Найти в тексте слова с орфограммой правописание парных согласных

Найти в тексте слова с орфограммой правописание парных согласных

Диктант «Чудесная ёлка».
Снег. Снежные хлопья легли на землю, кусты и деревья. На поляне одиноко ставит стройная ёлка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягодки рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили крепкий кочан капусты. Утром над ёлкой крутила стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались сладкой морковкой.
Слова для справок: прикрепили, положили, угощались.

Диктант «В лесу».
С деревьев опали последние листья. Повалил хлопьями снег. Снежные шапки укрыли старые пни. Лес ожил. Рад снежку заяц. Робко шагнул лисёнок по мягкому снегу. Каждый зверёк оставил цепочку следов на белом ковре. Следы украсили лесную полянку.

Диктант «Доброе дело».
Быстро прошла осень. Ночью ударил сильный мороз. Льдины сковали лужи. Близка настоящая зима. На реке всё остановилось. Крепкий лёд сделал своё доброе дело. Он защитил рыб в реках и озёрах от стужи. Лёд всё живое спас от гибели.

Диктант «Гололёд».
После оттепели подкрался робкий ветер и холод. Снег покрылся крепкой коркой. Трудно птицам найти пищу.
Куропатки спят в снежных подземных норах. Ночью грянул мороз. Проснулись они утром. Как выйти бедняжкам из ледяного плена? Часто они в кровь разбивают о лёд свои головки.
По В. Бианки.
Слова для справок: оттепели, куропатки, ледяного, гололёд.

Диктант «На радость людям».
Встретили Новый год. Надя сняла игрушки и положила в коробку. Сухую ёлку бросили на улицу. Иголки с веток сыпались на мягкий снег. Ёлка имела жалкий вид. Через неделю от ёлки остался только ствол. Надя решила посадить весной маленькую елочку. Пусть растёт деревцо на радость людям.
Слова для справок: Новый, положила.

Диктант «Лесной пожар».
Стояли осенние дни. Мы ехали лесом. Стало пахнуть гарью. Зашумели ели. По узкой полоске поползли горящие хвойные ветки. Наша лошака быстро мчалась по дороге. Поверка запрыгала. С шумом пролетела стайка птиц. Блеснула змейка. Вспыхнула вершина ёлки. Страшен огонь в лесу!
Слова для справок: поползли, горящие, огонь, блеснула.

Диктант «Смелый».
В избушку вбежала собака, а за ней вошёл сторож. Мать сказала, что пропал Гек. Сторож подвинул собаке галоши Гека. Смелый обнюхал вещи и умными глазками посмотрел на хозяина. Сторож распахнул дверь. Собака ушла от двери в дальний угол избы. Там в старом сундуке крепко спал Гек. В руках он держал шарф и варежки.
По А. Гайдару.
Слова для справок: за ней, вошёл.

Объяснительные диктанты по теме: «Правописание слов с парными согласными в корне»

Диктант «Книга».
Был у Олега друг — любимая книга. Она рассказывала мальчику чудесные сказки. Раз Олег взял её на футбол. Там он взобрался на высокое дерево. Книжку положил на сучья. Игра кончилась. Он побежал домой. Книга осталась на дереве. Поднялся резкий ветер, пошёл дождь. Книжка упала с дерева. Она мокла под дождём. Олег побежал на стадион и принёс книгу домой.

Диктант «Лес».
Лес — это город с тысячами жителей. Дома в этом городе — глубокие норки, тёплые гнёзда. Вот пробилась первая робкая травка. Бьёт ключ из-под земли. Бежит ручей. На самом берегу ручья густо цветут незабудки. Приятно смотреть на голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок. Лес — это чудо природы. Сбереги это чудо!

Диктант «Серебряное копытце».
Была ясная ночь. У избушки стоял козёл. Он поднял ножку, а на ней серебряное копытце блестит. Прыгнул козёл с узкой дорожки на крышу и давай копытцем бить. Из-под ножки камешки дорогие посыпались. Вернулся дед домой и не узнал избушку. Она вся была в дорогих камнях. Камни горели разными огнями.
По П. Бажову.

