Наречие правописание наречий 10 класс

План-конспект урока по русскому языку в 10 классе по теме «Наречие»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

На уроке были закреплены знания учащихся о наречии, умения правильно выбирать орфограммы в написании их, определять синтаксическую роль наречия в предложении. При разработке данного урока были учтены разные уровни способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
narechie.docx44.54 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока. Наречие.

Тип урока – повторение, систематизация, обобщение.

Цели урока : — повторение и углубление знаний о наречии, о его морфологических признаках, употреблении в речи; закрепление умения правильно выбирать орфограммы в написании наречии; определять синтаксическую роль наречия в предложении;

— показать роль наречия как одного из средств связи предложений в тексте; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи наречий;

— воспитание бережного отношения к книгам, любви к природе, уважение к русскому языку.

Оборудование. Мультимедийный проектор. Презентация проектных работ

учащихся. Индивидуальные карточки. Тест. Словарь.

Технология : элементы технологии дифференцированного обучения, ИКТ.

I. Вступительное слово учителя.

— Сегодня на уроке мы повторим, обобщим изученное по теме «Наречие». Вспомним морфологические признаки наречия, правописание наречий

II. Словарная работа.

Паноптикум – музей восковых фигур и разных редкостей.

Персонифицировать – олицетворять, наделять человеческими свойствами.

— Составляем предложения, употребляя эти слова.

III. Работа по теме урока.

Учитель. По группам было дано задание подготовить сообщения о морфологических и грамматических признаках наречия и создать слайды. По ходу урока мы будем слушать эти сообщения, смотреть презентации, конспектировать на тетрадях опорных конспектов и будем выполнять упражнения.

Один из вас должен был подготовить сообщение о наречии как о части речи. Даем ему слово.

(Слушаем выступление ученика и смотрим слайд, подготовленный им)

1-й ученик. Наречия обозначают признак действия и отвечают на вопросы к а к? к у д а? к о г д а? и др. (бежать (к а к?) быстро , смотреть (к у д а?) вверх , сделать (к о г д а?) завтра) .

Наречия обычно зависят от глаголов (горит ясно ), а также от имен прилагательных (гостеприимен по-татарски), от наречий (очень хорошо ), от существительных ( прогулка пешком). Наречия не склоняются и не спрягаются. Это неизменяемые слова, значит не имеют окончаний.

Близка функция качественных наречий и функция качественных прилагательных (выразительность, яркость, образность). Наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитета. Такие наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины. Без них утратились бы живописность, эмоциональность, экспрессия, точность авторских характеристик

Как прилагательные имеют степени сравнения.

Чаще всего наречия образуются от прилагательных ( весёлый – весело , узкий – узко )

и существительных ( начало – сначала , даль – вдали ).

В предложении наречия бывают обстоятельствами.

Слайд №1 . Наречие и имя прилагательное: сходства и различия

Классификация по способу образования:

  • суффиксальный: быстрый — быстро , творческий — творчески ;
  • приставочно-суффиксальный: сухой — досуха ;
  • приставочный: хорошо — нехорошо , куда — никуда ;
  • Сложение разных видов:
  • сложение слов: еле, еле — еле-еле , опрометчиво — безумно ;
  • сложение с первым элементом полу- : полулежа ;
  • сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом , пол, сила — вполсилы .

Слайд №2. Образование наречий

весной весна

впятеро пять

за полдень полдень

по-русски русский

Учитель. Если наречие обозначает признак действия или признак признака, то логично, что этот признак проявляется в большей или меньшей степени. Значит, у наречий, как и у прилагательных, должны быть степени сравнения. Теперь послушаем об этом.

2-й ученик. Так же как имена прилагательные, качественные наречия на –о и –е образуют формы сравнительной и превосходной степени.

