Навык правописания безударной гласной в корне слова

Карточки по русскому языку.Тема «Отработка навыка правописания безударных глассных в корне слова.»
тренажёр по русскому языку (2 класс) на тему

Отработка навыка правописания безударных глассных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
didakticheskie_kartochki_pravopisanie_bezudarnoy_glasnoy_v_korne_2-3_klass.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание безударной гласной в корне. (2-3 классы)

С п и ш и т е . Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопросы кто? что?

П..тнистый, кр..чать, ст..кольный, ..довитый, сл..дить, оп..риться, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат.

Подчеркните безударные гласные.

З а п и ш и т е слова, подберите проверочные.

Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна.

З а п и ш и т е слова, подберите проверочные.

Хв..сты, р..га, сл..ны, вр..чи, к..ты, гл..зной, н..га, с..стра, м..сной, л..ства, кр..чать, т..мнота, д..ждливый, цв..тет, скр..пит.

С п и ш и т е словосочетания, вставляя пропущенные буквы, устно подбирайте проверочные слова.

С..сновые д..ревья, м..рская в..лна, б..льшой мальчик, д..ждливая ос..нь, ст..льная л..нейка, з..леная тр..ва.

Ш..рокая площадь, высокая с..сна, ст..льные рельсы, пл..хая погода, з..леные п..ля, д..лекий путь, в..здушные ш..ры, ч..совая стрелка.

К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

г. лодать — . ст. рожка- .

в. здушный — . в. сёлый — .

д. лёкий — . ч. совщик — .

ш. стёрка — . кр. кливый — .

Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.

к. рмушка — ( о,а) — . д. ревья — (е,и) — .

уг. щать — (а,о) — . ст. рожить — ( а,о) — .

ш. лестеть — (е,и) — . ш. рстяной — (е,и) — .

ж. стянка — (е,и) — . м. рской — (о,а) — .

т. пло — (е,и) — . ж. мчужина — (и,е) — .

К д а н н ы м словам подберите проверочные слова. Поставьте знак ударения. Подчеркните безударные гласные.

С п и ш и т е предложения, вставив пропущенные гласные.

Ст..ляр сделал стол. Дв..рняжка стережет двор. С..довник вырастил сад. В к..рмушке был корм. В с..лонку насыпали соли. Из к..нюшни вышел конь.

С п и ш и т е текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.

Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.

С п и ш и т е текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.

Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Шмел прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.

_________________________________________________________________ Карточка 7.

И з д а н н ы х ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Ветры, дуют, х..л..дные.

Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые

Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.

И з д а н н ы х ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Зима, пришла, настоящ..я, вот, и.

М..ро. но. и, щиплет, щеки.

Р..бята, надели, м..ховые, и, ша..ки, шу..ки.

Во, детей, дв..ре много!

И з д а н н ы х ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Р..бята, оделись, т..пло.

Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.

Теперь, м..ро. им, не страшен.

Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

П. сатель, расп. сание, зап. сал, п. сьмецо;- .

Стр. лок, стр. льба, стр. лял, выстр. л; — .

Т. рговля, т. ргует, т. рговый (город); — .

Гл. тать, прогл. тил, гл. ток, гл. тнул; — .

Вставить безударные гласные:

п. стух, др. зды, сн. жинка, кр. чал, м. стечко, стр. ительная, к. менистая, ст. яла, л. сная, л. сица, цв. точек, тр. пинка, гр. бник, б. р. говая, р. чной, выст. вка, б. льной, п. ньки

Спиши текст, в скобках напиши проверочные слова.

В л. су (. ) живёт рыжая л. са ( . ). Лисий дом — н. ра ( . ). У н. ры ( . ) играют весёлые л. сята (. ). Л. сица (. ) учит их лисьим повадкам.

Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

В з. л. тые . сенние дни г. товились к . тлету жур. вли. П. кружились . ни над р. кой, над р. дным б. лотом. Вот п. т. нулись птицы в д. лекие страны. На в. стоке п. к. залась ранняя зорька.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

К. рова, г. зета, скв. рец, б. лет, д. кабрь, н. род, м. локо, пятн. ца, к. рабль, д. ревня, в. кзал, м. роз, к. пуста, р. кета, м. дведь, п. льто, к. стёр, к. мандир, р. сунок, л. пата, м. лина, р. бята, в. гон, п. года, к. ртина, . втобус, м. сяц, п. суда.

Вставить безударные гласные. С одним из слов составь предложение.

Г. лубка, пл. щадка, см. льчак, в. здушный, др. жать, зар. дить, в. шневый, заскр. пел, д. лекий, п. лезный, ск. листый, т. желый, р. зьба, д. ржал, д. мой, т. нул._______________________________________________________________

Вставить пропущенные буквы:

М. роз, площ. дь, с. пог, т. традь, стор. ж, бер. г, леб. дь, в. р. бей, с. л. вей, за. ц, яг. да, гру. а, су..ота, свит..р, . гаж, ж. лезо, д. рога, п. рог, б. седка, к. ртина, п. сок, р. бята, а. уратный, д. ревня, з. втр. к, се. одня

Выполнить фонетический разбор лебедь .

