-тельное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дю­жина, сотня и т.п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.)

За моею тележкою четверка быков тащили другую. (Л.) Поток ма­шин, орудий и повозок с грохотом катились по узкому мосту.

Сказуемое ставится в единствен­ном числе.

Правильный вариант: За моею тележкою четверка быков тащила другую. (Л.) Поток ма­шин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.

* Подлежащее выражено конструкцией со словами много, мало, немного, немало, сколько

Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, сидели в вет­вях. Сколько разных чувств проходят во мне, сколько мыслей туманом проносятся. (Пр.)

Сказуемое обычно ставится в единст-венном числе. Правильный вариант:

Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, сидело в вет­вях. Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей туманом проносится. (Пр.)

* Подлежащее выражено конструкцией с существительным мужского рода, обознача­ющим профессию, должность, звание и т.д.

Сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идёт речь: педагог сделал доклад, директор вызвал к себе сотрудника (в раз­говорном языке встречается в этих случаях постановка сказуемого в женском роде, особенно в конкретной обстановке, когда известно, о ком идет речь). При наличии собственного имени лица, при кото­ром указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое со­гласуется с собственным именем: Педагог Сергеева прочла лекцию.

* При подлежащем, выраженном группой слов (названия ли­тературных произведений, газет, журналов, предприятий и т.д.), среди которых имеется ведущее слово или слова в именительном падеже

Сказуемое согласуется со словом или словами в именительном падеже. Правильный вариант: « Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым.

Однако нельзя сказать: «Руслан и Людмила» написаны А.С. Пушкиным, поскольку речь идет об одном произведении, хотя в названии имеются два имени; в этих случаях следует добавить родовое наименование (поэма, произведение и т.д.), с которым и согласуется сказуемое. Иногда сказуемое согласуют в роде с одним из слов, входящих в название: «Война и мир» написана Л.Н. Толстым.

* При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода

Библиотека -музей отремонтирован, песня- романс стал весьма популярен, витрина- стенд помещён в вестибюле, часы -будильник остановился, книга -справочник весьма полезен, таблица- плакат висел на стене.

Сказуемое согласуется с тем из них, кото­рое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета.

Правильный вариант: библиотека -музей отремонтирована, песня- романс стала весьма популярной, витрина- стенд помещена в вестибюле, внимание окружающих привлекала маши­на -фургон, часы -будильник остановились, концерт- загадка прошёл с большим успехом, книга -справочник весьма полезна, таблица- плакат висела на стене, рас­кладное кресло- кровать стояло в углу и т.п.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В качестве несогласованных приложений чаще всего употребляются имена собственные в сочетании с нарицательными. Мы должны придерживаться нескольких основных правил при использовании таких конструкций.

1. Ошибки в употреблении имен собственных

Об этом писали в газете «Аргументах и фактах.

В «Аргументы и факты» много новостей.

В сочетании с именем нарицательным имя собственное остается в начальной форме, а изменяется только нарицатель-ное. Если же имя собственное употреб-ляется без нарицательного, то изменяется оно. Правильный вариант: В кинофильме «Война и мир»…или В «ВойнЕ и мирЕ»… Об этом писали в газете «Аргументы и факты.В «Аргументах и фактах» много новостей.

2. Ошибки в употреблении географических названий

Я живу в городе Курск. Мы отдыхали на реке Волга. У деревни Ивантеевка строится новый свинокомплекс. На полуострове Таймыре расположилась исследовательская группа. В озере Байкале очень чистая вода.

Названия городов, рек, сел, деревень СКЛОНЯЮТСЯ! Правильный вариант: Я живу в городе Курске. Мы отдыхали на реке Волге. У деревни Ивантеевки строится новый свинокомплекс.

Все остальные географические названия ( озер, мысов, зали­вов, островов, полуостровов, гор, горных хребтов, станций и др.) НЕ СКЛОНЯЮТСЯ! Правильный вариант: На полуострове Таймыр расположилась исследовательская группа. В озере Байкал очень чистая вода.

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

1. Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…, так и; не только…, но и; если…, то; более(менее)…, чем и др.

Хорошо отвечали как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов.

Нельзя нарушать парность двойных союзов. Правильный вариант: Хорошо отвечали как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов.

Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

При двойных союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой при второй. Правильный вариант: Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

2. Построение предложений с однородными членами, стоящими в разных падежах

Во время войны народ надеялся и верил в победу.

Если однородные сказуемые имеют дно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им: Глагол надеялся не может управлять в.п. с предлогом в (надеялся на кого? на что?), следовательно, предложение построено неверно. Правильный вариант: Во время войны народ надеялся на победу и верил в неё.