Диктант «Гадкий утёнок».
Утёнок жил на озере. Все называли его гадким. Стало холодно. Листья на деревьях побурели. Тёмные тучи сеяли на землю снег и град. Ворона каркала от стужи во всё горло. Пролетела стая чудесных птиц. Они были белые, с длинными гибкими шеями. Их звали лебеди.
По Г. X. Андерсену.

Диктант «В роще».
Нина решила находить в школу. Она украдкой прошла в рощу. Под куст девочка бросила связку книг и побежала догонять бабочку. На дорогу вышел малыш. В руках он держал книжку и тетрадку. Девочке стало стыдно, она заплакала.
По А. Гайдару.

Диктант «Ёж и телёнок».
Телёнок встретил ежа. Ёж свернулся клубком и фыркнул. Глупый телёнок лизнул ежа. Иголки больно укололи его язык.
Телёнок побежал к корове. Он стал жаловаться матери на ежа. Корова поглядела на сына и опять стала щипать мягкую травку.
Ёж покатился к своей норе. Он сказал ежихе, что победил большого зверя.
(Из сказки.)
Слова для справок: встретил, свернулся, жаловаться, поглядела, сказал ежихе, что.

Выборочные диктанты по теме: «Написание слов с парными звонкими — глухими согласными в корне»

Зрительные диктанты по теме: «Написание слов с парными звонкими — глухими согласными в корне»

Диктант «Телефон».
Один раз мы с Мишкой были в магазине. Там мы увидели игрушечный телефон. В большой деревянной коробке лежали два аппарата, две трубки и гибкий шнур. Две недели подряд мы с Мишкой не ели мороженого и пирожков.
Мы деньги копили. Собрали сколько нужно и купили телефон. (46 слов) (По Н. Носову)
Новая орфограмма:
Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине
слова
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Правописание слов с двойными согласными
4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце
слова
5. Раздельное написание предлогов
6. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях
7. Большая буква в начале предложения
8. Точка в конце предложения
Словарные слова: магазин, телефон.

Диктант «Каток».
Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой.
К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)
Новая орфограмма:
Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине слова
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Сочетания букв жи, ши
4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова
5. Раздельное написание предлогов
6. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях
7. Большая буква в начале предложения
8. Точка в конце предложения
Словарные слова: каток, коньки, фонарь, хоккей.

Диктант «Лесные красавицы».
Красавицей русских лесов называют берёзу. Она всегда вызывает восхищение и радость.
Каждый год берёзки засевают большие просторы миллионами своих мелких семян-орешков.
Молодые берёзки напоминают травку. У них всего два-три мелких, нежных листочка. Но из этих травинок вырастут стройные деревья.
(45 слов) (По С. Ивченко)
Новая орфограмма:
Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине слова
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ,щн
4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова
5. Раздельное написание предлогов
6. Разделительный мягкий знак .
7. Правописание слов с двойными согласными
8. Большая буква в начале предложения
9. Точка в конце предложения
Словарные слова: берёза, миллион.

Диктант «Зелёная стража».
Лес задерживает влагу. Снег в лесах тает медленно. Талая вода спокойно просачивается в глубину почвы. Потом лес медленно и равномерно отдает эту влагу ближним полям и рекам.
Но лес не только хранитель вод. Он спасает землю от летучих песков и суховеев. Леса — лёгкие планеты.
(46 слов) (По К. Паустовскому)
Новая орфограмма:
Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине слова
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Сочетания букв жи, ши
4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова
5. Раздельное написание предлогов
6. Правописание слов с двойными согласными
7. Большая буква в начале предложения
8. Точка в конце предложения
Словарное слово — потом.

Свободные диктанты по теме « Правописание звонких и глухих согласных в корне в середине слова»

Диктант «Воробьи».
У меня под окном палисадник с чугунной оградкой. Зимой дворник убирает улицу и сгребает за ограду снег. А я бросаю туда из окна кусочки хлеба для воробьев. Пичужки летят со всех сторон и клюют хлеб. Потом они сидят на дереве. Чистят носы о ветки. Вид у них довольный.
(48 слов) (По Н. Носову)
Новая орфограмма:
Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине
слова
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Сочетания букв чк, чн, нч, щн, нщ
4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова
5. Раздельное написание предлогов
6. Правописание слов с двойными согласными
7. Разделительный мягкий знак
8. Большая буква в начале предложения
9. Точка в конце предложения
Словарные слова: воробьи, улица.
Слова для справок: палисадник, дворник, сгребает, ограду.

