Наречие правописание наречий 11 класс

Правописание наречий
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Презентация для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_narechiy.pptx48.22 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правописание наречий 10 класс

Гласные –а и о на конце наречий Суффикс а пишется Суффикс о пишется в наречиях С приставками из-, до-, с- Издавна Досуха Справа сначала С приставками в-, на-, за- Вправо Налево запросто

Через дефис пишите наречия, образованные С помощью частиц КОЕ-, ТО-, ЛИБО- ТАКИ-, ТАКИ Кое-где, куда-то, опять-таки и т.д. С помощью приставки В-(ВО-) И порядкового Числительного на ЫХ (-ИХ) Во-первых, во-вторых С помощью приставки ПО- и суффиксов- ОМУ,- ЕМУ , оканчивающиеся на -СКИ, -ЦСКИ, -ЬИ: По-моему, по-прежнему, По-русски, по-немецки, По-лисьи Путём повторения одного и того же слова, однокоренных слов или синонимов Едва-едва, точь-в-точь, мало-мальски, Нежданно-негаданно

Различай! Наречия По-осеннему тихо По-моему, холодно. другие части речи по осеннему лесу. По моему мнению Как? Какому? Как? По чьему мнению? Запомни! Точь-в-точь Де-факто Де-юре Бок о бок

Пишутся слитно наречия Пишутся раздельно Образованные в результате соединения предлогов и других частей речи: а) с существительными: вблизи, сразу, навыпуск, вверх, наконец Б) полных прилагательных: вкрутую, вслепую, врукопашную (кроме прилагательных на гласную: в открытую) В) кратких прилагательных: вправо, запросто, начисто, попусту, сгоряча Г) наречий: доныне, извне, позавчера Д) собирательных числительных: вдвое, втрое, надвое Е) местоимений: почему, потому, отчего, оттого, зачем А)Наречия, возникшие из сочетания предлогов с существительными, начинающимися на гласный: В обмен, в обхват, в одиночку Б)наречия, возникшие из сочетаний существительных с предлогами, если эти существительные сохранили некоторые падежные формы : за границу (за границей), на дом, на память, под мышками В) наречия, возникшие из сочетаний предлогов без, до, с, под, в, на с существительными, разрешающие в отдельных случаях вставки: на скаку (на полном скаку), без спросу, до упаду, под хмельком.

Запомни! Наконец Впоследствии Поодиночке Вначале Немало (много) Потому Вовремя Нимало (ничуть) Поэтому Вообще ничуть В конце концов В одиночку По существу В обмен В рассрочку В общем На время

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки, формировать умения образовывать наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня.

Урок начинается с игры «Что?Где? Когда?». Новый материал объясняется в форме сказки, что для детей понятнее.

Основными задачами данного урока являются: познакомить учащихся с условиями дефисного написания наречий; учить находить наречия в тексте; формировать навык правильного написания наречий.

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Конспект урока «Наречие как часть речи. Правописание наречий» представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К.

Урок по теме «Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий»Разработала: Гаркавцева Екатерина Валерьевна.Цели и задачи: : развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, ин.

Правописание наречий в русском языке

Правописание наре­чий — это слит­ное, раз­дель­ное и дефис­ное напи­са­ние слов этой части речи.

Трудности в напи­са­нии наре­чий воз­ни­ка­ют пото­му, что это они были обра­зо­ва­ны от слов дру­гих частей речи, а так­же грам­ма­ти­че­ских форм суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний с предлогами.

Зачастую быва­ет слож­но отли­чить наре­чие от омо­ни­мич­ной фор­мы сло­ва дру­гой части речи и, как след­ствие, пра­виль­но выбрать его написание.

Проследим, от слов какой части речи обра­зу­ют­ся наре­чия. Подробно рас­смот­рим три типа напи­са­ния наре­чий: слит­ное, раз­дель­ное и дефисное.

Слитное написание наречий, образованных от прилагательных

Слитное напи­са­ние наре­чий необ­хо­ди­мо в слу­ча­ях, когда наре­чие обра­зо­ва­но с помо­щью при­став­ки или при­став­ки и суф­фик­са от слов, обо­зна­ча­ю­щих при­знак предмета:

1. от пол­ных форм при­ла­га­тель­ных, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ую:

2. от крат­ких форм при­ла­га­тель­ных с приставками:

  • из-/ис- издав­на, исста­ри, искони;
  • до- досу­ха, дона­га, дочер­на, досы­та, добела;
  • с-/со- смо­ло­ду, сма­лу, сосле­пу, сно­ва, сгоряча;
  • в- впра­во, вле­во, вкрат­це, вполне, вдвойне;
  • на- начи­сто, намерт­во, наве­се­ле, навечно;
  • за- зажи­во, запро­сто, засветло;
  • по- пома­лу, пона­прас­ну, подол­гу, попусту.

