Н и нн в правописании разных частей речи урок русского языка

Конспект урока по русскому языку на тему»Правописание н и нн в разных частях речи», 10 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 10 классе

Тема: «Правописание Н и НН в различных частях речи»

Повторить правописание Н и НН в различных частях речи, изученное в 5-7-х классах;

Форма урока – урок-обобщение

I. Работа с текстом, создание ситуативной задачи.

Буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, придавле НН ые тяжкой грудой льда. Ледя Н ые поля придвинулись в самому берегу. Пошел гул, рокотом отдаваясь в глубине величестве НН о стоявшего бора. Послышалось могучее шипение, шорох, треск ломающихся глыб, словно надвигалось неукроще НН ое стоногое чудовище. Передовые льдины столкнулись с торосом. Движение ледя Н ой массы, встретив непреодолимую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут вдоль берега лома Н ыми очертаниями поднялись новые громады.

Записать первые четыре предложения, графически объяснить постановку знаков препинания.

Докажите, что это текст. (Предложения связаны в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой связаны по смыслу и грамматически. Мысль в тексте закончена.)

Объясните правописание пропущенных орфограмм.

В каких частях речи пропущены данные орфограммы?

Подумайте и определите
– тему урока

цель, которая стоят перед нами?

Повторить ранее изученное о правописании Н и НН в имени прилагательном и причастии.

II. Работа с теоретическим материалом. стр. 214, упр.327 (Здесь и далее учебник Мурина Л.А., Литвиненко В.М. Учебное пособие для 10-го класса. Минск, Национальный институт образования, 2009)

Вопрос: от каких частей речи могут быть образованы имена прилагательные?

а) Вспомните правила правописания Н и НН в именах прилагательных.

Образованных от существительных с помощью суф-в
ан -, — ян -, — ин -. Напр .: кожаный, глиняный, лебединый
Искл.: дерев янн ый, олов янн ый, стекл янн ый

В суф-х прилагательных — онн -, — енн — пишется НН
Напр.: станци онн ый, солом енн ый

Запомните: ветреный (день, человек)

В прилагательных, образованных от существительных с основой на — Н-.
Напр . : сте нн ой (стен-а), исти нн ый (истин-а)

В кратких прилагательных пишется столько же -Н-, сколько в полных. Напр.: ветре н а (ветре н ый), пусты нн а (пусты нн ый)

III. Отработка материала.Упр.328 (комментируемое письмо)

В прилагательных, образованных от глаголов несов. вида (без приставок) и не имеющих зависимых слов.
Напр .: клёпа н ый (клепать), стира н ый (стирать)

Запомните: смышленый, приданое, названый, незваный, непрошеный.

В прилагательных и причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (обычно с приставками).
Напр .: перерубленный (перерубить)

Имеющих зависимые слова
Напр .: тушённые (в чем?) в сметане овощи

В прилагательных глагольного происхождения на -ованый, -еваный.
Напр .: рискова нн ый шаг, балова нн ый ребенок, корчева нн ый участок.

Исключения : кованый, жеваный
(- ов , — ев входят в состав корня)

Запомните! Приставка НЕ на правописание Н и НН не влияет.

На доске задание : Груженая баржа (грузить, НСВ) ; разгруженная (разгрузить, CВ с приставкой) баржа; баржа, груженная арбузами (есть зависимие слово); негруженая (приставка НЕ на суффикс не влияет) баржа; неразгруженная ( есть приставка РАЗ) баржа;

Пользуясь второй частью алгоритма настр.214 выбрать и объяснить правописание.

2. Работа с перфокартой.

а) Самостоятельная работа по карточкам.

Устно найти слова на повторяемую орфограмму, объяснить .

Все хорошо под сиянием лунным , всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным , думаю думу свою. (Некрасов) Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. (Пушкин.) В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. (Лермонтов.) Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди. (Никитин.) Роняет лес багряный свой убор. (Пушкин.) Вертясь, стеклянный шар дает удары с блеском, с громовым сверканием и треском. (Ломоносов) Капитон только прищурил свои оловянные глазки. (Тургенев.)

Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн .

(ветер) молодой человек — ветреный человек

(без ветра) погода — безветренная погода

(вагон) мастер — вагонный мастер

(газифицировать) район — газифицированный район

(пчела) воск — пчелиный воск

(ткать) ковер — тканый ковёр

(имя) фонд — именной фонд

(не ждать) визит — нежданный визит.

Вспомнить, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Как можете оценить свою работу?

Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н , во 2-м — с нн ).

1.Размеша нн ые краски

2.Бесце нн ая вещь

3.Выкраше нн ые лавки

5.Румя н ые лица

6.Племе нн ой скот

7.Сви н ые окорока

8.Некраше н ая ткань

9.Писа н ая красавица

10.Кожа н ый портфель

11.Ветре н ый день

12.Ветря н ой двигатель

13.Безветре нн ый день

14.Рассея нн ый мальчик

15.Нечая нн ая ошибка

2 ст-НН- 1,2,3,6,13,14,15.

V. Домашнее задание: стр.214-215,упр. 334

Конспект урока «Правописание Н и НН в разных частях речи» (11 класс)

Разработка занятия курса «Тестовые технологии» по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Обобщение темы «Правописание Н и НН в разных частях речи» (задание 14). При подготовке использовала материалы учителя МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский» Ханты – Мансийского района Стенниковой Юлии Владимировны и сайта «Решу ЕГЭ».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание Н и НН в разных частях речи» (11 класс)»

Тема урока. Правописание Н и НН в разных частях речи.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок — практикум

Цель урока: систематизация и обобщение правил правописания Н и НН в словах разных частей речи.

1. систематизировать правила правописания -Н- и -НН- в разных частях

2. расширить полученные сведения о правописании -Н- и -НН- в

наречиях, прилагательных и причастиях;

3. совершенствовать орфографическую, пунктуационную и речевую

Результаты обучения: овладеть орфографической грамотностью, достаточной для свободного выполнения тестового задания.

развитие умения разграничения и опознавания языковых единиц (в частности, кратких причастий и кратких прилагательных, кратких причастий и наречий);

развитие навыков самоконтроля, необходимого при выполнении тестов;

овладение нормами литературного языка;

обогащение словарного запаса школьников

воспитание любви к родному русскому языку;

воспитание у учащихся чувства языка, внимания к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом;

формирование верной позиции учащихся, зоркости и внимательности в работе над тестовыми заданиями.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Методы обучения: наглядный, практический, репродуктивный.

Оборудование: компьютеры с выходом в интернет, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, карточки, рабочие тетради

I. Организационный момент.

Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний.

Определение темы урока.

Запись темы урока, обращение к классу.

Как вы думаете, каковы задачи нашего урока? Сформулируйте. (Повторить правила правописания Н и НН в разных частях речи)

Что мы ещё должны научиться различать?

Обобщение учителя: систематизация правил (их не меньше 11), разграничение языковых единиц в связи с данной орфограммой, подготовка к выполнению 14 задания ЕГЭ.

— Свою работу по каждому заданию вы будете оценивать самостоятельно и, надеюсь, объективно в своих маршрутных листах.

Диагностический контроль (фронтальная работа)

Индивидуальная работа. Тестирование

Итоговая оценка за урок

Учитель: Произнесите слова соответственно орфоэпическим нормам (Учитель раздаёт карточки с словами, учащиеся называют по 3 слова по очереди, учитель комментирует произношение слов учащимися)

Августовский Приданое Афера

Эксперт Дремота Бензопровод
Избалованный Созданный Взбешённый

Квартал Языковые (явления) Гофрированный

Создано Языковая (колбаса) договоры

Включит Красивее Еретик

Каталог Перезвонит Законнорождённый

Жалюзи Кухонный Издавна

Длинно Собрала Кашлянуть

Оптовый Клала Приручённый

Учитель: Назовите слова, в которых встречается орфограмма «Правописание Н и НН в разных частях речи», объясните правописание этих слов. Запишите их в тетрадь.