Диктант «Старый гриб».
Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу. Было это под осень. Берёзки и осинки уже сыпали на молодые ёлочки золотые и красные пятачки.
День был тёплый. Мне захотелось пить. В частом ельнике я нашёл полянку. На ней росла огромная старая сыроежка. Она была как большая тарелка. Я лёг на живот и выпил лесную чашу до дна. (57 слов) (По М. Пришвину)
Новая орфограмма:
Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине
слова
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Сочетания букв жи, ши
4. Сочетания букв ча, ща
5. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн
6. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце
слова
7. Раздельное написание предлогов
8. Большая буква в начале предложения
9. Точка в конце предложения
Слова для справок: вспомнилась, осинки, пятачки, огромная, тарелка.

Примеры слов с парными согласными

Title: Примеры слов с парными согласными в корне и конце слова
Description: Cогласные в корне слов и в конце заменяются парными звонкими или глухими звуками в зависимости от фонетической позиции. Примеры слов с парными согласными.

  • Примеры слов с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне слова
  • Примеры слов с пар­ны­ми соглас­ны­ми в кон­це слова

Согласные в сере­дине сло­ва и в кон­це могут заме­нять­ся пар­ны­ми звон­ки­ми или глу­хи­ми зву­ка­ми в зави­си­мо­сти от фоне­ти­че­ской пози­ции. Приведем при­ме­ры слов с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне и в кон­це слов.

В рус­ской фоне­ти­ке суще­ству­ют звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые состав­ля­ют пары меж­ду собой:

Парные согласные

Парные согласные — это такие буквы, которые по своим признакам, характеризующим их, имеют определённую пару. Один из таких признаков — противопоставление звонкого и глухого звука.

Определенные согласные могут отличаться лишь тем, как участвует голос при произношении. Другие же признаки у них совпадают. Другие, которые не имеют пары в соответствии с признаками: глухой — звонкий — не парные. К ним относятся: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Это интересно: в слове свекла где ударение?

Для того, чтобы быть грамотным, необходимо обязательно знать эти буквы и звуки, а также знать правила. Примеры слов с парной буквой в корне:

  • столб (п) — проверочное — столбы
  • мороз (с) — проверяется словом морозить или морозный
  • бород (т)ка — проверочное — борода

Правописание слов с парной согласной в корне

При произношении парные звуки могут заменять друг друга. Однако на письме это никак не отражается. Из этого следует, что буквы в слове остаются неизменными, какие бы звуки на месте их не слышались. Таким образом, в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Этот закон полностью подчиняет правописание согласных, имеющих пару. Излагается правило в таких пунктах:

  • написание корня всегда одинаково, потому как от этого зависит семантика;
  • проверять правописание необходимо подбором однокоренных или изменением форм слова;
  • проверочным необходимо выбирать такое, у которого после сомнительной буквы стоит гласный либо сонорный звук, к которым относятся р, л, м, н, й.

Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук.

Например, «снег». На конце слышится звук «к». Для проверки подбираем такое слово, чтобы после согласного находилась гласная — «снега». Теперь слышится звук «г», значит, и пишется буква «г».

Это интересно: все равно как пишется?

Таким образом, парные буквы, находящиеся в корне слова, требуют проверки тогда, когда находятся в слабой позиции, то есть:

  • в конце слов (например, чиж);
  • когда находятся в середине слова, и после них стоит парный согласный (например, березка, легкий и т. д. ).

Те буквы, которые находятся в сильной позиции, проверять не нужно. Обычно это бывает тогда, когда после согласного стоит гласная или сонорная согласная.

Нужно знать: Как правильно пишется также или так же?

Правописание в третьем классе

В третьем классе дети активно обучаются грамоте и правилам русского языка, ведь это основа правописания. Знать эти правила просто необходимо, потому как ввиду некоторых особенностей русского языка поставить правильную букву бывает трудновато. Буквы, имеющие пару, для малышей составляют особую сложность при написании. Особенно когда они находятся на конце или в корне. К третьему классу ошибок уже должно быть гораздо меньше, особенно если ребенок хорошо усвоил правило, о котором шла речь выше.