  • Сравнительная степень выражается:
  • синтаксически: с помощью суффиксов -ее ( -ей ), -ше , -е ,»-же» ( интереснее , дольше , сильней , громче ). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо — лучше , много — больше , мало — меньше»,»глубоко-глубже»;
  • аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно , более гнусно , более мерзко и т. д.
  • Превосходная степень выражается:
  • синтаксически ( греч. σοφὸς — σοφοτατα): мудро — мудрее всего ; с помощью суффиксов -ейш- , -айш- : покорнейше прошу , нижайше кланяюсь . Очень редко употребляется в современном русском языке;
  • аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно , наиболее страшно , наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;
  • сложная форма: сочетанием слов всех , всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех , лучше всего , больше всего .

Чтобы отличить наречие от прилагательного, нужно установить, от какого слова оно зависит. Если зависит от существительного, это прилагательное ( класс дружнее ), если от глагола, это наречие (запеть дружнее ).

Слайд №3. Образование форм сравнительной и превосходной степени.

IV . Работа по упражнениям из учебника.

Учитель. А теперь, ребята, мы выполним с вами упражнения. Они написаны на слайде. Вы сами знаете, упражнение какой группы вам надо выполнить. Приступим к работе. А тем временем один из вас будет выполнять задания на доске.

Задания демонстрируются на слайде №4.

  • 1-ая группа: упражнение 504.

Задание: спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, сделайте вывод о роли наречий.

  • 2-ая группа: упражнение 505.

Задание: определите тип речи и стиль текста, выпишите 10 словосочетаний с наречиями, обозначьте в них главное слово.

Задание: определите способ образования наречий, где возможно, подберите антонимы, от выделенных наречий образуйте форму сравнительной степени.

  • На доске два ученика выполняют отдельное задание: (Разбор предложения

по членам, определение роли наречий в предложении)

1. Толк от этого выходил, постепенно я стал довольно сносно говорить по-французски.

2. Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку.

V. Обобщение, углубление изученного.

Учитель. Ребята, выполненные вами работы я проверю потом, когда соберу ваши тетради. а теперь давайте послушаем о разрядах наречий, не забудьте оформлять свои опорные конспекты.

3-й ученик. По значению (семантике) наречия делятся на две группы: определительные и обстоятельственные. К первой группе наречий (определительные) относятся слова, обозначающие качество действия, образ и способ действия или количественные оттенки действия, состояния и качества. Ко второй группе наречий (обстоятельственные) относятся слова, обозначающие временные и пространственные обстоятельства, при которых совершается действие, а также наречия, выражающие причину и цель действия.

В современном русском языке преобладают определительные наречия: по данным словарей их насчитывается около 6 тысяч. Обстоятельственных наречий значительно меньше — около 260.

В группе определительных наречий выделяются следующие разряды:

1) качественные наречия хорошо, безобразно, игриво, кое-как, иронически, вызывающе и др.;
2) количественные наречия, обозначающие: неопределенное количество— много, мало, несколько, почти, приблизительно и др.; определенное количество, меру— дважды, вдвое, надвое и др.; степень
3) наречия образа и способа действия пешком, вплотную, нараспев, шепотом ;.

Обстоятельственные наречия делятся на следующие разряды:

1) наречия места: здесь, везде, внизу, вверх, издали и др.;
2) наречия времени: прежде, теперь, вечером, еженедельно, поздно и др.;
3) наречия причины: сгоряча, поневоле и др.;
4) наречия цели: нарочно, умышленно, напоказ и др.

1.Образа и способа действия (как? каким образом?): весело, ошеломляюще, по-новому .

2.Меры и степени (сколько? в какой степени? насколько?): чуть-чуть, слегка, впятеро, очень.

1.Места (где? куда откуда): далеко, вокруг, всюду.

2.Времени(когда? как долго?): теперь, скоро, уже, издавна.

3.Причины (почему? от чего? по какой причине?): сгоряча, сослепу, поневоле.

4.Цели (зачем? для чего? с какой целью?): нарочно, назло, намеренно

Учитель. Спасибо. Ребята, а нет ли у кого-то что-нибудь еще добавить?

