Найдите верные утверждения грамматическая основа это подлежащее и сказуемое

Грамматическая основа предложения

О чем эта статья:

Что такое предложение как единица речи

Предложением называется слово или сочетание слов, в которых заключено сообщение, вопрос, или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение имеет интонационную и смысловую законченность.

Предложение может состоять как из нескольких слов, которые объединены между собой, так и из одного слова:

Все слова в предложении называются членами предложения. Они делятся на:

  • Главные — подлежащее и сказуемое. Предложение не может существовать без главных членов или хотя бы одного из них, поскольку они выражают основную мысль и идею.
  • Второстепенные — дополнение, определение и обстоятельство. Они дополняют и уточняют основную идею предложения.

Что такое грамматическая основа предложения: определение

Грамматическая основа предложения — это смысловой центр, основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. В двусоставных предложениях включает в себя оба главных члена, в односоставных — один главный член.

В большинстве случаев грамматическая основа самостоятельна: если исключить все второстепенные члены, суть предложения все равно будет понятна.

Все предложения можно разделить на несколько типов в зависимости от грамматической основы.

По составу грамматической основы

По составу грамматической основы предложения бывают двусоставными или односоставными.

Двусоставные предложения — это те, в которых оба главных члена предложения в наличии, например:

  • Кошка спит. Птички поют.
  • Папа пошел на работу.
  • На небе показалось солнце.

У односоставных предложений есть только один главный член — либо подлежащее, либо сказуемое. Примеры таких предложений:

По числу грамматических основ

Если в предложении одна грамматическая основа, оно называется простым. Примеры простых предложений:

  • Девочка пошла гулять с собакой.
  • Заяц ускакал в лес.
  • На небе показалось солнце.

Если грамматических основ две или больше, то мы имеем дело со сложным предложением. Давайте превратим простые предложения из примера выше в сложные:

  • Девочка пошла гулять с собакой, а ее брат остался дома.
  • Заяц ускакал в лес, и охотники остались ни с чем.
  • Наконец дождь закончился, и на небе показалось солнце.

По наличию второстепенных членов

В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, оно может быть распространенным или нераспространенным.

Нераспространенными называют такие предложения, в которых есть только грамматическая основа и ничего больше. Например:

В распространенных предложениях, кроме грамматической основы, есть еще второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. Давайте дополним примеры выше, чтобы предложения стали распространенными:

  • Девочка гуляет с подружками.
  • Заяц скачет по лужайке.
  • К вечеру дождь закончился.

Как определить грамматическую основу предложения

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, нужно выяснить, о ком или о чем идет речь.

Вопросы для определения грамматической основы: «кто?», «что?».

    Что? — солнце. Это подлежащее, которое, чаще всего выражается существительным или местоимением в форме именительного падежа или другой частью речи в значении имени существительного.

Что говорится о небе? Солнце (что сделало?) встало — это сказуемое.

Солнце встало — грамматическая основа простого предложения.

Кто? — мы. Подлежащее, выраженное личным местоимением в форме именительного падежа множественного числа.

Мы (что делали?) играли — сказуемое.

Мы играли — грамматическая основа.

Чем может быть выражено подлежащее

Подлежащее — это главное слово, о котором идет речь в предложении. Оно значит и выражает какой-либо предмет, действие которого обозначает сказуемое. Его принято выделять одной чертой.

Найти подлежащее в предложении легко — это главное слово, о котором идет речь. Подлежащее отвечает на вопросы: «кто?», «что?».

Если вы ищете подлежащее через сказуемое, то нужно задать вопрос: «делает кто/что?».

Подлежащее может быть выражено:

    Существительным — самый частый вариант.

Девочка пришла в школу с опозданием.

Местоимением: личным, отрицательным, вопросительным, неопределенным и относительным.

Я (личное) прислушался к разговору;

Никто (отрицательное) не видел, что (относительное) произошло.

  • Частью речи, которая перешла в существительное. Это может быть прилагательное (Ванная была чистой), причастие (Приехавшие заселились в отель), наречие (Сегодня дождливо).
  • Неопределенной формой глагола (инфинитив).

    Бегать по коридору запрещено.

