Типы сказуемых (таблица с примерами)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
ОпределениеСказуемое — это главный член предложения, который определяет подлежащее и составляет с ним грамматическую основу предложения.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
Таблица
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
вспомогательный глагол + инфинитив = СГС
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Глагольная связка + именная часть = СИС
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
Примерыстать, делаться, казаться, становиться, являться, считаться, оставаться, представлять, зваться, называться, выглядеть, доводиться, считаться и пр.
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Примерысидеть, стоять, бежать, вернуться, идти, лежать, работать, родиться, жить.
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Сохранить статьюСоставное именное сказуемое, именная часть которого выражена кратким прилагательным
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ, В КОТОРОМ ИМЕННАЯ ЧАСТЬ ВЫРАЖЕНА КРАТКИМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ (КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО? КАКОВЫ?)
Перед Вами простые предложения, в которых
- подлежащее и составное именное сказуемое выделены крупным шрифтом
- подлежащее подчёркнуто одной линией
2.Рассмотрите составное именное сказуемое и проанализируйте его строение:
- глагол-связка БЫТЬ [был, была, было, были]
- именная часть выражена КРАТКИМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ (каков? какова? каково? каковы?)
1.Рукописные КНИГИ в Древней Руси БЫЛИ очень ДОРОГИ и ДОСТУПНЫ далеко не всем.
2.Наша РЕЧЬ без прилагательных БЫЛА БЫ ПОХОЖА на картину, написанную серой краской.
3.Лечебные СВОЙСТВА малины БЫЛИ ИЗВЕСТНЫ в далёкой древности.
4.ГОЛОСА БЫЛИ ПОХОЖИ то ли на тихий разговор, то ли на шёпот пробудившихся в гнезде птенцов. (И.Соколов-Микитов).
5.ЁЛКА в этом году БЫЛА особенно ПРАЗДНИЧНА.
6.Но мои ВОСПОМИНАНИЯ НЕ БЫЛИ так ОТЧЁТЛИВЫ… (Е.Водовозова).
7.Снизу ОН и впрямь БЫЛ ПОХОЖ на тёмно-зелёного жука. (Г.Гребнёв).
8.ЛЕС БЫЛ СТАР и МОГУЧ. (М.А.Бубеннов).
9.ПАРЕНЬ БЫЛ ШИРОКОПЛЕЧ, КОРЕНАСТ. (А.М.Горький).
Перед Вами простые предложения, в которых
- подлежащее и составное именное сказуемое выделены крупным шрифтом
- подлежащее подчёркнуто одной линией
2.Рассмотрите в грамматической основе составное именное сказуемое и проанализируйте его строение:
- глагол-связка БЫТЬ [был, была, было, были] отсутствует (глагол-связку можно подставить – см. в 1 предл.)
- именная часть выражена КРАТКИМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ (каков? какова? каково? каковы?)
1.НОЧИ ( БЫЛИ ) ХОЛОДНЫ.
17.МОРЕ в это утро ТЕПЛО и ПРИЯТНО.
18.УЛИЦА ПУСТЫННА и ТИХА.
19.ВОЗДУХ ЗНОЕН и ГОРЯЧ.
20.КОМНАТА ЧИСТА и УЮТНА.
21.КРАСНА РЕЧЬ слушаньем.
22. 24.ЧЕСТНА не кудрявая РЕЧЬ, а правдивая.
23.МАЛ ЗОЛОТНИК, да ДОРОГ.
24.Не РАДА ПТИЦА и золотой клетке.
25.КРАСНА ДРУЖБА не лестью, а правдой и честью.
26.На миру и СМЕРТЬ КРАСНА.
27.Каждому свой КРАЙ СЛАДОК.
28.РУССКИЙ в словах ГОРД, в делах ТВЁРД.
29.РУССКИЙ ТЕРПЕЛИВ до зачина.
30.Своя ЗЕМЛЯ и в горсти МИЛА.
31.Своя СТОРОНА НЕ БЫВАЕТ ХОЛОДНА.
32.ЗДОРОВ на еду, да ХИЛ на работу
33.В хороший год ХОРОШ и ПРИПЛОД.
34.ВЕСНА днём КРАСНА.
35.ДОЛГ платежом КРАСЕН.
36.Умный, талантливый ЧИТАТЕЛЬ нам не менее НУЖЕН, чем талантливый писатель. (С.Я.Маршак).