4-й ученик. Среди наречий выделяются местоименные, которые совмещают в себе значение наречия и местоимения. В отличие от других наречий они не называют различных обстоятельств, а лишь указывают на них или служат для выражения вопроса, обобщения.

Местоименные наречия делятся на 4 группы:

-указательные (здесь, там, тогда).

-неопределенные наречия (где-то, когда-то, кое-как).

-отрицательные (нигде, никуда, негде).

-вопросительно-относительные наречия (где, когда, почему).

5-й ученик . Среди наречий многие языковеды выделяют группы слов, выражающих состояние природы или человека и являющихся в предложении сказуемым или предикатом. Отсюда и название таких слов – предикативные наречия. Такие слова иногда называют словами состояния, категорией состояния. Например, тепло одет , это обычное наречие. Мне тепло – тепло — это предикативное наречие.

Учитель. Ребята, мы с вами вспомнили, что наречия образуются из разных частей речи, и при образовании используются приставки и суффиксы. Поэтому написание наречий иногда составляет некоторые затруднения. А теперь послушаем о правописании наречий и посмотрим слайды, подготовленные вами о правописании наречий.

6-й ученик. Правила относятся к наречиям, образованным приставочно-суффиксальным способом. По своему образованию эти наречия восходят к кратким формам прилагательных.

1.В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о (влево, наглухо, заново).

2.В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а (издавна, дочиста, сгоряча).

3.После шипящих ж, ш, ч на конце наречий пишется ь.

Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

4.После шипящих на конце наречий под ударением пишется о, без ударения – е: горячо, свежо, певуче, исключение: еще.

7-й ученик. Слитно пишутся наречия, образованные путем соединения предлогов-приставок, с краткими и полными прилагательными. Наречиями, собирательными числительными (кроме образований с предлогом по), местоимениями (сгоряча, отныне, вчетвером, вовсю) наречия не употребляющиеся без предлогов-приставок: впотьмах, насмарку; наречия с пространственным и временным значениями: вниз, сначала; и др.

Раздельно пишутся наречные сочетания, которые сохранили некоторые падежные формы: под мышки- под мышками; наречия, образованные повтором имен существительных с предлогом: душа в душу, бок о бок, чудак чудаком (исключение: точь-в-точь); если приставка оканчивается на согласную и существительное начинается с гласной (в одиночку, без устали), если наречие включает приставку в-, на-, и существительное, оканчивающееся на –ах (в ногах, на глазах)

Слайд №6. Слитное написание наречий, образованных

от местоимений, числительных, наречий и прилагательных

1.Наречия, образованные от прилагательных

Вкрутую, вплотную, попусту

на мировую, на боковую, на попятную, в открытую, в общем

2.Наречия, образованные от собирательных числительных

по одному, по двое, по трое. в трое рук, один на один, глядеть в оба

3.Наречия, образованные от местоимений

почему, отчего, оттого, зачем, затем

вслед за тем, ни в какую, всего-навсего, во всю длину

4.Наречия, образованные от наречий

доныне, донельзя, повсюду

до завтра, на сегодня, на потом, на после

5.Наречия, образованные от сравнительной степени прилагательных или наречий

Слитное написание наречий, образованных

от существительных и предлогов

1.Наречия, имеющие в своем составе существительные, не употребляющиеся в современном русском языке

вдоволь, вдогонку, вдребезги, дотла, кстати запанибрата, исподлобья, исподтишка, , набекрень

2.Наречия, имеющие значения обстоятельства места или времени

вверх, вниз, вперед, вглубь, вовремя

в глубь леса, во время путешествия

3.Наречия с приставкой о- и к-

оземь, отчасти, кряду, изнутри

к месту, не к спеху

4.Наречия, образованные от существительных с начальными сочетаниями впере-, напере-, впри-, враз-, вна-, навы-, впол-, вполу-

вперемешку, наперекор, вприсядку, взахлеб, навыкате, вразброс, внакидку, взаймы, вполсилы, вполголоса,

в придачу, в прибавку, в рассрочку, в замену (но взамен), на вырост, в насмешку, на выбор, на подбор, в наклон

