На тему правописание не с именами существительными

§ 65. Правописание не с именами существительными

1. Пишутся слитно с не имена существительные, которые без не не употребляются, например: невежда, неверие, невзгода.

2. Пишутся слитно с не существительные, которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не, например: неправда (ср.: ложь), неприятель (ср.: враг), несчастье (ср.: беда).

3. Пишутся слитно с не существительные, обозначающие лиц и выражающие качественный оттенок; в сочетании с не образуются слова со значением противопоставления. Например: недемократ, нерусский, неспециалист. Ср.: Метафорами широко пользуются литераторы и нелитераторы (М. Исаковский); Речь идет о читателе — неязыковеде, неэтимологе (Лев Успенский); Восстаньте же, замученные дети, среди людей ищите нелюдей (Евг. Евтушенко).

Примечание. У существительных с другим значением противопоставление выражается раздельно пишущейся частицей, а не приставкой не, например: Он готов писать все: стихи и не стихи, пьесы и не пьесы. Слитное написание встречается только в словах-терминах, например: неметаллы, неорганика.

4. Пишутся раздельно с не существительные, если имеется или подразумевается противопоставление, например: Это не осторожность, а трусость; Нет, это не уверенность убежденного в своей правоте человека; Средние века не многим пополнили этот список металлов (прилагательное, перешедшее в разряд существительных).

5. Раздельно пишется не с существительным в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается, например: Разве не правда чувствуется в его словах?

Примечание. Если отрицание не подчеркивается, то употребляется слитное написание, например: Разве это неправда! (возможна замена: Разве это ложь!).

На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.

«Не» с именами существительными — правило, примеры

Существительное, как и сло­ва раз­ных частей речи, пишет­ся с «не» как слит­но, так и раз­дель­но. «Не» с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми пишет­ся слит­но, если явля­ет­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной при­став­кой или частью кор­ня. Раздельное напи­са­ние «не» с суще­стви­тель­ны­ми зави­сит от грам­ма­ти­че­ских усло­вий в контексте.

Слитное написание «не» с существительными

Выясним, от чего зави­сит слит­ное напи­са­ние «не» с существительными.

1. Существительные без началь­но­го «не» в совре­мен­ном рус­ском язы­ке не употребляются:

В боль­шин­стве этих слов эле­мент не- явля­ет­ся частью корня:

  • невежд а — корень/окончание;
  • нерях а — корень/окончание;
  • нелю­дим — корень/окончание;
  • нена­висть — корень/окончание;
  • ненасть е — корень/окончание

2. Частица «не» в соче­та­нии с суще­стви­тель­ны­ми исполь­зу­ет­ся в каче­стве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной приставки.

Приставка не- обра­зу­ет новое сло­во с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. К нему зача­стую мож­но подо­брать синоним:

  • сча­стье → не сча­стье (беда, горе);
  • при­я­тель → не при­я­тель (враг, противник);
  • прав­да → не прав­да (ложь, обман, враньё);
  • дове­рие → не дове­рие (подо­зри­тель­ность);
  • воля → не воля (плен);
  • про­фес­си­о­нал → не про­фес­си­о­нал (люби­тель, дилетант).

Подобные обра­зо­ва­ния попол­ня­ют сино­ни­мич­ные ряды слов. Заметно, что суще­стви­тель­ные с при­став­кой не- обла­да­ют смяг­чён­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем по срав­не­нию с сино­ни­мом без приставки.

Сравним:

  • успех — не успех, или провал;
  • друг — не друг, или враг;
  • любовь — не любовь, или ненависть.

3. Слитно пишут­ся сло­ва с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем «неспе­ци­а­лист», «нерус­ский», к кото­рым в рус­ском язы­ке нет сино­ни­мов. Хотя в опре­де­лен­ном кон­тек­сте суб­стан­ти­ви­ро­ван­ное при­ла­га­тель­ное «нерус­ский» зна­чит «ино­стра­нец», «чуже­зе­мец».

