На улице свежо и тихо какое сказуемое

Типы сказуемых (таблица с примерами)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве пред­ло­же­ния.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и под­ле­жа­щее.

ОпределениеСказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый опре­де­ля­ет под­ле­жа­щее и состав­ля­ет с ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го пред­ло­же­ния:

  • (кто?) два медведя-подростка — это под­ле­жа­щее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — ска­зу­е­мое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му раз­ли­ча­ют

  • гла­голь­ные ска­зу­е­мые;
  • имен­ные ска­зу­е­мые.

    Сказуемое и способы его выражения

    В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния ска­зу­е­мо­го:

  • про­стое гла­голь­ное;
  • состав­ное гла­голь­ное;
  • состав­ное имен­ное.

    Таблица

    ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
    П
    Г
    С
    Выражено гла­го­лом в фор­ме
    одно­го из накло­не­ний
    Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
    Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
    С
    Г
    С
    Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го сло­ва
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
    Я был рад помочь вам.
    С
    И
    С
    Состоит из глагола-связки
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние)
    и имен­ной части
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
    Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

    Простое глагольное сказуемое

    Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, напри­мер:

    Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

    Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

    Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

    Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

    Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

    Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

    Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние дей­ствия:

    Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

    Будешь ты ещё мне тянуть душу !

    Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му пово­ду.

    Составное глагольное сказуемое

    К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфи­ни­ти­вом:

    вспо­мо­га­тель­ный гла­гол + инфи­ни­тив = СГС

    Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

    Вспомогательные глаголы в СГС

    В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла исполь­зу­ют­ся:

    1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец дей­ствия

    Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

    Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

    2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, спо­соб­но­сти

    К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

    3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние

    Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

    4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы

    Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

    5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем

    Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

    6. сло­ва состо­я­ния

    По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

    Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, напри­мер:

    Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

    Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

    Составное именное сказуемое

    Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

    • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
    • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней срав­не­ния;
    • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное соче­та­ние;
    • место­име­ние;
    • наре­чие;
    • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные;
    • меж­до­ме­тия;
    • нераз­ло­жи­мые сло­во­со­че­та­ния.

    Глагольная связ­ка + имен­ная часть = СИС

    Связка составного именного сказуемого

    В роли связ­ки часто упо­треб­ля­ет­ся

    1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том чис­ле
    «есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), напри­мер:

    Он был похож на маму (Борис Пастернак).

    Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

    Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

    Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

    Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

    Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

    2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

    Примерыстать, делать­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся, являть­ся, счи­тать­ся, оста­вать­ся, пред­став­лять, звать­ся, назы­вать­ся, выгля­деть, дово­дить­ся, счи­тать­ся и пр.

    И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

    С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

    И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

    Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

    3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состо­я­ния:

    Примерысидеть, сто­ять, бежать, вер­нуть­ся, идти, лежать, рабо­тать, родить­ся, жить.

    Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

    Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

    Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская доч­ка).

    Алгоритм определения вида сказуемого


    Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

    Сохранить ста­тью

    Составное именное сказуемое, именная часть которого выражена кратким прилагательным

    СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ, В КОТОРОМ ИМЕННАЯ ЧАСТЬ ВЫРАЖЕНА КРАТКИМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ (КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО? КАКОВЫ?)

    Перед Вами простые предложения, в которых

    • подлежащее и составное именное сказуемое выделены крупным шрифтом
    • подлежащее подчёркнуто одной линией

    2.Рассмотрите составное именное сказуемое и проанализируйте его строение:

    • глагол-связка БЫТЬ [был, была, было, были]
    • именная часть выражена КРАТКИМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ (каков? какова? каково? каковы?)

    1.Рукописные КНИГИ в Древней Руси БЫЛИ очень ДОРОГИ и ДОСТУПНЫ далеко не всем.

    2.Наша РЕЧЬ без прилагательных БЫЛА БЫ ПОХОЖА на картину, написанную серой краской.

    3.Лечебные СВОЙСТВА малины БЫЛИ ИЗВЕСТНЫ в далёкой древности.

    4.ГОЛОСА БЫЛИ ПОХОЖИ то ли на тихий разговор, то ли на шёпот пробудившихся в гнезде птенцов. (И.Соколов-Микитов).

