Однородные подлежащие
Однородные подлежащие — это два и более главных члена предложения, которые обозначают предметы, отвечают на один и тот же вопрос кто? или что? и поясняются одним и тем же сказуемым.
Выясним, что такое однородные подлежащие в простом предложении.
Грамматическую основу каждого предложения составляют подлежащее и сказуемое.
(Кто?) Собака по кличке Стёпка сторожит наш двор.
Что такое однородные подлежащие?
В предложении может быть не одно, а несколько подлежащих. Два и более субъекта выполняют одно и то же действие, обозначенное сказуемым.
В этой новогодней сказке участвуют (кто?) артисты и (кто?) дети .
В предложении эти главные члены чаще всего выражаются словами одной и той же части речи, существительными и местоимениями. Они могут быть обозначены словами разных частей речи в роли существительного.
Высокие сосны , ели и березы окружают нашу палатку.
Она и другие дети подошли к новогодней ёлке.
Девять и двенадцать делится на три.
Охранять лес и заботиться о нем — это наше будущее.
Умный и скромный говорит за себя своими делами.
Однородные подлежащие связываются с помощью сочинительных союзов и перечислительной интонации или только при помощи интонации.
Холодный ветер , дождь и снег продолжались всю ночь.
Знаки препинания с однородными подлежащими
Если подлежащие соединены одиночным союзом, то запятая не ставится. Если же однородные главные члены связываются повторяющимися соединительными союзами (и…и, ни…ни) или разделительными (или…или, то…то, не то…не то, либо…либо, то ли…то ли), то запятая ставится перед их второй частью.
Примеры:
За окном мелькают то леса , то рощицы , то голые поля .
На сонном лугу не шелохнется ни травинка , ни одна ромашка .
При однородных подлежащих может быть обобщающее слово. Если главные члены начинают предложения и между ними нет союзов, то они разделяются запятыми. Затем ставится пунктуационный знак тире перед обобщающим словом.
Яблони , груши , сливы — все деревья цветут этой порой в дедушкином саду.
Если же обобщающее слово начинает предложение, то ставим после него двоеточие, а далее перечисляются однородные подлежащие через запятую.
В ведерке плещутся пойманные рыбки : окуни , лещи и небольшие караси .
Приведем примеры предложений с однородными подлежащими, соединенными разными сочинительными союзами.
Предложения с однородными подлежащими
В траве блеснул не то осколок стекла, не то камешек.
Сокровищницу фольклора составляют и сказки, и былины, и пословицы.
Весь дом наполнен либо ночными шорохами, либо вздохами.
То ли мяуканье, то ли писк слышится из кустов.
Ранним утром не только трава, но и скамейки и крыльцо покрыты серебристым инеем.
На ветке дереве поет или скворец, или зяблик.
В нашем огороде зреют овощи: тыквы да кабачки, огурцы и помидоры.
Видеоурок «Однородные подлежащие и сказуемые (3 класс)»
Канакина. 4 класс. Проверь себя с. 40
Июн 18
Канакина. 4 класс. Проверь себя с. 40
1. Прочитайте. Запишите текст, правильно обозначая начало и конец предложений и ставя, где нужно, запятые.
Скрылось вечернее солнце. Птицы в лесу ещё не спят, кормятся, перелетают с ветки на ветку. Далеко слышен в вечернем лесу стук дятла. Вертятся возле него шустрые синички, подбирают жучков и личинок. Скоро наступит в лесу тёмная непроглядная ночь 1 . Замолкнут и заснут дневные птички и звери .
- Найдите предложение с однородными подлежащими и сказуемыми. Подчеркните в нём грамматическую основу.
н [н] — согл. звонк. непарн., твёрд. парн.
о [о] — гласн., ударн.
ч [ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
2. Составьте предложение с однородными второстепенными членами. Запишите его.
На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие листья.
3. Прочитайте. Какой недочёт есть в каждой паре предложений? Как его устранить с помощью однородных членов предложения?
1. Ива склонилась над рекой. Ива опустила ветви в воду.
2. Осень была поздняя. Осень была холодная.
Ива склонилась над рекой, опустила ветви в воду.
Осень была поздняя и холодная.
4. Прочитайте. Где пропущены запятые?
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей.
- Объясните, какую «работу» должны выполнить пропущенные запятые.
Была тихая погода, весь народ был на палубе. (части сложного предложения разделяются запятой)
Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей. (запятая разделяет однородные члены предложения)
- Спишите. Ставьте, где нужно, запятые.
- Дайте характеристику каждому предложению: предложение сложное или простое, есть ли однородные члены.
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. (простое с однородными сказуемыми)
Была тихая погода, весь народ был на палубе. (сложное)
Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. (простое с однородными сказуемыми)
Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей. (простое с однородными второстепенными членами)
Найти предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми
Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
Весеннее солнышко согревает землю. Раздаются радостные песни жаворонков. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в небесной сини. В саду, в роще звенят на все лады зяблики. Звонкой трелью наполняют весенний лес дрозды. Они поют в дружном хоре лесных птиц. Но нет среди них главного певца. Соловей пока не прилетел.
Но вот появилась серенькая птичка с чёрными глазками. Ростом она чуть больше воробья. И полилась соловьиная трель. Зазвучал гимн весне. У этой птички чудесный голос. И нет в мире голоса красивее! (80 слов)
Запишите текст под диктовку.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Весеннее солнышко согревает землю. Раздаются радостные песни жаворонков. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в небесной сини. В саду, в роще звенят на все лады зяблики. Звонкой трелью наполняют весенний лес дрозды. Они поют в дружном хоре лесных птиц. Но нет среди них главного певца. Соловей пока не прилетел.
Но вот появилась серенькая птичка с чёрными глазками. Ростом она чуть больше воробья. И полилась соловьиная трель. Зазвучал гимн весне. У этой птички чудесный голос. И нет в мире голоса красивее! (80 слов)
Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.
Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.
Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.
http://razviwaika.ru/kanakina-4-klass-prover-sebya-s-40/
http://rus4-vpr.sdamgia.ru/test?theme=2