Не относятся к обособленным предложениям сказуемое

Обособленные и необособленные определения: знаки препинания, примеры

Обособленные и необособленные определения — что это такое

Определение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «чей?» и обозначает признак предмета. Рассматриваемый член предложения в одних случаях может быть обособленным, а в других — нет.

Обособить — значит выделить знаками с двух сторон. Для этого используются чаще всего запятые, реже — тире. Обособленные определения, обладая некой самостоятельностью, не просто отражают признак предмета, но и привносят в предложение некую выразительность.

Значимую роль в случаях обособления определений играют определяемые слова, то есть слова, к которым относятся определения, характеризуя их. Это связано с тем, что во многих случаях обособление зависит от расположения определения по отношению к определяемому слову: до него или за ним.

Кроме определяемого слова, ключевым понятием в обособлении является согласование с определяемым словом.

Если определения и их определяемые слова согласуются в роде, числе, падеже, то они считаются согласованными. В случаях, когда между ними имеется хотя бы одно расхождение в уже упомянутых грамматических категориях, определение считается несогласованным.

Особую группу представляют согласованные определения, выраженные именем существительным, которые называются приложениями.

Расстановка знаков препинания зависит не только от расположения определения по отношению к определяемому слову. В первую очередь обусловлена она разновидностью определения: согласованное, несогласованное или приложение. Кроме того, на обособление влияет способ выражения и распространенность.

Согласованные определения чаще всего выражаются прилагательными, причастиями или причастными оборотами. Сравните:

  • дом (какой?) большой — это прилагательное;
  • дом (какой?) недостроенный — это причастие;
  • дом (какой?) недостроенный работниками — это причастный оборот.

Но возможны случаи, когда оно является порядковым числительным (первый ученик) или притяжательным местоимением (моего рюкзака).

Сразу нужно отметить, что определения, выраженные местоимениями, никогда не обособляются.

Несогласованные определения могут быть выражены:

  1. Существительным в косвенном падеже без предлога или с ним: куст у дома, дорога ухабами.
  2. Наречием: глаза навыкате.
  3. Инфинитивом: стремление отомстить.
  4. Местоимением: ее пальто.
  5. Прилагательным в сравнительной степени: обложка поплотнее.
  6. Словосочетанием, где в качестве главного слова выступает существительное: девочка с красным бантом.

Что касается приложения, то оно всегда является только согласованным существительным: река (какая?) Волга.

К тому же нужно уметь отличать распространенные определения от одиночных. Если оно выражено одним словом (недостроенный дом, хороший ученик), то считается нераспространенным, то есть одиночным. Когда определение имеет дополнительные, зависимые, слова, то считается распространенным (недостроенный строителями дом или хороший на первый взгляд ученик).

Чаще всего распространенные определения являются причастными оборотами: недостроенный строителями дом. Но не редки случаи, когда оно является словосочетанием (тетрадь (какая?) в крупную линию) или фразеологизмом (человек (какой?) сам себе на уме).

Как ставятся знаки препинания

Тонкости обособления согласованных определений связаны со способом их выражения.

  • Находящиеся за определяемым словом конструкции, выраженные причастным оборотом, прилагательным с зависимым словом, или однородные члены: «Цветок, распустившийся вчера, завял» или «Спортсмен, быстрый и ловкий, опережал всех».
  • Причастные обороты, находящиеся перед определяемым словом. Но только в том случае, если имеют дополнительное обстоятельственное значение: «Прилетевший на свет, мотылек кружился у костра». К таким фразам, помимо вопроса «какой?» можно задать вопросы обстоятельства: мотылек кружился у костра «почему?», потому что прилетел на свет.
  • Одиночные и распространенные определения, относящиеся к личному местоимению, вне зависимости от способа выражения и расположения: «Смущенный, он вышел во двор» или «Она, умная и красивая, вызывала восхищение».
  • Конструкции, выраженные прилагательными с зависимыми словами и относящиеся к собственному существительному: «Иванов, довольный собой, шел быстро». Встречаются конструкции, когда между собственным существительным и конструкцией с прилагательным находятся другие члены предложения. Это не является препятствием к обособлению: «Иванов шел быстро, довольный собой».
  • Одиночные определения, выраженные причастием или прилагательным: шарф (какой?) завязанный. Исключением являются случаи, когда рассматриваемый член предложения относится к личному местоимению. Но, если относящееся к личному местоимению определение находятся в восклицательном предложении, оно знаками не выделяется: «Да мои вы сладкие!»
  • Определения, которые сливаются по смыслу с определяемыми словами и находятся в предложении за ними: «Ольга проснулась с настроением приподнято одухотворенным».
  • Определения, являющиеся частью составного именного сказуемого: «Дни были короткие».
  • Прилагательные в сложной форме сравнительной или превосходной степени: «Леонтий не видел личность более бесхитростную, нежели он».

Несогласованные определения обособляются:

  • Вне зависимости от расположения, когда относятся к личному местоимению: «Она, в красных сапогах, смотрелась великолепно».
  • Когда рассматриваемые конструкции относятся к имени собственному и являются частью однородных членов вне зависимости от расположения: «Нарядный, в ярком пальто, в модных ботинках, Арсений не мог оказаться незамеченным».
  • Если отделены от определяемого слова какими бы то ни было членами предложения: «Морщины ее, с глубокими впадинами, говорили о непростой жизни».
  • Когда являются прилагательными в форме сравнительной степени: «Глаза, значительно темнее волос, привлекали внимание».