(избалованный – полное причастие, образовано от глагола совершенного вида — пишем –НН-; создано – краткое причастие – пишем –Н-; длинно – краткое прилагательное, образованное от прилагательного длинный – пишем –НН-; созданный — полное причастие, образовано от глагола совершенного вида — пишем –НН-; кухонный – полное прилагательное, образованное от существительного с основой на –н – пишем – НН-; взбешённый — полное причастие, образовано от глагола совершенного вида — пишем –НН- ; гофрированный — полное причастие, образовано от глагола на –ировать; Законнорождённый – сложное слово, Приручённый — полное причастие, образовано от глагола совершенного вида — пишем –НН-).

Учитель: Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в тетрадь, устно объясните лексическое значение слов.

Экстре(н,нн)ый, д…пломант, д…пломат, ч…столюбивый, , а(н,нн)отация, мент…литет, иску…твенный , дил…тант, инт…(л,лл)…генция, аббр…виатура, .

(Для справок: экстренный – срочный, дипломант- победитель творческого конкурса, дипломат — международный политик, честолюбивый — стремящийся к известности, славе; аннотация- краткое пояснение к книге, менталитет- склад ума, способ мышления; искусственный – не природный, сделанный наподобие подлинного; дилетант- поверхностно знакомый с какой-либо областью деятельности, интеллигенция – образованная часть общества, аббревиатура- сложносокращенное слово, состоящее из начальных букв или звуков).

Учитель: Назовите слова, в которых встречается орфограмма «Правописание Н и НН в разных частях речи», объясните правописание этих слов.

III. Работа по систематизации и обобщению знаний по теме: «Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи».

1. Теоретическое повторение. Сообщения учащихся Учитель: В написании каких частей речи мы можем сомневаться: писать –Н- или –НН-?

1. Правописание н и нн в отыменных прилагательных;

2. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных;

3. Правописание н и нн в существительных и наречиях.

Учитель: Как отличить краткое причастие от краткого прилагательного, и сколько Н писать в обоих случаях? Газета прочита…а. – Девушка начита…а.

I. Если слово заменяется глаголом (прочитали),

значит, это краткое причастие

следовательно, пиши Н ( прочитана).

II. Если слово нельзя заменить глаголом,

замени синонимом (умна, эрудированна)

следовательно, это краткое прилагательное – пиши НН

Учитель: Как различать наречия и краткие причастия (прилагательные)?

Жил обеспече…о. – Ученики обеспече…ы учебниками?

(ответ: наречия отвечают на вопрос: КАК?

краткие причастия — на вопрос каков? что сделан?)

Листы – памятки на столах у учащихся.

-Н- и -нн- в суффиксах прилагательных

В отыменных прилагательных:

а)с суффиксами -ан-, -ян- :

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный;

б) в отыменных прилагательных с суффиксом -ин-:

в отглагольных прилагательных :

а) образованных от форм несовершенного вида в суффиксах -ен-, -ён-, -н- :

Исключения: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, священный, нетленный, недреманный

б) в составе сложных слов:

В сочетаниях « глаженые-переглаженые брюки », « латаная-перелатаная шуба », « ношеный-переношеный костюм »,

« штопаные-перештопаные носки » и т.п. во второй части сложных образований несмотря на приставку, пишется одна н .

на стыке корня и суффикса:

в отыменных прилагательных с суффиксами -енн- и -онн-:

в суффиксах -енн- , -ённ-, -нн- в отглагольных прилагательных, образованных от форм совершенного вида:

названый брат, посаженый отец, приданое (невесты)

в отглагольных прилагательных с суффиксами -ова-нн-(-ёва-нн-):

В прилагательных кованый, жеваний пишется одно н.

2. Диагностический контроль (с целью выявления «слабых мест»). Коллективная работа (устно). (Слайд)

Учитель: Прочитайте словосочетание. Какой частью речи является слово с пропущенной орфограммой? Сколько –Н – нужно написать в слове?

Свяще…ый долг, рискова…ый шаг, посаж…ый отец, уютная гости…ая, серебря…ый браслет, зва…ый ужин, нечая…ая радость, домотка…ый ковёр, прида…ое невесты, взволнова…ое лицо, правле…ый автором текст, масля…ые краски, масле…ый блин, ветре…ая погода, девушка хорошо воспита…а, встреча прошла организова…о, высуше…ое бельё.

