Навык правописания безударной гласной в корне

Совершенствование навыков правописания безударной гласной в корне слова и подбора проверочных слов у детей с ЗПР

Инга Сокол
Совершенствование навыков правописания безударной гласной в корне слова и подбора проверочных слов у детей с ЗПР

Содержание коррекционно-логопедической работы по совершенствованию навыков правописания безударной гласной в корне слова и подбора проверочного слова

Работая с детьми с задержкой психического развития, приходится много раз повторять один и тот же материал, а он все также может оставаться неусвоенным. Как выясняется на практике, причина — не только в неспособности или способности учеников, она кроется и в умении преподнести изучаемое, в методике преподавания.

Правописание безударных гласных — одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. Как показывает практика, больше всего орфографических ошибок в работах учеников связаны с явлением безударности гласного. Поэтому, чтобы свести к минимуму ошибки на безударные гласные, я определила следующие задачи.

1. Продолжить учить детей понимать роль ударения в речи и определять ударение в слове, опираясь одновременно на смысл слова и на фонетическую позицию гласного звука.

2. Научить детей правильно выделять корень слова и видеть позицию ударения по отношению к корневой гласной.

3. Сформировать четкое понимание единства слов по корню и

семантическому родству и умение видеть оба эти признака.

4. Постоянно тренировать учеников в подборе однокоренных слов, расширяя и активизируя словарный запас.

5. Добиваться того, чтобы ученики поняли и усвоили все понятия, относящиеся к явлению ударения и безударности, и пользовались ими осознано.

Учитывая поставленные задачи, в ходе обучения я заметила, что дети стали активнее работать на занятиях, проявлять интерес к обучению.

Кроме этого, огромные трудности в правописании безударных гласных и подборе проверочного слова стали уменьшаться.

В процессе работы я заметила, что сложившиеся методы обучения недостаточно и не полностью учитывают возможность усвоения детьми учебной информации. Недостаток состоял в том, что отсутствовала последовательность изучения тем, не было постоянной тренировки учеников в подборе однокоренных родственных слов, не отрабатывался алгоритм проверки безударной гласной в корне. Поэтому, работа над проблемой поиска наиболее эффективных и интересных средств и методов усвоения детьми учебной информации, привели меня к тому, что я решила соединить темы касающиеся явления безударности в один блок и систематизировать работу по каждой теме. А так же отрабатывать навык в подборе проверочного слова через собирание словообразовательных гнезд и дидактические игры и упражнения. Слова, из которых составлялись «гнезда», я решила включить в перспективный план с учетом лексических тем. А дидактические игры и упражнения широко использую на занятиях при изучении каждой темы из блока. А также я собрала и разработала более десятка дидактических игр и упражнений, позволяющих в более доступной форме совершенствовать навыки правописания безударной гласной в корне слова и подбора проверочного слова у учащихся с ЗПР.

Составляя перспективное планирование для учащихся 3-го класса, я четко учитывала последовательность изучения тем. А именно расположение тем. Таким образом, соблюдалось триединство тем.

— ударение (фонетическая и смыслоразличительная роль ударения);

— однокоренные родственные слова, корень слова;

безударные гласные в корне слова.

Это было необходимо для того, чтобы у детей с ЗПР формировалась целостная картина языкового явления и существующих внутри неё системы законов (правил)

Составляя систему работу по каждой теме из блока,я опиралась на следующие принципы орфографии:

1) Морфологический принцип, что предполагает одинаковое написание морфем (корня, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слов, тот есть от позиционных чередований, других закономерных или традиционных несоответствий письма и произношения.

2) Фонематический принцип, он гласит: «одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях, и почему при написании безударной гласной надо ориентироваться на сильную позицию фонемы».

3) Традиционный принцип, предполагает то, что не проверяемые

правилами слова усваиваются запоминанием, а проверяются с помощью

орфографического словаря.

4) Принцип дифференциации значений (лексических, грамматических,

предполагает, что орфография связана не только с грамматикой, с составом

слова и способом образования слов, но и с его значением. Орфография

проходит через разграничение значений таких слов, каждое из которых

проверяется по морфологическому принципу с помощью родственных слов.

Систему работы, составленную по темам, я апробировала в 3 классе детей с ЗПР. Работа состояла в том, чтобы доказать, что в результате применения данной системы заметно повысится не только уровень правильного написания безударной гласной в корне слова, но и значительно обогатится сам процесс обучения.

Система работы включает в себя материал по темам:

1) Ударение (смыслоразличительная роль ударения).

2) Однокоренные родственные слова, корень слова.

3) Безударные гласные в корне слова.

Рассмотрим некоторые приемы и методы работы над ударением с учащимися с ЗПР.

У большинства учащихся с ЗПР преобладает наглядно-образный тип мышления. Это значит, что для ученика в слове более ощутима его внутренняя смысловая, лексическая сторона, нежели его внешний звукобуквенный комплекс. Слово еще не стало для них привычным объектом изучения, они не понимают, зачем им надо выделить голосом один из слогов в слове, и какой именно слог надо выделить, поэтому и произносят слово с одинаковым ударением на всех гласных, скандируя его.

Работая над этой темой,я использую следующие приемы работы:

а) замедленное произнесение слов с выделением слогов и с усиленным,

подчеркнутым произнесением ударяемого слога: «ма-ши-на»;

б) индивидуальное и хоровое скандирование слов и небольших

в) отработка дикции — четкого, ясного произношения звуков речи, их

сочетаний; работа над громкостью и темпом речи, над артикулированием

г) выразительное чтение стихотворений наизусть;

д) называние ударного и безударных слогов в слове;

е) называние безударного гласного звука в безударном слоге; называние

ударяемого гласного звука в ударяемом слоге;

ж) называние всех безударных гласных в слове: «Слово «городок» имеет

три слога;третий слог — ударяемый: «-док», гласный звук [о]; первый слог

«го», звучит неясный звук [а/о]; второй слог «-ро-», безударный гласный тоже

звучит неясно — звук, близкий к [а]».

Широко применяю проговаривание слов, их орфографический разбор и комментирование. Большое внимание, я уделяю смыслоразличительной роли ударения. Тренирую детей в произнесении слов правильно и неправильно,предлагая им следующие задания:

Задание 1. Подбери к слову соответствующую картинку. Разбираем с учениками пары слов. Ученики соотносят слово с картинкой, сравнивают звучание этих пар слов, определяют место ударения и делают вывод, что с перенесением ударения меняется смысл слова: замок — замок, белки — белки, атлас — атлас, ирис — ирис.

Задание 2. Придумайте предложение с парами слов. Полки — полки, козлы — козлы, плачу — плачу.

Задание 3. Правильно прочтите слова, с каждым словом придумайте и запишите предложение. Скачки – скачки, орган – орган, кружки – кружки, таю – таю, вычитал – вычитал, плачу – плачу.

Задание 4. Предлагается прочитать предложения. Выбрать слова с одинаковым написанием, но различным значением, поставить ударение.

