На какие две группы мы можем разделить правописание гласных в корне слова приведите примеры

Правописание гласных и согласных в корне слова

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Правописание гласных и согласных
в корне слова
Повторение изученного в начальной школе

Урок-путешествие в осенний лес

Описание слайда:

Цель: обобщить полученные ранее знания по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова», развивать умение применять конкретное правило на практике, способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

Описание слайда:

1. На какие две группы мы можем разделить правописание гласных в корне слова? Приведите примеры.
2. На какие группы можно разделить правописание согласных в корне?
3. Какие звуки произносятся на месте выделенных согласных букв в словах:
Травка, березка, дуб?
4. Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило.
5. Какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв?
Солнце, устный, сердце.
6. Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило.

Описание слайда:
Описание слайда:

ОРФОГРАММЫ-СОГЛАСНЫЕ
Глухие и звонкие согласные
на конце слов и перед
другими согласными
пруд, улыбка

Описание слайда:

1)Какое слово пишется не так, как произносится?
А) винт
Б) весы
В) курс

2) В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?
А) в…сна, м…тель
Б) к…тёнок, заб…жал
В) г…мнаст, к…рмить
3) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
А) матро…, зале…ть
Б) вокру…, во…зал
В) оши…ка, ро…кий.

Описание слайда:

4) В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?
А) праз…ник
Б) опас…ный
В) мес…ный
5) Найди и подчеркни «третье лишнее» слово в каждом ряду.
А) уд…вление, по…вление, пл…сать
Б) к…рмить, н…чной, зап…х
В) ж…знь, ж…ри, ж…вотное
б) Определите границы предложений.
Поставьте знаки препинания.
В воздухе захолодало на кустах и деревьях пожелтела листва грачи и другие перелетные птицы давно уже собрались в стаи кончилось лето в эту пору все животные готовятся к зиме.

Описание слайда:

Шубка, группа, загадка, спортсмен, указка, радостный, барабан, опасность, касса, делить, пруд, помидор, пассажир, сторона, матч, завтрак, дождливый, сентябрь.

2 группа. Распределить по видам орфограмм в корне

Описание слайда:

Как хорош лес позней осенью! Ветра нет, в мяхком воздухе разлит осенний запох. Тонкий туман стаит над желтыми полями. Сквозь бурые сучья деревьев билеет небо, на липах весят последние золотые листья.
А какой осенний, ястный, немножко халодный утром день! Береза вся золотая красиво рисуется на галубом небе. Осиновая роща вся сверкает. Свежий ветерок техонько шевелит и гонит упавшие листья.
(По И.С.Тургеневу)
3 группа. Найдите слова с ошибками. Запишите их правильно

Описание слайда:

«Осенние» слова
для разбора по составу:

Г Р И Б Н И К
П Е Р Е Л Ё Т Н Ы Е
Ж Е Л Т Е Т Ь
П Р О Х Л А Д Н Ы Е
(дополнительно)

Описание слайда:

Т.А.Ладыженкая, М.Т.Баранов и др.Учебник Русский язык. 5 класс
Г.А.Богданова Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс
М.П.Книгина Русский язык.5 кл. Тесты: в 2 ч.
Картинки из интернета

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 349 человек из 67 регионов

Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 93 человека из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • Сейчас обучается 171 человек из 48 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Проверка словосочетаний

Свое и чужое слово в русской речи

Слова наречия

Орфографическая работа

Порядковое числительное

Федор Тютчев

Высказывания

Обобщающие слова

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5243229 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2.3. Правописание гласных в корне

Правописание гласных в корне включает пять типов правил:

1) правописание безударных гласных;
2) правописание корней с чередованием гласных;
3) употребление э ;
4) правописание гласных после шипящих и ц ;
5) употребление ы/и после приставок.

Правила 4–5 рассмотрены нами в п. 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13. В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.

2.3.1. Правописание безударных гласных в корне

ПравилоПримеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением.Гром о здиться – гром о́ здкий, вообр а жать, обр а з – обр а́ зчик, раздр а жать – др а́ знит, ум о лять – м о́ лит, ум а лять – м а́л ый.
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е .Ч ё ркать – ч е ркнуть, п ё стрый – исп е щрить, тв ё рдый – затв е рдеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло .Б р а зды – б о р о зда, об л а ко – об о л о чка, ох л а ждение – х о л о д, возг л а с – г о л о с, ог р а да – ог о р о дить, г л а ва – г о л о ва, сок р а щать – к о р о ткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).Возр а жать, нав а ждение, а ромат, п а норама, л а б и ринт, л о т е рея, б е тон, к а стрюля, пр и в и легия, эт и кет.

