«Клеивший» или «клеявший», как правильно пишется?
Слово «клеивший» правильно пишется с буквой «и» в безударном суффиксе как действительное причастие прошедшего времени, образованное от глагола «клеить».
Узнаем, как правильно пишется «кле е вший», «кле я вший» или «кле и вший», если определим часть речи, морфемный состав и способ образования этого слова.
Часть речи слова «клеивший»
Чтобы понять, какая часть речи интересующее нас слово, рассмотрим его грамматические признаки в высказывании:
Андрей, всё лето клеивший афиши, поступил в колледж.
Исследуемое слово обозначает признак предмета, который сам совершил действие, и отвечает на вопрос:
Если поставить ударение в этом слове, то окажется, что оно падает на гласный корня:
По это причине возникает сомнение в написании буквы «и», «я» или «е» в безударном суффиксе причастия, который невозможно проверить ударением, как безударные гласные в корне слов.
Его написание напрямую связано с глагольной формой, от которой образовано это причастие.
Правописание слова «клеивший»
Чтобы правильно написать это слово, напомним, что действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса -вш- от основы неопределённой формы, оканчивающейся на гласный, а от глагольной основы на согласный — с помощью суффикса -ш-.
Понаблюдаем за таким формообразованием:
- смотре ть — смотре вш ий в упор;
- спа ть — спа вш ий до полудня;
- нес тись — нёс ш ийся как ураган;
- полз ти — полз ш ий по травинке жучок.
Значит, в написании этих слов не нужно выяснять спряжение глагола, как в написании действительного причастия настоящего времени «клеящий», а достаточно знать, от какой основы глагола образовано причастие прошедшего времени.
Убедимся в этом:
- вы́мост и ть — вы́мост и вш ий булыжником;
- леле́ я ть — леле́ я вш ий малышку;
- ненави́д е ть — ненави́д е вш ий ложь.
Слово «клеивший» образовано от глагола «клеить», основа которого заканчивается безударным суффиксом -и:
При образовании действительного причастия прошедшего времени к глагольному суффиксу -и- присоединяется формообразующий суффикс -вш-:
Чтобы усвоить это написание, прочтём примеры предложений.
Примеры
За столом сидел Валерка, клеивший модель самолёта.
Сапожник, клеивший подошву туфли, нехотя встал и пошёл к телефону.
Мастер, клеивший цветную плёнку на столешницу, — отличный специалист.
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
- Главная
- Вопросы & Ответы
- Вопрос 2129193
Пармезан Черница
5. Найдите слово, в котором правописание суффикса зависит от спряжения. Запишите в ответ это слово, вставив пропущенную букву. кле..вший бор..щийся вылеч..нный посе..в
Задание 12.Правописание суффиксов причастий: теория и практика
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ правописание суффиксов причастий (задание 12_ЕГЭ).ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Правописание суффиксов причастий.
Классификация орфограмм суффиксов причастий, представляющих трудности для написания Правописание суффиксов причастий, зависящих от спряжения глаголов, от которых они образованы. Правописание перед суффиксами причастий прошедшего времени гласной, которая зависит от суффикса неопределенной формы глагола. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Выбор суффиксов причастий УЩ .ЮЩ.АЩ.ЯЩ .ЕМ.ИМ зависит от спряжения глагола Запомните: спряжение глаголов с безударным личным окончанием определяем по неопределенной форме глагола. 2 спряжение И…, АТ, ЯТ 1 спряжение Е…, УТ, ЮТ Все глаголы на ИТЬ 4 глагола на АТЬ 7 глаголов на ЕТЬ БРИТЬ. СТЕЛИТЬ Плюс все остальные глаголы Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и еще дышать, смотреть Блеять, веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, сеять, надеяться, реять, чаять, таять, хаять
Правило суффикс Пишите примеры УЩ, ЮЩ, ЕМ в причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения борЮщийся оберегаЕмый АЩ, ЯЩ, ИМ в причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения клеИмый слышАщий
Алгоритм правописания суффиксов причастий, зависящих от спряжения глагола Шаг 1: СТАВЛЮ УДАРЕНИЕ бОр…..щийся клЕ……мый Шаг 2: ВЫДЕЛЯЮ СУФФИКС Шаг 3: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА И ОПРЕДЕЛЯЮ СПРЯЖЕНИЕ бороться 1 клеить 2 Шаг 3: ПИШУ УЩ.ЮЩ В ПРИЧАСТИЯХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ 1 СПРЯЖЕНИЯ, И АЩ, ЯЩ – ОТ ГЛАГОЛОВ 2 СПРЯЖЕНИЯ борЮщийся клеИмый
1.1.Образуйте от данных глаголов причастия, графически обозначьте орфограмму. От некоторых глаголов можно образовать разные причастия. Красить, слышать, читать, видеть, сеять, лелеять, мучить, дарить, строить, зажигать, гнать. инфинитив С помощью суффиксов 1 спр -ущ- (-ющ-), 2спр -ащ- (-ящ) с помощью суффиксов 1 спр -ем-(-ом-), 2 спр -им- отправлЯть(1спр) отправля-Ющ-ий отправля-Ем-ый
1.2.Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание. Неж. щийся на солнце, часто организу…мый, слыш. мый шорох, сыпл. щийся с потолка, подгоня. мые, ветром, терп. щий боль, изгоня…мый из общества, стел..щийся по земле, хлопоч. щая хозяйка, кле. щии карандаш, хвал. щий спектакль, мол. щий о пощаде, бор. щийся с пургой, шепч. щий на ухо, плач. щий малыш, знач. мое событие, слав. щийся делами, реж. щий инструмент, ла. щая свора, Объяснение правописание слова красИть, 2 спр. красЯщий рекламы
1.3.Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор. Колыш..щийся на крыше, исследу..мый об(?)ект, ран..щий словом, грохоч..щий гру-зовик, та. щий на солнце, слабо дыш..щий, колебл. мый ветром, (не)навид..мый всеми, вполне ра(з/с)реша..мый. двига..мый жела-нием, дремл..щии на лекции, плохо вид..мый, завис..щий от отца, ма..щийся зубами, больно жал..щий, много знач..щий, всеми ува-жа..мый, сж..га..мый страст(?)ю, стро..щийся район, хол..щий жеребенка.
