Нарушение связи между подлежащим и сказуемым примеры егэ

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом:

  • не совпадает число подлежащего и сказуемого;
  • не совпадает род подлежащего и сказуемого.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила:

  • Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
  • Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
  • Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
  • Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
  • Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
  • Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.

Те, кто придут позже, займут свободные места.

Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе). Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число.

Те, кто придет позже, займут свободные места.

Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.

Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.

Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.

Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц.

Основа предложения: команда разработали (команда – в единственном числе, разработали – во множественном числе). Хотя в предложении говорится об орнитологах, которых несколько, подлежащим является слово «команда» (т.к. команда в именительном падеже, а орнитологи в родительном падеже). Поэтому сказуемое «разработали» нужно поставить в единственное число.

Команда орнитологов из нескольких университетов разработала методику изучения редких птиц.

Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.

Основа предложения: печать уделяют (печать – в единственном числе, уделяют – во множественном числе). Хотя в предложении есть обособленная часть «в частности молодёжные журналы» во множественном числе, она не влияет на число сказуемого. Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «уделяют» в единственное число.

Печать, в частности молодёжные журналы, уделяет много внимания вопросам культуры.

Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.

Основа предложения: пятьдесят один объект сданы. Так как в подлежащем есть числительное, заканчивающееся на один, сказуемое должно быть в единственном числе, хотя в предложении речь идет о нескольких объектах. Поэтому нужно поставить сказуемое «сданы» в единственное число.

Пятьдесят один строительный объект сдан в прошлом году.

Сухуми раскинулась на самом берегу моря.

Основа предложения: Сухуми раскинулась (Сухуми – это город, то есть слово мужского рода, раскинулась – женский род). Поэтому нужно поставить сказуемое «раскинулась» в мужской род.

Сухуми раскинулся на самом берегу моря.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Поделитесь статьей с одноклассниками «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – задание 7 ЕГЭ русский язык».

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Подлежащее и сказуемое— главные члены предложения, его грамматическая основа. В задании № 8 на ЕГЭ по русскому языку есть примеры с нарушением связи между главными членами. В чём суть ошибок, как их найти и исправить. Ответим на эти вопросы.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Типичные ошибки.

Неверное употребление рода сказуемого.

  • Пример № 1. Грамматические основы в сложном предложении.

Те, кто приехал позже, не успел вовремя прийти на совещание.

1-ая основа- те не успел (несовпадение числа)

2-ая основа – кто приехал (верно).

Суть ошибки в том, что сказуемое первой основы (успел) ставится в числе второй основы (кто приехал)

Верно.

Те, кто приехал позже, не успели вовремя прийти на совещание.

  • Пример № 2. Подлежащее — несклоняемое существительное.

Неверно.

Тбилиси расположились в живописном месте Кавказа. (Тбилиси – это город, род несклоняемых существительных определяется по нарицательному существительному)

Верно.

Тбилиси расположился в живописном месте Кавказа.

Несовпадение числа подлежащего и сказуемого.

  • Неверное число при подлежащем «кто». Запомните, что при нём сказуемое всегда стоит в единственном числе.

Неверно.

Все, кто присутствовали на конференции, остались довольны её результатами.

Верно.

Все, кто присутствовал на конференции, остались довольны её результатами.

  • Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверены в успешном исходе.

Пояснение.

Во втором предложении подлежащее «каждый», и хотя участников было несколько, подлежащее стоит в единственном числе, поэтому и сказуемое тоже должно быть в единственном числе.

Верно.

Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверен в успешном исходе.

  • Запомните, если подлежащее выражено числительным и последнее слов в нём «один», то сказуемое всегда будет стоять в единственном числе.

Неверно.

Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сданы в этом году.

Верно.

Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сдан в этом году.

  • Запомните: если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое ставится в единственном числе.

Неверно.

Много лет прошли после нашей встречи.

Верно.

Много лет прошло после нашей встречи.

Особо хочу остановиться на грамматической основах, в составе которых есть слова: БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ.

1.Сказуемое стоит в единственном числе в следующих случаях.

  • Если при данных словах нет зависимых слов.

Неверно.

Большинство были согласны с выступающим.

Верно.

Большинство было согласно с выступающим.

  • Если подлежащее- неодушевлённое существительное.

Неверно.

Несколько школ были не готовы к началу учебного года.

Верно.

Несколько школ было не готово к началу учебного года.

2.Сказуемое стоит во множественном числе в следующих случаях.

  • Если при данных словах есть зависимые слова.