4. Некоторые слова-термины пишут­ся слит­но с при­став­кой не-:

Раздельное написание существительных с «не»

В боль­шин­стве слу­ча­ев части­ца «не» с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми пишет­ся раз­дель­но. В выска­зы­ва­нии она име­ет чисто отри­ца­тель­ное значение:

Этот артист, пою­щий с акцен­том, не француз.

В при­ве­ден­ных при­ме­рах при­сут­ству­ет логи­че­ски под­черк­ну­тое отрицание.

Раздельное напи­са­ние суще­стви­тель­ных с отри­ца­тель­ной части­цей «не» отме­тим при опре­де­лен­ных усло­ви­ях в предложении:

1. нали­чие про­ти­во­по­став­ле­ния с сою­зом «а»

В этой ситу­а­ции он про­явил не сме­лость, а трусость.

2. в при­сут­ствии слов «дале­ко», «вовсе», «отнюдь»

Мне кажет­ся, такое жест­кое отно­ше­ние — это вовсе не любовь к животным.

Критик отме­тил, что это был дале­ко не успех у зрителя.

Отнюдь не соба­ка зары­ча­ла око­ло сто­рож­ки лесника.

3. Отрицательные место­име­ния и наре­чия под­чер­ки­ва­ют отри­ца­ние, обо­зна­чен­ное части­цей «не»

Оказалось, что это нисколь­ко не успех.

Алгоритм определения правописания «не» с существительными

Видеоурок

Открытый урок по русскому языку на тему «Правописание Не с именами существительными»

Предмет: русский язык

Тема: Правописание Не с именами существительными

Тип урока: усвоения новых знаний

– образовательная: помочь учащимся усвоить правописание не с именами существительными;

– развивающая: помочь учащимся развить познавательные процессы (речь, воображение, восприятие), творческие способности; умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение);

– воспитательная: развитие позитивного ценностно-ориентированного отношения к жизни, окружающему миру и изучаемому миру.

Оборудование: раздаточный материал, рефлексивный экран, презентация.

Технологии: элементы технологии развития критического мышления, элементы игровой технологии.

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Учитель: Ребята, здравствуйте. Сегодня на уроке у нас гости. Поверните головы и поприветствуйте их улыбкой. Присаживайтесь, пожалуйста. Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка.

Синтаксическая разминка «Составь предложение».

1) из предложения Вчера мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение.

2) из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн ч.;

3) из предложения Ещё в полях белеет снег (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в ;

(Должно получиться: Незабудки цвели в поле ).

3. Постановка учебной проблемы.

Учитель: Как вы написали существительное незабудки? Нет, значит именно это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке. Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? (Правописание Не с именами существительными)

Учитель: Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно) .

Тема нашего урока правописание НЕ с именами существительными . (Запись в тетради) .

Сегодня мы должны с вами повторить и закрепить правописание НЕ с существительными и научиться распознавать, когда НЕ приставка, когда частица, когда часть корня.

Учитель: Перед вами список действий нашего плана, попробуйте восстановить правильный порядок.

1. Разработка алгоритма о правописании не с именами существительными (2)

2. Изучить информацию по теме (1)

3. Первичное освоение правила слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными (3)

Учитель: Очень хорошо, план готов.

Учитель: Каждый пройденный шаг мы будем с вами оценивать себя. Это поможет нам удержать план и достичь цели.

4. Критерии оценивания.

Оценочный лист учащегося­­­­­­­

Справился (2 балла)

Были ошибки (1 балл)

Не справился (0 баллов)

1. Изучение информации по теме

Синтаксическая разминка «Составь предложение»

2. Разработка алгоритма о правописании не с именами существительными

Я правильно составил (а) алгоритм написания не с существительными

3. Освоение правила слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными

Работа со сказкой Б. Заходера

Верно выполнил (а) тест на первичное усвоение темы

Я умею писать слитно и раздельно не с именами существительными

9-10 баллов – оценка «5»

7-8 баллов – оценка «4»

6 баллов и менее – продолжаю копить баллы

Моя оценка за урок:

5. Целеполагание. Образ результата.

На доске существительные написаны в два столбика: слитно и раздельно. Ребятам предлагается, подумать и предположить, почему в первом случае существительные пишутся слитно, а в другом раздельно.