37.Для чего НУЖНА человеку членораздельная РЕЧЬ?
38.Любовная ЛИРИКА А.С.Пушкина БОГАТА и РАЗНООБРАЗНА.
39.ЖИЗНЬ слов ИНТЕРЕСНА.
40.БОГАТ, КРАСИВ и ВЫРАЗИТЕЛЕН русский ЯЗЫК.
41.Русская фонетическая СИСТЕМА ГИБКА и ВЫРАЗИТЕЛЬНА.
42.ЛЕКСИКА русского языка удивительно МНОГООБРАЗНА.
43.Русский ЯЗЫК БОГАТ синтаксическими образными средствами.
44.Для разговорного стиля ХАРАКТЕРНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, КОНКРЕТНОСТЬ, ПРОСТОТА речи.
45.Меткий и образный русский ЯЗЫК особенно БОГАТ пословицами.
46.Для устного народного творчества ХАРАКТЕРНЫ так называемые постоянные ЭПИТЕТЫ.
47.Зимою и летом, осенью и весною ХОРОШ русский ЛЕС. (По И.Соколову-Микитову).
48.Как ВОЗДУХ ЧИСТ! (И.Тургенев)
49.Вон ДАЛЬ голубая ВИДНА. (А.Майков).
50.ВОЗДУХ здесь ЧИСТ и ПРОЗРАЧЕН, как ключевая вода в знойный день. (Г.Федосеев).
51.Особенно ХОРОШ осиновый ЛЕС в осенние ясные дни. (И.Соколов-Микитов).
52.Хорошо ВИДНА накатанная зимняя ДОРОГА. (И.Соколов-Микитов).
53.НЕОБЫКНОВЕННЫ русская ЗИМА, яркие зимние ДНИ, лунные светлые НОЧИ. (И.Соколов-Микитов).
54.Как КРОТОК и ОТРАДЕН ДЕНЬ лучистый… (К.Бальмонт).
55.ТИХА украинская НОЧЬ. (А.С.Пушкин).
56.ЖГУЧ МОРОЗ трескучий. (И.С.Никитин).
57.ВОЗДУХ ПРОЗРАЧЕН, СВЕЖ и ТЕПЕЛ. (А.П.Чехов).
58.ВОЗДУХ ЧИСТ и СВЕЖ, как поцелуй ребёнка. (М.Ю.Лермонтов).
59.ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА и УДИВИТЕЛЬНА. (В.В.Маяковский).
60.СЫТЫ и БОДРЫ теперь ПТИЧКИ. (По А.Шаховской).
61.ХОРОШ мартовский СНЕГ: в гранях и блёстках, с весенней голубизной. (По Н.Сладкову).
62.КРАСИВЫ ЦВЕТЫ ландыша! (По Н.Михайловой).
63.Лечебные СВОЙСТВА алоэ ИЗВЕСТНЫ человечеству более трёх тысяч лет.
64.ВАЛЕРИАНА ИЗВЕСТНА врачам со времён Древней Греции.
65.Лечебные СВОЙСТВА вишни ИЗВЕСТНЫ с доисторических времён.
66.ГРЕЧКА ПОПУЛЯРНА в странах Европы, Бразилии, Канаде, Японии, Южной Африке.
67.МОРКОВЬ БОГАТА витаминами.
68.По содержанию витамина А ПЕРЕЦ РАВЕН моркови.
69.ПОМИДОРЫ ПОЛЕЗНЫ детям, беременным женщинам.
70.Наиболее ЦЕЛЕБНЫ пророщенные ЗЁРНА пшеницы, содержащие витаминов в 340 раз больше, чем обычные зёрна растения.
71.В степях НЕРЕДКИ ЗАСУХИ.
72.Дитя моё, ТЫ НЕЗДОРОВА. (А.Пушкин).
73. НЕБО ТЯЖЕЛО и МРАЧНО. (М.Горький).
Перед Вами сложные предложения, в которых в одной частей или в обеих частях сказуемое СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ
- подлежащее и составное именное сказуемое выделены крупным шрифтом
- подлежащее подчёркнуто одной линией
2.Рассмотрите составное именное сказуемое и проанализируйте его строение:
- глагол-связка БЫТЬ [был, была, было, были] есть или отсутствует (можно подставить)
- именная часть выражена КРАТКИМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ (каков? какова? каково? каковы?)
