На тему правописание безударных гласных проверяемых ударением

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва — это глас­ные, кото­рые про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем с помо­щью под­бо­ра род­ствен­ных слов или изме­не­ни­ем грам­ма­ти­че­ской фор­мы слова.

Безударные глас­ные в корне сло­ва могут быть про­ве­ря­е­мы­ми и непро­ве­ря­е­мы­ми. Выясним, что такое про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные, каки­ми спо­со­ба­ми мож­но узнать, какую бук­ву сле­ду­ет пра­виль­но напи­сать в корне слова.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, в корне каких слов име­ют­ся про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. При про­из­но­ше­нии слов голо­сом выде­ля­ет­ся один глас­ный звук, а все осталь­ные глас­ные ока­зы­ва­ют­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции — без ударения:

  • с о ло́ма
  • укр а ше́ние
  • при́г о р о дный

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние в сло­вах явля­ет­ся раз­но­мест­ным. Ударным может быть глас­ный любой морфемы:

1. при­став­ки

  • на́д п и сь
  • о́т св е т
  • вы́ л и нять

2. суф­фик­са

  • отп и л и́ ть
  • св е ж о́
  • уд и вл е́ ние

3. окон­ча­ния

  • з о л о т о́й
  • тр а в а́
  • м о рск о́й

Во всех ука­зан­ных сло­вах без уда­ре­ния оста­лись глас­ные кор­ня, кото­рые слы­шат­ся неяс­но. По этой при­чине воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «о» или «а», «е» или «и». Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют­ся ударением.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом.

Правило

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ваПодобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много
в о лна — в о́ лны
1. Большой — маленький
к о вёр — к о́ врик
2. Много — один
п а руса — п а́ рус
2. Маленький — большой
пл о щад­ка — пл о́ щадь
3. По вопросу:
Где?
м о ря — в м о́ ре
Что делал?
Что делает?
п и сал — п и́ шет
3. Назови ласково
з и ма — з и́ муш­ка
4. Какой? — Что?
з е лёный — з е́ лень
5. Что делал? — Что?
пл я сал — пл я́ ска

Понаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов:

  • вх о д и́ть — вход ;
  • х и тр е́ц — хи́тр ый, хи́тр ость;
  • раз д е л и́ть — раз де́л ;
  • загад а́ть — зага́д ка, зага́д очный.

Изменим грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, что­бы убе­дить­ся в напи­са­нии про­ве­ря­е­мых без­удар­ных глас­ных в корне:

  • нак о рми́ть — нако́рмит;
  • хв а ли́ть — хва́лит;
  • н о га́ — но́ги;
  • зал и за́ть рану — ли́жет.

Приведём при­ме­ры слов с без­удар­ны­ми про­ве­ря­е­мы­ми глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «а», «о», «е», «и», «я».

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишет­ся в корне слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной гласной:

  • гл а за́ — глаз, гла́зик;
  • ч а сто­та́ — ча́стый;
  • нак а ли́ть — накал;
  • исп а ре́ние — пар;
  • сокр а ти́ть — кра́ткий;
  • пл а ти́ть — опла́та, пла́тный;
  • ок а ти́лась водой из вед­ра — ка́тит;
  • ш а ловли́вый — ша́лость;
  • н а чала́ — на́чал.

2. Букву «о» в корне слов про­ве­рим ударением:

  • нак о ли́ бабоч­ку — ко́лет;
  • погл о ща́ть — гло́тка;
  • угр о жа́ть — угро́за;
  • ум о лять — мо́лит;
  • вышк о ли́ть — шко́ла;
  • т о пта́ть — то́пчет;
  • оп о здать — по́здно;
  • уг о мони́ть — го́мон.

3. Докажем напи­са­ние бук­вы «е» в корне слов с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми гласными:

  • нав е ва́ть раз­ду­мья — ве́ять;
  • об е жа́ть дом — бег;
  • вп е рёд — спе́реди;
  • прор е ди́ть посе­вы — ре́дкий;
  • пот е ря́ть — поте́ря;
  • с е рьга́ — се́рьги;
  • осв е ще́ние — свет.

В неко­то­рых сло­вах в напи­са­нии бук­вы «е» в корне сло­ва необ­хо­ди­мо учи­ты­вать чере­до­ва­ние е//ё. Если в корне про­ве­роч­но­го сло­ва пишет­ся бук­ва «ё», то в без­удар­ном поло­же­нии выбе­рем бук­ву «е»:

  • п е стро­та́ — пёстрый;
  • в е сна́ — вёсны;
  • по́ч е рк — зачёркнутый;
  • подв е сти́ — подвёл.

4. Буква «и» пишет­ся в корне слов:

  • об и жа́ть малы­ша — оби́да;
  • прим и ри́ть недру­гов — мир, переми́рие;
  • прож и ва́ть в доме — жить;
  • ч и сто­та́ в кухне — чи́стый;
  • сп и са́ть сло­ва — пи́шет;
  • ед и не́ние — еди́нство.

5. Проверим бук­ву «я»:

  • разр я ди́ть ружьё — разря́д;
  • прист я жна́я лошадь — пристя́жка;
  • исс я ка́ть — исся́кнуть;
  • посв я тить поэ­му — свя́тость;
  • м я чи́ — мяч;
  • ув я да́ть от жары — вя́лый.

Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»

Теория Работа над безударными гласными.

Формирование навыка правописания безударных гласных, проверяемых ударением

Правописание букв безударных гласных, проверяемых ударением, является одной из самых сложных тем школьной программы по русскому языку. Казалось бы, это одно из самых простых орфографических правил! Ведь что может быть проще: определил по опознавательному признаку (безударный гласный в корне) «опасное» место, подобрал проверочное слово с сильной позицией искомого звука — и… пиши без ошибки; не получилось подобрать проверочное — нашёл слово в словаре, и… порядок. Однако ошибки на правописание безударных гласных в корне — самые распространённые ошибки в письменных работах, как младших школьников, так и выпускников.

