Канакина. 4 класс. Проверь себя с. 40
Июн 18
Канакина. 4 класс. Проверь себя с. 40
1. Прочитайте. Запишите текст, правильно обозначая начало и конец предложений и ставя, где нужно, запятые.
Скрылось вечернее солнце. Птицы в лесу ещё не спят, кормятся, перелетают с ветки на ветку. Далеко слышен в вечернем лесу стук дятла. Вертятся возле него шустрые синички, подбирают жучков и личинок. Скоро наступит в лесу тёмная непроглядная ночь 1 . Замолкнут и заснут дневные птички и звери .
- Найдите предложение с однородными подлежащими и сказуемыми. Подчеркните в нём грамматическую основу.
н [н] — согл. звонк. непарн., твёрд. парн.
о [о] — гласн., ударн.
ч [ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
2. Составьте предложение с однородными второстепенными членами. Запишите его.
На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие листья.
3. Прочитайте. Какой недочёт есть в каждой паре предложений? Как его устранить с помощью однородных членов предложения?
1. Ива склонилась над рекой. Ива опустила ветви в воду.
2. Осень была поздняя. Осень была холодная.
Ива склонилась над рекой, опустила ветви в воду.
Осень была поздняя и холодная.
4. Прочитайте. Где пропущены запятые?
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей.
- Объясните, какую «работу» должны выполнить пропущенные запятые.
Была тихая погода, весь народ был на палубе. (части сложного предложения разделяются запятой)
Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей. (запятая разделяет однородные члены предложения)
- Спишите. Ставьте, где нужно, запятые.
- Дайте характеристику каждому предложению: предложение сложное или простое, есть ли однородные члены.
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. (простое с однородными сказуемыми)
Была тихая погода, весь народ был на палубе. (сложное)
Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. (простое с однородными сказуемыми)
Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей. (простое с однородными второстепенными членами)
Однородные подлежащие
Однородные подлежащие — это два и более главных члена предложения, которые обозначают предметы, отвечают на один и тот же вопрос кто? или что? и поясняются одним и тем же сказуемым.
Выясним, что такое однородные подлежащие в простом предложении.
Грамматическую основу каждого предложения составляют подлежащее и сказуемое.
(Кто?) Собака по кличке Стёпка сторожит наш двор.
Что такое однородные подлежащие?
В предложении может быть не одно, а несколько подлежащих. Два и более субъекта выполняют одно и то же действие, обозначенное сказуемым.
В этой новогодней сказке участвуют (кто?) артисты и (кто?) дети .
В предложении эти главные члены чаще всего выражаются словами одной и той же части речи, существительными и местоимениями. Они могут быть обозначены словами разных частей речи в роли существительного.
Высокие сосны , ели и березы окружают нашу палатку.
Она и другие дети подошли к новогодней ёлке.
Девять и двенадцать делится на три.
Охранять лес и заботиться о нем — это наше будущее.
Умный и скромный говорит за себя своими делами.
Однородные подлежащие связываются с помощью сочинительных союзов и перечислительной интонации или только при помощи интонации.
Холодный ветер , дождь и снег продолжались всю ночь.
Знаки препинания с однородными подлежащими
Если подлежащие соединены одиночным союзом, то запятая не ставится. Если же однородные главные члены связываются повторяющимися соединительными союзами (и…и, ни…ни) или разделительными (или…или, то…то, не то…не то, либо…либо, то ли…то ли), то запятая ставится перед их второй частью.
Примеры:
За окном мелькают то леса , то рощицы , то голые поля .
На сонном лугу не шелохнется ни травинка , ни одна ромашка .
При однородных подлежащих может быть обобщающее слово. Если главные члены начинают предложения и между ними нет союзов, то они разделяются запятыми. Затем ставится пунктуационный знак тире перед обобщающим словом.
Яблони , груши , сливы — все деревья цветут этой порой в дедушкином саду.
Если же обобщающее слово начинает предложение, то ставим после него двоеточие, а далее перечисляются однородные подлежащие через запятую.
В ведерке плещутся пойманные рыбки : окуни , лещи и небольшие караси .
Приведем примеры предложений с однородными подлежащими, соединенными разными сочинительными союзами.
Предложения с однородными подлежащими
В траве блеснул не то осколок стекла, не то камешек.
Сокровищницу фольклора составляют и сказки, и былины, и пословицы.
Весь дом наполнен либо ночными шорохами, либо вздохами.
То ли мяуканье, то ли писк слышится из кустов.
Ранним утром не только трава, но и скамейки и крыльцо покрыты серебристым инеем.
На ветке дереве поет или скворец, или зяблик.
В нашем огороде зреют овощи: тыквы да кабачки, огурцы и помидоры.
Видеоурок «Однородные подлежащие и сказуемые (3 класс)»
РУСТЬЮТОРС
Подчеркнуть главные члены, однородные сказуемые и подлежащие. Задания 2, 3 ВПР.
Задания 2, 3 ВПР по русскому языку.
Задание 2: Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
Задание 3: Выпиши из текста предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Содержание:
↑ ТЕКСТ 1. «Красив сосновый бор!»
