Однородные сказуемые
Однородные сказуемые — это главные члены предложения, которые обозначают действие или состояние предмета, являющегося подлежащим в предложении.
Чтобы выяснить, что такое однородные сказуемые, опираемся на суть понятия «однородные члены предложения».
Простое предложение может быть осложнено однородными членами. Однородными могут быть все члены предложения. С этой точки зрения рассмотрим, что такое однородные сказуемые в русском языке.
В предложении грамматическую основу составляют подлежащее и сказуемое.
Легкий ветерок (что делает?) развевает занавеску на окне.
Все (что делают?) радуются весеннему солнцу и теплу.
Подлежащее может поясняться не одним сказуемым, а несколькими. Субъект выполняет одновременно или в определенной последовательности ряд действий. Тогда можно сказать, что в предложении имеются однородные сказуемые. Они относятся к одному и тому же члену предложения — подлежащему. Чаще всего выражаются глаголами в одной и той же грамматической форме и являются простыми глагольными сказуемыми или составными.
Над лесом медленно встает солнце и красит в розовый цвет окна домов.
Мальчик хочет расспросить отца о космосе и узнать о нём многое.
Во втором примере у однородных составных глагольных сказуемых общий вспомогательный глагол «хочет» и два смысловых глагола, обозначенных неопределенными формами.
Однородные сказуемые могут быть выражены словами других частей речи. Тогда назовем их именными сказуемыми.
Для меня этот день оказался радостным и удивительным .
Глагол-связка «оказался» общий, а две именные части сказуемого, выраженные прилагательными, соединяются сочинительным союзом «и».
Однородные сказуемые являются равноправными членами предложения. Они могут быть соединены сочинительной связью с помощью союзов или бессоюзной связью, в оформлении которой участвует интонация перечисления.
Запятая и однородные сказуемые
Если два однородных сказуемых соединены единичным союзом, кроме противительного (а, но, да в значении «но»), то запятая между ними не ставится. Если однородные главные члены соединяются повторяющимся союзом, то запятая ставится перед его второй частью.
Ты либо ответь по существу вопроса, либо промолчи.
За рекой что -то то ли мерцает, то ли блестит.
Однородные сказуемые бывают не только в двусоставных, но и в односоставных предложениях, в которых отсутствует подлежащее.
Наденьте пальто и шапку и идите за мной.
Хотелось пойти в лес, присесть на пенек и смотреть вверх в голубое бездонное небо.
Приведем примеры предложений с однородными сказуемыми, соединенными разными сочинительными союзами или без союзов.
Предложения с однородными сказуемыми
За окном завывает осенний ветер, чем-то громко стучит и гремит по крыше.
Из-под ног охотника вспорхнула куропатка, отлетела немного вперед и снова села в траву, как бы приглашая идти за ней. Видимо, гнездо рядом.
Андрей не то недоволен чем-то, не то просто устал.
Эта ученица либо невнимательна на уроке, либо неусидчива.
К вечеру мать начала беспокоиться и волноваться о сыне.
Малышка перестала плакать и начала вытирать ладошками слезы со щек.
Августовское утро было туманное и холодное.
Осенний лес стоит зеленый, желтый и багряный.
Однажды я возвращался домой и услышал жалобное мяуканье у двери.
Дождь то перестает лить, то снова начинает сыпать мелкой изморосью.
В пасмурном небе летят и кричат, прощаясь до весны, журавли.
Видеоурок «Однородные подлежащие и сказуемые. 3 класс»
Однородные сказуемые — это… (15 примеров)
Однородные сказуемые — это главные члены предложения, которые обозначают действие или состояние предмета, являющегося подлежащим в предложении.
Чтобы выяснить, что такое однородные сказуемые, опираемся на суть понятия «однородные члены предложения».
ОпределениеОднородные члены предложения — это слова, которые являются одним и тем же членом предложения, поясняют один и тот же член предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью и интонацией перечисления.
Простое предложение может быть осложнено однородными членами. Однородными могут быть все члены предложения. С этой точки зрения рассмотрим, что такое однородные сказуемые в русском языке.
В предложении грамматическую основу составляют подлежащее и сказуемое.
ОпределениеСказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета, имеющего форму именительного падежа.
Легкий ветерок (что делает?) развевает занавеску на окне.
Все (что делают?) радуются весеннему солнцу и теплу.
Подлежащее может поясняться не одним сказуемым, а несколькими. Субъект выполняет одновременно или в определенной последовательности ряд действий. Тогда можно сказать, что в предложении имеются однородные сказуемые. Они относятся к одному и тому же члену предложения — подлежащему. Чаще всего выражаются глаголами в одной и той же грамматической форме и являются простыми глагольными сказуемыми или составными.
Над лесом медленно встает солнце и красит в розовый цвет окна домов.
Мальчик хочет расспросить отца о космосе и узнать о нём многое.
Во втором примере у однородных составных глагольных сказуемых общий вспомогательный глагол «хочет» и два смысловых глагола, обозначенных неопределенными формами.
Однородные сказуемые могут быть выражены словами других частей речи. Тогда назовем их именными сказуемыми.
Для меня этот день оказался радостным и удивительным .
Глагол-связка «оказался» общий, а две именные части сказуемого, выраженные прилагательными, соединяются сочинительным союзом «и».
Однородные сказуемые являются равноправными членами предложения. Они могут быть соединены сочинительной связью с помощью союзов или бессоюзной связью, в оформлении которой участвует интонация перечисления.
Запятая и однородные сказуемые
Если два однородных сказуемых соединены единичным союзом, кроме противительного (а, но, да в значении «но»), то запятая между ними не ставится. Если однородные главные члены соединяются повторяющимся союзом, то запятая ставится перед его второй частью.
Ты либо ответь по существу вопроса, либо промолчи.
За рекой что -то то ли мерцает, то ли блестит.
Однородные сказуемые бывают не только в двусоставных, но и в односоставных предложениях, в которых отсутствует подлежащее.
Наденьте пальто и шапку и идите за мной.
Хотелось пойти в лес, присесть на пенек и смотреть вверх в голубое бездонное небо.
Приведем примеры предложений с однородными сказуемыми, соединенными разными сочинительными союзами или без союзов.
Предложения с однородными сказуемыми
За окном завывает осенний ветер, чем-то громко стучит и гремит по крыше.
Из-под ног охотника вспорхнула куропатка, отлетела немного вперед и снова села в траву, как бы приглашая идти за ней. Видимо, гнездо рядом.
Андрей не то недоволен чем-то, не то просто устал.
Эта ученица либо невнимательна на уроке, либо неусидчива.
К вечеру мать начала беспокоиться и волноваться о сыне.
Малышка перестала плакать и начала вытирать ладошками слезы со щек.
Августовское утро было туманное и холодное.
Осенний лес стоит зеленый, желтый и багряный.
Однажды я возвращался домой и услышал жалобное мяуканье у двери.
Дождь то перестает лить, то снова начинает сыпать мелкой изморосью.
В пасмурном небе летят и кричат, прощаясь до весны, журавли.
Видеоурок «Однородные подлежащие и сказуемые. 3 класс»
Не осложнено однородными сказуемыми
Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.
Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.
В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.
Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.
В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы «Школа 2100», «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами «прокладывают» преемственные связи между начальной и средней школой.
В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).
Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.
В 4 классе
В 5 классе
В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.
Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов.
В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О] 1 , [ ] 2 , и [ ] 3 . Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое.
Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.
Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.
Схемы предложения с прямой речью: А: «П!» или «П,» — а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью.
Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: «П, — а. — П.» и «П, — а, — п». Вводится понятие диалога и способы его оформления.
Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится.
План разбора простого предложения
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).
5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.
7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).
8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).
9. Записать характеристику предложения.
10. Составить схему предложения.
1) Это был необыкновенный осенний день!
2) Обязанность каждого — трудиться.
3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.
4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.
5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.
6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.
7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.
8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.
9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.
10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.
11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.
12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.
13) Вода, куда ты бежишь?
14) Может, он с ума сошёл?
15) Мне кажется, он вообразил себя. ветром.
http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44605-odnorodnye-skazuemye-jeto-15-primerov.html
http://ruslita.ru/346-sintaksicheskij-razbor