Мягкий знак правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 51. Мягкий знак (ь). Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков.

2) Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными.

3) Правила переноса слов с мягким знаком в середине слова перед согласными.

Глоссарий по теме:

Мягкий знак – показатель мягкости – это буква, которая не обозначает звуков, а только указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Мягкие согласные звуки – это согласные звуки, при произнесении которых, средняя часть языка поднимается к нёбу.

Показатели мягкости согласных звуков на письме – это буквы Ь, Ю, Я, Е, И, Ё.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 124 – 128.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.59-63.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 23 — 28.

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 40 — 41.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 33, 34.

Тихомирова Е .М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: .: Издательство «Экзамен», 2018. — С.46-47.

Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 75 — 77.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 48-52.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Многие народы придумали специальные значки, которыми стали отображать звучащую речь. Назвали эти значки буквами. Нередко встречаются среди них совершенно необыкновенные экземпляры!

Одни поражают своим внешним видом, как японские и китайские иероглифы. Другие своей переменчивостью. Так в арабском языке почти все буквы на конце и в середине слова пишутся по-разному.

В русском языке тоже есть не менее странные буквы. Одна из них – мягкий знак.

Что же удивительного в этой букве? Правильно: эта буква не обозначает ни одного звука, а все равно имеет свое место в русском алфавите.

За что же ей такая честь? Какую работу она выполняет?

Например, слова «УГОЛЬ» и «УГОЛ» на письме различаются только буквой «Ь». А теперь произнеси их и прислушайся: [угоЛ] — [угоЛ′]. Последние звуки в словах парные по мягкости-твердости. Эту мягкость на письме показывает буква «мягкий знак»!

Запомните! Буква «мягкий знак» не обозначает мягкость предыдущего согласного звука, а только указывает, на его мягкость. Поэтому эту букву так и называют: «Мягкий знак – показатель мягкости».

Но так ли важно показывать мягкость согласных звуков?

Давайте проведем исследование. Сначала запишем несколько слов с буквой «Ь» на конце и в середине слова: МЕЛЬ, КОНЬ, БАНЬКА, МАЛЬЧИК. Значение каждого из этих слов можно объяснить. Теперь в каждой записи уберём букву мягкий знак и объясним значение получившихся слов.

Итак, была МЕЛЬ — мелкое место в водоёме, а стал МЕЛ – один из видов известняка. Был КОНЬ — домашнее животное, а стал КОН – часть игры. Была БАНЬКА — деревянная постройка для мытья тела, а стала БАНКА – ёмкость для хранения.

Что произошло со значением каждого из этих слов? Оно изменилось.

А что же со словом «МАЛЬЧИК»? Если в этом слове убрать букву «Ь», то его значение не просто изменится, оно пропадет совсем: МАЛЬЧИК – МАЛЧИК.

Будь внимателен! Значение слова изменится или совсем пропадёт, если в его записи удалить или по ошибке не написать букву мягкий знак.

Буква мягкий знак указывает на мягкость согласного звука в двух случаях: если этот звук последний в слове, и, если за мягким согласным звуком следует тоже согласный звук.

Грамотно писать слова с мягким знаком тебе поможет алгоритм обозначения мягкости согласного звука на письме.

Рисунок 1 – Алгоритм обозначения мягкости согласного звука на письме

Шаг 1. Произнеси слово.

Шаг 2. Определи в слове мягкий звук.

Шаг 3. Определи, следует ли за мягким звуком другой звук? Если последующего звука нет, то пиши букву мягкий знак.

Шаг 4. Если есть последующий звук, то определи, какой он: гласный или согласный.

Шаг 5. Если последующий звук согласный, то пиши букву мягкий знак. Если последующий звук гласный, то пиши гласную букву Я, Ю, И, Е или Ё.

Запомни! Мягкий знак – это орфограмма.

Интересно, что буква «мягкий знак» — одна из самых взрослых букв русского алфавита. Некоторые учёные утверждают, что ей уже больше 1000 лет.

И беззвучной она была не всегда. В самом начале эта буква имела хоть и очень-очень короткий, но все же звук — [Э]. Записывалась она только после букв, обозначающих мягкий согласный звук. Но, став старше, буква «мягкий знак» потеряла даже и этот короткий звук. Случилось это уже более 700 лет назад. С тех пор она только указывает на мягкость предыдущего согласного звука.

Но мы с вами уже выяснили, что эта работа тоже очень важная!

Мягкий знак так прочно связан с буквой предыдущего мягкого согласного, что даже при переносе слова всегда остается с ней. Например, при переносе слова ДЕНЬКИ на одной строке оставим часть ДЕНЬ-, а часть КИ запишем уже на следующей строке.

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными можно проверить по орфографическому словарю. Он ваш главный помощник в грамотном письме. Не ленитесь работать с ним, и вас ждет успех!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Зачеркни слова.