Раздельное написание наречий, образованных от существительных

1.Если приставка оканчивается на согласную и существительное начинается с гласной

без оглядки, без умолку, без отказа, без устали, в отместку, в охапку

2.Если в состав наречия входит существительное, сохранившее некоторые падежные формы

за границей, под мышкой

наизнанку, поодиночке, вмиг, наспех

3.Если наречие включает приставку в-, на-, и существительное, оканчивающееся на -ах

на четвереньках, в головах, на глазах

впотьмах, впопыхах, второпях, вгорячах, впросонках

Примечание : Пишутся, как правило, раздельно наречия, образованные от сочетаний предлогами без, до : без толку, до упаду, до зарезу

VI .Словарный диктант .

Учитель. Ребята, пишем диктант, проверим себя.

За полдень, до востребования, оземь, в охапку, в отместку, в упор, на ощупь, без толку, на ходу, без умолку, точь-в-точь, бок о бок , наискосок, понаслышке, еле-еле, вразлад, навзрыд, насмарку.

Проверьте свою работу по слайду (самопроверка по слайду №7).

Учитель. Теперь будем выполнять тесты. Для нас это прослужит подготовкой к ЕГЭ. (Тесты в карточках)

1.Найдите предложение, в котором выделенное слово – наречие:

А.Самолет стрелой взмыл (в)верх.

Б Я пришел (за)тем, что вы мне обещали.

В.(В)начале июня начнутся экзамены.

Г.Мы шли (по)прежнему маршруту..

2. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия.

А.Говори немного медленнее.

Б.Лес шумит дружней.

В.Ты отвечал лучше всех.

Г. Пиши более разборчивее

3.Укажите, какое слово надо писать через дефис

4.Укажите, какое наречие пишется без мягкого знака:

5.Укажите группу наречий, образованных от наречий:

А.поэтому. так себе, наяву, вброд;

Б.вполсилы, досыта, оземь, вдвоем;

В.навсегда, послезавтра, доныне, как-нибудь;

Г.еле-еле, по-своему, отроду, втрое.

Учитель. Ребята, проверьте себя. (Ответы тестов на экране):

VIII. Творческая работа .

Замените фразеологизмы наречиями.

1) как с гуся вода, 2) в три ручья (плакать), 3) во весь дух, 4) волосы дыбом стали, 5) засучив рукава, 6)за тридевять земель, 6)кот наплакал, 7)(встретить) в штыки.

Слова для справок: страшно; очень далеко, усердно, много, быстро, все нипочем, безудержно, враждебно, очень мало.

Учитель . Ребята, теперь мы можем сделать вывод: Что вы узнали нового? Что получилось, а что нет? Над чем еще предстоит работать?

X. Выставление оценок.

XI .Домашнее задание .

3 ученика выписывают из словаря по 5 наречий.

Задание: образовать все возможные степени сравнения. Составить словосочетания.

1 ученик готовит словарный диктант из 5 лексических значений наречий (из словаря).

Остальные ученики работают по индивидуальным карточкам (учащиеся сами определяют свой уровень).

1 уровень. Упр.507 , дополнительное задание: из данных слов выписать наречия, которые пишутся через дефис.

(По) моему, (по) медвежьи, (по) многу, (по) ребячьи, (в) третьих, (в) шестых, (по) наслышке, (в) одиночку, (в) ввосьмером), (на) веки, бок (о) бок, (в) двое, точь (в) точь, наконец (таки), (во) век, (по) справедливому, (по) середине, (в) девятеро, крест (на) крест.

2 уровень. Упр. 509, дополнительное задание: образуйте от данных прилагательных наречия, составьте с ними словосочетания.

Зимний, осенний, хороший, лисий, французский, африканский, третий, десятый, куда, откуда, как, новый, пустой, боевой.

3 уровень. Упр. 511, дополнительное задание: составить презентацию по теме урока (на выбор) в виде алгоритма, схемы, таблицы, стихов, сказок, сценариев, кроссвордов.

