Нарицательные имена существительные правописание нарицательных имен существительных

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 63. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных

  • познакомиться с именами существительными собственными и нарицательными.
  • научиться различать собственные и нарицательные имена существительные, находить их в тексте;
  • познакомиться с правилом написания имён собственных.
  • какие имена существительные называют собственными, а какие нарицательными;
  • познакомимся с правилами написания имён собственных;
  • различать собственные и нарицательные имена существительные;
  • научиться писать имена собственные с заглавной буквы.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.

Собственные имена существительные – это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей, улиц.

Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 51–60.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 23–33.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Все имена существительные можно разделить на две группы – собственные и нарицательные.

Собственные имена существительные называют такие предметы, которые неповторимы, единичны: это названия стран (Россия, Франция), городов (Москва, Лондон), морей (Чёрное, Балтийское), рек (Нева, Волга), океанов (Тихий, Индийский), улиц (Тенистая, Садовая), имена, фамилии, отчества людей (Александр Сергеевич Пушкин), клички животных (Барсик, Шарик), названия книг («Три товарища»), газет («Вести»), журналов («Мурзилка»), мультфильмов («Маша и медведь»), кинофильмов («Приключения Электроника»).

Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.

Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными: собака, котёнок, брат, дедушка, конь, город, озеро.

Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

У нас в стране сотни тысяч фамилий! А раньше фамилий не было, их заменяли имена и прозвища. Фамилии давались по имени отца, по прозвищу, по ремеслу, которым занимался человек, по его месту проживания, по названиям животных и птиц, которые играли существенную роль в жизни человека.

Иванов – сын Ивана, Петров – сын Петра. Кузнецов – фамилия образована от названия профессии (связана с кузнечным ремеслом). Смоленцев – фамилия указывает на место жительства (город Смоленск).

В России птицы всегда пользовались большой любовью и множество фамилий произошло от их названий. Например: Галкин, Грачёв, Журавлёв, Соловьёв, Лебедев и др.

А само слово фамилия пришло к нам из латинского языка. Сначала оно называло семью, род, домочадцев, а потом родовое, семейное имя. То есть фамилия – это «имя семьи».

Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль

Задание. Проверьте работу.

Отметьте правильно написанное предложение.

А) Под кустом алёша нашёл Ёжика.

Б) Под кустом Алёша нашёл ёжика.

В) Под кустом Алёша нашёл Ёжика.

Подсказка: Вспомните, какие имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Правильный ответ: Б) Под кустом Алёша нашёл ёжика.

Задание. Имена собственные.

Прочитайте. Найдите и подчеркните имена собственные.

Денис, деревня, Кораблёв, город, Даша, девочка, Петрова, мальчик, Новгород, озеро, Макарова, Байкал

Подсказка: Вспомните определение собственных имён существительных

Правильный ответ: Денис, деревня, Кораблёв, город, Даша, девочка, Петрова, мальчик, Новгород, озеро, Макарово, Байкал

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс «Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных»

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс

Нарицательные имена существительные.
Правописание нарицательных имен существительных

Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных

собственные и нарицательные имена формировать умения отличать существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость.

формировать интерес к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из учебного текста; логические – осуществляют
анализ объектов, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Основное содержание
темы, понятия и термины

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных и нарицательных имен существительных. Заглавная буква в именах существительных

учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, экран, проектор, учебная презентация, карточки с заданием.

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

– Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать,

Точно, бойко отвечать!

– Проверим готовность к уроку

А в селе просыпаются жители…

— Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

— Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.

— Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

— Записываем число, классная работа.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация опорных знаний

Словесный: слово учителя;

Запишите словарные слова.

М Молоко, завод, берёза, воробей,

город, лисица, собака, ягода, Россия.

Взаимопроверка по словарю на с. 134-135. Взаимооценка работ: « !» – работа выполнена без ошибок; «+» — 1-2 ошибки;

«-» — 3 ошибки и более.

-Какой частью речи являются все эти слова?

-Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопрос кто? что?)

-Как можно разделить данные существительные на две группы?

(одушевленные не одушевленные)

-Какие существительные называются одушевленными?

-Какие существительные называются неодушевленными?

-Какое слово лишнее? Почему?

(Оно пишется с большой буквы т.к. это название страны.)

— А ещё о нём что можно сказать?