1)Невежа 1)Не правда, а ложь

2)Неправда 2)Не стол

Учащиеся самостоятельно формулируют правило, учитель прикрепляет под словами сигнальные карточки: «не употребляется без не», «можно заменить синонимом», «есть противопоставление», «нельзя заменить синонимом».

Учитель: Проверим, правильные ли выводы мы сделали?

6. Основная часть урока.

6.1. Изучение информации по теме. Чтение правила в учебнике.

6.2. Алгоритм написания не с существительными.

1.Определи, употребляется ли существительное без не:

А) если не употребляется, то пиши слитно;

Б) если употребляется, то

2)проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:

А) если есть противопоставление, пиши раздельно;

3)замени существительное синонимом или близким по значению выражением:

А) если можно заменить, пиши слитно, б) если нельзя заменить, пиши раздельно.

Учитель: А теперь немного отдохнём.

6.3. Первичное освоение правила слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными

Учитель: Я хочу познакомить вас со сказкой Б. Заходера о словах, в которых исчезло не .

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не .
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не .

Учитель: Забавная сказка? Почему она такой получилась?

Назовите слова, от которых убежала частица “НЕ”.

Запишите существительные, которые без “НЕ” не употребляются.

(Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки).

Карточка №3 Тест на первичное усвоение темы «Не с существительными»

А 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

А 2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

Жизнь красна (не)днями, а делами.

А 3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

Видно (не)ряху по грязной рубахе.

Говорить (не)правду некрасиво.

Говорить (не)правду, а ложь.

Б. Не с существительными пишется раздельно.

(Не)везение преследовало меня.

(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

В. Не с существительными пишется раздельно.

Учение — красота, а (не)учение — слепота.

Сила с (не)правдою не уживаются.

Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

(Ключ к тесту «Проверь себя!»)

А 1 — 2; А 2 — 2; А 3 — 3; А4 — 2; А5 – 3

7. Фиксация результата. Оценивание.

Учитель: теперь все этапы позади, предлагаю заполнить последний пункт оценочного листа.

Школьники заполняют таблицу.

Учитель: Ребята ваша оценка – это сумма набранных вами баллов за урок. Таким образом, если:

● сумма 9-10 баллов – вы справились отлично, оценка 5 (пять);

● сумма 7-8 баллов – вы работали хорошо, оценка 4 (четыре);

● сумма 6 и менее – сегодня не все получилось, но в следующий раз обязательно получится, оценки нет.

Учитель собирает таблицы и подводит итоги урока, выставляя оценки.

Учитель: Ребята, какую мы сегодня ставили цель урока?

Учащиеся вспоминают, что целью было научиться…

Учитель: Теперь вы знаете, как пишется не с именами существительными. А зачем вам это нужно? Где эти знания вы примените? Как используете их в своей жизни?

— Иными словами, вы не хотите быть невежами или невеждами ? А что означают эти слова?

Словарная работа. Обращаемся к словарю.

Невежа – невоспитанный человек.

Невежда- несведущий в какой-либо области человек.

-Почему не с данными словами пишется слитно? (Без не не употребляется)

— Сделаем вывод: Когда же не с существительными пишется слитно, а когда раздельно.

Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока непростая. Чтобы в полной мере овладеть ею, необходимо еще поработать над ней. Оцените свой уровень понимания материала сегодняшнего урока. (Учащиеся на вертикальной линии ставят крестик в зависимости от понимания материала.)

Учитель: «Не умею, не могу, не хочу»- какие мрачные, грустные слова. Давайте попробуем заменить ключевые слова на антонимичные. Что у нас получилось? Умею, могу, хочу – три главных приятеля человека. Пусть эти приятели будут с вами при выполнении домашнего задания.

1. Из произведений художественной литературы выписать 3 предложения, в которых не с существительными употребляется раздельно; 2. Придумайте сказку на лингвистическую тему «В царстве НЕ»


источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-ne-s-suschestvitelnymi-slitno-i-razdelno.html

http://infourok.ru/otkritiy-urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-ne-s-imenami-suschestvitelnimi-3474769.html