Заключительное слово учителя . Скоро вы станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь. И я надеюсь, что наш сегодняшний урок поможет вам в дальнейшей вашей жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме»Второстепенные члены предложения» полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно.

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с.

План-конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова» с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский.

Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми.

Цель урока: — закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под.

Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация».

Урок по русскому языку на тему: » Правописание наречий». 10 класс.

Закрепление навыков написания дефиса в наречиях; закрепление навыков слитного и раздельного написания приставок в наречиях.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему: » Правописание наречий». 10 класс.»

Закрепление навыков написания дефиса в наречиях; закрепление навыков слитного и раздельного написания приставок в наречиях.

I. Проверка домашнего задания

Рассказать о правописании

не с именами существительными, прилагательными, наречиями;

не с причастиями, отрицательными местоимениями.

2. Комментированное чтение упр. 25.

Раскрыть дверь настежь, уйти прочь, помчаться вскачь, закрыть сплошь, выйти замуж, никогда не спорить, неоткуда ждать, нигде не найти, зайти было некогда, не за что, говорил певуче, излагать общо, двигаться неуклюже, обойти слева, начинать сначала, закрыть наглухо, пошёл направо, попросить ещё раз. (42 слова)

II. Работа по теме урока

Слитное написание наречий

1. Слитно пишутся наречия, образованные путём соединения предлогов-приставок, с краткими и полными прилагательными, наречиями, собирательными числительными (кроме образований с предлогом по: по двое, по трое), местоимениями: сгоряча, заново, вкрутую, вслепую; донельзя, отныне; вчетвером, натрое; вовсю, отчего.

Исключения: на боковую, на мировую, на попятную.

Примечание: предлог в пишется отдельно, если слово начинается с гласной: в открытую.

2. Слитно пишутся наречия, образованные от именных форм, не употребляющихся без предлогов-приставок: впотьмах, насмарку, вдребезги, дотла.

3. Слитно пишутся наречия с пространственным и временным значениями: вниз, вверх, сначала.

Примечание: подобные наречия следует отличать от существительных с предлогом, которые, как правило, имеют пояснительные слова: бежать вдаль (наречие), в даль моря (существительное с предлогом).

4. Слитно пишутся наречия, образованные от имён существительных с предлогом-приставкой и не имеющие в данном употреблении пояснительных слов: идти навстречу (наречие), идти на встречу с писателем (существительное с предлогом).

Раздельное написание наречий

1. Раздельно пишутся наречные сочетания, которые сохранили некоторые падежные формы: под мышки — под мышками — из-под мышек.

2. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных с предлогом: слово в слово, душа в душу, бок о бок, точка в точку, со дня на день.

3. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных, причём второе стоит в творительном падеже: дурак дураком, честь честью, чудак чудаком.

4. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных, начинающихся с гласной буквы: в одиночку, без устали, в упор.

5. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных во множественном числе: в ногах, на глазах.

Примечание: необходимо запоминать правописание имён существительных с предлогом, имеющих наречное значение: до зарезу, с ходу, с виду, на славу, на бегу, на диво, по совести, с ведома, с размаху, на совесть.

Дефисное написание наречий

1. Через дефис пишутся наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- суффиксов -ому -ему, -ски, -цки, -ьи:

Примечание: а) через дефис пишется наречие по-латыни (не путать с существительным с предлогом): получит отлично по латыни — он знал по-латыни; б) если наречие с приставкой по- образовано от прилагательного с дефисом, то дефис пишется только после приставки: унтер-офицерский — по-унтерофицерски.

2. Через дефис пишутся наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в-/во-: во-вторых, в-пятых. Через дефис пишутся такие образования, как в-двадцать-пятых.

3. Через дефис пишутся наречия, образованные посредством повторов, соединений синонимов, слов, которые связаны ассоциативно: быстро-быстро, нежданно-негаданно, тихо-смирно.