1.Чем БОГАТЫ, тем и РАДЫ.
2.Не ТОТ СИЛЁН, кто кричит, а тот, кто голову имеет.
3.ХОРОШ САДОВНИК – НЕПЛОХ и КРЫЖОВНИК.
4.Зелен ВИНОГРАД НЕВКУСЕН, млад ЧЕЛОВЕК НЕИСКУСЕН.
5.БЛИЗОК ЛОКОТЬ, да не укусишь.
6.ГЛУПА та ПТИЦА, которой ГНЕЗДО своё НЕМИЛО.
7.ГЛАЗА без души СЛЕПЫ, УШИ без сердца ГЛУХИ.
8.ВЕЩЬ ХОРОША, когда новая, а друг – когда старый.
9.СТАРА ПОСЛОВИЦА, да про новое молвится.
10.ВЕСНА КРАСНА цветами, а осень – пирогами.
11.ВЕСНА КРАСНА, да ГОЛОДНА, ОСЕНЬ ДОЖДЛИВА, да СЫТНА.
12.ТОТ и ХОРОШ, у кого родилась рожь.
13.КОРЕНЬ ученья ГОРЕК, а ПЛОДЫ его СЛАДКИ.
14.КРЕПОК ДУХ людей московских, и МОГУЧ московский КЛИЧ. (В.И.Лебедев-Кумач).
15.ЧУДЕН ДНЕПР при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. (Н.Гоголь).
16.А вверху всё дышит, ВСЁ ДИВНО, ВСЁ ТОРЖЕСТВЕННО. (Н.Гоголь).
17.ЗВЁЗДЫ ВИДНЫ, а месяц ещё не всходил. (Л.Толстой).
18.Константин Эдуардович Циолковский верил, что космическая ЭРА БЛИЗКА.
19. 24 июня (праздник Ивана Купалы) солнце достигает своей наивысшей силы, и потому природа особенно могуче проявляет свою чудесную силу: РОСА ЦЕЛЕБНА, ТРАВА ЦЕЛЕБНА, ВОДА ОЧИСТИТЕЛЬНА… (П.Шейн).
20. ТЫ СЕР, а Я, приятель, СЕД, и вашу волчью я давно натуру знаю. (И.Крылов).
21.СЛЕДЫ НЕОБЫЧНЫ: зверь прошёл, собственный след заравнивая лопатой. (По И.Полуянову).
22.КУКУШКА БЫЛА очень РАДА, что пристроила, наконец, своего птенца в надёжное место. (По В.Бианки).
23. РЕПА БЫЛА ИЗВЕСТНА древним египтянам уже 4000 лет назад, когда её возделывали как овощную культуру.
24.Животный МИР России РАЗНООБРАЗЕН: здесь обитают и белые медведи, и моржи, и тигры, и леопарды.
25. ТВЕРДА его РУКА, и ЯСЕН УМ. (М.Горький).
26.СТАНИЦА Вёшенская ИЗВЕСТНА всему миру потому, что здесь жил и творил Михаил Александрович Шолохов.
27.СЛАВЕН ЧЕЛОВЕК не словами, СЛАВЕН делами.
28.КРАСНО ПОЛЕ пшеном, а БЕСЕДА – умом.
29.ГОРОД БЕЛ от скрипучих снегов, дышит паром Нева от мороза. (Л.Хаустов).
Выполните онлайн-задания (тесты). Типы сказуемых.
Для учебного материала инфо-уроков русского языка используются следующие источники информации:
1.В.В.Бабайцева и др. Теория. 5-11.(разные годы издания)
2.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ.
3.Д.Э.Розенталь и др. Справочник по русскому языку. Правописание. Произношение. Литературное редактирование.
4.Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Под редакцией П.А.Николаева.
5.Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс.
6.А.Ю.Кожевников. 3500 эпиграфов, цитат и крылатых выражений: все темы сочинений по русской литературе.
7.С.И.Ожегов. Словарь русского языка.
8.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное пособие. Москва. 2009.