3. наре­чия с суф­фик­сом , обра­зо­ван­ные от при­ста­воч­ных прилагательных:

  • без­утеш­ный → без­утешн о (рыдать);
  • строч­ный → по строч­ный → построчн о (пла­тить);
  • имен­ной → по имен­ный → поименн о (вспом­нить).

Правописание наречий, образованных от местоимений

Наречия, обра­зо­ван­ные от место­име­ний, пишут­ся слитно:

Отличаем их от пред­лож­ных форм место­име­ний, кото­рые опре­де­ля­ют существительные:

Пишутся слит­но с при­став­ка­ми в-, на- наре­чия, обра­зо­ван­ные от числительных:

Раздельно пишет­ся наре­чие «в оба»: смот­реть в оба (при­сталь­но, сле­дить), а так­же сло­ва с пред­ло­гом «по»:

Слитно пишут­ся наре­чия, обра­зо­ван­ные при­ста­воч­ным спо­со­бом от слов этой же части речи:

Правописание наречий, образованных от имен существительных

Наречия, обра­зо­ван­ные от имен суще­стви­тель­ных, пишут­ся как слит­но, так и раз­дель­но. Выбор пра­виль­но­го напи­са­ния зави­сит от того, сохра­ни­ло ли наре­чие падеж­ную фор­му суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом или пред­лог стал при­став­кой, слив­шись со словом.

Рассмотрим неко­то­рые зако­но­мер­но­сти слит­но­го и раз­дель­но­го напи­са­ния наре­чий, обра­зо­ван­ных от существительных.

Раздельное написание

1. Раздельно пишут­ся наре­чия, если меж­ду пред­ло­гом и сло­вом мож­но вста­вить опре­де­ле­ние в виде при­ла­га­тель­но­го или местоимения:

  • встать в рост — в малый рост;
  • зай­ти в тупик — в пол­ный тупик;
  • позво­нить на бегу — на пол­ном бегу;
  • оши­бить­ся в спеш­ке — в такой спешке

2. Раздельно напи­шем наре­чия, если про­из­во­дя­щее суще­стви­тель­ное с пред­ло­гом сохра­ни­ло неко­то­рые падеж­ные формы:

  • выучить на память; рас­ска­зать по памяти;
  • идти на цыпоч­ках, встать на цыпочки;
  • выпол­нить на совесть, дей­ство­вать по совести;
  • жить за гра­ни­цей, уехать за границу;
  • взять под мыш­ку, дер­жать под мыш­кой, достать из-под мышки;
  • решить с ходу, отве­чать на ходу.

3. Раздельное напи­са­ние наре­чий про­сле­жи­ва­ет­ся с пред­ло­га­ми без, до, с (со), под, за, даже если в совре­мен­ном рус­ском язы­ке это сло­во уже не упо­треб­ля­ет­ся самостоятельно:

  • без утай­ки, без про­ма­ха, без умол­ку, без огляд­ки, без спросу;
  • до вос­тре­бо­ва­ния, до отва­ла, до упа­ду, до смер­ти, до неузнаваемости;
  • с молот­ка, со зла, со стра­ху, с кон­дач­ка, с пан­та­лы­ку, с раз­бе­гу, с лих­вой, с размаха;

но слит­но: слиш­ком, сна­ру­жи, спро­со­нок, спо­за­ран­ку, спро­со­нья, сро­ду, срод­ни, сря­ду;

  • под силу, под стать, под утро, под шумок, под носом, под уздцы;
  • за пол­ночь, за упо­кой, за пол­день, за границу,

но: замуж (ем), зараз, запа­ни­бра­та, заподлицо.

4. Если пред­лог обо­зна­чен соглас­ным, а корень наре­чия начи­на­ет­ся с глас­но­го, то сло­во пишет­ся раздельно:

По это­му пра­ви­лу пишут­ся раз­дель­но наре­чие «в откры­тую» и в «в оба».

