Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 63. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных
- познакомиться с именами существительными собственными и нарицательными.
- научиться различать собственные и нарицательные имена существительные, находить их в тексте;
- познакомиться с правилом написания имён собственных.
- какие имена существительные называют собственными, а какие нарицательными;
- познакомимся с правилами написания имён собственных;
- различать собственные и нарицательные имена существительные;
- научиться писать имена собственные с заглавной буквы.
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.
Собственные имена существительные – это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей, улиц.
Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 51–60.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 23–33.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Все имена существительные можно разделить на две группы – собственные и нарицательные.
Собственные имена существительные называют такие предметы, которые неповторимы, единичны: это названия стран (Россия, Франция), городов (Москва, Лондон), морей (Чёрное, Балтийское), рек (Нева, Волга), океанов (Тихий, Индийский), улиц (Тенистая, Садовая), имена, фамилии, отчества людей (Александр Сергеевич Пушкин), клички животных (Барсик, Шарик), названия книг («Три товарища»), газет («Вести»), журналов («Мурзилка»), мультфильмов («Маша и медведь»), кинофильмов («Приключения Электроника»).
Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.
Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными: собака, котёнок, брат, дедушка, конь, город, озеро.
Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.
У нас в стране сотни тысяч фамилий! А раньше фамилий не было, их заменяли имена и прозвища. Фамилии давались по имени отца, по прозвищу, по ремеслу, которым занимался человек, по его месту проживания, по названиям животных и птиц, которые играли существенную роль в жизни человека.
Иванов – сын Ивана, Петров – сын Петра. Кузнецов – фамилия образована от названия профессии (связана с кузнечным ремеслом). Смоленцев – фамилия указывает на место жительства (город Смоленск).
В России птицы всегда пользовались большой любовью и множество фамилий произошло от их названий. Например: Галкин, Грачёв, Журавлёв, Соловьёв, Лебедев и др.
А само слово фамилия пришло к нам из латинского языка. Сначала оно называло семью, род, домочадцев, а потом родовое, семейное имя. То есть фамилия – это «имя семьи».
Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль
Задание. Проверьте работу.
Отметьте правильно написанное предложение.
А) Под кустом алёша нашёл Ёжика.
Б) Под кустом Алёша нашёл ёжика.
В) Под кустом Алёша нашёл Ёжика.
Подсказка: Вспомните, какие имена существительные пишутся с заглавной буквы.
Правильный ответ: Б) Под кустом Алёша нашёл ёжика.
Задание. Имена собственные.
Прочитайте. Найдите и подчеркните имена собственные.
Денис, деревня, Кораблёв, город, Даша, девочка, Петрова, мальчик, Новгород, озеро, Макарова, Байкал
Подсказка: Вспомните определение собственных имён существительных
Правильный ответ: Денис, деревня, Кораблёв, город, Даша, девочка, Петрова, мальчик, Новгород, озеро, Макарово, Байкал
Имена существительные собственные и нарицательные. Примеры
По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с прописной буквы, нарицательные — со строчной.
Узнаем, что такое собственные и нарицательные существительные в русском языке.
Имена существительные называют конкретные предметы (ручка, стол, доска), их составные части (дно, крышка, ножка), живых существ (лось, кошка, малыш, Витя, Степановна), действия и состояния (ходьба, бег, болезнь, удивление), свойства и количества в отвлечении от их носителя (долгота, ширина, вес).
Имена существительные обладают обобщенно-предметным значением. В связи с этим они делятся на нарицательные и собственные.
Нарицательные имена существительные
Примеры:
Для большинства нарицательных имен существительных характерно изменение по числам:
Но существуют имена нарицательные, которые употребляются только в форме единственного ((темнота, пламя) или множественного числа ( брюки, грабли, каникулы).
Собственные имена существительные
Например, именем нарицательным является слово «битва», а наименование «Бородино» является именем собственным, которое называет известное историческое сражение.
К собственным именам существительным принадлежат
- фамилии, имена, отчества, псевдонимы, прозвища людей (Воронцов Дмитрий Сергеевич, Анна Степановна, Демьян Бедный, Владимир Красно Солнышко, Ричард Львиное Сердце, Хват,Косой, Сорока);
- названия географических и астрономических объектов (гора Эльбрус, река Волга, Солнце);
- имена божеств (Иисус Христос, Аллах, Иегова, Яхве, Шива, Молох, Перун);
- клички животных ( Дружок, Мурка, Звездочка);
- названия государств, городов, поселков, деревень, районов и прочих административных единиц (Российская Федерация, Бельгия, город Саратов, поселок Глубокое,деревня Березино,Первомайский район);
- названия исторических событий, эпох (Древний Египет, эпоха Возрождения,Новгородская Русь);
- названия торжеств и праздников (День Победы, 1 Мая, День примирения и согласия);
- названия предприятий, компаний, торговых центров, магазинов и пр. (завод «Луч», компания«Электросила», торговый центр «Галилео», магазин » Матрёшка»);
- названия книг, газет, журналов («Тихий Дон», «Вечерняя Москва», «Юность») и т.д.
Имена собственные пишутся с прописной (большой) буквы, чем они кардинально отличаются от имен нарицательных, то есть фактически прописная буква является графическим способом выделения индивидуальных названий — имен собственных, например:
Особенности собственных и нарицательных существительных
Любое имя нарицательное или сочетание слов, использованное в качестве названия, становится именем собственным, например:
- победа — площадь Победы;
- шарик — собачка Шарик;
- медведица — созвездие Большая Медведица;
- орешек — озеро Орешек.
Существует и обратный процесс, когда имена собственные становятся нарицательными, например:
- Ампер¹ — это фамилия французского физика;
- ампер² — единица измерения силы тока, названная его именем.
