Найдите предложение с составным именным сказуемым

Тест по русскому языку «Итоговый тест по русскому языку, 8 класс»

Итоговый тест за курс 8 класса

1. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

а) Парус белый из тумана начинает выплывать.

б) Охвачено сердце тревогою смутной.

в) Росы напился соловей с кленового куста.

г) Небо из-за горы казалось необъятно-огромным.

2. Укажите предложения с составным глагольным сказуемым.

а) От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова.

б) Черепицы стеклом светиться будут.

в) Была равнина снежная бела.

г) В осеннем солнечном лесу человек становится чище.

3. В каком предложении должно быть тире между главными членами?

а) Молодость бескорыстна и великодушна.

б) Простота есть необходимое условие прекрасного.

в) Глаза как ночь.

г) Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.

4. Найдите двусоставные предложения.

а) Вновь зарёю восток озарило.

б) Легки облака на рассвете.

в) С крыши сбросили снег.

г) Липким запахом веет полынь.

5. Определите вид простого предложения «Люблю читать приключенческую литературу».

6. Найдите определенно-личное предложение.

а) Вновь к черемухе душистой пчёлы ранние летят.

б) Из полей тянуло гречишным медом.

в) Тихо бреду вдоль пушистых решеток канала.

г) Золотым лучом деревню облило.

7. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

а) Из пернатых в этот день мы видели лишь сокола-сапсана.

б) Красавцы-лебеди каждое лето прилетают на озеро.

в) Самолет-истребитель показался над лесом.

г) Брат учится в институте и станет инженером-строителем.

8. В каком предложении перед как ставится запятая?

а) Дождь лил как из ведра.

б) У тебя брошка как пчелка.

в) Белая чайка мелькала в воздухе как первый слег.

г) Молодость как песня жаворонка на заре.

9. Укажите, чем осложнено предложение «Действительно, часов около двух пополудни начал дуть ветер, сначала тихий и ровный, а затем все усиливающийся».

а) Обособленным определением, выраженным причастным оборотом;

б) вводным словом и определением, выраженным причастным оборотом;

в) вводным словом и однородными обособленными определениями.

10. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

а) Мир этот предстает перед ним (Жуковским) как мир крушения личных надежд.

б) В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не утративших несмотря на свой возраст, своей страсти.

в) За прилавкою сидит молодой купец, статный молодец Степан Парамонович, по прозванию Калашников.

г) Ночью, особенно в грозу спать ребятам в шалаше страшновато.

д) Несколько раз поскользнувшись на мокрых камнях, и, начерпав воды в сапоги, Алексей поднялся на берег.

11. На месте каких цифр нужны запятые?

Я совсем растерялся (1) не понимая происходящего (2) и (3) стоя на одном месте (4) бессмысленно смотрел на удаляющегося в сторону (5) маленького человека.

а) 1, 4, 5; в) 1, 2, 3, 4;

б) 2, 3, 4, 5; г) 1, 2, 3, 4, 5.

12. Какое предложение с цитатой оформлено неправильно?

а) Л. Толстой утверждал, что «главное средство во всяком искусстве – чувство меры».

б) Л. Толстой утверждал «Главное средство во всяком искусстве – чувство меры».

в) Хочется напомнить о том, что «надо там речей не тратить пo-пустому, где нужно власть употребить».

г) Твардовский говорит о своем герое: «Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда…»

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ 8 класс

1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной формой глагола.

а) Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.

б) Большая радость – делать счастливыми других.

в) Для меня жить – значит работать.

г) Удивительное зрелище – видеть летящих журавлей.

2. Укажите предложения с составным именным сказуемым.

а) Ум не замещает знания.

б) Всё у нас с тобой по-прежнему.

в) Сбегутся песню слушать колосья на ветру.

г) От родимой земли журавли оторваться никак не могли.

3. Найдите предложение, в котором есть согласованное определение.

а) На завтрак подали яйцо всмятку.

б) Женщина медленно натягивала на руку перчатку из кожи.

в) Печальная песня доносилась издалека.

г) День сегодня тихий, безветренный.

