Найди сказуемое в предложении 3 класс

«Сказуемое»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

1. учить находить сказуемое в предложении и видеть, что сказуемое не всегда выражено глаголом;

2. развивать умение находить подлежащее и сказуемое, умение выделять главные члены в предложениях, в которых сказуемое выражено разными частями речи.

Развивать у учащихся орфографическую зоркость.

3. Воспитывать культуру общения, умение доказывать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
skazuemoe.rar1 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку по программе «Школа 21 века».

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Формирование умения находить в простом предложении грамматическую основу.

1. учить находить сказуемое в предложении и видеть, что сказуемое не всегда выражено глаголом;

2. развивать умение находить подлежащее и сказуемое, умение выделять главные члены в предложениях, в которых сказуемое выражено разными частями речи.

Развивать у учащихся орфографическую зоркость.

3. Воспитывать культуру общения, умение доказывать свою точку зрения.

Планируемый результат обучения

Познавательные УУД: сформировать умение находить в простом предложении грамматическую основу.

Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.

Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое.

Ознакомление с новым материалом.

I. Мотивирование
к учебной деятельности (организационный момент)

Встали все у парт красиво,

Тихо сели. Не лениться!

Начинаем мы учиться

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Если непонятно слово,

Если, как писать, не знаю,

Нету выхода иного –

Эту книгу открываю.

Здесь все четко, все правдиво.

Что за книга? Вот уж диво!

Нет, не диво, даже встарь

Был составлен тот.

— Сегодня мы познакомимся с новым словом из словаря, чтобы его назвать нужно

в каждом данном слове подчеркнуть орфограмму, объяснить её написание.

и з брал, тр а ва, ду б ки, п о мыл, мес т ный, к а пуста.

(Выходят к доске, подчёркивают орфограмму, объясняют)

-Какое получилось слово? ( сл. ) забота

— Проявление, какой заботы вы видите на картинках?

— Назовите его лексическое значение. (Сл.) (внимание, беспокойство о ком (чём)- либо)

— Запишите, разделите слово на слоги, поставьте ударение.

— Какую безударную гласную нужно запомнить?

— Придумайте и запишите однокоренные слова. Выделите корень (СЛ.) Как пишутся корни в однокоренных словах?

— Подчеркните букву а в однокоренных словах.

Придумайте предложение с одним из слов.

— Запишем предложение, повторим орфограммы.

Лиса заботится о своих маленьких лисятах. ( СЛ. )

— Найдите и подчеркните сказуемое.

— Вспомним, на какие вопросы отвечает сказуемое? Как оно подчёркивается? ( СЛ. )

— Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Сказуемое)

— Чем выражено сказуемое в предложении? ( СЛ. )

— Почему рядом с глаголом появился ? Выскажите своё предположение.

— Сформулируйте цель урока. (узнать..)

— Откройте учебник на стр. 61 упр.2 ( сл. пустой)

— Найдите глагол в первом предложении.

— Чтобы определить каким членом предложения является глагол, что нужно найти? (основу)

— Что входит в основу предложения?

-Что называет подлежащее? (то, о ком или о чём говориться в предложении. Отвечает на вопрос кто?, что?, выражено существительным.)

-Что называет сказуемое? (называет то, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы что делает? Что сделает. Выражено глаголом.)

(сл. ) На доске появляется запись.

Подлежащее называет, то

о ком или о чём говориться в предложении.

Отвечает на вопросы кто?, что?,

Сказуемое называет, то

что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы что делает? что будет делать?

Разбирают по членам предложения из упр. 2.

-Найдите глагол, выделите основу.

Сказуемое чем в упражнении выражено? (глаголом)

— Напомните цель нашего урока.

III. Выявление места и причины затруднения.

(сл. ) — Соедините слова первого и второго столбика по смыслу по смыслу, составьте предложения.

моя сестра звёздная.

(сл. ) Осень наступила.

(сл. ) Ночь звёздная.

— Найдите подлежащее. Найдите сказуемое. (Проблема)

lV. Построение проекта выхода из затруднения.

— Поставьте вопрос к следующему члену предложения. (какая?)

-Какая часть речи, отвечают на вопрос какая? (прил.) появл.

Разберемся, каким членом предложения является имя прилагательное?

