Мышеловка хлоп захлопнулась вдруг я услышал ау дополнение сказуемое

Глава 19. Морфология. Междометие

§1. Общая характеристика междометий

Междометия – самый удивительный класс слов. Он не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.

Междометия – это чаще всего выражение спонтанной эмоциональной реакции говорящего на ситуацию. Лингвисты полагают, что междометия – это эмоциональные сигналы, «первичные человеческие слова». Они связаны с мимикой и жестом говорящего, которые тоже выражают физическое состояние или реакцию человека.

Порезал палец: Ой!
Узнал результат ЕГЭ: — Слава богу!
Услышал неприятный запах: — Фу.

Чувства, эмоции могут быть самыми разными: и положительными, и отрицательными, и сильными, и слабыми.

§2. Образование междометий

По образованию междометия делятся на непроизводные и производные.
Непроизводные: ах, ох, ух, эх, фу, тьфу и др.
Производные: Батюшки!, Батюшки светы!, Чёрт побери!, Господи!, Боже мой! Вот тебе на!, Была не была!, То-то!, Ещё бы!
Класс междометий продолжает пополняться, в частности, за счет устойчивых сочетаний. Самым распространённым способом образования является переход в другую часть речи.

Значения междометий разнообразны, что позволяет выделить разряды по значению.

§3. Разряды по значению

Многие междометия многозначны. Может быть произнесён лишь один звук. Важно, как его произнести. Длительность гласного, интенсивность, громкость, регистр и тембр голоса, интонация (движение тона) – все это помогает выражать разные чувства. Например: А! (досада), А-а-а! (догадка), А-а-а! (угроза, крик при нападении). Тем не менее можно говорить о группах междометий с разным значением.

  • Эмоциональные: Ай , ой , ах , ох , ух , эх , у-у-у , ой-ой-ой , фу , тьфу , чу , боже , боже мой , слава богу , ура , увы , О! , о-о-о , А! , а-а-а и др.
  • Волеизъявительные: вон , прочь , долой , стоп , брысь , цыц , тс-с , ш-ш , ч-ч-ч , кис-кис , цып-цып , но , тпру , айда (из татарского), караул (из турецкого), алло (из французского), бис (из латыни) и др.
  • Глагольные (звукоподражательные*, приближающиеся к передаче значения действия): бац , стук , бух , чебурах , хлоп , толк , трах , жик и др.
  • Этикетные: спасибо , мерси , здрасьте , привет , пока , пожалуйста , простите и др.
  • Бранные: черт , черт возьми , черт побери и др. Сюда же относится слово блин , используемое в качестве бранного междометия при выражении досады, огорчения, недовольства и др. отрицательных эмоций.

Глагольные звукоподражательные междометия нужно отличать от звукоподражаний типа: динь-динь, му-у, гав-гав, чик-чирик, кар-р, га-га-га, которые являются звуковым подражанием реальным звукам и не являются частью речи.

§4. Синтаксическая роль междометий

Междометия могут выступать в качестве самостоятельного восклицательного высказывания. Особенностью таких высказываний является отсутствие особой синтаксической оформленности, особой структуры.

Возможны междометия и в составе предложения.

По лесу разнеслось ау! (междометие в роли подлежащего)
Вдруг я услышал ау! ( междометие в роли дополнения)
Он трах меня по голове! (междометие в роли сказуемого, роль междометия приближается к глаголу)
Мышеловка хлоп , захлопнулась . (междометие в роли сказуемого, роль приближается к глаголу)

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Междометия как члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Синтаксическая особенность междометий и звукоподражательных слов, их роль в предложении. Роль междометий в речевом высказывании.

Скачать:

ВложениеРазмер
mezhdometie1.docx28.91 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Междометия как члены предложения.

Продолжать формировать умения находить междометия и звукоподражательные слова в тексте.

Дать представление о роли междометий в речевом высказывании.

Установить синтаксическую особенность междометий и звукоподражательных слов, их роль в предложении.

Пробудить у учащихся интерес к междометиям, учить уместному использованию междометий в речи, формировать внимательное и вдумчивое отношение к происходящим языковым процессам, умение анализировать языковые явления.

Расширить, уточнить словарный запас учащихся.

Развивать речевые навыки учащихся.

Развивать такие качества речи, как правильность, точность, стилистическая уместность и выразительность.

Развивать память учащихся, мышление, познавательные интересы .

Развивать умения давать монологический ответ, обобщать, сравнивать.

Содействовать развитию речевых навыков детей в употреблении междометий.

Учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Развивать самостоятельность в работе на уроке.

Формировать умение самоконтроля на уроке.

Формировать умение преодолевать трудности в учении.

Способствовать развитию положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности и творческой инициативе и активности.

Развивать интерес к предмету.

Воспитывать стремление применять новое знание на практике.

Создать атмосферу эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении заданий.

Дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя все более сложные упражнения, дети продвигаются в своем интеллектуальном развитии.

Прививать любовь к русскому языку, учить видеть его красоту;

Создать условия для формирования культуры межличностного и межкультурного общения через организацию парной и фронтальной работы.

Тип урока: урок формирования и закрепления новых знаний и выработки умений.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, мультипликационный фильм «Ох и Ах», презентация с текстами заданий для учащихся, тест для проверки знаний.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Проверка готовности к уроку, создание атмосферы учебного сотрудничества, стимулирование учащихся к постановке личных целей и их достижения.

2. Постановка проблемной ситуации.

Просмотр мультипликационного фильма «Ох и Ах»

В начале урока я предлагаю Вам посмотреть мультипликационный фильм «Ох и Ах».

Жили рядом Ох и Ах,

Друг от друга в двух шагах.

Ах — шутник и хохотун,

Ох — отчаянный ворчун.

Ах — работать не боится,

Аху охать не годится,

Улыбнётся, скажет: «Ах!».

Дело спорится в руках.

Ох глаза косит на Аха,

На дела глядит со страхом,

И, наверно, потому

Не везёт в делах ему.

— Посмотрите внимательно мультипликационный фильм и попробуйте определить, где и когда (в каких жизненных ситуациях) чаще всего вы слышите подобные слова и звуки. Запишите в тетради пары слов: слово, которое произносит герой ситуации – название чувства, которое он испытывает.

Ученики смотрят фильм с участием мультипликационных персонажей — весельчака Аха и ворчуна Оха, воспитывающий оптимистическое отношение к жизни и такие качества, как бодрость духа, находчивость и смекалку.

Как называются слова, записанные вами? Можно ли изменять произнесённые героями слова, можно ли задать к ним вопросы, какой частью речи они являются?

Беседа в ходе работы:

— Как произносятся междометия? А как эти паузы отобразить на письме?

( Междометие отделяется от следующего за ним предложения запятой, если произносится без восклицательной интонации. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине – то со строчной).

— Составьте устно диалог (соседи по парте составляют диалог, по 2 реплики на каждого участника) с использованием данных междометий.

Итак, оптимист Ах и пессимист Ох на всё смотрят с противоположных сторон.

Ах — шутник и весельчак, Ох — ворчун, они живут в сказочном городке. Ах работы не боится, все делает с удовольствием, и все ему удается. За что бы не взялся Ах, у него все выходит слаженно и точно, поэтому с его лица никогда не сходит улыбка.

Оху всегда не везет, боится работы Ох. Оха постоянно сопровождают неудачи, он всегда чем-то недоволен, он плачет и вздыхает по каждому поводу. И только когда соседи грустного человечка навели в его доме идеальный порядок: вымыли посуду, пол, убрали разбросанные вещи, самого хозяина причесали, умыли, одели, Ох, взглянув на свое отражение в зеркале, впервые улыбнулся.

-Как вы думаете, как же сделать так, чтобы Ох сказал: « Ах!»

3. Определение темы и целей урока.

— Мы выполнили определённую работу. А с какой целью мы её выполняли? Можете ли вы отнести их к какой-либо известной вам части речи?

«Ах!» — воскликнула Соня испуганно. (Ф.Достоевский)

Как я люблю море, ах, как я люблю море! (А.Чехов)

Татьяна — ах! А он реветь.. . (А.Пушкин )

-Найдите междометие, повторяющееся в этих предложениях.

— Междометия могут выступать в качестве самостоятельного восклицательного высказывания (пр.1).

-Являются ли членами предложения междометия? (Междометие ах в 3 пр.употреблено в значении глагола, в предложении является сказуемым. )

-Возможно ли определить тему урока? А какие задачи мы должны сегодня поставить перед собой?

Междометие – это малоизученный класс слов, который в силу своего промежуточного положения в общей системе частей речи современного русского литературного языка не получил еще точного определения.

Итак, междометия не изменяются, но могут являться членами предложения.

Иногда междометия могут заменять самостоятельные части речи. В этом случае они становятся членами предложения:

4. Тренировочное упражнение.