Чтобы правильно писать, необходимо уметь выделять корень. Сначала его выделить в первом значении, а затем в проверочном. Гласную, стоящую после проверочного корня, нужно подчеркнуть двумя чертами. При таком разборе сразу становится понятно, как пишется первоначальный вариант, и почему.

Цель учителя состоит в том, чтобы донести до своих учеников правильность написания и научить их подбирать однокоренные слова. Когда ребенок это умеет делать, он допускает гораздо меньше ошибок.

Это интересно: значение фразеологизма «тришкин кафтан».

Примеры

Существует множество примеров, на которых ученик наглядно может увидеть правописание. Наглядность — лучший способ запомнить правило и верно писать в дальнейшем. Примерами могут послужить:

  1. Зуб — зубы (слышится «п», а пишется «б» — это становится понятно после проверки).
  2. Трава — травинка или травка (в корне слышится звук «ф», а правильно необходимо писать «в». Опять же, если проверить и подобрать другое слово, то неправильно будет уже невозможно написать).
  3. Лошадка — лошадь (слышится звук «т», но проверив, получаем правильное написание с буквой «д».
  4. Дуб — дубы (на конце слышится «п», хотя при проверке становится понятно, что необходимо писать «б».

Таких примеров существует множество, и, научившись их подбирать, ребенок станет писать гораздо грамотнее и допускать меньше ошибок. Главное, помочь ему научиться это делать.

Примеры слов с парными согласными в корне слова

Звонкие и глу­хие соглас­ные в корне могут раз­ли­чать сло­ва, например:

  • шар — жар;
  • кол — гол;
  • дом — том;
  • бар — пар;
  • засор — зазор;
  • жалость — шалость.

В соста­ве сло­ва рядом могут ока­зать­ся звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой. Когда рядом нахо­дят­ся звон­кий и глу­хой соглас­ный, то вто­рой соглас­ный вли­я­ет на предыдущий.ОпределениеЗвонкие соглас­ные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их пар­ные мяг­кие зву­ки, ока­зав­шись перед глу­хи­ми и на кон­це сло­ва, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся оглушением.

Например:

  • и́зредка [и з р’ и т к а]
  • сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].

Значит, в рус­ском язы­ке одна и та же бук­ва может пере­да­вать раз­ные зву­ки. Например, бук­ва «д» в сло­вах «сад», «(мимо) сада» и «садик» пере­да­ет зву­ки [т], [д] и [д’]:

Знание соот­вет­ствия меж­ду бук­ва­ми и зву­ка­ми в сло­вах помо­жет пра­виль­но про­из­но­сить и писать слова.

Если же за глу­хим соглас­ным в сло­ве нахо­дит­ся звон­кий, то он озвон­ча­ет преды­ду­щий звук.ОпределениеГлухие соглас­ные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], ока­зав­шись перед звон­ки­ми, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся озвончением.

Например:

  • про́сьба [п р о з’ б а];
  • вокза́л [в а г з а л].

Однако на пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние не обо­зна­ча­ет­ся: во всех слу­ча­ях пишет­ся одна и та же бук­ва. Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ной кор­ня, необ­хо­ди­мо взять такую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром про­ве­ря­е­мая соглас­ная нахо­ди­лась или перед глас­ной, или перед соглас­ны­ми «л», «м», «н», «р», «в».

Например:

[б] — [п]

  • коробка — коро­боч­ка, коробейник;
  • пробка — пробочка;

[в] — [ф]

  • мо рков­ка — мно­го мор­ко­вок, морковный;
  • лов­кий, лов­кость — он ловок;
  • булав­ка — булавочка;
  • травка — тра­ва, травинка;
  • канавка — канава;

[д] — [т]

  • складка — скла­доч­ка, складывать;
  • поездка — поез­дить, ездок;
  • грядка — гря­да, грядочка;
  • будка — будочка;
  • лодка — лодочка;
  • ягодка — яго­да, ягодник;
  • тет­радка — тетрадочка;
  • пло­щадка — площадочка;

[ж]- [ш]

  • дорож­ка — дороженька;
  • сто­рож­ка — сторожить;
  • подруж­ка — подруженька;
  • лож­ка — ложечка;
  • книж­ка — книжечка;

[з] — [с]

  • указ­ка — указочка;
  • салаз­ки — нет салазок;
  • сказка — ска­зоч­ка, сказание;
  • березка — березонька;
  • обрезка — обрезать.

