Найдите утверждение противоречащее действительности ударение в русском языке

Тест 17. Найдите ряд, в котором сочетания чн и шн служат для различения значения слов.

ТЕСТЫ

ВАРИАНТ 1

Акцентологические нормы

Тест 1. Найдите утверждение, соответствующие действительности. Правильность речи означает:

a) её соответствие общепринятым нормам поведении;

b) её соответствие общепринятому употреблению языковых единиц;

c) её соответствие нормам литературного языка;

d) её соответствие диалектным нормам.

Тест 2. Найдите утверждение, не соответствующее действительности.

a) Норма – это единообразное общепринятое образцовое употребление элементов литературного языка.

b) Языковые нормы выдумываются учеными и писателями, поэтому образцом нормы является художественная литература.

c) Нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность.

d) Нормы помогают литературному языку сохранить общепоятность.

Тест 3. Отметьте неверное определение: Динамический характер нормы связан…

a) с развитием языка;

b) с развитием общества;

c) с развитием литературы;

d) с развитием мышления.

Тест 4. Что не является источником изменения норм?

b) разговорная речь;

Тест 5. Найдите ряд, в котором речь идет о диспозитивных нормах.

d) д´епо [допуст. дэ].

Тест 6. Найдите ряд, в котором речь идет об императивных нормах.

a) Маркетинг (допуст. маркетинг);

b) лорн´ет [допуст. нэ];

d) лот’ерея [допут. тэ].

Тест 7. В каком ряду приведены неравноправные варианты:

a) [д’]екан и [дэ]кан;

b) [с’]ессия и [сэ]ссия;

c) Но [в’]лла и но[вэ]лла;

d) [т’]ермин и [тэ]рмин.

Тест 8. В каком ряду приведены равноправные варианты:

a) иначе и иначе.

b) звонит и звонит;

c) бюрократия и бюрократия;

d) жалюзи и жалюзи.

Тест 9. Какое из значений соответствует слову кворум:

a) общее количество присутствующих на собрании;

b) число присутствующих на собрании, необходимое для того, чтобы признать собрание правомочным;

c) наиболее авторитетная часть присутствующих;

d) любое собрание.

Тест 10. Какое из значений соответствует слову брифинг:

c) встреча с глазу на глаз;

Морфологические нормы

Тест 11. Найдите утверждение, соответствующее действительности. Морфологические нормы связаны.

a) С основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа;

b) с употреблением слова в соответствии с его лексическим значением;

c) с правилами построения предложения;

d) с соблюдением норм согласования и управления.

Тест 12. Найдите предложение, в котором нет нарушения морфологической нормы.

a) Свободных местов, к сожалению, нет.

b) Мне бы ключ от двести семнадцатой комнаты.

c) Мы ехали около полторы сутки.

d) По горной дороге могут ездить лишь опытные шофера.

Тест 13. Найдите пару слов, соответствующую морфологическим нормам (обе формы нормативные).

a) Токари – токаря.

b) Крейсеры – крейсера.

c) Корректоры – корректора.

d) Инспекторы – инспектора.

Тест 14. Какое рассуждение является верным при объяснении ошибки в предложении: У партизанов не было иного выхода.

a) Существительное партизан в родительном падеже множественного числа имеет окончание – ов ( ср. берегов, казаков и т.д.).

b) Существительное партизан в родительном падеже множественного числа имеет нулевое окончание (ср. много грузин, армян и т.д.).

c) Существительное партизан относится к несклоняемым существительным (ср. мадам).

d) Существительное партизан в родительном падеже мноественного числа имеет вариантное окончание –ов и нулевое окончание.

Тест 15. Какой предлог пропущен в предложении: …всем предсказаниям синоптиков погода стояла чудесная.

ВАРИАНТ 2

Орфоэпические нормы

Тест 1. Отметьте утверждение, соответствующее действительности. Ударение в русском языке называется разноместным, т. к.

a)оно может падать на любой слог в разных словах;

b) оно может падать на любой слог в одном и том же слове;

c) в одном и том же слове в разных формах ударение может падать на разные слоги;

d) ударение в русском языке музыкальное, а не силовое.

Тест 2. Найдите утверждение, противоречащее действительности.

a)Ударение в русском языке служит для различения семантики слов;

b) ударение в русском языке служит для различения многозначных слов;

c) ударение в русском языке может указывать на грамматическую форму слова;

d) ударение помогает различать значение слов и их форм.

Тест 3. Найдите правильный ответ. В словах атлас и атлас ударение служит:

a)для различения семантики слов;

b) для указания на разную грамматическую форму слова;

c) для различения значения слов и их формы;

d) для указания на варианты слова.

