Найди и отметь предложения с составными глагольными сказуемыми люди научились использовать

Проверочная работа по русскому языку «Двусоставные предложения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

8 класс Проверочная работа по теме «Двусоставные предложения»

1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной формой глагола.

1) Июньским утром пастухи в приаральских Каракумах увидели странное зрелище.

2) По пескам у горизонта плыли три белых паруса.

3) Первый раз о парусах на колесах я услышал в начале года.

4) Чинить яхты – работа в дороге не очень приятная.

5) Яхты на колесах – удивительное зрелище.

2. В каких предложениях подлежащее выражено словосочетанием?

1) Средняя скорость ветра – двадцать километров в час.

2) «Аргументы и факты» – интересная газета.

3) В нашей семье все читают «Аргументы и факты».

4) Двадцать делится на два.

5) Четверо ребят отправились на рыбалку.

3. Найдите предложения с простым глагольным сказуемым.

1) Новичку это явление кажется странным.

2) Удар был короткий и сильный.

3) Сегодня мы будем тренироваться в зале.

4) Через месяц путешественники появились в Москве.

5) В оде Державина нарисован условный портрет монаха.

4. Найдите предложения с составным глагольным сказуемым.

1) Ящериц кругом было много.

2) Я хочу поговорить с ним об этом.

3) Он собирался написать письмо отцу.

4) Мы будем вместе решать эту проблему.

5) Удочки будто подбрасывала резвая волна.

5. Найдите предложения с составным именным сказуемым .

1) Летние ночи Петербурга – это непрерывная вечерняя заря.

2) Я не мог оторвать глаз от убегающего лося.

3) В лицо мне дышит свежая трава.

4) В комнате было тихо, темно и очень душно.

5) День будет долог, светел и горяч.

6. В каких предложениях нужно поставить тире?

1) Есть такая профессия Родину защищать.

2) Утро ясное, солнечное.

3) Вязать спицами мое любимое занятие.

4) Ты мне не друг.

5) Шестью шесть тридцать шесть.

7. Задания на повторение и закрепление изученного о главных и второстепенных членах предложения.

Задания можно предложить учащимся в виде карточек.

1. Найдите и отметьте предложения с составными глагольными сказуемыми.

а) Люди научились использовать энергию для своих нужд.

б) В лесу и поле было жарко.

в) Природа помогала животным добывать необходимую пищу.

г) Он будет очень стараться.

д) На тёмном небе начинали мигать звёзды.

е) Посмотри в окно!

ж) Кучевые облака громоздились в небе.

з) Я вышел на берег насладиться ароматом листьев.

и) Он должен был тебе помочь.

8. Укажите предложения с составными сказуемыми.

а) Голоса участниц ансамбля удивительно красивы.

б) К нашему сожалению прибавилось и чувство досады.

в) На морозном воздухе все почувствовали себя бодрее.

г) Мы будем отдыхать в этом удивительном месте.

д) Путешествие оказалось крайне интересным.

9. Определите тип сказуемого в предложениях и обозначьте составные именные и составные глагольные сказуемые соответственно буквами И и Г .

а) Небо здесь кажется далёким и недосягаемым.

б) Воображение – это свойство человеческой натуры.

в) Он хотел дышать свежим воздухом будущих городов, шумных от листвы и детского смеха.

г) Каждую минуту волны могли обрушиться на нашу лодку.

д) С каждым часом положение становилось тревожней.

е) Знаки препинания – это как нотные знаки.

ж) Уроки к этому часу уже выучены.

з) Он прилежный ученик.

10. В каком из предложений глагол «быть» является глаголом-связкой?

а) Он будет участвовать в концерте.

б) Они, несомненно, будут победителями.

г) Будут у вас и другие впечатления.

д) Пусть будет так!

11. Отметьте предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

а) Наша задача переплыть этот пролив.

б) Книга есть верный, бескорыстный друг.

в) Речь это способ общения между людьми.

г) Сегодняшняя наша встреча словно чудесное возвращение в далёкое прошлое.

д) Попытаться помочь каждому больному долг врача.

е) Он просто хороший мой знакомый.

12. Найдите и отметьте предложения, в которых тире поставлено неверно.

а) Жизнь человека – чудо из чудес.

б) Мир – это лес, в котором нет и двух одинаковых листочков.

в) Судьбы людей – как истории планет.

г) Грустить о прошлом – скучная работа.

д) Лес – точно крепкая стена, воздвигнутая силой ночи.

е) Я ему – не враг.

13. Укажите предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.

а) Наука__это неустанная многовековая работа мысли.

б) Пейзаж__не вывеска к прозе и не украшение её.

в) Жить на Земле__великое счастье.

г) Высота этого здания__пятнадцать метров.

д) Я__лишь ваш восторженный почитатель.

14. В каком из предложений должно быть употреблено тире?

а) В этом районе расположены заводы гиганты.

б) Исследовать жизнь во всём её многообразии задача литературы.

в) Мы живём на берегу Москвы реки.

г) Мчится по тропинке заяц русак.

15. Замените согласованные определения несогласованными.
Птичьи крики, светловолосая девушка, лондонские улицы,
керамическая посуда.

