На какие две группы мы можем разделить правописание гласных в корне слова

Правописание гласных и согласных в корне слова

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Правописание гласных и согласных
в корне слова
Повторение изученного в начальной школе

Урок-путешествие в осенний лес

Описание слайда:

Цель: обобщить полученные ранее знания по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова», развивать умение применять конкретное правило на практике, способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

Описание слайда:

1. На какие две группы мы можем разделить правописание гласных в корне слова? Приведите примеры.
2. На какие группы можно разделить правописание согласных в корне?
3. Какие звуки произносятся на месте выделенных согласных букв в словах:
Травка, березка, дуб?
4. Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило.
5. Какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв?
Солнце, устный, сердце.
6. Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило.

Описание слайда:
Описание слайда:

ОРФОГРАММЫ-СОГЛАСНЫЕ
Глухие и звонкие согласные
на конце слов и перед
другими согласными
пруд, улыбка

Описание слайда:

1)Какое слово пишется не так, как произносится?
А) винт
Б) весы
В) курс

2) В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?
А) в…сна, м…тель
Б) к…тёнок, заб…жал
В) г…мнаст, к…рмить
3) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
А) матро…, зале…ть
Б) вокру…, во…зал
В) оши…ка, ро…кий.

Описание слайда:

4) В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?
А) праз…ник
Б) опас…ный
В) мес…ный
5) Найди и подчеркни «третье лишнее» слово в каждом ряду.
А) уд…вление, по…вление, пл…сать
Б) к…рмить, н…чной, зап…х
В) ж…знь, ж…ри, ж…вотное
б) Определите границы предложений.
Поставьте знаки препинания.
В воздухе захолодало на кустах и деревьях пожелтела листва грачи и другие перелетные птицы давно уже собрались в стаи кончилось лето в эту пору все животные готовятся к зиме.

Описание слайда:

Шубка, группа, загадка, спортсмен, указка, радостный, барабан, опасность, касса, делить, пруд, помидор, пассажир, сторона, матч, завтрак, дождливый, сентябрь.

2 группа. Распределить по видам орфограмм в корне

Описание слайда:

Как хорош лес позней осенью! Ветра нет, в мяхком воздухе разлит осенний запох. Тонкий туман стаит над желтыми полями. Сквозь бурые сучья деревьев билеет небо, на липах весят последние золотые листья.
А какой осенний, ястный, немножко халодный утром день! Береза вся золотая красиво рисуется на галубом небе. Осиновая роща вся сверкает. Свежий ветерок техонько шевелит и гонит упавшие листья.
(По И.С.Тургеневу)
3 группа. Найдите слова с ошибками. Запишите их правильно

Описание слайда:

«Осенние» слова
для разбора по составу:

Г Р И Б Н И К
П Е Р Е Л Ё Т Н Ы Е
Ж Е Л Т Е Т Ь
П Р О Х Л А Д Н Ы Е
(дополнительно)

Описание слайда:

Т.А.Ладыженкая, М.Т.Баранов и др.Учебник Русский язык. 5 класс
Г.А.Богданова Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс
М.П.Книгина Русский язык.5 кл. Тесты: в 2 ч.
Картинки из интернета

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 346 человек из 67 регионов

Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 95 человек из 44 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • Сейчас обучается 171 человек из 48 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Проверка словосочетаний

Свое и чужое слово в русской речи

Слова наречия

Орфографическая работа

Порядковое числительное

Федор Тютчев

Высказывания

Обобщающие слова

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5241009 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Правописание корней

Теория к заданию 9 из ЕГЭ по русскому языку

Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
1) корни с безударными проверяемыми гласными
2) корни с безударными непроверяемыми гласными
3) корни с чередованием
Рассмотрим каждую из них.

Корни с безударными проверяемыми гласными

Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки. Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2. Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.

Корни с безударными непроверяемыми гласными

В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.

Корни с чередованием

1. Корни с чередующимися е//и завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.

Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишем -и-, если суффикса -а- нет, то выбираем -е-.

Исключения: сочетать, сочетание

2. Корни с чередующимися о//а

Правописание корней -гар-//-гор-, -зар-//-зор-, -клан-//-клон-, -твар-//-твор- зависит от ударения.

Правописание гласных и согласных в корне слова. Урок-путешествие
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект урока по теме»Правописание гласных и согласных в корне слова» предназначен для учащихся 5-х классов для повторения и обобщения изученного в начальных классах. Урок проводится в начале учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
povtorenie_izuchennogo.doc59 КБ
pravopisanie_glasnyh_i_soglasnyh_v_korne_slova.ppt622.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Правописание гласных и согласных в корне слова

Повторение изученного в начальной школе.