Односоставные предложения.Подготовка к ГИА.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал взят из интернета | 127 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Односоставные предложения — это такие предложения, в которых только один главный член (либо подлежащее, либо сказуемое)
Способы выражения сказуемого
Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, первое лицо
Люблю тебя, Петра творенье
Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, второе лицо
Восхищаешься чугунным узором оград
Глагол, повелительное наклонение
Красуйся , град Петров
Способы выражения сказуемого
Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, третье лицо, множественное число
Ведут ко мне коня
Глагол, изъяснительное наклонение, прошедшее время, третье лицо, множественное число
Потом его в степи без чувств нашли
Способы выражения сказуемого
Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, второе лицо, единственное число
Что посеешь , то и пожнёшь
Глагол, повелительное наклонение, настоящее время, второе лицо, единственное число
Береги платье снову
Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, третье лицо, множественное число
Дни поздней осени бранят обыкновенно
Обобщённо-личные предложения обычно являются пословицами, можно подставить слово «все»
Составное именное сказуемое
И скучно, и грустно, и некому руку подать
Простое глагольное сказуемое
Вам стоит подумать над моим предложением
Составное глагольное сказуемое
В доме было прохладно
Составное именное сказуемое
Состояние окружающей среды
Выделите грамматические основы предложения.
Определить тип предложений по наличию главных членов.
На опушке обнаженной рощи я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими
полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу
свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся,
словно в них кто-то ворочается. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает от меня еж.
1. Определить тип текста и стиль.
2. От какого лица ведется рассказ?
3. Сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц?
4. Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего.
Выделите грамматические основы предложения.
Определить тип предложений по наличию главных членов.
На опушке обнаженной рощи я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими
полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу
свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся,
словно в них кто-то ворочается. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает от меня еж.
1. Определить тип текста и стиль.
2. От какого лица ведется рассказ?
3. Сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц?
4. Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего.
Определить односоставные предложения или двусоставные.
Выделить грамматические основы.
1. На небе гаснут облака.
4. Соловьиное эхо несется к блестящей реке.
5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.
7. Каждый звук и шорох слышу я.
Определить односоставные предложения или двусоставные.
Выделить грамматические основы.
1. На небе гаснут облака.
4. Соловьиное эхо несется к блестящей реке.
5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.
7. Каждый звук и шорох слышу я.
Определить односоставные предложения или двусоставные.
Выделить грамматические основы.
1. На небе гаснут облака.
4. Соловьиное эхо несется к блестящей реке.
5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.
7. Каждый звук и шорох слышу я.
Определить односоставные предложения или двусоставные.
Выделить грамматические основы.
1. На небе гаснут облака.
4. Соловьиное эхо несется к блестящей реке.
5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.
7. Каждый звук и шорох слышу я.
1. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.
А. Весна берет свои права
Б. Под музыку осеннего дождя иду во тьме
В. Наступает длинный зимний вечер
Г. Тепло на солнышке
2. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.
А. Мужайся, сердце, до конца
Б. Не слышно шума городского
В. Бумагу для книг берут прочную
Г. В детстве мне ни разу не удавалось запустить змея
3. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.
А. Дни поздней осени бранят обыкновенно
Б. В дверь негромко постучали
В. Мне в душу повеяло жизнью и волей
Г. Приветствую тебя, пустынный уголок
1. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.
А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
Б. На пригорке то сыро, то жарко
В. Волка шапками не закидаешь (пословица)
Г. По ниве прохожу я узкою межой
2. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.
А. Ради роз терпят и шипы (пословица)
Б. Нигде жилья не видно на просторе
В. Со скрипом опустили трап
Г. Еду-еду в чистом поле
3. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.
А. Ведут ко мне коня
Б. Не спится, няня
В. Отворите мне темницу
Г. Люблю тебя, моя Россия
Хотелось ещё раз убедиться в своём счастье.
Ведут ко мне коня.
Морозило сильнее, чем с утра.
Вечер . Взморье . Вздохи ветра. Величавый возглас волн.
Красуйся , град Петра!
Хорошо в деревнях хлеб пекут .
Быть грозе великой.
Пройдите по городу на Неве, вглядитесь в него.
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок.
В глазах у меня потемнело .
Нет уже ни положения в обществе, ни прежней чести .
Не было ни гроша , да вдруг алтын. (Пословица)
Век живи – век учись .(Пословица)
- В каком предложении сказуемое составное глагольное?
- Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм.
- В жаркий июльский день идёшь, бывало, крепко задумавшись, по лесной знакомой тропинке и вдруг остановишься.
- В саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломало одну старую липу.
- Вы, конечно, будете интересоваться результатами проведенного на той неделе голосования.
- В каком предложении нет составного именного сказуемого?
- Русский язык богат, образен, точен.