Школьный атлас хранится в географическом кабинете. В магазине продавали белый атлас. Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок. В сосновом лесу живут белки. Белки с сахаром — основа для приготовления пирожного Визе. Брод на реке был мелок. Цветной мелок лежал у доски. В огород забрались козлы. Строители принесли козлы.

Я разработала несколько игр, позволяющих отработать у учащихся навык правильно выделять ударный слог и ударную гласную.Это игры:

«Какое слово задумано»

«Зашифрованные слова»

«Исправь ошибку» и т. д.

При работе над понятием однокоренные родственные слова основное внимание уделяю установлению семантического единства группы слов, которое заключено в их общей части — корне.

Сначала я тренирую детей в подборе слов, относящихся к одному понятию или явлению окружающей действительности. Учащимся предлагается сравнить слова, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Например слова, вода и водяной,разные по значению: вода — это то, что мы пьем, а водяной — это чудище такое, оно в воде живет. Необходимо чтобы ученики увидели в одном слове его лексическое и семантическое значение. Постепенно подвожу их к тому, чтобы они выделили ту часть слова, в которой заключен смысл слова:

Больной — от слова боль Школьник — от слова школа

У детейс ЗПР слабо развита функция преднамеренности действий: преднамеренного слушания, зрительного восприятия, поэтому я обращаю внимание на тот факт, что они могут не увидеть, что корень в однокоренных словах пишется одинаков. А также на то, что ударение в иных словах падает на гласную в корне, а в иных словах — на гласную за корнем.Добиваюсь от учеников вывода: гласная в корне пишется одинаково, независимо от произношения. То есть корень слова пишется одинаково во всех однокоренных словах.

На протяжении всего учебного года ученики 3-го класса составляли словообразовательные гнезда родственных слов.

1) Слова от одного корня, «живущие» в одном «гнезде» принадлежали к самым разным частям речи.Например: дом, домашний, домовничать, домовито, доморощенный, бездомный, домище.

2) Они могли быть с разными приставками и суффиксами.Например: прогул, прогулять, прогульщик, гуляние, загулять, гулянка, нагуляться, отгул. Работа проводилась следующим образом:

1) Составление словообразовательных гнезд родственных слов,

установление их смыслового значения;

2) Выделение корня в словах

3) Постановка ударения

4) Выделение безударной гласной (красной точкой)

Делали вывод: безударную гласную в корне слова проверяем ударением, не забывая учитывать значение корня.

Работая над темой «Безударные гласные»уделяю внимание:

а) на выделение учащимися в словах не только безударного гласного

звука, но и безударного слога;

б) на осознание учащимися факта несовпадения звука и буквы;

в) на умение обнаружить в тексте орфограммы, то есть безударные слоги,

безударные гласные;

г) на быстроту реакции у детей — изменение слова.

Использую следующие приемы работы над обозначением безударных гласных звуков:

а) наблюдение над словами, где гласные — под ударением, сопоставление

этих слов с теми словами, где эти же гласные становятся безударными;

б) обнаружение слов, которые подлежат проверке по данному правилу

(чтение, восприятие на слух, употребление в собственной речи);

в) подборка проверочных слов;

г) решение, какой буквой следует обозначать безударный гласный звук;

запись слова; самопроверка.

Отрабатываю алгоритм проверки безударной гласной корня:

1-й шаг: Найди в слове корень.

2-й шаг: Есть ли в корне безударный гласный?

3-й шаг: Измени слово или подбери родственное.

4-й шаг: Сравни проверяемое или проверочное слово.

Скажи, как надо писать корень.

Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.

Алгоритм проверки слов с двумя безударными гласными в корне.

1-й шаг: В слове есть сочетания «-оро-», «-оло-», «-ере-», «-еле-»

Какие гласные здесь безударные?

Безударные оба гласных звука Безударный один гласный звук

Подбери проверочное слово

2-й шаг: Подбери проверочное слово для первого безударного гласного звука

Не удается найти проверочное слово

Проверить по словарю

3-й шаг: Подбери второе проверочное слово

Не удается найти

Проверь по словарю

4-й шаг: Сопоставь, сравни проверяемое слово с обоими проверочными словами.

Напиши соответствующие гласные буквы. Проверь написанное

Алгоритм проверки безударной гласной в корне (по частям речи)

-Измени форму числа: ед. ч. на мн. ч. и наоборот

-Измени слово, так чтобы оно обозначало ласковое название

-Подбери однокоренное слово со значением действия

-Измени слово так, чтобы оно отвечало на вопрос Что делает?

-Подбери однокоренное слово, изменив часть речи на существительное или прилагательное.

Подбери однокоренное слово, обозначающее предмет

Неоценимую роль в обучение детей оказывают дидактические игры и упражнения, которые я собрала и разработала.Это такие игры:

«Помоги друг другу»

«Какое слово задумано»

«Зашифрованные слова»

«Словесный мяч»

«Назови много предметов»

«Назови много предметов»

«Назови один предмет»

«Исправь ошибку» и т. д.

Цель игр: закрепление правописания безударных гласных и способов их проверки.

Отработав проверку безударной гласной в словах, учащимися предлагается выделить слово из предложения, определить значение слова, выстроить смысловой ряд, выделить корень и вписать соответствующую гласную.

При поступлении детей в 3 класс проводилось обследование речи школьников, которое включало в себя раздел диагностических заданий с целью установления исходного уровня правильного написания безударной гласной в корне слова и подбора проверочного слова, а также характера имеющихся у детей знаний и навыков по этому аспекту.

Контрольное обследование проводилосьпо следующим показателям:

— понимание смыслоразличительной роли ударения

— выделения корня в слове

подбор проверочного слова к слову с безударной гласной.

Проведение диагностических заданий на выявление уровня правильного написания безударной гласной в корне слова и подбора проверочных слов при поступлении в 3 класс и в конце учебного года коренным образом отличались по степени сложности.

Анализируя проделанную работу, я вижу, что действительно, в результате применения некоторых методов и приёмов в работе заметно повысился уровень правильного написания слов с безударной гласной и подбора проверочных слов школьников 3-го класса с ЗПР.

Совершенствование двигательных умений и навыков детей. Сценарий праздника «Мы со спортом крепко дружим» Цель: Совершенствование двигательных умений и навыков детей. Задачи: — Формировать правильную осанку; — укреплять здоровье детей; — дать.

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе на тему: «Безударные гласные о, а в корне слова» Цель: Научить детей выделять безударную гласную и правильно ее писать. Задачи: 1. Развивать умение выделять безударную гласную в корне слова;.

Конспект логопедического занятия в 5 классе для детей с ОВЗ «Безударные гласные в корне слова» Цель: совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова. Задачи: Коррекционно-образовательные: — продолжать отрабатывать.

Конспект НОД по развитию речи «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Безударные гласные в корне слова» Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Безударные гласные в корне слова» Предмет: русский язык Класс: 2 Тема:.

Конспект урока «Безударные гласные в корне слова» Здравствуйте, меня зовут Ксения Павловна. Я рада вас видеть. Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые.

