Контрольная работа по дисциплине «Культура речи» для студентов II курса СПО.
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Контрольная работа по дисциплине «Культура речи» предназначена для студентов I курса СПО. Всего представлено 4 варианта. В каждом варианте 5 заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_po_distsipline_kultura_rechi.doc | 35.5 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по дисциплине «Культура речи»
1. Поставьте ударение в следующих словах: алкоголь, аналог, арахис, бармен, валовой, вероисповедание, ветеринария, газопровод, диспансер, договор.
2. Исправьте лексические ошибки.
- Радостное известие привело его в минорное настроение – он был готов запрыгать от счастья.
- Нам выдавали такие замечания.
- Мы сделали самые низкие цены.
- О моей автобиографии я уже рассказал во вступительной статье.
- Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.
- Преступники украли несколько частных и собственных машин.
3. К данным существительным подберите прилагательные и глаголы в прошедшем времени, например: какао – горячее какао остывало.
Шампунь, тюль, картофель, кенгуру, безе, такси.
4. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа.
Апельсины, носки, солдаты, помидоры, грузины, граммы, макароны.
5. Просклоняйте числительное 578.
Контрольная работа по дисциплине «Культура речи»
1. Поставьте ударение в следующих словах: досуг, еретик, жалюзи, завидно, закупорить, избаловать, каталог, квартал, километр, коклюш.
2. Исправьте лексические ошибки.
- Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.
- Не люблю давать комплименты.
- Мы были вынуждены спросить интересующие нас вопросы по телефону.
- До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения.
- Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы.
- Маяковский стоял у источников новой поэзии.
3. К данным существительным подберите прилагательные и глаголы в прошедшем времени, например: какао – горячее какао остывало.
Желе, пони, рояль, пюре, кольраби, памперо.
4. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа.
Помидоры, сапоги, места, яблоки, монголы, килограммы, джинсы.
5. Просклоняйте числительное 684.
Контрольная работа по дисциплине «Культура речи»
1. Поставьте ударение в следующих словах: маркетинг, начать, некролог, нефтепровод, новорожденный, обеспечение, премировать, приговор, процент, таможня.
2. Исправьте лексические ошибки.
1. Благодаря пожару сгорел большой участок леса.
2. Житель графства Норфолк покорил в этот раз все рекорды.
3. Что ни говорите, а дождь за окном настроения не прибавляет.
4. Дельцы неплохо нажились на торговле визуальными зрелищами.
5. Теперь обидчик поет Бритни Спирс хвалебные дифирамбы.
6. В искусстве он совершенный невежа.
3. К данным существительным подберите прилагательные и глаголы в прошедшем времени, например: какао – горячее какао остывало.
Шимпанзе, вуаль, пальто, салями, фламинго, жюри.
4. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа.
Ананасы, чулки, нервы, рельсы, турки, клипсы, баржи.
5. Просклоняйте числительное 956.
Контрольная работа по дисциплине «Культура речи»
1. Поставьте ударение в следующих словах: сабо, свекла, оптовый, столяр, танцовщица, торты, трубопровод, туфля, ходатайство, цемент,
2. Исправьте лексические ошибки.
- На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.
- Экскурсии полезны для повышения кругозора.
- Безопасность охраняют многочисленные телохранители.
- Между человеком и природой уже не существует существенной разницы.
- Машину в срочном порядке преобразовали и переоборудовали в гоночный автомобиль.
6. Наши успехи привели к заметному регрессу и в других областях.
3. К данным существительным подберите прилагательные и глаголы в прошедшем времени, например: какао – горячее какао остывало.
Какаду, моль, пенсне, маэстро, алоэ, депо
4. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа.
Лимоны, гольфы, дебаты, браслеты, башкиры, ботики, баклажаны.
5. Просклоняйте числительное 873.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пособие по выполнению контрольных работ по английскому языку студентами технических специальностей
Пособие состоит из теоретической и практической части. Представляет собой грамматический справочник по английскому языку и методические рекомендации по выполнению контрольных р.
Практикум «Контрольные и проверочные работы по биологии» для студентов 1 курсов (учащихся 10-11 классов)
Данное методическое пособие по биологии «Практикум для 1 курса» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучени.
Методические указания для проведения практических работ по биологии для студентов 1 курса (специальности технического профиля)
Методические указания для проведения практических работ по биологии составлены для студентов 1 курса. Содержат 12 практических работ, которые включают название работы, цель, сформулированные задания, .
Контрольная работа по информатике для студентов 1 курса заочного отделения.