( что это собственное имя существительное)

« Исправь ошибки Незнайки»

Текст с ошибками записан на доске.

Машина мчялась по глаткой дароге. Мы едем к бабушке дарйе. Скоро москва. Бабушка жывет на улице пушкинской .

Производят запись в тетрадь;

воспринимают речь учителя на слух.

Воспроизводят ранее полученные знания.

Дети самостоятельно работают по карточке. Проверка: один ученик выходит к доске, исправляет ошибки, объясняет правописание орфограмм

П: формирование обобщенных знаний;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Упражнение, беседа по вопросам,

III. Самоопределение к деятельности.

Постановка учебной задачи

Попробуйте назвать тему нашего урока.

— Назовите в исправленном тексте слова, которые вы написали с заглавной буквы. ( Дарье, Москва, Пушкинской.)

— К какой части речи они относятся?

(К имени существительному.)

— Какие существительные в тексте написаны со строчной буквы?

— Как можно классифицировать эти слова?

— Попробуйте сформулировать тему урока (Дети называют тему, учитель – корректирует, записывает тему урока на доске.)

Собственные и нарицательные имена существительные.

— Какие задачи поставим перед собой ? ( Научиться различать собственные и нарицательные имена существительные и правильно их писать.)

Сегодня на уроке мы

— Сегодня мы на уроке научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

— Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?

Читают, предлагают формулировки цели
урока

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам

IV. Усвоение
новых знаний
и способов

1. Нарицательные имена существительные (упр. 90).

Правило (учебник, с. 53)

Чтение, беседа, письмо

Знакомит с правилом.

— Что необходимо выполнить?

— Какое слово лишнее в первой строке? Почему? По какому признаку определили?/

— во второй строчке?/в третьей?

— Спишите, вставляя пропущенные буквы, располагая в алфавитном порядке (3 ученика у доски)

Читают правило,
запоминают его.

Находят лишние слова.

Списывают слова, располагая их в алфавитном порядке

Извлекают необходимую информацию
из учебного текста,

воспроизводят ее
по памяти. Устанав-
ливают логические
связи. Умеют располагать слова в алфавитном порядке

Беседа по вопросам, письмо

2. Полные,
неполные (сокращенные) имена, ласковые формы имен

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

Организует работу с упражнениями. Проводит беседу, контролирует выполнение

Читают и отвечают

на вопросы учителя,
выполняют письменные задания

Классифицируют имена по заданным критериям. Изменяют форму своего имени

Беседа по вопросам, упражнение

по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

3. Истрия возникновения фамилии

А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу).

Даша, когда у тебя День рождения?

А почему возникла пауза? (Две Даши)

— Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.)

Давайте рассмотрим следующую ситуацию:

В одной школе в одном классе учились два Чаптыковых Михаила и, причём, они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени отчеству).

Дома вы в рабочих тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество.

– Люди очень давно поняли, что одного имени мало, чтобы узнать о ком идёт речь. К имени стали добавлять, чей он сын или чья дочь: так и говорили – Иван сын Петра (позднее Петрович). История появления фамилий очень интересна… В фамилиях находят отражение занятия человека, его место жительства и т. д.

В основе многих фамилий лежит имя (Захаров, Иванов, Петров).

— Об этом вы можете прочитать в учебнике на с.56 «страничка для любознательных»

Отвечают на вопросы учителя,

: формирование обобщенных знаний;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Беседа по вопросам

Материал для физкультминуток содержится в рекомендуемых пособиях (см.: Литература)

по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.

Работа по карточке

Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им бить и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!

-Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.

-Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

Границы России. Границы России проходят по суше и по воде. На севере граница начинается в Баренцевом море. На западе проходит по узкой полоске суши в Балтийском море. На юго-востоке границей является река Амур. А на Дальнем Востоке граница идёт по водам Тихого океана.

Россия – это речной и озёрный край. Величайшие реки её – Москва, Волга, Дон, Енисей, Обь, Лена. Озеро Байкал самое глубокое в мире.

— Россия – это наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая родина.

-Как называется посёлок, в котором мы живём?

-Наш посёлок маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя – Верхняя Кардаиловка .

— Наш посёлок имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем поселке жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорили дома, в школе на классных часах, на занятиях кружка.

— Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем посёлке, вставив, где нужно собственные имена существительные.

