Наречием исключением к правилу правописание о и е после шипящих на конце наречий

Буквы «о», «е» после шипящих на конце наречий

Буквы «о», «е» после шипя­щих на кон­це наре­чий пишут­ся в зави­си­мо­сти от постав­ки уда­ре­ния в слове.

Прежде чем выяс­нить, в каких слу­ча­ях пишут­ся бук­вы «о», «е» на кон­це наре­чий после шипя­щих, опре­де­лим, какую зна­чи­мую часть сло­ва они выражают.

С этой целью рас­смот­рим при­ме­ры наречий:

От каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных «неук­лю­жий» и «све­жий» мож­но обра­зо­вать одно­ко­рен­ные наре­чия с помо­щью суффиксов:

Понаблюдав за сло­во­об­ра­зо­ва­ни­ем, сде­ла­ем вывод, что бук­вы «о» и «е» обо­зна­ча­ют суф­фик­сы наречий.

Выясним, когда сле­ду­ет на кон­це наре­чий после шипя­щих «ч», «ж», «ш», «щ» напи­сать бук­ву «о» или «е».

Правописание буквы «о», «е» на конце наречий

Если бук­вы «о», «е» нахо­дят­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий, то их напи­са­ние выби­ра­ем в зави­си­мо­сти от уда­ре­ния соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии. В пра­во­пи­са­нии этих букв, кото­рые обо­зна­ча­ют суф­фик­сы наре­чий или суф­фик­сы и окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных име­ет зна­че­ние место уда­ре­ния в словах.

Правило

Буква «о» пишет­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий под ударением:

И, напро­тив, бук­ва «е» соот­вет­ствен­но пишет­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий без ударения:

Слово-исключение — это наре­чие «ещё».

В этом сло­ве вопре­ки орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу под уда­ре­ни­ем после шипя­ще­го пишет­ся бук­ва «ё».

Под уда­ре­ни­ем — «о»Без уда­ре­ния — «е»
свеж о
горяч о
хорош о
певуч е
бле­стящ е
раньш е
Исключение
ещё

Посмотрим, как в зави­си­мо­сти от места поста­нов­ки уда­ре­ния ана­ло­гич­но пишут­ся бук­вы «о», «е» у суще­стви­тель­ных и прилагательных:

  • лежать под стел­лаж о́м — любо­вать­ся да́ч е й ;
  • больш о́й про­пуск — на ме́ньш е й стороне;
  • морж о́в ый клык — плю́ш е в ый миш­ка.

Чтобы усво­ить напи­са­ние бук­вы «о» или «е», обо­зна­ча­ю­щей суф­фикс наре­чия после шипя­ще­го осно­вы, про­чтем при­ме­ры предложений.

Примеры

Тренер ободря́юще похло­пал спортс­ме­на по плечу.

Бабушка нача­ла певу́че рас­ска­зы­вать внуч­ке Маше сказку.

Миша блестя́ще сдал экза­ме­ны в вузе.

Тебе при­хо­ди­лось пла­вать в лес­ном озе­ре нагишо́м?

Перед стар­том лыж­ник быст­ро надел шапоч­ку на стри­жен­ную ежо́м голову.

В авто­бу­се пас­са­жи­ры смот­ре­ли негоду́юще на чело­ве­ка, гром­ко гово­ря­ще­го по телефону.

Народная муд­рость утвер­жда­ет, что ти́ше едешь — да́льше будешь.

Хорошо́ бы отдох­нуть еще часок!

Он не согла­шал­ся с нами и про­дол­жал горя­чо́ спорить.

Под теп­лы­ми луча­ми солн­ца детиш­ки бега­ют голышо́м.

Видеоурок для учащихся 7 класса

О, Е на конце наречий после шипящих

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1152.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1152.

Правильное написание суффиксов О и Е в наречиях после шипящих зависит от ударения в слове. В данной статье приведены правила написания этих суффиксов, а также исключения из них. Для лучшего усвоения материала представлены примеры к каждому правилу.

