Нарицательные и собственные имена существительные их правописание

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 63. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных

  • познакомиться с именами существительными собственными и нарицательными.
  • научиться различать собственные и нарицательные имена существительные, находить их в тексте;
  • познакомиться с правилом написания имён собственных.
  • какие имена существительные называют собственными, а какие нарицательными;
  • познакомимся с правилами написания имён собственных;
  • различать собственные и нарицательные имена существительные;
  • научиться писать имена собственные с заглавной буквы.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.

Собственные имена существительные – это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей, улиц.

Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 51–60.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 23–33.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Все имена существительные можно разделить на две группы – собственные и нарицательные.

Собственные имена существительные называют такие предметы, которые неповторимы, единичны: это названия стран (Россия, Франция), городов (Москва, Лондон), морей (Чёрное, Балтийское), рек (Нева, Волга), океанов (Тихий, Индийский), улиц (Тенистая, Садовая), имена, фамилии, отчества людей (Александр Сергеевич Пушкин), клички животных (Барсик, Шарик), названия книг («Три товарища»), газет («Вести»), журналов («Мурзилка»), мультфильмов («Маша и медведь»), кинофильмов («Приключения Электроника»).

Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.

Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными: собака, котёнок, брат, дедушка, конь, город, озеро.

Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

У нас в стране сотни тысяч фамилий! А раньше фамилий не было, их заменяли имена и прозвища. Фамилии давались по имени отца, по прозвищу, по ремеслу, которым занимался человек, по его месту проживания, по названиям животных и птиц, которые играли существенную роль в жизни человека.

Иванов – сын Ивана, Петров – сын Петра. Кузнецов – фамилия образована от названия профессии (связана с кузнечным ремеслом). Смоленцев – фамилия указывает на место жительства (город Смоленск).

В России птицы всегда пользовались большой любовью и множество фамилий произошло от их названий. Например: Галкин, Грачёв, Журавлёв, Соловьёв, Лебедев и др.

А само слово фамилия пришло к нам из латинского языка. Сначала оно называло семью, род, домочадцев, а потом родовое, семейное имя. То есть фамилия – это «имя семьи».

Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль

Задание. Проверьте работу.

Отметьте правильно написанное предложение.

А) Под кустом алёша нашёл Ёжика.

Б) Под кустом Алёша нашёл ёжика.

В) Под кустом Алёша нашёл Ёжика.

Подсказка: Вспомните, какие имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Правильный ответ: Б) Под кустом Алёша нашёл ёжика.

Задание. Имена собственные.

Прочитайте. Найдите и подчеркните имена собственные.

Денис, деревня, Кораблёв, город, Даша, девочка, Петрова, мальчик, Новгород, озеро, Макарова, Байкал

Подсказка: Вспомните определение собственных имён существительных

Правильный ответ: Денис, деревня, Кораблёв, город, Даша, девочка, Петрова, мальчик, Новгород, озеро, Макарово, Байкал

Имена существительные собственные и нарицательные. Примеры

По зна­че­нию име­на суще­стви­тель­ные делят­ся на соб­ствен­ные и нари­ца­тель­ные. Имена соб­ствен­ные пишут­ся с про­пис­ной бук­вы, нари­ца­тель­ные — со строчной.

Узнаем, что такое соб­ствен­ные и нари­ца­тель­ные суще­стви­тель­ные в рус­ском языке.

Имена суще­стви­тель­ные назы­ва­ют кон­крет­ные пред­ме­ты (руч­ка, стол, дос­ка), их состав­ные части (дно, крыш­ка, нож­ка), живых существ (лось, кош­ка, малыш, Витя, Степановна), дей­ствия и состо­я­ния (ходь­ба, бег, болезнь, удив­ле­ние), свой­ства и коли­че­ства в отвле­че­нии от их носи­те­ля (дол­го­та, шири­на, вес).

Имена суще­стви­тель­ные обла­да­ют обобщенно-предметным зна­че­ни­ем. В свя­зи с этим они делят­ся на нари­ца­тель­ные и соб­ствен­ные.

Нарицательные имена существительные

Примеры:

Для боль­шин­ства нари­ца­тель­ных имен суще­стви­тель­ных харак­тер­но изме­не­ние по числам:

Но суще­ству­ют име­на нари­ца­тель­ные, кото­рые упо­треб­ля­ют­ся толь­ко в фор­ме един­ствен­но­го ((тем­но­та, пла­мя) или мно­же­ствен­но­го чис­ла ( брю­ки, граб­ли, кани­ку­лы).

Собственные имена существительные

Например, име­нем нари­ца­тель­ным явля­ет­ся сло­во «бит­ва», а наиме­но­ва­ние «Бородино» явля­ет­ся име­нем соб­ствен­ным, кото­рое назы­ва­ет извест­ное исто­ри­че­ское сражение.