Обратим вни­ма­ние на сло­ва с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне, кото­рые нель­зя проверить.Август, анек­дот, апте­ка, авто­мат, вок­зал, зиг­заг, кос­мо­навт, рюк­зак, сбруя, сдо­ба, фтор, фут­бол, экза­мен и др.

Примеры слов с парными согласными в корне слова

Звонкие и глу­хие соглас­ные в корне могут раз­ли­чать сло­ва, напри­мер:

  • шар — жар;
  • кол — гол;
  • дом — том;
  • бар — пар;
  • засор — зазор;
  • жалость — шалость.

В соста­ве сло­ва рядом могут ока­зать­ся звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой. Когда рядом нахо­дят­ся звон­кий и глу­хой соглас­ный, то вто­рой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий.

Звонкие соглас­ные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их пар­ные мяг­кие зву­ки, ока­зав­шись перед глу­хи­ми и на кон­це сло­ва, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся оглу­ше­ни­ем.

Например:

  • и́зредка [и з р’ и т к а];
  • сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].

Значит, в рус­ском язы­ке одна и та же бук­ва может пере­да­вать раз­ные зву­ки. Например, бук­ва «д» в сло­вах «сад», (мимо) «сада» и «садик» пере­да­ет зву­ки [т], [д] и [д’]:

Знание соот­вет­ствия меж­ду бук­ва­ми и зву­ка­ми в сло­вах помо­жет пра­виль­но про­из­но­сить и писать сло­ва.

Если же за глу­хим соглас­ным в сло­ве нахо­дит­ся звон­кий, то он озвон­ча­ет преды­ду­щий звук.

Глухие соглас­ные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], ока­зав­шись перед звон­ки­ми, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся озвон­че­ни­ем.

Например:

  • про́сьба [п р о з’ б а];
  • вокза́л [в а г з а л].

Однако на пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние не обо­зна­ча­ет­ся: во всех слу­ча­ях пишет­ся одна и та же бук­ва. Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ной кор­ня, необ­хо­ди­мо взять такую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром про­ве­ря­е­мая соглас­ная нахо­ди­лась или перед глас­ной, или перед соглас­ны­ми л, м, н, р, в.

Например:

[б] — [п]

  • коробка — коро­боч­ка, коро­бей­ник;
  • пробка — про­боч­ка;

[в] — [ф]

  • морков­ка — мно­го мор­ко­вок, мор­ков­ный;
  • лов­кий, лов­кость — он ловок;
  • булав­ка — була­воч­ка;
  • травка — тра­ва, тра­вин­ка;
  • канавка — кана­ва;

[д] — [т]

  • складка — скла­доч­ка, скла­ды­вать;
  • поездка — поез­дить, ездок;
  • грядка — гря­да, гря­доч­ка;
  • будка — будоч­ка;
  • лодка — лодоч­ка;
  • ягодка — яго­да, ягод­ник;
  • тет­радка — тет­ра­доч­ка;
  • пло­щадка — пло­ща­доч­ка;

[ж]- [ш]

  • дорож­ка — доро­жень­ка;
  • сто­рож­ка — сто­ро­жить;
  • подруж­ка — подру­жень­ка;
  • лож­ка — ложеч­ка;
  • книжка — кни­жеч­ка;

[з] — [с]

  • указ­ка — ука­зоч­ка;
  • салаз­ки — нет сала­зок;
  • сказка — ска­зоч­ка, ска­за­ние;
  • березка — бере­зонь­ка;
  • обрезка — обре­зать.

Обратим вни­ма­ние на сло­ва с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне, кото­рые нель­зя про­ве­рить.

Август, анек­дот, апте­ка, авто­мат, вок­зал, зиг­заг,кос­мо­навт, рюк­зак, сбруя, сдо­ба, фтор, фут­бол, экза­мен и др..

Примеры слов с парными согласными в конце слова

  • зуб — зубы;
  • мор­ковь — вкус моркови;
  • мно­го коров — корова;
  • ноч­лег — нет ночлега;
  • друг — у друга;
  • моно­лог — запись монолога;
  • тет­радь — тетради;
  • жёлудь — желудёвый;
  • пло­щадь — на площади;
  • холод — холодина;
  • сват — сва­ты, сватья;
  • образ — образа;
  • сказ — сказитель;
  • измо­розь — морозить;
  • измо­рось — моросит.

