На тему правописание падежных окончаний имен прилагательных 4 класс

Конспект урока «Правописание падежных окончаний имен прилагательных 4 класс

Открытый урок русского языка в 4 А классе

УМК «Школа России»

Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Цель: упражняться в правильном написании безударных падежных окончаний имен прилагательных, применять алгоритм проверки

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: формировать интерес к профессиям, в частности к профессии журналиста, развивать интерес к чтению газет и журналов, к героической истории своей страны на примерах подвигах пионеров-героев ВОВ, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в работе в парах, в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.

Пусть наш урок пройдет под девизом.

Но сначала я предлагаю вам потереть ладошки. Потёрли? А теперь приложите их к своим щёчкам. Чувствуете тепло? Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь. Сегодня на уроке мы будем помнить о здоровье, беречь наши глазки, спинку, помнить о правильной осанке.

Садитесь. Запишите число. Классная работа.

2.Самоопределение к деятельности.

– Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.

– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)

Скажите, а в Джанкое выпускаются газеты? Вы знаете как они называются? Кто выписывает газеты местного издательства?

Сегодня вы, ребята, попробуете себя в роли журналиста.

– Журналист — это человек, который должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова .

ЖУРНАЛИСТ — Литературный работник, занимающийся журналистикой .

ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).

– У вас есть план урока, на этом плане дана работа для каждого. Итак, мы начинаем. После выполнения задания, вам необходимо напротив поставить либо + (если вы это задание выполнили хорошо и без ошибок), (если выполнить задание вам не удалось) или ? (если у вас останутся вопросы)

3. Минутка чистописания.

– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)

ая ой ее ый ое яя ий

Что вам напоминают данные сочетания букв? (Окончания имён прилагательных в единственном числе).

— Распределите их на группы. ( 1гр. Окончания имён прилагательных женского рода. -ая , -яя 2 гр. Окончания имён прилагательных мужского рода. -ий, -ый, -ой 3 гр. Окончания имён прилагательных среднего рода -ое, -ее).

— Какие бывают окончания имён прилагательных? (Ударные и безударные).

— Проверьте и оцените свою работу – подчеркните лучшие написания.

— Расскажите об окончаниях прилагательных.

4. Формулирование темы и цели урока. Построение плана действий на уроке.

Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока ? ( Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных ).

Используя опорную запись, поставьте цели урока.

(Закрепить знания об имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах, задуматься над его ролью в тексте и нашей речи .

5. Актуализация знаний.

-Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу.

Работаем в парах . Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?

Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.

Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и числам е) по родам, числам, падежам о)по падежам

С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

Прилагательных больше всего в текстах —

а) повествованиях и) описаниях е) рассуждениях

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)

6. Словарно-орфографическая минутка.

Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам — проверим.

Переходим к словарно-орфографической работе. (на карточках вставить буквы)

( Ап…етит, к.л.грамм, г…зета, .л.ктрический, инж.нер, изд…лека, со…нце, косм…с, к..л…метр, в.ликий, с.лдат )

Взаимопроверка. Сравни работу в тетрадях и на экране.

На какие две группы можно разделить слова? ( Имена существительные и прилагательные и др. )

( Имя существительное — часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)

(Имя прилагательное — часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

— Найдите из словарных слов только имена прилагательные

— Найдите общий признак у имен прилагательных (род, окончания прилагательных мужского рода)

— Преобразуйте прилагательные в 1в — средний род, 2в – женский род, выделите окончания. ( 2 ученика работают у доски) Проверка.

— Что можете сказать об окончаниях прилагательных ? (делается вывод об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода)

7. Постановка проблемы и выход из нее

Склонение имени прилагательного.

Мы с вами выяснили, что журналисты пишут статьи в средства массовой информации – газеты, журналы, на радио и телевидение. Их основной рабочий инструмент – слово. Журналист должен не только разбираться определении лексического значения слова, но и правильно использовать его формы.

Знакомство с новым словарным словом.

Запишите в словарики новое слово – вагон. Какая гласная находится в сильной позиции? Поставьте ударение.

Устно стр. 33 упр.70.