Неверно.

Большинство слушателей было недовольно выступлением оратора.

Верно.

Большинство слушателей были недовольны выступлением оратора.

  • Если подлежащее- одушевлённое существительное.

Неверно.

Ряд участников выступил за предложенные изменения в уставе компании.

Верно.

Ряд участников выступили за предложенные изменения в уставе компании.

  • Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.

Неверно.

Только небольшая часть слушателей согласились прийти на вторую встречу.

Верно.

Только небольшая часть слушателей согласилась прийти на встречу.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

  • Найдите грамматическую основу предложения (или грамматические основы, если это сложное предложение).
  • Определите, в одинаковом ли роде и числе стоят главные члены. Если в разном — это ошибка.
  • Если подлежащее — слово «кто», то сказуемое – в ед. ч.
  • Если при подлежащем есть слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ, то сказуемое стоит в ед.ч. в следующих случаях: если при данных словах НЕТ зависимых слов и подлежащее- неодушевлённый предмет. В остальных случаях- множественное число.
  • Если подлежащее имеет в составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое- в единственном числе.
  • Если в подлежащем есть составное числительное, последнее слово которого «ОДИН», то сказуемое- в единственном числе.

Ребята, постоянно повторяйте вышеизложенные правила, только тогда выполнение данного задания дойдёт у вас до автоматизма.

ЕГЭ. Задание 7: » Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления (Теория и практика). Нарушение связи между подлежащим и сказуемым «

Данная презентация содержит примеры задания 7 ЕГЭ. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления (Теория и практика). 1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (Примеры из «Решу ЕГЭ»)

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Задание 7: » Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления (Теория и практика). Нарушение связи между подлежащим и сказуемым «»

ЕГЭ Задание 7 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления (Теория и практика). 1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (Примеры из «Решу ЕГЭ»)

Русский язык, 11класс

Учитель Горшенина Алла Александровна

1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

не совпадает число подлежащего и сказуемого;

не совпадает род подлежащего и сказуемого.

  • Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
  • Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
  • Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
  • Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
  • Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
  • Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 3 состоит в том, что подлежащее ТЕ требует сказуемого во множ. числе.
  • Приведём верное написание: В марте те , кто достиг 18 лет, участвовалИ в выборах Президента Российской Федерации.

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 1 состоит в том, что подлежащее ВСЕ требует сказуемого во множ. числе.
  • Приведём верное написание : Все, кто бывал в Москве на Воробьёвых горах, виделИ с высоты белые стены и башни Новодевичьего монастыря, украшенные красным кирпичом.
  • Пункт правила 7.3.1

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 6 состоит в том, что подлежащее МГУ — это слово мужского рода, то есть университет. Сказуемое должно быть в муж.роде.
  • Приведём верное написание:МГУ объявиЛ о том, что при поступлении будут учитываться личные достижения абитуриентов.
  • Пункт правила 7.3.4

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 9 состоит в том, что что подлежащее ТЕ требует сказуемого во множественном числе .
  • Приведём верное написание:Те, кто знает больше в силу своего образования или увлечённости, будУТ восполнять пробелы других.
  • Пункт правила7.3.1

  • Поэтому исправляем наПоникатал
  • Пункт правила7.3.4

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 6 состоит в том, что подлежащее ВСЕ главного предложения требует от сказуемого «знает» множественного числа
  • Приведём верное написание : Все, кто изучал биографию Пушкина, знаЮТ о необычайном расцвете его творчества в осеннюю пору.
  • Пункт правила7.3.1

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 6 состоит в том, что предложении есть уточняющий оборот (выделен курсивом ), и его наличие в предложении не оказывает влияние на число сказуемого
  • Приведём верное написание:Аудитория,особенно выступавшие с докладами , одобрилА проект резолюции конференции.
  • Пункт правила7.3.6

  • Современная молодежь для физического самосовершенствования выбирают фитнес−центры по месту жительства.

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 6 состоит в том, что подлежащее «молодежь»—это слово единственного числа, поэтому сказуемое тоже должно быть единственного.
  • Приведём верное написание: Современная молодежь для физического самосовершенствования выбираЕт фитнес- центры по месту жительства.
  • Пункт правила7.3.4

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 6 состоит в том, что подлежащее группа+педагогов — это единственное число.
  • Приведём верное написание: В конце XIX в. группа педагогов началА работу по подготовке реформы школьного математического образования.
  • Пункт правила7.3.3

  • Те, кто добивается в спорте наибольших успехов,становится примером для подражания.