4. Найдите предложение, в котором начальная форма глагола является дополнением.

а) Сирень начинает отцветать.

б) Мать велела мне поставить чайник.

в) Дом будут строить каменщики.

г) У него была мечта отправиться на Байкал.

5. Укажите предложение, в котором между главными членами должно быть тире.

а) Поляна, усыпанная белыми цветами, как детский сад, вышедший на прогулку.

б) Охранять природу значит охранять родной край.

в) Лед как сахар.

г) Капли меда точно жемчуг.

6. Найдите двусоставные предложения.

а) Скамейка почернела от времени.

б) В воздухе запахло гарью.

в) Буду слушать музыку падающей листвы.

г) Мать, строго посмотрев на сына, вышла из комнаты.

7. Укажите односоставное предложение.

а) В лесу держался запах прелой листвы.

б) Поэзия не профессия.

в) Вижу горы и долины.

г) Подул с заречья ветерок.

8. Определите вид простого предложения «Снегом замело входы в блиндажи».

9. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

а) Письмо принесла девушка-почтальон.

б) Пара испуганных куличков-перевозчиков низко пронеслась над водой.

в) И смуглянка-молдаванка по тропинке в лес пошла.

г) Вот хрустнул сучком заяц-беляк.

10. Укажите, чем осложнено предложение «Река, сжатая с обеих сторон стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо».

а) Однородными членами предложения;

б) обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными членами одновременно;

в) обособленным определением, выраженным причастным оборотом, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и однородными членами предложения;

г) обособленным приложением и однородными членами предложения одновременно.

11. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.

б) Две старушки пили чай или, может быть, играли в карты, или просто разговаривали, сидя в плетеных креслах у столика, покрытого длинной, до пола, скатертью.

в) Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег, обильно выпавший за ночь.

г) Так и не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со вторыми петухами.

12. Какое предложение с цитатой оформлено неверно?

а) Л. Толстой говорил, что: «Слово выражение мысли».

б) В. Даль отмечал, что язык народа – «сокровищница» нашего языка».

в) По мнению А. Чехова, «праздная жизнь не может быть чистой».

Составное именное сказуемое. Определение и примеры

Составное имен­ное ска­зу­е­мое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, состо­я­щий из глагола-связки (нуле­вой связ­ки) и имен­ной части, выра­жен­ной суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, место­име­ни­ем, чис­ли­тель­ным, наре­чи­ем или причастием.

Составное имен­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся, как пра­ви­ло, из двух ком­по­нен­тов: глагола-связки и имен­ной части, выра­жен­ной любой частью речи, кро­ме гла­го­ла в фор­ме инфинитива.

Вначале опре­де­лим, что такое состав­ное сказуемое.

Определение

Составным ска­зу­е­мым явля­ет­ся такое ска­зу­е­мое, в кото­ром лек­си­че­ское и грам­ма­ти­че­ское зна­че­ния выра­жа­ют­ся раз­ны­ми словами.

Примеры

Владимир начал силь­но бес­по­ко­ить­ся (А.С. Пушкин).

В этих при­ме­рах ска­зу­е­мые состо­ят из двух слов, одно из кото­рых (бес­по­ко­ить­ся, холод­ная) выра­жа­ет лек­си­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, а пер­вое (начал, была) — грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, рода и чис­ла глагола.

Поговорим об имен­ном состав­ном ска­зу­е­мом. Конкретизируем это поня­тие с точ­ки зре­ния соста­ва, что такое имен­ное ска­зу­е­мое в предложении.

Глагол-связка

Составное имен­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из глагола-связки, кото­рая обла­да­ет толь­ко грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем, и имен­ной части, выра­жа­ю­щей его основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние, например:

Рассмотрим более деталь­но, каки­ми быва­ют глаголы-связки в состав­ном имен­ном сказуемом.

Наиболее упо­тре­би­тель­ным явля­ет­ся глагол-связка «быть», пред­став­лен­ный в раз­ных формах:

Политика есть искус­ство возможного.