Склонение словосочетания почтовый вагон из упр.70

(один ученик у доски) Проверка

Определение частей речи

— Попробуйте определить части речи следующих слов, что это : им.сущ или им.прил? Присядьте, если услышите имя сущ., поднимите руки, если это имя прил.

Зимний, серебристая, солнце, воспитанный, соленое, квартира, журнал, адрес, веселое, озорная, парта, урок, мама, счастливая.

8. Работа с пословицами.

-Прочитайте и обьясните смысл пословиц

-А сейчас прочитайте пословицы внимательно ещё раз и запишите в тетрадь только ту из них, в которых прилагательные являются антонимами. У прилагательных выделите окончание, определите падеж. — Для начала вспомним, что такое антонимы?

(Один ученик к доске)

Возникает проблема : как написать окончание прил?

Дети отвечают: по алгоритму. С алгоритмом мы познакомились на прошлом уроке. Откройте свою копилку знаний.

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.

4. Написать окончание.

Имя прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором находится имя существительное, с которым оно связано.

— Для чего необходимы имена прилагательные в речи?

Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.

— Послушайте предложение. Наступила зима.

— С помощью прилагательных сделайте данное предложение более выразительным.

Н – р: Наступила холодная, снежная зима.

Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, укажите, какой частью речи они выражены?

— Определите, какое это предложение по цели высказывания?

— По количеству грамматических основ?

— По наличию второстепенных членов?

— Что вы можете сказать о словах холодная и снежная ?

— Выполните разбор слова по составу по вариантам. Два ученика у доски.

9.Задание по выбору (дифференцированное)

Кто желает выполнить несложное задание — №76 стр. 36 (списать, вставляя пропущенные оконания и запятые)

— А для тех, кто хочет попробовать свои силы в более сложном задании, внимание на

Журналист собирает материал, чтобы написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? (прил.)

Задание: Вместо сердечек подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное. Записать предложения. Определить род, число, падеж имен прилагательных.

Мы живем в нашей (любимой) стране Россия. Хороши наши (бескрайние) поля, (зеленые) леса, (глубокие) реки. Мы бережем (родную) природу.

Проверка: — Прочитайте свои тексты. Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных ( по падежу сущ.)

— Творческое задание: Составления синквейна Россия.

10. Задание Корректоры». Текст написан, но нужно последний раз журналисту еще раз его проверить, все ли правильно. Обнаруживается, что окончания у некоторых имен прилагательных неверны. Вставьте окончания.

Было ясное летние утро. По синим небу плыла легкая туча. С ближнему поля поднялись крикливыми гуси.

13. Рефлексия урока. Заполнение листов достижений

Отметки за урок. Комментирование отметок.

— По какой теме мы работали?

— Продолжите предложение и выразите свое мнение по данному уроку.

— А сейчас послушайте притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

— Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

— А ты что делал целый день?

— Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

— А я принимал участие в строительстве храма.

-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

— А теперь оцените свою деятельность на уроке:

Кто работал так, как первый человек – поднимите черный камень.

Кто работал, добросовестно – зеленый квадратик.

Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – цветок.

Спасибо за работу!

14. Домашнее задание. Слайд 33

Задание по выбору: 1. Стр. 37 упр. 79. Вам необходимо списать, дописывая падежные окончания имён прилагательных.

2. Написать небольшой текст об интересном событии, произошедшем когда-то в вашем селе.

Правописание безударных окончаний прилагательных

Безударные окончания имён прилагательных зачастую произносятся не так, как пишутся. Поэтому они требуют проверки. Для этого есть несколько способов.

1. Окончания прилагательных одинаковы в ударном и безударном положениях. Значит, можно проверить себя, подставив вместо прилагательного с безударным окончанием прилагательное с ударным в том же роде и падеже.

Например: в нов..м доме — в лесном доме → вставляем в окончание букву : в новом доме .

2. Окончания прилагательных в косвенных падежах такие же, как и в падежных вопросах. Задай вопрос от существительного к прилагательному и по окончанию вопроса определи окончание прилагательного.

Например: в доме (каком?) новом; дому (какому?) новому .