Вставить пропущенные буквы, составь предложение со словом дождливый .

Б. да, б. льшой, гл. зной, гр. бной, д. лёкий, дл. ннее, д. ждливый, з. лёный, зв. риный, к. лючий, кр. вой, л. сной, м. сной, м. рской, н. бесный, п. рнатые, пр. мой, п. следний, р. гатый, скр. пучий, ст. ловая, тр. скучий, т. нистый, т. жёлый, х. лодный, цв. тной, ч. рвяк.

Вставить безударные гласные

Поб. жал по д. ске, обр. нил в. л. синки, гн. здо под к. рнями, л. тят не сп. ша, з. л. тое к. льцо, б. жит б. гом, др. зды в гн. зде, на п. лянке около р. ки, к. рмил ч. рв. ками, ск. зала с. стра, прин. сла в. ды.

Совершенствование навыков правописания безударной гласной в корне слова и подбора проверочных слов у детей с ЗПР

Инга Сокол
Совершенствование навыков правописания безударной гласной в корне слова и подбора проверочных слов у детей с ЗПР

Содержание коррекционно-логопедической работы по совершенствованию навыков правописания безударной гласной в корне слова и подбора проверочного слова

Работая с детьми с задержкой психического развития, приходится много раз повторять один и тот же материал, а он все также может оставаться неусвоенным. Как выясняется на практике, причина — не только в неспособности или способности учеников, она кроется и в умении преподнести изучаемое, в методике преподавания.

Правописание безударных гласных — одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. Как показывает практика, больше всего орфографических ошибок в работах учеников связаны с явлением безударности гласного. Поэтому, чтобы свести к минимуму ошибки на безударные гласные, я определила следующие задачи.

1. Продолжить учить детей понимать роль ударения в речи и определять ударение в слове, опираясь одновременно на смысл слова и на фонетическую позицию гласного звука.

2. Научить детей правильно выделять корень слова и видеть позицию ударения по отношению к корневой гласной.

3. Сформировать четкое понимание единства слов по корню и

семантическому родству и умение видеть оба эти признака.

4. Постоянно тренировать учеников в подборе однокоренных слов, расширяя и активизируя словарный запас.

5. Добиваться того, чтобы ученики поняли и усвоили все понятия, относящиеся к явлению ударения и безударности, и пользовались ими осознано.

Учитывая поставленные задачи, в ходе обучения я заметила, что дети стали активнее работать на занятиях, проявлять интерес к обучению.

Кроме этого, огромные трудности в правописании безударных гласных и подборе проверочного слова стали уменьшаться.

В процессе работы я заметила, что сложившиеся методы обучения недостаточно и не полностью учитывают возможность усвоения детьми учебной информации. Недостаток состоял в том, что отсутствовала последовательность изучения тем, не было постоянной тренировки учеников в подборе однокоренных родственных слов, не отрабатывался алгоритм проверки безударной гласной в корне. Поэтому, работа над проблемой поиска наиболее эффективных и интересных средств и методов усвоения детьми учебной информации, привели меня к тому, что я решила соединить темы касающиеся явления безударности в один блок и систематизировать работу по каждой теме. А так же отрабатывать навык в подборе проверочного слова через собирание словообразовательных гнезд и дидактические игры и упражнения. Слова, из которых составлялись «гнезда», я решила включить в перспективный план с учетом лексических тем. А дидактические игры и упражнения широко использую на занятиях при изучении каждой темы из блока. А также я собрала и разработала более десятка дидактических игр и упражнений, позволяющих в более доступной форме совершенствовать навыки правописания безударной гласной в корне слова и подбора проверочного слова у учащихся с ЗПР.

Составляя перспективное планирование для учащихся 3-го класса, я четко учитывала последовательность изучения тем. А именно расположение тем. Таким образом, соблюдалось триединство тем.

— ударение (фонетическая и смыслоразличительная роль ударения);

— однокоренные родственные слова, корень слова;

безударные гласные в корне слова.

Это было необходимо для того, чтобы у детей с ЗПР формировалась целостная картина языкового явления и существующих внутри неё системы законов (правил)

Составляя систему работу по каждой теме из блока,я опиралась на следующие принципы орфографии:

1) Морфологический принцип, что предполагает одинаковое написание морфем (корня, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слов, тот есть от позиционных чередований, других закономерных или традиционных несоответствий письма и произношения.

2) Фонематический принцип, он гласит: «одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях, и почему при написании безударной гласной надо ориентироваться на сильную позицию фонемы».

3) Традиционный принцип, предполагает то, что не проверяемые

правилами слова усваиваются запоминанием, а проверяются с помощью

орфографического словаря.

4) Принцип дифференциации значений (лексических, грамматических,

предполагает, что орфография связана не только с грамматикой, с составом

слова и способом образования слов, но и с его значением. Орфография

проходит через разграничение значений таких слов, каждое из которых

проверяется по морфологическому принципу с помощью родственных слов.

Систему работы, составленную по темам, я апробировала в 3 классе детей с ЗПР. Работа состояла в том, чтобы доказать, что в результате применения данной системы заметно повысится не только уровень правильного написания безударной гласной в корне слова, но и значительно обогатится сам процесс обучения.

