Мягкие шипящие согласные и ч правописание

Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи

Мягкий знак после шипящих букв “ж”, “ш”, “ч”, “щ” пишется в существительных, глаголах, наречиях и частицах.

Рассмотрим правила написания мягкого знака во всех случаях отдельно.

Написание мягкого знака после шипящих в существительных

Мягкий знак после шипящих согласных “ж”, “ш”, “ч”, “щ” пишется на конце имен существительных женского рода именительного и винительного падежа.

Рассмотрим примеры:

ло ж ь , но ч ь , пе ч ь , помо щ ь , ве щ ь

Обращаем ваше внимание на то, что все перечисленные слова относятся к женскому роду в форме именительного (винительного) падежа, поэтому на конце слов после шипящих букв пишется мягкий знак.

Рассмотрим другую группу существительных:

товари щ , сторо ж , но ж

Перечисленные существительные также оканчиваются на шипящую согласную букву, но пишутся без мягкого знака, так как они относятся к словам мужского рода.

Написание мягкого знака после шипящих в глаголах

На конце глаголов в форме 2-го лица настоящего времени изъявительного и повелительного наклонения единственного и множественного числа после шипящих согласных “ж”, “ш”, “ч”, “щ” пишется “ь” .

Например:

  • поё шь , ругае шь , пугае шь , стриже шь (изъявительное наклонение)
  • съе шь , съе шь те, обре жь , обре жь те (повелительное наклонение)

Также, напомним, что и в глаголах неопределенной формы на конце после шипящих букв пишется мягкий знак (например: стричь, постичь, отречься).

Написание мягкого знака после шипящих в наречиях

На конце наречий после шипящих букв “ж”, “ш”, “ч”, “щ” пишется мягкий знак. Исключение: уж, замуж, невтерпёж.

Примеры: насте жь , невмо чь , спло шь , напро чь .

Написание мягкого знака после шипящих в частицах

На конце частиц после шипящих букв “ж”, “ш”, “ч”, “щ” также пишется мягкий знак.

Примеры: ли шь , то чь -в-то чь , и шь .

Подытожим:

Мягкий знак после шипящих пишется:

  • на конце имен существительных женского рода именительного и винительного падежа;
  • на конце глаголов в форме 2-го лица настоящего времени изъявительного и повелительного наклонения единственного и множественного числа;
  • на конце наречий;
  • на конце частиц.

Мягкий знак после шипящих в разных частях речи

Мягкий знак после шипя­щих соглас­ных «ж», «ш», «ч», «щ» пишет­ся в раз­ных частях речи: суще­стви­тель­ных, гла­го­лах, наре­чи­ях и части­цах. Рассмотрим слу­чаи напи­са­ния мяг­ко­го зна­ка после шипя­щих и при­ве­дем при­ме­ры слов.

Начнем с пра­во­пи­са­ния мяг­ко­го зна­ка в име­нах существительных.

Мягкий знак после шипящих в существительных

Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка «ь» пишет­ся после шипя­щих соглас­ных не для смяг­че­ния их. Ведь соглас­ные «щ», «ч» не нуж­да­ют­ся в этом, явля­ясь непар­ны­ми мяг­ки­ми соглас­ны­ми. А соглас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «ж», «ш», напро­тив, все­гда твер­дые. Значит, мяг­кий знак, кото­рый пишет­ся после шипя­щих соглас­ных явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, то есть мар­ке­ром для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния. В фор­ме име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода обя­за­тель­но пишут­ся с мяг­ким зна­ком после шипящих:

  • помо щ ь, ве щ ь, мо щ ь, немо щ ь;
  • горе ч ь, ре ч ь, мело ч ь, щёло ч ь, до ч ь, но ч ь, ди ч ь;
  • бро ш ь, пусто ш ь, су ш ь, гуа ш ь, глу ш ь, пле ш ь;
  • ро ж ь, бла ж ь, ло ж ь, зале ж ь, дро ж ь.

Их напи­са­ние отли­ча­ем от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го склонения:

  • това­ри щ , плю щ , ово щ , бор щ ;
  • скри­па ч , смер ч , цир­ка ч , кала ч ;
  • камы ш , мяки ш , малы ш , шала ш ;
  • сто­ро ж , мор ж , фура ж , пля ж .

Мягкий знак после шипящих в глаголах

Глаголы в фор­ме 2 лица насто­я­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пишут­ся с «ь» после шипя­щих согласных:

  • ты поё ш ь, стри ж ё ш ь, рисуе ш ь, стро­чи ш ь;
  • обре ж ь — обре ж ьте;
  • спря ч ь — спря ч ьте;
  • пое ш ь — пое ш ьте.

В неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­лов после шипя­щих обя­за­тель­но при­сут­ству­ет мяг­кий знак:

«Ь» после шипящих в наречиях

В соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии наре­чия тре­бу­ют напи­са­ния мяг­ко­го зна­ка после шипящих:

  • упасть навз­ни ч ь, тер­петь нев­мо ч ь;
  • открыть окно насте ж ь;
  • забыть нап­ро ч ь, пустить лошадь вска ч ь;
  • уда­рить наот­ма ш ь, слу­ча­ет­ся спло ш ь и рядом.

