Найдите слово в котором правописание приставки зависит от глухости

Найдите слово в котором правописание приставки зависит от глухости

Источник задания: Задание 3_4. ОГЭ 2018 Русский язык. Решение

(1)В школе под названием «Республика ШКИД» одновременно с новичком Пантелеевым появилась дряхлая старуха, мать директора. (2)Старуха эта была почти совсем слепа. (3)Наверно, именно поэтому шкидцы, которые каждый в отдельности могли быть и добрыми, и чуткими, и отзывчивыми, а в массе, как это всегда бывает с ребятами, были безжалостны и жестоки, прозвали старуху Совой. (4)Только два-три раза в день школьники видели, как, хватаясь свободной рукой за стену и за косяки дверей, пробирается она с какой-нибудь кастрюлькой или сковородкой на кухню.

(5)И вот однажды пронёсся слух, что Сова жарит на кухне какие-то необыкновенные лепёшки.

— (6)Вот так смак! (7)Ну и лепёшечки! — раздавались голодные завистливые голоса.

(8)А Японец совсем разошёлся. (9)Когда через десять минут Сова появилась в коридоре с блюдом дымящихся лепёшек в руках, он первый бесшумно подскочил к ней и так же бесшумно двумя пальцами сдёрнул с блюда горячую лепёшку.

(10)Следом за Японцем к блюду метнулись и другие. (И)Придерживаясь левой рукой за гладкую стену, старуха медленно шла по паркету Белого зала, и с каждым её шагом груда аппетитных лепёшек на блюде таяла. (12)Когда Сова открывала дверь в квартиру, на блюде не оставалось ничего, кроме жирных пятен.

(13)А ребята уже разбежались по классам.

(14)Там стоял несмолкаемый гогот. (15)3апихивая в рот пятую или шестую лепёшку и облизывая жирные пальцы, Японец на потеху товарищам изображал, как Сова входит с пустым блюдом в квартиру. (16)И тут кто-то заметил новичка, который, насупившись, стоял у дверей и без улыбки смотрел на происходящее. (17)У него одного не блестели губы, он один не притронулся к лепёшкам Совы.

— (18)А ты чего зевал? — спросили у него. — (19)Неужели ни одной лепёшки не успел слямзить?!

— (20)А ну вас, — сказал новенький, и губы у него запрыгали, — это — хамство. (21)Скажите — герои какие: на старуху напали.

(22)Несколько человек накинулись на новенького. (23)Мальчишки держали его за руки, а Японец запихивал новенькому в рот грязную, жирную лепёшку.

(24)Никто не заметил, как открылась дверь и появился директор. (25)Его взгляд остановился на Пантелееве. (26)Тот уже поднялся и приводил себя в порядок, облизывая губы, глотая слёзы и остатки лепёшки. (27)Директор оглядел Пантелеева с головы до ног. (28)Губы его искривила брезгливая усмешка.

— (29)А ну, иди за мной! — приказал он новенькому.

(30)Через пять минут новенький был наказан — водворён в тесную комнатку изолятора.

(31)Шкидцы притихли и недоумевали. (32)Но ещё большее недоумение произвела на них речь директора, произнесённая им за ужином.

— (33)Ребята, сегодня в стенах нашей школы произошёл возмутительный случай. (34)Один из вас совершил отвратительный поступок. (35)Он обидел старого, немощного человека. (36)Но позже я оказался свидетелем поступка ещё более омерзительного. (37)Я видел, как вы избивали своего товарища. (38)Как бы гнусно ни поступил Пантелеев, выражать своё возмущение таким диким способом — это позорно и недостойно!

(39)Лёнька третьи сутки сидел в изоляторе и не знал, что его судьба взбудоражила и взволновала всю школу.

— (40)Всё-таки, ребята, это хамство, — кипятился Японец. — (41)Парень взял на себя вину, страдает неизвестно за что, а мы. (42)Мы должны всем классом пойти к директору и сказать, что Пантелеев не виноват, а виноваты мы.

— (43)Ладно, дураков поищи! (44)Иди сам, если хочешь.

(45)Неизвестно, чем кончилась бы вся эта история, если бы не пронёсся слух, что Пантелеев выпущен из изолятора. (46)Через несколько минут он сам появился в классе.

— (47)3наешь, Лёнька, ты — молодец, — проговорил Японец, краснея и шмыгая носом. — (48)Прости нас, пожалуйста. (49)Это я не только от себя, я от всего класса говорю.

(50)Лицо новенького порозовело. (51)Что-то вроде слабой улыбки появилось на его пересохших губах. (52)Примирение состоялось.

(По Л. Пантелееву)

Задание 4. Из предложений 26-29 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.

Правописание зависит от глухости – звонкости последующего согласного только в приставках, которые оканчиваются на 3 и С (БЕЗ — БЕС, ВОЗ — ВОС, ВЗ — ВС, ИЗ — ИС, НИЗ — НИС, РАЗ — РАС, ЧРЕЗ — ЧРЕС, ЧЕРЕЗ — ЧЕРЕС).

Прочитайте заданный отрывок и найдите слово с такой приставкой.

(26)Тот уже поднялся и приводил себя в порядок, облизывая губы, глотая слёзы и остатки лепёшки. (27)Директор оглядел Пантелеева с головы до ног. (28)Губы его искривила брезгливая усмешка.

— (29)А ну, иди за мной! — приказал он новенькому.