    5.ЁЛКА в этом году БЫЛА особенно ПРАЗДНИЧНА.

    6.Но мои ВОСПОМИНАНИЯ НЕ БЫЛИ так ОТЧЁТЛИВЫ… (Е.Водовозова).

    7.Снизу ОН и впрямь БЫЛ ПОХОЖ на тёмно-зелёного жука. (Г.Гребнёв).

    8.ЛЕС БЫЛ СТАР и МОГУЧ. (М.А.Бубеннов).

    9.ПАРЕНЬ БЫЛ ШИРОКОПЛЕЧ, КОРЕНАСТ. (А.М.Горький).

    Перед Вами простые предложения, в которых

    • подлежащее и составное именное сказуемое выделены крупным шрифтом
    • подлежащее подчёркнуто одной линией

    2.Рассмотрите в грамматической основе составное именное сказуемое и проанализируйте его строение:

    • глагол-связка БЫТЬ [был, была, было, были] отсутствует (глагол-связку можно подставить – см. в 1 предл.)
    • именная часть выражена КРАТКИМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ (каков? какова? каково? каковы?)

    1.НОЧИ ( БЫЛИ ) ХОЛОДНЫ.

    17.МОРЕ в это утро ТЕПЛО и ПРИЯТНО.

    18.УЛИЦА ПУСТЫННА и ТИХА.

    19.ВОЗДУХ ЗНОЕН и ГОРЯЧ.

    20.КОМНАТА ЧИСТА и УЮТНА.

    21.КРАСНА РЕЧЬ слушаньем.

    22. 24.ЧЕСТНА не кудрявая РЕЧЬ, а правдивая.

    23.МАЛ ЗОЛОТНИК, да ДОРОГ.

    24.Не РАДА ПТИЦА и золотой клетке.

    25.КРАСНА ДРУЖБА не лестью, а правдой и честью.

    26.На миру и СМЕРТЬ КРАСНА.

    27.Каждому свой КРАЙ СЛАДОК.

    28.РУССКИЙ в словах ГОРД, в делах ТВЁРД.

    29.РУССКИЙ ТЕРПЕЛИВ до зачина.

    30.Своя ЗЕМЛЯ и в горсти МИЛА.

    31.Своя СТОРОНА НЕ БЫВАЕТ ХОЛОДНА.

    32.ЗДОРОВ на еду, да ХИЛ на работу

    33.В хороший год ХОРОШ и ПРИПЛОД.

    34.ВЕСНА днём КРАСНА.

    35.ДОЛГ платежом КРАСЕН.

    36.Умный, талантливый ЧИТАТЕЛЬ нам не менее НУЖЕН, чем талантливый писатель. (С.Я.Маршак).

    37.Для чего НУЖНА человеку членораздельная РЕЧЬ?

    38.Любовная ЛИРИКА А.С.Пушкина БОГАТА и РАЗНООБРАЗНА.

    39.ЖИЗНЬ слов ИНТЕРЕСНА.

    40.БОГАТ, КРАСИВ и ВЫРАЗИТЕЛЕН русский ЯЗЫК.

    41.Русская фонетическая СИСТЕМА ГИБКА и ВЫРАЗИТЕЛЬНА.

    42.ЛЕКСИКА русского языка удивительно МНОГООБРАЗНА.

    43.Русский ЯЗЫК БОГАТ синтаксическими образными средствами.

    44.Для разговорного стиля ХАРАКТЕРНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, КОНКРЕТНОСТЬ, ПРОСТОТА речи.

    45.Меткий и образный русский ЯЗЫК особенно БОГАТ пословицами.

    46.Для устного народного творчества ХАРАКТЕРНЫ так называемые постоянные ЭПИТЕТЫ.

    47.Зимою и летом, осенью и весною ХОРОШ русский ЛЕС. (По И.Соколову-Микитову).

    48.Как ВОЗДУХ ЧИСТ! (И.Тургенев)

    49.Вон ДАЛЬ голубая ВИДНА. (А.Майков).

    50.ВОЗДУХ здесь ЧИСТ и ПРОЗРАЧЕН, как ключевая вода в знойный день. (Г.Федосеев).

    51.Особенно ХОРОШ осиновый ЛЕС в осенние ясные дни. (И.Соколов-Микитов).