Зачеркните слова, в которых не нужно было писать букву «Ь» (мягкий знак).

ПАЛЬТО, ПАЛЬКА, КОНЬКИ, ЗОНЬТЫ, СОСУЛЬКА, ВЕШАЛЬКА, СТУПЕНЬКИ, ПЕСЕНЬКА, ЛЕСЕНЬКА, ЛИСОНЬКА, ОЛЕНЬ, ОБЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ГЛОБУСЬ.

Подсказка: Вспомните, в каких случаях после согласной буквы пишется мягкий знак. Проверь правописание предложенных слов по орфографическому словарю.

Правильный ответ: ПАЛЬТО, ПАЛЬКА, КОНЬКИ, ЗОНЬТЫ, СОСУЛЬКА, ВЕШАЛЬКА, СТУПЕНЬКИ, ПЕСЕНЬКА, ЛЕСЕНЬКА, ЛИСОНЬКА, ОЛЕНЬ, ОБЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ГЛОБУСЬ.

Задание. Выполни звуко-буквенный анализ слова.

Выполните звуко-буквенный разбор слова «КОНЬКИ».

Подсказка: Вспомни порядок звуко-буквенного разбора слов и характеристику гласных и согласных звуков.

Технологическая карта открытого урока по русскому языку «Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными» (УМК «Школа России», 2 класс)
материал по русскому языку (2 класс)

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по УМК «Школа России». Тема урока : «Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными».

Скачать:

ВложениеРазмер
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными, 2 класс,УМК «Школа России»36.78 КБ
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными, 2 класс,УМК «Школа России»2.41 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2Е КЛАССЕ

Филиппова Елена Николаевна

учитель начальных классов,

МАОУ «СОШ №10» г.Реутов

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными

Получение новых знаний

Понаблюдать над ролью мягкого знака в русском языке.

Вспомнить, в чем особенность мягкого знака.

Повторить, как переносятся слова с мягким знаком в середине.

  • развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком;
  • развивать речь учащихся и фонематический слух;
  • воспитывать любовь к родному краю, создавать условия для развития коммуникативных навыков, используя работу в паре.

Предметные: Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют орфографические правила; овладевают умением проверять написанное.

Личностные результаты : Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умениями избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отра-
жающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – умеют строить
рассуждения.

Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают
собственное поведение и поведение окружающих .

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Коллективная, фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник и электронное приложение к учебнику «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для парной работы.

Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ открытый урок по русск яз.doc

Конспект открытого урока

по русскому языку

Учитель: Сычев К.А.

Урок русского языка 2 класс

Тема : Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными.

Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков.

Развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.

Развивать логическое мышление, обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитывать интерес и любовь к родному языку, умение слушать других.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком, оценивать свои достижения при выполнении заданий, анализировать, делать выводы.

Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем, сотрудничество с учителем и сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Ресурсы: Словарные слова, презентация к уроку, учебник, тетради.

Тип урока: закрепление пройденного

Методы: по источнику познания:

По степени взаимодействия учителя и учащихся:

Педагогические технологии: элементы мультимедиа-технологии, здоровьесберегающие.

Ход урока: ( Слайд 1)

I .Организационный момент.

Встаньте ровно и красиво, прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно и скорей начнем урок.

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят

И внимательно глядят?

— Меня зовут Константин Анатольевич. Я проведу у вас урок русского языка.

II . Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Ребята, послушайте загадки

И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой,

Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой.

Мы изящны и легки, мы — фигурные. (коньки)

Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки.

Если ты устал играть,

-Как назвать эти предметы одним словом? (мебель )

-Что объединяет эти слова? ( слайд 4)

— Где стоит ь? (ь в середине и в конце слова)

— Кто готов назвать тему нашего урока?

III . C ообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности .

(ПРАВОПИСАНИЕ Ь В КОНЦЕ И СЕРЕДИНЕ СЛОВА ПЕРЕД ДРУГИМИ СОГЛАСНЫМИ.)

-Для чего служит мягкий зн ак ?

( обозначает мягкость согласного звука)

— Ребята, откройте тетради. Правильно их положите и запишите: число , классная работа.

1. Каллиграфическая минутка

Мы будем писать много слов, в которых встречается мягкий знак, поэтому давайте вспомним соединения .

ь льт льч льд льц

2. Словарная работа

Сегодня на уроке мы познакомимся со словарными словами , которые являются отгадками на наши загадки.

Отгадкой на первую загадку было слово КОНЬКИ,

Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву.

-Ребята, а как вы думаете, слова конь и коньки – однокоренные?

— А вот и нет. Сейчас это не однокоренные слова, слишком далеко разошлись их значения. А раньше это были однокоренные слова. Дело в том, что раньше полозья коньков спереди украшали фигурками, похожими на лошадиную голову. Предполагают, что название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.