Система работы включает в себя материал по темам:

1) Ударение (смыслоразличительная роль ударения).

2) Однокоренные родственные слова, корень слова.

3) Безударные гласные в корне слова.

Рассмотрим некоторые приемы и методы работы над ударением с учащимися с ЗПР.

У большинства учащихся с ЗПР преобладает наглядно-образный тип мышления. Это значит, что для ученика в слове более ощутима его внутренняя смысловая, лексическая сторона, нежели его внешний звукобуквенный комплекс. Слово еще не стало для них привычным объектом изучения, они не понимают, зачем им надо выделить голосом один из слогов в слове, и какой именно слог надо выделить, поэтому и произносят слово с одинаковым ударением на всех гласных, скандируя его.

Работая над этой темой,я использую следующие приемы работы:

а) замедленное произнесение слов с выделением слогов и с усиленным,

подчеркнутым произнесением ударяемого слога: «ма-ши-на»;

б) индивидуальное и хоровое скандирование слов и небольших

в) отработка дикции — четкого, ясного произношения звуков речи, их

сочетаний; работа над громкостью и темпом речи, над артикулированием

г) выразительное чтение стихотворений наизусть;

д) называние ударного и безударных слогов в слове;

е) называние безударного гласного звука в безударном слоге; называние

ударяемого гласного звука в ударяемом слоге;

ж) называние всех безударных гласных в слове: «Слово «городок» имеет

три слога;третий слог — ударяемый: «-док», гласный звук [о]; первый слог

«го», звучит неясный звук [а/о]; второй слог «-ро-», безударный гласный тоже

звучит неясно — звук, близкий к [а]».

Широко применяю проговаривание слов, их орфографический разбор и комментирование. Большое внимание, я уделяю смыслоразличительной роли ударения. Тренирую детей в произнесении слов правильно и неправильно,предлагая им следующие задания:

Задание 1. Подбери к слову соответствующую картинку. Разбираем с учениками пары слов. Ученики соотносят слово с картинкой, сравнивают звучание этих пар слов, определяют место ударения и делают вывод, что с перенесением ударения меняется смысл слова: замок — замок, белки — белки, атлас — атлас, ирис — ирис.

Задание 2. Придумайте предложение с парами слов. Полки — полки, козлы — козлы, плачу — плачу.

Задание 3. Правильно прочтите слова, с каждым словом придумайте и запишите предложение. Скачки – скачки, орган – орган, кружки – кружки, таю – таю, вычитал – вычитал, плачу – плачу.

Задание 4. Предлагается прочитать предложения. Выбрать слова с одинаковым написанием, но различным значением, поставить ударение.

Школьный атлас хранится в географическом кабинете. В магазине продавали белый атлас. Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок. В сосновом лесу живут белки. Белки с сахаром — основа для приготовления пирожного Визе. Брод на реке был мелок. Цветной мелок лежал у доски. В огород забрались козлы. Строители принесли козлы.

Я разработала несколько игр, позволяющих отработать у учащихся навык правильно выделять ударный слог и ударную гласную.Это игры:

«Какое слово задумано»

«Зашифрованные слова»

«Исправь ошибку» и т. д.

При работе над понятием однокоренные родственные слова основное внимание уделяю установлению семантического единства группы слов, которое заключено в их общей части — корне.

Сначала я тренирую детей в подборе слов, относящихся к одному понятию или явлению окружающей действительности. Учащимся предлагается сравнить слова, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Например слова, вода и водяной,разные по значению: вода — это то, что мы пьем, а водяной — это чудище такое, оно в воде живет. Необходимо чтобы ученики увидели в одном слове его лексическое и семантическое значение. Постепенно подвожу их к тому, чтобы они выделили ту часть слова, в которой заключен смысл слова:

Больной — от слова боль Школьник — от слова школа

У детейс ЗПР слабо развита функция преднамеренности действий: преднамеренного слушания, зрительного восприятия, поэтому я обращаю внимание на тот факт, что они могут не увидеть, что корень в однокоренных словах пишется одинаков. А также на то, что ударение в иных словах падает на гласную в корне, а в иных словах — на гласную за корнем.Добиваюсь от учеников вывода: гласная в корне пишется одинаково, независимо от произношения. То есть корень слова пишется одинаково во всех однокоренных словах.

На протяжении всего учебного года ученики 3-го класса составляли словообразовательные гнезда родственных слов.

1) Слова от одного корня, «живущие» в одном «гнезде» принадлежали к самым разным частям речи.Например: дом, домашний, домовничать, домовито, доморощенный, бездомный, домище.

2) Они могли быть с разными приставками и суффиксами.Например: прогул, прогулять, прогульщик, гуляние, загулять, гулянка, нагуляться, отгул. Работа проводилась следующим образом:

1) Составление словообразовательных гнезд родственных слов,

установление их смыслового значения;

2) Выделение корня в словах

3) Постановка ударения

4) Выделение безударной гласной (красной точкой)

Делали вывод: безударную гласную в корне слова проверяем ударением, не забывая учитывать значение корня.