____________ — мой посёлок. Он очень красивый. Рядом с посёлком течёт река________—-. В нашем посёлке родились и выросли замечательные люди. Герой СССР _________________.

Его имя носит улица, на которой расположена наша школа.

Слова для справок : Иван Алексеевич Кузнецов.

-Какой у вас получился рассказ? (слайд)

Отвечают на вопросы.

Вписывают в предло-
жения имена, названия реки и деревни.

выполнять учебное задание в соответствии с правилом, уметь осуществлять самооценку результатов работы

формулировать понятные высказывания, используя термины;

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию. Осуществляют
правописание собственных имен существительных.

Определяют основную мысль текста.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

— Какие цели мы ставили в начале урока?

— Достигли ли мы целей?

— Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

могу похвалить себя и одноклассников за …

Прозвенит сейчас звонок.

Отдохнёте вы ребята

Накопите силы впрок.

Вы сегодня молодцы!

Были словно храбрецы.

Я желаю вам удачи!

И спасибо за урок!

Определите себя по лесенке успеха на уроке

1 ступень – тема не понятна, задание сложные

2 ступень – тема понятна, но затрудняюсь в выполнении заданий

3 ступень – тема мне понятна, задания выполняю с лёгкостью

Имена существительные собственные и нарицательные. Примеры

По зна­че­нию име­на суще­стви­тель­ные делят­ся на соб­ствен­ные и нари­ца­тель­ные. Имена соб­ствен­ные пишут­ся с про­пис­ной бук­вы, нари­ца­тель­ные — со строчной.

Узнаем, что такое соб­ствен­ные и нари­ца­тель­ные суще­стви­тель­ные в рус­ском языке.

Имена суще­стви­тель­ные назы­ва­ют кон­крет­ные пред­ме­ты (руч­ка, стол, дос­ка), их состав­ные части (дно, крыш­ка, нож­ка), живых существ (лось, кош­ка, малыш, Витя, Степановна), дей­ствия и состо­я­ния (ходь­ба, бег, болезнь, удив­ле­ние), свой­ства и коли­че­ства в отвле­че­нии от их носи­те­ля (дол­го­та, шири­на, вес).

Имена суще­стви­тель­ные обла­да­ют обобщенно-предметным зна­че­ни­ем. В свя­зи с этим они делят­ся на нари­ца­тель­ные и соб­ствен­ные.

Нарицательные имена существительные

Примеры:

Для боль­шин­ства нари­ца­тель­ных имен суще­стви­тель­ных харак­тер­но изме­не­ние по числам:

Но суще­ству­ют име­на нари­ца­тель­ные, кото­рые упо­треб­ля­ют­ся толь­ко в фор­ме един­ствен­но­го ((тем­но­та, пла­мя) или мно­же­ствен­но­го чис­ла ( брю­ки, граб­ли, кани­ку­лы).

Собственные имена существительные

Например, име­нем нари­ца­тель­ным явля­ет­ся сло­во «бит­ва», а наиме­но­ва­ние «Бородино» явля­ет­ся име­нем соб­ствен­ным, кото­рое назы­ва­ет извест­ное исто­ри­че­ское сражение.

К соб­ствен­ным име­нам суще­стви­тель­ным принадлежат

  • фами­лии, име­на, отче­ства, псев­до­ни­мы, про­зви­ща людей (Воронцов Дмитрий Сергеевич, Анна Степановна, Демьян Бедный, Владимир Красно Солнышко, Ричард Львиное Сердце, Хват,Косой, Сорока);
  • назва­ния гео­гра­фи­че­ских и аст­ро­но­ми­че­ских объ­ек­тов (гора Эльбрус, река Волга, Солнце);
  • име­на божеств (Иисус Христос, Аллах, Иегова, Яхве, Шива, Молох, Перун);
  • клич­ки живот­ных ( Дружок, Мурка, Звездочка);
  • назва­ния госу­дарств, горо­дов, посел­ков, дере­вень, рай­о­нов и про­чих адми­ни­стра­тив­ных еди­ниц (Российская Федерация, Бельгия, город Саратов, посе­лок Глубокое,дерев­ня Березино,Первомайский рай­он);
  • назва­ния исто­ри­че­ских собы­тий, эпох (Древний Египет, эпо­ха Возрождения,Новгородская Русь);
  • назва­ния тор­жеств и празд­ни­ков (День Победы, 1 Мая, День при­ми­ре­ния и согла­сия);
  • назва­ния пред­при­я­тий, ком­па­ний, тор­го­вых цен­тров, мага­зи­нов и пр. (завод «Луч», ком­па­ния«Электросила», тор­го­вый центр «Галилео», мага­зин » Матрёшка»);
  • назва­ния книг, газет, жур­на­лов («Тихий Дон», «Вечерняя Москва», «Юность») и т.д.