К соб­ствен­ным име­нам суще­стви­тель­ным принадлежат

  • фами­лии, име­на, отче­ства, псев­до­ни­мы, про­зви­ща людей (Воронцов Дмитрий Сергеевич, Анна Степановна, Демьян Бедный, Владимир Красно Солнышко, Ричард Львиное Сердце, Хват,Косой, Сорока);
  • назва­ния гео­гра­фи­че­ских и аст­ро­но­ми­че­ских объ­ек­тов (гора Эльбрус, река Волга, Солнце);
  • име­на божеств (Иисус Христос, Аллах, Иегова, Яхве, Шива, Молох, Перун);
  • клич­ки живот­ных ( Дружок, Мурка, Звездочка);
  • назва­ния госу­дарств, горо­дов, посел­ков, дере­вень, рай­о­нов и про­чих адми­ни­стра­тив­ных еди­ниц (Российская Федерация, Бельгия, город Саратов, посе­лок Глубокое,дерев­ня Березино,Первомайский рай­он);
  • назва­ния исто­ри­че­ских собы­тий, эпох (Древний Египет, эпо­ха Возрождения,Новгородская Русь);
  • назва­ния тор­жеств и празд­ни­ков (День Победы, 1 Мая, День при­ми­ре­ния и согла­сия);
  • назва­ния пред­при­я­тий, ком­па­ний, тор­го­вых цен­тров, мага­зи­нов и пр. (завод «Луч», ком­па­ния«Электросила», тор­го­вый центр «Галилео», мага­зин » Матрёшка»);
  • назва­ния книг, газет, жур­на­лов («Тихий Дон», «Вечерняя Москва», «Юность») и т.д.

Имена соб­ствен­ные пишут­ся с про­пис­ной (боль­шой) бук­вы, чем они кар­ди­наль­но отли­ча­ют­ся от имен нари­ца­тель­ных, то есть фак­ти­че­ски про­пис­ная бук­ва явля­ет­ся гра­фи­че­ским спо­со­бом выде­ле­ния инди­ви­ду­аль­ных назва­ний — имен соб­ствен­ных, например:

Особенности собственных и нарицательных существительных

Любое имя нари­ца­тель­ное или соче­та­ние слов, исполь­зо­ван­ное в каче­стве назва­ния, ста­но­вит­ся име­нем соб­ствен­ным, например:

  • побе­да — пло­щадь Победы;
  • шарик — собач­ка Шарик;
  • мед­ве­ди­ца — созвез­дие Большая Медведица;
  • оре­шек — озе­ро Орешек.

Существует и обрат­ный про­цесс, когда име­на соб­ствен­ные ста­но­вят­ся нари­ца­тель­ны­ми, например:

  • Ампер¹ — это фами­лия фран­цуз­ско­го физика;
  • ампе­р² — еди­ни­ца изме­ре­ния силы тока, назван­ная его именем.
  • Геркулес¹ — имя древ­не­гре­че­ско­го мифи­че­ско­го героя, обла­да­ю­ще­го неве­ро­ят­ной силой;
  • гер­ку­лес² — овся­ная крупа.
  • Кольт¹ — фами­лия изобретателя;
  • коль­т² — вид ору­жия, назван­ный его именем.
  • Рентген¹ — немец­кий физик, открыв­ший неви­ди­мые лучи, кото­рые назва­ны в честь пер­во­от­кры­ва­те­ля нари­ца­тель­ным суще­стви­тель­ным «рент­ген²».

Именами нари­ца­тель­ны­ми ста­ли суще­стви­тель­ные, обо­зна­чив­шие целый класс одно­род­ных пред­ме­тов или явлений:

Некоторые суще­стви­тель­ные в зави­си­мо­сти от рече­вой ситу­а­ции могут быть как нари­ца­тель­ны­ми, так и име­на­ми соб­ствен­ны­ми, напри­мер: «солн­це», «зем­ля», «луна», «роди­на».

Примеры

Впрочем, круп­ней­шие мыс­ли­те­ли древ­но­сти пони­ма­ли, что звезд­ное небо, Солнце и Луна — это нечто боль­шее, чем уве­ли­чен­ное подо­бие пла­не­та­рия (Х. Хабер).

Краешек солн­ца еще све­тил­ся над лесом, но в кустах уже густе­ли сумер­ки (Н. Сладков).

…была осень, луна над голо­вой, и еще отто­го, навер­ное, что во мне зву­ча­ла музы­ка о неис­тре­би­мой люб­ви к родине (В. Астафьев).