5. Наречия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -ах/-ях, с пред­ло­га­ми в, на пишут­ся раздельно:

Наречия вто­ро­пях, впотьмах, впо­пы­хах, вго­ря­чах, впро­сон­ках не упо­треб­ля­ют­ся без при­став­ки в-.

6. Сочетание двух повто­ря­ю­щих­ся суще­стви­тель­ных с пред­ло­га­ми меж­ду ними пишут­ся в три слова:

7. Сочетание форм име­ни­тель­но­го и тво­ри­тель­но­го паде­жей одно­го и того же существительного:

Слитное написание наречий

1. Слитно с при­став­ка­ми пишут­ся наре­чия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных, кото­рые само­сто­я­тель­но не упо­треб­ля­ют­ся в совре­мен­ном языке:

2. С любы­ми при­став­ка­ми пишут­ся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных с про­стран­ствен­ным или вре­мен­ным значением:

верх, низ, перёд, зад, ширь, даль, глубь, высь, век, нача­ло, конец , если они не име­ют зави­си­мых слов.

Сравним:

  • копать вглубь — опус­кать­ся в глубь океана;
  • рас­стать­ся навек — на век прошедший;
  • при­гнуть кни­зу — при­шить к низу юбки:
  • рас­ска­зать сна­ча­ла — с нача­ла зимы;
  • вко­нец рас­стро­ить­ся — в конец аллеи.

Слово «в даль» пишет­ся раз­дель­но с воз­врат­ны­ми глаголами:

  • всмат­ри­вать­ся (во что?) в даль;
  • вгля­ды­вать­ся в даль, но смот­реть (куда?) вдаль.

3. Слитно пишут­ся предложно-падежные фор­мы суще­стви­тель­ных, к кото­рым нель­зя поста­вить падеж­ный вопрос или подо­брать зави­си­мое слово:

4. Слитно пишут­ся наре­чия с при­став­ка­ми о-, от-, к-, из-(ис-):

Дефисное написание наречий

Дефисное напи­са­ние наре­чий мож­но опре­де­лить по неко­то­рым признакам:

1. наре­чие обра­зо­ва­но от пол­ной фор­мы при­ла­га­тель­но­го или при­тя­жа­тель­но­го место­име­ния с помо­щью при­став­ки по- и суф­фик­сов -ому/-ему, -и:

  • види­мый → по -видим ому ;
  • насто­я­щий → по -насто­ящ ему ;
  • свой­ский → по -свойск и ;
  • герой­ский → по-геройски;
  • наш → по-нашему;
  • иной → по-иному;

2. наре­чие обра­зо­ва­но от поряд­ко­во­го чис­ли­тель­но­го и име­ет в мор­фем­ном соста­ве при­став­ку в-/во- и суф­фикс -ых/-их:

3. после при­став­ки кое- ста­вит­ся дефис:

4. в соста­ве наре­чий име­ют­ся части­цы -то, -либо, -нибудь, -таки:

5. наре­чия, обра­зо­ван­ные повто­ром слов, сино­ни­мов и одно­ко­рен­ных наре­чий, ослож­нен­ных при­став­ка­ми и суффиксами:

Таблица

Правила слит­но­го напи­са­нияПримерыИсключения
Наречия, в соста­ве кото­рых есть неис­поль­зу­е­мые в совре­мен­ной речи существительныеневдо­мёк, вку­пе, впро­сак, насмарку
Если к суще­стви­тель­но­му в соста­ве наре­чия нель­зя поста­вить вопрос или вста­вить меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным опре­де­ля­ю­щее слововво­лю, отча­сти, наотрезна-гора (тех­ни­че­ский тер­мин), на выуч­ку, на выруч­ку, на вырост
Наречия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных со зна­че­ни­ем вре­ме­ни или пространствасвер­ху, наве­ки, вконец
Наречия, обра­зо­ван­ные от пол­ных при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­ста­вок в-, на-, за-напря­мую, вруч­ную, зача­стую, наверноев откры­тую, на попят­ную, на миро­вую, на боковую