Урок-путешествие в осенний лес

Урок обобщения и систематизации

Цель: обобщить полученные ранее знания по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова», развивать умение применять конкретное правило на практике, способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас хочу пригласить совершить поход в осенний лес. Согласны? Тогда закройте глаза, представьте себе, что вы идете по осеннему лесу. Идёте не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышите свежим воздухом, разглядываете разноцветные листья.

Откройте глаза, посмотрите вокруг, улыбнитесь.

Итак, мы пошли в поход, конечно же, не в настоящий, а в поход за знаниями. А это гораздо сложнее! Но я считаю, что у нас всё получится.

Запись даты и темы в тетрадях.

Разминка. Словарная работа.

Учитель: Чтобы отправиться в путешествие, необходимо записать слова с пропущенными буквами. (На доске дерево с листочками, с обратной стороны которых записаны слова с пропущенными буквы. «Срывает» их один ученик, диктует всем и пишет сам).

…ктябрь, со…нце, м…нута, к…лендарь, (с)права,

г…мнаст, рю…зак, во…зал, подб…рёзовик.

Учитель: Можно ли проверить написание гласной и согласной в корне слова? Почему? Как называются такие гласные и согласные? Обозначьте изученную орфограмму.

3. Фронтальный опрос (индивидуально, весь класс)

Вы готовы отправиться в сложное, но очень увлекательное путешествие?
(Вопросы и опорные таблицы, правила высвечиваются на мультимедийной доске)

— На какие две группы мы можем разделить правописание гласных в корне слова?

— На какие группы можно разделить правописание согласных в корне?

— Какие звуки произносятся на месте выделенных согласных букв в словах:

Тра в ка, бере з ка, ду п ?

Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило.

— Какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв?

Со лнц е, у стн ый, с ердц е.

Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило.

(на интерактивной доске высвечивается таблицы обобщающего характера)

Закрепление изученного материала.

А теперь мы с вами разделимся на команды, и вы будете находиться в лесу одни. Помните все правила и не делайте ошибок на своем пути.

Самостоятельная работа по группам, можно по рядам (10 минут)

1 группа учащихся работает индивидуально с тестовым материалом.

2 группа — распределяет слова по видам орфограмм в корне (карточки)

3 группа – ищет ошибки в тексте (текст на интерактивной доске)

Выполнить тестовую работу.

1)Какое слово пишется не так, как произносится?

2) В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?

Б) к…тёнок, заб…жал

В) г…мнаст, к…рмить

3) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква ?

4) В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?

5) Найди и подчеркни «третье лишнее» слово в каждом ряду.

А) уд…вление, по…вление, пл…сать

Б) к…рмить, н…чной, зап…х

В) ж…знь, ж…ри, ж…вотное

6) Определите границы предложений. Поставьте знаки препинания. Найдите слова с безударными проверяемыми гласными в корне слова.

В воздухе захолодало на кустах и деревьях пожелтела листва грачи и другие перелетные птицы давно уже собрались в стаи кончилось лето в эту пору все животные готовятся к зиме.

Задание на распознавание видов орфограмм.

Распределите данные ниже слова по видам орфограмм в корне.

Безударные гласные в корне

Согласные в корне

Шу б ка, гру пп а, зага д ка, спор т смен, ука з ка, радо стн ый, б а рабан, опа сн ость, ка сс а, д е лить, пру д , п о мидор, па сс ажир, ст о р о на, ма т ч, за в трак, д о ждливый, с е нтябрь.

Найдите ошибки в диктанте одного из учеников.

Выпишите эти слова в исправленном виде, обозначив орфограмму.

Как хорош лес позней осенью! Ветра нет, в мяхком воздухе разлит осенний запох. Тонкий туман стаит над желтыми полями. Сквозь бурые сучья деревьев билеет небо, на липах весят последние золотые листья.

А какой осенний, ястный, немножко халодный утром день! Береза вся золотая красиво рисуется на галубом небе. Осиновая роща вся сверкает. Свежий ветерок техонько шевелит и гонит упавшие листья. ( По И.С.Тургеневу)

Как бы ты озаглавил текст?

Какой бы ты дал совет ученикам при подготовке к диктанту?

Задания высвечиваются на доске).

(В каждой группе, или во всем классе можно выявить самых активных с помощью «сбора осенних листиков, грибов и т.д.)

Рефлексия. Подведение итогов.

Вот и подходит к концу наше с вами путешествие в осенний лес.

Давайте подведем итоги урока.

— Какие орфограммы мы сегодня повторили на уроке?

— За что бы ты себя сегодня мог похвалить?

— Оцените свою работу на уроке и поставьте оценку.

7. Домашнее задание.