Работая над темой «Безударные гласные»уделяю внимание:

а) на выделение учащимися в словах не только безударного гласного

звука, но и безударного слога;

б) на осознание учащимися факта несовпадения звука и буквы;

в) на умение обнаружить в тексте орфограммы, то есть безударные слоги,

безударные гласные;

г) на быстроту реакции у детей — изменение слова.

Использую следующие приемы работы над обозначением безударных гласных звуков:

а) наблюдение над словами, где гласные — под ударением, сопоставление

этих слов с теми словами, где эти же гласные становятся безударными;

б) обнаружение слов, которые подлежат проверке по данному правилу

(чтение, восприятие на слух, употребление в собственной речи);

в) подборка проверочных слов;

г) решение, какой буквой следует обозначать безударный гласный звук;

запись слова; самопроверка.

Отрабатываю алгоритм проверки безударной гласной корня:

1-й шаг: Найди в слове корень.

2-й шаг: Есть ли в корне безударный гласный?

3-й шаг: Измени слово или подбери родственное.

4-й шаг: Сравни проверяемое или проверочное слово.

Скажи, как надо писать корень.

Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.

Алгоритм проверки слов с двумя безударными гласными в корне.

1-й шаг: В слове есть сочетания «-оро-», «-оло-», «-ере-», «-еле-»

Какие гласные здесь безударные?

Безударные оба гласных звука Безударный один гласный звук

Подбери проверочное слово

2-й шаг: Подбери проверочное слово для первого безударного гласного звука

Не удается найти проверочное слово

Проверить по словарю

3-й шаг: Подбери второе проверочное слово

Не удается найти

Проверь по словарю

4-й шаг: Сопоставь, сравни проверяемое слово с обоими проверочными словами.

Напиши соответствующие гласные буквы. Проверь написанное

Алгоритм проверки безударной гласной в корне (по частям речи)

-Измени форму числа: ед. ч. на мн. ч. и наоборот

-Измени слово, так чтобы оно обозначало ласковое название

-Подбери однокоренное слово со значением действия

-Измени слово так, чтобы оно отвечало на вопрос Что делает?

-Подбери однокоренное слово, изменив часть речи на существительное или прилагательное.

Подбери однокоренное слово, обозначающее предмет

Неоценимую роль в обучение детей оказывают дидактические игры и упражнения, которые я собрала и разработала.Это такие игры:

«Помоги друг другу»

«Какое слово задумано»

«Зашифрованные слова»

«Словесный мяч»

«Назови много предметов»

«Назови много предметов»

«Назови один предмет»

«Исправь ошибку» и т. д.

Цель игр: закрепление правописания безударных гласных и способов их проверки.

Отработав проверку безударной гласной в словах, учащимися предлагается выделить слово из предложения, определить значение слова, выстроить смысловой ряд, выделить корень и вписать соответствующую гласную.

При поступлении детей в 3 класс проводилось обследование речи школьников, которое включало в себя раздел диагностических заданий с целью установления исходного уровня правильного написания безударной гласной в корне слова и подбора проверочного слова, а также характера имеющихся у детей знаний и навыков по этому аспекту.

Контрольное обследование проводилосьпо следующим показателям:

— понимание смыслоразличительной роли ударения

— выделения корня в слове

подбор проверочного слова к слову с безударной гласной.

Проведение диагностических заданий на выявление уровня правильного написания безударной гласной в корне слова и подбора проверочных слов при поступлении в 3 класс и в конце учебного года коренным образом отличались по степени сложности.

Анализируя проделанную работу, я вижу, что действительно, в результате применения некоторых методов и приёмов в работе заметно повысился уровень правильного написания слов с безударной гласной и подбора проверочных слов школьников 3-го класса с ЗПР.

Совершенствование двигательных умений и навыков детей. Сценарий праздника «Мы со спортом крепко дружим» Цель: Совершенствование двигательных умений и навыков детей. Задачи: — Формировать правильную осанку; — укреплять здоровье детей; — дать.

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе на тему: «Безударные гласные о, а в корне слова» Цель: Научить детей выделять безударную гласную и правильно ее писать. Задачи: 1. Развивать умение выделять безударную гласную в корне слова;.

Конспект логопедического занятия в 5 классе для детей с ОВЗ «Безударные гласные в корне слова» Цель: совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова. Задачи: Коррекционно-образовательные: — продолжать отрабатывать.

Конспект НОД по развитию речи «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Безударные гласные в корне слова» Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Безударные гласные в корне слова» Предмет: русский язык Класс: 2 Тема:.

Конспект урока «Безударные гласные в корне слова» Здравствуйте, меня зовут Ксения Павловна. Я рада вас видеть. Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые.

Конспект урока для детей с использованием ИКТ «Правописание безударных гласных в корне слова» «Правописание безударных гласных в корне слова» Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Александровна, я рада видеть вас. Сегодня я проведу.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов Русский язык — 2 класс. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов. Цели: формировать умение проверять написание парных.

Совершенствование общения педагогов и родителей. Развитие коммуникативных навыков. Техники для установления позитивных отно Цели: 1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.