Правописание суффиксов О, Е после шипящих в наречиях

Написание букв о, е на конце наречий после шипящих зависит от того, на какой слог приходится в слове ударение:

    Суффикс -о в наречиях после шипящих пишется в позиции под ударением.

Конспект урока 7 класс » Буквы О и Е после шипящих на конце наречий»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

Тема : Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

Цели : Продолжить изучение наречий; закрепить умение узнавать наречия в тексте и характеризовать их как неизменяемую часть речи;

Повторить материал, изученный по теме «Правописание о, е после шипящих»; познакомить учащихся с новой темой «О,Е после шипящих на конце наречий»; продолжить работу над заданиями, рекомендованными для подготовки к ГИА;

Прививать интерес учащихся к изучению русского языка; формировать умение работать в коллективе;

Методические приёмы : словарный диктант, конструирование предложений, работа по опорной схеме, самостоятельная работа.

I. Стадия вызова. Актуализация знаний.

А) Повторение и систематизация изученного («Дополни схему»).

— Дома повторяли орфограмму «Правописание о/е после шипящих в разных частях речи». Вспомним основные правила правописания. Для этого вы должны заполнить предлагаемую вам схему на слайде. Первая схема «Правописание о/е после шипящих в корне слова». Прочитайте схему. Слайд.

— Каким словом надо ее дополнить?

— Какие вы знаете слова — исключения? Прочитаем шуточное стихотворение на слайде. Слайд.

— Значение каких слов осталось вам непонятным?

(Чок — в огнестрельном гладкоствольном оружии — дульное сужение (или раструб), необходимое для уменьшения или увеличения рассеивания дроби при выстреле.

Мажо́р в музыке — один из двух ладов (наряду с минором) гармонической тональности

Джонка — традиционное китайское и японское парусное судно для плавания по рекам и вблизи морского побережья

Артишок- травянистое растение семейства сложноцветных с крупными соцветиями, нижние мясистые части которых идут в пищу.

Джоуль — единица измерения работы и энергии в системе СИ.)

— Вторая схема напомнит нам о правописании о/е после шипящих в окончании разных частей речи. Рассмотрите ее. Слайд.

-Какими словами дополним ее?

— Вписываем нужные слова.

— Третья схема расскажет о правописании о/е после шипящих в суффиксах разных частей речи. Слайд.

-Что вы можете сказать о недостающих словах?

— Какие 3 условия определяют выбор орфограммы «Правописание о/е после шипящей»?

(Вывод: часть речи, часть слова, ударение).

4. Организация целеполагания.

-Кто сможет сформулировать тему урока? Запишем в тетрадь тему урока. Слайд.

— Прочитайте о целях нашего урока на слайде. Слайд.

— Изучать правило правописания мы будем не одни, а с Крошкой Енотом! Слайд.

5. Объяснение нового материала (проблемная ситуация)

-Прочитайте текст, спроецированный на слайде. Слайд.

— О чем говорится в тексте?

— Докажите, что перед вами текст.

– Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы. Орфограммы во 2 предложении, выделенном курсивом, оставьте с пропуском.

Маленькая девч…нка купила по деш…вке украшения, завернул а их в бумаж…нку, перевязала беч…вкой, положила в кош…лку и пошла по ровной дорож…ньке домой. 2) Солнце пекло горяч…, но на улице было свеж…. 3) Вдруг из – за куста крыж…вника, держа в лапах холщ…вый меш…к с испеч…нным волшебным ж…лудем , выпрыгнул лягуш…нок , окутанный парч…вым плащ…м с капюш…ном .

4 ) Девч…нка сначала испугалась , а потом долго смеялась , разглядывая животное .

а) Стадия осмысления.

Выделите грамматическую основу в 1, 3, 4 предложениях. (устно разбирает один ученик одно предложение, схема выносится на доску)

— Объясните написание слов с пропущенными буквами. Не забывайте указывать при этом часть речи, часть слова. Слайд.