Упр. 49 (диктант по учебнику)

1. Т.А.Ладыженкая, М.Т.Баранов и др.Учебник Русский язык. 5 класс

Г.А.Богданова Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс

М.П.Книгина Русский язык.5 кл. Тесты: в 2 ч.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правописание гласных и согласных в корне слова Повторение изученного в начальной школе Урок-путешествие в осенний лес

Цель: обобщить полученные ранее знания по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова», развивать умение применять конкретное правило на практике, способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

1. На какие две группы мы можем разделить правописание гласных в корне слова? Приведите примеры. 2. На какие группы можно разделить правописание согласных в корне? 3. Какие звуки произносятся на месте выделенных согласных букв в словах: Травка, березка, дуб? 4. Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило. 5. Какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв? Солнце, устный, сердце. 6. Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило.

Г Л А С Н Ы Е УДАРНЫЕ (СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ) ПИШЕМ ТАК, КАК СЛЫШИМ тр о пы, л о дка БЕЗУДАРНЫЕ (СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ) ДА (СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ) ПИШЕМ ТАК СЛЫШИМ ТР О ПА — ТР О ПЫ НЕТ (СЛОВАРНОЕ СЛОВО) ЗАПОМНИТЬ В О КЗАЛ I.ПРОВЕРИТЬ УДАРЕНИЕМ

ОРФОГРАММЫ-СОГЛАСНЫЕ Глухие и звонкие согласные на конце слов и перед другими согласными пру д , улы б ка Непроизносимые Согласные счас т ливый влас т ный Удвоенные согласные а пп етит

1)Какое слово пишется не так, как произносится? А) винт Б) весы В) курс 2) В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная? А) в…сна, м…тель Б) к…тёнок, заб…жал В) г…мнаст, к…рмить 3) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква ? А) матро…, зале…ть Б) вокру…, во…зал В) оши…ка, ро…кий.

4) В каком слове нет непроизносимой согласной в корне? А) праз…ник Б) опас…ный В) мес…ный 5) Найди и подчеркни «третье лишнее» слово в каждом ряду. А) уд…вление, по…вление, пл…сать Б) к…рмить, н…чной, зап…х В) ж…знь, ж…ри, ж…вотное б) Определите границы предложений. Поставьте знаки препинания. В воздухе захолодало на кустах и деревьях пожелтела листва грачи и другие перелетные птицы давно уже собрались в стаи кончилось лето в эту пору все животные готовятся к зиме.

Безударные гласные в корне Согласные в корне 1) прове- ряемые 2) непрове- ряемые 3) прове- ряемые 4) непрове- ряемые 5) непро-износи-мые 6) удво-енные Шу б ка, гру пп а, зага д ка, спор т смен, ука з ка, радо стн ый, б а рабан, опа сн ость, ка сс а, д е лить, пру д , п о мидор, па сс ажир, ст о р о на, ма т ч, за в трак, д о ждливый, с е нтябрь. 2 группа. Распределить по видам орфограмм в корне

Как хорош лес позней осенью! Ветра нет, в мяхком воздухе разлит осенний запох. Тонкий туман стаит над желтыми полями. Сквозь бурые сучья деревьев билеет небо, на липах весят последние золотые листья. А какой осенний, ястный, немножко халодный утром день! Береза вся золотая красиво рисуется на галубом небе. Осиновая роща вся сверкает. Свежий ветерок техонько шевелит и гонит упавшие листья. (По И.С.Тургеневу ) 3 группа. Найдите слова с ошибками. Запишите их правильно

«Осенние» слова для разбора по составу: Г Р И Б Н И К П Е Р Е Л Ё Т Н Ы Е Ж Е Л Т Е Т Ь П Р О Х Л А Д Н Ы Е (дополнительно)

Источники Т.А.Ладыженкая, М.Т.Баранов и др.Учебник Русский язык. 5 класс Г.А.Богданова Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс М.П.Книгина Русский язык.5 кл. Тесты: в 2 ч. Картинки из интернета

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского Обобщение знаний.

Один из вариантов организации самостоятельной работы в классе и дома по русскому языку. Будет полезен в старших классах при организации повторения изученных орфограмм.

Материал открытого урока.

Конспект урока со слабоуспевающими учащимися.

Конспект урока: Непроверяемые гласные и согласные в корне слова для специальных (коррекционных) школ.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе коррекционной школы 8 вида.

Чередование – это замещение одной фонемы другой или другими в одной морфеме, не нарушающее единства морфемы. Чередование, связанное с живыми фонетическими процессами, называется фонетическим. Ес.


источники:

http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/pravopisanie_kornei

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/11/04/pravopisanie-glasnykh-i-soglasnykh-v-korne-slova-urok