Священный долг, рискованный шаг, посаженый отец, уютная гостиная, серебряный браслет, званый ужин, нечаянная радость, домотканый ковёр, приданое невесты, взволнованное лицо, правленный автором текст, масляные краски, масленый блин, ветреная погода, девушка хорошо воспитана, встреча прошла организованно, высушенное бельё.

3. Орфографическая задача по отрывку из повести Л.Н.Толстого «Детство».

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Каждому ученику роздан текст, работают на листах ручкой.

Учитель: Прочитайте текст, в словах с пропущенными буквами вставьте –Н- или –НН-.

Иногда я заставал Карла Ивановича в такие минуты, когда он, сидя на кожа…ом диване, не читал: очки спускались ниже на большом орли…ом носу, губы грустно улыбались. В комнате тихо. На одной стене висели ландкарты, все почти изорва…ые, но искусно подклее…ые рукой Карла Ивановича. На другой стене были две линейки: одна изреза…ая, наша, другая новенькая, дли…ая и чистенькая.

В середине комнаты стоял стари…ый деревя…ый стол, покрытый оборва…ой черной клеенкой, из-под которой виднелись края, изреза…ые перочи…ыми ножами.

Кругом стола было несколько некраше…ых табуретов, залакирова…ых от долгого употребления.

Прослушивание ответа – 1 ученик, остальные проверяют, карандашом исправляют и сдают учителю.

Текст для проверки:

Иногда я заставал Карла Ивановича в такие минуты, когда он, сидя на кожаном диване, не читал: очки спускались ниже на большом орлином носу, губы грустно улыбались. В комнате тихо. На одной стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукой Карла Ивановича. На другой стене были две линейки: одна изрезанная, наша, другая новенькая, длинная и чистенькая.

В середине комнаты стоял старинный деревянный стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой виднелись края, изрезанные перочинными ножами.

Кругом стола было несколько некрашеных табуретов, залакированных от долгого употребления.

4.Физминутка. Гимнастика для глаз.

IV. Итоговое обобщение. Индивидуальная практическая работа (тестовые задания на сайте «Решу ЕГЭ»). Учащиеся выполняют работу самостоятельно на оценку.

ИЛИ (если вдруг возникнут проблемы с оборудованием)

Тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание 14. Буквы Н и НН в различных частях речи».

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Усыпа(1)ая хвоей дорожка из бора вывела в липы, где пряталась раскраше(2)ая тесовая изба, которая была выстрое (3)а как настоящий русский терем.
1) 1
2) 1,2
3) 3
4) 1,2,3
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одарё(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведёт себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.
1) 1,2
2) 2
3) 3,4
4) 1,3,4
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Образ «машины времени», восходящий к Г. Уэллсу и его одноимё(1)ому роману, не был случайным для В. Маяковского: его утопии, посвящё(2)ые веку машин, носили технологический характер и были связа(3)ы с надеждами на развитие технического прогресса.
1) 1,3
2) 2
3) 3
4) 1,2,3
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью отдалё(2)ых лесов, за белой снежной низме(3)остью, на которую глядел с невысокого берега древний русский город.
1) 1
2) 1,2,3
3) 1,2
4) 2,3
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Повесть А. Платонова «Ювенильное море» была написа(1)а в условиях, когда под влиянием глубоких внутре(2)их переживаний писатель в значительной мере изменил свою художестве(3)ую систему.
1) 1
2) 2,3
3) 1,3
4) 1,2,3
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Монументальная композиция выполне(1)а из камня и подчине(2)а общему замыслу — идее утверждения России на реках и морях, в торговле и вое(3)ых делах.
1) 1,2
2) 2
3) 3
4) 1,2,3
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
На картине хрупкий точё(1)ый силуэт девушки особе(2)о выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени.
1) 1
2) 2,3
3) 3
4) 1,3
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пышный каравай в искусно сплетё(2)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(3)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.
1) 1
2) 1,3
3) 1,2
4) 1,2,3
Контрольный листок учителя с правильными ответами:

V. Домашнее задание.

Выполнять самостоятельно задания с сайта «Решу ЕГЭ»

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

-Какие вопросы ещё вызывают трудность?