Проверь себя по таблице изменения по падежам прилагательных:

Мужской род, единственное число:Женский род, единственное числоСредний род, единственное число
И. п. (какой?) лесной орехИ. п. (какая?) лесная ягодаИ. п. (какое?) лесное озеро
Р. п. (какого?) лесного орехаР. п. (какой?) лесной ягодаР. п. (какого?) лесного озера
Д. п. (какому?) лесному орехуД. п. (какой?) лесной ягодеД. п. (какому?) лесному озеру
В. п. (какой?) лесной орехВ. п. (какую?) лесную ягодуВ. п. (какое?) лесное озеро
Т. п. (каким?) лесным орехомТ. п. (какой?) лесной ягодойТ. п. (каким?) лесным озером
П. п. (о каком?) о лесном орехеП. п. (о какой?) о лесной ягодеП. п. (о каком?) о лесном озере

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Урок русского языка по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных». 4-й класс

Класс: 4

Цель урока: формирование умения правильно употреблять прилагательные в устной и письменной речи, писать гласные в безударных окончаниях имен прилагательных.

Задачи:

  • Отрабатывать умение правильно писать падежные окончания имен прилагательных, проверять написание безударных окончаний имён прилагательных с помощью падежных вопросов.
  • Развивать речь обучающихся, способствовать обогащению словарного запаса языка, осознанию практической значимости имен прилагательных в нашей речи.
  • Развивать орфографическую зоркость, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, выполнять самопроверку и взаимопроверку.
  • Развивать воображение, зрительную и слуховую память, способность к творческой деятельности.
  • Содействовать в воспитании любви к родному слову, к русскому языку, литературе.

Этапы урока

Содержание

Время

Примечание

IОрганизационный момент

1. Активизация внимания

Внимание, звенит звонок,
Начинается урок!
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?

Мы начинаем урок русского языка, на котором у нас вновь присутствуют гости. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем удачи. А я вам пожелаю творчества, оно вам сегодня пригодится.

2. Запись числа.1 мин.Дети записывают число в тетради.

IIПостановка целей и задач урока

Глядя на слайд (Приложение 1), сформулируйте тему урока.
Сформулируйте для себя задачи на сегодняшний урок. (Учиться употреблять прилагательные в своей речи, учиться правильно писать окончания имен прилагательных, определять падеж прилагательных и т.д.)1 мин.На доске схемы предложений.IIIМинутка чистописания, орфографическая работа

1. Работа по числовой таблице (зрительный диктант), поиск числа, соответствующий букве русского алфавита.

9216135
1422015
1832271930
312471029
28126223
43312825
112316171
10 мин.На доске числовая таблица.2. Запись буквы, соединений, слов с буквой

На что похожа буква ж? (На жука, на снежинку, шесть лучиков, лапок)Запись букв, соединений, слов, предложения.3. Работа над группой слов.

снежинка заснеженный снежный снеговик снежок

– Что общего между словами?
– Найдите схожие признаки (Группировка слов, поиск «лишнего» и т.д.)4. Игра «Поймай мяч»

– Составьте словосочетания с этими словами. (Легкая снежинка, снежный город, веселый снеговик, белый снежок и т.д.)
– Запишите два любых словосочетания, выделите окончания имен прилагательных.Дети ловят мяч и говорят словосочетание5. Работа над предложением

– Сегодня мы еще встретимся со снежинкой, а пока прочитайте предложение:

Пуш_стый сне_ медленно круж_лся в воздухе и падал на холодн__ землю.

– Какой увидели снег в этом предложении?
– Какое это предложение?
– Прокомментируйте пропущенные орфограммы6. Письмо по памяти

– Напишите предложение по памяти, вставляя пропущенные орфограммы.
– Выделите окончания имен прилагательныхЗапись предложения по памяти, выделение орфограмм, окончаний имен прилагательныхIVРабота над поэтическим текстом

– А теперь вновь встреча со снежинкой. Послушайте стихотворение Константина Бальмонта, которое тоже называется снежинка.
– Какую снежинку нарисовал нам автор?