3. Пропуск предлога при однородных членах

На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены!

Перед словом воздухе необходимо добавить предлог «в», так как это слово в данном предложении не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант: На земле, в воде и воздухе – всюду мы защищены!

4. Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу.

Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.

Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которыми они связаны по смыслу: нельзя «внести замечания». Правильный вариант: Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много высказано критических замечаний.

5. Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов.

Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский.

Все однородные члены должны стоять в одном падеже. Правильный вариант: Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского.

6. Нарушение однородности понятий

Мы любим футбол и стрелять.

Не могут быть однородными существительное и инфинитив. Правильный вариант: Мы любим футбол и стрельбу.

7. Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.

В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.

Правильный вариант: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.

8. Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.

На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети.

Бабушки и дети – тоже жильцы дома. Правильный вариант: На собрание пришли жильцы дома.

9. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.

Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением.

«Пришел с женой и плохим настроением» — логически несовместимые понятия. Правильный вариант: Иван Петрович пришел с женой, был в плохом настроении.

10. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения

Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов.

Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения. Правильный вариант: Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

> ВНИМАНИЕ! Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом: Сидя на ветке, белка грызла орехи. (Грызла (как?) сидя на ветке.) Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель – подлежащее, выполняющее оба действия (Белка и на ветке сидела, и орехи грызла). То есть, увидев деепричастный оборот, ученик, чтобы выполнить задание, должен сначала найти грамматическую основу предложения! Однако деепричастный оборот может употребляться и в односоставных определённо-личных предложениях, где подлежащее легко восстанавливается: Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ, внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст. (Исполнитель отсутствует, но легко восстанавливается при помощи местоимения «вы», которое явно подразумевается). А также употребление деепричастного оборота возможно в некоторых безличных предложениях, где сказуемое выражено конструкцией со словами категории состояния можно, необходимо, нужно, нельзя не + инфинитив и имеет ярко выраженный повелительный характер: Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ, необходимо внимательно, вдумчиво прочитать исходный текст.

1. Добавочное действие (деепричастный оборот) и основное действие (сказуемое) имеют разного исполнителя

Окончив с отличием политехнический институт, мне предстояла успешная карьера.

Подлежащее «карьера» выполняет действие-сказуемое «предстояла», но оно не может «окончить политехнический институт». Правильный вариант: Окончив с отличием политехнический институт, выпускник рассчитывал на успешную карьеру (выпускник и институт окончил, и на карьеру рассчитывал)

2. Деепричастный оборот употреблен в безличном предложении, где исполнителя нет и быть не может

Гуляя вечером, мне нездоровилось.

Употреблять деепричастный оборот в безличном предложении нельзя, так как в нём исполнителя нет и быть не может. Правильный вариант: Гуляя вечером, я почувствовал недомогание.
Но в некоторых случаях (см. выше) деепричастный оборот может быть уместен. Правильный вариант: Гуляя вечером, можно простудиться.

3. Сказуемое выражено конструкцией со страдательным причастием.

Доставив необходимые медикаменты, самолёт МЧС будет осмотрен техниками.

Исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (медикаменты доставил самолёт, а осматривать его будут техники).

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1. Нарушение согласования причастия с определяемым словом.

Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.

Причастие и определяемое слово должны согласоваться (окончание в вопросе должно соответствовать окончанию причастия) Правильный вариант: Мы гордимся нашими футболистами, (какими?) победившими английскую команду.

2. Разрыв причастного оборота определяемым словом.

Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

Определяемое слово не может разрывать причастный оборот, оно может только перед ним или после него. Правильный вариант: Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. // Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.

3. Неверное определение определяемого слова, создающее неоднозначность восприятия

Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

Кто крадёт дрова: леса или всё-таки крестьяне Троекурова? Правильный вариант: Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал в своих лесах крестьян Троекурова, кравших дрова.

4. Замена страдательных причастий действительными и наоборот

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Водитель – это лицо, управляемое автомобилем.

Действительное причастие на –ся следует, где это возможно, заменять страдательными. Правильный вариант: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений. Водитель – это лицо, управляющее автомобилем.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

В отличие от прямой речи косвенная речь передаёт чужое высказывание от лица автора и воспроизводит его не дословно, а лишь с сохранением общего содержания (хотя в отдельных случаях косвенная речь может приближаться к дословному воспроизведению чужой речи). Вследствие чего косвенная речь подразумевает употребление местоимений только в 3-м лице, тогда как 1-е категорически запрещено

1. Смешение прямой и косвенной речи

Студент грустно сказал, что я еще не готов отвечать.

