§ 65. Правописание не с именами существительными
1. Пишутся слитно с не имена существительные, которые без не не употребляются, например: невежда, неверие, невзгода.
2. Пишутся слитно с не существительные, которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не, например: неправда (ср.: ложь), неприятель (ср.: враг), несчастье (ср.: беда).
3. Пишутся слитно с не существительные, обозначающие лиц и выражающие качественный оттенок; в сочетании с не образуются слова со значением противопоставления. Например: недемократ, нерусский, неспециалист. Ср.: Метафорами широко пользуются литераторы и нелитераторы (М. Исаковский); Речь идет о читателе — неязыковеде, неэтимологе (Лев Успенский); Восстаньте же, замученные дети, среди людей ищите нелюдей (Евг. Евтушенко).
Примечание. У существительных с другим значением противопоставление выражается раздельно пишущейся частицей, а не приставкой не, например: Он готов писать все: стихи и не стихи, пьесы и не пьесы. Слитное написание встречается только в словах-терминах, например: неметаллы, неорганика.
4. Пишутся раздельно с не существительные, если имеется или подразумевается противопоставление, например: Это не осторожность, а трусость; Нет, это не уверенность убежденного в своей правоте человека; Средние века не многим пополнили этот список металлов (прилагательное, перешедшее в разряд существительных).
5. Раздельно пишется не с существительным в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается, например: Разве не правда чувствуется в его словах?
Примечание. Если отрицание не подчеркивается, то употребляется слитное написание, например: Разве это неправда! (возможна замена: Разве это ложь!).
На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.
«Не» с именами существительными — правило, примеры
Существительное, как и слова разных частей речи, пишется с «не» как слитно, так и раздельно. «Не» с именами существительными пишется слитно, если является словообразовательной приставкой или частью корня. Раздельное написание «не» с существительными зависит от грамматических условий в контексте.
Слитное написание «не» с существительными
Выясним, от чего зависит слитное написание «не» с существительными.
1. Существительные без начального «не» в современном русском языке не употребляются:
В большинстве этих слов элемент не- является частью корня:
- невежд а — корень/окончание;
- нерях а — корень/окончание;
- нелюдим — корень/окончание;
- ненависть — корень/окончание;
- ненасть е — корень/окончание
2. Частица «не» в сочетании с существительными используется в качестве словообразовательной приставки.
Приставка не- образует новое слово с противоположным значением. К нему зачастую можно подобрать синоним:
- счастье → не счастье (беда, горе);
- приятель → не приятель (враг, противник);
- правда → не правда (ложь, обман, враньё);
- доверие → не доверие (подозрительность);
- воля → не воля (плен);
- профессионал → не профессионал (любитель, дилетант).
Подобные образования пополняют синонимичные ряды слов. Заметно, что существительные с приставкой не- обладают смягчённым лексическим значением по сравнению с синонимом без приставки.
Сравним:
- успех — не успех, или провал;
- друг — не друг, или враг;
- любовь — не любовь, или ненависть.
3. Слитно пишутся слова с противоположным значением «неспециалист», «нерусский», к которым в русском языке нет синонимов. Хотя в определенном контексте субстантивированное прилагательное «нерусский» значит «иностранец», «чужеземец».
4. Некоторые слова-термины пишутся слитно с приставкой не-:
Раздельное написание существительных с «не»
В большинстве случаев частица «не» с именами существительными пишется раздельно. В высказывании она имеет чисто отрицательное значение:
Этот артист, поющий с акцентом, не француз.
В приведенных примерах присутствует логически подчеркнутое отрицание.
Раздельное написание существительных с отрицательной частицей «не» отметим при определенных условиях в предложении:
1. наличие противопоставления с союзом «а»
В этой ситуации он проявил не смелость, а трусость.
2. в присутствии слов «далеко», «вовсе», «отнюдь»
Мне кажется, такое жесткое отношение — это вовсе не любовь к животным.
Критик отметил, что это был далеко не успех у зрителя.
Отнюдь не собака зарычала около сторожки лесника.
3. Отрицательные местоимения и наречия подчеркивают отрицание, обозначенное частицей «не»
Оказалось, что это нисколько не успех.
Алгоритм определения правописания «не» с существительными
Видеоурок
Открытый урок по русскому языку на тему «Правописание Не с именами существительными»
Предмет: русский язык
Тема: Правописание Не с именами существительными
Тип урока: усвоения новых знаний
– образовательная: помочь учащимся усвоить правописание не с именами существительными;
– развивающая: помочь учащимся развить познавательные процессы (речь, воображение, восприятие), творческие способности; умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение);
– воспитательная: развитие позитивного ценностно-ориентированного отношения к жизни, окружающему миру и изучаемому миру.
Оборудование: раздаточный материал, рефлексивный экран, презентация.
Технологии: элементы технологии развития критического мышления, элементы игровой технологии.
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Учитель: Ребята, здравствуйте. Сегодня на уроке у нас гости. Поверните головы и поприветствуйте их улыбкой. Присаживайтесь, пожалуйста. Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка.
Синтаксическая разминка «Составь предложение».
1) из предложения Вчера мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение.
2) из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн ч.;
3) из предложения Ещё в полях белеет снег (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в ;
(Должно получиться: Незабудки цвели в поле ).
3. Постановка учебной проблемы.
Учитель: Как вы написали существительное незабудки? Нет, значит именно это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке. Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? (Правописание Не с именами существительными)
Учитель: Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно) .
Тема нашего урока правописание НЕ с именами существительными . (Запись в тетради) .