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 2 состоит в том, что к подлежащему ТЕ сказуемое ставится всегда во множественном числе. А у нас — в единственном.
  • Приведём верное написание:Те, кто добивается в спорте наибольших успехов, становЯтся примером для подражания.
  • Пункт правила7.3.1

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 2 состоит в том, что при подлежащем ВСЕ сказуемое должно всегда стоять во множественном числе.
  • Приведём верное написание:Все , кто сегодня пришел на встречу с писателем, осталИСЬ доволЬНЫ интересной беседой.
  • Пункт правила7.3.1

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 4 состоит в том, что подлежащее ВСЕ главного предложения требует от сказуемого «сочувствует» множественного числа
  • Приведём верное написание:Все, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуЮТ главным героям.

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 4 состоит в том, что подлежащее ВСЕ главного предложения требует от сказуемого «сочувствует» множественного числа
  • Приведём верное написание: Все, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуЮТ главным героям.

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 5 состоит в том, что подлежащее КТО придаточного предложения требует от сказуемого «играют» единственного числа.
  • Приведём верное написание: Тем, кто играЕТ на фортепьяно, известны имена великих пианистов.
  • Пункт правила7.3.1

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 5 состоит в том, что подлежащее КТО придаточного предложения требует от сказуемого «приезжали» единственного числа.
  • Приведём верное написание:Кто бы ни приезжаЛ в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.
  • Пункт правила7.3.1

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 4 состоит в том, что что подлежащее ТЕ требует сказуемого во множественном числе.
  • Приведём верное написание:Те, кто не знал слова песни, молча раскрывалИ рот.
  • Пункт правила7.3.1

  • Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?
  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 7 состоит в том, что при подлежащих КТО, как НЕ; КТО-ТО ИЗ сказуемое должно всегда стоять в мужском роде единственного числа.
  • Приведём верное написание: Кто, как не сама природа,научиЛбудущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

  • Те, кто бывал в Ялте, не мог не любоваться красотой набережной.
  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 1 состоит в том, что подлежащее ТЕтребует сказуемого во множ. числе.
  • Приведём верное написание: Те , кто бывал в Ялте, не могЛИ не любоваться красотой набережной.

  • Каждый из создателей этого фильма сказали на его премьере несколько слов о процессе съёмок.
  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 1 состоит в том, что подлежащее каждый из требует от сказуемого единственного числа .
  • Приведём верное написание: Каждыйиз создателей этого фильмасказаЛна его премьере несколько слов о процессе съёмок .

  • Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:
  • ПРИМЕР 4 [Многие из тех, (кто бывал в парке Михайловского), поражаЛся величине старинных усадебных деревьев].
  • ПРИМЕР 5 [Каждый из нас, (кто бывал в подобной ситуации), непременно думалИ о путях выхода из неё].
  • ПРИМЕР 6 [Каждая из сторон, (которая представила свой проект), отстаивалИ его преимущества перед другими проектами].
  • Приведём исправленные варианты:
  • ПРИМЕР 4 [Многие изтех, (кто бывал в парке Михайловского),поражалИсьвеличине старинных усадебных деревьев].
  • ПРИМЕР 5 [Каждый изнас, (кто бывал в подобной ситуации), непременнодумало путях выхода из неё].
  • ПРИМЕР 6 [Каждая изсторон, (которая представила свой проект),отстаивалАего преимущества перед другими проектами].

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 5 состоит в том, что что подлежащее ТЕ требует сказуемого во множественном числе.
  • Приведём верное написание: Те, кто изучал математику, конечно, знаЮТ о Евклиде.

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 4 состоит в том, что подлежащее ТЕ главного предложения требует от сказуемого «должен развивать» множественного числа
  • Приведём верное написание: Те , кто мечтает стать инженером, исследователем, лётчиком, космонавтом, должНЫ развивать свою зрительную память.

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 6 состоит в том, что при подлежащих КТО, как НЕ; КТО-ТО ИЗ сказуемое должно всегда стоять в мужском роде единственного числа.
  • Приведём верное написание: Кто-то из москвичек-конькобежек неудачно выступиЛ на соревнованиях.


источники:

http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1223-ege-russkij-yazyk-ekspress-podgotovka-zadanie-7-sintaksicheskie-normy-narushenie-svyazi-mezhdu-podlezhashchim-i-skazuemym

http://multiurok.ru/files/iege-zadaniie-7-sintaksichieskiie-normy-normy-so-1.html