Тест 4. Найдите утверждение, соответствующее действительности. Орфоэпические нормы – это…

a)нормы ударения и произношения;

b) нормы построения словосочетаний и предложений;

c) нормы употребления многозначных слов;

d) нормы образования грамматических форм.

Тест 5. Найдите утверждение, не соответствующее действительности: Акцентологические нормы в русском языке вызваны следующими характеристиками русского ударения:

a)подвижностью;

c) свободным характером;

d) фиксированностью ударения на определенном слоге.

Тест 6. Найдите пару слов, в которых оба варианта являются литературной нормой:

a)жалюзи – жалюзи;

b) лосось – лосось;

c) кухонный – кухонный;

d) ходатайство – ходатайство.

Тест 7. Определите, какое рассуждение является верным при анализе ударения в словах: компас и компас.

a)Оба ударения соответствуют литературной норме;

b) одно ударение – компас – является нормой, а компас – просторечное;

c) одно ударение – компас – присуще профессиональной речи;

d) одно ударение – компас – устаревшее.

Тест 8. Отметьте ряд, где ударение служит для разграничения слов:

a)творог – творог;

b) щавель – щавель;

c) мышление – мышление;

d) вязанка – вязанка.

Тест 9. Отметьте ряд слов, в которых чаще всего допускаются акцентологические ошибки?

a)квартал, договор, туфля, средства, ходатайство;

b) лектор, стипендия, аппендицит, гусеница;

c) завидный, очевидный, невероятный, отчаянный;

d) играть, звонить, сидеть, висеть.

Тест 10. Найдите слово, в котором нет редукции гласной «о».

a)Борец;

Тест 11. Найдите слово, в котором на месте «жд» допускается звук «щ» по нормам русского языка.

a)Вождь;

d) одежда.

Тест 12. Найдите слово, которое написано неправильно.

a)Инцидент;

Тест 13. В каком ряду представлены слова, где нет непроизносимых согласных?

a) Полночь, воздать, известен.

b) солнце, поздно, совестно;

c) местный, известный, грустный;

d) прелестный, лестница, праздник.

Тест. 14 Найдите слово, в котором на месте буквы «г» произносится «в».

a)Круглый;

Тест 15. Какое из значений соответствует слову кредо:

a)система взглядов;

b) точка зрения, мнения;

c) правило, принцип;

d) то, что принадлежит только одному лицу.

Тест 16. Найдите слово, в котором на месте буквы «г» произносится «х».

a)Бог;

d) грог.

Тест 17. Найдите ряд, в котором сочетания чн и шн служат для различения значения слов.

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ХАРАКТЕР ОШИБОКПРИМЕРЫ
1. Ассимиляция (уподобление звуков)Лаборатория (НЕлаболатория); брандспойт (НЕ брансбойт); коридор ( НЕ колидор); бидон (НЕ битон); картон ( НЕ кардон).
2. Эпентеза (неоп­равданная вставка звуков)Беспрецедентный (НЕ беспрецендентный; военачальник (НЕвоенноначальник); дерматин (НЕ дермантин); дикобраз (НЕдикообраз); компетентный (НЕ компентентный); компрометировать (НЕ компроментировать); конкурентоспособный (НЕ конкурентноспособный); констатировать (НЕ константировать); летосчисление (НЕ летоисчисление); перспектива (НЕпереспектива); пертурбация (НЕ перетурбация); поскользнуться (НЕ подскользнуться); светопреставление (НЕ светопредставление); чрезвычайный ( НЕ черезвычайный, яства ( НЕ явства). Следует запомнить: конъюнкктура – «создавшаяся в какой-либо области обстановка, ситуация»; конъектура – «восстановление испорченного текста на основании догадки».
3. Диереза (ошибочное устранение звуков)Следует говорить брелока (Р.п., ед.ч.), а НЕ брелка; Азербайджан, а НЕАзербаджан; времяпрепровождение, а НЕ времяпровождение.
4. Метатеза (мена звуков), опрощениеСкрупулёзный (НЕ скурпулёзный ); травма (НЕтрамва); дуршлаг (НЕ друшлаг).

Описание орфоэпических норм можно найти в литературе по культуре речи, в специальных лингвистических исследованиях, например, в книге Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение». Орфоэпические словарификсируют слова, вызывающие трудности с точки зрения произношения и образования грамматических форм.

Слова расположены в словарях в алфавитном порядке и снабжены ударением. Для отображения правильного произношения слов в словарях используется выборочная транскрипция.