- Геркулес¹ — имя древнегреческого мифического героя, обладающего невероятной силой;
- геркулес² — овсяная крупа.
- Кольт¹ — фамилия изобретателя;
- кольт² — вид оружия, названный его именем.
- Рентген¹ — немецкий физик, открывший невидимые лучи, которые названы в честь первооткрывателя нарицательным существительным «рентген²».
Именами нарицательными стали существительные, обозначившие целый класс однородных предметов или явлений:
Некоторые существительные в зависимости от речевой ситуации могут быть как нарицательными, так и именами собственными, например: «солнце», «земля», «луна», «родина».
Примеры
Впрочем, крупнейшие мыслители древности понимали, что звездное небо, Солнце и Луна — это нечто большее, чем увеличенное подобие планетария (Х. Хабер).
Краешек солнца еще светился над лесом, но в кустах уже густели сумерки (Н. Сладков).
…была осень, луна над головой, и еще оттого, наверное, что во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине (В. Астафьев).
Руки человека, подчиняясь его воле и разуму, превратили дикие земли в богатые поля, заставили яблоню-дикарку приносить сладкие плоды (В. Катаев).
Выяснилось, что большинство звезд небосвода оказались во много раз больше Земли (Х. Хабер).
Если имена нарицательные употребляются в формах единственного и множественного числа (семья — семьи, дом — дома), то имена собственные имеют, как правило, форму только единственного или форму только множественного числа.
Сравним:
Видеоурок
«Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку 2-й класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye.docx | 939.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Уваровская средняя общеобразовательная школа.»
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе
«Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.»
Цвиликова Ирина Николаевна.
2012—2013 учебный год.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Цели: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.
— Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).
Все снежинки оказались на земле. Они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!»
Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
Тарелка , товарищ, щавель, метель, народ, вдруг, сапог, обезьяна, месяц, январь, февраль, картина.
Взаимопроверка по словарю на с. 134-135. Взаимооценка работ: « !» – работа выполнена без ошибок; «+» — 1-2 ошибки; «-» — 3 ошибки и более.
- Игра « Исправь ошибки Незнайки»
Текст с ошибками записан на доске.
Машина мчялась по глаткой дароге. Мы едем к бабушке дарйе. Скоро москва. Бабушка жывет на улице пушкинской.
Дети самостоятельно работают в тетрадях. Проверка: один ученик выходит к доске, исправляет ошибки, объясняет правописание орфограмм.
|||. Самоопределение к деятельности.
— Назовите в исправленном тексте слова, которые вы написали с заглавной буквы. ( Дарье, Москва, Пушкинской.)
— К какой части речи они относятся? (К имени существительному.)
— Какие существительные в тексте написаны со строчной буквы?
— Как можно классифицировать эти слова?
— Попробуйте сформулировать тему урока (Дети называют тему, учитель – корректирует, записывает тему урока на доске.)
— Какие задачи поставим перед собой ? ( Научиться различать собственные и нарицательные имена существительные и правильно их писать.)
— Молодцы! Откройте учебник на с. 51 и прочитайте тему урока.
| \/. Работа по теме урока.
Упражнение 87. Стр. 51.
( Коллективный разбор . Самостоятельное списывание. )
— Имена, отчества и фамилии есть у всех людей. Но каждый человек имеет свое собственное имя, свое собственное отчество, свою собственную фамилию, которые принадлежат только ему.
— Прочитайте правило на стр. 52.
— Какие имена существительные называются собственными?
— Подберем примеры из окружающего мира (Дети приводят свои примеры.)
— Сколько в классе девочек? Назовите их имена.
— Как будем записывать первую букву имени?
— Назовите имя, отчество, фамилию своих родителей. Как будем записывать эти слова?
— В какой стране мы живем?
— Как называется наш город?
— Сделайте вывод : какие слова относятся к собственным именам существительным?
(Дети делают вывод.)
— Прочитайте правило на стр. 53.
— Как называются все остальные имена существительные ? (Нарицательные.)
— Почему их так называют?
(Они называют (нарицают) любой предмет, явление, свойство из множества им подобных .)
— Придумайте примеры из окружающего мира.
(Дети приводят свои примеры.)
(Стихотворение записано на интерактивной доске .
Во время чтения стихотворения выполняется ходьба на месте .)
Еле – еле, еле – еле
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Раз – два, раз – два,
Вот и кончилась игра.
Раз – два, раз – два,
И за парты нам пора.
Упражнение 89. Стр.52.
Упражнение 90. Стр. 53.
— Какие слова не записали? Почему ?
На интерактивной доске записаны предложения.
— Прочитайте предложения. Выберите из скобок нужную букву и запишите предложения без ошибок.
В небе летит воздушный (Ш,ш)арик.
Дом охраняет (Ш,ш)арик.
На девочке надета (Б,б)елая блузка.
Мы плывем по реке (Б,б)елая.
Проверка: один ученик выходит к доске и исправляет ошибки. Далее самопроверка по образцу, самооценка с помощью смайликов.
Желтый – работа выполнена без ошибок.
Зеленый – допущено 1 – 2 ошибки.
Красный – 3 ошибки и более.
(Дети показывают смайлики.)
\/|||. Подведение итогов урока.
— Как вы научились классифицировать имена существительные?
— Какую орфограмму повторили на уроке?
— Что нужно помнить о написании этой орфограммы?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
Выполнить упражнение 91. Стр. 53. Выучить правило на стр. 54.
http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/imena-sobstvennyie-naritsatelnye.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/06/28/sobstvennye-i-naritsatelnye-imena-sushchestvitelnye