Урок русского языка в 5 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Разработка урока по русскому языку. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» 5 класс Подготовила Винидиктова Татьяна.

Система формирования навыка правописания безударной гласной в корне у учащихся начальных классов с нарушениями письменной речи

Нарушения письма являются одной из самых распространенных форм трудностей обучения учащихся младших классов общеобразовательной школы. Особое расстройство письма, дисграфия, становится причиной затруднения усвоения программного материала по русскому языку у 20 — 25 % младших школьников. Анализ письменных работ показывает, что дисграфические ошибки встречаются у детей во всех разновидностях письма: при списывании, письме под диктовку, письме по памяти, при письме изложений и сочинений. Наиболее распространенными ошибками являются:

  • ошибки фонемного распознавания;
  • ошибки языкового анализа и синтеза;
  • смешения графически сходных букв;
  • ошибки, связанные с нарушением выделения предложения из текста и слов из предложения;
  • пропуски согласных;
  • пропуски гласных;
  • персеверации букв и слогов.

На фоне вышеуказанных специфических ошибок наблюдается большое количество орфографических и грамматических ошибок, таких как:

  • сомнительные согласные;
  • безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением;
  • разделительный Ь;
  • Ь знак в конце и середине слова;
  • непроизносимые согласные и другие.

В исследования, посвященных проблеме нарушений письменной речи младших школьников (Бессоновой Т. П., Левиной Р. Е., Садовниковой И. Н., Ястребовой А. В. и других авторов), отмечается стойкость и большая распространенность орфографических ошибок у данной категории детей. Нарушение освоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей с данной патологией, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально — волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом. Изучение данной проблемы позволило определить механизмы и разработать систему коррекционного воздействия по устранению дисграфии и дизорфографии у учащихся начальной школы с ОНР. Методика преодоления данных нарушений строится с учетом следующих положений и принципов:

  • на логопедических занятиях проводится комплексный подход по коррекции дисграфии и дизорфографии с устранением нарушений звукопроизношения, чтения и письма, то есть исправление недостатков фонетико — фонематической стороны речи;
  • формирование орфографического действия осуществляется при взаимодействии и взаимообусловленности речевых и неречевых психических функций (зрительный гнозис, оптико — пространственные представления), ряд мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, сопоставление);
  • развиваются моторные компоненты письма, навыки чтения и каллиграфии;
  • для закрепления формируемых ассоциаций между знаком (буквой) и соответствующим ему образом, понятием (ее названием) используются схемы, таблицы, сигналы — символы, условные обозначения и др.
  • проводимые задания включают разные виды речевой деятельности (устные и письменные формы);
  • создаются условия для освоения грамматических знаний, правил правописания, способов проверки слов, овладения умениями их в творческих работах, выработки навыков самоконтроля;
  • коррекция речевых нарушений строится с учетом индивидуального подхода, программных требований, уровня речевого развития детей, характера и структуры их устной речи.

Первый этап работы по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова.

Работа по орфографии на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот. Многие дети, особенно с недостатками в речевом развитии, не очень охотно выполняют задания учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса. Одной из сложных тем для них является тема «Правописание безударных гласных».

Формирование навыка правописания безударной гласной в корне начинаю со знакомства с ударением. Цель: показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. Основные дидактические задачи при изучении этой темы — научить следующим действиям:

  • проговаривать слово, выделять голосом ударный гласный по подражанию, самостоятельно;
  • определять ударный гласный в произношении слова другим ребенком;
  • воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отстукивание, отхлопывание);
  • узнавать слово по его слуховой схеме;
  • узнавать слово по зрительной схеме;
  • усвоение некоторых орфоэпических норм;
  • определение ударного гласного звука в процессе написания слов;
  • определение безударного гласного в корне слова, требующего проверки;
  • решать орфографическую задачу, то есть проверять безударный гласный звук ударением путем подбора проверочных слов.

На начальном этапе проводится работа со слогоритмической структурой слов. Дети знакомятся со схемами, определяют ударный слог (отстукивают) и подбирают картинки соответственно схемам:

Х хх Х
ватасова
чайкачасы
домикочки
ложкашары и др.
Х х хх Х хх х Х
радугаракетасамолет
девочкаворонакарандаш
яблокиворобейсамокат и др.

Особенно важно в подобных упражнениях дать опыт наблюдений за перемещением ударения в группах однокоренных слов, не привлекая на этом этапе внимание детей к безударным гласным:

а) Лампа, заяц, медведь, рыба, весна, зима, медвежонок, рыбак, весенний, снежок, зимушка, снежный, салют, белка, море, река, четверг, морской.

б) Кружок, круглый, вторник, второй, повтор, волны, волна, сказал, сказка, скажу, синий, синел, среда, средний, белый, белил, чернота, черный, варит, повар, дружный, друзья.

Далее показывается детям смыслоразличительная и фонетическая роль ударения.

Детям демонстрируются картинки с общей подписью

Дети молча читают подпись. Показывают картинку, соответствующую подписи. Читают вслух предложения: На столе кружки. На столе кружки. Делают вывод: изменение значения слова связывается с перемещением ударения. Наблюдают звучание этих слов и убеждаются в том, что ударный гласный произносится более громко и длительно, чем безударные гласные.