Контрольная работа составлена в четырёх вариантах. Включены темы «Системы счисления», MS Excel, MS Word. Может быть использована для проведения контрольного занятия по дисциплине «Информатика и ИКТ» в.
Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПО на тему «Литература первой половины XIX века»
Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПОна тему «Литература первой половины XIX века».
Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПО на тему «Литература первой половины XIX века»
Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПОна тему «Литература первой половины XIX века».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ для студентов заочной формы обучения всех специальностей
АНОТАЦИЯ:Контрольная работа по математике для студентов заочной формы обучения содержит теоретическую часть, которая поможет студентам самостоятельно разобрать необходимый материал и практическую част.
Определите тип лексической ошибки и исправьте ее
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ по русскому языку и культуре речи
I. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1). Мягкий или твердый согласный перед [е]?
Агрессия, интервью, интерьер, интернат, адекватный, адепт, анестезия,
компьютер, бассейн, атеист, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бекон,
брюнет, девальвация, декада, декан, демарш, демпинг, интерпретация,
депозит, депонент, диспансер, законопроект, индекс, интервал, интернет,
кодекс, кофе, коэффициент, купе, купейный, менеджер, музей, паштет,
резюме, свитер, стратегия, тест, темп, тенденция, термин, сессия, террор,
френч, фанера, чартер, шинель, энергия, юриспруденция.
2). [чн] или [шн]?
Булочная, бутылочный, горчичник, подсолнечник, убыточный, перечница,
лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, нарочно, отличник, двоечник,
троечник, почечный, порядочный, пустячный, Саввична, сердечный,
скучный, съемочный, скворечник, сливочный, взяточник, шапочный,
уличный, яичница, прачечная, горничная, полуночник.
Орфоэпический минимум.
Жа′люзи — жалюзи′, ката′лог — катало′г, кварта′л — ква′ртал, на′чатый —
нача′тый, облегчи′ть — обле′гчить, ту′фля — туфля′, щаве′ль — ща′вель,
погну′тый — по′гнутый, за′видно — зави′дно, преми′ровать — премирова′ть,
диспа′нсер — диспансе′р, неду′г — не′дуг, зна′мение — знаме′ние, мусоропрово′д
— мусоропро′вод, путепрово′д — путепро′вод, ходата′йство — хода′тайство,
хода′тайствовать — ходата′йствовать, некроло′г — некро′лог, уме′рший —
у′мерший, новорожде′нный — новоро′жденный, цепо′чка — це′почка, зво′нит —
звони′т, дозвони′шься — дозво′нишься, искра′ — и′скра, наме′рение —
намере′ние, вероиспове′дание — вероисповеда′ние, запломби′ровать —
запломбирова′ть, ба′ловать — балова′ть, избало′ванный — изба′лованный, на
догово′рной основе — на договорно′й основе, углу′бленный — углубле′нный, 29
гу′сеница — гусени′ца, э′ксперт — экспе′рт, пригово′р — при′говор, загово′р —
за′говор, че′рпать — черпа′ть, укра′инский — украи′нский, цы′ган — цыга′н.
II. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Вариант 1.
Определите тип лексической ошибки и исправьте ее.
Экскурсии полезны для повышения кругозора. Житель графства Норфолк
покорил в этот раз все рекорды. Он рассказал нам еще несколько своих
воспоминаний. В Атланте я совершенно трезво понимал свои возможности.
Судьи подвели итоги результатов конкурса. Ужасно досадно, что мы
позволили себе увлечься оптимистическими иллюзиями. Мы надеемся
получить более уточненные данные о боевиках. Россия уже шагнула один
шаг вперед, но этого мало. Далее нашу музыкальную программу продолжат
рок-группы. В этом фестивале участвовало целое созвездие звезд. Меня до
глубины волнует этот вопрос. Книги предлагают рецепты на все основные
2. Составьте предложения с паронимами:
обосновать – основать, скрытный – скрытый, дипломник — дипломант.
Вариант 2.
Определите тип лексической ошибки и исправьте ее.
Нам выдали такие замечания. Пообщались, отдохнули, навели нужные
контакты. Не люблю давать комплименты. Эта передышка, по словам Дион,
нужна для того, чтобы получить душевное равновесие и прийти в себя. Чаще
всего я испытываю при этом совсем другие мысли. И в завершение –
ремешки, которые придадут особую изюминку любому наряду. Везучий
счастливчик уедет из казино «Голден пэлэс» на выигранном автомобиле.