Конспект урока для детей с использованием ИКТ «Правописание безударных гласных в корне слова» «Правописание безударных гласных в корне слова» Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Александровна, я рада видеть вас. Сегодня я проведу.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов Русский язык — 2 класс. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов. Цели: формировать умение проверять написание парных.

Совершенствование общения педагогов и родителей. Развитие коммуникативных навыков. Техники для установления позитивных отно Цели: 1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.

Урок русского языка в 5 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Разработка урока по русскому языку. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» 5 класс Подготовила Винидиктова Татьяна.

Система формирования навыка правописания безударной гласной в корне у учащихся начальных классов с нарушениями письменной речи

Нарушения письма являются одной из самых распространенных форм трудностей обучения учащихся младших классов общеобразовательной школы. Особое расстройство письма, дисграфия, становится причиной затруднения усвоения программного материала по русскому языку у 20 — 25 % младших школьников. Анализ письменных работ показывает, что дисграфические ошибки встречаются у детей во всех разновидностях письма: при списывании, письме под диктовку, письме по памяти, при письме изложений и сочинений. Наиболее распространенными ошибками являются:

  • ошибки фонемного распознавания;
  • ошибки языкового анализа и синтеза;
  • смешения графически сходных букв;
  • ошибки, связанные с нарушением выделения предложения из текста и слов из предложения;
  • пропуски согласных;
  • пропуски гласных;
  • персеверации букв и слогов.

На фоне вышеуказанных специфических ошибок наблюдается большое количество орфографических и грамматических ошибок, таких как:

  • сомнительные согласные;
  • безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением;
  • разделительный Ь;
  • Ь знак в конце и середине слова;
  • непроизносимые согласные и другие.

В исследования, посвященных проблеме нарушений письменной речи младших школьников (Бессоновой Т. П., Левиной Р. Е., Садовниковой И. Н., Ястребовой А. В. и других авторов), отмечается стойкость и большая распространенность орфографических ошибок у данной категории детей. Нарушение освоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей с данной патологией, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально — волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом. Изучение данной проблемы позволило определить механизмы и разработать систему коррекционного воздействия по устранению дисграфии и дизорфографии у учащихся начальной школы с ОНР. Методика преодоления данных нарушений строится с учетом следующих положений и принципов:

  • на логопедических занятиях проводится комплексный подход по коррекции дисграфии и дизорфографии с устранением нарушений звукопроизношения, чтения и письма, то есть исправление недостатков фонетико — фонематической стороны речи;
  • формирование орфографического действия осуществляется при взаимодействии и взаимообусловленности речевых и неречевых психических функций (зрительный гнозис, оптико — пространственные представления), ряд мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, сопоставление);
  • развиваются моторные компоненты письма, навыки чтения и каллиграфии;
  • для закрепления формируемых ассоциаций между знаком (буквой) и соответствующим ему образом, понятием (ее названием) используются схемы, таблицы, сигналы — символы, условные обозначения и др.
  • проводимые задания включают разные виды речевой деятельности (устные и письменные формы);
  • создаются условия для освоения грамматических знаний, правил правописания, способов проверки слов, овладения умениями их в творческих работах, выработки навыков самоконтроля;
  • коррекция речевых нарушений строится с учетом индивидуального подхода, программных требований, уровня речевого развития детей, характера и структуры их устной речи.

Первый этап работы по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова.

Работа по орфографии на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот. Многие дети, особенно с недостатками в речевом развитии, не очень охотно выполняют задания учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса. Одной из сложных тем для них является тема «Правописание безударных гласных».

Формирование навыка правописания безударной гласной в корне начинаю со знакомства с ударением. Цель: показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. Основные дидактические задачи при изучении этой темы — научить следующим действиям:

  • проговаривать слово, выделять голосом ударный гласный по подражанию, самостоятельно;
  • определять ударный гласный в произношении слова другим ребенком;
  • воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отстукивание, отхлопывание);
  • узнавать слово по его слуховой схеме;
  • узнавать слово по зрительной схеме;
  • усвоение некоторых орфоэпических норм;
  • определение ударного гласного звука в процессе написания слов;
  • определение безударного гласного в корне слова, требующего проверки;
  • решать орфографическую задачу, то есть проверять безударный гласный звук ударением путем подбора проверочных слов.

На начальном этапе проводится работа со слогоритмической структурой слов. Дети знакомятся со схемами, определяют ударный слог (отстукивают) и подбирают картинки соответственно схемам:

Х хх Х
ватасова
чайкачасы
домикочки
ложкашары и др.
Х х хх Х хх х Х
радугаракетасамолет
девочкаворонакарандаш
яблокиворобейсамокат и др.

Особенно важно в подобных упражнениях дать опыт наблюдений за перемещением ударения в группах однокоренных слов, не привлекая на этом этапе внимание детей к безударным гласным:

а) Лампа, заяц, медведь, рыба, весна, зима, медвежонок, рыбак, весенний, снежок, зимушка, снежный, салют, белка, море, река, четверг, морской.

б) Кружок, круглый, вторник, второй, повтор, волны, волна, сказал, сказка, скажу, синий, синел, среда, средний, белый, белил, чернота, черный, варит, повар, дружный, друзья.

Далее показывается детям смыслоразличительная и фонетическая роль ударения.

Детям демонстрируются картинки с общей подписью

Дети молча читают подпись. Показывают картинку, соответствующую подписи. Читают вслух предложения: На столе кружки. На столе кружки. Делают вывод: изменение значения слова связывается с перемещением ударения. Наблюдают звучание этих слов и убеждаются в том, что ударный гласный произносится более громко и длительно, чем безударные гласные.

В подтверждении вывода о смыслоразличительной роли ударения рассматриваются пары слов:

Полкиполки вычиталвычитал скачкискачки

Составляются предложения (значение слова) и выделяется ударный гласный в слове. Затем рассматривается форморазличительная роль ударения:

Выясняется форма слова, составляются предложения. Например:

У столяра золотые руки. Как же не подать ему руки.

Второй этап работы по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова.

Следующий этап работы — это отработка навыков нахождения безударной гласной в корне слова. Безударные гласные — это гласные в предударных и заударных слогах, произносящиеся с разной степенью редукции. Ослабленное по сравнению с основным вариантом фонемы произношение гласного часто ведет к ошибочному обозначению его на письме: вИду вместо вЕду, сОды вместо сАды. Значительное количество безударных гласных является проверяемым. Наиболее простым способом проверки правильности написания безударных гласных является изменение грамматической формы слова. Подбор однокоренного слова — способ более сложный, так как требует умения провести элементарный этимологический анализ слова и поставить его в определенный словообразовательный ряд:

Особенно часто встречаются ошибки в словах, где есть не один, а два безударных гласных, которые нуждаются в проверке:

Поэтому очень важно научить детей подбирать проверочные слова. Задаем детям вопрос: Откуда появляются в уме проверочные слова? Они «вылетают из гнезд».

А что это за «гнезда»?

«Гнезда» — это объединение родственных слов в нашем уме. В этом объединении слова связаны в единую семью. «Родственники» в такой семье легко приходят на помощь друг другу.