В подтверждении вывода о смыслоразличительной роли ударения рассматриваются пары слов:

Полкиполки вычиталвычитал скачкискачки

Составляются предложения (значение слова) и выделяется ударный гласный в слове. Затем рассматривается форморазличительная роль ударения:

Выясняется форма слова, составляются предложения. Например:

У столяра золотые руки. Как же не подать ему руки.

Второй этап работы по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова.

Следующий этап работы — это отработка навыков нахождения безударной гласной в корне слова. Безударные гласные — это гласные в предударных и заударных слогах, произносящиеся с разной степенью редукции. Ослабленное по сравнению с основным вариантом фонемы произношение гласного часто ведет к ошибочному обозначению его на письме: вИду вместо вЕду, сОды вместо сАды. Значительное количество безударных гласных является проверяемым. Наиболее простым способом проверки правильности написания безударных гласных является изменение грамматической формы слова. Подбор однокоренного слова — способ более сложный, так как требует умения провести элементарный этимологический анализ слова и поставить его в определенный словообразовательный ряд:

Особенно часто встречаются ошибки в словах, где есть не один, а два безударных гласных, которые нуждаются в проверке:

Поэтому очень важно научить детей подбирать проверочные слова. Задаем детям вопрос: Откуда появляются в уме проверочные слова? Они «вылетают из гнезд».

А что это за «гнезда»?

«Гнезда» — это объединение родственных слов в нашем уме. В этом объединении слова связаны в единую семью. «Родственники» в такой семье легко приходят на помощь друг другу.

а) Определите, какие слова в каждой четверке «родственники», а не «родственников» выбросьте из «гнезда»:

маленький, малявка, маляр, малыш;

гроза, грозный, гроздь, грозовой;

конница, конник, подоконник, конюшня;

лень, лентяй, лента, ленивец.

Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, вам надо почаще собирать «гнезда» слов. Слова от одного корня, «живущие» в одном «гнезде», могут принадлежать к разным частям речи:

б) Составьте «гнездо» с корнем — дом —

домишко, домище — существительное,

домовничать — глагол, домашний, доморощенный, бездомный — прилагательное и др.

в) Рассмотрите схему образования однокоренных слов:

Напишите однокоренные слова в строчку. Точкой обозначьте безударную гласную в корне, которую нужно проверить. Разберите слова по составу.

г) Соберите однокоренные слова:

Завалинка, валежник, валик, валун, обвал, перевал, привал, развалины.

Напишите имена существительные с корнем — вал — в порядке значений:

сухие сучья деревьев;

остановка в пути;

остатки разрушенного строения;

земляная насыпь вокруг стен избы;

туго набитая подушка для дивана;

дорога через горный хребет;

снежные глыбы или камни, упавшие с гор.

Допишите однокоренные глаголы. Какую гласную вы напишете в корне этих слов.

Третий этап работы по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова. Способы проверки.

Задания и упражнения для коррекции правописания безударной гласной в корне слова при дисграфии и дизорфографии способствуют формированию и закреплению орфографического навыка правописания. Выполняя эти задания и делая упражнения, дети должны научиться:

  • выделять «ошибкоопасное» место в слове с безударной гласной в корне;
  • понимать практическую значимость правила правописания безударных гласных, осознанно воспринимая его;
  • последовательно выполнять действия, предписанные этим правилом;
  • подбирать проверочные слова;
  • различать слова с двумя безударными гласными;
  • подбирать однокоренные слова, относящиеся к различным лексико — грамматическим категориям (обозначающие предмет, его действие и признак), для проверки безударной гласной в корне;
  • применять различные способы проверки на материале слов с одной и двумя безударными гласными;
  • определять в контексте смысл слов, которые различаются на письме, одной гласной в корне, и подбирать к этим словам проверочные.

В безударной позиции обычно сходно звучат гласные:

а — ое — ие — яи — я

Существует 11 способов проверки безударных гласных. Целесообразно отработать с учащимися конкретные приемы последовательно, познакомить с каждым способом, тогда знания у детей будут системными, материал легче запоминается.

1 способ. Слово во множественном числе заменить словом в единственном числе:

о о
м ря — мОре — мОря; п ля — пОле — пОля
а а

2 способ. Слово в единственном числе заменить словом во множественном числе:

е о
з мля — зЕмли — зЕмля в да — вОды — вОда
и а

3 способ. Слово с безударной гласной проверить родственным словом, состоящим только из корня:

о о
к рмить — кОрм — кОрмить с лить — сОль — сОлить
а а

4 способ. Слово, обозначающее предмет проверить словом, обозначающим признак предмета:

о е
д брота — дОбрый — дОброта т мнота — тЕмный — тЕмнота
а и

5 способ. Слово, обозначающее признак предмета проверить родственным словом, обозначающим предмет:

о е
м рская — мОре — мОрская з леная — зЕлень — зЕленая
а и

6 способ. Слово с безударной гласной проверить родственным словом с уменьшительно — ласкательным значением:

