Мягкий знак правописание мягкого знака на конце и в середине слова

Технологическая карта открытого урока по русскому языку «Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными» (УМК «Школа России», 2 класс)
материал по русскому языку (2 класс)

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по УМК «Школа России». Тема урока : «Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными».

Скачать:

ВложениеРазмер
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными, 2 класс,УМК «Школа России»36.78 КБ
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными, 2 класс,УМК «Школа России»2.41 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2Е КЛАССЕ

Филиппова Елена Николаевна

учитель начальных классов,

МАОУ «СОШ №10» г.Реутов

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными

Получение новых знаний

Понаблюдать над ролью мягкого знака в русском языке.

Вспомнить, в чем особенность мягкого знака.

Повторить, как переносятся слова с мягким знаком в середине.

  • развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком;
  • развивать речь учащихся и фонематический слух;
  • воспитывать любовь к родному краю, создавать условия для развития коммуникативных навыков, используя работу в паре.

Предметные: Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют орфографические правила; овладевают умением проверять написанное.

Личностные результаты : Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умениями избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отра-
жающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – умеют строить
рассуждения.

Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают
собственное поведение и поведение окружающих .

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Коллективная, фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник и электронное приложение к учебнику «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для парной работы.

Правописание мягкого знака

В русском языке буква ь выполняет различные функции: разделительную, обозначает мягкость согласного на письме, а также определяет грамматическую форму слова. Согласно этим функциям, мы собрали в таблицы все правила, когда пишется ь , а когда нет.

Мягкий знак пишется в следующих случаях:

Часть речиПишем ьПримеры
Все части речиразделительный ь в корне слова перед гласными и, е, ё, ю, я.бур ь ян, руж ь ё, ноч ь ю, лис ь и, ш ь ю
разделительный ь в корне некоторых слов иноязычного происхождения перед гласной огил ь отина, компан ь он, павил ь он, почтал ь он
в конце слова после согласной для обозначения ее мягкостибит ь , вып ь , кор ь
в корне слова перед твердой согласной для обозначения мягкости предшествующей согласнойкон ь ки, нян ь ка, молот ь ба
для обозначения мягкости буквы лстрел ь ба, люл ь ка, л ь стить
Имя существительноев формах Тв. п. мн. ч.люд ь ми, дет ь ми
после шипящих ж, ч, ш, щ на конце сущ. ж. р. 3-его скл. ед. ч. в Им. и В. падежахреч ь , мыш ь , печ ь , рож ь
Имя числительноев сложных числительных перед -десятПят ь десят, сем ь десят, восем ь десят
в форме Тв. п. мн. ч.четыр ь мя
Глаголв неопределенной форме перед -сякупат ь ся, чертыхат ь ся
в повелительной форме перед -ся и -тевстан ь те, приблиз ь ся
в окончании после ш в форме 2-го л. ед. ч. наст и буд. вр.береш ь , береш ь ся, ткёш ь , несеш ь ся, спиш ь
на конце после шипящих ж , ч , ш , щ в формах повелит. накл. ед. ч. (также перед -ся )

и мн. ч. перед -те , -тесьспряч ь , спряч ь ся, смаж ь , еш ь

спряч ь те, спряч ь тесь, еш ь тена конце слова после шипящих ж , ч , ш , щ в неопред. форме, в том числе перед -сябереч ь , стрич ь сяНаречиево всех после ш и чсплош ь , вскач ь , проч ь
Исключение: настеж ь
Частицына конце после шипящихбиш ь , виш ь , лиш ь , иш ь

Мягкий знак не пишется в следующих случаях:

Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ открытый урок по русск яз.doc

Конспект открытого урока

по русскому языку

Учитель: Сычев К.А.

Урок русского языка 2 класс

Тема : Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными.

Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков.

Развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.

Развивать логическое мышление, обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитывать интерес и любовь к родному языку, умение слушать других.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком, оценивать свои достижения при выполнении заданий, анализировать, делать выводы.

Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем, сотрудничество с учителем и сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Ресурсы: Словарные слова, презентация к уроку, учебник, тетради.

Тип урока: закрепление пройденного

Методы: по источнику познания:

По степени взаимодействия учителя и учащихся:

Педагогические технологии: элементы мультимедиа-технологии, здоровьесберегающие.

Ход урока: ( Слайд 1)

I .Организационный момент.

Встаньте ровно и красиво, прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно и скорей начнем урок.

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят

И внимательно глядят?

— Меня зовут Константин Анатольевич. Я проведу у вас урок русского языка.

II . Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Ребята, послушайте загадки

И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой,

Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой.

Мы изящны и легки, мы — фигурные. (коньки)

Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки.

Если ты устал играть,

-Как назвать эти предметы одним словом? (мебель )

-Что объединяет эти слова? ( слайд 4)

— Где стоит ь? (ь в середине и в конце слова)

— Кто готов назвать тему нашего урока?

III . C ообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности .

(ПРАВОПИСАНИЕ Ь В КОНЦЕ И СЕРЕДИНЕ СЛОВА ПЕРЕД ДРУГИМИ СОГЛАСНЫМИ.)

-Для чего служит мягкий зн ак ?

( обозначает мягкость согласного звука)

— Ребята, откройте тетради. Правильно их положите и запишите: число , классная работа.

1. Каллиграфическая минутка

Мы будем писать много слов, в которых встречается мягкий знак, поэтому давайте вспомним соединения .