а) Определите, какие слова в каждой четверке «родственники», а не «родственников» выбросьте из «гнезда»:

маленький, малявка, маляр, малыш;

гроза, грозный, гроздь, грозовой;

конница, конник, подоконник, конюшня;

лень, лентяй, лента, ленивец.

Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, вам надо почаще собирать «гнезда» слов. Слова от одного корня, «живущие» в одном «гнезде», могут принадлежать к разным частям речи:

б) Составьте «гнездо» с корнем — дом —

домишко, домище — существительное,

домовничать — глагол, домашний, доморощенный, бездомный — прилагательное и др.

в) Рассмотрите схему образования однокоренных слов:

Напишите однокоренные слова в строчку. Точкой обозначьте безударную гласную в корне, которую нужно проверить. Разберите слова по составу.

г) Соберите однокоренные слова:

Завалинка, валежник, валик, валун, обвал, перевал, привал, развалины.

Напишите имена существительные с корнем — вал — в порядке значений:

сухие сучья деревьев;

остановка в пути;

остатки разрушенного строения;

земляная насыпь вокруг стен избы;

туго набитая подушка для дивана;

дорога через горный хребет;

снежные глыбы или камни, упавшие с гор.

Допишите однокоренные глаголы. Какую гласную вы напишете в корне этих слов.

Третий этап работы по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова. Способы проверки.

Задания и упражнения для коррекции правописания безударной гласной в корне слова при дисграфии и дизорфографии способствуют формированию и закреплению орфографического навыка правописания. Выполняя эти задания и делая упражнения, дети должны научиться:

  • выделять «ошибкоопасное» место в слове с безударной гласной в корне;
  • понимать практическую значимость правила правописания безударных гласных, осознанно воспринимая его;
  • последовательно выполнять действия, предписанные этим правилом;
  • подбирать проверочные слова;
  • различать слова с двумя безударными гласными;
  • подбирать однокоренные слова, относящиеся к различным лексико — грамматическим категориям (обозначающие предмет, его действие и признак), для проверки безударной гласной в корне;
  • применять различные способы проверки на материале слов с одной и двумя безударными гласными;
  • определять в контексте смысл слов, которые различаются на письме, одной гласной в корне, и подбирать к этим словам проверочные.

В безударной позиции обычно сходно звучат гласные:

а — ое — ие — яи — я

Существует 11 способов проверки безударных гласных. Целесообразно отработать с учащимися конкретные приемы последовательно, познакомить с каждым способом, тогда знания у детей будут системными, материал легче запоминается.

1 способ. Слово во множественном числе заменить словом в единственном числе:

о о
м ря — мОре — мОря; п ля — пОле — пОля
а а

2 способ. Слово в единственном числе заменить словом во множественном числе:

е о
з мля — зЕмли — зЕмля в да — вОды — вОда
и а

3 способ. Слово с безударной гласной проверить родственным словом, состоящим только из корня:

о о
к рмить — кОрм — кОрмить с лить — сОль — сОлить
а а

4 способ. Слово, обозначающее предмет проверить словом, обозначающим признак предмета:

о е
д брота — дОбрый — дОброта т мнота — тЕмный — тЕмнота
а и

5 способ. Слово, обозначающее признак предмета проверить родственным словом, обозначающим предмет:

о е
м рская — мОре — мОрская з леная — зЕлень — зЕленая
а и

6 способ. Слово с безударной гласной проверить родственным словом с уменьшительно — ласкательным значением:

а е
гл за — глАзки — глАза пч ла — пчЕлка — пчЕла
о и

7 способ. Слово, обозначающее действие предмета, проверить родственным словом, обозначающим предмет:

я а
гл деть — взглЯд — глЯдеть кр снеть — крАска — крАснеть
и о

8 способ. Слово, обозначающее действие предмета, проверить родственным словом, обозначающим признак предмета:

а е
пл тить — плАтный — плАтить б леть — бЕлый — бЕлеть
о и

9 способ. Слово, отвечающее на вопрос что делал? проверить словом, отвечающим на вопрос что делает?:

и я
п сал — пИшет — пИсал т нул — тЯнет — тЯнул
е и

10 способ. Слово, отвечающее на вопрос что делает? проверить словом, отвечающим на вопрос что делал?

и и
в зет — вЕз — вЕзет м тет — мЕл — мЕтет
е е

11 способ. Слово, отвечающее на вопрос что сделал? проверить словом, отвечающим на вопрос что делает?

и а
сп сал — пИшет — спИсал св лил — свАливает — свАлил
е о

Также берем способ проверки безударных гласных , когда слова с буквой Е в корне проверяем словами с буквой Е.

Задания:

  • напиши проверочные слова к словам: Зв:зда — :, оз:ро — :, в:сло — :, ст. кло — :, с:дло — : .
  • объясни, какие буквы пропущены в словах, напиши сначала проверочные, потом проверяемые слова: : — т:мнеть, т:мнота, : — ч:рнеть, ч : рнота, : — т : плота, т : пло.

Угадай слова, выпиши их, подбери к ним проверочные, обозначь орфограммы: Белка спряталась в дупло, Нарядили елку: бусы в три р:да,

В нем и сухо и : . Наверху сверкает красная : .

Четвертый этап работы по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова. Закрепление.

Тренировочные упражнения для закрепления правописания безударных гласных и способов их проверки помогут детям овладеть элементарными закономерностями морфологического правописания.

1. Использование стихотворных упражнений, накопленных в практической работе, способствуют умению выделять орфограмму и запоминать ее правописание, накапливать словарный запас, расширяют представления детей о несоответствии написания и произношения и используются для решения орфографических задач сначала в устной, а затем и в письменной речи:

Безударный хитрый гласный: Для письма по памяти

Слышим мы его прекрасно,
Р:чной, л:сной, г:ристый,
А в письме какая буква?
М:рской, р:дной, л:систый,
Здесь поможет нам наука:
Проверь сл:ва, да не сп:ши,
Гласный ставь под ударенье,
Красиво, грамотно сп:ши.

Чтоб развеять все сомненья!
Слуху вы не доверяйте —
Удареньем проверяйте:
Сосна, вода, трава, дела,
Село, гнездо, весло, весна —
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
Коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
Подскажут гласную они:
Сосны, воды, травы, дело,
А теперь пишите смело!
Села, гнезда, весла
И, конечно весны.
Страна, земля, стрела, скала,
Гряда, стена, звезда, игла,
Роса, зерно, следы, листок,
Кормушка, озеро, цветок,
Места, столяр, сова, птенец.
Диктанту нашему конец,
Кто не ошибся — молодец!

2. Использование дидактических и речевых игр также способствует закреплению правописания безударных гласных в корне слова:

Игра: «Покажи гласную».

У каждого ученика карточки с гласными буквами

АОЕИЯ

Логопед называет слова с безударными гласными в корне, а дети должны показать карточку с гласной, которую необходимо писать в этом слове. По вызову логопеда один из учеников подбирает проверочное слово. За каждый правильный ответ дается фишка — молодчинка. Выигрывает тот, кто больше соберет фишек.