Нельзя использовать в придаточной части косвенной речи местоимения 1 и 2 лица.

Правильный вариант: Студент грустно сказал, что он еще не готов отвечать.

8. Ошибка в употреблении имени числительного

Особые проблемы в конструировании предложений с именами числительными вызывает употребление собирательных числительных. На них я и хочу остановиться более подробно.

Собирательные числительные употребляются только:

1. С лицами мужского и общего рода: трое мальчиков, двое сирот

Трое девчонок весело смеялись, разглядывая картину.

Правильный вариант: Три девчонки весело смеялись, разглядывая картину.

2. С существительными, имеющими форму только мн. числа: двое суток, пятеро ножниц

Мы отсутствовали двадцать двое суток.

Правильный вариант: Мы отсутствовали двадцать два дня.

3. С существительными ребята, люди, дети, лицо (в знач. «человек»): пятеро подозрительных лиц, двое ребят

Правильный вариант: Пятеро людей вышли из дому.

4. С личными место-имениями МЫ, ВЫ, ОНИ: их трое, вас семеро

Правильный вариант: Нас было четверо. Вам двоим необходимо сдать документы.

5. С названиями парных предметов: двое носков, пятеро брюк

Мне было необходимо купить пять новых носков.

Правильный вариант: Мне было необходимо купить пятеро новых носков.

6. С детенышами животных: трое котят, малышей

У моих соседей трое красивых кошек.

Правильный вариант: У моих соседей три красивые кошки. // У моих соседей трое красивых котят.

7. С прилагательными и причастиями в значении существительных (субстантивированными существительными)

В госпитальной палате теснились шесть раненых.

Правильный вариант: В госпитальной палате теснились шестеро раненых.

8. Склонение имен числительных оба-обе

Правильный вариант: Вымой обе ладони. Обеим бабушкам уступили место.

9. Ошибки в построении сложного предложения

1. Замена придаточного изъяснительного придаточным местоименно-определительным предложением и наоборот

Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.

Мы благодарны им, что живем под мирным небом.

Правильный вариант: Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.

Мы благодарны им за то, что живем под мирным небом.

2. Неуместное употреб-ление двойных союзов вместо одиночного

Когда тяжелый бой уже закончился, то кое-где еще были слышны выстрелы.

Правильный вариант: Когда тяжелый бой уже закончился, кое-где еще были слышны выстрелы.

3. Дублирование частицы ли, употребленной в качестве союза в придаточном изъяснитель-ном предложении

Учитель поинтересовался, что успеем ли мы закончить работу к концу урока.

Правильный вариант: Учитель поинтересовался, успеем ли мы закончить работу к концу урока.

4. Неоправданная инвер-сия.

Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черемуха.

Правильный вариант: Они мечтали, чтобы вновь расцвела старая черемуха, когда наступит весна.

10. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1. Глагольные формы, употребленные в одном контексте, должны совпадать во временнОм значении

Статья показывает пороки, современного общества и вызвала живой отклик у читателей.

Замирает на мгновение сердце и застучит вновь.

Кто-то сядет на лавочку, поднимет глаза на высокое небо и блаженно произнес: «Хорошо-то как!»

Правильный вариант: Статья показала пороки, современного общества и вызвала живой отклик у читателей.

Кто-то сядет на лавочку, поднимет глаза на высокое небо и блаженно произнесёт: «Хорошо-то как!»

1. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: учебник / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 608 с.

Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 413, [3] с. (Серия «ЕГЭ. Задачник»)

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
    Г Вставьте
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Глагол в личной форме
    • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ТЕКСТ
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ПОЛ
    • Все характеристики

      Слово может быть разобрано в 4-х вариантах

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Наречие
    • Начальная форма: ВЫШЕ
    • Вариант 2:
    • Часть речи: Предлог
    • Начальная форма: ВЫШЕ
    • Вариант 3:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ВЫША
    • Все характеристики

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Инфинитив
    • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Прилагательное
    • Начальная форма: синтаксический
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: РАЗБОР
    • Все характеристики

      Характеристика предложения

      По цели высказывания
      По интонации (по эмоциональной окраске)
      По количеству грамматических основ
      По количеству главных членов предложения
      По наличию второстепенных членов

      О инструменте

      После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

      Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

      Какой вариант разбора выбрать?

      Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

      Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

      Часть речи сверху слова

      Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.


      источники:

      http://infourok.ru/metodicheskiy-material-podgotovka-k-ege-zadanie-1759260.html

      http://rustxt.ru/sintaksicheskij-razbor