Ужасно досадно, что мы позволили себе увлечься оптимистическими
иллюзиями. Ваша помощь очень помогла нам – мы частично погасили долги
и ускорили строительные работы. В спортивно-оздоровительном центре работают спортивные секции: каратэ, теннис, у-шу. Все нормальные люди
уже давно распланировали свои планы. Ничего не буду говорить – смотрите
фильм, само название уже говорит. Ваша жизнь похожа с мужем нашей
2.Составьте предложения с паронимами:
бережливый – бережный, комплект – комплекс, враждебный — вражеский.
Вариант 3.
Определите тип лексической ошибки и исправьте ее.
Многие граждане не принимают активной роли в политической жизни
страны. Не было необходимости предпринимать такие меры. Я не делаю
каких-либо поступков, которые могли бы кому-нибудь мешать жить. Мы
были вынуждены спросить интересующие нас вопросы по телефону.
Зрителю было представлено восхитительно прекрасное зрелище. Жители
близлежащих районов старательно и с большим усердием трудятся на этом
предприятии. Это очень музыкальная музыка. Это нормальный
парламентский процесс, это внутренняя разборка внутри Думы. Президент
сегодня обратился с радиообращением по случаю выборов. Целью
расследования была служба безопасности. После этого они написали
заявления по собственному желанию.
2. Составьте предложения с паронимами:
нетерпимый — нестерпимый, невежа – невежда, мелкий — мелочный.
Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Сделайте необходимую правку.
Предложение из текста | Исправленное предложение |
1.Поэтому кости их , конечно, растут, но при недостатке кальция становятся очень хрупкими, вследствие чего возрастает риск развития переломов. | |
2.Нам выдавали такие замечании. | |
3.Эксперты составляют аналогии между Арнольдом Шварцнеггером в кино и Нел в индустрии компьютерных игр. | |
4.Строительство детских площадок имеет важную роль в развитии социальной инфраструктуры города. | |
5.Чтобы обеспечить себя от ее преследований, нужно казаться веселым , а это более всего сбивает с толку. | |
6.Пообщались, отдохнули, контакты , опять же , навели нужные. | |
7.И мне, например, большого сомнения по ряду кандидатов никогда в голове не укладывалось. | |
8.Не имеют ли ваши препараты побочных эффектов и не возникнут ли у меня проблемы с кожей в процессе принятия курса похудения? | |
9. Не люблю давать комплименты. | |
10. Все делается для того, чтобы напомнить об этом привольно отдыхающим гражданам. | |
11. Вряд ли найдется мужчина , способный выдержать ее чары. | |
12. И вот тогда-то с ней и приключилась эта пикантная авантюра. | |
13. Главное наследство, которое она приняла от отца – знаменитая фамилия. | |
14. Эта передышка, по словам Дион, нужна ей чтобы получить душевное равновесие и прийти в себя. | |
15. Чаще всего при этом я испытываю совсем другие мысли. | |
16. При резком увеличении содержания фенилэтиламина в мозге может возникнуть внезапная вспышка любви к совершенно чужому человеку , который случайно оказался рядом в момент «солнечного удара». | |
17. Граждане, остающиеся на позиции подданных , не принимают активной роли в политической жизни. | |
18.Эта территория снискала в последнее время какие только есть лавры по своей криминальности. | |
19. Устал ты или нет, какое у тебя настроение – все играет огромное значение. |
Упражнение №-3
Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях;
Внесите стилистическую правку.
Предложение из текста | Исправленное предложение |
1. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, состоялась лекция. | |
2. На том памятном собрании шла речь о том, чтобы успехи , которых мы достигли по производству и продаже государству продуктов животноводства, не кружили бы отдельным людям головы. | |
3. В результате осуществления ряда технических мероприятий пробег легкового автомобиля «Волга» без капитального ремонта увеличен до 200 тыс. км, а грузового автомобиля ГАЗ-53 уже сама конструкция его обеспечивает пробег без капитального ремонта 120 тыс. км. | |
4. Закулисные переговоры лидеров реакционных партий имели своей целью создать широкий союз всех правых сил в парламенте, который пресса окрестила «большим альянсом». | |
5. Все, кто знают К .Воротникова по службе, глубоко уважают его и благодарны за помощь , которую он постоянно оказывает. | |
6. Докладчик заострил внимание на вопросе , что нередко поднимается на подобных совещаниях. | |
7. Желательно бы , чтобы на страницах нашей газеты выступили экономисты. | |
8. Тогда многие вещи трудно было представить , как они будут реализованы. | |
9. Анигололедный состав совершенно безвреден и для растений, поскольку деревья в Москве страдают в основном от чрезмерного количества соли. | |
10. Его работа – нравственность, и он с ней справляется. | |
11. Самое главное – правильно комментировать то, как есть в хронологическом событии. |
Упражнение №-4
Объясните ошибки в сочетаниях однородных членов;
Внесите стилистическую правку.