— Для этого вспомним, что называет сказуемое? (называет то, что говорится о подлежащем)

— Что говорится о ночи? (что она звёздная, значит это сказуемое, выражено именем прилагательным)

На самом деле глагол здесь есть, но он спрятан под шапкой невидимкой, как спрятано нулевое окончание. Чтобы убедиться, что это сказуемое, нужно изменить предложение

так, как будто то, о чём говорится уже было, есть или будет. на доске

Ночь (будет) звёздная.

Нужно вставить между словами какой либо глагол – невидимку.

— Вывод в чём может выражаться сказуемое? (глаголом, им. прилагательным)

— Составьте следующее предложение.

Цветы красивы. Разберите по членам предложения. (СЛ. )

Что сказано о цветах? Поставьте вопрос. Каковы? ( красивы) Выражены краткой формой им. прил. Сказано, что они красивы, значит это сказуемое.

-Давайте убедимся, измените предложение, чтобы появился глагол-невидимка.

( Цветы были красивы .)

— Вывод в чём может выражаться сказуемое? (глаголом, им. прилагательным, кр. прил.)

— Составьте следующее предложение

Моя сестра художница.

— Что говорится о сестре, поставьте вопрос?

— Измените предложение, поставьте глагол. Моя сестра (будет )художницей.

Вывод в чём может выражаться сказуемое? (глаголом, им. прилагательным, кр. прил., им. существительным)

Прочитайте правило на странице 62, выделенное коричневым цветом.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(СЛ. ) записаны предложения: Работа в паре.

— Перед вами лежат карточки с предложениями. Посовещайтесь, найдите и подчеркните основу предложения.

Золотая осень пришла в лес. Наша бабушка — рукодельница.

Мальчик умен . Утро солнечное .

— Расскажите алгоритм нахождения сказуемого. Сравните ваш вариант с алгоритмом в учебнике. с. 62

lV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1. Разбор предложений в упражнении 3 (учебник). с. 63

2. Исправление ошибок в упражнении 4 (учебник).

Учащиеся сравнивают выполненные задания Даши и Валеры, находят ошибки, исправляют и дают совет, как их избежать (формулируют правило, рассказывают алгоритм).

V. Домашнее задание: составьте и запишите 4–5 предложений, в которых сказуемое выражено разными частями речи; выделите сказуемое.

Vl. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Что нового мы узнали о сказуемом?

Оцените свою работу на уроке по шкале знаний.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели: 1.развитие умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении;2. восстанавливать деформированные предложения;3. расширить представление учащихся о распространённом и нераспространённом пре.

Урок -закрепление в форме соревнования.Дети в ходе урока набирают за правильные ответы листья,а в конце нужно украсить посох Осени.На этом уроке ребята показывают свои умения, навыки составлять предло.

С помощью современных технологий создаются условия для развития умения находить в тексте предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.

Презентация содержит вывод по теме урока , физминутку , схемы предложений.

Цели: Формировать умение находить в предложении главные члены. Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость. Воспитывать чувство любви к родной природе. Оборудование: интерактивная.

Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор.

Цели: совершенствовать умение находить главные члены предложения.Задачи: образовательные: отработать алгоритм нахождения подлежащего исказуемого,формиро.

Конспект урока по русскому языку по теме «Сказуемое» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку по программе «Школа 21 века».

1. учить находить сказуемое в предложении и видеть, что сказуемое не всегда выражено глаголом;

2. развивать умение находить подлежащее и сказуемое, умение выделять главные члены в предложениях, в которых сказуемое выражено разными частями речи.

Развивать у учащихся орфографическую зоркость.

3. Воспитывать культуру общения, умение доказывать свою точку зрения.

Планируемый результат обучения

Познавательные УУД: сформировать умение находить в простом предложении грамматическую основу.

Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.

Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое.

Ознакомление с новым материалом.

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Встали все у парт красиво,

Тихо сели. Не лениться!

Начинаем мы учиться

ска з ка, кр а сивый, арбуз и к, звёз д ный, у з кий, еж и , м о рщинка, опа сн ый, е ловый

Прочитайте слова. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы самостоятельно.

Поменяйтесь тетрадями и давайте проверим работу. (коллективная проверка). Оцените.