Имена соб­ствен­ные пишут­ся с про­пис­ной (боль­шой) бук­вы, чем они кар­ди­наль­но отли­ча­ют­ся от имен нари­ца­тель­ных, то есть фак­ти­че­ски про­пис­ная бук­ва явля­ет­ся гра­фи­че­ским спо­со­бом выде­ле­ния инди­ви­ду­аль­ных назва­ний — имен соб­ствен­ных, например:

Особенности собственных и нарицательных существительных

Любое имя нари­ца­тель­ное или соче­та­ние слов, исполь­зо­ван­ное в каче­стве назва­ния, ста­но­вит­ся име­нем соб­ствен­ным, например:

  • побе­да — пло­щадь Победы;
  • шарик — собач­ка Шарик;
  • мед­ве­ди­ца — созвез­дие Большая Медведица;
  • оре­шек — озе­ро Орешек.

Существует и обрат­ный про­цесс, когда име­на соб­ствен­ные ста­но­вят­ся нари­ца­тель­ны­ми, например:

  • Ампер¹ — это фами­лия фран­цуз­ско­го физика;
  • ампе­р² — еди­ни­ца изме­ре­ния силы тока, назван­ная его именем.
  • Геркулес¹ — имя древ­не­гре­че­ско­го мифи­че­ско­го героя, обла­да­ю­ще­го неве­ро­ят­ной силой;
  • гер­ку­лес² — овся­ная крупа.
  • Кольт¹ — фами­лия изобретателя;
  • коль­т² — вид ору­жия, назван­ный его именем.
  • Рентген¹ — немец­кий физик, открыв­ший неви­ди­мые лучи, кото­рые назва­ны в честь пер­во­от­кры­ва­те­ля нари­ца­тель­ным суще­стви­тель­ным «рент­ген²».

Именами нари­ца­тель­ны­ми ста­ли суще­стви­тель­ные, обо­зна­чив­шие целый класс одно­род­ных пред­ме­тов или явлений:

Некоторые суще­стви­тель­ные в зави­си­мо­сти от рече­вой ситу­а­ции могут быть как нари­ца­тель­ны­ми, так и име­на­ми соб­ствен­ны­ми, напри­мер: «солн­це», «зем­ля», «луна», «роди­на».

Примеры

Впрочем, круп­ней­шие мыс­ли­те­ли древ­но­сти пони­ма­ли, что звезд­ное небо, Солнце и Луна — это нечто боль­шее, чем уве­ли­чен­ное подо­бие пла­не­та­рия (Х. Хабер).

Краешек солн­ца еще све­тил­ся над лесом, но в кустах уже густе­ли сумер­ки (Н. Сладков).

…была осень, луна над голо­вой, и еще отто­го, навер­ное, что во мне зву­ча­ла музы­ка о неис­тре­би­мой люб­ви к родине (В. Астафьев).

Руки чело­ве­ка, под­чи­ня­ясь его воле и разу­му, пре­вра­ти­ли дикие зем­ли в бога­тые поля, заста­ви­ли яблоню-дикарку при­но­сить слад­кие пло­ды (В. Катаев).

Выяснилось, что боль­шин­ство звезд небо­сво­да ока­за­лись во мно­го раз боль­ше Земли (Х. Хабер).

Если име­на нари­ца­тель­ные упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла (семья — семьи, дом — дома), то име­на соб­ствен­ные име­ют, как пра­ви­ло, фор­му толь­ко един­ствен­но­го или фор­му толь­ко мно­же­ствен­но­го числа.

Сравним:

Видеоурок


источники:

http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-russkomu-yaziku-klass-naricatelnie-imena-suschestvitelnie-pravopisanie-naricatelnih-imen-susche-2974333.html

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/imena-sobstvennyie-naritsatelnye.html