  • Числительным — порядковым (Первый вышел из класса) или количественным (Двое пошли налево).
  • Неразложимым словосочетанием, например:

    — географическим названием (Российская Федерация — это большая страна),

    — названием учреждения (Министерство обороны — это орган исполнительной власти),

    — устойчивым выражением или крылатой фразой (В тереме ждала красна девица),

    — существительным со значением количества (или числительным) в сочетании с существительным в родительном падеже (По небу кружило много ворон. На скамейке уместилось десять учеников),

    — неопределенным местоимением и прилагательным (Сегодня произошло кое-что новое),

    — существительным или местоимением в именительном падеже, связанным с существительным в творительном падеже союзом с (Мама с дочкой зашла в магазин. Я с друзьями гуляю на улице).

    Целой конструкцией, если о ней идет речь в предложении.

    «Я тебя люблю», — шептало письмо в ночи.

    Любое слово, которое приводится в пример.

    Бы — это частица.

    Чем может быть выражено сказуемое

    Вторым основным компонентом грамматической основы является сказуемое.

    Сказуемое — главный член предложения наравне с подлежащим. Оно выражает действие главного слова, его описание или состояние. Выделяется двумя параллельными чертами.

    Сказуемое может быть простым (состоять из одного глагола) и составным (из двух и более слов).

    Примеры простых глагольных сказуемых:

    • Мужчина шел через дорогу.
    • Петр казался нервным.
    • Мама сидела у окна.

    Составные сказуемые бывают глагольными и именными.

    Составное глагольное сказуемое состоит из связочной части и инфинитива глагола.

    Связочная часть — это глагол, который согласован с подлежащим по времени, лицу и числу. В качестве связки могут выступать также краткие прилагательные (рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен).

    Примеры составных глагольных сказуемых:

    • Ты должен оставить эту нелепую затею.
    • Я люблю рисовать.
    • Гость собирался уйти после трех.

    Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.

    Глаголом чаще всего выступает «быть» («есть»), он может быть опущен для красоты фразы, но всегда подразумевается. Примеры:

    • Она была хорошим другом — Она (есть) хороший друг.
    • Малина — это ягода.
    • Фрегат — корабль с тремя мачтами.

    Именная часть в составном именном сказуемом может быть выражена:

    • существительным (Владимир — преподаватель),
    • прилагательным в именительном или творительном падеже (Юноша неопытный. Юноша был неопытным),
    • прилагательным в сравнительной степени (Юноша был неопытнее) или краткой форме (Юноша неопытен),
    • числительным (Я была первой в очереди),
    • местоимением (Дом стал моим),
    • наречием (Завтра будет тепло),
    • причастием (Договор был подписан),
    • неделимым словосочетанием (Мальчик был невысокого роста),
    • фразеологизмом (Они с братом — не разлей вода).

    Также может встречаться осложненное сказуемое, состоящее из нескольких глаголов или глаголов и именных частей.

    • Я хотел бы стать врачом.
    • Они собирались начать учиться.

    В каком порядке выделять грамматическую основу

    Эта схема поможет научиться правильно выделять грамматические основы предложения:

    Практикум. ОГЭ русский язык задание 2 с пояснением

    Материал содержит задания с подробными рассуждениями на каждый вопрос.

    Просмотр содержимого документа
    «Практикум. ОГЭ русский язык задание 2 с пояснением»

    1) Синтаксический анализ.

    Прочитайте текст №1

    (1) Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2) Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

    1) Предложение 1 простое нераспространённое.

    2) В предложении 2 составное именное сказуемое.

    3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

    4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.

    5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

    Нераспространённое – это значит, что в нём нет второстепенных членов, т.е. есть только подлежащее и сказуемое. Смотрим на предложение – ГО – потенциал огромен, а остальные слова распространяют ГО, это второстепенные члены предложения. Следовательно, предложение 1 распространенное.

    Составное именное сказуемое: составное – значит, минимум два слова будут являться сказуемым. Для начала выделяем ГО – он заключён. Задаем вопрос к сказуемому он (каков?) заключён, т.е. тот, который заключили – это краткое причастие. Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола связки + именная часть. В этом предложении глагол связка ЕСТЬ – опущен (так очень часто бывает в русском языке, когда мы опускаем глагол связку – я учитель (я есть учитель)), а именная часть выражена кратким причастием (НЕ ГЛАГЛОМ). Если бы второе слово в составном сказуемом было тоже глаголом, то это составное глагольное. Подводим итог, он ЕСТЬ заключёнсоставное именное сказуемое.

