На улице мороз трескучий сказуемое

Даю 70 баллов. Срочно!
УПРАЖНЕНИЕ 1. Подчеркните подлежащие. Укажите, какой частью речи они выражены.
1. За мной неслись четыре казака (Л.).
2. Со мной происходит нечто странное (Ч.).
3. С тех пор уже никто не заговаривал с Татьяной (Т.).
4. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (Л.).
5. Написать его биографию было бы делом его друзей (П.).
6. Брат с сестрой шли впереди родителей.
7. Подойти к директору было страшно.
8. Желающие попасть на спектакль томились у касс.
9. По лесу разносилось «ау».
10. Четыре делится на два.
11. Наше сегодня интересно.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Укажите, какими частями речи выражены сказуемые.

1. Николай бил баклуши целую четверть.
2. Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней (Г.).
3. Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России (Л.).
4. Миша начал работать над докладом в библиотеке.
5. На улице мороз трескучий.
6. Малыш забавен и неуклюж.
7. Грузы упакованы и отправлены своевременно.
8. Дважды два — четыре.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Подчеркните сказуемые. Укажите, как и в предыдущем задании, какой частью речи они выражены.
1. Летний дождик — одно только удовольствие (Пришв.).
2. Лизавета Ивановна была пренесчастное создание (П.).
3. Она в семье своей родной казалась девочкой чужой (П.).
4. Жить — народу служить.
5. Июньская ночь коротка.
6. От горячих лучей солнца стал плавиться снег (Пришв.).
7. На улице было пасмурно, смеркалось.
8. Весь день моросило, к вечеру дождь усилился.
9. Небо хмурое, неприветливое, и ничто не предвещало солнечной погоды.
10. Дважды три — шесть.
11. Роман увлекательный, интересный, и все прочитавшие его были довольны.
12. Русский язык — это и личность, и весь народ, и вся его культура, все наше наследие, достояние (Бел.).

УПРАЖНЕНИЕ 4. Подчеркните грамматическую основу предложения. Укажите, какими частями речи она выражена.

1. В одно тихое утро в больницу принесли письмо (Ч.).
2. Уж сильно завечерело (М. Г.).
3. Цыплят по осени считают (погов.).
4. Позвонили, и я пошел открывать дверь.
5. Жаркий день, и нам хочется поскорее уехать на море.
6. Вечерело, солнце скрылось за лесом.
7. Из одной муки хлеба не испечешь.
8. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (Фет)
9. По секрету тебе скажу: не люблю я одиночества (Сим.).
10. Не спится, няня: здесь так душно! (77.)
11. С такой сильной головной болью не заснуть.
12. Вероятно, он не будет хорошим поэтом.

Презентация по русскому языку на тему: «Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор Клименко Алина Викторовна Дополнительная образовательная программа «Подготовительный курс для абитуриентов колледжа» Русский язык

Сегодня мы поговорим о… Простом предложении; Отличиях простого предложения от словосочетания; Грамматической основе предложения; Видах сказуемых; Тире между подлежащим и сказуемым.

Предложение выражает законченную мысль (сообщение, вопрос, побуждение); имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое); интонационно закончено. Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа. Она может состоять из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, например: С чего начинается Родина?, или из одного – подлежащего, например: Зима. Кругом лежит снег; сказуемого, например: Вечереет. Небо на западе порозовело.

Отличие словосочетания от предложения Словосочетание – это связанное по смыслу и грамматически оформленное соединение слов, называющее предмет или явление, а предложение – это синтаксическая конструкция, представляющая собой слово или грамматически оформленную группу слов, имеющая смысловую и интонационную завершенность и служащая для сообщения (передачи информации) , то есть обладающая коммуникативной функцией. В отличие от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них. В отличие от предложения, словосочетание никогда не является относительно законченным сообщением.