Сегодня мы должны с вами повторить и закрепить правописание НЕ с существительными и научиться распознавать, когда НЕ приставка, когда частица, когда часть корня.
Учитель: Перед вами список действий нашего плана, попробуйте восстановить правильный порядок.
1. Разработка алгоритма о правописании не с именами существительными (2)
2. Изучить информацию по теме (1)
3. Первичное освоение правила слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными (3)
Учитель: Очень хорошо, план готов.
Учитель: Каждый пройденный шаг мы будем с вами оценивать себя. Это поможет нам удержать план и достичь цели.
4. Критерии оценивания.
Оценочный лист учащегося
Справился (2 балла)
Были ошибки (1 балл)
Не справился (0 баллов)
1. Изучение информации по теме
Синтаксическая разминка «Составь предложение»
2. Разработка алгоритма о правописании не с именами существительными
Я правильно составил (а) алгоритм написания не с существительными
3. Освоение правила слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными
Работа со сказкой Б. Заходера
Верно выполнил (а) тест на первичное усвоение темы
Я умею писать слитно и раздельно не с именами существительными
9-10 баллов – оценка «5»
7-8 баллов – оценка «4»
6 баллов и менее – продолжаю копить баллы
Моя оценка за урок:
5. Целеполагание. Образ результата.
На доске существительные написаны в два столбика: слитно и раздельно. Ребятам предлагается, подумать и предположить, почему в первом случае существительные пишутся слитно, а в другом раздельно.
1)Невежа 1)Не правда, а ложь
2)Неправда 2)Не стол
Учащиеся самостоятельно формулируют правило, учитель прикрепляет под словами сигнальные карточки: «не употребляется без не», «можно заменить синонимом», «есть противопоставление», «нельзя заменить синонимом».
Учитель: Проверим, правильные ли выводы мы сделали?
6. Основная часть урока.
6.1. Изучение информации по теме. Чтение правила в учебнике.
6.2. Алгоритм написания не с существительными.
1.Определи, употребляется ли существительное без не:
А) если не употребляется, то пиши слитно;
Б) если употребляется, то
2)проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:
А) если есть противопоставление, пиши раздельно;
3)замени существительное синонимом или близким по значению выражением:
А) если можно заменить, пиши слитно, б) если нельзя заменить, пиши раздельно.
Учитель: А теперь немного отдохнём.
6.3. Первичное освоение правила слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными
Учитель: Я хочу познакомить вас со сказкой Б. Заходера о словах, в которых исчезло не .
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не .
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не .
Учитель: Забавная сказка? Почему она такой получилась?
Назовите слова, от которых убежала частица “НЕ”.
Запишите существительные, которые без “НЕ” не употребляются.
(Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки).
Карточка №3 Тест на первичное усвоение темы «Не с существительными»
А 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
А 2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
Жизнь красна (не)днями, а делами.
А 3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
Видно (не)ряху по грязной рубахе.
Говорить (не)правду некрасиво.
Говорить (не)правду, а ложь.
Б. Не с существительными пишется раздельно.
(Не)везение преследовало меня.
(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
В. Не с существительными пишется раздельно.
Учение — красота, а (не)учение — слепота.
Сила с (не)правдою не уживаются.
Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
(Ключ к тесту «Проверь себя!»)
А 1 — 2; А 2 — 2; А 3 — 3; А4 — 2; А5 – 3
7. Фиксация результата. Оценивание.
Учитель: теперь все этапы позади, предлагаю заполнить последний пункт оценочного листа.
Школьники заполняют таблицу.
Учитель: Ребята ваша оценка – это сумма набранных вами баллов за урок. Таким образом, если:
● сумма 9-10 баллов – вы справились отлично, оценка 5 (пять);
● сумма 7-8 баллов – вы работали хорошо, оценка 4 (четыре);
● сумма 6 и менее – сегодня не все получилось, но в следующий раз обязательно получится, оценки нет.
Учитель собирает таблицы и подводит итоги урока, выставляя оценки.
Учитель: Ребята, какую мы сегодня ставили цель урока?
Учащиеся вспоминают, что целью было научиться…
Учитель: Теперь вы знаете, как пишется не с именами существительными. А зачем вам это нужно? Где эти знания вы примените? Как используете их в своей жизни?
— Иными словами, вы не хотите быть невежами или невеждами ? А что означают эти слова?
Словарная работа. Обращаемся к словарю.
Невежа – невоспитанный человек.
Невежда- несведущий в какой-либо области человек.
-Почему не с данными словами пишется слитно? (Без не не употребляется)
— Сделаем вывод: Когда же не с существительными пишется слитно, а когда раздельно.
Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока непростая. Чтобы в полной мере овладеть ею, необходимо еще поработать над ней. Оцените свой уровень понимания материала сегодняшнего урока. (Учащиеся на вертикальной линии ставят крестик в зависимости от понимания материала.)
Учитель: «Не умею, не могу, не хочу»- какие мрачные, грустные слова. Давайте попробуем заменить ключевые слова на антонимичные. Что у нас получилось? Умею, могу, хочу – три главных приятеля человека. Пусть эти приятели будут с вами при выполнении домашнего задания.
1. Из произведений художественной литературы выписать 3 предложения, в которых не с существительными употребляется раздельно; 2. Придумайте сказку на лингвистическую тему «В царстве НЕ»
http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-ne-s-suschestvitelnymi-slitno-i-razdelno.html
http://infourok.ru/otkritiy-urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-ne-s-imenami-suschestvitelnimi-3474769.html