Красив сосновый бор! Стройные деревья тянутся вверх и упираются в самое небо. Сосны очень любят солнечный свет. Стволы у сосен светлые. Даже в пасмурный день в бору радостно. Самый сильный ураган не сломит могучие сосны. Они имеют мощные корни.
Сосна очень нужна лесным жителям. Звери и птицы находят пищу в сосновом бору. Глухарь любит сосновую хвою. Сосновыми побегами и молодой корой кормится лось. Пушистые белки лакомятся семечками из сосновых шишек. Даже рыбы ценят сосну. Они едят сосновую пыльцу в лесных озёрах. (81 слово)
↑ Вариант 1.
Задание 2. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
Задание 3. Выпиши из текста 12-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
↑ Вариант 2
Задание 3. Выпиши из текста последнее (14-е) предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
↑ Вариант 3
Задание 2. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
Задание 3. Выпиши из текста 12-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
↑ Вариант 4
Задание 2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
Задание 3.Выпиши из текста последнее (14-е) предложение.
1. Подчеркни в нём главные члены.
2. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
↑ ТЕКСТ 2. «Оля и Петя отдыхают летом на даче в деревне.»
Оля и Петя отдыхают летом на даче в деревне. Радуют глаз голубые брызги васильков, жёлтые головки лютиков, розовый клевер. В тишине летнего утра слышны только птичьи голоса и стрёкот кузнечиков.
Дачный домик утопает в пышной зелени и цветах. Узкая дорожка за домом ведёт к широкой речке. На берегу речки дети наблюдают за стайками мелких рыб.
В субботу вся семья отправилась на лодочную прогулку. Папа налегает на вёсла и ловко направляет лодку к другому берегу. Мама и
ребята любуются чудесными кувшинками.
(80 слов)
↑ Вариант 1
Задание 2 Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
Задание 3. Выпиши из текста 5-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
↑ Вариант 2
Задание 2. Найди во 2–3 абзацах текста предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
Задание 3. Выпиши из текста 4-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
↑ ТЕКСТ 3. «Летом Саша и Таня отдыхали на даче»
Летом Саша и Таня отдыхали на даче. Саша увидел в траве молодого сокола. У него было перебито крыло. Птице нужна помощь! Таня бережно взяла сокола и отнесла его в дом.
Клетка птице не понадобилась. Сокол жил в маленькой коляске для кукол. Ребята ласково называли его диким голубком. Сокола кормили кусочками мяса, поили свежей водой. Пернатый гость быстро окреп. Вылечили и его больное крыло.
Однажды утром ребята отпустили птицу на волю. Сокол сделал над домом прощальный круг. А потом полетел к лесу. (81 слово)
↑ Вариант 1
Задание 2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
Задание 3. Выпиши из текста 7-е предложение.
- Подчеркни в нём главные члены.
- Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
↑ Вариант 2
Задание 2 . Найди в 1-м абзаце текста предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
Задание 3. Выпиши из текста 2-е предложение.
- Подчеркни в нём главные члены.
- Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
↑ ТЕКСТ 4. «Пришла зима и укрыла лес пушистым снегом»
Пришла зима и укрыла лес пушистым снегом. Заглянула в лесную глушь. Нарядила сосны и ели в мохнатые шапки. Молодые деревья и кусты зима одела в белые шубки. На рябинку на опушке накинула покрывало. На ветвях рябинки висят гроздья ярких ягод. Точно красные серёжки виднеются.
Под деревьями зима покрыла снег узором следов. Тут оставили следы рыжая лисица и серый волк. А вот следов медведя не увидишь. Зима укрыла снегом его уютную берлогу в чаще. Спи на здоровье!
Хороша картина зимнего леса!
(80 слов)
↑ Вариант 1
Задание 2. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
Задание 3. Выпиши из текста 6-е предложение.
- Подчеркни в нём главные члены.
- Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
↑ Вариант 2
Задание 2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
Задание 3. Выпиши из текста 8-е предложение.
- Подчеркни в нём главные члены.
- Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
↑ ТЕКСТ 5. «Интересно живёт зимний лес»
Интересно живёт зимний лес. Вот серая белка скачет с ветки на ветку. Пёстрый дятел достаёт семена из сосновой шишки. Рябчики и тетерева нашли под снегом кустики брусники. Они не торопятся, дружно клюют вкусные ягоды.
Выглянуло из-за сизой тучки зимнее солнышко. Под его ласковыми лучами всё ещё краше становится. Засветились снега волшебными искорками. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на кустах, на деревьях. Подул ветерок. И в воздухе тоже заплясали разноцветные огоньки.
Чудесная получилась картина у зимы и солнца! Лучше не нарисуешь!
(80 слов)
↑ Вариант 1
Задание 2. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
Задание 3. Выпиши из текста 3-е предложение.
- Подчеркни в нём главные члены.
- Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
↑ Вариант 2
Задание 2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
Задание 3. Выпиши из текста 6-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2)Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/odnorodnye-podlezhaschie.html
http://rustutors.ru/vprrusskiy/vpr4/1921-podcherknut-glavnye-chleny-odnorodnye-skazuemye-i-podlezhaschie-zadanija-23-vpr.html