Если вы это запомните, вам будет проще запомнить безударную гласную в слове.

— А какие же тогда слова будут однокоренными?

(Коньки, конёк, конькобежец – спортсмен, который бегает на коньках)

Следующее слово над которым мы поработаем –это слово МЕБЕЛЬ.

-Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву.

А какая мебель стоит у вас в комнате?

(столы, стулья, диваны и т.п))

-Ребята, написания этих слов вы должны запомнить.

III . Первичное закрепление материала

— Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и найдите слова с мягким знаком:

МЯГКИЙ ЗНАК – ХИТРЫЙ ЗНАК

ОН НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ,

НО В СЛОВО ЧАСТО ПРОСИТСЯ.

ПОЧЕМУ У ДОМА УГОЛ

БЕЗ ПОЖАРА, ПРОСТО ТАК?

(Это сделал мягкий знак! )

-Поднимите, руки, кто запомнил слова с мягким знаком, которые встретились в этом стихотворении?

(слова вывешиваются на доску на карточках. )

— Сколько в каждом слове звуков, букв,

Уголь- 5 букв, 4 звука;

Сказать – 7 букв, 6 звуков;

Вывод : Ь — не имеет звука.

А сейчас поработаем самостоятельно.

Измените слова так, чтобы мягкий знак стоял в середине слова.

Ребята, кто закончил, запишите ещё своих 2 слова с ь в середине .

(Например: окунь — окуньки, огонь – огоньки, куль – кульки)

— Кто выполнил всё без ошибок? Поднимите руки. Молодцы!

-Какую роль выполняет ь в этих словах?

Вывод: Обозначает мягкость согласного звука.)

— Ребята, а ь может стоять в начале слова?

Так чем же особенная буква ь?

(Сначала отвечают устно)

у нее нет собственного звука;

обозначает мягкость согласного, стоящего перед ним;

не может стоять в начале слова;

не имеет заглавной буквы

Хомка раненько встает,

Щеки моет, шейку трет.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)

IV . Творческое применение и добывание знаний.

— А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова. Я читаю загадки, а вы записываете только отгадки.

Первое слово с большой буквы, остальные через запятую.

1.Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два. (Огонь)

2. Одну меня не съешь,

А без меня — не вкусна еда. (Соль)

3. Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

4. У двух матерей по пять сыновей

Одно имя всем. (Пальцы)

5. Без ног приходит,

Без языка рассказывает. (Письмо)

6. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

— Ребята, когда вы записывали слова, хватило ли вам строчки, чтобы записать?

— А кому из вас пришлось воспользоваться переносом?

— Какие слова вы перенесли?

-А как правильно перенести слова с ь знаком?

— Давайте вспомним правила переноса слов .

— Открываем учебники на стр.126 упр.206

( Читает один ученик, устно подбирают однокоренные слова)

-Что еще нам нужно сделать в этом упражнении?

(Читают второе задание)

— А теперь запишем по образцу.

( Образец пишу на доске . Выделяю корень, подчёркиваю ь )

Пишут по очереди у доски.

— Какое ещё задание нам нужно выполнить?

-Какие слова выделенные? ( на доске)

-Самостоятельно разделите их для переноса вертикальной чертой

(Разделяют слова для переноса)

ПРОВЕРИТЬ ( сверьтесь с доской)

Какое правило переноса мы применили?

V . Домашнее задание

Упр.209 с. 128 (Слайд 18)

Чему учились на уроке?

Какую роль играет Ь на конце и в середине слова?

Как переносить слова с Ь в середине?

— Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою работу с помощью предложений. Выберите и прочитайте, что вы ощутили сегодня на уроке.

Всё было понятно

— Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Мы вместе справились со всеми трудностями на уроке .

И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

Оценки за урок получают…….

Выбранный для просмотра документ открытый урок по русскому к 1.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка во 2 классе Учитель: Сычев К.А.

Тема урока: « Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. »

Уголь- 5 букв, 4 звука; Сказать – 7 букв, 6 звуков;

Измените слова так, чтобы мягкий знак стоял в середине слова конь-… зверь-… пень-… день-… уголь-…

Проверяем: конь- коньки зверь — зверьки пень — пеньки день- деньки уголь- угольки

у нее нет собственного звука; обозначает мягкость согласного, стоящего перед ним; не может стоять в начале слова; не имеет заглавной буквы

Проверяем: Огонь , соль, медведь, пальцы, письмо, сосулька.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 749 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 646 человек из 79 регионов

  • Сычев Константин АнатольевичНаписать 7609 12.12.2015

Номер материала: ДВ-252087

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    12.12.2015 594
    12.12.2015 1304
    12.12.2015 406

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах

Время чтения: 1 минута

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2021/01/10/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-russkomu-yazyku

http://infourok.ru/pravopisanie-myagkogo-znaka-v-konce-i-v-seredine-slova-pered-drugimi-soglasnimi-678566.html