Примерный материал: грачи, сады, трава, шары, вода, гора, дома, дрозды, коза, нора, нога, оса, роса, перо, слоны, сова, сосна, змея, леса, река, стена, зима, лиса, лицо, пила, число, мячи, пятно, ряды.

Игра: «Волшебная яблоня».

На доске нарисована яблоня, к веткам прикреплены плоские картонные изображения яблок с буквами Я, И, Е, О, А. На доске написаны в столбик слова с пропущенной безударной гласной.

Логопед говорит: «На этой яблоне выросли необычные яблоки. Они очень крупные, и на них написаны буквы. Сорвать яблоко может только тот, кто скажет, какую букву надо писать в слове».

Правильное выполнение задания оценивается фишкой.

ЗМЯ
ПЛТА
ЗВЗДА
СВСТОК
ХЛПУШКА
СВТЛЯЧОК

На доске несколько «лесенок». Побеждает тот, кто быстрее спустится с «лесенки», не сделав ни одной ошибки.

Игра: «Подбери противоположное по значению слово».

Дети подбирают слова — антонимы:

Друзья — враги лето — : близко — :

Лживый — : ругать — : маленький — :

Сытый — : начало — : старый — :

Хороший — : вредный — : пресный — :

Теплый — : утро — : легкий — :

Трудолюбивый — : темно — : дневной — :

Назвать в слове безударный гласный, подобрать проверочное слово. Записать слова, выделить орфограммы.

3. Дети любят такие игры, как «Игротека», которые активизируют словарный запас, закрепляют правописание слов с безударной гласной. Например:

«Начинай с буквы П«

ППППППППП
  1. Свободное от деревьев место в лесу.
  2. Слово, противоположное по значению слову кривой.
  3. Грязное место на одежде.
  4. Часть туловища от шеи до руки.
  5. Место для игр.
  6. Насекомое, дающее мед.
  7. Тот, кто готовит пищу.
  8. Тот, кто пасет стадо.
  9. Детеныш птицы.

(Поляна, прямой, пятно, плечо, площадка, пчела, повар, пастух, птенец).

«Начинай с буквы К«

ККККККККК
  1. Столовая для зимующих птиц.
  2. Дом для лошадей.
  3. Прическа из длинных волос у девочки.
  4. Площадка для катания на коньках.
  5. То, чем покрыты ствол и ветки деревьев.
  6. Предмет, которым покрывают пол и стены.
  7. Домашнее животное.
  8. Детеныш кошки.
  9. Детеныш козы.

(Кормушка, конюшня, коса, каток, кора, ковер, коза, котенок, козленок).

Формирование навыков правописания слов, различающихся одной гласной в корне:

Исправь ошибки, почему они вызывают улыбку? В скобках напиши проверочные слова. Отчего же зависит написание выделенных слов?

Мальчик полоскал (. ) собаку.

В лису (. ) я нашел подберезовик.

Мама отворила (. ) дверь.

Огромные волы (. ) швыряли нашу лодку из стороны в сторону.

Догадайся, какие буквы в слове нужно вставить. Подбери к ним проверочные.

Пос:дел на скамейке — пос:дел от старости.

Сл:зал сливки — сл:зал с дерева.

Св:ла гнездо — св:ла пятно.

Зак:лю булавкой — зак:лю здоровье.

Прим:рять платье — прим:рять друзей.

Острые м :чи — футбольные м:чи.

С Е торопят, если знают,
Что не долго уж до срока.
С И — учительница часто
Говорит в конце урока. (спеши — спиши)

Делать с И спокойно нужно,
Если слушаешь урок,
Будешь с Е еще не скоро:
Не пришел еще твой срок. (сидеть — седеть)

С И недолго сделать кошке,
Если есть сметана в плошке.
С Е же делать нелегко,
Коль забрался высоко. (слизать — слезать)

С буквой Е делай в хоре
И таланта не таи.
Принял горькое лекарство —
Делай быстро с буквой И. (запевай — запивай)

С буквой А с грибами сделай,
Ешь, не бойся ничего!
Не открыть малышке двери —
Момоги-ка с буквой О. (отвари — отвори)

Шестой этап. Проверка знаний по правописанию безударной гласной.

1. Списать слова, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Поставить ударение. Выделить орфограммы.

Стр:на — : с:ло — : к:льцо — :

П:су — : н:сить — : р:ды — :

Гн:здо — : :кно — : цв:ты — :

К:сить — : пл:чо — : в..рю — :

Р:бро — : д:ржу — : т:кла — :

2. Найти ударные и безударные гласные, обозначить их, подобрать родственные слова.

Н:члег — : , т:пить — : , гл:зной — :, б:ец — : , т:шина — :,

Сн:говик — : , скр:пач — : , вр:дить — : , бл:стеть — : , кл:вать — :

3. Списать слова, в скобках написать два проверочных слова, поставить ударение.

Образец: сторожил (сторож, сторожка).

Стр:к:за, б:р:зда, м:л:ток, т:рп:ливый, з:л:той, д:р:гой, в:л:сок, г:л:сок, ск:вор:да, с:к:линый, з:л:неть.

Выясняется, к какой части речи относятся слова первого столбика и второго, какую часть речи можно использовать в качестве проверочных слов. На листочках заранее поставлены цифры, определяющие порядок слов. Дети рядом с цифрой записывают лишь гласную, которая пропущена в слове.

Побелели поля и луга. Льдом покрылась река, она уснула, как в сказке. Красиво в лесу. На елках и соснах лежат снеговые шубы. Пушистые варежки зимушка надела на ветки деревьев. Молодые кустики укрылись серебристым снежком. Под сосной на снегу видны узоры разных следов. Как хороши эти узоры!

Таким образом, одна из трудных тем орфографии может стать понятной детям, если разнообразить задания, максимально концентрировать внимание детей на изучаемой орфограмме.

Основные умения, которые необходимо формировать при обучении детей обозначать безударные гласные это — четкое представление, что такое орфограмма, умение «видеть» и «слышать» ее в речи, умение найти способ действия, помогающий выяснить, какой буквой обозначить эту орфограмму. Основой выработки таких умений являются лингвистические знания и умения, в частности — ориентация в фонетической позиции и морфемной части слова, где находится безударный звук, обозначение которого вызывает затруднение.

Методика формирования навыка правописания безударной гласной в корне слова.

Методика работы над орфограммами «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» и «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»

Андреева Людмила Анатольевна

учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Осаново-Дубовое»

( I квалификационная категория)

ВСЕМИ МЕРАМИ НУЖНО СТАРАТЬСЯ НЕ ДОПУСКАТЬ

НУЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО ОШИБОЧНО НАПИСАННОЕ СЛОВО

ОСТАВЛЯЕТ ДВА ЛОЖНЫХ СЛЕДА:
И В ПАМЯТИ ЗРЕНИЯ, И В ПАМЯТИ РУКИ

А.В. ПОПОВ, 1914 год

ПРОВЕРЯЕМЫЕ И НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ

Казалось бы, это одно из самых простых орфографических правил! Ведь что может быть проще: определил по опознавательному признаку (безударный гласный в корне ) «опасное» место, подобрал проверочное слово с сильной позицией искомого звука – и… пиши без ошибки; не получилось подобрать проверочное – нашёл слово в словаре, и… порядок. Однако ошибки на правописание безударных гласных в корне занимают одну из «лидирующих» позиций в ряду самых распространённых ошибок в письменных работах как младших школьников, так и выпускников.