С горы весь лес был как на ладо­ни .

Весна была вес­ною даже и в горо­де (Л. Толстой).

После окон­ча­ния учи­ли­ща мой брат будет сле­са­рем .

Менее упо­тре­би­тель­ны полу­з­на­ме­на­тель­ные глаголы-связки, обо­зна­ча­ю­щие бытие, выяв­ле­ние, обна­ру­же­ние, сохра­не­ние состояния:

Например:

У нас зима. Всё дела­ет­ся свет­лее , весе­лее от пер­во­го сне­га (А.С. Пушкин).

Ночь каза­лась мне уди­ви­тель­ной и пре­крас­ной (К. Паустовский).

Проза, когда она дости­га­ет совер­шен­ства, явля­ет­ся , по суще­ству, под­лин­ной поэ­зи­ей (К. Паустовский).

Яблоко пока­за­лось мне очень соч­ным и вкус­ным .

Реже в роли свя­зок могут высту­пать гла­го­лы, име­ю­щие зна­че­ние дви­же­ния или состояния:

прий­ти, при­е­хать, вер­нуть­ся, сидеть, сто­ять и др., например:

Мы вер­ну­лись с моря отдох­нув­ши­ми и заго­ре­лы­ми .

Спортсмены сиде­ли на ска­мей­ках доволь­ные сво­ей побе­дой в сорев­но­ва­ни­ях по биатлону.

Связка может быть нуле­вой, тогда в пред­ло­же­нии меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым (при соблю­де­нии неко­то­рых усло­вий) ста­вит­ся тире, например:

Ум — это хлеб , кото­рый насы­ща­ет, шут­ка — это спе­ция , вызы­ва­ю­щая аппетит.

Оптимизм — вот рос­кошь вели­ких людей (Л. Арагон).

Родная сто­ро­на — мать , чужая — мачеха.

Именная часть состав­но­го ска­зу­е­мо­го выра­жа­ет­ся, как уже упо­ми­на­лось выше, все­ми частя­ми речи, кро­ме гла­го­ла в фор­ме инфинитива.

Способы выражения именной части составного сказуемого. Примеры

Имя существительное

Имя суще­стви­тель­ное в фор­ме име­ни­тель­но­го или тво­ри­тель­но­го падежа:

Точность и крат­кость — вот пер­вые досто­ин­ства про­зы (А.С. Пушкин).

Я чело­век , и ничто чело­ве­че­ское мне не чуж­до (Теренций).

Самая серьёз­ная потреб­ность есть потреб­ность позна­ния исти­ны (Г. Гегель).

Цель в жиз­ни явля­ет­ся серд­це­ви­ной чело­ве­че­ско­го досто­ин­ства и чело­ве­че­ско­го сча­стья (К.Д. Ушинский).

Пушкин стал зна­ме­нем рус­ской лите­ра­ту­ры (Д. Лихачёв).

Имя прилагательное

Имя при­ла­га­тель­ное в фор­ме име­ни­тель­но­го или тво­ри­тель­но­го паде­жа, в крат­кой фор­ме , в фор­ме срав­ни­тель­ной степени:

Эти оре­хи очень твер­дые , что не раз­грызть зубами.

Вечером море каза­лось совсем чер­ным .

Все доб­рые люди невзыс­ка­тель­ны (И.Гёте).

Имя числительное

Избёнка ста­руш­ки была вто­рой от дороги.

Местоимение

Потерянный день — тот , на про­тя­же­нии кото­ро­го вы ни разу не засме­я­лись (Ж. Гюйо).

Юра быст­ро стал сво­им в весе­лой ком­па­нии туристов.

Раз кни­га не твоя , не пиши на полях.

Наречие

Как не кста­ти было это воспоминание.

Черные туфли ока­за­лись мне впо­ру .

На его голо­ве фураж­ка была набе­крень .

Причастие

Глагольная фор­ма — причастие:

Этот порт­рет не лишен недостатков.

Девушка каза­лась рас­сер­жен­ной моим замечанием.

Дно боч­ки устла­но све­жей соломой.