    Выделяем ГО. Сначала ищем все глаголы – (что делает?) оценивается (кто?что?) мощность – это первая ГО; (что делает?) превышает (кто?что?) первая из этих цифр – вторая ГО. Больше глаголов нет, значит и ГО больше нет. Предложение 3 имеет две ГО.

    Вводно слово или конструкция не является членом предложения, и мы можем легко его убрать из предложения, и смысл, и само предложение не изменится. Нам намекают, что слово УСТАНОВЛЕНО – вводное, но это не так. От этого слова мы задаем вопрос к следующей части этого предложения – установлено (что?) что возможности……. Это предложение сложноподчиненное (подчинительный союз ЧТО), и мы не можем выкинуть слово УСТАНОВЛЕНО из предложения, так как сразу потеряется структура и смысл предложения. Значит, это предложение сложноподчинённое, без вводного слова.

    Однородные – значит отвечают на один и тот же вопрос – (кто?что?) Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США – в предложении на эти вопросы отвечают только подлежащие. Следовательно, в предложении 5 есть однородные подлежащие.

    Прочитайте текст № 2

    (1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

    1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.

    2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

    3) В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.

    4) Две части предложения 4 осложнены вводными словами.

    5) Предложение 5 сложносочинённое.

    Односоставное – значит ГО будет состоять только из сказуемого (подлежащего НЕТ)

    Неопределённо-личное – значит, что мы можем мысленно подставить своё подлежащее, и в неопределённо-личном – это будет местоимение ОНИ. Находим сказуемое – (что делают?) противопоставляют. Подставляем своё подлежащее ОНИ (что делают?) противопоставляют. Получается очень даже ничего. Следовательно, перед нами односоставное, неопределённо-личное предложение.

    Выделяем ГО. Сначала ищем глаголы – может длиться и длится. У каждого из этих сказуемых есть своё подлежащее – ОН. Значит, уже две ГО есть. Теперь смотрим на слова, после которых стоит ТИРЕ. Слова ДИАЛОГ и МОНОЛОГ – поясняются: диалог (есть что?) – форма общения. Перед нами ГО, которая выражена именами существительными. Монолог (есть что?) форма речи.

    Выделяем ГО. Ищем глагол – (что делает?) звучит (кто?что?) монолог. Нам предложили слово ПРАВДА в качестве ГО. Попробуем убрать его из предложения, уж больно оно походит на вводное слово! Действительно, предложение без этого слова не потеряло смысл и структуру. Значит, слово ПРАВДА – вводное.

    Читаем предложение и видим слова ВО-ПЕРВЫХ и ВО-ВТОРЫХ. Они еще и выделены запятыми. ЗАПОМНИМ. Такие слова являются вводными.

    Сложносочинённое предложение имеет две и больше ГО, которые соединены СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ союзами. Выделили три ГО – 1) условность сохраняется, 2) вытеснение объясняется, 3) монолог занимает место. Теперь смотрим, как эти ГО соединены между собой – 1), чем 2) — подчинительным союзом; – 2): 3) — бессоюзной связью.

    Прочитайте текст № 3

    (1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны.

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

    1) В предложении 1 простое глагольное сказуемое.

    2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

    3) В третьей части предложении 3 грамматическая основа – передаётся звук от удара.

    4) Первая часть предложения 4 осложнена обособленным определением.

    5) Предложение 5 бессоюзное сложное.

    Простое глагольное сказуемое выражено формой глагола. Для нас это просто сказуемое (глагол). Ищем в предложении глагол – (кто?что?) звук (что может делать?) может распространяться. Мы видим, что у нас в сказуемом два глагола. Значит, перед нами составное глагольное.

    Страшные незнакомые слова. Давай по порядку.

    1. Сложноподчинённое – значит две и более ГО. Ищем – 1) тот знает, 2) кто нырял, 3) слышны звуки, удары. Точно сложное! Смотрим, как соединены эти основы между собой. Мы видим подчинительный союз ЧТО и союзное слово КТО – перед нами сложноподчинённое предложение. Полдела сделали!

    2. Теперь нам надо выделить главную часть и придаточные части. От главной мы можем задать вопросы к придаточным. Придаточные поясняют нам смысл главной части.