    52.Хорошо ВИДНА накатанная зимняя ДОРОГА. (И.Соколов-Микитов).

    53.НЕОБЫКНОВЕННЫ русская ЗИМА, яркие зимние ДНИ, лунные светлые НОЧИ. (И.Соколов-Микитов).

    54.Как КРОТОК и ОТРАДЕН ДЕНЬ лучистый… (К.Бальмонт).

    55.ТИХА украинская НОЧЬ. (А.С.Пушкин).

    56.ЖГУЧ МОРОЗ трескучий. (И.С.Никитин).

    57.ВОЗДУХ ПРОЗРАЧЕН, СВЕЖ и ТЕПЕЛ. (А.П.Чехов).

    58.ВОЗДУХ ЧИСТ и СВЕЖ, как поцелуй ребёнка. (М.Ю.Лермонтов).

    59.ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА и УДИВИТЕЛЬНА. (В.В.Маяковский).

    60.СЫТЫ и БОДРЫ теперь ПТИЧКИ. (По А.Шаховской).

    61.ХОРОШ мартовский СНЕГ: в гранях и блёстках, с весенней голубизной. (По Н.Сладкову).

    62.КРАСИВЫ ЦВЕТЫ ландыша! (По Н.Михайловой).

    63.Лечебные СВОЙСТВА алоэ ИЗВЕСТНЫ человечеству более трёх тысяч лет.

    64.ВАЛЕРИАНА ИЗВЕСТНА врачам со времён Древней Греции.

    65.Лечебные СВОЙСТВА вишни ИЗВЕСТНЫ с доисторических времён.

    66.ГРЕЧКА ПОПУЛЯРНА в странах Европы, Бразилии, Канаде, Японии, Южной Африке.

    67.МОРКОВЬ БОГАТА витаминами.

    68.По содержанию витамина А ПЕРЕЦ РАВЕН моркови.

    69.ПОМИДОРЫ ПОЛЕЗНЫ детям, беременным женщинам.

    70.Наиболее ЦЕЛЕБНЫ пророщенные ЗЁРНА пшеницы, содержащие витаминов в 340 раз больше, чем обычные зёрна растения.

    71.В степях НЕРЕДКИ ЗАСУХИ.

    72.Дитя моё, ТЫ НЕЗДОРОВА. (А.Пушкин).

    73. НЕБО ТЯЖЕЛО и МРАЧНО. (М.Горький).

    Перед Вами сложные предложения, в которых в одной частей или в обеих частях сказуемое СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ

    • подлежащее и составное именное сказуемое выделены крупным шрифтом
    • подлежащее подчёркнуто одной линией

    2.Рассмотрите составное именное сказуемое и проанализируйте его строение:

    • глагол-связка БЫТЬ [был, была, было, были] есть или отсутствует (можно подставить)
    • именная часть выражена КРАТКИМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ (каков? какова? каково? каковы?)

    1.Чем БОГАТЫ, тем и РАДЫ.

    2.Не ТОТ СИЛЁН, кто кричит, а тот, кто голову имеет.

    3.ХОРОШ САДОВНИК – НЕПЛОХ и КРЫЖОВНИК.

    4.Зелен ВИНОГРАД НЕВКУСЕН, млад ЧЕЛОВЕК НЕИСКУСЕН.

    5.БЛИЗОК ЛОКОТЬ, да не укусишь.

    6.ГЛУПА та ПТИЦА, которой ГНЕЗДО своё НЕМИЛО.

    7.ГЛАЗА без души СЛЕПЫ, УШИ без сердца ГЛУХИ.

    8.ВЕЩЬ ХОРОША, когда новая, а друг – когда старый.

    9.СТАРА ПОСЛОВИЦА, да про новое молвится.

    10.ВЕСНА КРАСНА цветами, а осень – пирогами.

    11.ВЕСНА КРАСНА, да ГОЛОДНА, ОСЕНЬ ДОЖДЛИВА, да СЫТНА.

    12.ТОТ и ХОРОШ, у кого родилась рожь.

    13.КОРЕНЬ ученья ГОРЕК, а ПЛОДЫ его СЛАДКИ.

    14.КРЕПОК ДУХ людей московских, и МОГУЧ московский КЛИЧ. (В.И.Лебедев-Кумач).

