Наречие и правописание наречий конспект
В наречиях с приставками на-, за-, в-, образованных от кратких прилагательных, на конце пишется буква о ( начисто, запросто, вправо ), наречия такого же происхождения с приставками до-, с-, из- имеют на конце букву а ( досыта, издавна, снова ). У некоторых наречий с приставкой с- на конце пишется — у ( смолоду, сослепу ).
Правописание О и Е в суффиксах наречий после шипящих
Под ударением пишется о (свежо, горячо), без ударения — е (неуклюже, жгуче)
Мягкий знак Ь на конце наречий
После шипящих на конце пишется ь: вскачь, навзничь, наотмашь . Исключения: уж, замуж, невтерпёж .
Правописание отрицательных наречий с частицами НЕ и НИ
с НЕ пишутся слитно | с НЕ пишутся раздельно | с НИ пишутся слитно | с НИ пишутся раздельно |
---|---|---|---|
негде | не к чему | нигде | ни к чему, ни при чём, ни за что |
некуда | никуда | ни за что, ни про что, | |
некогда | никогда | ни в какую, ни в коем случае | |
незачем | нипочём | ||
несколько | нисколько |
Слитное написание наречий
Пишутся слитно:
- Наречия, образованные соединением наречий с предлогами ( покуда, навсегда, послезавтра ), но пишутся раздельно сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в этих случаях в значении существительных ( свести на нет, сдать на хорошо, пойти на ура ), сравните: назавтра отправились в путь (наречие в значении «на следующий день») — отложили отъезд на завтра (предложное сочетание в значении «на завтрашний день»).
- Наречия, образованные соединением в- и на- с собирательными числительными ( вдвое, надвое, вдвоём и т.д.), но: по двое и т.п.
- Наречия, образованные соединением предлогов с краткими прилагательными ( докрасна, сгоряча, вкратце ).
- Наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными (подойти вплотную , искать вслепую ) и местоимениями ( вовсе, вничью ), но пишутся раздельно сочетания предлога в с полными прилагательными, начинающимися с гласной (играть в открытую ), а также некоторые образования с предлогом на ( на боковую, на мировую, на попятную ).
- Наречия, имеющие в своём составе такие существительные или такие именные формы, которые в современном литературном языке не употребляются ( вдоволь, взаперти, наяву, спозаранку и др.), за немногими исключениями: во всеоружии, во всеуслышание.
- Наречия, если между предлогом-приставкой и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определение (прилагательное, местоимение, числительное) или если к существительному не может быть поставлен падежный вопрос, например: бежать вприпрыжку , говорить наперебой , отказаться наотрез . Сравните: слитное написание наречий и раздельное написание предложно-падежных сочетаний: произносить врастяжку — отдать обувь в растяжку (ср.: в повторную растяжку), надеть фуражку набок — повернуться на бок (ср.: на правый бок); испугаться насмерть — бороться не на жизнь, а на смерть и т.п.
- Наречия с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе существительные: верх, низ, перед, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, век. Хотя перед некоторыми из них возможна постановка определяющего слова (вперед, назад, книзу, сверху, вдаль, сначала и т.д.). Раздельно эти слова пишутся обычно только при наличии в самом предложении пояснительных слов к указанным существительным ( в глубь веков, в даль туманную, в начале года, на веки вечные и т.п.).
Дефис в наречиях.
Раздельное написание наречий
Конспект урока «Правописание наречий«. Следующая тема: «Морфологический разбор наречия»
Правописание наречий
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Ребята познакомятся с новым материалом, и закрепят его играя. Закрепить изученный материал поможет и энцикл. Кирилла и Мефодия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie.doc | 52.5 КБ |
narechie.ppt | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку 4 «Б» класс.
Тема: «Правописание и образование наречий».
Цель : Обучить образованию наречий, грамотному написанию наречий, уточнить их значимость в нашей речи.
Уточнить представления детей о наречиях
Систематизировать знания учащихся об употреблении наречий.
Формировать навык правописания наречий.
Учить правильно записывать наречия.
Обогащать активный словарь учащихся.
— уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.
— уметь выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
— формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
— воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Тип урока: урок нового знания
Оборудование: учебник по русскому языку Нечаева Н.В.(4 класс, 2 часть), учебные пособия (УзороваО.В., Нефёдова Е.А.), мультимедийная презентация, сборник уроков Кирилла и Мефодия, карточки.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас будут присутствовать гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь.
На доске запись : внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.
-Прочитайте слова. Какие из этих слов можно отнести к работе ученика на уроке?
— Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы работали активно, слушали учителя и своих товарищей внимательно, писали аккуратно, отвечали блестяще.
Внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо .
— На какие группы можно разделить наречия? (по орфограммам)
— Какие орфограммы встретились? (Безударная гласная в корне, проверяемая ударением, Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением, непроизносимая согласная, удвоенная согласная, парный согласный в корне).
— Назовите слова с непроверяемой безударной гласной в корне. (Внимательно, активно, горячо).Выделите орфограмму в этих словах.
— Назовите слова с удвоенной согласной. (Аккуратно). Отметьте орфограмму зелёной ручкой.