-Оцените свою работу за весь урок.

— Кто считает, что усвоил материал урока на «5»? на «4»? на «3»? не усвоил?

Спасибо за урок!

Урок Стенниковой Юлии Владимировны, учителя I квалификационной категории МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский» Ханты – Мансийского района.

«РЕШУ ЕГЭ»: русский язык. ЕГЭ — 2017: задания, ответы .

«Правописание Н и НН в различных частях речи». 10-й класс

Класс: 10

Форма урока – урок-обобщение

ХОД УРОКА

I. Работа с текстом, создание ситуативной задачи. (Слайд 1)

Буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, придавле..ые тяжкой грудой льда. Ледя. ые поля придвинулись в самому берегу. Пошел гул, рокотом отдаваясь в глубине величестве..о стоявшего бора. Послышалось могучее шипение, шорох, треск ломающихся глыб, словно надвигалось неукроще..ое стоногое чудовище. Передовые льдины столкнулись с торосом. Движение ледя..ой массы, встретив непреодолимую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут вдоль берега лома..ыми очертаниями поднялись новые громады.

Вопросы по тексту:

  • Докажите, что это текст. (Предложения связаны в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой связаны по смыслу и грамматически. Мысль в тексте закончена.)
  • Объясните правописание пропущенных орфограмм.
  • В каких частях речи пропущены данные орфограммы?
  • Подумайте и определите
    – тему урока (Слайд 2)
    – задачи, которые стоят перед нами?
  • Задачи урока: (Слайд 3)

  • Повторить ранее изученное о правописании Н и НН в имени прилагательном, наречии, причастии.
  • Систематизировать знания о правописании Н и НН в различных частях речи;
  • Готовиться к сдаче ЕГЭ.
  • Учиться применять полученные знания на практике.
  • II. Работа с теоретическим материалом.

    Вопрос: от каких частей речи могут быть образованы имена прилагательные?

    а) Вспомните правила правописания Н и НН в именах прилагательных.

    в именах прилагательных

    • Образованных от существительных с помощью суф-в
      ан-, —ян-, —ин -. Напр.: кожаный, глиняный, лебединый
      Искл.: деревянный, оловянный, стеклянный

  • В суф-х прилагательных —онн-, —енн— пишется НН
    Напр.: станционный, соломенный
  • Запомните: ветреный (день, человек)

  • В прилагательных, образованных от существительных с основой на —Н-.
    Напр.: стенной (стен-а), истинный (истин-а)
  • В кратких прилагательных пишется столько же -Н-, сколько в полных. Напр.: ветрена (ветреный), пустынна (пустынный)
  • в именах сущ-х

    • В производных существительных пишется столько же -Н-, сколько и в производящей основе.
      Напр.: путаник (путаный), избранник (избранный)

    Н и НН в наречиях

    • В наречиях на —о (-е) пишется столько -Н-, сколько и в прилагательном, от которого данное наречие образовано.
      Напр.: интересно (интересный), умышленно (умышленный)

    Слова записаны на доске: юный, румяный, зеленый, единый, свиной, бараний?

    Вопрос: сколько Н и почему напишем в словах

    -НН-

    • В прилагательных, образованных от глаголов несов. вида (без приставок) и не имеющих зависимых слов.
      Напр.: клёпаный (клепать), стираный (стирать)

    Запомните: смышленый, приданое, названый, незваный, непрошеный.

    • В прилагательных и причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (обычно с приставками).
      Напр.: перерубленный (перерубить)
    • Имеющих зависимые слова
      Напр.: тушённые (в чем?) в сметане овощи
    • В прилагательных глагольного происхождения на -ованый, -еваный.
      Напр.: рискованный шаг, балованный ребенок, корчеванный участок.

    Исключения: кованый, жеваный
    (-ов, —ев входят в состав корня)

    Запомните! Приставка НЕ на правописание Н и НН не влияет.