2 класс: парные согласные в корне слова

Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости–глухости:

Таких пар шесть и их необходимо запомнить. Парные согласные по звонкости–глухости в корне слова одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме.

Например, при проговаривании слов звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: сугроб [сугроп], указка [укаска]. Поэтому при написании слова эти согласные нужно проверять.

6 согласных звонких звуков в верхнем ряду имеют свою пару глухих звуков, располагающихся под ними в нижнем ряду.

Правило «Парные согласные в корне слова»

Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].

Например: плод — плоды, травка — трава.

Как проверить парные согласные в корне?

При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.

Изменить форму слова:

  • изменить число существительного: ду б (ед. ч.) — ду б ы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
  • изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) сне г а (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
  • заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)

Подобрать родственное слово:

  • назвать ласково: сапожки — сапожок, — кру ж ечка, когти — коготок.
  • взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.).

Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.

Например: а в тобус, во к зал, за в тра.

Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.

Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»

Карточка 1

  1. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Морозы, голуби, паруса, народы, автобусы, тетради, утюги, лошади, сапоги, шкафы, рукава, карандаши, брови, стрижи, берега, флаги, хлеба, ястребы.

2) Подчеркни согласные, которые требуют проверки.

Морковь, город, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов, сапог, рассказ.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Б на конце слова, во второй — с буквой П.

Гри. су. хле. скри. кло. ду. Архи. зу. гер…

Карточка 2

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Жира… и мор… спорят. Кто из них краси…? Жирафу хоро…. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро…. Он моряк. Но мор… неуклю…. Вот ле…. Пусть он скажет! Голос у льва гру…. Я краси…!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Ры..ка, ла..ка, ло..ка, блу..ка, гря..ка, похо..ка, лоша..ка, кро..ка, повя..ка, ука..ка, пала..ка, лепё..ка, сторо..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — с буквой Ф.

Ле. шка. жира. обу..ь, Кие. клю. шар. телегра. клю. рука…

Карточка 3

  1. Выпиши из текста слова с парным согласным в конце или середине слова.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Пень похож на большой сугроб. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Жи..кая ка..ка, ре..кий ветер, ре..кий лес, ле..кая похо..ка, сла..кие пиро..ки, ги..кий пру. мя..кий хле…

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой З на конце слова, во второй — с буквой С.

Моро. арбу. интере. но. ма..ь, подно. гру. свя..ь, голо. зале….

Карточка 4

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Хорош пру.. около нашего села. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На берегу бесе..ка. Вокруг пруда растут берё..ки и ду..ки. Вода в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто катаемся на ло..ке. В тихой воде мелькают ры..ки.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Сколь..кий лё. у..кий пояс, лё..кие сапо..ки, гла..кий лё. ро..кие ребяти..ки, бли..кий дру. кре..кие оре..ки.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Г на конце слова, во второй — с буквой К.

Бере. кула. моря. ночле. червя. кру. творо. синя. тан. утю. дру..

Карточка 5

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

У..кая доро..ка, ро..кий человек, мя..кая ко..та, сколь..кий лё. лё..кая похо..ка, ни..кий голо.. .

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Ж на конце слова, во второй — с буквой Ш.

Каранда. пейза. глу..ь, ё. ланды. бро..ь, мор. гара. камы. ду. у. сторо.. .

Карточка 6

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Подули студёные ветры ударил моро.. он сковал пру.. крепким льдом зя..ко м..л..дым осинкам мёрзнут берё..ки хдут они зимней ..дежды вот и выпал сне.. ша..ками лёг он на ве..ки ..еревьев укрыты сне..ком озимые хлеба не страшны им холо.. и вьюга спят они под пушистой перинкой

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Варе..ки, ро..кий, лё..кий, ястре. оши..ка, лоша..ка, тра..ка, у..кий, сторо..ка, шу..ка, морко..ка, яго..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Д на конце слова, во второй — с буквой Т.

Заво. бра. кро. огоро. дроз. сала. неф..ь, тру. го. трос..ь, радос..ь.