Руки чело­ве­ка, под­чи­ня­ясь его воле и разу­му, пре­вра­ти­ли дикие зем­ли в бога­тые поля, заста­ви­ли яблоню-дикарку при­но­сить слад­кие пло­ды (В. Катаев).

Выяснилось, что боль­шин­ство звезд небо­сво­да ока­за­лись во мно­го раз боль­ше Земли (Х. Хабер).

Если име­на нари­ца­тель­ные упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла (семья — семьи, дом — дома), то име­на соб­ствен­ные име­ют, как пра­ви­ло, фор­му толь­ко един­ствен­но­го или фор­му толь­ко мно­же­ствен­но­го числа.

Сравним:

Видеоурок

«Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Открытый урок по русскому языку 2-й класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye.docx939.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Уваровская средняя общеобразовательная школа.»

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе

«Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.»

Цвиликова Ирина Николаевна.

2012—2013 учебный год.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

— Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!»
Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

Тарелка , товарищ, щавель, метель, народ, вдруг, сапог, обезьяна, месяц, январь, февраль, картина.

Взаимопроверка по словарю на с. 134-135. Взаимооценка работ: « !» – работа выполнена без ошибок; «+» — 1-2 ошибки; «-» — 3 ошибки и более.

  1. Игра « Исправь ошибки Незнайки»

Текст с ошибками записан на доске.

Машина мчялась по глаткой дароге. Мы едем к бабушке дарйе. Скоро москва. Бабушка жывет на улице пушкинской.

Дети самостоятельно работают в тетрадях. Проверка: один ученик выходит к доске, исправляет ошибки, объясняет правописание орфограмм.

|||. Самоопределение к деятельности.

— Назовите в исправленном тексте слова, которые вы написали с заглавной буквы. ( Дарье, Москва, Пушкинской.)

— К какой части речи они относятся? (К имени существительному.)

— Какие существительные в тексте написаны со строчной буквы?

— Как можно классифицировать эти слова?

— Попробуйте сформулировать тему урока (Дети называют тему, учитель – корректирует, записывает тему урока на доске.)

— Какие задачи поставим перед собой ? ( Научиться различать собственные и нарицательные имена существительные и правильно их писать.)

— Молодцы! Откройте учебник на с. 51 и прочитайте тему урока.

| \/. Работа по теме урока.

Упражнение 87. Стр. 51.

( Коллективный разбор . Самостоятельное списывание. )

— Имена, отчества и фамилии есть у всех людей. Но каждый человек имеет свое собственное имя, свое собственное отчество, свою собственную фамилию, которые принадлежат только ему.

— Прочитайте правило на стр. 52.

— Какие имена существительные называются собственными?

— Подберем примеры из окружающего мира (Дети приводят свои примеры.)

— Сколько в классе девочек? Назовите их имена.

— Как будем записывать первую букву имени?

— Назовите имя, отчество, фамилию своих родителей. Как будем записывать эти слова?

— В какой стране мы живем?

— Как называется наш город?

— Сделайте вывод : какие слова относятся к собственным именам существительным?

(Дети делают вывод.)

— Прочитайте правило на стр. 53.

— Как называются все остальные имена существительные ? (Нарицательные.)

— Почему их так называют?

(Они называют (нарицают) любой предмет, явление, свойство из множества им подобных .)

— Придумайте примеры из окружающего мира.

(Дети приводят свои примеры.)

(Стихотворение записано на интерактивной доске .

Во время чтения стихотворения выполняется ходьба на месте .)

Еле – еле, еле – еле

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Раз – два, раз – два,

Вот и кончилась игра.

Раз – два, раз – два,

И за парты нам пора.

Упражнение 89. Стр.52.

Упражнение 90. Стр. 53.

— Какие слова не записали? Почему ?

На интерактивной доске записаны предложения.

— Прочитайте предложения. Выберите из скобок нужную букву и запишите предложения без ошибок.

В небе летит воздушный (Ш,ш)арик.

Дом охраняет (Ш,ш)арик.

На девочке надета (Б,б)елая блузка.

Мы плывем по реке (Б,б)елая.

Проверка: один ученик выходит к доске и исправляет ошибки. Далее самопроверка по образцу, самооценка с помощью смайликов.

Желтый – работа выполнена без ошибок.

Зеленый – допущено 1 – 2 ошибки.

Красный – 3 ошибки и более.

(Дети показывают смайлики.)

\/|||. Подведение итогов урока.

— Как вы научились классифицировать имена существительные?

— Какую орфограмму повторили на уроке?

— Что нужно помнить о написании этой орфограммы?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

Выполнить упражнение 91. Стр. 53. Выучить правило на стр. 54.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/imena-sobstvennyie-naritsatelnye.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/06/28/sobstvennye-i-naritsatelnye-imena-sushchestvitelnye