По лесу разнеслось ау! (междометие в роли подлежащего)

Вдруг я услышал ау! (междометие в роли дополнения)

Он бац меня по голове! (междометие в роли сказуемого )

Мышеловка хлоп, захлопнулась. (междометие в роли сказуемого )

Что мне от твоего «спасибо» . ( междометие в роли существительного, в предложении — дополнение)

Тут она поскользнулась и — бух! (Л. Кэрролл) (междометие в роли сказуемого )

Далече грянуло ура! (А. Пушкин) (Междометие ура употреблено в значении существительного, в предложении является подлежащим. )

Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько Медведя толк ногой…(И. Крылов) (междометие в роли сказуемого )

Увы есть междометие. (подлежащее)

Он топтался на месте и расточал ахи. (И.Ильф и Е. Петров) (дополнение)

. И с возом бух в канаву. (И.Крылов) ( сказуемое )

Однажды вечером шасть ко мне этот Рогов с товарищем. (В.Короленко) ( сказуемое )

Он не мог молчать, не мог снисходительно улыбаться или отделаться своим противным «А!» — он должен был сказать что-то. (Ю.Казаков) (дополнение)

Незаряженной гранатой Теркин немца с левой шмяк! (А.Твардовский) ( сказуемое )

Все эти хи-хи, ха-ха, пенье, трусливые разговоры – мерзость! (А.Толстой) (подлежащее)

Андрей бледнеет, кривит рот и хлоп Алешу по голове. (А.Чехов) ( сказуемое )

Колокола бом да бом. (В.Короленко) ( сказуемое )

На лице провизора изобразилось тьфу. (А.Чехов) (подлежащее)

Дятел тук-тук. ( сказуемое )

Вот раздался ау вдалеке! (Н. Некрасов) (подлежащее)

Я устала от ваших ой. (дополнение).

Я поскорее дверью хлоп. И спряталась за печку (А. Пушкин). ( сказуемое )

А слезы кап-кап — так и брызжут (Лесков). ( сказуемое )

Бум! Пу. Пу. я же тебя вижу, уже два раза убил. А ты все ползаешь. Давай сделаем «чур, не игры»! (Л.Кассиль) (дополнение)

Домчалась кошка до сеней,

Юрк в щелку и… пропала.

(Л. Квитко) ( сказуемое )

Что народу легло – ай-ай! (Д.Фурманов) ( обстоятельство )

– Ах, и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А.Пушкин)

Я первый сказал э! (дополнение)

Бурундук прыг на дерево — и был таков. ( сказуемое )

Вдруг она бух в воду. ( сказуемое )

Если парень в горах не ах, если сразу раскис и вниз… (В.Высоцкий) ( сказуемое )

Вот Кирила Кирилыч. богат, здоровехонек, весь век хи-хи-хи да ха-ха-ха, да жена вдруг ушла, с тех пор и повесил голову» (И. Гончаров) ( сказуемое )

Вы все фу-фу-фу, суши весла! — скомандовал Андрей. (Т. Березко).

(Междометия, выражающие волеизъявления и чувства, в разговорном стиле речи выступают иногда в роли сказуемых )

5. Закрепление пройденного материала. Развитие речи.

— Обратите внимание, когда междометие в роли сказуемого, роль междометия приближается к какой части речи? (Глаголу: б ух, шасть, шмяк, прыг, толк, хлоп, бом.) В этих предложениях встречаются слова, которые ученые называют глагольными междометиями.

-А вот еще одно предложение.

В весеннем лесу слышится звонкое ку-ку.

— Чем различаются звукоподражательные слова от междометий?

(Звукоподражательные слова не выражают чувств и побуждений к действию, а передают крики животных и птиц, звуки неживой природы.)

— Составьте небольшой текст на тему «В весеннем лесу», используя междометия и звукоподражательные слова в различной синтаксической роли.

5.1. Орфографический разбор.

В_ весе(н,нн)ем лесу разд(а,о)ёт (…)ся звонкий голос кукушки: «Ку-ку!»

В весеннем лесу.

В весеннем лесу можно услышать разнообразные звуки. Вот с ветки берёзы бах прозрачная капля, и раздаётся тонкий хрустальный звук: «Кап!» Дятел пускает весёлую барабанную дробь: «Тук-тук-тук!» Гудит тяжёлый чёрный жук: «Ж-ж-ж-ж-ж!» Неожиданно доносится звонкое ку-ку. Эти звуки и есть настоящая музыка весеннего леса!

Прослушивание нескольких ученических работ, устное рецензирование и выбор лучшего сочинения.