16. Отметьте предложение, в котором есть прямое дополнение.
1.Местность эта ещё не обследована учеными.
2.Я помню осенние ночи, березовый шорох теней.
3.Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.

17. Перепишите. Подчеркните обстоятельства и укажите их значение.
Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка и быстро потухал.

18. Спишите предложения, выделите грамматическую основу и подчеркните все второстепенные члены предложения. (Знаки препинания не расставлены)
1.Через минуту Марья Петровна вышла ко мне в сени. 2.В нашу гавань заходили корабли. 3.Ласковое слово словно солнышко в ненастье.

19. Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, меру и степень, цель, называются
1) приложениями. 2) определениями. 3) обстоятельствами. 4) косвенными дополнениями.

20. Журнал «Простор» – один из лучших литературно-художественных журналов Казахстана. «Простор» в этом предложении – это
1) дополнение. 2) приложение. 3) определение. 4) часть подлежащего.

21. Определите, где выделенные дополнения являются прямыми, а где косвенными.
1. Церковь эту построил некогда барин. 2. Тит взглянул на горевший огненным взглядом костер. 3. Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля.

22. Перепишите. Подчеркните приложения. Поставьте, где необходимо, дефис.
1. В ничтожном художник создатель так же велик, как и в великом . 2. Посередине мостовой шла группа солдат сапёров. 3 . В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке 4. Художника Петрова призвали в армию на второй год войны. 5. И эти обыкновенные глазки бусинки вспыхнули красным огнём.

23.Перепишите, выполните синтаксический разбор предложения. Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался
24. В каком предложении определение выражено числительным?
1) Одинокая сосна с большим птичьим гнездом на вершине возвышалась путевой вехой.
2) Восьмая телега въехала на подворье ранним утром.
3) Дети постарше опекали малышей.
4) Высушенное бельё стопкой лежало на стуле.

Составное глагольное сказуемое

О чем эта статья:

Определение составного глагольного сказуемого

Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.

Правило СГС выглядит так:

составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Схема построения составного глагольного сказуемого

Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:

Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:

начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.

Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:

мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.

Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Составное глагольное сказуемое

Сказуемое – это главный член предложения, определяющий подлежащее и составляющий с ним грамматическую основу предложения.

Различают три вида сказуемого:

  • простое глагольное
  • составное глагольное
  • составное именное

Что такое составное глагольное сказуемое?

Составное глагольное сказуемое (СГС) – это вид сказуемого, которое выражено вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:

Иными словами, составное глагольное сказуемое (СГС) – это вспомогательный глагол + инфинитив.

Вспомогательный глагол (глагол-связка) является необходимым составляющим составного глагольного сказуемого.

Роль глагола-связки – это выражение временных значений действия:

  • начало (начать, стать, приняться, пуститься, броситься, кинуться и пр.);
  • продолжение (продолжать, остаться);
  • окончание (кончить, перестать, бросить, окончить, закончить, закончиться и пр.).

Например:

  • С самого утра он начал портить мне настроение.
  • Уже четвертые сутки дождь продолжал затапливать улицы города.
  • Стилист закончил стричь мои волосы.

Что такое глагол-связка и чем он выражен?

Итак, в роли глагола-связки могут выступать:

1. глаголы, имеющие значение желания, волеизъявления

Например:

  • хотеть, желать, стремиться, стараться, решить, мечтать, любить, браться, пытаться,
  • пробовать, согласиться, намереваться
  • хотел попробовать;
  • стремился приехать;
  • и пр.

2. модальные глаголы, которые выражают способность или неспособность к действию

Например:

  • мочь, суметь, научиться, разучиться, устать, успеть и пр.
  • могу приготовить;
  • устал рисовать;
  • успел выполнить;

3. некоторые безличные глаголы

Например:

  • стоит, стоило, приходится, следует, удается
  • стоит узнать;
  • приходится спешить.

В роли глагола-связки часто употребляется:

1. глагол “быть” в разных формах времени и наклонения, в том числе
“есть” – форма настоящего времени глагола “быть”, которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:

  • София была всегда неразговорчивой.
  • Небо было безмятежным и спокойным.
  • Эти студенты были переведены на другой факультет.

2. глаголы, имеющие слабое лексическое значение , например: казаться, стать, делаться, становиться, являться и пр.

  • Эта идея стала мне казаться не такой уж и плохой.
  • Она кажется очень спокойным и уравновешенным человеком.
  • Он является не тем, кем хочет показаться.

3. знаменательная или полузнаменательная связка , которая обозначена глаголом движения или состояния, например: стоять, сидеть, бежать, вернуться, идти, лежать, работать, родиться, жить.

  • Эта избушка стояла посреди глухого леса.
  • Я лежала в своей комнате и смотрела фильм.
  • Она жила в этом городе два года.

Отметим, что связка может быть нулевой, тогда в предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире, например:

  • Честность это дар, которым обладают немногие.

Сложные случаи выражения СГС

В составе некоторых СГС спрягаемый модальный глагол заменен устойчивыми словосочетаниями глагольного характера (модальный глагол + существительное).

Например:

  • имел намерение = намеревался;
  • горел желанием = желал;
  • терял надежду = не надеялся.


источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe

http://russkiypro.ru/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe/