Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Члены предложения бывают главными и второстепенными. К главным членам предложения относят подлежащее и сказуемое. Они составляют его грамматическую основу.
Птицы осенью улетают на юг.
Подлежащее – главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащим может быть слово или даже группа слов, отвечающих на вопрос кто? или что? Подлежащее графически подчеркивается одной чертой.
Береза стоит у ручья.
Три сестры любят играть в прятки.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что (кто) это такое? При разборе сказуемое подчеркивается двойной линией. Чаще всего сказуемое бывает глаголом:
Мы (что делаем?) разжигаем костер спичками.
Реже сказуемое бывает именем существительным (в этом случае между главными членами ставится тире) или именем прилагательным:
Знание (что это такое?) – сила .
Сегодня закат (каков?) особенно красив .
Сегодня он (какой?) весёлый .
Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространённым.
По тому, какая грамматическая основа в предложении, предложения бывают двусоставные (есть подлежащее и сказуемое) и односоставные (есть только подлежащее или только сказуемое).
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 15. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Как называются главные члены предложения.
2)Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.
Подлежащее–главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении.
Сказуемое — главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 32-34.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 32-33.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Вы уже знаете, что члены предложения делятся на 2 вида.
Главные и второстепенные.
Главные члены предложения в свою очередь делятся еще на 2 типа.
Выясним, на какие.
В конце весны прилетают стрижи.
О ком или о чём говорится в этом предложении?
В предложении говорится о стрижах.
Это главный член предложения.
Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим.
Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой.
И отвечает на вопросы кто? Или что?
Какое действие выполняют стрижи?
Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется — сказуемым.
Сказуемое отвечает на вопросы: что сделал? Что делал? Что сделает? Что делает? И т.д.
Стрижи что делают? Прилетают.
В предложении сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Попробуй подчеркнуть самостоятельно.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены. Они составляют грамматическую основу. Иногда бывает сложно определить подлежащее.
Так как на вопрос «что?» также может отвечать и второстепенный член.
Дождь залил огород.
Какое из этих слов является подлежащим?
Если сложно найти подлежащее, то находим сначала сказуемое.
Какое действие выполняется в предложении?
Это – сказуемое. Подчеркиваем его двумя чертами.
Что выполняет действие – залил? Дождь.
Значит дождь – это подлежащее. Подлежащее может стоять в любом месте предложения и употребляется без предлога.
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Подлежащее и сказуемое.
Выделите подлежащее и сказуемое.
Подсказка: подлежащее подчёркивается одной чертой, сказуемое – двумя.
Дятел сидит на сосне. Белка таскает шишки в дупло. А вот по полянке пробежала лисица.
Задание. Основа предложения.
Выделите цветом только те предложения, в которых правильно подчёркнута основа.
Подсказка: основа предложения – это главные члены предложения.
Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения» 2 класс
Технологическая карта урока
Классный руководитель: Решетникова Т. А.
Дата проведения урока: 18.09.20
Учебный предмет : русский язык
УМК : «Школа России»
Тема урока: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Образовательные: познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого; формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Учащиеся знакомы с понятиями слово, предложение, члены предложения, что предложение имеет свою грамматическую основу, что основу предложения составляют главные члены предложения.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные универсальные учебные действия
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные универсальные учебные действия
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Обучающийся узнает, что такое подлежащее и сказуемое; научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях; формировать умение различать главные члены предложения, развивать умение определять значение главных членов предложения.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы
фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Мотивирование к учебной деятельности.
— Доброе утро! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Садитесь.
Сегодня на уроке вы будете изучать новый материал, желаю вам успеха в приобретении новых знаний.
Откройте тетрадь, запишите число, Классная работа.
Конроль за посадкой.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
— Узнайте по описанию, о каком времени года я сейчас говорю.
Поспевает брусника, стали дни холоднее
И от птичьего крика в сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают прочь за синее море.
Все деревья блистают в разноцветном уборе. (К.Бальмонт)
Когда это бывает? ( осенью )- Как догадались? – Какие слова помогли?
— Какие еще времена года знаете?
— Давайте прочитаем и послушаем, как произносится правильно слово осень ( Вместе)
— Выделите в этом слове.
согласный, мягкий, глухой, парный звук.
— Сейчас повторим правильное написание строчной буквы Сс .
-Пропишем в месте со мной в воздухе.
Обратите внимание на плавное соединение Заглавной и строчной буквы
Пропишите в тетради самостоятельно. Сравните с образцом.
Контроль посадки. Тетради.
Самооценка ЗЕЛЁНЫЙ, КРАСНЫЙ ЖЁЛТЫЙ
Постановка проблемной ситуации и выход из затруднения.
Кто подскажет, что мы дальше будем делать на уроке, чем заниматься?
Какие слова мы называем словарными ?
Какое сейчас время года?
Кто может назвать осенние месяцы?
Это и будут наши словарные слова.
Откроем учебники на стр. 116 найдём 1 ,2,3 слово запишем их в тетрадь после слова «Словарь», очень внимательно, диктуя себе по слогам. Обозначим ударение. Подчеркнём безударные гласные в этих словах. Проверьте, как написали слова сверяя с доской.
Покажите сигнальными карточками красный, кто допустил ошибку, зелёный – кто справился.
Работа с предложением. Определение темы урока.
Прочитайте что написано на доске?
ПАДАЮТ ЖЁЛТЫЕ ЛИСТЬЯ
А я утверждаю что это предложение?
Переубедите меня. Что такое предложение?
Выберите слово и закончите предложение.
Почему выбрали это слово?
Давайте запишем это предложение в тетрадь с комментированием. Обозначим орфограммы. Обведем в кружок точку, Подчеркните заглавную букву. Почему мы обвели? Это границы предложения.
О чем говорится в этом предложении?
Поставьте вопрос к слову ЛИСТЬЯ.
Подчеркните его одной чертой.
Что говорится в предложении о листьях?
Поставьте вопрос к слову ПАДАЮТ
Подчеркните его двумя чертами. Проговорите друг другу на ушко шёпотом это предложение.
Какие слова в этом предложении главные ? как еще называют главные слова в предложении?
Мы с вами знаем, что в предложении есть главные слова, его основа, фундамент, это те слова, которые мы с вами подчеркнули, А как они в русском языке называются мы не знаем. Кто догадался и может назвать тему урока?
Прочитайте тему урока на доске.
Карточки с пропущенной буквой.
Кулак, Ребро, Ладонь . Дыхание.
Открытие нового знания.
А сейчас посмотрите еще раз на наше предложение, вспомните обо всем, о чем мы говорили. И попробуйте сформулировать сами как учёные, что же такое подлежащее ?
А теперь откройте учебник на стр. 32 и прочитайте правило про себя что же такое подлежащее. Так что же такое подлежащее, кто мне скажет?
А сейчас посмотрите еще раз на наше предложение, вспомните обо всем, о чем мы говорили. И попробуйте сформулировать сами как учёные, что же такое сказуемое ?
А теперь откройте учебник на стр. 33 и прочитайте правило про себя что же такое сказуемое . Так что же такое сказуемое , кто мне скажет?
А сейчас мы с вами стали умные получили новые знания, но нам их надо закрепить.
А поможет нам в этом — АЛГОРИТМ . Он поможет нам научится правильно находить и подчёркивать главные члены предложения.
Найдите в учебнике упр. 36. Прочитайте задание кто мне скажет что нам нужно сделать в этом упражнении?
Сколько в тексте предложений? Найдите и прочитайте второе предложение. И сейчас запишем его в тетрадь, … идёт к доске и запишет на доске, а все остальные в тетради.
А сейчас пользуясь алгоритмом, давайте попробуем справится с нашей главной целью урока. Найдём подлежащее, сказуемое и подчеркнём.
Работа по карточкам.
Пользуясь алгоритмом, подчеркни подлежащее и сказуемое.
Пользуясь алгоритмом, подчеркни подлежащее и сказуемое.
Тихо падают сухие листья.
Вставь в предложение подходящее по смыслу слово. Пользуясь алгоритмом подчеркни подлежащее и сказуемое.
Тихо падают сухие___________ .
— Повторите алгоритм нахождения главных членов.
— Возьмите карточки, прочитайте предложения, которые там записаны. Найдите главные члены предложения, алгоритм вам поможет.
— Подчеркните грамматическую основу.
В лес пришла осень. Густые леса поредели. Опавшая листва кружится в воздухе. Перелетные птицы улетают в теплые края. Часто идут холодные дожди. Природа готовится к зиме.
3 Это – подлежащее
Технология уровневой дифференциации
А сейчас давайте все отложим в сторону, тетрадь закроем, ровненько сядем, как ученики. Закроем на полминутки глазки, глубоко вдохнем, выдохнем 3 раза. Откроем глазки.
И ответит на вопрос
Сегодня на уроке я научился……?