Оправданий такому положению можно найти немало: это и снижение интереса к чтению, и бедность словаря учащихся, и безразличие к качеству собственной устной и письменной речи, и незнание элементарных правил, и снижение речевой культуры общества…

Но ошибки в написании безударных гласных в корне присутствуют и в работах начитанных учеников, которые переживают за уровень своей грамотности и знают любое правило! Значит, причины « живучести» таких ошибок – глубже, а знание правил – ещё не гарантия грамотного письма.

Навыки грамотного письма относятся к числу сложнейших. Одна из главных причин низкой грамотности учащихся – в нацеленности на знание правил, а не на их применение. Над проблемой применения правил и успешного формирования умений и навыков работало не одно поколение методистов, учителей, учёных-психологов.

Высокий уровень грамотности достигается не просто за счёт хорошего знания правил русского языка, а в результате формирования АВТОМАТИЗМА при их применении, когда собственно знания оттесняются в область бессознательного, а грамотное письмо превращается в НАВЫК, то есть ставшее привычным, осуществляемое без контроля сознания действие. При этом по-настоящему грамотный человек не только «автоматически» пишет без ошибок, но и умеет в сложных ситуациях проверять себя с помощью «опорных вопросов и подсказок», словарей и справочников

Д.Н. Богословский в книге «Психология усвоения орфографии» показывает, что быстрейшему пониманию и освоению учебного материала «способствует создание целенаправленной чёткой системы универсальных учебных действий, умственных приемов, обеспечивающих сознательность действий ученика — алгоритма».

Алгоритм – это схема, модель умственных действий, указывающая ряд последовательных операций, которые непременно приведут к правильному результату. Навык, полученный при выполнении упражнений с использованием такой модели, оказывается более прочным и надёжным.

Как же довести до «автоматизма» процесс выбора безошибочного написания проверяемых и непроверяемых безударных гласных корня?

Как утверждает Д.Н. Богоявленский , «алгоритм действий ученика начинается с определения опознавательного признака».

Все правила русской орфографии сгруппированы по опознавательному признаку.

Рассмотрим конкретный материал, касающийся обучения способам применения изучающих в школе орфографических правил правописания безударных гласных:

Безударный гласный — опознавательный признак орфограммы.

Если в слове имеются безударный гласный, то прежде всего необходимо установить, в какой части слова он находится.

Если безударный гласный находится в корне, то надо решить, какой это безударный гласный: проверяемый или непроверяемый.

Если безударный гласный является проверяемым, то надо изменить слово или надо брать однокоренное слово, с тем чтобы безударный гласный оказался под ударением.

Если безударный гласный непроверяемый, то слово нужно найти в орфографическом словаре и запомнить.

Вроде бы, всё очень просто! Но давайте рассмотрим, какими знаниями и умениями должен владеть ученик, чтобы справиться со всеми «операциями», указанными в алгоритме:

При письменном объяснении орфограммы учащийся должен:

-определить в слове ударение;

-определить корень и подобрать ряд однокоренных слов, выделить корень и букву безударного гласного;

-подобрать проверочное слово (состоящее из одного корня или однокоренное с ударением в корне), отметив в нем ударение;

-записать проверочное слово перед тем, в корне которого имеются проверяемый безударный гласный;

При устном объяснении учащийся должен строить рассуждение по схемам (алгоритма):

В слове «вода» безударный гласный в корне — это проверяемый безударный гласный.

Проверочное слово «воды»

Пока не будут выработаны все необходимые умения, страх перед написанием останется, а он, как известно, «блокирует» выполнение «операций» алгоритма.

Чтобы преодолеть это обстоятельство, необходимо, чтобы у учащихся возникали прочные подсознательные связи между значением, строением и написанием слова. Только в том случае возможно грамотное письмо. Идеал постижения смысла слов представлен в стихотворении Сергея Острового «Первородство».

К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны́…
И когда я слышу:
— Извини меня! —
Это значит:
— Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
— Обереги меня! —
Это значит:
— Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
— Защити меня! —
Это значит:
— Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть —
Слово тебе сотворит добро.

Как этого добиться?

Конечно, чудодейственных методов, которые позволили бы научить всех и сразу, нет. Но использование ряда традиционных приёмов в сочетании с новыми подходами в обучении позволяет добиваться повышения грамотности учащихся, сокращения количества ошибок на правописание безударных гласных корня. ( Многие из рассматриваемых приёмов подходят и для работы над другими орфографическими правилами ).

Главное в обучении орфография — это предупреждение ошибок.

Развитие орфографической зоркости.

После изучения правила, руководствуясь алгоритмом, дети должны сначала устно объяснить правописание 6-8 грамотно написанных на доске слов с изучаемой орфограммой. Можно добыва предложить учащимся предупредительный диктант, но обязательно с записью на доске. Ребёнок должен видеть, как написано слово. «Не верь слуху, а верь глазу, ибо свой глаз – алмаз», — любил повторять В.П. Шереметевский.

После коллективной репродуктивной работы следует работа полусамостоятельная с использованием сигнальных карточек. Это может быть и предупредительный диктант, но лучше, если учитель не будет давать «готовые» слова, а учащиеся будут их добывать: узнавать слово по лексическому значению, по словообразовательной модели, подбирать синонимы, антонимы, отгадывать загадки.

Завершающий этап при ознакомлении с новым правилом – самостоятельное упражнение ( списывание или диктант «Проверяю себя» ) с проверкой после записи. Эффективным приёмом является самопроверка или взаимопроверка по контрольной карте.

Залог успеха – постоянный тренинг!

Для формирования прочного навыка в большинстве случаев нужен специальный урок закрепления изученного правила, а также включение новой орфограммы и в последующие уроки.

И, наконец, на каждом уроке должна проводиться словарно-орфографическая работа (« по следам ошибок», «новые слова») и должны широко применяться как различные виды диктантов ( выборочный, предупредительный, распределительный, текстовый, творческий и др.), так и письмо по памяти, изложение, сочинение. Формированию орфографической зоркости способствует выразительное чтение. В любой письменной работе дети должны обязательно выделять изученные и изучаемые орфограммы, а при устной работе называть их и обосновывать правильное написание.

Только кропотливая систематическая работа по предупреждению ошибок приводит к повышению уровня орфографической грамотности учащихся.

Для более прочного запоминания трудных слов (в том числе и проверяемых), а также для обогащения словарного запаса учащихся можно уже с 5 класса завести специальный словарик «Гнёзда» (или семьи) родственных слов» и постепенно заполнять его вплоть до окончания школы. Для этого нужно завести общую тетрадь (примерно 90 листов) и в алфавитном порядке, оставляя по 3 – 4 листа на каждую букву, отвести страницу для «трудного» корня ( например, -трЯс- ). Сначала. красочно выделив гласную, записывают корень, затем ряд однокоренных слов, акцентируя внимание на корне ( ТР Я Сти, поТР Я Сение, оТР Я Хает (С II Х) и т. д.) Когда есть возможность, страничка сопровождааается рисунком, отражающим значение корня, или правилом – «помощником». Замечательно, если используются пословицы, поговорки, фразеологизмы, афоризмы с «трудным» словом.