    Главная часть – Тот знает. Задаем от неё вопросы – знает (кто?) кто нырял, знает (что? О чём?) что слышны звуки и удары.

    Финишная прямая! Смотрим на вопросы, которые мы задали к придаточным частям – КТО и О ЧЁМ – вопросы разные, НЕОДНОРОДНЫЕ. Вывод: перед нами сложноподчинённое предложение с НЕОДНОРОДНЫМ подчинением придаточных.

    Нам предложили ГО – передается звук от удара. Проверяем. (что делает?) передается – согласны – сказуемое. (кто?что?) звук – подлежащее – согласны. Звук (какой? От чего?) от удара – определение не является ГО. Вывод: ГО в предложении 3 – звук передается.

    Обособленное – выделенное запятыми. Определение – отвечает на вопрос (какой? Чей?)

    Ищем в предложении – запаздыванием (каким?), достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, — запятые есть, вопрос подходит. Перед нами обособленное определение.

    Сложное – две и более ГО. Бессоюзное – ГО соединены без союзов. Но мы сразу видим подчинительный союз ЧТО. Перед нами сложноподчиненное предложение. ОДНОЗНАЧНО!

    Прочитайте текст № 4

    (1)В мировой художественной литературе немало примеров того, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения. (2)Одним из таких художников слова являлся Иван Сергеевич Тургенев. (3)Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное пребывание с раннего детства в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию писателем музыкального искусства и сказались на характере его творчества. (4)Большинство произведений Тургенева связано с музыкой. (5)Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции.

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

    1) Предложение 1 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.

    2) Предложение 2 неполное.

    3) Предложение 3 односоставное, распространённое.

    4) Предложение 4 простое двусоставное.

    5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

    Сложноподчинённое – две и более ГО, соединённые подчинительными союзами.

    1) ЕСТЬ (опущен глагол связка) немало примеров, 2) можно описать, 3) которые возникают. Подчинительные союзы(союзные слова) – как, которые. Определяем главную и зависимые части, задаем вопросы. 1) немало примеров (каких?) 2) как с помощью …… впечатления (какие?) 3) которые возникают. Смотрим на вопросы. Первое, что мы видим – это то, что вопросы задаются не только от главной части. Второй вопрос задан от придаточной к следующему придаточному – ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, друг за другом. Перед нами сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением.

    В полном предложении присутствуют все слова, нужные для понимания смысла. В неполном предложении отсутствуют слова, которые мы можем подразумевать, но в данном предложении или его части они могут не находиться, так как мы их уже употребили в другой части предложения, либо они понятны их контекста Для примера, Петя пошёл налево, а Юра — направо. Во второй части предложения нет глагола, но мы не потеряли смыл, так как из первой части мы понимаем, что есть действие ПОШЁЛ. В этом примере первая часть предложения – полная, а вторая – неполная. Теперь смотрим на наше предложение – все слова на месте. Предложение ПОЛНОЕ.

    Односоставное – только один из членов ГО (либо только подлежащее, либо только сказуемое)

    Распространённое – помимо ГО есть еще и второстепенные члены. В данном предложении есть и однородные подлежащие (кто?что?) музыкальность, слух, вкус, пребывание и сказуемое (что делали?) способствовали. Предложение двусоставное, распространённое.

    Двусоставное – есть два члена ГО — и подлежащее, и сказуемое. Ищем ГО – (кто?что?) большинство произведений (каковы?) связаны – подлежащее и сказуемое есть – предложение двусоставное.

    Сложное, бессоюзное – две и более ГО, соединённых без союзов. Ищем в предложении ГО – (кто?что?) музыка (что делает?) становится средством – одна ГО, предложение простое.

    Прочитайте текст № 5

    (1)Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого. (3)Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, поэтому стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.

    Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

    1) является отрицание (предложение 1)

    2) нельзя согласиться (предложение 2)

    3) обобщение (предложение 3)

    4) наука не смогла бы развиваться (предложение 4)

    5) возможен разгул (предложение 5)

    ГО предложения несет в себе смысл всего предложения, и по ней мы должны понять этот смысл. Иногда требуется расширить сказуемое, используя еще слова из предложения, тем самым включив их в сказуемое. Так и в этом предложении ГО – отрицание является – не полностью доносит до нас смыл предложения. Является – это значит появляется откуда-то или является чем-то. Нам точно надо добавить еще смысла — отрицание является одним из признаков. Вот теперь всё понятно!