а е
гл за — глАзки — глАза пч ла — пчЕлка — пчЕла
о и

7 способ. Слово, обозначающее действие предмета, проверить родственным словом, обозначающим предмет:

я а
гл деть — взглЯд — глЯдеть кр снеть — крАска — крАснеть
и о

8 способ. Слово, обозначающее действие предмета, проверить родственным словом, обозначающим признак предмета:

а е
пл тить — плАтный — плАтить б леть — бЕлый — бЕлеть
о и

9 способ. Слово, отвечающее на вопрос что делал? проверить словом, отвечающим на вопрос что делает?:

и я
п сал — пИшет — пИсал т нул — тЯнет — тЯнул
е и

10 способ. Слово, отвечающее на вопрос что делает? проверить словом, отвечающим на вопрос что делал?

и и
в зет — вЕз — вЕзет м тет — мЕл — мЕтет
е е

11 способ. Слово, отвечающее на вопрос что сделал? проверить словом, отвечающим на вопрос что делает?

и а
сп сал — пИшет — спИсал св лил — свАливает — свАлил
е о

Также берем способ проверки безударных гласных , когда слова с буквой Е в корне проверяем словами с буквой Е.

Задания:

  • напиши проверочные слова к словам: Зв:зда — :, оз:ро — :, в:сло — :, ст. кло — :, с:дло — : .
  • объясни, какие буквы пропущены в словах, напиши сначала проверочные, потом проверяемые слова: : — т:мнеть, т:мнота, : — ч:рнеть, ч : рнота, : — т : плота, т : пло.

Угадай слова, выпиши их, подбери к ним проверочные, обозначь орфограммы: Белка спряталась в дупло, Нарядили елку: бусы в три р:да,

В нем и сухо и : . Наверху сверкает красная : .

Четвертый этап работы по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова. Закрепление.

Тренировочные упражнения для закрепления правописания безударных гласных и способов их проверки помогут детям овладеть элементарными закономерностями морфологического правописания.

1. Использование стихотворных упражнений, накопленных в практической работе, способствуют умению выделять орфограмму и запоминать ее правописание, накапливать словарный запас, расширяют представления детей о несоответствии написания и произношения и используются для решения орфографических задач сначала в устной, а затем и в письменной речи:

Безударный хитрый гласный: Для письма по памяти

Слышим мы его прекрасно,
Р:чной, л:сной, г:ристый,
А в письме какая буква?
М:рской, р:дной, л:систый,
Здесь поможет нам наука:
Проверь сл:ва, да не сп:ши,
Гласный ставь под ударенье,
Красиво, грамотно сп:ши.

Чтоб развеять все сомненья!
Слуху вы не доверяйте —
Удареньем проверяйте:
Сосна, вода, трава, дела,
Село, гнездо, весло, весна —
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
Коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
Подскажут гласную они:
Сосны, воды, травы, дело,
А теперь пишите смело!
Села, гнезда, весла
И, конечно весны.
Страна, земля, стрела, скала,
Гряда, стена, звезда, игла,
Роса, зерно, следы, листок,
Кормушка, озеро, цветок,
Места, столяр, сова, птенец.
Диктанту нашему конец,
Кто не ошибся — молодец!

2. Использование дидактических и речевых игр также способствует закреплению правописания безударных гласных в корне слова:

Игра: «Покажи гласную».

У каждого ученика карточки с гласными буквами

АОЕИЯ

Логопед называет слова с безударными гласными в корне, а дети должны показать карточку с гласной, которую необходимо писать в этом слове. По вызову логопеда один из учеников подбирает проверочное слово. За каждый правильный ответ дается фишка — молодчинка. Выигрывает тот, кто больше соберет фишек.

Примерный материал: грачи, сады, трава, шары, вода, гора, дома, дрозды, коза, нора, нога, оса, роса, перо, слоны, сова, сосна, змея, леса, река, стена, зима, лиса, лицо, пила, число, мячи, пятно, ряды.

Игра: «Волшебная яблоня».

На доске нарисована яблоня, к веткам прикреплены плоские картонные изображения яблок с буквами Я, И, Е, О, А. На доске написаны в столбик слова с пропущенной безударной гласной.

Логопед говорит: «На этой яблоне выросли необычные яблоки. Они очень крупные, и на них написаны буквы. Сорвать яблоко может только тот, кто скажет, какую букву надо писать в слове».

Правильное выполнение задания оценивается фишкой.

ЗМЯ
ПЛТА
ЗВЗДА
СВСТОК
ХЛПУШКА
СВТЛЯЧОК

На доске несколько «лесенок». Побеждает тот, кто быстрее спустится с «лесенки», не сделав ни одной ошибки.

Игра: «Подбери противоположное по значению слово».

Дети подбирают слова — антонимы:

Друзья — враги лето — : близко — :

Лживый — : ругать — : маленький — :

Сытый — : начало — : старый — :

Хороший — : вредный — : пресный — :

Теплый — : утро — : легкий — :

Трудолюбивый — : темно — : дневной — :

Назвать в слове безударный гласный, подобрать проверочное слово. Записать слова, выделить орфограммы.