+ если при­ла­га­тель­ное начи­на­ет­ся с гласнойНаречия, обра­зо­ван­ные от соче­та­ния пред­ло­га с крат­ким прилагательнымналег­ке, запро­сто, понапраснуНаречия, обра­зо­ван­ные с помо­щью при­ста­вок в, на от соби­ра­тель­ных числительныхвдвое, натрое, впятероНаречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­га и местоименияпоче­му, вни­чью, вовсюНаречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем при­став­ки и наречияизвне, насквозь, напротивдо зав­тра, под утро, на сего­дня, на нет, на авось, на ураНаречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­га в, кор­ня пол- и роди­тель­но­го паде­жа существительноговпол­си­лы, впол­го­ло­са, вполоборотав пол-лица, в пол-яблока, в пол-яйцаНаречия на пишут­ся с не- слит­но, если к сло­ву мож­но подо­брать синоним.нелег­ко (труд­но), неве­се­ло (груст­но)Наречия пишут­ся с не-, если при­став­ка нахо­дит­ся под ударением.неку­да, неза­чем, нехотя

Правила раз­дель­но­го напи­са­нияПримерыИсключения
Если суще­стви­тель­ное в соста­ве наре­чия сохра­ни­ло падеж­ные формыв тупик — в тупи­ке — из тупи­ка, на запят­ки — на запят­ках, без ведо­ма — с ведо­ма, без тол­ку — с толкомнаизнан­ку
(с изнанки),
наспех
(не к спеху),
поодиночке
(в одиночку)
Если меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить опре­де­ля­ю­щее словона ска­ку (на всем ска­ку), в спеш­ке (в страш­ной спеш­ке), в рост (в пол­ный рост)
Если у суще­стви­тель­но­го есть зави­си­мое словов нача­ле пове­сти, во вре­мя отпус­ка, в кон­це спектакля
Если суще­стви­тель­ное в соста­ве наре­чия упо­треб­ля­ет­ся в пере­нос­ном смыслеслед в след, в кон­це концов
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов и суще­стви­тель­ных, кото­рые начи­на­ют­ся на гласнуюв обхват, под уклон, в аккурат
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­га по с числительнымипо одно­му, по двое, по трое
Если место­име­ние согла­су­ет­ся с существительнымво весь рост, по это­му пути
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов без, до, с, под и существительныхдо отва­ла, под стать, с ходу, без просыпудотла, дони­зу,
довер­ху, сроду,
сду­ру, сплеча,
под­ряд, подчас
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов в, на и суще­стви­тель­ных с окон­ча­ни­ем -ах (-ях)в потем­ках, в ногах, на рысяхвго­ря­чах, впопыхах,
впотьмах, второпях
Правила дефис­но­го напи­са­нияПримерыИсключения
Наречия с при­став­кой по-, кото­рые окан­чи­ва­ют­ся на -ому (-ему), -и (-ски, -цки, -ки, -ьи)по-доброму, по-хорошему, по-английски, по-заячьипоэто­му, пото­му, посе­му, по одному
Наречия, обра­зо­ван­ные при помо­щи при­став­ки в- (во-) от поряд­ко­вых числительныхво-первых, в-пятых, в-третьих
Наречия, обра­зо­ван­ные соеди­не­ни­ем двух одно­ко­рен­ных или сино­ни­мич­ных словчуть-чуть, тихо-смирно, точь-в-точь

Видеоурок

Урок по русскому языку на тему «Правописание наречий»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Курганинский аграрно-технологический техникум»

ОТКРЫТЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА ПО

ПО ТЕМЕ: «ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ»

русского языка и литературы

г. Курганинск, 2015 г

Закрепление навыков правописания наречий

Образовательные: формирование умения образовывать наречия и употреблять их в речи

Развивающие: развивать навыки умения анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений

Воспитательные: пропаганда ЗОЖ, воспитание культуры здоровья

Тип урока: изучение и закрепление нового материала

Форма урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая

Метод обучения: лекция с элементами беседы, частично-поисковый

Оборудование: учебник, доп. Литература, таблицы, карточки с индивидуальными заданиями.

I . Работа по группам

Синтаксический разбор предложения:

Приезжай к нам обедать запросто.

Приезжай к намобедатьзапросто . (побуд., невоскл., простое, односост., о/л [],распростр., полное, неослож.)

Приезжай — простое гл. сказуемое, выражено гл. повелительного наклонения.

Приезжай (зачем?) обедать — обстоятельство цели, выражено инфинитивом.

Приезжай (как?) запросто — обстоятельство образа действия, выражено наречием.

Приезжай (куда?) к нам — обстоятельство места, выражено личным местоимением с предлогом.

Морфологический разбор наречия запросто.

Приезжай (как?) запросто: наречие образа действия.

Приезжай (как?) запросто (в предложении явл. обстоятельством).

Запросто, на ходу, чуть-чуть, без разбору, крепко-накрепко, в насмешку, по-немецки, сгоряча, бок о бок, еле-еле, сначала, за границей, по-прежнему, поменьше, точь-в-точь, вдребезги, настежь, докрасна, изредка, сплошь, извне, навеки, подольше, с размаху, ещё, горячо.

Проверка словарного диктанта.

— Назовите орфограммы, которыми вы руководствовались при написании наречий.

II. Правописание наречий

1. Правописание наречий традиционно вызывает следующие затруднения:

• гласные в суффиксах на конце наречий;

ь на конце наречий после шипящих;

не и ни в приставках;

• слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Правила относятся к наречиям, образованным приставочно-суффиксальным способом. По своему образованию эти наречия восходят к кратким формам прилагательных.

В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о .

Запись на доске и в тетрадях:

В наречиях с приставками из-/ис-, до-, с- на конце пишется буква а .

Запись на доске и в тетрадях:

Закрепление данного материала: упр. 189.

2. Самостоятельная работа

— Употребите суффикс или .

Изжелт..-бледное лицо, докрасн.. раскалённый шар, обойти слев. пойти вправ. начать сначал. закончить работу засветл. отмыть добел. поссориться сгоряч. свернуть влев.. .

Вариант II (или упр. 192)

— Образуйте от данных слов наречия с суффиксами или и с приставками в-/во-, на-, за-, с-, из-/ис-, до-.

— Придумайте и запишите предложения или словосочетания с этими наречиями.

Белый, далёкий, поздний, тёмный, косой, сытый, единый, глухой, скорый, живой, простой, сухой, нагой, редкий, горячий, лёгкий, новый.

3. После шипящих ж, ш, ч на конце наречий пишется ь .

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

4. В отрицательных наречиях под ударением пишется не -, без ударения— ни-: никак, негде.

5. После шипящих на конце наречий под ударением пишется о , без ударения — е : горячо, свежо, певуче, но ещё!

Закрепление данного материала можно организовать по вариантам или по группам.

2. Выборочный диктант (преподаватель диктует предложения, учащиеся выписывают наречия на шипящую).

Подле отеля был новый двухэтажный дом, внизу двери открыты настежь ( И. Гончаров ). Однажды только однообразие их было нарушилосьуж подлинно печальным случаем ( И. Гончаров ). Филофей несколько раз провёл рукой наотмашь ( И. Тургенев ). Татьяна по воле барыни была выдана замуж за пьяницу-башмачника ( И. Тургенев ). Глухо, пустынно, безлюдно, степь полумёртвая сплошь. Всадник прочь с коня и молча за работу принялся ( А. Майков ). Терпели целый месяц, а как стало невтерпёж, прислали ко мне внезапно: давай денег ( А. Пушкин ). И навзничь я, ударом опрокинут, без памяти обратно пал в поток ( А. К. Толстой ). Через минуту трое всадников неслись вскачь по дороге ( Н. А. Островский ).

3. Осложненное списывание

— Выпишите в составе словосочетаний сначала местоимения, а потом наречия. Объясните правописание этих частей речи.

(Не, ни) где не видно жилья. (Не, ни) чем не измерить простора полей. (Не, ни) когда не предполагал, что (не, ни)чего не испугаюсь, (не, ни) с (чем) не соглашусь. (Не, ни) как не удавалось тронуться с места. Писем ждать было (не, ни) откуда.

Наречия: нигде не видно, никогда не предполагал, никак не удавалось тронуться, ждать неоткуда.

Местоимения: ничем не измерить, ничего не испугаюсь, ни с чем не соглашусь.

— Подумайте, правило употребления о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных является общим и для наречий или нет? Ответ обоснуйте примерами, заполнив таблицу.

Пример заполненной таблицы:

В суффиксах наречий

Проверка выполнения заданий.

— Какая часть речи называется наречием?

— Расскажите о правописании о, а на конце наречий.

— Расскажите о правописании мягкого знака на конце наречий после шипящих.

— Расскажите о написании не-, ни- в отрицательных наречиях.

— Расскажите о правописании гласных на конце наречий послешипящих.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/narechie/pravopisanie.html

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-narechiy-1928348.html