Буквы «о», «е» после шипящих на конце наречий
Буквы «о», «е» после шипящих на конце наречий пишутся в зависимости от поставки ударения в слове.
Прежде чем выяснить, в каких случаях пишутся буквы «о», «е» на конце наречий после шипящих, определим, какую значимую часть слова они выражают.
С этой целью рассмотрим примеры наречий:
От качественных прилагательных «неуклюжий» и «свежий» можно образовать однокоренные наречия с помощью суффиксов:
Понаблюдав за словообразованием, сделаем вывод, что буквы «о» и «е» обозначают суффиксы наречий.
Выясним, когда следует на конце наречий после шипящих «ч», «ж», «ш», «щ» написать букву «о» или «е».
Правописание буквы «о», «е» на конце наречий
Если буквы «о», «е» находятся после шипящих на конце наречий, то их написание выбираем в зависимости от ударения согласно правилу орфографии. В правописании этих букв, которые обозначают суффиксы наречий или суффиксы и окончания имен существительных, прилагательных имеет значение место ударения в словах.
Правило
Буква «о» пишется после шипящих на конце наречий под ударением:
И, напротив, буква «е» соответственно пишется после шипящих на конце наречий без ударения:
Слово-исключение — это наречие «ещё».
В этом слове вопреки орфографическому правилу под ударением после шипящего пишется буква «ё».
Под ударением — «о» | Без ударения — «е» |
---|---|
свеж о горяч о хорош о | певуч е блестящ е раньш е |
Исключение | |
ещё |
Посмотрим, как в зависимости от места постановки ударения аналогично пишутся буквы «о», «е» у существительных и прилагательных:
- лежать под стеллаж о́м — любоваться да́ч е й ;
- больш о́й пропуск — на ме́ньш е й стороне;
- морж о́в ый клык — плю́ш е в ый мишка.
Чтобы усвоить написание буквы «о» или «е», обозначающей суффикс наречия после шипящего основы, прочтем примеры предложений.
Примеры
Тренер ободря́юще похлопал спортсмена по плечу.
Бабушка начала певу́че рассказывать внучке Маше сказку.
Миша блестя́ще сдал экзамены в вузе.
Тебе приходилось плавать в лесном озере нагишо́м?
Перед стартом лыжник быстро надел шапочку на стриженную ежо́м голову.
В автобусе пассажиры смотрели негоду́юще на человека, громко говорящего по телефону.
Народная мудрость утверждает, что ти́ше едешь — да́льше будешь.
Хорошо́ бы отдохнуть еще часок!
Он не соглашался с нами и продолжал горячо́ спорить.
Под теплыми лучами солнца детишки бегают голышо́м.
Видеоурок для учащихся 7 класса
О, Е на конце наречий после шипящих
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 1152.
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 1152.
Правильное написание суффиксов О и Е в наречиях после шипящих зависит от ударения в слове. В данной статье приведены правила написания этих суффиксов, а также исключения из них. Для лучшего усвоения материала представлены примеры к каждому правилу.
Правописание суффиксов О, Е после шипящих в наречиях
Написание букв о, е на конце наречий после шипящих зависит от того, на какой слог приходится в слове ударение:
- Суффикс -о в наречиях после шипящих пишется в позиции под ударением.
Конспект урока 7 класс » Буквы О и Е после шипящих на конце наречий»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ
Тема : Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
Цели : Продолжить изучение наречий; закрепить умение узнавать наречия в тексте и характеризовать их как неизменяемую часть речи;
Повторить материал, изученный по теме «Правописание о, е после шипящих»; познакомить учащихся с новой темой «О,Е после шипящих на конце наречий»; продолжить работу над заданиями, рекомендованными для подготовки к ГИА;
Прививать интерес учащихся к изучению русского языка; формировать умение работать в коллективе;
Методические приёмы : словарный диктант, конструирование предложений, работа по опорной схеме, самостоятельная работа.
I. Стадия вызова. Актуализация знаний.
А) Повторение и систематизация изученного («Дополни схему»).
— Дома повторяли орфограмму «Правописание о/е после шипящих в разных частях речи». Вспомним основные правила правописания. Для этого вы должны заполнить предлагаемую вам схему на слайде. Первая схема «Правописание о/е после шипящих в корне слова». Прочитайте схему. Слайд.
— Каким словом надо ее дополнить?
— Какие вы знаете слова — исключения? Прочитаем шуточное стихотворение на слайде. Слайд.
— Значение каких слов осталось вам непонятным?
(Чок — в огнестрельном гладкоствольном оружии — дульное сужение (или раструб), необходимое для уменьшения или увеличения рассеивания дроби при выстреле.
Мажо́р в музыке — один из двух ладов (наряду с минором) гармонической тональности
Джонка — традиционное китайское и японское парусное судно для плавания по рекам и вблизи морского побережья
Артишок- травянистое растение семейства сложноцветных с крупными соцветиями, нижние мясистые части которых идут в пищу.
Джоуль — единица измерения работы и энергии в системе СИ.)
— Вторая схема напомнит нам о правописании о/е после шипящих в окончании разных частей речи. Рассмотрите ее. Слайд.
-Какими словами дополним ее?
— Вписываем нужные слова.
— Третья схема расскажет о правописании о/е после шипящих в суффиксах разных частей речи. Слайд.
-Что вы можете сказать о недостающих словах?