4. Через дефис пишутся неопределённые наречия с частицами -то, -либо, -нибудь, -кое, -таки, -ка: когда-то, откуда-либо.

5. Технический термин на-гора пишется через дефис.

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Отметить случаи слитного написания наречий:

1) Сыграть (в)ничью, 2) зайти (в)ничью квартиру, 3) быть (на)чеку, 4) действовать (в)открытую, 5) действовать (на)искось, 6) быть (по)одаль, 7) (с)просонок, 8) попасть (в)просак, 9) сыграть (на)зло, 10) закричать (в)догонку, 11) быть (на)верху блаженства, 12) будь (по)вашему, 13) (по)видимому, 14) склониться (на)бок, 15) повернуться (на)бок, 16) туго(натуго), 17) с бухты(барахты), 18) (в)насмешку 19) (в)рассрочку, 20) (в)полголоса, 21) (в)плотную, 22) (в)полоборота, 23) разодет (в)пух и прах, 24) (в)рассыпную, 25) видимо (невидимо).

1, 3, 5-11, 14, 20, 21, 22, 24.

2. Отметить случаи раздельного написания наречий:

1) (В)высь подняться, 2) взлететь (в)высь небесную, 3) (в)век не забыть друзей, 4) (в)век компьютеризации, 5) уйти (в)конец коридора, 6) (в)конец разобидеться, 7) (в)косую расчертить, 8) (в)накидку носить пальто, 9) (во)время прийти, 10) (в)пору испытаний, 11) (в)пору сшит костюм, 12) говорить (в)растяжку, 13) отдать сапоги (в)растяжку, 14) (в)тайне готовить сюрприз, 15) (в)тайне кроется ответ, 16) раздаться (в)ширь, 17) (к)верху поднять голову, 18) прикрепить (к)верху двери, 19) (на)верх взойти, 20) взойти (на)верх горы, 21) (на)завтра будет праздник, 22) (на)завтра отложить дела, 23) надеяться (на)удачу, 24) (на)утро выпал снег, 25) строить планы (на)утро.

2, 4, 5, 10, 13, 15, 18, 20, 22, 23, 25.

3. Осложнённое списывание

Настроен (по)боевому, сидел (по)турецки, поступал (по)змеиному, жилось (по)всякому, болтали (по)приятельски, (во)первых, говорил (по)московски, прилечь (где)нибудь, (чуть)чуть рассвело, знал (по)латыни, уйти (подобру)поздорову, сделал (шиворот)навыворот, (в)тридцать(шестых), (худо)бедно.

4. Индивидуальные задания

(В)проголодь, (чуть)чуть, (с)размаху, (крест)накрест, (на)двое, (во)первых, (на)прокат, (на)смарку, (в)обнимку, (по)человечески, (худо)бедно, (до)упаду, (в)полголоса, (черес)чур, честь(по)чести, (на)бок, (по)итальянски, (по)боку.

Впроголодь, чуть-чуть, с размаху, крест-накрест, надвое, во-первых, напрокат, насмарку, в обнимку, по-человечески, худо-бедно, до упаду, вполголоса, чересчур, честь по чести, на бок, по-итальянски, побоку.

Говорить (по)французски, тепло (по)летнему, (по)осеннему небу, встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи, (по)настоящему договору, пригревало (по)настоящему.

Говорить по-французски, тепло по-летнему, по осеннему небу, встретить по-дружески, устроиться по-походному, ползти по-пластунски, разлившаяся по-весеннему река, плакать по-ребячьи, по настоящему договору, пригревало по-настоящему.

Переночуем где(нибудь), сделал кое(как), темно(синее) платье, (во)первых, говорил (по)латыни, получил (давным)давно, смотрел (в)глубь, (в)глубь моря, увидел (в)дали, (в)дали голубой, держать (в)тайне, вернулся (на)утро, (на)утро не найдётся.

Переночуем где-нибудь, сделал кое-как, темно-синее платье, во-первых, говорил по-латыни, получил давным-давно, смотрел вглубь, в глубь моря, увидел вдали, в дали голубой, держать втайне, вернулся наутро, на утро не найдётся.