Орфоэпические словари включают наиболее важные явления акцентологии, необходимые для формирования грамотной речи. Так, в орфоэпических словарях приводятся пары слов, одно из которых является нормой, а второе нет по каким-либо причинам. Например, в парах вЫборы – выборА, договорЁнность – договОренность, доцЕнт – дОцент вторая форма признаётся неправильной (её использование является распространённой речевой ошибкой).

Использованная литература

1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 31 – 33; 61 – 62)

2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 59 – 61)

ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ

? Что такое литературная норма?

? В чем проявляется динамический характер нормы?

? Что относится к источникам изменения нормы в языке?

? Как соотносятся между собой языковые варианты и норма?

? В чем отличие императивных норм от диспозитивных?

? Каковы причины речевых ошибок?

? Каковы характеристики русского ударения?

? Какие функции присущи русскому ударению?

? Какие нормы называются орфоэпическими?

? Каковы орфоэпические нормы литературного произношения гласных звуков?

? Каковы орфоэпические нормы литературного произношения согласных звуков?

? Каковы причины мягкого и твердого произношения согласных перед гласной Е?

? Каковы причины различного произношения сочетания ЧН в современном русском языке?

Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы.

Задание 2. Составьте словарик трудностей в произношении отдельных слов, связанных с вашей будущей профессией.

Задание 3. Понаблюдайте за речью окружающих вас людей. Какие акцентологические и орфоэпические ошибки наиболее часто встречаются?

Задание 4. Напишите рассуждение на тему: «Зачем нужны языковые нормы?»

ТЕСТЫ по теме «Правильность речи и нормы литературного языка»

Тест 1. Соответствует действительности утверждение: Правильность речи означает её соответствие:

a) общепринятым нормам поведения;

b) распространенному употреблению языковых единиц;

c) нормам литературного языка;

d) коммуникативным качествам.

Тест 2. Не соответствует действительности утверждение:

a) Норма – это единообразное общепринятое образцовое употребление элементов литературного языка.

b) Языковые нормы выдумываются писателями, поэтому образцом нормы является художественная литература.

c) Нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность.

d) Нормы защищают язык от просторечия, жаргона, диалектов.

Тест 3. Динамический характер нормы не связан с развитием

Тест 4. Не относится (ятся) к источникам изменения норм:

b) разговорная речь;

Тест 5. Речь идет о диспозитивных нормах в ряду:

Тест 6. Речь идет об императивных нормах в ряду:

a) маркетинг (допуст. маркетинг);

b) лорн´ет [допуст. нэ];

d) лот’ерея [допуст. тэ].

Тест 7. Равноправные акцентологические варианты представлены в ряду

a) издрЕвле – Издревле

b) издалекА – издалЁка

c) издЁвка – издЕвка

d) изнутрИИзнутри

Тест 8. Не являются вариантами формы

a) плЕсневелый — плесневЕлый

b) мИзерный — мизЕрный

c) овсянОй – овсЯный

d) одноврЕменный – одновремЕнный

Тест 9. Соответствует слову кворум значение:

a) общее количество присутствующих на собрании;

b) число присутствующих на собрании, необходимое для того, чтобы признать собрание правомочным;

c) наиболее авторитетная часть присутствующих;

d) любое собрание.

Тест 10. Соответствует слову брифинг значение:

c) встреча с глазу на глаз;

ТЕСТЫ «Акцентологические нормы русского языка»

Тест 1.Соответствует действительности утверждение: Ударение в русском языке называется разноместным, т.к

a) оно может падать на любой слог в разных словах;

b) оно может падать на любой слог в одном и том же слове;

c) в одном и том же слове в разных формах ударение может падать на разные слоги;

d) ударение в русском языке музыкальное, а не силовое.

Тест 2. Противоречит действительности утверждение:

a) ударение в русском языке служит для различения семантики слов;

b) ударение в русском языке служит для отличия одного многозначного слова от другого;

c) ударение в русском языке может указывать на грамматическую форму слова;

d) ударение помогает различать не только значение слов, но и их формы.

Тест 3. В словах Атлас и атлАс ударение служит:

a) для различения семантики слов;

b) для указания на разную грамматическую форму слова;

c) для различения значения слов и их формы;

d) для указания на варианты слова.

Тест 4. Не соответствует действительности утверждение: Акцентологические нормы в русском языке вызваны следующими характеристиками русского ударения:

c) динамическим характером;

d) фиксированностью ударения на определенном слоге.

Тест 5. Оба варианта являются литературной нормой в ряду:

a) жАлюзи – жалюзИ;

b) лОсось – лосОсь;

c) кУхонный – кухОнный;

d) ходАтайство – ходатАйство.