Практическая работа Прочитайте сочетания слов. Из данных вариантов сочетаний слов выберите сначала те, которые, по вашему мнению, являются словосочетаниями, а затем те, которые можно назвать предложениями: 1) лес тёмный; 2) лес потемнел; 3) тёмный лес; 4) пошли в лес; 5) сразу пошли; 6) решили и пошли; 7) в лес; 8) ребята пошли в лес; 9) тёмный и тихий лес. Объясните свой выбор. Поясните те ситуации, в которых выбранные варианты словосочетаний могут выступать в роли предложений. Из данных предложений выпишите: а) грамматическую основу; б) словосочетания. 1. Я хотел бы пройти сто дорог, а прошёл пятьдесят; я хотел переплыть пять морей – переплыл лишь одно… (А. Макаревич.) 2. Люблю Отчизну я, но странною любовью. (М. Лермонтов.) 3. Люблю грозу в начале мая. (Ф. Тютчев.) 4. Смерч погубил урожай. Не дай погибнуть, Боже! (К. Левашов.)

Главные члены предложения Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу предложения. Умение правильно и быстро выделять грамматическую основу необходимо для грамотной расстановки знаков препинания в простом и сложном предложениях. Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?, например: Установилась(что?) хорошая погода. (Кто?) Колхозники заканчивают сев. Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др., например: Вот и солнце (что делает?) встаёт, из-за пашен (что делает?) блестит; Ночь (какова?) была свежа.

Практическая работа Укажите, какими частями речи выражены подлежащие. сущ. Лесной запах усиливается (Т.). Мы сегодня же уедем (Л.). Ближние уехали домой, а дальние собрались к ужину (Л. Т.). Семеро одного не ждут (погов.). Далече грянуло «ура» (П.). Жить — родине служить (поел.). Мы с братом отправились на рыбалку. Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио (П.). Дед с матерью шли впереди всех (М. Г.). Несколько повозок въехали во двор.

Практическая работа Подчеркните подлежащие. Укажите, как и в предыдущем задании, какой частью речи они выражены. За мной неслись четыре казака. Со мной происходит нечто странное. С тех пор уже никто не заговаривал с Татьяной. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке. Написать его биографию было бы делом его друзей. Брат с сестрой шли впереди родителей. Подойти к директору было страшно. Желающие попасть на спектакль томились у касс. По лесу разносилось «ау». Четыре делится на два. Наше сегодня интересно.

Практическая работа Укажите, какими частями речи выражены сказуемые. гл. гл. Танцующие теснились и толкали друг друга (Купр.). Николай бил баклуши целую четверть. Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней. Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России. Миша начал работать над докладом в библиотеке. На улице мороз трескучий. Малыш забавен и неуклюж. Грузы упакованы и отправлены своевременно. Дважды два — четыре.

Практическая работа Подчеркните сказуемые. Укажите, как и в предыдущем задании, какой частью речи они выражены. Летний дождик — одно только удовольствие. Лизавета Ивановна была пренесчастное создание. Она в семье своей родной казалась девочкой чужой. Жить — народу служить. Июньская ночь коротка. От горячих лучей солнца стал плавиться снег. На улице было пасмурно, смеркалось. Весь день моросило, к вечеру дождь усилился. Небо хмурое, неприветливое, и ничто не предвещало солнечной погоды. Дважды три — шесть. Роман увлекательный, интересный, и все прочитавшие его были довольны. Русский язык — это и личность, и весь народ, и вся его культура, все наше наследие, достояние.

Практическая работа Подчеркните грамматическую основу предложения. Укажите, какими частями речи она выражена. В одно тихое утро в больницу принесли письмо. Уж сильно завечерело. Цыплят по осени считают. Позвонили, и я пошел открывать дверь. Жаркий день, и нам хочется поскорее уехать на море. Вечерело, солнце скрылось за лесом. Из одной муки хлеба не испечешь. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. По секрету тебе скажу: не люблю я одиночества. Не спится, няня: здесь так душно! С такой сильной головной болью не заснуть. Вероятно, он не будет хорошим поэтом.

Практическая работа Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, какой частью речи выражено подлежащие и сказуемые. Снов.. что-то зашумело в лесу (И.Тургенев). Все вокруг бл..стело сильным двойным блеском: блеском молодых утре(н, нн)их лучей и вчерашн..го ливня (И.Тургенев). Есть одна птица, которая совсем не боит(?)ся людей. Это щур (Д.Зуев). Ч ..совые контрольного пункта козырнули генералу (А.Первенцев). Волк осторожен и хитер. Это спасает хищников от пог..ловного истребления (Д.Зуев). Пятеро заходят выше пояса в воду (В.Шишков). Прохожие, шагая против холодного, мокрого ветра, ..гибались в три погибели и пр..держ..вали руками мокрые воротники (В.Бианки). Что-то у Володи произошло с адм..нистрацией (А. Чаковский).