— Расскажите об условиях слитного написания наречий.

— Расскажите об условиях раздельного написания наречий.

— Расскажите об условиях дефисного написания наречий.

Урок русского языка в 10 классе по теме «Правописание наречий

Урок (26) русского языка в 10 классе (17.03.2014г.)

Цель: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм – правописание наречий, изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Тип урока: комбинированный.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Здравствуйте , ребята! Я рада, что сегодня на уроке присутствует Алёна, с выздоровлением . А что такое – здоровье?

Какие высказывания, выражения о здоровье вы знаете?( В здоровом теле, здоровый дух (латинское выражение) .

Как вы его понимаете? ( сохраняя тело здоровым , человек сохраняет в себе и душевное здоровье. А здоровье – это сила и ум, это красота, это то, что нужно беречь, это самое большое богатство; у здорового человека все получается.

А Всемирная организация здравоохранения считает, что (слайд) :

Зд..ровье это с..стояние полного физического духовного и социального благ..получия а не только отсутствие б..лезни.

– Что помогает сохранить здоровье?

– Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания, пропущенные орфограммы.

– Скажите, как и е спортивн ы е событи я произошли в нашей стране в феврале и в марте 2014 году? (Зимн яя Олимпи ада и Паралимпиада ) .

На доске ученик записывает сочетание Паралимпиада. Смущает ли вас что-то в написании слова Паралимпиада? ( В русском языке закрепилось написание «паралимпиада». Закрепилось пока не в словарях, а в речевой практике. Могу лишь предположить, что произошло это из-за не слишком удобного сочетания АО (парАОлимпийские), которое произносится как АА. Сработал принцип языковой экономии : вместо «параолимпийский» появилось слово «паралимпийский». Кроме того, сказалось влияние английского языка, где «параолимпийские игры» выглядят сейчас как «paralympic games». И Грамота.ру дает слово Паралимпиада в Словаре имен собственных с прописной буквы . Это международные спортивные соревнования для инвалидов. Традиционно они проводятся после главных Олимпийских игр в тех же городах. Летние паралимпийские игры проводятся с 1960 года, а зимние — с 1976-го (в России проводились впервые.).

Запишите слово Паралимпиада в словарь.

Скажите одним словом, КАК прошли церемонии открытия и закрытия Паралимпийских игр – торжественно, ярко, красочно, оригинально, фантастически, необычно, уникально, с_размаху по-русски, достойно, изумительно, хорошо, весело, великолепно, гениально, волшебно.

Запишите число, классная работа, оставьте строчку для темы урока. Составьте и запишите предложение,используя вышеназванные слова, сделайте синтаксический разбор.

Закрытие Паралимпийских игр прошло торжественно, необычно, по-русски, изумительно, хорошо. (повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., полное, ослож. однородными обстоят.) Схема.

Какой частью речи являются эти слова? (наречием).

Выделите и назовите орфограммы, которыми вы руководствовались при написании наречий.

Сформулируйте тему урока (Правописание наречий) – запишите.

Поставьте цель ( Закрепить навыки правописания наречий), сформулируйте

задачи (Повторить орфограммы и использовать их на практике).

Орфоэпическая минутка – выпишите из словаря наречия, произнесите правильно: вОвремя, дОверху, донЕльзя, дОнизу, дОсуха, завИдно, зАгодя, зАтемно, зАсветло, красИвее , навЕрх, надОлго, ненадОлго, тОтчас.

Что называется наречием? ( Наречие — это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? куда? зачем? с какой целью? как? когда?)

Назовите разряды наречий по значению: определительные 1)образа и способа действий 2)меры и степени обстоятельственные 3)места 4)времени 5)причины 6)цели

Чем отличается наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени? ( Сравнительная степень имен прилагательных является сказуемым, относится к существительному и отвечает на вопрос каков? (какова? каково? каковы?); сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как?)

На доске Памятка № 1.