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

6 мин.– Какие чувства вызвала хрупкая снежинка?
– Чему можно у нее поучиться?
Лазурная высь – это какая?
– Как понимаете ветер веющий, лелеющий?
– Какие словосочетания сущ. + прилаг. услышали?

снежинка чист…
дорогой бурн…
в высь лазурн..
под ветром веющ…

Запись словосочетаний, выделение окончаний, определение падежей.
Проверка с доской, самопроверкаФизминутка

Снежинка (зрительная зарядка)
Упражнение с массажером2 мин.VОтработка навыков (практикум)

1. Блиц-опрос (теория)

1) Число, падеж, род – это

А) постоянные признаки,
Б) непостоянные признаки.

2) Имя прилагательное стоит в той же форме, что и имя существительное:

3) В словосочетании прил. + сущ. имя прилагательное является:

4) Чтобы проверить гласную в безударном окончании имени прилагательного, нужно:

А) задать вопрос от имени сущ,
Б) поставить под ударение гласную в окончании.

Формулировка правила

  • Имя прилагательное стоит в той же форме, что и имя существительное.
  • В словосочетании имя прилагательное всегда зависит от имени существительного
  • Чтобы правильно написать безударное окончание в имени прилагательном, нужно задать вопрос от имени существительного.
10 мин.Сверка с доской2. Тренинг с переходом

Сейчас мы с вами выступим в роли своеобразных снежинок. Вам предстоит перемещение по классу с целью выполнения задания по карточкам. Условие – двигаться тихо, не мешая друг другу.
По карточкам необходимо вставить пропущенные окончания, указать падеж.Проверка, зачитывание словосочетаний по цепочкеVIТворческая работа над текстом

– Сейчас мы встретимся еще с одним героем, это снег, постарайтесь его представить, какой он, закройте для этого глаза.

Снег и скрипка

Снег беззвучно опускался на дома и деревья. Снег садился на открытые форточки – как воробей, только не чирикал. Сидя на форточке, снег болтал ногами, а так как спинки у форточки не было, часто падал вниз… хватаясь за воздух растопыренными снежинками.
И вот однажды, когда снег привычно сидел на форточке, до него донеслись звуки скрипки. Нельзя сказать, что он не слышал их раньше, но сейчас… «Ах, как чудесно! – подумал снег. – Если бы я тоже так умел!» И он стал учиться… Это пока снег только скрипит.8 мин.– Какой прием использует автор в этом произведении?
– Каким себе представили снег?
– Почему снег только скрепит? (маленький, не умеет петь…)
– Почему звуки скрипки, которые он и раньше слышал, в этот раз запали ему в душу?
– Что же решил снег? (Чему-то научиться)
– Давайте вместе со снегом немного поиграем.Ответы на вопросы устно1) Восстановление деформированных предложений.

Снег, на дома, беззвучно, и деревья, опускался.
Снег, на открытые, садился, форточки.
Сидя, ногами, на форточке, снег, болтал.
И, донеслись, вот, до него, скрипки, звуки.

– Почитайте, что получилось (мини-рассказ)Устное составление предложений, запись одного предложения, где есть прилагательное.2) Игра «Добавьте прилагательное»

Над … форточкой (над открытой форточкой)
Болтал … ногами (длинными ногами)
Схватился за … воздух (прозрачный воздух)
Звуки … скрипки (нежной скрипки)

– Выделите окончание у имен прилагательных.

Запись словосочетаний, выделение окончаний

ПроверкаVIIСамостоятельная работа

А сейчас, мы как этот герой снег, который всему хотел научиться, выполним с/р.
1) Подчеркнуть в тексте прилагательные.
2) Поставить словосочетание в указанную падежную форму.
3) Вписать окончание у имен прилагательных, указать падеж (Приложение 2)5 мин.Самопроверка
Взаимопроверка.VIIIИтог урока

– Ребята, если вы заметили, то сегодняшний урок был уроком прощания с зимой, через два дня мы будем встречать весну!

1. – Был ли полезен сегодняшний урок для вас? Чем?
– Какие умения и навыки отрабатывали сегодня на уроке?


источники:

http://budu5.com/manual/chapter/1117

http://urok.1sept.ru/articles/642756