Наступил декабрь подлежащее сказуемое предложение двусоставное

РУССКИЙ ЯЗЫК РУССКИЙ ЯЗЫК
!!ДАЮ 50 БАЛЛОВ!!
1)
Укажи односоставное(-ые) предложение(-я).

Всё во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде (В. Распутин)

Теперь у меня появились деньги (В. Распутин)

2)
Выпиши из определённо-личных предложений сказуемые, определи (устно), какой формой глагола они выражены, распредели их в соответствующие колонки.

Если в предложении есть отрицательная частица «не», выписывай её вместе с глаголом.

1. Веселей кружитесь, дамы! (А. Т. Твардовский)
2. Теперь целься!
3. Завтра пойдём в зоопарк.
4. Без труда не вытянешь и рыбки из пруда (Пословица).

3)Определи: данные предложения полные или неполные.

Баржа — по воде, я по бережку —

Мышонок шмыгнул под крыльцо —

4)
Определи, чем выражено сказуемое в неопределённо-личном предложении.

«Огня в доме не зажигали».

Сказуемое выражено глаголом в форме изъявительного наклонения множественного числа прошедшего времени.

«Дни поздней осени бранят обыкновенно» (А. Пушкин).

Сказуемое выражено глаголом в форме изъявительного наклонения 3-го лица множественного числа настоящего времени.

Не отрекаются, любя.

Сказуемое выражено глаголом в форме изъявительного наклонения множественного числа прошедшего времениизъявительного наклонения 3-го лица множественного числа настоящего времениизъявительного наклонения 3-го лица множественного числа будущего времениусловного наклонения.

Почту привезут завтра.

Сказуемое выражено глаголом в форме изъявительного наклонения 3-го лица множественного числа будущего времениизъявительного наклонения множественного числа прошедшего времениусловного наклоненияизъявительного наклонения 3-го лица множественного числа настоящего времени.
5)
Выпиши из предложений подлежащее и сказуемое. Если какого-либо главного члена предложения нет, оставь поле ввода пустым. Определи, двусоставными или односоставными являются предложения.

«Его хвалят за последнюю повесть».

Сквозняки порождают двери.

Ответить!
6)
Восстанови пропущенные слова в неполных предложениях (из первой части сложного предложения). Запиши полученное предложение.

Мы играем в шахматы, а ты?

Мы играем в шахматы, а ты играешь в шахматы?

Нас отпустили с уроков, а вас?

Ответить!
7)
Определи вид односоставного предложения.

Что предпочитаете на завтрак? — назывноеопределённо-личноебезличноенеопределённо-личное.

По улицам слона водили (И. Крылов) — безличноеопределённо-личноеназывноенеопределённо-личное.

Хотелось уехать далеко-далеко — безличноеназывноенеопределённо-личноеопределённо-личное.

Ответить!
8)
Перестрой двусоставные предложения в односоставные. Укажи вид односоставного предложения.

«Я прохожу мимо берёзовой рощи». — Прохожу мимо берёзовой рощи. Определённо-личное предложение.

«Я никого не жду сегодня». — Мне некого ждать сегодня. Безличное предложение.

(Будь внимателен! При ответе при необходимости используй кавычки-лапки («»), а вместо тире « — » знак « — » клавиатуры! Сами ответы в кавычки не заключай!)

Сегодня я работаю хорошо. —

Назывное Определённо-личноеБезличноеНеопределённо-личное предложение.

Определённо-личноеБезличноеНазывное Неопределённо-личное предложение.

Ответить!
9)
Укажи предложение(-я), соответствующее(-ие) предложенной схеме:

[неопределённо-личное], и [двусоставное].

Дорогу пересекали овраги, и идти по ней было очень трудно

Большой костёр развели на берегу, и туристы стали готовиться к празднику

Во дворе о чём-то говорили, и голоса были тревожными

Ответить!
10)
Дай характеристику предложению.

«Пахнет сиренью». Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное (безличное), распространённое, полное.

Пиши, пожалуйста, аккуратнее!

вопросительноепобудительноеповествовательное, невосклицательноевосклицательное, сложноепростое, двусоставноеодносоставное, неопределённо-личноеопределённо-личноеназывноебезличное, распространённоенераспространённое, полноенеполное.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Члены предложения бывают главными и второстепенными. К главным членам предложения относят подлежащее и сказуемое. Они составляют его грамматическую основу.