    15.ЧУДЕН ДНЕПР при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. (Н.Гоголь).

    16.А вверху всё дышит, ВСЁ ДИВНО, ВСЁ ТОРЖЕСТВЕННО. (Н.Гоголь).

    17.ЗВЁЗДЫ ВИДНЫ, а месяц ещё не всходил. (Л.Толстой).

    18.Константин Эдуардович Циолковский верил, что космическая ЭРА БЛИЗКА.

    19. 24 июня (праздник Ивана Купалы) солнце достигает своей наивысшей силы, и потому природа особенно могуче проявляет свою чудесную силу: РОСА ЦЕЛЕБНА, ТРАВА ЦЕЛЕБНА, ВОДА ОЧИСТИТЕЛЬНА… (П.Шейн).

    20. ТЫ СЕР, а Я, приятель, СЕД, и вашу волчью я давно натуру знаю. (И.Крылов).

    21.СЛЕДЫ НЕОБЫЧНЫ: зверь прошёл, собственный след заравнивая лопатой. (По И.Полуянову).

    22.КУКУШКА БЫЛА очень РАДА, что пристроила, наконец, своего птенца в надёжное место. (По В.Бианки).

    23. РЕПА БЫЛА ИЗВЕСТНА древним египтянам уже 4000 лет назад, когда её возделывали как овощную культуру.

    24.Животный МИР России РАЗНООБРАЗЕН: здесь обитают и белые медведи, и моржи, и тигры, и леопарды.

    25. ТВЕРДА его РУКА, и ЯСЕН УМ. (М.Горький).

    26.СТАНИЦА Вёшенская ИЗВЕСТНА всему миру потому, что здесь жил и творил Михаил Александрович Шолохов.

    27.СЛАВЕН ЧЕЛОВЕК не словами, СЛАВЕН делами.

    28.КРАСНО ПОЛЕ пшеном, а БЕСЕДА – умом.

    29.ГОРОД БЕЛ от скрипучих снегов, дышит паром Нева от мороза. (Л.Хаустов).

    Выполните онлайн-задания (тесты). Типы сказуемых.

    Для учебного материала инфо-уроков русского языка используются следующие источники информации:

    1.В.В.Бабайцева и др. Теория. 5-11.(разные годы издания)

    2.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ.

    3.Д.Э.Розенталь и др. Справочник по русскому языку. Правописание. Произношение. Литературное редактирование.

    4.Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Под редакцией П.А.Николаева.

    5.Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс.

    6.А.Ю.Кожевников. 3500 эпиграфов, цитат и крылатых выражений: все темы сочинений по русской литературе.

    7.С.И.Ожегов. Словарь русского языка.

    8.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное пособие. Москва. 2009.

    Односоставные предложения.Подготовка к ГИА.
    методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Материал взят из интернета127 КБ

    Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

    Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

    Бесплатно, онлайн, 40 минут

    Предварительный просмотр:

    Односоставные предложения — это такие предложения, в которых только один главный член (либо подлежащее, либо сказуемое)

    Способы выражения сказуемого

    Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, первое лицо

    Люблю тебя, Петра творенье

    Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, второе лицо

    Восхищаешься чугунным узором оград

    Глагол, повелительное наклонение

    Красуйся , град Петров

    Способы выражения сказуемого

    Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, третье лицо, множественное число

    Ведут ко мне коня

    Глагол, изъяснительное наклонение, прошедшее время, третье лицо, множественное число

    Потом его в степи без чувств нашли

    Способы выражения сказуемого

    Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, второе лицо, единственное число

    Что посеешь , то и пожнёшь

    Глагол, повелительное наклонение, настоящее время, второе лицо, единственное число

    Береги платье снову

    Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, третье лицо, множественное число

    Дни поздней осени бранят обыкновенно

    Обобщённо-личные предложения обычно являются пословицами, можно подставить слово «все»

    Составное именное сказуемое

    И скучно, и грустно, и некому руку подать

    Простое глагольное сказуемое

    Вам стоит подумать над моим предложением

    Составное глагольное сказуемое

    В доме было прохладно

    Составное именное сказуемое

    Состояние окружающей среды

    Выделите грамматические основы предложения.

    Определить тип предложений по наличию главных членов.