3. Дети любят такие игры, как «Игротека», которые активизируют словарный запас, закрепляют правописание слов с безударной гласной. Например:

«Начинай с буквы П«

ППППППППП
  1. Свободное от деревьев место в лесу.
  2. Слово, противоположное по значению слову кривой.
  3. Грязное место на одежде.
  4. Часть туловища от шеи до руки.
  5. Место для игр.
  6. Насекомое, дающее мед.
  7. Тот, кто готовит пищу.
  8. Тот, кто пасет стадо.
  9. Детеныш птицы.

(Поляна, прямой, пятно, плечо, площадка, пчела, повар, пастух, птенец).

«Начинай с буквы К«

ККККККККК
  1. Столовая для зимующих птиц.
  2. Дом для лошадей.
  3. Прическа из длинных волос у девочки.
  4. Площадка для катания на коньках.
  5. То, чем покрыты ствол и ветки деревьев.
  6. Предмет, которым покрывают пол и стены.
  7. Домашнее животное.
  8. Детеныш кошки.
  9. Детеныш козы.

(Кормушка, конюшня, коса, каток, кора, ковер, коза, котенок, козленок).

Формирование навыков правописания слов, различающихся одной гласной в корне:

Исправь ошибки, почему они вызывают улыбку? В скобках напиши проверочные слова. Отчего же зависит написание выделенных слов?

Мальчик полоскал (. ) собаку.

В лису (. ) я нашел подберезовик.

Мама отворила (. ) дверь.

Огромные волы (. ) швыряли нашу лодку из стороны в сторону.

Догадайся, какие буквы в слове нужно вставить. Подбери к ним проверочные.

Пос:дел на скамейке — пос:дел от старости.

Сл:зал сливки — сл:зал с дерева.

Св:ла гнездо — св:ла пятно.

Зак:лю булавкой — зак:лю здоровье.

Прим:рять платье — прим:рять друзей.

Острые м :чи — футбольные м:чи.

С Е торопят, если знают,
Что не долго уж до срока.
С И — учительница часто
Говорит в конце урока. (спеши — спиши)

Делать с И спокойно нужно,
Если слушаешь урок,
Будешь с Е еще не скоро:
Не пришел еще твой срок. (сидеть — седеть)

С И недолго сделать кошке,
Если есть сметана в плошке.
С Е же делать нелегко,
Коль забрался высоко. (слизать — слезать)

С буквой Е делай в хоре
И таланта не таи.
Принял горькое лекарство —
Делай быстро с буквой И. (запевай — запивай)

С буквой А с грибами сделай,
Ешь, не бойся ничего!
Не открыть малышке двери —
Момоги-ка с буквой О. (отвари — отвори)

Шестой этап. Проверка знаний по правописанию безударной гласной.

1. Списать слова, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Поставить ударение. Выделить орфограммы.

Стр:на — : с:ло — : к:льцо — :

П:су — : н:сить — : р:ды — :

Гн:здо — : :кно — : цв:ты — :

К:сить — : пл:чо — : в..рю — :

Р:бро — : д:ржу — : т:кла — :

2. Найти ударные и безударные гласные, обозначить их, подобрать родственные слова.

Н:члег — : , т:пить — : , гл:зной — :, б:ец — : , т:шина — :,

Сн:говик — : , скр:пач — : , вр:дить — : , бл:стеть — : , кл:вать — :

3. Списать слова, в скобках написать два проверочных слова, поставить ударение.

Образец: сторожил (сторож, сторожка).

Стр:к:за, б:р:зда, м:л:ток, т:рп:ливый, з:л:той, д:р:гой, в:л:сок, г:л:сок, ск:вор:да, с:к:линый, з:л:неть.

Выясняется, к какой части речи относятся слова первого столбика и второго, какую часть речи можно использовать в качестве проверочных слов. На листочках заранее поставлены цифры, определяющие порядок слов. Дети рядом с цифрой записывают лишь гласную, которая пропущена в слове.

Побелели поля и луга. Льдом покрылась река, она уснула, как в сказке. Красиво в лесу. На елках и соснах лежат снеговые шубы. Пушистые варежки зимушка надела на ветки деревьев. Молодые кустики укрылись серебристым снежком. Под сосной на снегу видны узоры разных следов. Как хороши эти узоры!

Таким образом, одна из трудных тем орфографии может стать понятной детям, если разнообразить задания, максимально концентрировать внимание детей на изучаемой орфограмме.

Основные умения, которые необходимо формировать при обучении детей обозначать безударные гласные это — четкое представление, что такое орфограмма, умение «видеть» и «слышать» ее в речи, умение найти способ действия, помогающий выяснить, какой буквой обозначить эту орфограмму. Основой выработки таких умений являются лингвистические знания и умения, в частности — ориентация в фонетической позиции и морфемной части слова, где находится безударный звук, обозначение которого вызывает затруднение.


источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/sovershenstvovanie-navykov-pravopisanija-bezudarnoi-glasnoi-v-korne-slova-i-podbora-proverochnyh-slov-u-detei-s-zpr.html

http://urok.1sept.ru/articles/553667