2) Имена существительные к а мпания и к о мпания различаются по значению.

3) Гласные о–а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать ( -ивать ), ср.: раск о лет – раск а лывать, гов о рить – разгов а ривать.

4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:

Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?

2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных

Корни с чередующимися гласными А / О

1. Зависимость от ударения

КорниПравилоПримерыИсключения
Гар-/гор-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о .Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец.Приг а рь, изг а рь, выг а рки.
Клан-/клон-Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение.
Твар-/твор-Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться.Утв а рь.
Зар-/зор-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а .З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять.З о ревать, з о рянка.
Плав-/плов-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а , о , или ы ), в безударном положении пишется а .Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец.Пл о вец, пл о вчиха;
пл ы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

КорниПравилоПримерыИсключения
Раст-
Ращ-/рос-
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о .Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль.а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический).
б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой).
Скак-/скоч-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о .Ск а к ать, проск а к ать, на ск а к у – выск о ч ка, заск о ч ить, выск о ч ить.Ск а чу, ск а чок, ск а чи, вск а чь.
Лаг-/лож-Перед г пишется а , перед ж пишется о .Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить.Пол о г.

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

КорниПравилоПримеры
Кас-/кос-Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о .К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться.

4. Зависимость от значения

КорниПравилоПримерыИсключения
Мак-/мок-Корень мак- ( мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- ( моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»).
Равн-/ровн-Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»).Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник.

Корни с чередующимися гласными И / Е

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .

.

Выч и т а ть – выч е ты.

Исключения: соч е тание, соч е тать, ч е та.

КорниПравилоПримеры
Бир-/бер-Заб и р а ть – заб е ру.
Жиг-/жег-Выж и г а ть – выж е гший.
Стил-/стел-Заст и л а ть – пост е лить.
Блист-/блест-Бл и ст а ть – бл е стеть.
Мир-/мер-Ум и р а ть – ум е реть.
Тир-/тер-Ст и р а ть – ст е реть.
Дир-/дер-Разд и р а ть – разд е рёт.
Пир-/пер-Зап и р а ть – зап е реть.
Чит-/чет-

Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.

М и р, м и рный, усм и рять.

М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.

Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .

Чередование A(Я) / им(ин)

КорниПравилоПримеры
Корни с чередованием а(я) / им(ин) Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им ( ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а / я .Пож им а ть – пож а ть, наж им а ть – наж а ть, разм ин а ть – разм я ть, пон им а ть – пон я ть, нач ин а ть – нач а ть, пом ин а ть – пам я ть.

2.3.3. Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный ( е да, кра е вед).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э .

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

Правописание корней

Содержание:

Язык формируется сотни лет, претерпевая изменения. Корень через века проносит основное лексическое значение, но форма главной части слова меняется. Этим объясняют сложность правильного выбора гласных в корнях слов современного языка.

Проверяемые

Традиционные русские корни, образуя целые гнезда родственных слов, объединены общим смыслом и однотипным написанием. В русском языке ударение не фиксируется на конкретном слоге – гласная в одном и том же корне попадает то в сильную позицию, то в слабую.

Однокоренные слова с корневой гласной под ударением служат проверочными для тех слов, в которых ударение смещено на другие морфемы или гласные корня. Иногда для проверки достаточно изменить форму слова.

Подбирая слово для проверки, важно не выйти из семантического гнезда, т.е. не потерять смысла, заключенного в корне всех родственных слов. Такое случается, если подобрать слова с созвучной омонимичной морфемой:

Беспров…дной – гласная пропущена в корне, требует проверки ударением. С таким корнем есть два гнезда однокоренных слов:

  • водить, проводить, провОдят;
  • вода, заводь, вОдный.

По значению к разбираемому слову подходит первая цепочка, поэтому проверочное слово – провОдят. В этом примере слово «водный», не являющееся однокоренным для прилагательного «беспроводной», не приведет к ошибке. Но это не показатель. Только правильный алгоритм проверки исключит орфографические ошибки, ведь созвучные корни могут быть чередующимися, которые нельзя проверять ударением:

коснулся/косо (в знач. криво) /косит (траву) – в словах корни-омонимы, на слух воспринимаются одинаково, но по значению разные.

Но главное, что первое из этих слов нельзя проверять ударением: корень пишется и через О, и через А, а зависит это от суффикса.