    На опушке обнаженной рощи я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими

    полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу

    свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся,

    словно в них кто-то ворочается. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает от меня еж.

    1. Определить тип текста и стиль.

    2. От какого лица ведется рассказ?

    3. Сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц?

    4. Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего.

    Выделите грамматические основы предложения.

    Определить тип предложений по наличию главных членов.

    На опушке обнаженной рощи я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими

    полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу

    свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся,

    словно в них кто-то ворочается. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает от меня еж.

    1. Определить тип текста и стиль.

    2. От какого лица ведется рассказ?

    3. Сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц?

    4. Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего.

    Определить односоставные предложения или двусоставные.

    Выделить грамматические основы.

    1. На небе гаснут облака.

    4. Соловьиное эхо несется к блестящей реке.

    5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

    7. Каждый звук и шорох слышу я.

    Определить односоставные предложения или двусоставные.

    Выделить грамматические основы.

    1. На небе гаснут облака.

    4. Соловьиное эхо несется к блестящей реке.

    5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

    7. Каждый звук и шорох слышу я.

    Определить односоставные предложения или двусоставные.

    Выделить грамматические основы.

    1. На небе гаснут облака.

    4. Соловьиное эхо несется к блестящей реке.

    5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

    7. Каждый звук и шорох слышу я.

    Определить односоставные предложения или двусоставные.

    Выделить грамматические основы.

    1. На небе гаснут облака.

    4. Соловьиное эхо несется к блестящей реке.

    5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

    7. Каждый звук и шорох слышу я.

    1. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.

    А. Весна берет свои права

    Б. Под музыку осеннего дождя иду во тьме

    В. Наступает длинный зимний вечер

    Г. Тепло на солнышке

    2. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.

    А. Мужайся, сердце, до конца

    Б. Не слышно шума городского

    В. Бумагу для книг берут прочную

    Г. В детстве мне ни разу не удавалось запустить змея

    3. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.

    А. Дни поздней осени бранят обыкновенно

    Б. В дверь негромко постучали

    В. Мне в душу повеяло жизнью и волей

    Г. Приветствую тебя, пустынный уголок

    1. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.

    А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.

    Б. На пригорке то сыро, то жарко

    В. Волка шапками не закидаешь (пословица)

    Г. По ниве прохожу я узкою межой

    2. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.

    А. Ради роз терпят и шипы (пословица)

    Б. Нигде жилья не видно на просторе

    В. Со скрипом опустили трап

    Г. Еду-еду в чистом поле

    3. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.

    А. Ведут ко мне коня

    Б. Не спится, няня

    В. Отворите мне темницу

    Г. Люблю тебя, моя Россия

    Хотелось ещё раз убедиться в своём счастье.

    Ведут ко мне коня.

    Морозило сильнее, чем с утра.

    Вечер . Взморье . Вздохи ветра. Величавый возглас волн.

    Красуйся , град Петра!

    Хорошо в деревнях хлеб пекут .

    Быть грозе великой.

    Пройдите по городу на Неве, вглядитесь в него.

    Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок.

    В глазах у меня потемнело .

    Нет уже ни положения в обществе, ни прежней чести .

    Не было ни гроша , да вдруг алтын. (Пословица)

    Век живи – век учись .(Пословица)