    Первая часть сложного предложения имеет ГО – нельзя согласиться – это односоставное предложение.

    (кто?что?) новое (есть что?) изменение, углубление и обобщение. Вот целая ГО!

    (кто?что?) наука (что делала?) не смогла бы развиваться.

    (кто?что?) разгул (что сделал?) стал бы возможен

    Прочитайте текст № 6

    (1)Пшеница имеет большое значение примерно для половины человечества. (2)Источники происхождения этой культуры, по мнению академика Н.И. Вавилова, находились в Азии и Средиземноморье. (3)Отсюда она постепенно распространилась по всему свету, и в наши дни мировое пшеничное поле охватывает все обитаемые континенты. (4)Главный пшеничный пояс протягивается в Северном полушарии; меньший по размерам – в Южном. (5)Получается, что нет ни одного месяца в году,в котором в той или иной части земного шара не производилась бы уборка этой культуры.

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

    1) В предложении 1 грамматическая основа – имеет значение.

    2) Предложение 2 осложнено вводной конструкцией.

    3) Предложение 3 простое, осложнённое однородными сказуемыми.

    4) Вторая часть предложения 4 – неполное предложение.

    5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

    (кто?что?) пшеница (что делает?) имеет значение

    Вводное слово или конструкция водит в состав предложения, но не является членом предложения. Как правило, выражает отношение говорящего к высказыванию, его оценку, даёт сведение об источнике сообщения или связи с контекстом. В данном предложении выражение — по мнению академика Н.И. Вавилова – является вводной конструкцией.

    Ищем ГО. (кто?что?) ОНА (что сделала?) РАСПРОСТРАНИЛАСЬ и (кто?что?) ПОЛЕ (что делает?) ОХВАТЫВАЕТ – две ГО. Значит, предложение сложное.

    Неполное предложение — отсутствие одного из членов предложения, которое мы можем восстановить по контексту. В предложении на месте пропущенного слова может стоять ТИРЕ. В нашем предложении есть ТИРЕ, которое заменяет сказуемое – протягивается. Предложение неполное.

    Ищем ГО. 1) Получается, 2) нет ни одного месяца, 3) не производилась бы уборка. Подчинительный сою ЧТО и союзное слово КОТОРОМ. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Это выяснили! Дальше надо проверить как подчиняются придаточные. При неоднородном подчинении придаточные будут отвечать на разные вопросы от главной части. Проверяем. Находим главную часть – 1) получается. Задаем вопрос – 1) получается (что?) 2) что нет ни одного месяца в году (каком?) 3) в котором не производилась бы уборка….. Мы видим, что вопросы задаются последовательно, а не от одной части. Это сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

    Прочитайте текст № 7

    (1)Более 80% информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. (2)Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений. (3)Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов. (4)На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни предположения и подтвердить другие. (5)Так в конце XIX – начале XX века была создана современная теория световых явлений.

    Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

    1) воспринимая свет (предложение 1)

    2) неудивительно (предложение 2)

    3) чтобы выяснить (предложение 3)

    4) были гипотезы (предложение 4)

    5) была создана теория (предложение 5)

    Задаем вопрос к предложенной ГО (что делаЯ?) воспринимая. Сразу видим, что это деепричастие, которое не может являться сказуемым. ГО — мы получаем.

    Неудивительно – односоставное предложение, от него задаем вопрос к следующей части сложного предложения.

    ГО – выяснить, а ЧТОБЫ – это союз

    (кто?что?) гипотезы были (каковы?) выдвинуты

    (кто?что?) теория была (какова?) создана

    Прочитайте текст № 8

    (1)Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. (2)Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. (3)У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счётного устройства, для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало. (4)Счёт дюжинами ведёт свое начало от счёта по фалангам пальцев рук, при этом большой палец играл роль счётчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. (5)Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца.

    Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

    1) были пальцы (предложение 1)

    2) природа предоставила (предложение 2)

    3) помощи хватало (предложение 3)

    4) ведёт начало (предложение 4)

    5) начать и закончить (предложение 5)

    ГО несет в себе смысл предложения. Если мы оставим ГО – пальцы были, то смысл получается, что пальцы просто существовали, были и были! В нашем же предложении смысл должен указывать на то, что (кто?что?) пальцы (что делали?) были инструментом.

