Определите вид сказуемого
тест (русский язык, 8 класс) на тему
А.Тытеперь не так уж будешь биться,сердце,тронутое холодком.
Б.Мы не стали искать и гадать.
В.Возму и приду к тебе.
Г.Я бежал как угорелый.
1)А,Б,Г 2)В,Г 3)А,В,Г 4)Б,В
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/.
Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/.
Данная презентация содержит следующие разделы: «По следам домашней работы» (разминка на определение основы предложения; чем выражено подлежащее); «Словообразовательная разминка»; «Теория по простому г.
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани.
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани.
Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча.
Задачи урока: повторение и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.Развивающие: с помощью разнообразных упражнений развивать у учащихся логическ.
Виды сказуемых в русском языке (примеры)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
- глагольные сказуемые;
- именные сказуемые.
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
- простое глагольное;
- составное глагольное;
- составное именное.
Таблица
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
- я буду рассказывать;
- мы будем говорить;
- они будут отдыхать;
- вы будете собирать и т. п.;
- пусть уйдет;
- пускай спляшет;
- да отпустите его.
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Тема: «Сказуемое и способы его выражения»
Тип урока:изучение нового материала.
Цели:актуализировать знания о сказуемом; сформировать умение определять тип сказуемого; совершенствовать навыки синтаксического разбора.
Формы, приемы:лекция с элементами беседы.
I. Инициализация урока.
II. Изучение нового материала
Основные положения учащиеся записывают по ходу объяснения.
1. Сказуемое – главный член предложения.
— Почему простое? составное? глагольное? именное?
2. Способы выражения простого глагольного сказуемого.
(Таблицы у каждого учащегося)
Чем выражено | Пример | Свой пример |
Глаголом в форме одного из наклонений | 1. Потухают костры на земле, гаснут звезды на небе. (в изъв. накл., в наст. вр.) 2. Все кругом быстро чернело и утихало. (в изъяв.накл, в пр.вр., в ед.ч., в ср.р.) 3. Я спою. (в изъв.накл., в буд.вр.) 4. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком. (С. Есенин) (в изъяв.накл., сложная форма буд.вр.) 5. Полыхни малиновою юбкой, Молодость моя. (М. Цветаева) (в повелит.накл.) 6. Я волком бы выгрыз бюрократизм. (В. Маяковский) (в сослаг.накл.) |
3. Составное глагольное сказуемое (схема)
Образец рассуждения:
— По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский)
Вспомогательный глагол начинает выражает значение изъявительного наклонения настоящего времени единственного числа мужского рода, указывает на начало действия. Инфинитив шуметь выражает само действие.
— Составить пример по аналогии. Указать значение вспомогательного глагола и инфинитива.
4. Способы выражения вспомогательной части
Чем выражена | Пример | Свой пример |
1. Глаголом в форме любого наклонения: — изъяв. накл. — сослагат. накл. — повелит. накл. | 1. Мы не стали искать и гадать. (А.Блок) О, я хочу безумно жить. (А.Блок) 2. А вы ноктюрн сыграть могли бы На флейте водосточных труб? (В.Маяковский) 3. Учись внимать молчанию садов, Дыханью трав и запаху цветов. (М.Волошин) | |
2.Кратким прилагательным | Я рад вам помочь | |
3.Кратким прилагательным + связка быть | Мы должны были пересечь луговой остров шириной в шесть километров. (К.Паустовский) |
5. Составное именное сказуемое (схема)
Вода была теплая. Вода казалась теплой.
Была выражает значение изъявительного наклонения, прошедшего времени, ед.ч., ж.р.; казалась выражает добавочное лексическое значение: вода не была теплая, а только казалась теплой.
6. Способы выражения глагола-связки
Чем выражена | Пример | Свой пример |
1. Глаголом быть (имеет только грамматическое значение: наклонение, время, лицо, число, род (в пр.вр.) | Погода была пасмурная. | |
2. Связкой быть в нулевой форме(показатель наст. вр.) | Ты веселый. (нулевая связка не выражена словом) | |
3.Глаголом с ослабленным лексическим значением: являться, стать, становиться, считаться, казаться, называться. | Ночь казалась удивительной и прекрасной. |
7. Способы выражения именной части
Чем выражена | Пример | Свой пример |
1. Существительным | Зелень – это песня земли. (А.Коптяева) | |
2. Прилагательным | Воздух прозрачный и синий. (С.Есенин) | |
3. Кратким прилагательным | Были странны безмолвные встречи. (С.Есенин) | |
4. Кратким страдательным причастием | Только не сжата полоска одна. (Н.Некрасов) | |
5. Числительным | Я был третьим по списку. | |
6. Местоимением | Вишневый сад теперь мой. (А.Чехов) | |
7. Наречием | Результат был налицо. | |
8. Неделимым словосочетанием | Вечером море было черного цвета. | |
9. Фразеологизмом | Он был мастером на все руки. |
III. Первичное закрепление
3.1. Распознавание различных типов сказуемого.
Коллективная работа. (Тексты на листах).
— Выписать грамматические основы, поставить вопрос к сказуемому, указать его вид.
1) Выше и выше уходит в звездную синь одинокая печальная луна.
2) Невыразимо тих лес.
3) Начинает оседать иней.
4) Я приехал в село при закате солнца и был рад остановиться у почтового домика. (А.Пушкин)
5) Лесная хмурь скована зимним сном, зачарована голубоватым лунным светом.
3.2. Сопоставьте три предложения. Что вы можете сказать о значении и способах выражения сказуемого?
1) Ландыши зацвели.
2) Ландыши начали цвести.
3) Ландыши были в цвету.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: 1. Лекция (основные положения). 2. Заполнить таблицу своими примерами.
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html
http://megaobuchalka.ru/5/45280.html