Не справился с работой – поставьте «минус»

III . Постановка учебной задачи. Актуализация знаний

— Из первых букв написанных слов составьте новое слово (сказуемое). Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Сказуемое) Тема: Сказуемое

— Вспомните всё, что вы знаете о сказуемом. (Главный член, связан с подлежащим) Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? Что делал? Что будет делать? Каков? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

— Чем выражено сказуемое в предложении? Предположите, на какой вопрос нам необходимо найти ответ?

— Какой частью речи является сказуемое?

— Всегда ли сказуемое выражено глаголом?

— Значит, на уроке мы узнаем новое, какой частью речи выражено сказуемое в предложении.

2) Откройте учебник на стр. 72 упр.2. Какое задание предлагают выполнить авторы?

— Прочитайте текст упражнения. О чем говорится в нём? (об окончании шторма) Какие непонятные слова встретились? (гребни волны, волнорезы)

Гребень волны – это верхняя точка волны

Волнорезы – сооружение на воде предназначенное для защиты берегов от шторма, цунами, течений льда.

— Спишите текст. Что необходимо найти? (глаголы и определить, какой это член предложения). Как это сделать? ( Найдите глагол. Найти подлежащее, затем сказуемое). Найдите глагол в первом предложении…

Выполнение задания с комментированием с места.

— Каким членом предложения являются глаголы? Чем выражены сказуемые? (глаголами)

— Как вы думаете, всегда ли сказуемое выражено глаголом (проблема). Напомните мне вопросы глагола (Что делать? Что делал? Что сделал?)

Напомните цель нашего урока.

lV. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

Соедините слова первого и второго столбика по смыслу по смыслу, составьте предложения (устно).

Моя сестра звёздная.

Составим и запишем предложения.

— Найдите подлежащее. Найдите сказуемое. (Проблема)

— Поставьте вопрос к следующему члену предложения. (какая?)

— Какая часть речи, отвечают на вопрос какая? (прил.)

Разберемся, каким членом предложения является имя прилагательное?

— Для этого вспомним, что называет сказуемое? (называет то, что говорится о подлежащем)

— Что говорится о ночи? (что она звёздная, значит это сказуемое, выражено именем прилагательным)

На самом деле глагол здесь есть, но он спрятан под шапкой невидимкой, как спрятано нулевое окончание. Чтобы убедиться, что это сказуемое, нужно изменить предложение

так, как будто то, о чём говорится уже было, есть или будет. на доске

Ночь (будет) звёздная.

Нужно вставить между словами какой либо глагол – невидимку.

— Вывод в чём может выражаться сказуемое? (глаголом, им. прилагательным). Составление схемы

сказуемое

глагол имя существительное

— Составьте следующее предложение.

Цветы красивы. Разберите по членам предложения.

Что сказано о цветах? Поставьте вопрос. Каковы? ( красивы). Выражены краткой формой им. прил. Сказано, что они красивы, значит это сказуемое.

-Давайте убедимся, измените предложение, чтобы появился глагол-невидимка.

— Вывод в чём может выражаться сказуемое? (глаголом, им. прилагательным, кр. прил.)

Составьте следующее предложение

Моя сестра художница .

— Что говорится о сестре, поставьте вопрос?

— Измените предложение, поставьте глагол. Моя сестра (будет ) художницей.

Вывод в чём может выражаться сказуемое? (глаголом, им. прилагательным, кр. прил., им. существительным)

Прочитайте правило на странице 73, выделенное коричневым цветом.

Если согласны с утверждением –приседаем, если не согласны – поднимаем руки.

Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

Предложение не может состоять из одного слова.

Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Слова в предложении не связаны по смыслу.

В конце предложения ставятся знаки — . ! ? :

V. Первичное закрепление.

Выберите по желанию и по цвету предложения: жёлтый листок — слабый уровень; зелёный листок — средний; красный листок – сильный

В лесу выросли грибы

Деревья нарядились в яркую листву.

Осенние листья шуршат под ногами.

Золотая осень пришла в лес.

Птицы улетели в дальние края.

Утро сегодня солнечное.

Наша бабушка – рукодельница.

Дедушка и бабушка приехали в гости.

Выделите грамматическую основу предложений. Попробуйте определить, чем являются подлежащее и сказуемое.