— Прочитайте 2 предложение, выделенное курсивом. Выделите грамматическую основу. (выяснить частеречную принадлежность слова «свежо» — краткое прилагательное)

-Почему слово «свежо» — краткое прилагательное, докажите.

-Какую мы вставим букву в этом слове?

— Какой частью речи является слово «горячо»? Почему?

— Чтобы вставить правильно букву, самостоятельно прочитайте параграф учебника и расскажите об условиях выбора гласной в суффиксе наречий. Слайд.

— Прочитайте алгоритм применения правила «Буквы о/е после шипящих на конце наречий» Слайд.

— В каких случаях после шипящих на конце наречий пишется о, в каких е?

Вывод: в суффиксах наречий после шипящих в ударном положении пишется о, в безударном – е. Слайд.

— Какое слово является исключением для этого правила?

б) Чтение рифмовки на новую орфограмму (читается стихотворение, сочиненное учителем, а в это время обращается внимание на запись на доске). Слайд.

Свеж(о,ё?), хорош(о,ё?) и могуч(е,о?), зловещ(е,о?)

Что в суффиксе нужно писать у наречий?

После шипящих под ударением о

(Например, хорошо, горячо и свежо).

Когда ударенья в суффиксе не слышим,

То букву е непременно напишем.

Пусть слово ещё никого не смущает,

Оно лишь одно исключеньем…(бывает).

— Вернемся к нашей схеме и нашему предложению и вставим пропущенную букву в оставшееся слово. Объясните свой выбор.

в) Слайдовая лексическая работа. Слайд.

— По лексическому толкованию узнай наречие с изучаемой орфограммой и запиши их. Обозначь условия выбора орфограммы. Картинки тебе помогут! (Учащиеся отвечают, по одному записываем слова у доски, обозначаем орфограмму)

Любяще, зловеще, угрожающе, певуче, убаюкивающее, горячо, неуклюже, умоляюще, блестяще.

г) подготовка к ГИА Слайд.

— Прочитайте предложение, спроецированное на слайде. Объясните пропущенные буквы.

— Выполните первое задание.

В-3 Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом:

«Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».

В-2 Выпишите слово с чередующейся безударной гласной.

д) Самостоятельная работа. (по карточкам)

I. Вар. 1. Вставить пропущенные буквы, обозначить изучаемую орфограмму: хорош…, пугающ…, ослепляющ…, умоляющ…, ещ…, свеж…, певуч…, горяч…, немигающ…, волнующ…

2. Списать предложение в тетрадь, найти в нем наречие на изучаемую орфограмму и сделать его морфологический разбор:

Озимое поле свежо сверкает.

Дополнительное задание: выполнить синтаксический разбор данного предложения.

II. Вар . 1. Списать, вставляя пропущенные буквы. Какой образ и как создает И.А.Бунин в этом стихотворении?

А в старом палисаднике т..мно,

Свеж.. и сладко пахн..т можжевельник,

И сонно, сонно светится сквозь ельник

Серпа з..л..новатое пятно.

2. Сделать морфологический разбор слова свежо, морфемный разбор слов сонно, зеленоватое, светится.

д) Домашнее задание. Слайд.
Продолжите рассказ о девочке, используя наречия с шипящей на конце. Постарайтесь употребить в тексте простые осложненные предложения. Орфограмму обозначьте.

Подведение итогов. Рефлексия.

Вспомните, какие цели мы ставили?

От чего зависит написание О — Е после шипящих на конце наречий?

Каким правилом мы будем руководствоваться при выборе О или Е после шипящих на конце наречий?

Все ли наречия подчиняются этому правилу?

Раздаточный материал . Отметить свою работу на уроке. Слайд.


источники:

http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/o-e-na-konce-narechiy-posle-shipyashhih

http://infourok.ru/konspekt-uroka-7-klass-bukvy-o-i-e-posle-shipyashih-na-konce-narechij-4130470.html