Тест 6. Является верным при анализе ударения в словах кОмпас и компАс рассуждение:

a) оба ударения соответствуют литературной норме;

b) одно ударение – кОмпас – является нормой, а компАс – просторечное;

c) одно ударение – компАс – присуще профессиональной речи;

d) одно ударение – компАс – устаревшее.

Тест 7. Ударение служит для разграничения значения слов в ряду:

a) твОрог – творОг;

b) щАвель – щавЕль;

c) мЫшление – мышлЕние;

d) вЯзанка – вязАнка.

Тест 8. Чаще всего допускаются акцентологические ошибки в словах:

a) квартал, договор, туфля, средства, ходатайство;

b) лектор, стипендия, аппендицит, гусеница;

c) очевидный, невероятный, отчаянный, доходный;

d) играть, звонить, сидеть, висеть.

Тест 9. Равноправные варианты представлены в ряду

a) алкАть – Алкать;

b) закУпорить – закупОрить;

c) кАшлянуть – кашлянУть;

d) мИнуть – минУть.

Раздел 1. Культура речи и нормы современного русского литературного языка

Вопрос 1
Выберите правильный вариант. Культура речи – это…
1) то, как человек на уровне речи проявляет себя в общении с другими людьми.
2) владение нормами русского литературного языка.
3) умение пользоваться средствами языка в соответствии с целями и условиями общения.
4) наука об общении и средствах языка.

Вопрос 2
Высшей формой национального языка является…
1) территориальный диалект;
2) литературный язык;
3) общенародный язык;
4) социальный диалект.

Вопрос 3
Определите стиль и тип речи.
Оказывается, пока критики вели бесконечные споры о творчестве Шукшина, пока одни посылали ему упреки во всех смертных грехах, а другие восхищались художественной щедростью Шукшина, его сложной простотой, его юмором, его любовью к людям, к родной земле, пока писались и публиковались все эти суждения, в это самое время в библиотеках молодежь зачитывалась рассказами Шукшина, зрители смотрели его фильмы, и из всего, взятого вместе, — из прозы, фильмов, облика самого Шукшина и его поразительного артистического дарования – составилось представление об этой своеобразной личности. Этого Шукшина полюбили и в обиду не дают. Вот что произошло. Немыслим этот художник вне нашей жизни, в отрыве от русских характеров, вне социальных процессов, происходящих в нашем обществе. Работа Василия Шукшина примечательна своей целенаправленностью, единством. За любым его рассказом, за каждым фильмом стоит убежденный художник, знающий, почему, зачем он работает, за что выступает, против чего восстает.

1) публицистический стиль, повествование;
2) публицистический стиль, рассуждение;
3) художественный стиль, описание;
4) научный стиль, рассуждение.

Раздел 2. Коммуникативные качества устной и письменной речи

Вопрос 4
Речевая (лексическая) ошибка допущена в предложении.
1) То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы теплая рука.
2) С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он.
3) Застывший пруд блестел, как зеркало.
4) Его язык остолбенел от страха.

Вопрос 5
Фразеологизм идти ва-банк означает.
1) поступать глупо, неосмотрительно;
2) идти вперед;
3) идти быстро, стремительно;
4) действовать, рискуя всем.

Раздел 3. Трудные случаи произношения и ударения

Вопрос 6
Отметьте утверждение, соответствующее действительности. Ударение в русском языке называется разноместным, т. к.
1) оно может падать на любой слог в разных словах;
2) оно может падать на любой слог в одном и том же слове;
3) в одном и том же слове в разных формах ударение может падать на разные слоги;
4) ударение в русском языке музыкальное, а не силовое.

Вопрос 7
В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: одиннадцать, яичница, адаптер?
1) оди[н]адцать, яи[чн]ица, адап[тэ]р;
2) оди[нн]адцать, яи[шн]ица, адап[тэ]р;
3) оди[н]адцать, яи[шн]ица, адап[тэ]р;
4) оди[н]адцать, яи[шн]ица, адап[т’э]р.

Вопрос 8
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1) мозАичный,
2) красИвее,
3) клАла
4) баловАть,
5) дозИровать.

Вопрос 9
Каким словарем вы не воспользуетесь при выборе варианта: поступок – проступок; М[о]льер или М[а]льер; нервничать – волноваться; кАмбала или камбалА
1) словарем синонимов;
2) словарем иностранных слов;
3) словарем паронимов;
4) орфоэпическим словарем.

Раздел 4. Некоторые особенности грамматической стилистики современного русского языка

Вопрос 10
Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Фламинго – это южные водяные птицы с нежно-розовым оперением, длинной шеей и длинными ногами.
1) Женский,
2) мужской,
3) средний,
4) общий.


источники:

http://mydocx.ru/9-25960.html

http://znanija.org/russkii-yazyk/36809052.html