«Ь» после шипящих в конце частиц

В кон­це частиц «ишь», «бишь», «вишь», «лишь» так­же напи­шем мяг­кий знак.

Лишь звез­ды смот­ре­ли в сон­ный пруд.

Видеоурок «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, прилагательных и глаголов»

Русский язык

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Как образуются шипящие звуки?

Вы уже знаете, что согласные звуки образуются, когда воздух проходит через разные преграды в ротовой полости: губы, зубы, язык. Во время преодоления препятствий получается шум. У некоторых согласных к шуму подсоединяется голос. Поэтому мы различаем глухие (образованные только из шума)и звонкие согласные (получаются при соединении голоса и шума). Примеры: глухие согласные – это т, ф, с, звонкие – д, в, з.

Шипящие звуки тоже относятся к согласным. Их выделяют в отдельную группу из-за особенностей образования.

Прогуляемся по Волшебному лесу и познакомимся с шипящими звуками подробно. В огромном Волшебном лесу живёт много зверей и птиц. Оглянитесь вокруг.

Вот на полянке ёж пытается поймать стрекозу, а ежата играют в прятки около пенька. Рядом зайчиха присматривает за своими маленькими зайчатами, а они о чём-то весело шепчутся.

В лесном озере на охоту вышла хищная рыба щука, учится плавать на дальние расстояния колючая рыбка ёрш.

А вот на ветку вишни присела важная птичка синичка. Она внимательно наблюдает за гостями леса.

Ребята, произнесите вслух слова:

  • ёж, ежата, важная;
  • зайчиха, зайчата, колючая, птичка, синичка;
  • хищная, щука;
  • ёрш, вишня.

Какой согласный звук есть в каждом слове в строчке под цифрой 1? (звук [ж]). В строке под цифрой 2? (звук [ч]). Под цифрой 3? ([щ]). Под цифрой 4? ([ш]). Эти звуки: Ж, Ч, Щ, Ш называются шипящими согласными звуками.

Если прислушаться, можно эти звуки услышать в нашем лесу. Вот пролетел шмель. А как он жужжит?

Проползла змея по траве. Увидела опасность и зашипела.

Воробьи что-то шумно обсуждают.

Белка орешки щёлкает.

Этих звуков много в окружающем мире. Почему же они называются шипящими? Послушаем, что нам объяснит по этому поводу Мудрый Филин.

Шипящие звуки делятся на звонкие и глухие.

Звук [ж] произносится с участием шума и голоса: ж-ж-ж-ж. Он звонкий: жар, жужжит, жёлтый.

А звуки [ч’], [ш], [щ’] образуются с участием только шума, поэтому они глухие: чашка, шалаш, щепка.

Шипящие ж– ш составляют пару по звонкости-глухости: жар-шар, жаль-шаль, жест-шест.Звуки ч, щ не имеют пары по звонкости.

По мягкости-твёрдости ни одна шипящая не образует пары с другими согласными. Всегда твёрдыми согласными являются шипящие звуки[ж], [ш]: жук [жук], шорох [шорах].

Звуки мягкие согласные во всех ситуациях дают шипящие [ч’], [щ’]: часы [ч’асы], щётка [щ’отка].

Правописание шипящих в сочетаниях с гласными и согласными

Ребята, чтобы быть грамотными, надо знать правила написания букв в разных словах. Сегодня мы выучим правописание шипящих с гласными, выясним, как пишутся сочетания чк,чн, чт, щн.

Правила написания ча-ща, чу-щу, жи-ши

Шипящие звуки дружат не со всеми гласными. Послушайте историю от Мудрого Филина, почему так получилось.

«Как шипящие перестали дружить с Ы, Ю, Я»

Когда-то давно шипящие Ж, Ш, Ч, Щ вместе с гласными А, И, Ы, У, Ю, Я решили пойти в лес за грибами. Солнце светило ярко, деревья приветливо шелестели листьями. Грибы сидели почти под каждым листом и травинкой. А тут и ягоды сами в корзинку просятся.

Не заметили шипящие, как пошли совсем в другую сторону и заблудились. Оглядываются: места незнакомые, и гласных рядом нет. Пробовали они кричать, на помощь звать. Да всё без толку. Голос у Ж слабый, а у Ш, Ч, Щ только шум и шипение. Уже похолодало, через час темнеть начнёт. Что же делать?

И вдруг видят: на стволах деревьях зарубки. Кто-то вырезал буквы: А, И, У, как будто дорогу показал. И пошли шипящие по тропинке, вдоль которой на деревьях зарубки были. Вскоре услышали они звуки «Ау!Ау!», протяжную песенку «И-и-и-и!» и побежали на крики. Наконец, вышли они на знакомую полянку. А там их уже ждут гласные: И, А, У. Как звуки обрадовались друг другу!

Но тут шипящие заметили, что среди гласных не хватает Ю, Ы, Я. Оказывается они отказались искать шипящих, потому что посчитали, что те сами во всём виноваты. Им хотелось отдыхать,и они ушли домой.