- Язык всем знаниям и всей природе ключ.
- Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества.
- Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека.
- В каком предложении сказуемое простое глагольное?
- Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, ловок.
- Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа.
- Самые правила языка не изобретаются, а в нём уже существуют.
- Слово есть воссоздание внутри себя.
- В каком предложении неверно выделены грамматические основы? (Знаки препинания не расставлены).
- Величественные горы уже по-весеннему зеленеющие натянули на свои вершины зимние шапки опаляющие ледяным дыханием сады.
- Как только солнце начинает греть по-летнему многие отправляются в романтическое путешествие.
- Летели с залива серые низкие тучи на берег поднималась вода нагонял её свистящий ледяной ветер срывающий на своём пути верхушки деревьев.
- Все смотрели с удивлением на героя и видели что он смелее прекраснее их душой и лицом а глаза его горды как у орла.
- Какое предложение не является безличным?
- Мне выгоднее всего было бы остаться при вашей больнице как местному врачу.
- Всё темней и темней над землёю.
- Она мечтой стремится к жизни полевой.
- От его слов Никите становится нестерпимо жутко.
- Какое предложение является безличным?
- примите дивное посланье из края дальнего сего….
- О, как мне хочется смутить весёлость их….
- Вечер.
- Чувствуется приятная свежесть летнего утра.
- В каком ряду все предложения являются безличными?
- С каждым днём больному становилось всё лучше. Звонок звенел всё громче и настойчивей. Ты лучше всех.
- Мне очень скучно. Днем стало ещё холоднее. Идти по такой лестнице модно только одному.
- Каждое слово его всё продуманнее и точнее. Дом показался мне ещё мрачнее. Добрее этого человека я не знаю.
- Сегодня мне стало полегче. Вчера было жарче, чем сегодня. Дети всё ближе и ближе подходили к краю обрыва.
- В какое из предложений определенно-личное?
- Друзья отметят мой день рождения в узком кругу.
- Люблю зиму!
- Без совести и при большом уме не проживешь.
- Стемнело
- В каком предложении сказуемое составное именное?
- Мне хотелось бы купить новую кассету и переписать на неё концерт любимого певца.
- И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.
- Всё реже слышен голос незнакомки.
- Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
- В каком предложении сказуемое составное глагольное?
- Словом можно объединить людей.
- Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи.
- Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.
- Письмо – необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг знания.
- В каком предложении сказуемое простое глагольное?
- В этом году мы будем изучать информатику.
- Всё темней и темней над землёю.
- В решении этого вопроса мне никто не может помочь.
- Скоро начало смеркаться.
- В каком предложении неверно выделены грамматические основы? (Знаки препинания не расставлены).
- Залился слезами честной купец обнял он свою меньшую дочь.
- Словно почувствовав приближение грозы рыба перестала клевать.
- В опустевшем саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломало одну старую липу.
- Когда я вошёл к Орлову с платьем и сапогами он сидел на кровати свесив ноги на медвежий мех.
- В состав какого предложения не входит безличное?
- В глазах темно, и замерла душа.
- Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
- Шалун уж заморозил пальчик: ему и больно, и смешно…
- Мы хорошо знали, что ещё долго в этом доме говорили о том, как Алексей смог решиться на такой поступок.
- В каком ряду все предложения являются безличными?
- Надо вовремя вернуться домой. Екатерина ещё печальнее, чем обычно. Люди премудрые тихо живут.
- Подъём в гору всё круче. Верхом он ездит лучше всех. Они стараются вести себя умнее и осторожнее.
- Уже поздно идти в магазин. Сегодня нужно отослать письмо. День ото дня глаза грустнее.
- Пора возвращаться домой. Мне стало стыдно. Днём тяжело будет ходить.
- Какое сложное предложение состоит из двух неопределенно-личных?
- Выйду на озеро, в синюю гать, к сердцу вечерняя льнёт благодать.
- Над хвастунами хоть смеются, а часто в дележе им доли достаются.
- Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый, рыжий очаг.
- Сяду да подумаю, как мне жить дальше.
- Какое из предложений является определено-личным?
- Над городом с ветром и молниями пронеслась туча.
- Вот уеду и больше не увижу вас.
- За рекой косили.
- Поздней осенью быстро смеркается.
http://www.egeteka.ru/learning/intensive_work/russiantraining/1282/
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/27/odnosostavnye-predlozheniyapodgotovka-k-gia