Синтаксически неделимое словосочетание

Старые дере­вья были в два обхва­та .

Говорят, лень — одна из форм неува­же­ния к окружающим.

Видеоурок

Составное именное сказуемое

Грамматическая основа содержит два главных члена предложения – подлежащее и сказуемое. Разнообразие предложений в родном языке даёт возможность удостовериться в том, что любое из них наделено разными методами выражения. В таких частях синтаксической конструкции кроется ключевой смысл высказывания. В то время, когда члены, не являющиеся главными, возможно просто «убрать» и смысл не станет менее понятным, грамматическая основа обязана оставаться на своем месте, иначе тот, кто читает текст не сможет догадаться, что хотел донести автор.

Подлежащее и сказуемое — главные в предложении, и к словосочетаниям они не имеют никакого отношения. Это и составляет существенную их разницу со второстепенными составляющими предложения.

Глаголом обычно обозначается сказуемое, основной член предложения. Оно даёт понятие действиям, а также состоянию предметов, лиц, обозначенными подлежащим.

Разновидности сказуемых в русском языке

Грамматическая основа понимается как основная часть каждой конструкции синтаксиса. Здесь кроется главный смысл фразы, который автор старается предъявить читателю. Обычно, подлежащее и сказуемое бывают самостоятельными. Это значит, что для понимания смысла предложения их достаточно.

Второстепенные члены предложения призваны создавать дополнительные конструкции, уточняющие или раскрывающие смысл более подробным образом, усиливающие впечатления и более полно раскрывающие смысл описываемых событий.

Подробное изучение главных членов предложения даёт нам понять, что иногда слова, воспринимаемые нами как второстепенные члены, могут дополнять смысл подлежащего либо сказуемого, и в некоторых таких случаях они становятся неотъемлемой частью грамматической основы. Ниже, мы на примере разновидностей сказуемых рассмотрим такие конструкции более детально.

Простое глагольное сказуемое

Классический и обычный вид этой части речи, обозначенный глаголом в любом наклонении.

Она вышла из кабинета и увидела его в зеркале.

Составное глагольное сказуемое

Данная разновидность содержит вспомогательный глагол и глагол неопределенной формы, его называют инфинитив. Оба элемента обязательно присутствуют в сказуемом, но элементов может быть и больше. Следующий пример наглядно покажет сказанное:

Она мечтает поступить в университет.

Как вспомогательный элемент часто применяются глаголы, обозначающие ту или иную фазу процесса: закончить, начать, действовать , а также модальные – нужно, надо, могу .

Составное именное сказуемое

Вот мы и добрались до героя сегодняшнего урока, именное сказуемое содержит глагол-связку и именную часть. Часто в роли связки применяют глагол «быть», но встречаются и иные разновидности. Именной частью может являться любая часть речи кроме глагола. Рассмотрим сказанное на примерах:

Понятие составного именного сказуемого

Член предложения, представленный двумя составляющими, глаголом-связкой и именной частью, выраженной любой другой частью речи кроме глагола, в русском языке определяется как составное именное сказуемое .

Предложения с такой формой главной части речи иногда ставят в тупик даже профессионалов. Те сочетания слов, которые часто служат второстепенными членами предложения, совсем несвойственно увидеть в роли главных членов предложения. Но если изучить правила и разобраться в способах образования составных конструкций, сделать синтаксический разбор не составит труда.

Давайте ещё раз вникнем в суть определения составного именного сказуемого. Подобные предложения содержат синтаксическую конструкцию, в которой присутствует вспомогательный глагол, дающий незавершённое понимание направленности действия, и та часть речи, которая завершает логику взаимодействия, содержит основное лексическое понимание выражения.

Чаще всего для именной составляющей используется наречие, которое и дает понимание всего словосочетания. По синтаксической роли это слово напоминает дополнение или обстоятельство.

В полдень земля была горяча как никогда.

Если мы ограничим грамматическую основу фразой «земля была» , то получим недостаточно информации для понимания общего смысла предложения. Слово «горяча» здесь является крайне необходимым для завершения логики взаимодействия.