Передайте листочки с вашей работой на проверку. Я проверю и поставлю вам оценки.

Vl. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1. Разбор предложений в упражнении 3 (учебник). с. 74 (3-4 тетради на проверку)

Какое задание мы должны выполнить? Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили? (После дождя).

Давайте проверим как справились Даша и Валера с этим заданием. Поднимите руки, кто выполнил задание также как Даша? Поднимите руки, кто выполнил также как Валера? Давайте вместе разберём и выясним кто же прав.

2. Исправление ошибок в упражнении 4 (учебник).

Расскажите алгоритм нахождения сказуемого. Сравните ваш вариант с алгоритмом в учебнике на с. 73.

Vll . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Что нового мы узнали о сказуемом?

— Чему научились на сегодняшнем уроке?

— Чем может быть выражено сказуемое в предложении?

Vl l l . Домашнее задание: с. 72 упр. 1 или составьте и запишите 4–5 предложений, в которых сказуемое выражено разными частями речи; выделите сказуемое.

Урок русского языка. Тема: «Сказуемое».3 класс

Урок — закрепление, на котором происходит отработка умения находить сказуемое, знакомство с различными способами находить сказуемое, видеть, что сказуемое не всегда выражено глаголом. Подходит для работы с разными умк.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Тема: «Сказуемое».3 класс»

Цели урока: — отработка умения находить сказуемое, знакомство с

различными способами находить сказуемое, видеть, что

сказуемое не всегда выражено глаголом;

-развивать умение находить грамматическую основу в

— воспитывать культуру общения, чувство ответственности

друг за друга; воспитывать интерес к уроку русского языка

как учебному предмету;

— создавать условия для развития творчества учащихся.

Организация начала урока.

Психологический настрой с целью снятия психологической зажатости класса, создание благоприятного эмоционального состояния учеников.

– Давайте улыбнёмся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов Вам и удачи!

Прогностическое ожидание: с целью повышения мотивации обучения.

– Как вы настроены, поработать сегодня? Оцените свой прогноз. Дети поднимают соответствующие цветочки.

– Получится хорошо (дети поднимают жёлтый ).

– Получится не очень хорошо (дети поднимают синий).

– Не получится, (дети поднимают красный лист) ( 2 слайд)

Эти же листочки дети поднимают в конце урока, проставляя себе итоговую оценку и сравнивают результаты.

Учащиеся получают индивидуальные карточки, остальные приступают к каллиграфической минутке

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

— Прочитайте предложение. Что это? (скороговорка)

Научитесь быстро её произносить.

Кто хочет попробовать свои силы в правильном произнесении скороговорки? Запишите скороговорку в тетрадь.

4) Словарная работа

— Найдите в тексте скороговорки словарное слово. Запишите на новой

строке. Итак, к какому виду работы мы приступаем?

ИНТЕРАКТИВНАЯ СЛОВАРНАЯ РАБОТА (3-17 слайды)

(Сдают индивидуальные карточки)

-Посмотрите на доску. ( 18 слайд)

Золотая осень пришла в лес. Ночь звёздная. Моя сестра – художница.

— Я утверждаю, что это предложения. Поднимите руку, кто со мной согласен? Кто нет?

— Докажите. Попробуйте убедить друг друга.

( Предложение- это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться. ! ? знаки).

-Утвердитесь в правильности, выполнив тест. ( 19 слайд)

Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

Предложение не может состоять из одного слова.

Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Слова в предложении не связаны по смыслу.

В конце предложения ставятся знаки — . ! ?

-Запишите в тетрадь цифры верных высказываний. Открываю ключ (20 слайд). КЛЮЧ: 1, 3, 5.

-А кто догадается без чего не может быть предложения? ( без грамматической основы)

-Из чего состоит грамматическая основа? ( из подлежащего и сказуемого)

— Что такое подлежащее? (21 слайд)

— Найдите подлежащее в каждом предложении. Подчеркните. (с комментир.).

— Давайте вспомним, что такое сказуемое? (22 слайд)

— Найдите сказуемое в каждом предложении. ? проблема!

С каким членом предложения возникла проблема? Почему?

Определите тему урока. (Сказуемое)

— Какая же проблема у вас возникла? (не смогли найти сказуемое).