    III. Отработка материала.

    1. Словарная диктовка.

    Задание: объяснить правописание Н и НН.

    Груженая баржа; разгруженная баржа; баржа, груженная арбузами; негруженая баржа; неразгруженная баржа; вскипяченная вода; некипяченая вода; выкрашенный пол; не6крашеный пол; запутанная история; путаный ответ; жареные грибы; гусь, жаренный в масле, поджаренные пирожки.

    2. Работа с перфокартой.

    а) Самостоятельная работа по карточкам.

    Смеша .. ый лес
    Рискова .. ый поступок
    Вкусное мороже .. ое
    Ране .. ый в голову солдат
    Карти .. ая галерея
    Песча .. ая отмель
    Богатое прида .. ое
    Краше .. ая в мастерской шерсть
    Серебря ..ый перстень

    Негашё .. ая известь
    Были .. ый богатырь
    Оловя ..ый солдатик
    Варё ..ая колбаса
    Купле .. ые в кредит товары
    Ветре ..ый человек
    Незва .. ый гость
    Нежда ..ый визит товарища
    Румя ..ый мальчуган

    б) Самопроверка. (Слайд 8)

    Учитель: – Кто не сделал ошибок?

    – В написании каких слов вы засомневались?

    3. Готовимся к ЕГЭ (Слайд 9)

    а) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН”?

    1. Цветы можно поливать кипяче..ой водой.
    2. На письме..ом столе лежат стопки ученических тетрадей.
    3. Улица блистала, устла..ая снежным ковром.
    4. Низина утонула в тума..ой дымке.

    б) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется Н”?

    1. Законы природы неизме..ы.
    2. Окно было завеше..о темной тканью, и в комнате стоял полумрак.
    3. Вадим считал, что сестра слишком ветре..а, чтобы поручить ей серьезное дело.
    4. Иные говорят мудре..о, а мысли скудные.

    в) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несов. вида, пишется Н”?

    1. Медвежата были рожде..ы в неволе и легко поддавались дрессировке.
    2. Полирова..ая мебель красива, но не практична.
    3. Издалека виден позолочё..ый купол колокольни Ивана Великого.
    4. На воща..ых дощечках писали заостренными палочками.

    г) Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

    Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города.

    1) 1, 2; 2) 2; 3) 2, 3; 4) 1, 3.

    д) Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

    В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределе(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

    1) 1; 2) 2; 3) 1, 2; 4) 1, 2, 3.

    Задание: осуществить взаимопроверку работ (Слайд 10)

    4. Записать предложения, объяснить написание.

    Все хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою. (Некрасов) Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. (Пушкин.) В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. (Лермонтов.) Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди. (Никитин.) Роняет лес багряный свой убор. (Пушкин.) Вертясь, стеклянный шар дает удары с блеском, с громовым сходственным сверканием и треском. (Ломоносов) Капитон только прищурил свои оловянные глазки. (Тургенев.)

    5. Творческая работа (сочинение-миниатюра с заданным началом) (Слайд 11)

    Петербург Достоевского

    Раскольников медленно, как бы в нерешительности шел по улицам Петербурга. Он болезненно морщился и находился в напряженном состоянии, похожем на ипохондрию.

    А между тем город жил своей жизнью…

    Задание: составить текст, опираясь на изученные главы романа “Преступление и наказание”, в которых Достоевский описывает Петербург. При этом в тексте обязательно употребить слова с изучаемыми орфограммами.

    Пейзажи в романе “Преступление и наказание”:

    Ч. 1, гл.1 (“отвратительный и грязный колорит” городского дня);
    Ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины)
    Ч. 2, гл. 2 (великолепная панорама Петербурга)
    Ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург)
    Ч. 5, гл. 5 (вид из окна Раскольникова)
    Ч.6, гл. 6 (грозный вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова)

    IV. Итог урока. (Слайд 13)

    а) Вспомнить, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Какие из них остались нереализованными?
    б) Оценки


    источники:

    http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-pravopisaniie-n-i-nn-v-raznykh-cha.html

    http://urok.1sept.ru/articles/629005