Ты стал третьим на финише по счёту, поэтому в рейтинге победителей шансы снизились.

Здесь именная часть отражена порядковым числительным «третьим» .

Мне иногда становилось страшно от мысли, что мы больше никогда не встретимся.

Здесь именная часть отражена наречием «страшно» .

Как мы видим из примеров, наше сказуемое содержит две части: связку, в качестве которой обычно выступает глагол, и именную часть, которая завершает смысл всего словосочетания. Но как мы увидим далее, встречаются и конструкции именного сказуемого, использующие нулевую связку, иначе, отбрасывающие связку за ненадобностью.

Это может быть предложение вида «Вопрос — Ответ», к примеру: Собака — друг человека , или Семью семь — сорок девять . Подобные конструкции выдаёт наличие тире, что может служить некоей подсказкой при определении синтаксических ролей.

Как вы могли заметить, выделение именного сказуемого ничем не отличается от обычного, здесь мы также применяем двойную сплошную линию.

Назначение глагола-связки в предложении

Как мы уже увидели, основную логическую роль в нашем сказуемом играет именная часть, глагол-связка при этом помогает установить время происходящего и его наклонение. Наиболее часто встречающийся в роли связки глагол быть несёт смысл бытия или владения чем-нибудь и представляется в разных формах.

Кулинария есть искусство приготовления пищи

Реже встречающиеся глаголы по типу являться , становиться , служить , оказаться также являются глагольными связками с соответствующим значением:

Сложность в определении вызывают составные формы таких сказуемых со знаменательной связкой. Это объясняется тем, что часто эти глаголы служат самостоятельными сказуемыми. В случае, когда глагол служит связкой, приоритетом в значении становится имя, которое связано с ним. Например,

Здесь ключевое значение – уставшая , а не способ положения тела человека (сидела, лежала или стояла).

Пример грамматической связки

Эта разновидность связки выражает исключительно грамматическое понимание, — время или наклонение, без лексического смысла. Глаголы, такие как быть , являться способны становиться «нулевой связкой» в настоящем времени.

Пример знаменательной связки

В этом типе связки используется глагол с полноценным значением в лексике, обычно выступающий сказуемым, но в данном случае его степень участия второстепенна, рассмотрим разные варианты:

  • Фиксирование состояния: сидеть , лежать и стоять ;
  • Обозначение действия: бежать , возвращаться , подпрыгивать ;
  • Обозначение состояния: смотреть , трудиться , привлекаться .

Пример полузнаменательной связки

В данном случае глагол добавляет в лексический смысл, некоторые дополнительные оттенки, а также может служить самостоятельным членом предложения.

  • Появление признака: стать , возродиться ;
  • Закрепление: остаться ;
  • Выявление: бывать , оказаться ;
  • Возможность в реальности: подразумеваться , слыть ;
  • Имя признака: почитаться .

Она стала лучшей .
Она осталась лучшей .
Она бывала лучшей каждую олимпиаду.

Она оказалась сильнейшей .
Она считалась сильнейшей .
Она казалась сильнейшей .
Она является сильнейшей .
Она слыла сильнейшей .

Слова, употребляемые в качестве именной части составного сказуемого

Определение именного сказуемого подсказывает нам, что для выражения именной части могут использоваться различные части речи.

Существительное

Применяется в творительном и именительных падежах.

Конкретность и краткость — вот первые достоинства прозы (А.С. Пушкин).

Я человек , и ничто подобное мне не чуждо (Теренций).

Главная потребность есть необходимость познания истины (Г. Гегель).

Пушкин стал знаменем русской литературы (Д. Лихачёв).

Прилагательное

Употребляется в форме творительного и именительного падежа, кратко выраженного, в сравнительной степени.

Эти конфеты очень сладкие, что есть невозможно .

Океан великолепный, завораживающий, ласковый .

Сад в каждую погоду по своему замечателен .


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/sostavnoe-imennoe-skazuemoe.html

http://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/sintaksis/sostavnoe-imennoe-skazuemoe.html