ь льт льч льд льц

2. Словарная работа

Сегодня на уроке мы познакомимся со словарными словами , которые являются отгадками на наши загадки.

Отгадкой на первую загадку было слово КОНЬКИ,

Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву.

-Ребята, а как вы думаете, слова конь и коньки – однокоренные?

— А вот и нет. Сейчас это не однокоренные слова, слишком далеко разошлись их значения. А раньше это были однокоренные слова. Дело в том, что раньше полозья коньков спереди украшали фигурками, похожими на лошадиную голову. Предполагают, что название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.

Если вы это запомните, вам будет проще запомнить безударную гласную в слове.

— А какие же тогда слова будут однокоренными?

(Коньки, конёк, конькобежец – спортсмен, который бегает на коньках)

Следующее слово над которым мы поработаем –это слово МЕБЕЛЬ.

-Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву.

А какая мебель стоит у вас в комнате?

(столы, стулья, диваны и т.п))

-Ребята, написания этих слов вы должны запомнить.

III . Первичное закрепление материала

— Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и найдите слова с мягким знаком:

МЯГКИЙ ЗНАК – ХИТРЫЙ ЗНАК

ОН НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ,

НО В СЛОВО ЧАСТО ПРОСИТСЯ.

ПОЧЕМУ У ДОМА УГОЛ

БЕЗ ПОЖАРА, ПРОСТО ТАК?

(Это сделал мягкий знак! )

-Поднимите, руки, кто запомнил слова с мягким знаком, которые встретились в этом стихотворении?

(слова вывешиваются на доску на карточках. )

— Сколько в каждом слове звуков, букв,

Уголь- 5 букв, 4 звука;

Сказать – 7 букв, 6 звуков;

Вывод : Ь — не имеет звука.

А сейчас поработаем самостоятельно.

Измените слова так, чтобы мягкий знак стоял в середине слова.

Ребята, кто закончил, запишите ещё своих 2 слова с ь в середине .

(Например: окунь — окуньки, огонь – огоньки, куль – кульки)

— Кто выполнил всё без ошибок? Поднимите руки. Молодцы!

-Какую роль выполняет ь в этих словах?

Вывод: Обозначает мягкость согласного звука.)

— Ребята, а ь может стоять в начале слова?

Так чем же особенная буква ь?

(Сначала отвечают устно)

у нее нет собственного звука;

обозначает мягкость согласного, стоящего перед ним;

не может стоять в начале слова;

не имеет заглавной буквы

Хомка раненько встает,

Щеки моет, шейку трет.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)

IV . Творческое применение и добывание знаний.

— А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова. Я читаю загадки, а вы записываете только отгадки.

Первое слово с большой буквы, остальные через запятую.

1.Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два. (Огонь)

2. Одну меня не съешь,

А без меня — не вкусна еда. (Соль)

3. Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

4. У двух матерей по пять сыновей

Одно имя всем. (Пальцы)

5. Без ног приходит,

Без языка рассказывает. (Письмо)

6. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

— Ребята, когда вы записывали слова, хватило ли вам строчки, чтобы записать?

— А кому из вас пришлось воспользоваться переносом?

— Какие слова вы перенесли?

-А как правильно перенести слова с ь знаком?

— Давайте вспомним правила переноса слов .

— Открываем учебники на стр.126 упр.206

( Читает один ученик, устно подбирают однокоренные слова)

-Что еще нам нужно сделать в этом упражнении?

(Читают второе задание)

— А теперь запишем по образцу.

( Образец пишу на доске . Выделяю корень, подчёркиваю ь )

Пишут по очереди у доски.

— Какое ещё задание нам нужно выполнить?

-Какие слова выделенные? ( на доске)

-Самостоятельно разделите их для переноса вертикальной чертой

(Разделяют слова для переноса)

ПРОВЕРИТЬ ( сверьтесь с доской)

Какое правило переноса мы применили?

V . Домашнее задание

Упр.209 с. 128 (Слайд 18)

Чему учились на уроке?

Какую роль играет Ь на конце и в середине слова?

Как переносить слова с Ь в середине?

— Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою работу с помощью предложений. Выберите и прочитайте, что вы ощутили сегодня на уроке.

Всё было понятно

— Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Мы вместе справились со всеми трудностями на уроке .

И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

Оценки за урок получают…….

Выбранный для просмотра документ открытый урок по русскому к 1.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка во 2 классе Учитель: Сычев К.А.

Тема урока: « Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. »

Уголь- 5 букв, 4 звука; Сказать – 7 букв, 6 звуков;

Измените слова так, чтобы мягкий знак стоял в середине слова конь-… зверь-… пень-… день-… уголь-…

Проверяем: конь- коньки зверь — зверьки пень — пеньки день- деньки уголь- угольки

у нее нет собственного звука; обозначает мягкость согласного, стоящего перед ним; не может стоять в начале слова; не имеет заглавной буквы

Проверяем: Огонь , соль, медведь, пальцы, письмо, сосулька.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 321 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 741 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 644 человека из 80 регионов

  • Сычев Константин АнатольевичНаписать 7601 12.12.2015

Номер материала: ДВ-252087

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    12.12.2015 594
    12.12.2015 1304
    12.12.2015 406

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://reshator.com/sprav/russkij-yazyk/5-11-klass/pravopisanie-myagkogo-znaka/

http://infourok.ru/pravopisanie-myagkogo-znaka-v-konce-i-v-seredine-slova-pered-drugimi-soglasnimi-678566.html