    (кто?что?) природа (что сделала?) предоставила

    Обратите внимание на предложенный вариант. Сразу задайте вопрос ХВАТАЛО (кого?чего?) ПОМОЩИ. Вопросы косвенных падежей (все, кроме именительного) задаются к дополнению.

    Правильная ГО – хватало.

    (кто?что?) счёт (что делает?) ведёт начало

    (что сделать?) начать и закончить. Подлежащего (кто?что?) в этой части предложения нет.

    Прочитайте текст № 9

    (1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

    1) Предложение 1 простое двусоставное.

    2) В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.

    3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

    4) Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.

    5) Во второй части предложения 5 грамматическая основа – которое препятствует и отражает.

    Двусоставное – есть и подлежащее, и сказуемое. Ищем! (кто?что?) садовод (что делает?) поджигает.

    Однородные – задается один и тот же вопрос.

    Составные именные сказуемые – одно слово в сказуемом будет НЕ ГЛАГЛОМ. (кто?что?) заморозки (есть что?) воздух (есть что?) небо. Вопросы одинаковые. Сказуемые выражены существительными с глаголом-связкой ЕСТЬ, который опустили – однородные составные именные сказуемые.

    Ищем ГО – 1) (кто?что?) земля (что делает?) теряет, 2) (кто?что?) корни могут (что сделать?) промёрзнуть, 3) (кто?что?) они (каковы?) не укрыты – три ГО.

    Однородные – отвечают на один и тот же вопрос, который задан от одного и того же слова.

    Обстоятельства – где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

    (кто?что?) дым (что делает?) поднимается (как?) невысоко (что делает?) опускается ( как?) не сразу. В этом предложении есть однородные сказуемые – задавали от одного и того же слова ДЫМ одинаковые вопросы. А вот обстоятельства хоть и отвечают на одни и те же вопросы, но заданы от разных слов, поэтому они не являются однородными.

    Придаточные определительные, отвечающие на вопрос (какой? Какая? Какие?), связываются с главной частью предложения союзными словами — который, которая, которые – они всегда являются подлежащими в этой части предложения. Следовательно, ГО — которое препятствует и отражает

    Прочитайте текст № 10

    (1)Соль (хлорид натрия) организует работу центральной нервной системы и регулирует пищеварительную функцию организма, поддерживает водный и кислотно-щелочной баланс. (2)Недостаток хлорида натрия в рационе может привести к потере аппетита, повышенной утомляемости и ухудшению памяти. (3)Впрочем, довести себя до солевого голодания достаточно сложно, так как соль содержится в некоторых овощах и фруктах, а также в хлебобулочных и мясных изделиях. (4)Учёные подсчитали, что из готовых продуктов наш организм получает до 80% необходимого количества соли, ну а нам в сутки нужно всего-то 6–8 г хлорида натрия. (5)Избыток соли увеличивает риск возникновения гипертонии, чрезмерное содержание хлорида натрия в организме вредит костной системе, поскольку он поглощает из организма кальций, необходимый для нормального функционирования костной системы.

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

    1) Предложение 1 осложнено однородными членами предложения.

    2) Предложение 2 простое.

    3) Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.

    4) Первая часть предложения 4 – односоставное неопределённо-личное предложение.

    5) Предложение 5 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

    Однородные – отвечают на одинаковые вопросы от одного слова. (кто?что?) Соль (что делает?) организует, (что делает?) регулирует, (что делает?) поддерживает — однородные сказуемые.

    Простое – одна ГО. Считаем! (кто?что?) недостаток может (что сделать?) привести. Простое.

    Вводное слово обособляется в предложении запятыми и не является членом предложения. Его можно убрать из предложения, смысл и структура предложения не пострадают. Слово ВПРОЧЕМ отделено запятой, к этому слову невозможно задать вопрос, и если его убрать из предложения, ничего не изменится – это вводное слово.

    Односоставное – значит в нем или только одно подлежащее, или только одно сказуемое. Неопределённо-личное – одно сказуемое, а на место подлежащего мы сами можем постаить местоимение ОНИ. Проверяем первую часть предложения — (кто?что?) учёные (что сделали?) подсчитали — двусоставное предложение.

    Считаем ГО! 1) (кто?что?) избыток (что делает?) увеличивает риск, 2) содержание вредит, 3) он поглощает — 3 грамматические основы.

