Найдите подлежащее сказуемое в данном предложении

Найдите подлежащее сказуемое в данном предложении

Среди предложений 5−7 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

[ подлежащее сказуемое , сказуемое ].

Выпишите номер этого предложения.

(1)Это было в годы войны. (2)Корреспондент «Правды» Борис Полевой прибыл в истребительный полк, чтобы написать о подвигах лётчиков-гвардейцев. (3)Там он встретился с командиром третьей эскадрильи Алексеем Маресьевым. (4)Лётчик только что вернулся с боевого задания, устал, и Полевой отложил разговор с ним на утро.

(5)Они пришли в землянку. (6)Ели лесную малину, слушали звон кузнечиков в овраге. (7)А потом лётчик вышел наружу, умылся перед сном. (8)«Он вернулся, весёлый, свежий, с каплями воды на бровях и волосах, притушил фитиль в лампе и стал раздеваться. (9)Что-то тяжёлое грохнуло об пол. (10)Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. (11)Он оставил на полу свои ноги. (12)Безногий лётчик! (13)Лётчик-истребитель! (14)Лётчик, только сегодня совершивший семь боевых вылетов и сбивший два самолёта!»

(15)Они проговорили до рассвета. (16)Судьба Алексея Маресьева оказалась необычной и героической. (17)Борис Полевой не заметил, как исписал, слушая рассказ лётчика, две тетрадки.

(18)Потом они надолго расстались. (19)Пришла Победа. (20)В Нюрнберге преступников, развязавших вторую мировую войну, судил Международный трибунал. (21)Слушая показания одного из главарей гитлеровской Германии, Полевой вспомнил Маресьева. (22)Безусловно, благодаря именно таким героям и беззаветному мужеству всего народа был сокрушён фашизм. (23)И прямо там, в Нюрнберге, Борис Полевой достал свои тетрадки и начал писать об Алексее Маресьеве повесть. (24)Назвал он её «Повесть о настоящем человеке».

Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи

Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) — это его смысловой и синтаксический центр. С определения грамматической основы начинается цепочка синтаксического разбора. Умение верно определять грамматическую основу в предложении дает направление для установления логических отношений между словами в предложении, помогает решению пунктуационных задач (в т.ч. при изучении иностранного языка). Если грамматическая основа была определена неверно, то весь дальнейший анализ пойдет по ошибочному пути.

В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое. Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!

Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).

Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

Иные способы выражения подлежащего

Примеры

Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного

Трое вышли из леса.

Имя прилагательное в роли существительного

Сытый голодному не товарищ.

Причастие в роли существительного

Отдыхающие весело проводили время.

Дорогу осилит идущий.

Завтра обязательно наступит.

Далече грянуло ура.

Мы с друзьями выехали раньше.

Немало школьников участвовало в конкурсе.

Неопределенная форма глагола

Сочинять — моя стихия.

Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)

Какие бывают сказуемые?

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  • Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
  • Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
  • Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).

Смотрите также:

Сложные случаи в определении сказуемых

Ситуация 1. Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример: Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2. Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3. Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4. Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя.

Определение основы в односоставных предложениях

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример: Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример: Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры: Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Учимся дома 1-11 классы

Заметки о семейном образовании

Синтаксический разбор предложения. Тест № 1

Сегодня начинаем осваивать грамотный синтаксический разбор предложения. Начнём с определения в предложении главных членов: подлежащего и сказуемого. Это не так просто, как могло бы показаться.

Эта статья — обучающая. Если вы уверены в своих силах, можете сразу пройти тест. Если не уверены, то прочитайте теорию, которая находится под первой картинкой.

А ответы с короткими комментариями я разместила под второй картинкой.

Удачи!

Синтаксический разбор предложения. Тест № 1

В школе мы твёрдо выучили подлежащее и сказуемое примерно так:

На самом деле, всё немного сложнее

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Они могут быть выражены самыми разными частями речи.