На оставшемся на этой странице месте слова с тем же корнем и примеры их употребления в речи могут дописываться и позже, по мере их изучения.

При выработке орфографической зоркости хорошим средством является использование словообразовательных моделей. В частности, при изучении правописания безударной гласной корня словообразовательные модели позволяют расширить словарный запас учащихся, образовывать и запоминать большие группы однокоренных слов, устанавливать их лексические связи, легче и быстрее подбирать проверочные слова. Полезно по словообразовательным моделям создавать «дерево» однокоренных слов и даже «лес» из таких деревьев. (Подобные рисунки и задания присутствуют в учебниках М.М.Разумовской)

Приём сравнения – важнейший приём в обучении орфографии.

На уроках закрепления и повторения необходимо давать детям такой материал, который бы поставил их перед задачей различать легко смешиваемые явления.

Например, на доске запись:

-Какая буква пропущена? ( О, Е, И )

-Какую букву нужно выбрать?

Такие задания заставляют обращаться к контексту, к определению лексического значения слова, способствуют лучшему пониманию и усвоению учебного материала. Наилучших результатов можно добиться, когда приём сравнения используется систематически.

Этимология – «золушка» нашей орфографии.

Как пишет учитель В.И.Ковалёв из Луганска в статье « Об использовании этимологии на уроках русского языка» («Русский язык». Приложение к газете «Первое сентября» № 14 – 2006), «сверхскромная представленность этимологии в школьных программах и учебниках явно не соответствует ее же королевским возможностям». Вот лишь некоторые примеры .

Учёные лингвисты продолжают работу над созданием « Словаря этимологически проверяемых слов русского языка»

А вот упражнения, взятые из «Материалов по занимательной грамматике русского языка» (А.Т.Арсирий, Г.М.Дмитриева. – Москва.Учпедгиз -1963.):

ВДУМАЙТЕСЬ В ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Правописание слабопроизносимых гласных в некоторых словах нелегко проверить ударением. Это удается только после пристального рассмотрения состава слова. Такое рассмотрение не только интересно, но и полезно в том отношении, что прививает интерес к живому языку, развивает «морфологическое чутье», то есть ощущение составных элементов слова в их превращениях и изменениях.

Одолеть, долби, долина

Слово дол означает «низ, нижний край». Мы говорим: горы и долы. Долина — это низина, впадина между горами; подол — нижний край платья. В некоторых городах (в Киеве, Могилеве) подолом называют низовой район города.

Одолеть врага — значит сразить его, повергнуть в дол (вниз). Слово долой образовалось от дол так же, как домой от дом. Теперь вы знаете, что в этих словах следует писать о, а не а.

Колесо, колей, кольчуга

В старину слово коло значило «колесо, круг». По-украински и сейчас коло — это круг, окружность. В русском языке коло сохранилось в словах около, околица, окольный, двуколка (двухколёсная тележка), а также в слове калек, то есть след от колёс.

Старинное воинское снаряжение кольчуга — рубашка из металлических колец для защиты от ударов меча, копья. Зная, что это слово происходит от слова кольцо, вы никогда не напишите «кальчуга».

Слово столица одного корня со словом стол. Теперь последнее слово имеет много значений: мебель (письменный стол), пища (врач прописал больному диетический стол), отделение в учреждении (стол заказов, паспортный стол).

В древней Руси слово стол употреблялось в значении мебели и в значении княжения (сравни: престол — трон). Говорили: Ярослав сел на стол (=престол) отца своего Владимира. Отсюда древний город Киев, где княжили великие князья, назывался стольным градом, то есть столицей.

Слово копейка происходит не от слова копить, как это некоторые считают, а от слова копьё (так же, как и семья — семейка, змея — змейка). На одной из первых русских монет было изображение всадника с копьём. В слове копья вы ясно слышите о, поэтому правильно будете писать и слово копейка.

Сновать — значит двигаться в одну и другую сторону. Снуют по реке пароходы, снует из угла в угол зверь в клетке. Слово сновать родственно слову основа. Основа — нечто неподвижное, незыблемое, служащее опорой остальному, а сновать имеет как будто совершенно противоположный смысл — быстрого движения.

Как же основа образовалась от сновать?

При тканье одни нити проходят вдоль ткани. Это основа. Другие, переплетая основу, ложатся в поперечном направлении. Это уток (от ткать, уткать). Сновать сначала значило только подготовлять основу для ткани, протягивать нити основы. Говорили также, что снует челнок, в котором уток прокидывается между нитей основы. Потом стали говорить и о всякой мелькающей вещи, что она снует.

Производство тканей — одно из древнейших. Слова, связанные с тканьем, — очень древнего происхождения. Давно вошло в язык и слово сновать, связь которого с ткачеством уже не чувствуется.

Название этой ягоды происходит от сильного, не всем приятного запаха, который она источает при с озревании. Смород — древнее слово, которое обозначало дурной запах, вонь, смрад (сравните украинское cмoрiд, просторечное смердеть).

Интересно отметить, что слово вонь в старину обозначало вообще всякий запах, а вонять одного корня со словом нюхать (древняя форма — ухать, т. е. пахнуть). Сравните слова благовоние, благоухать. Между прочим, хороший запах, аромат, благовоние по-чешски — вуне, а по-польски — вон.

Что писать в первых слогах этих слов — о или а? Оказывается, на этот вопрос ответить можно вполне определенно. В старину существовало слово лоп — плоское расширение, лист (сравните со словом лопоухий). От него с помощью старинного суффикса -ух, уже известного нам по словам петух и пастух, образовалось слово лопух. При помощи же суффикса –aт- возникло слово лопата, возможно, это краткая форма прилагательного лопатая, т. е. с плоским расширением, лопастью на конце. Вот это слово лопасть с ударением на «сомнительном» о и указывает совершенно ясно, какую букву надо писать в этих родственных словах.

Не все ощущают родство таких слов; как кровать — крыть, кров; метель — мести, мёл; мятеж — смятение, сумятица; орошение—роса, росы; поглощать — глотать, глотка; ронять—урон (потеря); снаряжение — снаряд и т. д. Осознание такого родства поможет писать эти слова грамотно. Надо всячески поощрять интерес учащихся к происхождению и составу слов, устраивая утренники и вечера «биографий слов», викторины, конкурсы, помещая наиболее удачные ответы в школьных рукописных журналах и стенных газетах.

Объясните с помощью «Краткого этимологического словаря» Л. Шанского,

В. Иванова и Т. Шанской правописание безударных гласных в словах апельсин, корыто, копыто, перчатка, петух. Подготовьте краткое сообщение об этом на занятии кружка.