Птицы осенью улетают на юг.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащим может быть слово или даже группа слов, отвечающих на вопрос кто? или что? Подлежащее графически подчеркивается одной чертой.

Береза стоит у ручья.

Три сестры любят играть в прятки.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что (кто) это такое? При разборе сказуемое подчеркивается двойной линией. Чаще всего сказуемое бывает глаголом:

Мы (что делаем?) разжигаем костер спичками.

Реже сказуемое бывает именем существительным (в этом случае между главными членами ставится тире) или именем прилагательным:

Знание (что это такое?) – сила .

Сегодня закат (каков?) особенно красив .

Сегодня он (какой?) весёлый .

Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространённым.

По тому, какая грамматическая основа в предложении, предложения бывают двусоставные (есть подлежащее и сказуемое) и односоставные (есть только подлежащее или только сказуемое).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Предложение как единица синтаксиса.
  2. Отличие предложения от словосочетания.
  3. Предложения односоставные и двусоставные.

Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главной и зависимой части.

Предложение – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу.

Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее и сказуемое.

Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое.

  1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016 .– С. 66-69.

1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. //Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С.148.

2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – С. 122 – 249.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сравните содержание колонок.

Вышла на прогулку

Утренний лес окутал туман.

Лучи солнца пробивались сквозь туман.

Осторожная медведица вышла с медвежонком на прогулку.

Конечно, вы заметили, что в первой колонке – слова, во второй – словосочетания, в третьей – предложения.

Чем же предложение отличается от словосочетания?

Предложение – основная единица синтаксиса. Предложение представляет собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью. В устной речи одно предложение от другого отделяется паузами, а на письме – знаками препинания, которые помогают передать эмоции. С помощью точки мы передаём повествовательную интонацию. Я разбудил своих друзей. С помощью восклицательного знака – восклицательную интонацию. Какой красивый восход! С помощью вопросительного знака – вопросительную интонацию. Куда мы пойдём дальше?

Таким образом, предложение проявляет свою основную функцию в языке – коммуникативную, т. е. функцию сообщения.

В предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого или одного из них. Рассмотрим следующие примеры. Утро. (Есть только подлежащее). Всходит солнце. (Есть подлежащее и сказуемое). Теплеет. (Есть только сказуемое).

  1. Я иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен. (А. Ахматова). – Иду по тропинке, собираю цветы.

2. Ты расскажи мне эту историю. – Расскажи мне стихотворение.

В первых предложениях пар есть подлежащее и сказуемое: я иду, ты расскажи, наступила осень. Во вторых предложениях есть только один главный член: иду – сказуемое, расскажи – сказуемое, осень – подлежащее.

По строению грамматической основы предложения бывают с одним главным членом (подлежащим или сказуемым) и с двумя. Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами – двусоставные предложения.

В предложении кроме подчинительных связей (согласования, управления, примыкания) встречается сочинительная связь (между равноправными членами – однородными). Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (Ф. И. Тютчев) Хлопочет и ворчит – однородные сказуемые, связанные сочинительной связью, т.е. они равноправны.

Сочетания слов, связанные сочинительной связью, не являются словосочетаниями.

• выражает законченную мысль

• характеризуется интонацией законченности

• имеет грамматическую основу

• отделяется паузами в устной речи и знаками препинания на письме.

• состоит из главного и зависимого слова

• уточняет значение слова

• не выражает законченной мысли

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Сгруппируйте предложения по наличию главного члена: подлежащее, сказуемое.

Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.

Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.

Разбор задания: вспоминаем, что предложение выражает законченную мысль, подлежащее может быть выражено существительным, числительным. В представленных примерах подлежащее: привал, избушка лесника, встреча. Сказуемое выражено глаголом: отправимся, найдём, узнали.

Подлежащее: Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.

Сказуемое: Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.

  1. Соотнесите понятия.

Есть подлежащее и сказуемое.

Есть только подлежащее или только сказуемое.

Разбор задания: вспоминаем: Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами – двусоставные предложения. Следовательно: Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое. Двусоставное предложениеэто предложение, в котором есть подлежащее и сказуемое.


источники:

http://budu5.com/manual/chapter/16

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7640/conspect/