В магазине не всегда удается приобрести автомобильную раму , головку блока цилиндров, клиновой ремень для комбайна, калий и другие минеральные удобрения.
В магазине не всегда удается приобрести автомобильную раму , головку блока цилиндров, клиновой ремень для комбайна, а также калий и минеральные удобрения.
(сопоставление несопоставимых понятий)
Из номера в номер газета рассказывает не только об успехах, но и откровенно говорит о тех трудностях , которые могут помешать работа.
Из номера в номер в газете рассказывается не только об успехах, но и откровенно говорится о тех трудностях , которые могут помешать работа.
(употребление слова в несвойственном ему значении).
На остановке стояли мужчины и женщины с детьми.
На остановке стояли мужчины , а также женщины с детьми
(сопоставление неоднородных понятий)
Завод приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих мужчин и женщин.
Завод приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей , а также не состоящих в браке рабочих .
(сопоставление неоднородных понятий)
В работу надо как можно больше включать людей и лошадей, которые бы управлялись с уборкой картофеля.
В работе надо как можно больше использовать не только людской труд, но и лошадей, которые бы помогали управляться с уборкой картофеля.
Любящие свою работу и стремясь ее хорошо выполнить , строители добились высоких производственных показателей.
Любящие свою работу и стремящиеся ее хорошо выполнить , строители добились высоких производственных показателей
(ошибка в построении предложения с причастным оборотом : любящие – причастие, стремясь – деепричастие).
На обратном пути друзья снова заезжали в Тарасовку, где проводили время в нескончаемых беседах, разговорах и воспоминаниях.
На обратном пути друзья снова заезжали в Тарасовку, где проводили время в нескончаемых беседах, разговорах и вспоминали прошлое.
( используются слова из разных синонимических рядов, воспоминания не синоним к словам разговор и беседа).
У борта теплохода стояла группа русских и грузин.
У борта теплохода стояла группа русских и несколько грузин
(сопоставление несопоставимых понятий)
Были заготовлены тонны варенья из лепестков розы, ежевики и зеленого ореха.
Были заготовлены тонны зеленого ореха и варенья из лепестков розы, ежевики.
Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели.
У автобуса высокие подножки , и поэтому он имеет низкие динамические показатели
(сопоставление несопоставимых понятий)
На выставке дизайна женщины примеряли с удовольствием юбки , шляпы и сумочки.
На выставке дизайна женщины с удовольствием примеряли юбки , шляпы , выбирали сумочки.
(сопоставление несопоставимых понятий . Юбки и шляпы предметы женской одежды, сумочка- скорее аксессуар).
В Германии запрещались : пропаганда фашизма, нацизма, идеи тоталитарной власти.
В Германии запрещались идеи тоталитарной власти , а также пропаганда фашизма, нацизма.
(Сопоставление несопоставимых понятий. Слова «пропаганда» и «идеи» не тождественны и в данном ряду сопоставляться не могут.)
Как нефть, так и рыба – это вещь, в которую не надо вкладывать деньги, она сама растет.
Нефть– это вещь, в которую не надо вкладывать деньги, она как и рыба сама растет.
( ошибка в использовании фразеологизма – нарушен состав фразеологизма).
Целесообразны подвесные покрытия, прикрепленные к винтам и которые позволяют перекрывать большие пролеты.
Целесообразны подвесные покрытия, прикрепленные к винтам и позволяющие перекрывать большие пролеты.
(ошибка в построении предложения с причастным оборотом)
В качестве материала для монтажных плит могут использоваться как материалы , нашедшие применение в технике песчаного монтажа, а также и такие материалы , как керамика, бериллий и изолированные материалы.
Для монтажных плит могут быть использованы материалы, нашедшие применение в технике песчаного монтажа, а также такие как керамика, бериллий и изолированные материалы.
(неоправданный повтор одного и того же слова в пределах одного предложения).
Орошение проводилось и в период начала появления метелок и кончая наливом зерна в три приема.
Орошение проводилось в три приема: начиная с появления метелок и заканчивая во время налива зерна.
(нарушение порядка слов в предложении, сопоставляются понятия разных грамматических категорий – начало (имя сущ) , кончая (дееприч).)
Ученик, не понимая всех условий задачи , однако пытался ее решить.
Ученик не понимал всех условий задачи, однако пытался ее решить
(Ошибка при образовании деепричастного оборота).
http://lektsii.org/3-13494.html
http://lektsia.com/5x62fe.html