Выделять главные члены предложения, ставить к ним вопрос, подчёркивать. И работать с алгоритмом.
— Выберите те задания (по выбору детей в учебнике), которые вы сможете выполнить. Проверка.
— Я читаю грамматические основы, услышите ошибку – хлопайте в ладоши.
Ученики пишут, мама стирает, старенькая бабушка, папа пилит, дедушка на рыбалке, малыш спит, моя кукла, старший брат.
Вывод:
Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа. Подчеркните главные члены в нашем предложении.
Рефлексия. Подведение итогов.
— Какую цель урока мы перед собой ставили?
(Узнать, какие слова называются главными членами предложения и научиться находить в предложении главные члены).
— Достигли цели?
— Какие главные члены предложения вы знаете?
— Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?
— Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?
— Оцените свою работу на уроке, используя цветные кружочки.
А сейчас выберете сами домашнее задание.
Выучить определение подлежащего и сказуемого, выписать из правила пример и подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Выучить определение подлежащего и сказуемого, привести свои примеры, их записать и разобрать.
Спасибо вам огромное, вы хорошо потрудились на уроке.
Самоанализ урока русского языка, проведённого учителем начальных классов.
Урок русского языка был проведён во 2 классе согласно календарно-тематическому планированию тема урока « Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС НОО, используя информационно-коммуникативные технологии. Исходя из поставленных целей, были спланированы этапы урока, каждый имел свою задачу и свою завершенность.
Первый этап : мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.
Приёмы работы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям.
Второй этап: актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
На минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, а также способствуют актуализации знаний о согласных звуках, развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность.
Третий этап: постановка проблемной ситуации и выход из затруднения.
Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникло затруднение?”, “Чего мы ещё не знаем?”) происходит при помощи объяснения самих ребят. Ученики самостоятельно добывают информацию, доказывают свою точку зрения. Здесь идет формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий. Словарная работа способствовала отработке изученных орфограмм, развитию умения составлять предложения, повторению изученных частей речи.
Четвертый этап: открытие нового знания.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.
Подвела учащихся к выводу о том, что нужно знать, чтобы определи ть признаки главных членов предложения: подлежащего и сказуемого; как различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении. Работа с учебником способствовала отработке алгоритма.
Пятый этап: первичное закрепление.
Цель: проговаривание новых знаний, работа с учебником.
В целях контроля за усвоением знаний учащихся была использована работа с упражнением по учебнику. Дети получили новые знания, при закреплении был использован — АЛГОРИТМ . Он помог детям научится правильно находить и подчёркивать главные члены предложения. Закрепление знаний обеспечивает усвоение учащимися знаний на уровне применения их в разнообразных ситуациях с использованием карточек, работы в парах.
Шестой этап: самостоятельная работа
Цель: развивать умения работать в парах, проявление учащимися самостоятельности и творческой активности. Использовала уровневую дифференциацию при выборе упражнения, и гра «Лови ошибку» формирует умение слышать ошибку.
Седьмой этап: рефлексия, подведение итогов .
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. Домашнее задание было подобрано в соответствии с темой урока.
В ходе проведения урока реализовала деятельностный подход. Не давала знания в готовом виде. Дети сами их добывали. На уроке использовала работу в парах, фронтальную проверку. Была использована межпредметная связь с уроками окружающего мира, литературным чтением. Применяла частую смену видов деятельности на уроке. Многократно проговаривали и закрепляли материал урока. Стремились к алгоритмизации деятельности.
В работе со слабыми учащимися я опираюсь на следующие правила: не ставлю слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требую быстрого ответа на него, даю ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Не заставляю таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, откладываю опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома. Путём правильной тактики опросов и поощрений «отлично», «молодец», «умница» и т. д. формирую у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.
В работе со слабыми учениками не обойтись без дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход был осуществлен на этапах урока: при закреплении, при самостоятельной работе. Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек-заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
На уроке я формировала у учащихся такие компетенции, как целостно — смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир), учебно-познавательную (научить определять основу предложения), коммуникативную (способность взаимодействия с окружающими людьми). Важным компонентом на уроке также было соблюдение здоровьесберегающего режима.
Исходя из самоанализа урока, я считаю, что цели и задачи урока выполнены. Дети воспроизводили своими словами правила, понятия, выполняли действия по образцу, алгоритму. Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.
http://resh.edu.ru/subject/lesson/3509/conspect/
http://infourok.ru/tema-uroka-podlezhashee-i-skazuemoe-glavnye-chleny-predlozheniya-2-klass-4595512.html