— Назовите слово с непроизносимой согласной в корне? (грустно) Отметьте орфограмму зелёной ручкой.
— Назовите слово с парным согласным в корне слова? Отметьте орфограмму зелёной ручкой.
— Прочитайте слова. Что их объединяет? (это наречия)
— Значит с какой частью речи мы продолжаем работать?
— Повторим с вами что же такое наречие?
Для того у вас на партах лежат карточки жёлтого цвета. Переверните.
Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» — неверные
1. Наречие – изменяемая часть речи.
2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?
3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.
4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.
5. Наречия имеют окончания.
6. В предложении наречия – обстоятельства.
7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.
(Проверка работы — сравнение своих ответов с образцом. ( — — + + — + +) Подведение итогов.)
Что же такое наречие? Кто желает полностью рассказать правило?(1 ученик)
2. Повторение пройденного.
— Что общего у записанных вами наречий? (образованы от прилагательных). внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.
— Чем отличается слово блестяще от других слов? (Суффикс -Е)
— Расскажите правило о правописании суффиксов –о, -е после шипящей.
— Поработаем в парах. Возьмите карточку зелёного цвета.
Блестящ.. образован, на улице свеж. бегать неуклюж. смотреть негодующ. говорит певуч. хорош.. выглядеть.
– Посоветуйтесь в парах и решите, какие суффиксы пропущены.
(Когда дети готовы , они поднимают руки « домиком»).
– Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать.
– Договорились ли вы в паре, кто будет отвечать?
— Какие суффиксы вставили?
— Как определили, какой суффикс писать?
От чего зависит правописание суффиксов после шипящих? (от места ударения в слове)
— Запишите наречия с суффиксом –Е.
Проверка по образцу(на слайде выведено)
Если наречие – выполняем приседание,
имя существительное – наклон вперёд,
имя прилагательное – наклон влево,
глагол – наклон вправо.
Прекрасно, поёт, высокий, часто, снег, вверх, горький, пишет, слева, река, весенняя, бегает
Работа в тетради.
Налево досыта сегодня
Справа горячо днем
Влево свежо сейчас
На какие группы можно разделить все наречия? (по разрядам).
— Какие разряды мы с вами знаем?
— На какие вопросы отвечают наречия места действия? Образа действия? Времени действия?
— Возьмите карточку под №2. прочитайте слова. Запишите слова в 3 столбика по разрядам. Проверьте орфограммы на полях.
Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка
Микроитог: Какие знания о наречиях мы уже повторили?
Знакомство с новым материалом.
На слайде слова.
Изредка, вправо, добела, заново, издавна, начисто, запросто, досуха, снова, издалека, влево, налево, слева, справа, наглухо.
Прочитайте слова. Разделите слова на 2 группы. По какому признаку вы будете делить?
(1 группа – суффикс –а-, 2 группа – суффикс –о-)
Изредка, издалека, издавна, досуха, снова, справа, слева, добела.
вправо, заново, начисто, запросто, налево, влево,
— Все слова имеют приставку? Выделите приставки, сделайте вывод.
— Какие есть идеи? (Формулировка правила)
В-,на- ,за- О
С-, из-, до- А
В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется а.
В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется о.
В начале урока мы сназали, что тема урока «Наречие». Теперь уточните тему. Что именно мы сегодня будем изучать?
Тема: Правописание и образование наречия с помощью приставок.
Цель: Научиться правильно образовывать наречия, правильно писать у наречий суффиксы.
Работа с сигнальными карточками.
— Пользуясь схемой, расскажите правило правописания наречий.
— Приготовьте сигнальные карточки, прочитайте слово и покажите, какой суффикс необходимо поставить. (на слайде выезжают поочередно слова, дети сигналят и объясняют).
Микроитог: от чего зависит правописание суффиксов О-, А- ?
Работа со сборником уроков Кирилла и Мефодия.
Пока 1 и 2 ряд по цепочке ходят и вставляют пропущенные окончания. Остальные работают с карточками.
Вернёмся к наречиям, с которыми начали работу. С помощью них оцнените свою работу.
11. Д.З. 1. Уч. Упр.478 стр.130, стр.129-130 – правило.
2. Творческое задание(по желанию)
Попробуйте составить стихотворение на заданную рифму.
_____________ издалека __________________ набело
____________ наверняка ______________внимательно
_____________ свысока __________________ засветло
_____________ слегка ________________ старательно
Урок по русскому языку на тему «Правописание наречий»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Курганинский аграрно-технологический техникум»
ОТКРЫТЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА ПО
ПО ТЕМЕ: «ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ»
русского языка и литературы
г. Курганинск, 2015 г
Закрепление навыков правописания наречий
Образовательные: формирование умения образовывать наречия и употреблять их в речи
Развивающие: развивать навыки умения анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений
Воспитательные: пропаганда ЗОЖ, воспитание культуры здоровья
Тип урока: изучение и закрепление нового материала
Форма урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Метод обучения: лекция с элементами беседы, частично-поисковый
Оборудование: учебник, доп. Литература, таблицы, карточки с индивидуальными заданиями.