Виды сказуемого Сказуемое может быть простым и составным. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом: За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники… . Сказуемое выражает характер движения: плыла (медленно передвигалась, как на воде), бежали (стремительно исчезали); в то же время глаголы указывают на реальное действие (оно было в прошлом). Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах, например: Владимир начинал сильно беспокоиться; Роса была холодная. Составные сказуемые начинал беспокоиться, была холодная состоят из двух слов, одно из которых (беспокоиться, холодная) выражает лексическое значение сказуемого, а другое (начинал, была) – его грамматическое значение.

Виды составного сказуемого Составное сказуемое бывает глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) – основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы. Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, например: На тёмном небе начинали мигать звёзды – составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола начинали и неопределённой формы глагола мигать. Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности.

Примеры Значение Вспомогательные глаголы Примеры 1. Начало, продолжение и конец действия начинать – начать, стать, принимать, приняться, продолжать, переставать – перестать, кончать – кончить Тут силой всей народ тушить пожар принялся. Мы продолжали молча идти друг подле друга. 2. Возможность или желательность действия мочь –смочь, уметь – суметь, хотеть – захотеть, решать – решить, собираться – собраться, стараться – постараться, желать – пожелать Девочка перестала плакать и только по временам всхлипывала. Он старался казаться молодым. Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли. Он постарался побыстрее миновать брод.

Составное именное сказуемое Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение, например: Ветер был встречный – составное именное сказуемое состоит из глагола-связки был и именной части встречный, выраженной прилагательным. Мужик ретивый был работник – составное именное сказуемое, состоит из глагола-связки был и именной части работник, выраженной существительным. Наиболее употребительным является глагол-связка быть, выражающий только грамматические значения. Менее употребительны глаголы-связки делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, например: У нас зима. Всё делается светлее, веселее от первого снега; Ночь казалась мне удивительной и прекрасной; Проза, когда она достигает совершенства, является, по существу, подлинной поэзией; Ока ночью казалась очень широкой, гораздо шире, чем днём.

Практическая работа Выделите грамматическую основу, определите тип сказуемого. 1. Он боялся идти к врачам (Паустовский). 2. Приходил лакей звать меня к княгине (Лермонтов). 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде (Григорович). 4. Он попросил меня похлопотать об отъезде (Чаковский). 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком (Белинский). 6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь (Паустовский). 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский). 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить (Паустовский). 9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле (Паустовский). 10. Долго будет моросить осенний дождь (Паустовский). 11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь (Паустовский). 12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи (Паустовский). 13. Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук (Гончаров). 14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать (Гончаров). 15. Море временами совсем переставало шуметь (Паустовский). 16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься (Лавренев). 17. Антоненко приказал людям покинуть баржу (Конецкий). 18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни (Луконин). 19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл (Дичаров). 20. Она даже не успела поздороваться с ним (Федин).

Практическая работа Выделите грамматические основы предложений. Укажите, чем они выражены. Последняя дверь была закрыта (Бондарев). Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые (А.Н.Толстой). Кабинет является для Шуры Заколдованным царством (Мамин-Сибиряк). С час она лежала неподвижная (Лермонтов). Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (Лермонтов). Уступить – позорно (Тендряков). В младших классах гимназии я был очень маленького роста (Вересаев). Слово – одежда всех фактов, всех мыслей (М.Горький). Как некстати было это воспоминание (Чехов). Все явления природы одеты работой нашего разума в слова (М.Горький).

Практическая работа Выделите грамматические основы предложений. Какие из данных сказуемых являются простыми, а какие – составными? Обоснуйте ответ. А матрос шагал израненный, усталый (Семерин). Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь (Бунин). В начале августа жары часто стоят нестерпимые (Тургенев). Он стоял к ней боком, надвинув на лоб шляпу (Тургенев). Видно, родился я такой (Бунин). От второй жены у лесника родились две девочки (Исаковский). Вся эта история оказалась глупым вздором (А. Островский). В одно мгновение сани оказались над обрывом (Марков). Дождь в течение лета шёл некрупный и тёплый (Солоухин). Тёплый дождик сыплется впотьмах (Бергольц).