Трудные слова с непроверяемыми написаниями легче и прочнее запоминаются, если используются мнемонические приёмы, основанные на ассоциациях. (Слайд 6)

Например, «Такие разные «О»!»

В слове « о гурец» надо изобразить первую букву похожей на огурец ( возможно, лучше раскрасить её зелёным карандашом ), а гласные в слове «м о рк о вь» — сужающимися к низу и оранжевыми, как морковки; в слове « г о р о х» нарисовать кругленькие жёлтые «о».

Чтобы слово «к а ртофель» не было как относящееся к этой же группе, напишем его на другой половине листа. А первую гласную нарисуем большой, коричневой и составленной из множества картофелин.

В статье под названием «Залог успеха – постоянный тренинг»

(«Русский язык». Приложение.к газете «Первое сентября» №12(491)июнь(16–30)2006г.) учитель В.Н.Философ (Республика Беларусь) , наряду с методическими приёмами опознавания частей речи и вычленения морфем в словах, предлагает материал, который можно использовать при изучении, например, словарных слов. Его можно вывешивать в виде таблиц, и детям можно предложить составить аналогичные образцы

На ОкОшке М н О гО РОЗ.
Кто нарисовал? МОРОЗ.

РЕшали РЕбусы РЕбята.

ВИКТОР и ИРИНА
составляли викторину.

ХВОст пошел в РОСТ,
получился ХВОРОСТ.

Пудель КАПИ – КАПИТАН.
Он объездил много стран.

О ст О р О жнО
Какая птица спряталась
в жа ворон ке?

В КОрзине круглое дно.

БАрАн на бАзАре бАрАбАнил
в БАРАБАН.

От врАГА спасет ОТВАГА.

А НА НАС свалился АНАНАС.

САд у меня – РАЙ,
Только жаль, в саду САРАЙ.

БЛОК
нот

ЖЕЛЕЗО не ЖЕЛЕ, оно твердое.
РАКЕТА не РАК, она быстрая.

БА! Стол ХРОМ,
Но горд собой –
На нем скатерть
с БАХРОМОЙ.

Я Г оды пишу ОДЫ
и ем ЯГОДЫ.

КРО лик спит в КРОВАТКЕ,
ИВАН
на ДИВАНЕ.

РОМА и МАШКА
гадали на РОМАШКЕ.

ПЕС не пьет СОК,
Пес лег на ПЕСОК.

СОбаке снится СОн,
СОбаке снится СОва.
СОве – СО бака .

ЗА’МОК закрыт на ЗАМО’К.

НОСКИ’ НО’СКИ,
носки эти НОСКИ.

Ворона «КАР » – и в НИЗ.
Пуст КАРНИЗ.

ГЕН а – ГЕНЕРАЛ.
ВЕРА на ВЕРАНДЕ.
НАТА в КОМНАТЕ.

Занимательные материалы по развитию речи , применяемые при изучении правописанию проверяемой безударной гласной.

Очень важное значение при обучении орфографии имеет подбор дидактического материала, который должен быть подчинён принципу коммуникативной необходимости: важно, чтобы прослеживалась тесная связь между теоретическим материалом и заданиями по развитию речи.

Вот несколько занимательных упражнений по формированию навыка безошибочного написания безударных гласных в корне слова ( Материалов по занимательной грамматике русского языка». А.Т.Арсирий, Г.М.Дмитриева. – Москва.Учпедгиз -1963.):

НАЗОВИ БЫСТРО (Игра)

Участники игры садятся полукругом. Ведущий громко называет слово с безударной гласной (например, конец), одновременно указывая на одного из играющих. Тот должен быстро назвать гласную, которая пишется, и подтвердить проверочным словом (например, о — кончик). Кто не смог сказать проверочное слово или привел неправильный пример, должен встать и продолжать игру стоя, пока не даст правильный ответ.

Выигрывает тот, кому ни разу за всю игру не пришлось вставать.

В случае, если встретится слово с гласной, не проверяемой ударением (например, сапог), участник игры только называет гласную и добавляет: «следует запомнить».

Летом Витя был в пионерском лагере, а его приятель Петя — в санатории.

Однажды Витя в письме к Пете посоветовал товарищу закалиться, чтобы не хворать. В ответном письме Петя насмешливо заметил другу, что он совсем не собирается убивать себя.

Какую форму глагола употребил Витя в своем письме и какую ошибку допустил он в слове?

Мамы не было дома, и Наташа оставила на столе записку о том, что она пошла в детское ателье на примерку платья.

Когда она возвратилась домой, мама уже тоже была дома и, смеясь, спросила ее:

— С кем же твоё платье поссорилось? Уж не с портнихой ли? Или, может быть, с заказчиком?

Наташа смотрела на маму удивленными, непонимающими глазами. Может быть, вы, ребята, поможете ей найти ошибку в записке? А заодно и напомните ей нужное правило из учебника.

ЧТО ПРОИСХОДИЛО С ФЛАГОМ?

Однажды в классе писали изложение отрывка из «Молодой гвардии» Александра Фадеева. Вася только что написал о том, как тетя Маруся взглянула утром в окно и увидела на здании школы развевающийся красный флаг. В это время к Васе подошла учительница и, заглянув в его тетрадь, спросила с улыбкой:

— Что это у тебя с флагом происходит? Что он — растет, увеличивается?

Спохватившись, Вася исправил ошибку. Догадайтесь, ребята, в каком слове она была.

КАК КОЛЯ СДЕЛАЛ ДЕДУШКУ ВТОРИЧНО СЕДЫМ

Ребята писали диктант. В одном предложении речь шла о старичке, который присел на скамью и, немного отдохнув, отправился дальше.

Проверив Колину тетрадку, учительница с улыбкой заметила ему:

— А ведь дедушка уже до этого был седым! Ребята поняли и рассмеялись, а Коля покраснел.

В каком слове он сделал ошибку? Объясните, почему так не следует писать в данном случае.

На уроке русского языка учитель спросил ребят:

— Что вы делали в прошлую субботу в школьном дворе?

— Мы сажали деревья, починяли изгородь, приводили в порядок спортивную площадку, — наперебой отвечали ученики.

— Очень хорошо. Кстати, сегодня я рассказывал вам об именах существительных, обозначающих названия действий. Так вот, запишите дома названия работ, которые вы проводили в школьном дворе.

На следующий день, просматривая тетрадь одного ученика, учитель шутя заметил:

— У Васи в тетради появился опасный призрак. Он испортил ему работу.

Какую ошибку имел в виду учитель?

В заключение хотелось бы упомянуть о работе над ошибками. К словам, вызывающим затруднение, нужно обращаться неоднократно. Вспомним пословицу: « Повторение – мать учения». А чтобы детям не стало скучно работать с уже изученными словами, нужно помнить один из основных принципов дидактики: «Повторяя, углубляй!». При каждом новом повторении необходимо расширять возможности употребления слова, усложнять структуру заданий, пробуждать стремление обращаться к словарям и справочникам.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/553667

http://infourok.ru/metodika-formirovaniya-navika-pravopisaniya-bezudarnoy-glasnoy-v-korne-slova-661072.html