I . Работа по группам
Синтаксический разбор предложения:
Приезжай к нам обедать запросто.
Приезжай к намобедатьзапросто . (побуд., невоскл., простое, односост., о/л [],распростр., полное, неослож.)
Приезжай — простое гл. сказуемое, выражено гл. повелительного наклонения.
Приезжай (зачем?) обедать — обстоятельство цели, выражено инфинитивом.
Приезжай (как?) запросто — обстоятельство образа действия, выражено наречием.
Приезжай (куда?) к нам — обстоятельство места, выражено личным местоимением с предлогом.
Морфологический разбор наречия запросто.
Приезжай (как?) запросто: наречие образа действия.
Приезжай (как?) запросто (в предложении явл. обстоятельством).
Запросто, на ходу, чуть-чуть, без разбору, крепко-накрепко, в насмешку, по-немецки, сгоряча, бок о бок, еле-еле, сначала, за границей, по-прежнему, поменьше, точь-в-точь, вдребезги, настежь, докрасна, изредка, сплошь, извне, навеки, подольше, с размаху, ещё, горячо.
Проверка словарного диктанта.
— Назовите орфограммы, которыми вы руководствовались при написании наречий.
II. Правописание наречий
1. Правописание наречий традиционно вызывает следующие затруднения:
• гласные в суффиксах на конце наречий;
• ь на конце наречий после шипящих;
• не и ни в приставках;
• слитное, дефисное и раздельное написание наречий.
Правила относятся к наречиям, образованным приставочно-суффиксальным способом. По своему образованию эти наречия восходят к кратким формам прилагательных.
В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о .
Запись на доске и в тетрадях:
В наречиях с приставками из-/ис-, до-, с- на конце пишется буква а .
Запись на доске и в тетрадях:
Закрепление данного материала: упр. 189.
2. Самостоятельная работа
— Употребите суффикс -о или -а .
Изжелт..-бледное лицо, докрасн.. раскалённый шар, обойти слев. пойти вправ. начать сначал. закончить работу засветл. отмыть добел. поссориться сгоряч. свернуть влев.. .
Вариант II (или упр. 192)
— Образуйте от данных слов наречия с суффиксами -о или -а и с приставками в-/во-, на-, за-, с-, из-/ис-, до-.
— Придумайте и запишите предложения или словосочетания с этими наречиями.
Белый, далёкий, поздний, тёмный, косой, сытый, единый, глухой, скорый, живой, простой, сухой, нагой, редкий, горячий, лёгкий, новый.
3. После шипящих ж, ш, ч на конце наречий пишется ь .
Исключения: уж, замуж, невтерпёж.
4. В отрицательных наречиях под ударением пишется не -, без ударения— ни-: никак, негде.
5. После шипящих на конце наречий под ударением пишется о , без ударения — е : горячо, свежо, певуче, но ещё!
Закрепление данного материала можно организовать по вариантам или по группам.
2. Выборочный диктант (преподаватель диктует предложения, учащиеся выписывают наречия на шипящую).
Подле отеля был новый двухэтажный дом, внизу двери открыты настежь ( И. Гончаров ). Однажды только однообразие их было нарушилосьуж подлинно печальным случаем ( И. Гончаров ). Филофей несколько раз провёл рукой наотмашь ( И. Тургенев ). Татьяна по воле барыни была выдана замуж за пьяницу-башмачника ( И. Тургенев ). Глухо, пустынно, безлюдно, степь полумёртвая сплошь. Всадник прочь с коня и молча за работу принялся ( А. Майков ). Терпели целый месяц, а как стало невтерпёж, прислали ко мне внезапно: давай денег ( А. Пушкин ). И навзничь я, ударом опрокинут, без памяти обратно пал в поток ( А. К. Толстой ). Через минуту трое всадников неслись вскачь по дороге ( Н. А. Островский ).
3. Осложненное списывание
— Выпишите в составе словосочетаний сначала местоимения, а потом наречия. Объясните правописание этих частей речи.
(Не, ни) где не видно жилья. (Не, ни) чем не измерить простора полей. (Не, ни) когда не предполагал, что (не, ни)чего не испугаюсь, (не, ни) с (чем) не соглашусь. (Не, ни) как не удавалось тронуться с места. Писем ждать было (не, ни) откуда.
Наречия: нигде не видно, никогда не предполагал, никак не удавалось тронуться, ждать неоткуда.
Местоимения: ничем не измерить, ничего не испугаюсь, ни с чем не соглашусь.
— Подумайте, правило употребления о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных является общим и для наречий или нет? Ответ обоснуйте примерами, заполнив таблицу.
Пример заполненной таблицы:
В суффиксах наречий
Проверка выполнения заданий.
— Какая часть речи называется наречием?
— Расскажите о правописании о, а на конце наречий.
— Расскажите о правописании мягкого знака на конце наречий после шипящих.
— Расскажите о написании не-, ни- в отрицательных наречиях.
— Расскажите о правописании гласных на конце наречий послешипящих.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/05/27/pravopisanie-narechiy
http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-narechiy-1928348.html