— Какую же учебную задачу поставим перед собой на уроке? (научиться

находить сказуемое в предложении). ( 23 слайд)

— Как вы думаете, почему в этих предложениях трудно определить сказуемое? Это очень трудный вопрос. Попробуйте высказать предположения. (фиксируем на доске).

— Давайте прочитаем правило в учебнике стр. 62 , сверим свои предположения с текстом правила и увидим кто же был ближе всех к истине. – Так почему же трудно было определить сказуемое? (Оно может быть выражено не только глаголом, но и другими частями речи).

— Какую ещё учебную задачу поставим перед собой на уроке? (видеть , что сказуемое не всегда выражено глаголом). ( 23 слайд)

— Давайте вернёмся к предложениям на доске и найдём в них сказуемые.

— Запишите в тетради.

— Поднимите руку, кому новая тема показалась тяжелой ? Кому не очень?

— Не переживайте, это первый урок по этой теме, вы обязательно научитесь.

— Поднимите руку, кому хотелось бы научиться видеть, что сказуемые не всегда выражены глаголом и научиться находить их? Сегодняшняя тема входит в раздел трудных, но мы с трудностями справимся!

— А поможет нам в этом алгоритм нахождения сказуемого. ( стр. 62)

(читают дети информацию на стр. 63)

Работа по теме урока.

— Итак, какую учебную задачу мы поставили на уроке русского языка?

-Предлагаю потренироваться и самостоятельно выполнить упражнение № 3.

— Попробуйте найти не только сказуемые, но и всю грамматическую основу. ( коллективный разбор предложений).

— Поднимите руку, кто справился с самостоятельной работой и выполнил точно также. Поставьте «5».

— Поднимите руку у кого были небольшие затруднения и вы допустили 1-2 ошибки. Поставьте «4».

— Поднимите руку, кому было очень тяжело и сами не смогли выполнить задание. Не расстраивайтесь, мы продолжим учиться на следующих уроках.

Релаксация для глаз

1 уровень – рабочая тетрадь ( подчеркнуть грамматическую основу в предложениях, в которых сказуемые выражены глаголом).

2 уровень – это задания на карточке ( подчеркнуть грамматическую основу в предложениях, в которых сказуемые выражены разными частями речи).

3 уровень – задания развивающего характера (придумать предложения, в которых сказуемые выражены разными частями речи).

— А сейчас я предлагаю выполнить разноуровневое задание.

1 уровень более лёгкий, 2 – чуть посложнее, 3 – самый трудный.

— Я уверена, что вы правильно распределите свои силы и выберите только один уровень, который вам окажется по силам.

После выполнения работы дети проверяют задание и оценивают работу.

— Я предлагаю поработать в парах и дать совет – как избежать ошибок.

— Кто помнит девиз работы в парах? (25 слайд)

— Поднимите руку, кто справился с работой.

— Какой совет дадите детям? ( повторить правило и алгоритм)

— Что же такое сказуемое?

— О чём должны помнить Даша, Валера и вы, чтобы не допустить ошибок?

( сказуемое не всегда выражено глаголом).

— Какими ещё частями речи может быть выражено сказуемое? (сущ., прил., краткой формой прил.)

— Какие учебные задачи мы ставили в начале урока? Справились мы с

— Кому понравился наш урок? Чем?

— Кому показался тяжёлым? Что вызвало затруднения?

(на уроке я научился… и на уроке мне понравилось…) (26 слайд)

Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)
9) Разбор прогностической оценки

– Поставь себе оценку за активность и прилежание на уроке.

Дети поднимают разноцветные цветы.

— У кого прогноз оправдался? Кто недооценил себя?

Учащиеся размещают цветы на поляне.

Учитель оценивает работу детей.

9) Домашнее задание.

Разноуровневое. Распределите правильно свои силы: кто хорошо усвоил тему – составьте и запишите в тетрадях 4 предложения, в которых сказуемые выражены разными частями речи. Кто сомневается — составьте и запишите 4 предложения, в которых сказуемые выражены глаголом.

А может быть кто- то захочет попробовать свои силы в творческом задании и придумаете грамматическую сказку о сказуемом.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-po-teme-skazuemoe-3-klass-4038316.html

http://multiurok.ru/files/urok-russkogo-iazyka-tema-skazuemoe-3-klass.html