Правописание приставки ИС-ИЗ определяется согласным, с которого начинается корень. Буква К обозначает глухой звук, поэтому пишется ИС (сравни: изменить).

Правописание приставок

Теория к заданию 10 из ЕГЭ по русскому языку

Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Это приставки пре-/при-.

Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

а) Значения приставки пре:

1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.

2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)

б) Значения приставки при:

3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»

4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца

5) «близость к чему-либо», то есть «около»

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания —з/-с.

Без ударения в них пишется буква А, а под ударением. — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.

Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:

1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.

Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.

! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.

2. Выбор Ъ после приставок.

Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-

! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.

! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п

Найдите слово в котором правописание приставки зависит от глухости

Из предложений 4—5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.

(1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей. (2)Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова. (3)Ведь он в этих местах охотился, бродил с ружьём. (4)Может, у этих старых дуплистых берёзок и он останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов. (5)Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы.

(6)Сама по себе природа вечна и почти неизменна. (7)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. (8)И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества. (9)И так же будет страдать, ненавидеть и любить человек.

(10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили. (12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. (16)Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. (17)Несколько минут стояла тишина. (18)Только катер постреливал глушителем да за кормой вскипала пена.

(19)Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:

Куда бежишь, тропинка милая,

Куда зовёшь, куда ведёшь.

(20)Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то, повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:

Кого ждала, кого любила я,

Уж не воротишь, не вернёшь.

(21)Они некоторое время молчали, не отрывая серьёзных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы чувствуя родство душ.

(22)А мужчины, сдвинув брови и поджав губы, тоже уставились на хуторок, и кое-кто из них невольно подтягивал, не зная слов или стесняясь петь в голос. (23)И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке. (24)Я смотрел на них, вдохновлённых, и думал о том, что вот все они разные, а сейчас вдруг они как бы одинаковыми стали, что-то заставило их сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту. (25)Ещё подумал я и о том, что красота, видно, живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись.

* Грибов Юрий Тарасович – современный писатель, член редколлегии серии книг «Живая память», автор книг «Сороковой бор», «Ржаной хлеб», «Перелом лета» и др.

Какое слово из текста имеет значение: «долина с пологими склонами»?

Правильный ответ указан под номером 2.

Замените книжное слово «слагал» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

Разговорное слово «слагал» в предложении 4 заменяем стилистически нейтральным синонимом «сочинял» или «писал».

Ответ: писал или сочинял.

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного известного лингвиста В. В. Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В. Виноградова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Ещё подумал я и о том, что красота, видно, живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1. Самое удивительное изобретение человека — это язык. Однако, как и всякое изобретение, язык «раскрывается» в полной мере только в умелых руках. Не каждый может с легкостью передать свои мысли и чув-ства — этому необходимо учиться. Только в этом случае можно по достоинству оценить утверждение В. В. Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».

Наглядно можно это доказать на примерах из текста Юрия Грибова. Например, в предложении 15 (Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.) прелесть природы подчеркивается с помощью эпитетов: задумчивые ели, тронутые желтизной берёзки. Автор использует сравнение, чтобы создать неповторимый художественный образ реки: вода такая, словно в неё вылили масло, потому похожа на зеркало.

В седьмом предложении встречаем олицетворение: ветер разбрасывает листья, словно живой, знающий, что это непременно надо делать каждую осень.

Таким образом, приведенные примеры демонстрируют, как выразительно русское слово, как может раскрыть содержание, работая на авторский замысел. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что высказывание В. В. Виноградова верно.

2. Очень часто то, что человек не понимает в силу своей необразованности, неразвитости, неспособности оценить вследствие суетности жизни и сложившихся обстоятельств, он считает неважным, ничтожным. Однако Юрий Грибов замечает, что ценить и понимать красоту способен каждый человек. Об этом финальные строчки приведённого текста.

В тексте рассказывается, как изменяются люди под влиянием красоты русской природы и русской песни. В предложении 24 находим подтверждение этому: «Я смотрел на них, вдохновлённых, и думал о том, что вот все они разные, а сейчас вдруг они как бы одинаковыми стали, что-то заставило их сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту».

Сам автор, глядя с баржи вдаль, представляет Некрасова: «Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы». Чувствует свое единение с великой культурой, наследием необъятной страны.

Наша Родина многолика. Сохранить её для потомков — наш долг перед будущими поколениями.

3. Искусство — это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить всё, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество.

Юрий Грибов утверждает, что ценить и понимать красоту способен каждый человек. В своём тексте он рассказывает, как изменяются люди под влиянием красоты русской природы и русской песни: «Я смотрел на них, вдохновлённых, и думал о том, что вот все они разные, а сейчас вдруг они как бы одинаковыми стали, что-то заставило их сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту».

Когда я слушаю полонез Огинского «Прощание с Родиной», у меня в душе что-то начинает щемить от неизбывной тоски. Я представляю состояние композитора, когда он писал это произведение, если на меня спустя столько лет оно так действует. Какое страдание! Какова же должна быть сила музыки, если через столетие она может пронести переживание человека!

Без искусства наша жизнь была бы тусклой, грустной и обыденной. Поэтому, низкий поклон талантливым мастерам прошлого, настоящего и будущего, которые своим творчеством наполняют нашу жизнь ощущением сопричастности к великому.


источники:

http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/pravopisanie_pristavok

http://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=8083