Аудизапись 1(правило написания НЕ с наречиями)

1) «Не» пишется слитно во всех словах ряда:

а) (не)правда; (не)вежи; (не)приятно; ничуть (не)интересно;

б) (не)доумевать; (не)справедливость; вовсе (не)далеко; (не)веселый;

в) (не)искренно; (не)красив; (не)годуя; (не)взыскательный;

г) (не)вежда; (не)приехав; (не)лепость; (не)вовремя.

Аудизапись 2(правило написания –Н- и – НН- с наречиями)

2) «Нн» пишется во всех словах ряда:

а) беше н о вертеться; работал отчая нн о;

б) говорил ис пуга нно ; не работает врем е нн о;

в) говорил взволн ова нн о; отвечал пута н о.

Аудизапись 3 (правило написания НЕ и НИ с наречиями)

а) н..чуть не испугался; н..как не находил; н..сколько раз ;

б) н..куда пойти; н..зачем расспрашивать; н..сколько не завидуя;

в) н..сколько не расстроился; н..когда не злился; н..откуда ждать .

Аудизапись 4 (правило написания ОиЁ на конце наречий)

4) Вставь пропущенные буквы. Отметь «четвертый лишний»:

а) горяч..; свеж..; блестящ..; хорош..;

б) ещ..; певуч..; тягуч..; зловещ…

Фонетический разбор слова ещё (йэщо)

Аудизапись 5 (правило написания Ь на конце наречий после шипящих)

5) Запишите наречие:

а) сплошной; ж) брошь;

в) мелочь; и) далекий;

г) отрежь; к) далеко;

д) полночь; л) удали;

б) отрежь; з) тяжелый;

г) ветошь; к) шагая;

д) тяжесть; л) шагами .

На доске Памятка № 2

Аудизапись 6 (правило написания суффиксов О и А в наречиях)

6) В первый столбик запищите наречия, которые пишутся с суффиксами -а ,во второй -о:

а ) издалек..; е) запрост..;

г) вправ..; з ) сызнов…

Морфологический разбор (Приезжай) запросто

2. Приезжай (как?) запросто: определительное — наречие образа действия.

3. Приезжай (как?) запросто (в предложении явл. обстоятельством).

На доске Памятка № 3.

Аудизапись 7 (правило написания дефиса в наречиях)

7) Объясните написание «Дефиса в наречиях».

Страница 97 упр.199

По-настоящему, по-пластунски, по-деловому, по-казацки, по-волчьи, как-то, во-первых, вот-вот, в-третьих, кое-где.

На доске Памятка № 4.

8 ) Омонимичные наречия

Отличаем наречия от существительных

Наречия обозначают признак предмета, признака или другого предмета

Существительные обозначают предмет

По тому, изменяется слово или нет

Наречие не изменяется

Существительное изменяется по числам и падежам

По синтаксической роли

Наречие обычно является обстоятельством

Существительное может быть любым членом предложения

Галстук (в) горошек; расширяться (к)низу; (к) низу дома; надеть шляпу (на)бок; повернуться (на) бок; (с)начала запел сверчок; читай (с) начала страницы; измучиться (в)конец; пройти (в) конец вагона ; поднять (на) верх шеста; выскакивать (на)верх.

Закрепление и применение изученного

Какое событие произошло 12 апреля 1961 года?

Отправимся в космическое путешествие (Тест на ноутбуках) и

дарю вам словарь наречий в электронном варианте.

— Какая часть речи называется наречием?

— Расскажите о правописании о, а на конце наречий.

— Расскажите о правописании мягкого знака на конце наречий после шипящих.

— Расскажите о написании не-, ни- в отрицательных наречиях.

— Расскажите о правописании гласных на конце наречий после шипящих.

— Расскажите об условиях дефисного написания наречий.

Оценка работы учащихся на уроке.

1. Повторить правила стр. 92,93,95, записи в грамматической тетради.


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/urok-po-russkomu-iazyku-na-temu-pravopisanie-narec.html

http://infourok.ru/material.html?mid=43109