Чередующиеся

В таких корнях выбор букв зависит от разных критериев, поэтому морфемы сгруппированы по признаку, определяющему правописание.

Смотрим на суффикс

Суффикс а определяет, какую гласную писать в следующих корнях:

Этот же суффикс влияет на чередование О//А в группе корней:

  • -кос — кас- :коснуться — касание
  • -а(я) — ин- : поднять — поднимать
  • -а(я) — им-

Сюда же относятся лож//лаг(а): сложить//слагаемое.

Ищем ударение

От ударения зависит правописание таких корней с чередованием:

загар — загораю.
Исключение: выгарки.

зори — заря.
Исключение: зоревать.

тварить — творчество — творить.
Исключение: утварь.

поклонкланяться — склонить.

плавучесть.
Запомнить: пловец, пловчиха, плывун.

Разбираемся со значением корня

Не сразу бросается в глаза разница в значении родственных слов вымокнуть и обмакнуть – в обоих словах речь о том, что сухое стало мокрым. Но корни пишут по-разному. Дело в том, что такие корни различают по значению: мало видеть, что слова обозначают, что сухое стало мокрым. Важнее, каким образом это произошло:

  1. Вымокнуть – пропитаться влагой.
  2. Обмакнуть (блин в масло) – опустить в жидкость.

Анализируем согласные в корне

Группа корней, где выбор гласной зависит от согласных:

гор — гар
зор — зар
твор — твар
клон — клан
плов — плав — плыв
-лаг-полагать, прилагательное
-лож-положить, предложить, изложить
-раст-возраст, растить
-ращ-выращивать, приращение
-рос-заросли, вырос
-скак-выскакивать, скакать
-скоч-выскочить, перскочить

Обратите внимание, что первая пара – лаг//лож – уже встречалась в разделе, где на правописание корня влияет суффикс. Эту пару корней проверяют и по суффиксу, и по согласным в корне – кому как удобнее, ошибки не будет. Единственное, что тем, кто пользуется вторым способом, надо запомнить исключение – полог.

В каждой группе корней есть исключения. Эти слова запоминают, так как они не подчиняются правилам чередующихся корней.

Непроверяемые

В группу непроверяемых слов входят русские слова, оторвавшиеся от этимологического истока, их структура менялась, связь с родственными словами утрачена. Не проверяют и заимствованные слова, так как их орфография не подчиняется правилам русского языка. Написание запоминают или проверяют по словарям.

  • Антагонизм, апартеид, абракадабра, бадминтон, бравада, валидол, ватрушка, возражать, диапазон, каморка, каракатица, катаклизм, катастрофа, катавасия, кабала, лампас, мадаполам, макака, макулатура, мастодонт, наваждение, нафталин, панегирик, палисадник, палитра, панорама, пантеон, парапет, партитура, пластилин, трафарет, филателист, эстакада, эскалация;
  • абордаж, абориген, афоризм, бордюр, вояж, досконально, кобура, когорта, колибри, компоновать, конгломерат, кордебалет, корифей, кощей, новокаин, нотация, обаяние, обоняние, понтон;
  • вентиляция, вестибюль, деликатес, дегенерат, интеллигент, клептоман, кретин, менингит, мегера, меценат, пеликан, периферия, пескарь, президиум, резюме, снегирь, снеток, трепанг, увертюра, фюзеляж, энцефалит, эксперимент, эсперанто;
  • бифштекс, бриолин, винегрет, виртуоз, диабет, дифирамб, диапазон, дизентерия, дивиденд, дивертисмент, диорама, иждивение, инициатива, криминология, контингент, корифей, манипуляция, милитарист, нигилизм, нивелировать, привилегия, утилитарный, филигранный, экипировать, эликсир.

Примечание:

  1. Устаревшими являются написания туннель, эксплоатация, нумер. Следует писать тоннель, эксплуатация, номер; слова нумеровать, нумерация, нумеровка, нумератор пишутся только через у.
  2. Адекватными по значению являются слова ноль и нуль, но написание их зависит от формы слова: в именительном и винительном падежах допускаются написания с о и у, в остальных падежах — написание только у: равняться нулю, свести к нулю, держаться на нуле. Производные слова образуются от основы нул’- : нулевая температура, нулевой цикл, нуллифицировать, нуллификация. Только с о: ноль-ноль (в пять ноль-ноль), ноль внимания, ноль целых (хотя слово ноль здесь в именительном падеже).

Практика ЕГЭ по русскому языку:


источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/646-

http://bingoschool.ru/manual/235/