Ключ к 1.3. КолышУщийся (1спр) на крыше, исследуЕмый (1спр) объект, ранЯщий(2спр) словом, грохо-чУщий (1спр) грузовик, таЮщий (1спр) на солнце,слабо дышАщий(2спр),колеблЕмый (1спр) ветром, ненавидИмый(2спр, нет сл.без НЕ) все-ми, вполне разрешаЕмый(1спр),дремлЮщий (1спр) на лекции, плохо видИмый (2спр), зави-сЯщий(2спр) от отца, маЮщийся (1спр) зуба-ми,больно жалЯщий(2спр),много значАщий (2спр), всеми уважаЕмый (1спр), сЖИГаЕмый (1спр) страстью, строЯщийся (2спр) район, холЯщий(2спр) жеребенка.
1.4.Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор. Буд. щий по утрам, аккуратно бре..мый, кра-с..щий волосы, всеми совету..мый, стро-га..мые доски, редактиру..мый мной, пле-щ..щиеся ребятишки, ре..щие знамена, зна-ч..щийся в списках, поддержива..мый дру-гом,бел..щий стены, пол..щий грядки, се..мый весной, точ. щий косу, ра(с/з)ст..ла..мый на полу, незабыва. мое событие, кол. щий дрова, ро. щие канаву, едва замеча..мый, терп. щий бедствие.
Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени – ВШ — Шаг 1: Ставлю ударение стро…..вший та…..вший Шаг 2: выделяю суффикс ВШ Шаг 3:Образую инфинитив глагола и подчеркиваю гласную перед ТЬ строИть таЯть Шаг 4: Пишу слово с той же гласной перед вш , что и в инфинитиве строИвший таЯвший стро..- вш — ий та.. – вш — ий
Правописание гласной перед суффиксами причастий прошедшего времени ВШ, Ш (- ?гл-ВШ-,-Ш-) Суффикс Пишите примеры инфинитив причастие перед суффиксами ВШ,Ш ту же гласную, что и в инфинитиве глагола слышАвший(слышАть), таЯвший (таЯть), видЕвший- видЕть, строИвший (строИть) А ВШ Ш Я Е И
Правописание гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени НН (?гл-НН-(-Н-) Суффикс Пишите примеры инфинитив причастие перед суффиксами НН и Н ту же гласную, что и в инфинитиве глагола увенчАнный — увенчАть, увидЕнный – увидЕть, выменЯнный — выменЯть А Я Е НН Н И ЕНН ЕН Только гласная И меняется на Е подпилЕнный — подпилИть
Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий НН и Н Шаг 1: ВЫДЕЛЯЮ НН,Н Увенч.. – НН — ый Постро…- НН — ый Шаг 2: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА И ПОДЧЕРКИВАЮ ГЛАСНУЮ ПЕРЕД ТЬ увенчА- ть построИ -ть Шаг 3: Пишу слово с гласнОЙ А, Я, Е, как и в инфинитиве, перед суффиксом причастий НН или Н. . Гласная — И — в инфинитиве становится суффиксом -ЕН — или -ЕНН — в причастии увенчАнный построЕнный
2.1. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание, где нужно, используя внутреннее поле. Обид. вший друзей, наде. вшийся на чудо, кле. вший обои, полностью выздоров…вший, больно жал. вший, слабо слыш. вший, обе(з/с)сил..вший от голода, посе. вший подозрение, вид. вшая фильм, зате. вший ссору, та. вшии в сумке, ра(з/с)ка. вшийся во зле, рано с(о/а)стар…вшийся, (не)навид. вший ложь, ра(з/с)се. вший с(о/а)мнения, (не)ча. вший увидеть, ре. вший над крышей, леле. вший ребенка, забле. вший ягненок, опостыл. вшая работа. объяснение правописание слова лелеЯ -ть лелеЯ-вш-ий
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Смирнова Оксана АнатольевнаНаписать 5349 05.01.2019
Номер материала: ДБ-340931
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 23.12.2018 49854
- 21.12.2018 1543
- 30.11.2018 213
- 29.11.2018 304
- 29.11.2018 180
- 29.11.2018 227
- 29.09.2018 1117
- 06.09.2018 5283
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
ВШЭ перейдет на удаленку до конца года
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
http://shkole.net/QA/2129193/
http://infourok.ru/zadanie-pravopisanie-suffiksov-prichastiy-teoriya-i-praktika-3486141.html