Найти предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми

Однородные подлежащие

Однородные под­ле­жа­щие — это два и более глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, кото­рые обо­зна­ча­ют пред­ме­ты, отве­ча­ют на один и тот же вопрос кто? или что? и пояс­ня­ют­ся одним и тем же сказуемым.

Выясним, что такое одно­род­ные под­ле­жа­щие в про­стом предложении.

Грамматическую осно­ву каж­до­го пред­ло­же­ния состав­ля­ют под­ле­жа­щее и сказуемое.

(Кто?) Собака по клич­ке Стёпка сто­ро­жит наш двор.

Что такое однородные подлежащие?

В пред­ло­же­нии может быть не одно, а несколь­ко под­ле­жа­щих. Два и более субъ­ек­та выпол­ня­ют одно и то же дей­ствие, обо­зна­чен­ное сказуемым.

В этой ново­год­ней сказ­ке участ­ву­ют (кто?) арти­сты и (кто?) дети .

В пред­ло­же­нии эти глав­ные чле­ны чаще все­го выра­жа­ют­ся сло­ва­ми одной и той же части речи, суще­стви­тель­ны­ми и место­име­ни­я­ми. Они могут быть обо­зна­че­ны сло­ва­ми раз­ных частей речи в роли существительного.

Высокие сос­ны , ели и бере­зы окру­жа­ют нашу палатку.

Она и дру­гие дети подо­шли к ново­год­ней ёлке.

Девять и две­на­дцать делит­ся на три.

Охранять лес и забо­тить­ся о нем — это наше будущее.

Умный и скром­ный гово­рит за себя сво­и­ми делами.

Однородные под­ле­жа­щие свя­зы­ва­ют­ся с помо­щью сочи­ни­тель­ных сою­зов и пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ции или толь­ко при помо­щи интонации.

Холодный ветер , дождь и снег про­дол­жа­лись всю ночь.

Знаки препинания с однородными подлежащими

Если под­ле­жа­щие соеди­не­ны оди­ноч­ным сою­зом, то запя­тая не ста­вит­ся. Если же одно­род­ные глав­ные чле­ны свя­зы­ва­ют­ся повто­ря­ю­щи­ми­ся соеди­ни­тель­ны­ми сою­за­ми (и…и, ни…ни) или раз­де­ли­тель­ны­ми (или…или, то…то, не то…не то, либо…либо, то ли…то ли), то запя­тая ста­вит­ся перед их вто­рой частью.

Примеры:

За окном мель­ка­ют то леса , то рощи­цы , то голые поля .

На сон­ном лугу не шелох­нет­ся ни тра­вин­ка , ни одна ромаш­ка .

При одно­род­ных под­ле­жа­щих может быть обоб­ща­ю­щее сло­во. Если глав­ные чле­ны начи­на­ют пред­ло­же­ния и меж­ду ними нет сою­зов, то они раз­де­ля­ют­ся запя­ты­ми. Затем ста­вит­ся пунк­ту­а­ци­он­ный знак тире перед обоб­ща­ю­щим словом.

Яблони , гру­ши , сли­вы — все дере­вья цве­тут этой порой в дедуш­ки­ном саду.

Если же обоб­ща­ю­щее сло­во начи­на­ет пред­ло­же­ние, то ста­вим после него двое­то­чие, а далее пере­чис­ля­ют­ся одно­род­ные под­ле­жа­щие через запятую.

В ведер­ке пле­щут­ся пой­ман­ные рыб­ки : оку­ни , лещи и неболь­шие кара­си .

Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с одно­род­ны­ми под­ле­жа­щи­ми, соеди­нен­ны­ми раз­ны­ми сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми.

Предложения с однородными подлежащими

В тра­ве блес­нул не то оско­лок стек­ла, не то камешек.

Сокровищницу фольк­ло­ра состав­ля­ют и сказ­ки, и были­ны, и пословицы.

Весь дом напол­нен либо ноч­ны­ми шоро­ха­ми, либо вздохами.

То ли мяу­ка­нье, то ли писк слы­шит­ся из кустов.

Ранним утром не толь­ко тра­ва, но и ска­мей­ки и крыль­цо покры­ты сереб­ри­стым инеем.

На вет­ке дере­ве поет или скво­рец, или зяблик.

В нашем ого­ро­де зре­ют ово­щи: тык­вы да кабач­ки, огур­цы и помидоры.

Видеоурок «Однородные подлежащие и сказуемые (3 класс)»

Канакина. 4 класс. Проверь себя с. 40

Июн 18

Канакина. 4 класс. Проверь себя с. 40

1. Прочитайте. Запишите текст, правильно обозначая начало и конец предложений и ставя, где нужно, запятые.

Скрылось вечернее солнце. Птицы в лесу ещё не спят, кормятся, перелетают с ветки на ветку. Далеко слышен в вечернем лесу стук дятла. Вертятся возле него шустрые синички, подбирают жучков и личинок. Скоро наступит в лесу тёмная непроглядная ночь 1 . Замолкнут и заснут дневные птички и звери .

  • Найдите предложение с однородными подлежащими и сказуемыми. Подчеркните в нём грамматическую основу.

н [н] — согл. звонк. непарн., твёрд. парн.

о [о] — гласн., ударн.

ч [ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.

2. Составьте предложение с однородными второстепенными членами. Запишите его.

На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие листья.

3. Прочитайте. Какой недочёт есть в каждой паре предложений? Как его устранить с помощью однородных членов предложения?

1. Ива склонилась над рекой. Ива опустила ветви в воду.
2. Осень была поздняя. Осень была холодная.

Ива склонилась над рекой, опустила ветви в воду.

Осень была поздняя и холодная.

4. Прочитайте. Где пропущены запятые?

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей.

  • Объясните, какую «работу» должны выполнить пропущенные запятые.

Была тихая погода, весь народ был на палубе. (части сложного предложения разделяются запятой)
Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей. (запятая разделяет однородные члены предложения)

  • Спишите. Ставьте, где нужно, запятые.
  • Дайте характеристику каждому предложению: предложение сложное или простое, есть ли однородные члены.

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. (простое с однородными сказуемыми)

Была тихая погода, весь народ был на палубе. (сложное)

Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. (простое с однородными сказуемыми)

Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей. (простое с однородными второстепенными членами)

Найти предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.

Весеннее солнышко согревает землю. Раздаются радостные песни жаворонков. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в небесной сини. В саду, в роще звенят на все лады зяблики. Звонкой трелью наполняют весенний лес дрозды. Они поют в дружном хоре лесных птиц. Но нет среди них главного певца. Соловей пока не прилетел.

Но вот появилась серенькая птичка с чёрными глазками. Ростом она чуть больше воробья. И полилась соловьиная трель. Зазвучал гимн весне. У этой птички чудесный голос. И нет в мире голоса красивее! (80 слов)

Запишите текст под диктовку.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Весеннее солнышко согревает землю. Раздаются радостные песни жаворонков. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в небесной сини. В саду, в роще звенят на все лады зяблики. Звонкой трелью наполняют весенний лес дрозды. Они поют в дружном хоре лесных птиц. Но нет среди них главного певца. Соловей пока не прилетел.

Но вот появилась серенькая птичка с чёрными глазками. Ростом она чуть больше воробья. И полилась соловьиная трель. Зазвучал гимн весне. У этой птички чудесный голос. И нет в мире голоса красивее! (80 слов)

Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.

Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.

Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.


источники:

http://razviwaika.ru/kanakina-4-klass-prover-sebya-s-40/

http://rus4-vpr.sdamgia.ru/test?theme=2