Карточка 7

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В центре маленького горо..ка есть большой пру_. Третий год живёт там лебе..ь. Рядом плавают у..ки разных поро.. . Много бе.._ утятам от соро.._. Когда горо.._ спит, сороки утя.._ воруют. Но нашёлся сторо.. . Им оказался журавль. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили журавля. Теперь он для них самый бли..кий дру.. .

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!

Карточка 8

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Стоял ясный зимний денёк. Лё..кий сне.. тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребяти..ки. Сне.. был ли..кий. Мальчики стали крепос..ь строить и в сне..ки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо гла.. льдинки. Вместо носа морко..ка. Рот и бро..ки угольком нарисовали. На голо..ку надели шапку. Красивая снегурка вышла.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверёк в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку ёлки? Сорока!

Карточка 9

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Мы живём в селе Моро..ки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мя..кий сне… Чудесная стояла пого..ка. Ребята быстро расчистили площа..ку. Они залили её водой. За ночь лё.. окре… Утром дети уже катались на гла..ком льду. Легко бежали коньки по сколь..кой доро..ке. Хорош каток!

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник — родной брат садовых роз. Мы остановились у большого куста. Каждая ветка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!

Карточка 10

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Репорта…

Журналист Янош делал репорта… . Он забрался в глу…ь . Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь . Летит чи…. Какая ти…ь! Ли…ь шумит камы….

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые сережки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали елочные игрушки. Петя Семушкин сделал шесть флажков.

Карточка 11

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Метил в луко..ко, а попал в око..ко. Не бывать сосновой ши..ке на рябине. Не нашел гусь зерны..ка, глотает и каме..ки. Утка в ю..ке, селезень в сере..ках, курочка в сапо..ках. Дорога ло..ка к обеду. Не спрашивай у ко..ки лепе..ки. В наряде хоро. а без него на пень похо… Ко..ке игру..ки, а мы..ке — сле..ки. С миру по ни..ке — голому руба..ка.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.

Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»

Наш луг

Красив наш луг летом. Здесь много трав и цветов. Зелёный наряд земли радует глаз. На лугу пасут коров и коз. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Зима

Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Родной край

У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу стоит большой стог сена. Нам дорог родной
край. (23 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.

Зимний наряд

Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! (27 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу.

Весна пришла

Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе. Не нужно было надевать пальто. Молодые липки покрылись маленькими листочками. Они были мягкие и нежные. Очень весело смотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу.

Подводная охота

Однажды утром над морем висела лёгкая пелена дождя. Молодая тюлениха ушла на глубину. Её одолевал голод. Вдоль дна плыла группа маленьких рыб. Тюлениха кинулась вниз. Между скалами была узкая щель. Там тюлениха и поймала рыб. (37 слов) (По Ф. Стюарту)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Рыбки

В деревне я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом. Наступила весна. Снег растаял. Но лёд ещё долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов) (По С. Образцову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 3-м предложении выдели основу.

Бурундук

Авторы часто рассказывают о бурундуке в сибирских сказках. Охотники зовут его Кузьмой. Шерсть у зверька желтоватая. Брюшко белое. На спине — чёрные и жёлтые полосы. Бурундук — хороший хозяин. Осенью он собирает очень много орехов, ягод, семян деревьев. (36 слов) (По И Литинецкому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Репка

Павлик взял лопатку и стал копать грядку. Ребята стали помогать ему. В обед грядка была готова. Павлик дал каждому по семечку. Ребята зарыли их в мягкую землю. Потом огород полили. Будет к осени вкусная репка. (37 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.

На катке

Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он
мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор. (41 слово) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Тетерев

Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя грудка стала зелёной. И особенно красив стал радужный хвост. Тетерев вытянул свою длинную шею и завёл длинную песню. (42 слова) (По М. Пришвину)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.

Дом

Дядя Фёдор нашёл пустой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавески на окнах. А на кухне были чугунные сковородки. На огороде росли картофель и капуста. А ещё будка была для собаки. (43 слова) (По Э. Успенскому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Подчеркни в тексте словарные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.

Каток

Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю
столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.
  3. Выполни звуко-буквенный разбор словалёд.

Еще полезные статьи для 2 класса:

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!


источники:

http://russkii-po-tablicam.ru/primery-slov-s-parnymi-soglasnymi/

http://naymenok.ru/2-klass-parnye-soglasnye-v-korne-slova/