6. Закрепление изученного материала.

— На доске записаны междометия. Необходимо распределить их в том порядке, как записаны значения высказывания.

1.Выражение сомнения, недоверия, иронии.

2. Выражение удивления при обнаружении чего-либо неожиданного, любопытного.

3. Подражание звуку одного рывка ручной пилы.

4. Просторечное выражение отказа от чего-либо, отрицания.

5. Звукоподражание резкого удара, падения чего-либо,

6. Выражение кого-либо быстро проскользнувшего, пробежавшего.

7. Звукоподражание блеянью барана, овцы,

8. Приказание «Остановись!Довольно! Хватит!»

9. Возглас, требующий повторить только что исполненный артистом номер.

10. Подражание бренчанию струнного инструмента.

Ответы:1.Гм. 2. Эге. 3. Вжик. 4. Дудки. 5. Хлоп. 6. Шмыг. 7.Бе. 8. Стоп. 9. Бис. 10. Трень или брень (междометие).

-Придумать два предложения так, чтобы в одном из них междометие выступало в роли какого-либо члена предложения, а в другом-нет.

6.2. ИГРА «Напиши правильно слово, найди лишнее»

Кхе(кхе), прыг(прыг), ха(ха), дзинь(дзинь), хи (хи), стук(стук, стук), кап(кап), из(за), тра(та,та), чих(чих), цып(цып).

— Какое слово вы не выписали, почему?

  1. Отличается ли междометие от самостоятельных и служебных частей речи?
  1. Относится ли междометие к самостоятельным частям речи?
  1. Относится ли междометие к служебным частям речи?
  1. Верно ли полагать, что междометия выражают спонтанные эмоциональные реакции говорящего?
  1. Верно ли думать, что междометия выражают только положительные реакции?
  1. Многозначны ли междометия?
  1. Бывают ли производные междометия?
  1. Ах, ох, ух — это производные или непроизводные междометия?
  1. Была не была!, Господи!, Вот тебе и на! — это производные или непроизводные междометия?
  1. Есть ли у междометий омонимы в других частях речи?
  1. Могут ли междометия выступать в качестве самостоятельного высказывания?
  1. Спасибо! Простите! — это этикетные или повелительные междометия?
  1. Могут ли междометия быть членами предложения?
  1. Каким членом предложения является междометие в примере: А он вдруг чебурах со стула!?

7. Подведение итогов урока.

7.1. Выступление ученика.

Мне, – сказало Междометье.

Интересно жить на свете.

Похвалу, упрек, запрет,

Те, кого охватит страх,

Произносят слово: Ах!

У кого тяжелый вздох,

Произносят слово: Ох!

Кто встречается с бедой,

Произносит слово: Ой!

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово: Эй!

У кого захватит дух,

Произносит слово: Ух!

Ах, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий.

Учитель задаёт вопросы:

— Что было сегодня на уроке главным, важным для вас?

— А что было интересным?

Можете ли вы, используя изученный материал, оценить сегодняшний урок и знания, полученные вами, используя междометия?

Учащиеся отвечают на вопросы, используя междометия.

8. Домашнее задание.

Упр.710. Придумать предложения, используя междометия и звукоподражательные слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий контроль в двух вариантах.

Однородные члены предложения — одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса — однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е.

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными.

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: — закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл.

Тест содержит задания на обнаружение грамматических ошибок, на знание синтаксических характеристик: согласованные и несогласованные определения и приложения, различение обособленных обстоятельств и ут.

Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, «Школа 2100».

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
    Г Вставьте
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Глагол в личной форме
    • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ТЕКСТ
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ПОЛ
    • Все характеристики

      Слово может быть разобрано в 4-х вариантах

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Наречие
    • Начальная форма: ВЫШЕ
    • Вариант 2:
    • Часть речи: Предлог
    • Начальная форма: ВЫШЕ
    • Вариант 3:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ВЫША
    • Все характеристики

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Инфинитив
    • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Прилагательное
    • Начальная форма: синтаксический
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: РАЗБОР
    • Все характеристики

      Характеристика предложения

      По цели высказывания
      По интонации (по эмоциональной окраске)
      По количеству грамматических основ
      По количеству главных членов предложения
      По наличию второстепенных членов

      О инструменте

      После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

      Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

      Какой вариант разбора выбрать?

      Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

      Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

      Часть речи сверху слова

      Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.


      источники:

      http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/11/23/mezhdometiya-kak-chleny-predlozheniya

      http://rustxt.ru/sintaksicheskij-razbor