Оправданий такому положению можно найти немало: это и снижение интереса к чтению, но ошибки в написании безударных гласных в корне присутствуют и в работах начитанных учеников, которые переживают за уровень своей грамотности и знают любое правило, и бедность словаря учащихся, и безразличие к качеству собственной устной и письменной речи, и незнание элементарных правил, и снижение речевой культуры общества…

Навыки грамотного письма относятся к числу сложнейших. Одна из главных причин низкой грамотности учащихся — в нацеленности на знание правил, а не на их применение. Над проблемой применения правил и успешного формирования умений и навыков работало не одно поколение методистов, учителей, учёных-психологов.

Высокий уровень грамотности достигается не просто за счёт хорошего знания правил русского языка, а в результате формирования АВТОМАТИЗМА при их применении, когда собственно знания оттесняются в область бессознательного, а грамотное письмо превращается в НАВЫК, то есть ставшее привычным, осуществляемое без контроля сознания действие. При этом по-настоящему грамотный человек не только «автоматически» пишет без ошибок, но и умеет в сложных ситуациях проверять себя с помощью «опорных вопросов и подсказок», словарей и справочников.

Д.Н. Богословский в книге «Психология усвоения орфографии» показывает, что быстрейшему пониманию и освоению учебного материала «способствует создание целенаправленной чёткой системы универсальных учебных действий, умственных приемов, обеспечивающих сознательность действий ученика — алгоритма».

Алгоритм — это схема, модель умственных действий, указывающая ряд последовательных операций, которые непременно приведут к правильному результату. Навык, полученный при выполнении упражнений с использованием такой модели, оказывается более прочным и надёжным.

Как же довести до «автоматизма» процесс выбора безошибочного написания проверяемых и непроверяемых безударных гласных корня?

Как утверждает Д.Н. Богоявленский, «алгоритм действий ученика начинается с определения опознавательного признака».

Все правила русской орфографии сгруппированы по опознавательному признаку.

Возьмём безударный гласный — опознавательный признак орфограммы.

Если в слове имеется безударный гласный, то прежде всего необходимо установить, в какой части слова он находится.

Если безударный гласный находится в корне, то надо решить, какой это безударный гласный: проверяемый или непроверяемый.

Если безударный гласный является проверяемым, то надо изменить слово или надо взять однокоренное слово, где безударный гласный окажется под ударением.

Если безударный гласный непроверяемый, то слово нужно найти в орфографическом словаре и запомнить. Это алгоритм наших действий.

М.Г. Львов выделял шесть этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:

1. Увидеть орфограмму в слове.

2. Определить её вид.

3. Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы.

4. Определить шаги, ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения.

5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.

6. Написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить проверку.

При точном соблюдении шагов алгоритм всегда приведёт к правильному решению.

Алгоритм проверки безударной гласной корня

1 шаг. Найди в слове корень.

2 шаг. Узнай, есть ли в корне безударный гласный.

3 шаг. Измени слово или подбери родственное.

4 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень.

Проговори отчётливо. Напиши. Проверь написанное.

Вроде бы, всё очень просто! Но давайте рассмотрим, какими знаниями и умениями должен владеть ученик, чтобы справиться со всеми «операциями», указанными в алгоритме.

На письме. Во-первых, нужно определить в слове ударение; затем определить корень и подобрать ряд однокоренных слов, выделить корень и букву безударного гласного; подобрать проверочное слово (состоящее из одного корня или однокоренное с ударением в корне), отметив в нем ударение; записать проверочное слово перед тем, в корне которого имеются проверяемый безударный гласный;

При устном объяснении учащийся должен строить рассуждение по схемам (алгоритм):

В слове «вода» безударный гласный в корне — это проверяемый безударный гласный. Проверочное слово «воды». Пока не будут выработаны все необходимые умения, страх перед написанием останется, а он, как известно, «блокирует» выполнение «операций» алгоритма.

Чтобы преодолеть это обстоятельство, необходимо, чтобы у учащихся возникали прочные подсознательные связи между значением, строением и написанием слова. Только в том случае возможно грамотное письмо. Как этого добиться?

Конечно, чудодейственных методов, которые позволили бы научить всех и сразу, нет. Но использование ряда традиционных приёмов в сочетании с новыми подходами в обучении позволяет добиваться повышения грамотности учащихся, сокращения количества ошибок на правописание безударных гласных корня.

Один из таких приёмов – группировка способов проверки орфограммы, и кропотливая систематическая работа, постоянный тренинг по предупреждению ошибок, расширению активного словаря.

Я считаю, если ученик чётко знает конкретные способы проверки орфограммы – проще выйти из затруднений. Поэтому я подбираю задания, используя конкретный материал урока, провожу устную работу или письменную, диктант с карточками, или выборочный диктант, комментированное письмо, работу с деформированным текстом. Часто использую материал из «Банка открытых заданий НИКО http ://185.12.29.196/»

Я сгруппировала способы проверки написания безударных гласных в корне слова. У меня получилось 13 групп. При знакомстве с этими способами, ребята наглядно видят, как можно подбирать проверочные слова и запоминают способы проверки. Постепенно мы с ребятами знакомимся с этими способами, а помогает нам в этом тетрадь — тренажёр.

Залог успеха — постоянный тренинг.

Слово во множественном числе замени словом в единственном числе


источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/proveriaemye-bezudarnye-glasnye.html

http://infourok.ru/teoriya-rabota-nad-bezudarnymi-glasnymi-4213990.html