    Найдите верное утверждение плз а)доболнение — главный член предложения б)грамматическую основу предложения состовляют подлежашие и сказуемое в)распространёнными называют предложение которые состоят из?

    Русский язык | 1 — 4 классы

    Найдите верное утверждение плз а)доболнение — главный член предложения б)грамматическую основу предложения состовляют подлежашие и сказуемое в)распространёнными называют предложение которые состоят из главных членив г)в предложении обязательно должен быть хотя бы один второстепынный член.

    Дополнение — второстепенный член предложения

    Распространенным называют предложение в котором помимо главных есть второстепенные члены.

    Предложение может состаять только из граматической основы, т.

    Е. только из главных членов.

    В предложении есть главные члены : подлежащее и сказуемое?

    В предложении есть главные члены : подлежащее и сказуемое.

    Что такое подлежащее?

    Что такое сказуемое?

    Почему их называют главными членами предложения?

    * предложения, содержащие вопрос (побуждение, сообщение), называются ?

    * предложения, содержащие вопрос (побуждение, сообщение), называются .

    * в конце предложения обычно ставятся .

    * главные члены составляют .

    * грамматическая основа предложения может состоять из .

    * предложения, которые состоят только из главных членов, хотя бы один второстепенный, называются .

    * второстепенные члены предложения это — .

    * члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения, называются .

    Найди верное утверждение грамматическую основу предложения составляют сказуемое дополнение распространенными называется приложение которая главных членов наличие главных членов основной признак нерасп?

    Найди верное утверждение грамматическую основу предложения составляют сказуемое дополнение распространенными называется приложение которая главных членов наличие главных членов основной признак нераспространенного предложения определение главные члены предложения.

    Предложение, которое состоит только из главных членов, называется?

    Предложение, которое состоит только из главных членов, называется?

    Укажите верное утверждение?

    Укажите верное утверждение.

    Односоставное предложение — это предложение, в котором : 1) опущено подлежащее, 2) опущено сказуемое, 3) нет второстепенных членов предложения, 4) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.

    Укажите неверное утверждение?

    Укажите неверное утверждение!

    1. Подлежащие и сказуемое — это главные члены предложения 2.

    Подлежащие и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

    3 Второстепенные члены предложения поясняют главные члены предложения уточняют их.

    4. Сказуемое — главный член предложения , который обозначает что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы кто?

    Укажите неверное утверждение?

    Укажите неверное утверждение.

    А) Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения.

    Б)Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

    С)второстипенные члены предложения поясняют главные члены предложения, уточняют их.

    D)сказуемое — главняй член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы — кто?

    Укажите неверное утверждение?

    Укажите неверное утверждение.

    А) Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения.

    Б)Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

    С)второстипенные члены предложения поясняют главные члены предложения, уточняют их.

    D)сказуемое — главняй член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы — кто?

    Укажите неверное утверждение : 1?

    Укажите неверное утверждение : 1.

    Подлежащее и сказуемое — это главное члены предложение.

    2 подлежащее и сказуемое составляет грамотическую основу предложение.

    3 второстепенные члены предложения поясняют главные члены предложения, уточняют их.

    4 сказуемое — главный член предложение , который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы кто?

    Закончи предложения место точек вставь нужные слова?

    Закончи предложения место точек вставь нужные слова.

    По цели высказывания предложения бывают.

    По интонации предложения могут быть.

    Или. Главные члены предложения это.

    И. Главные члены предложения называются.

    Грамматическая основа предложения это.

    Все члены предложения кроме главных называются.

    Предложение в которых есть только главные члены называются.

    Предложения в которых есть и главные и второстепенные члены называются.

    Я знаю такие части речи : .

    Я знаю такие члены предложения : .

    Однородные члены предложения отвечают.

    На этой странице находится вопрос Найдите верное утверждение плз а)доболнение — главный член предложения б)грамматическую основу предложения состовляют подлежашие и сказуемое в)распространёнными называют предложение которые состоят из?. Здесь же – ответы на него, и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов. В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.


    источники:

    http://multiurok.ru/files/praktikum-oge-russkii-iazyk-zadanie-2-s-poiasnenie.html

    http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/2459561_najdite-vernoe-utverzdenie-plz-adobolnenie-glavnyj/