Подлежащее

Подлежащее показывает о ком или о чём говорится в предложении. Оно подчёркивается одной чертой и может быть выражено:

  • именем существительным ( Кошка играет с котятами),
  • личным местоимением ( Я играю с котятами, она играет с котятами),
  • неопределенным местоимением ( Кто-то играет с котятами),
  • отрицательным местоимением ( Никто не играет с котятами),
  • вопросительно-относительными местоимением ( Кто не хочет играть с котятами!).
  • количественным числительным ( Четыре больше, чем два),
  • собирательным числительным ( Оба хотели играть с котятами),
  • порядковым числительным ( Первый побежал, второй спрятался),
  • неопределенной формой глагола (инфинитив). ( Читать в постели — дурная привычка),
  • причастием ( Приехавшие взяли по котёнку).

В качестве подлежащего могут использоваться цельные словосочетания — неделимые синтаксически и лексически (см. таблицу).

Картинка взята с сайта nauka.club

Подлежащее может быть выражено и другими частями речи, выступающими в данном конкретном случае в значении существительного, то есть субстантивированными: Далеко (наречие) — это лишь условность. Наречие выступает в роли подлежащего — субстантивированного существительного.

И, наконец, подлежащего может не быть вовсе!

Сказуемое

Сказуемое в предложении подчёркивается двумя прямыми линиями, оно может быть выражено:

  • глаголом (Кошка играет с котятами),
  • составной глагольной формой (Кошка может играть с котятами весь день),
  • составной именной формой (Кошка была игривой ).

Ответы

Вопрос № 1

Найдите подлежащее в предложении: ПАССАЖИРЫ ДОЛГО ЖДАЛИ НУЖНОГО АВТОБУСА.

Ответ: пассажиры

Вопрос № 2

Найдите сказуемое в предложении: ПАССАЖИРЫ ДОЛГО ЖДАЛИ НУЖНОГО АВТОБУСА.

Ответ: ждали.

Вопрос № 3

Укажите подлежащее в предложении: «Бидар – стольный город Гундустана бесерменского».

Ответ: Бидар.

Вопрос № 4

Укажите сказуемое в предложении: «Бидар – стольный город Гундустана бесерменского».

Ответ: город. Сказуемое выражено именем существительным.

Вопрос № 5

Укажите подлежащее в предложении: «Перед султаном ведут триста коней верховых».

Ответ: нет подлежащего. Могло бы быть: «они» или «люди».

Вопрос № 6

Укажите сказуемое в предложении: «Перед султаном ведут триста коней верховых».

Ответ: ведут.

Вопрос № 7

Укажите подлежащее в предложении: «Я отшельник, изгнанный из общества людей».

Ответ: Я.

Вопрос № 8

Укажите сказуемое в предложении: «Я отшельник, изгнанный из общества людей».

Ответ: отшельник. Сказуемое выражено именем существительным.

Вопрос № 9

Укажите подлежащее в предложении: «У меня выросло двадцать или тридцать стеблей рису».

Ответ: подлежащее выражено цельным словосочетанием «двадцать или тридцать стеблей».

Вопрос № 10

Укажите сказуемое в предложении: «У меня выросло двадцать или тридцать стеблей рису».

Ответ: выросло

Вопрос № 11

Укажите подлежащее в предложении: «Страшно боюсь совсем расхвораться».

Ответ: здесь нет подлежащего. Подходит местоимение «Я».

Вопрос № 12

Укажите сказуемое в предложении: «Страшно боюсь совсем расхвораться».

Ответ: Сказуемое выражено двумя словами — «боюсь расхвораться».

Вопрос № 13

Укажите подлежащее в предложении: «Веретёнце, не ленись!»

Ответ: нет подлежащего. Могло бы быть местоимение «ты».

Вопрос № 14

Укажите сказуемое в предложении: «Веретёнце, не ленись!»


источники:

http://pedsovet.su/rus/6783_kak_opredelit_grammaticheskyu_osnovu

http://1-11.info/sintaksicheskij-razbor-predlozheniya-test-1/