    1. В каком предложении сказуемое составное глагольное?
    1. Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм.
    2. В жаркий июльский день идёшь, бывало, крепко задумавшись, по лесной знакомой тропинке и вдруг остановишься.
    3. В саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломало одну старую липу.
    4. Вы, конечно, будете интересоваться результатами проведенного на той неделе голосования.
    1. В каком предложении нет составного именного сказуемого?
    1. Русский язык богат, образен, точен.
    2. Язык всем знаниям и всей природе ключ.
    3. Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества.
    4. Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека.
    1. В каком предложении сказуемое простое глагольное?
    1. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, ловок.
    2. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа.
    3. Самые правила языка не изобретаются, а в нём уже существуют.
    4. Слово есть воссоздание внутри себя.
    1. В каком предложении неверно выделены грамматические основы? (Знаки препинания не расставлены).
    1. Величественные горы уже по-весеннему зеленеющие натянули на свои вершины зимние шапки опаляющие ледяным дыханием сады.
    2. Как только солнце начинает греть по-летнему многие отправляются в романтическое путешествие.
    3. Летели с залива серые низкие тучи на берег поднималась вода нагонял её свистящий ледяной ветер срывающий на своём пути верхушки деревьев.
    4. Все смотрели с удивлением на героя и видели что он смелее прекраснее их душой и лицом а глаза его горды как у орла.
    1. Какое предложение не является безличным?
    1. Мне выгоднее всего было бы остаться при вашей больнице как местному врачу.
    2. Всё темней и темней над землёю.
    3. Она мечтой стремится к жизни полевой.
    4. От его слов Никите становится нестерпимо жутко.
    1. Какое предложение является безличным?
    1. примите дивное посланье из края дальнего сего….
    2. О, как мне хочется смутить весёлость их….
    3. Вечер.
    4. Чувствуется приятная свежесть летнего утра.
    1. В каком ряду все предложения являются безличными?
    1. С каждым днём больному становилось всё лучше. Звонок звенел всё громче и настойчивей. Ты лучше всех.
    2. Мне очень скучно. Днем стало ещё холоднее. Идти по такой лестнице модно только одному.
    3. Каждое слово его всё продуманнее и точнее. Дом показался мне ещё мрачнее. Добрее этого человека я не знаю.
    4. Сегодня мне стало полегче. Вчера было жарче, чем сегодня. Дети всё ближе и ближе подходили к краю обрыва.
    1. В какое из предложений определенно-личное?
    1. Друзья отметят мой день рождения в узком кругу.
    2. Люблю зиму!
    3. Без совести и при большом уме не проживешь.
    4. Стемнело
    1. В каком предложении сказуемое составное именное?
    1. Мне хотелось бы купить новую кассету и переписать на неё концерт любимого певца.
    2. И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.
    3. Всё реже слышен голос незнакомки.
    4. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
    1. В каком предложении сказуемое составное глагольное?
    1. Словом можно объединить людей.
    2. Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи.
    3. Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.
    4. Письмо – необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг знания.
    1. В каком предложении сказуемое простое глагольное?
    1. В этом году мы будем изучать информатику.
    2. Всё темней и темней над землёю.
    3. В решении этого вопроса мне никто не может помочь.
    4. Скоро начало смеркаться.
    1. В каком предложении неверно выделены грамматические основы? (Знаки препинания не расставлены).
    1. Залился слезами честной купец обнял он свою меньшую дочь.
    2. Словно почувствовав приближение грозы рыба перестала клевать.
    3. В опустевшем саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломало одну старую липу.
    4. Когда я вошёл к Орлову с платьем и сапогами он сидел на кровати свесив ноги на медвежий мех.
    1. В состав какого предложения не входит безличное?
    1. В глазах темно, и замерла душа.
    2. Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
    3. Шалун уж заморозил пальчик: ему и больно, и смешно…
    4. Мы хорошо знали, что ещё долго в этом доме говорили о том, как Алексей смог решиться на такой поступок.
    1. В каком ряду все предложения являются безличными?
    1. Надо вовремя вернуться домой. Екатерина ещё печальнее, чем обычно. Люди премудрые тихо живут.
    2. Подъём в гору всё круче. Верхом он ездит лучше всех. Они стараются вести себя умнее и осторожнее.
    3. Уже поздно идти в магазин. Сегодня нужно отослать письмо. День ото дня глаза грустнее.
    4. Пора возвращаться домой. Мне стало стыдно. Днём тяжело будет ходить.
    1. Какое сложное предложение состоит из двух неопределенно-личных?
    1. Выйду на озеро, в синюю гать, к сердцу вечерняя льнёт благодать.
    2. Над хвастунами хоть смеются, а часто в дележе им доли достаются.
    3. Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый, рыжий очаг.
    4. Сяду да подумаю, как мне жить дальше.
    1. Какое из предложений является определено-личным?
    1. Над городом с ветром и молниями пронеслась туча.
    2. Вот уеду и больше не увижу вас.
    3. За рекой косили.
    4. Поздней осенью быстро смеркается.


    источники:

    http://www.egeteka.ru/learning/intensive_work/russiantraining/1282/

    http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/27/odnosostavnye-predlozheniyapodgotovka-k-gia