Тире между подлежащим и сказуемым Необходимо поставить тире. 1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например: Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов). 2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица). 3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать. 4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи: существительным и инфинитивом, например: Наша задача – отразить атаку; инфинитивом и существительным, например: Помогать инвалидам – наш долг; числительным и существительным, например: Четыре – четное число; существительным и словосочетанием с числительным, например: Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров. 5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи. 6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

Тире между подлежащим и сказуемым Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится, если: 1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.). Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство); 2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара. 3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки.

Практическая работа Нужно ли тире в следующих предложениях? Грушницкий _ юнкер (Лермонтов). А вы _ не охотник? (Тургенев). Главный предмет его _ естественные науки (Тургенев). Рацеи разводить _ болтать пустое (Островский). Пруд _ как блестящая сталь (Фет). Они _ какие-то помещики (Достоевский). Воспоминания _ один только стыд и рвание волос (Гончаров). Его цель _ сделаться героем романа (Лермонтов). Дальние проводы _ лишние слезы (Островский). Нуль да нуль _ нуль (Фонвизин). Невежда без души _ зверь (Фонвизин). Вы _ студент? (Достоевский). Календарь _ это расписание работы солнышка на весь год (Виталий Бианки).

Продолжение Вспомните, что автор «Симфонии» _ юноша, студент-естественник, работающий в лаборатории по органической химии и ведущий двоякого рода разговоры: и с товарищами экстремистами, проповедующими, что «все мы летим куда-то»; и с приличными, блюдущими традиции приват-доцентиками (Белый). Отец его _ военный доктор, сосланный Николаем Первым … (Белый). И вечная мука _ вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове ! (Бунин). И это все, что было в моей жизни, а остальное _ ненужный сон (Бунин). По моему понятию, тут вот что выходит: трудовому человеку, ежели он _ не хитник, не барышник, охота, поди, поглядеть на красоту горы, а всяк лезет в яму с какой-нибудь своей думкой (Бажов). Это чувство _ не обида, нет, а сожаление (По Чехову).

Продолжение — Мне вот кажется, что счастливые люди _ это не молодые, а пьяные, — продолжала она шептать. (Горький). — Скажите, Мастаков _ пара для моей Лиды или не пара? (Аверченко). Корни деревьев у дорожки _ как пальцы гигантов. Запомни, Даша, что лгать _ это унижать самого себя (Брюсов). Раз нельзя было сказать правду, единственное, что ему оставалось делать, _ это прекратить интимность с Жоржем и отныне поддерживать лишь просто товарищеские отношения (Степняк-Кравчинский). Талант у него _ дай бог каждому. Мои совесть и ум говорят мне, что самое лучшее, что я мог бы теперь сделать, _ это прочесть мальчикам прощальную лекцию, сказать им последнее слово, благословить их и уступить свое место человеку, который моложе и сильнее меня (Чехов).

Продолжение Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе _ это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига (Чехов). Цель моя _ победить эту многоголовую гидру (Чехов). Театр _ это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры _ миссионеры (Чехов). Сам Ефим _ пальца в рот не клади (Шукшин). Неправда, равнодушие _ это паралич души, преждевременная смерть (Чехов). Когда он вернулся домой, она, уже одетая и причесанная, сидела у окна и с озабоченным лицом пила кофе и перелистывала книжку толстого журнала, и он подумал, что питье кофе _ не такое уж замечательное событие, чтобы из-за него стоило делать озабоченное лицо, и что напрасно она потратила время на модную прическу, так как нравиться тут некому и не для чего (Тургенев). Нигилист _ это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип (Тургенев).

Продолжение Не сам ли ты сегодня говорил, что она странно вышла замуж, хотя за богатого старика выйти, по мнению моему, _ дело ничуть не странное, а, напротив, благоразумное (Тургенев). Я хочу только сказать, что аристократизм _ принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди (Тургенев). Боже мой, я _ секретарь земской управы, той управы, где председательствует Протопопов, я _ секретарь, и самое большее, на что я могу надеяться, _ это быть членом земской управы! (Чехов).