Шипящие согласные звуки так расстроились, что с тех пор не дружат с Ю, Ы, Я, которые их бросили в беде, а ходят только с А, И, У.

О чём эта сказка, ребята? О том, что друзей нельзя оставлять в беде, нужно им помочь или позвать взрослых.

А вот какое правило вам надо запомнить:

Давайте потренируемся правильно определять гласную после шипящих, и выполним задание Мудрого Филина.

Упражнение «Найди слово»

Соедините картинки с соответствующими словами и вставьте в словах пропущенные буквы.

Ответ: шишка, щит, чайник, абажур, жаба, шапка, ключик.

Правописание шипящей ч в сочетаниях: чк, чн, чт, нч, щн, нщ

Ребята, прочитайте слова в столбиках.

конь польза пончик

лень мельница веточка

пень вьюга почта

руль борьба гонщик

моль коньки хищник

Как обозначена мягкость согласных звуков в словах первом столбике? Ответ: с помощью звука [е] и ь. Как обозначена мягкость согласных во втором столбике? Ответ: гласными звуками [е], [и], ь.

Посмотрите, как обозначена мягкость согласных в третьем столбике. Ответ: только гласными звуками [е]. Скажите, гласная [и] в словах пончик, гонщик влияет на смягчение звуков [ч’], [щ’]? Почему? Ответ: потому что они являются непарными мягкими согласными.

А теперь обратите внимание, как мягко произносятся сочетания нч, чк, чт, нщ, щн в словах третьего столбика. Между этими сочетаниями стоит мягкий знак? Нет. Как вы думаете, почему? Он нужен? Ответ: нет, не нужен, потому что звуки ч, щ – всегда мягкие.

Мягкие шипящие влияют на другие согласные звуки, которые стоят за ними, после них, и также их смягчают. В слове барабанщик мы слышим мягкий н [н’], хотя рядом нет ни смягчающей гласной, ни Ь. То же самое происходит в словах: птенчик, чемоданчик, мороженщик.

Запишем транскрипции этих слов:

  • барабанщик – [барабан’щ’ик]
  • птенчик – [пт’эн’ч’ик]
  • чемоданчик – [ч’имадан’ч’ик]
  • мороженщик – [марожын’щ’ик]

Мягкость в сочетаниях нч, чк, чт, нщ, щн обозначают в транскрипции у двух звуков [н]и [ч’].

Занимательная игротека

Ребята, настало время закрепить изученный материал. Вслед за Мудрым Филином мы переходим на лесную опушку Волшебного леса, где выполним разные интересные задания от лесных обитателей. Постарайтесь выполнить их самостоятельно, а затем сверьте с правильными ответами. Вы их найдёте в конце этого раздела.

Задание от Ёжика

Справа вы видите картинки крупных предметов, слева – мелких. Впишите в клетки соответствующие слова.

Задание от Лисички

Передаю вам письмо с заколдованными словами. Расколдовать их можно, если в каждом слове убрать лишний слог.

Задание от Бурундучка

  • Найдите слова, в которые есть твёрдые шипящие звуки:

мороженое, девочка, страна, жар, таблетка, стол, камыш, балкон, шутка

  • Найдите слова, в которые есть мягкие шипящие звуки:

тетрадка, щётка, портфель, черновик, ручка, тарелка, прощание, утро

Задание от Зайчика

Отгадайте загадки и напишите транскрипцию отгадок

Отгадай, что за вещица,

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Не на поле, не на грядке

На листах твоей тетрадки.

Землянику мы собрали –

Не лесную, а в саду.

Сахар, таз большой достали –

Мама варит, а я жду…

Очень нравится нам всем

Задание от Енота

Прочитайте предложения и подчеркните орфограммы, которые вы сегодня изучали.Воспользуйтесь в качестве подсказки таблицей.

Ответы на задания раздела «Занимательная игротека»

1.Задание от Ёжика. Ответ: лимон – лимончик, апельсин – апельсинчик, фонтан – фонтанчик.

2. Задание от Лисички. Ответ: печка, бабочка, мечта, мачта, барабанщик, свечка.

3. Задание от Бурундучка. Ответ: 1) мороженое, жар, камыш, шутка;

2) щётка, черновик, ручка, прощание

4. Задание от Зайчика. Ответ: 1) ручка, транскрипция: [руч’ка]; 2) джем, транскрипция: [джэм]

5. Задание от Енота. Ответ: В чаще леса жили ежи. Они часто ходили гулять на земляничную поляну. Я налью себе чашку чая. В коричневой сумке лежали шапка и шарф. На море много чаек. Девочка была отличницей. Женщины о чём-то спорили. У нас прошёл конкурс чтецов.

Ребята, урок в Волшебном лесу закончился. Попрощаемся с Мудрым Филином. Мы узнали, какие звуки считаются шипящими, как они пишутся с гласными и согласными. Выучили орфограммы и выполнили практические задания. Осталось пройти тестирование.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/myagkiy-znak-posle-shipyashhih.html

http://100urokov.ru/predmety/shipyashchie-soglasnye-zvuki