— Какие 3 условия определяют выбор орфограммы «Правописание о/е после шипящей»?
(Вывод: часть речи, часть слова, ударение).
4. Организация целеполагания.
-Кто сможет сформулировать тему урока? Запишем в тетрадь тему урока. Слайд.
— Прочитайте о целях нашего урока на слайде. Слайд.
— Изучать правило правописания мы будем не одни, а с Крошкой Енотом! Слайд.
5. Объяснение нового материала (проблемная ситуация)
-Прочитайте текст, спроецированный на слайде. Слайд.
— О чем говорится в тексте?
— Докажите, что перед вами текст.
– Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы. Орфограммы во 2 предложении, выделенном курсивом, оставьте с пропуском.
Маленькая девч…нка купила по деш…вке украшения, завернул а их в бумаж…нку, перевязала беч…вкой, положила в кош…лку и пошла по ровной дорож…ньке домой. 2) Солнце пекло горяч…, но на улице было свеж…. 3) Вдруг из – за куста крыж…вника, держа в лапах холщ…вый меш…к с испеч…нным волшебным ж…лудем , выпрыгнул лягуш…нок , окутанный парч…вым плащ…м с капюш…ном .
4 ) Девч…нка сначала испугалась , а потом долго смеялась , разглядывая животное .
а) Стадия осмысления.
— Выделите грамматическую основу в 1, 3, 4 предложениях. (устно разбирает один ученик одно предложение, схема выносится на доску)
— Объясните написание слов с пропущенными буквами. Не забывайте указывать при этом часть речи, часть слова. Слайд.
— Прочитайте 2 предложение, выделенное курсивом. Выделите грамматическую основу. (выяснить частеречную принадлежность слова «свежо» — краткое прилагательное)
-Почему слово «свежо» — краткое прилагательное, докажите.
-Какую мы вставим букву в этом слове?
— Какой частью речи является слово «горячо»? Почему?
— Чтобы вставить правильно букву, самостоятельно прочитайте параграф учебника и расскажите об условиях выбора гласной в суффиксе наречий. Слайд.
— Прочитайте алгоритм применения правила «Буквы о/е после шипящих на конце наречий» Слайд.
— В каких случаях после шипящих на конце наречий пишется о, в каких е?
Вывод: в суффиксах наречий после шипящих в ударном положении пишется о, в безударном – е. Слайд.
— Какое слово является исключением для этого правила?
б) Чтение рифмовки на новую орфограмму (читается стихотворение, сочиненное учителем, а в это время обращается внимание на запись на доске). Слайд.
Свеж(о,ё?), хорош(о,ё?) и могуч(е,о?), зловещ(е,о?)
Что в суффиксе нужно писать у наречий?
После шипящих под ударением о
(Например, хорошо, горячо и свежо).
Когда ударенья в суффиксе не слышим,
То букву е непременно напишем.
Пусть слово ещё никого не смущает,
Оно лишь одно исключеньем…(бывает).
— Вернемся к нашей схеме и нашему предложению и вставим пропущенную букву в оставшееся слово. Объясните свой выбор.
в) Слайдовая лексическая работа. Слайд.
— По лексическому толкованию узнай наречие с изучаемой орфограммой и запиши их. Обозначь условия выбора орфограммы. Картинки тебе помогут! (Учащиеся отвечают, по одному записываем слова у доски, обозначаем орфограмму)
Любяще, зловеще, угрожающе, певуче, убаюкивающее, горячо, неуклюже, умоляюще, блестяще.
г) подготовка к ГИА Слайд.
— Прочитайте предложение, спроецированное на слайде. Объясните пропущенные буквы.
— Выполните первое задание.
В-3 Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом:
«Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».
В-2 Выпишите слово с чередующейся безударной гласной.
д) Самостоятельная работа. (по карточкам)
I. Вар. 1. Вставить пропущенные буквы, обозначить изучаемую орфограмму: хорош…, пугающ…, ослепляющ…, умоляющ…, ещ…, свеж…, певуч…, горяч…, немигающ…, волнующ…
2. Списать предложение в тетрадь, найти в нем наречие на изучаемую орфограмму и сделать его морфологический разбор:
Озимое поле свежо сверкает.
Дополнительное задание: выполнить синтаксический разбор данного предложения.
II. Вар . 1. Списать, вставляя пропущенные буквы. Какой образ и как создает И.А.Бунин в этом стихотворении?
А в старом палисаднике т..мно,
Свеж.. и сладко пахн..т можжевельник,
И сонно, сонно светится сквозь ельник
Серпа з..л..новатое пятно.
2. Сделать морфологический разбор слова свежо, морфемный разбор слов сонно, зеленоватое, светится.
д) Домашнее задание. Слайд.
Продолжите рассказ о девочке, используя наречия с шипящей на конце. Постарайтесь употребить в тексте простые осложненные предложения. Орфограмму обозначьте.
Подведение итогов. Рефлексия.
Вспомните, какие цели мы ставили?
От чего зависит написание О — Е после шипящих на конце наречий?
Каким правилом мы будем руководствоваться при выборе О или Е после шипящих на конце наречий?
Все ли наречия подчиняются этому правилу?
Раздаточный материал . Отметить свою работу на уроке. Слайд.
http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/o-e-na-konce-narechiy-posle-shipyashhih
http://infourok.ru/konspekt-uroka-7-klass-bukvy-o-i-e-posle-shipyashih-na-konce-narechij-4130470.html