Практическая работа Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. 1. Увы, я не пророк (Луговской). 2. Тишина умирающих злаков это светлая в мире пора (Блок). 3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (Твардовский). 4. Сто двадцать пять рублей большие деньги (Распутин). 5. Я как одинокая птица без гнезда (Тургенев). 6. Писательство не искусство наживы (Асеев). 7. Критика составляющая часть искусства (А.Н. Толстой). 8. Я человек не новый (Есенин). 9. Поэт поэту есть кунак (Есенин). 10. Уже мы больше не рабы (Есенин). 11. Луна словно репа, и звёзды фасоль (Прокофьев). 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха (Мартынов). 13. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным (Сельвинский). 14. Дядя Леша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны (Паустовский). 15. Люди мы самые обычные (Марков). 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор (Гончаров). 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы как костры, бабочки как птицы (Пришвин). 18. Ученый без трудов дерево без плодов (Саади). 19. Ермолай был человек престранного рода (Тургенев). 20. Но в такую большую воду плыть это безумство (Федосеев). 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний дело писателей (Паустовский). 22. Травка гончая собака, и дело её гонять дичь (Пришвин). 23. Это их [барса и тигра] постоянный приём заходить в спину преследующего их человека (Пришвин). 24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это значит и бояться, и испытывать, но подавить боязнь (Макаренко). 25. Вишнёвый сад мой (Чехов).

Домашнее задание Выполнить лекции 5.2 и 5.3 в СДО

Конспект урока «Главные члены предложения. Сказуемое»

урок на тему «Сказуемое » разработан лля 5 класса в условиях реализации ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Главные члены предложения. Сказуемое»»

Урок 44 Сказуемое.

Цель: формировать умения находить грамматическую основу предложения, определять сказуемое, выраженные глаголом и кратким прилагательным.

Планируемый результат: Знать способы выражения сказуемого, уметь находить сказуемое и грамм. основу предложения

I. Организационный момент.

-Проверка готовности к уроку.

-Проверка домашнего задания: упр.162 – чтение грамматических основ предложения.

Кости – основа человеческого тела, дом ставят на фундаменте – крепкой, не размываемой подземными водами основе, а предложение … .

— Закончите мою мысль! (тоже строится на фундаменте – грамматической основе).

Одну из частей фундамента – подлежащее — мы уже основательно разобрали на прошлом уроке.

Запишите, что такое подлежащее на карточках с деформированным правилом.

Подлежащее – это_______, который обозначает________. Подлежащее отвечает на вопросы______?______? И чаще всего выражается___________ или _______________ в форме именительного падежа.

Проверьте себя по учебнику – стр. 76. Оцените себя.

1. Графический диктант. Подчеркнуть грамматическую основу, указать способы выражения грамматической связи (существительное, местоимение, сочетание слов).

Мы поставили палатку на опушке. Над лесной поляной повисла ночная звезда. На рассвете был туман. Ты слышишь какие-то звуки? Раннюю песню запел жаворонок. Пять минут тянулись долго. Вдруг во дворе залаяла собака. Одна лампочка в люстре перегорела. Он отлично плавает. Кто стучится в дверь ко мне? Жюри отметило в конкурсе три работы. У меня осталось шестнадцать рублей. Знаете ли вы английский язык?

2.Работа по теме урока.

— Прослушаем лингвистическую сказку о подлежащем и сказуемом (приложение 1).

Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:
— Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя — Субъект.
— Нет, — сказало Сказуемое, — ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.
— Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет!
— Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.

— Что вы узнали нового о подлежащем и сказуемом?

— Выделим главные члены в предложениях из сказки.

Была зима. На улице холодно.

-Чем необычно второе предложение?

— Чем выражено сказуемое?

На какие вопросы отвечает сказуемое?

Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

Какова цель нашей деятельности? (найти сказуемые, определить, чем они выражены)

4.Работа в парах: сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает.

Гроза постепенно удалялась.

Этот край очень скромен.

Первые листики зелёные.

Люблю я пышное природы увяданье.

Скинуло кафтан зелёный лето.

-Предоставим результаты деятельности.

— Какими частями речи выражены сказуемые в данных предложениях?


источники:

http://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-prostoe-predlozhenie-tire-mezhdu-podlezhaschim-i-skazuemim-2899324.html

http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia-s.html