Для выделения несогласованных определений используется знак тире:

  • Когда они являются инфинитивом с зависимыми словами и перед ними можно вставить фразу «а именно»: «Мы должны были отказаться от задуманного — уехать на море на все лето».
  • Если определения, выраженные инфинитивом с зависимыми словами, находятся внутри предложения: «От задуманного — уехать на море на все лето — мы должны были отказаться». Но если за вторым знаком тире находится подчинительный союз, то этот знак опускается: «Мы должны были отказаться от задуманного — уехать на море на все лето, потому что обстоятельства сложились не в нашу пользу».

Примечание 2

Необходимо отметить, что постановка тире как при несогласованных, так и при согласованных определениях допускается также в случаях, когда упомянутые конструкции находятся в конце и им необходимо придать особое значение. Сравните: «На пороге дома показалась старуха — в ярком платье и в белом платке» и «Все восхищались ее приятелем — перспективным и молодым». И в первом представленном предложении, и во втором акцент сделан на внешности, а конструкции находятся в конце предложения. По этой причине допускается постановка тире для обособления.

Приложения, выделяющиеся запятой:

  • Зависят от личных местоимений: «Я, учитель русского языка, сегодня дежурю в школе».
  • Когда являются распространенными и находятся за именем существительным: «Старушка, бабушка моего одноклассника, напекла пирогов».

Одиночные приложения обособляются:

  • Если связаны с нарицательным существительным, при котором есть пояснительные слова: «У дома они повстречали бабушку Юры, старушку».
  • Если имеют значение уточнения: «Учительница математики, Татьяна Николаевна, уже вышла на работу».
  • Если относятся к личному местоимению: «Физик, он обладал математическим складом ума».

Для обособления приложений использование тире допускается в следующих случаях:

  • Конструкция относится только к одному из однородных членов предложения: «Ольга, Маша — моя сестра, Павел и Арсений были приглашены на день рождения».
  • Если между приложением и словом, к которому оно относится, можно поставить «а именно»: «Для поднятия настроения ему нужна была книга — душевный роман».
  • Если они находятся в конце синтаксической конструкции и обладают особым смыслом: «В небе парит птица — символ свободы».

Работая с рассматриваемыми синтаксическими конструкциями, важно не перепутать обособленное определение с приложением. Это позволит правильно расставить пунктуационные знаки. Во избежание ошибок ниже представлен алгоритм размышлений.

Как отличить обособленное определение от обособленного приложения

Главным отличительным признаком приложений является тот факт, что они выражены именем существительным: «Молодой человек, профессор лет сорока, вызывал хорошее впечатление».

В приведенном примере фраза «молодой человек лет сорока» является признаком к существительному «человек». Ключевым в ней является слово «профессор», являющееся существительным. По этой причине перед нами приложение, которое в приведенном примере является распространенным.

Нахождение приложений, как правило, сложностей не вызывает, если знать определение данного понятия.

В отдельных случаях трудности возникают с расстановкой знаков препинания, если не уметь отличить приложение от составного именного сказуемого, выраженного существительным с пропущенным глаголом-связкой. Сравните: «Молодой человек, профессор лет сорока, вызывал хорошее впечатление» и «Молодой человек — профессор».

В первом приведенном примере фраза «профессор лет сорока» является распространенным приложением, находящимся за определяемым словом. По этой причине фразу нужно выделить с двух сторон запятыми.

Во втором случае «профессор» будет сказуемым, выраженным именем существительным. Тире в предложении стоит, потому что подлежащее и сказуемое выражено существительным.

Чтобы безошибочно дифференцировать приложения, работу над их обособлением рекомендуется начинать с выделения грамматической основы. Рассуждать нужно следующим образом: в предложении «Молодой человек, профессор лет сорока, вызывал хорошее впечатление» грамматическая основа будет «молодой человек вызывал». Далее нужно узнать, о каком человеке идет речь. Из контекста очевидно, что это «молодой человек лет сорока». Поскольку ключевым здесь будет существительное «человек», значит перед нами приложение.

Синонимия обособленных и необособленных определений

В целом значение необособленных определений в синтаксической конструкции ограничивается указанием на признак предмета, например, зеленое яблоко, на мытая посуда и так далее.

Что касаться обособленных членов предложения, то их значение, в отличие от необособленных, гораздо шире. Они не только показывают признак предмета, но и представляют собой в неком смысле самостоятельную в смысловой значимости синтаксическую конструкцию. Это позволяет говорить о синонимии обособленных определений с придаточной частью сложноподчиненного предложения. Сравните: «Яблоко, упавшее с дерева, оказалось сладким» и «Яблоко, которое упало с дерева, оказалось сладким». Если рассматривать предложения со смысловой точки зрения, то очевидно, что они несут одну и ту же информацию. Но с точки зреня синтаксиса они совершенно разные: первое является простым усложненным обособленным определением, а второе — это сложноподчиненное предложение.

Умение представлять информацию разными способами делает речь разнообразнее и синтаксически богаче. К тому же возможность преобразовать сложноподчиненное предложение в простое с причастным оборотом считается незаменимым средством сжатия текста при написании изложений.

Если сравнивать необособленые определения, выраженные прилагательными и причастиями, то причастия, кроме признака, привносят дополнительный оттенок значения: «падающее яблоко» и «спелое яблоко». В первом случае также может идти речь о синонимии с придаточной частью: яблоко, которое падает. Причастие показывает не только признак, но и позволяет предположить, каким предмет будет позже. В данном случае он, наверное, будет с деффектами. Во втором случае, кроме пригодности, никакой другой информации не предоставляется. Такая разница в значении обусловлена тем, что причастие образовано от глагола.

Что касается несогласованных определений, то для них синонимичной конструкцией часто является дополнение. Сравните: «Девочка, красивая, нарядная, с большим бантом, стояла у школы» и «Девочка с бантом в руках находилась у кассы». В первом случае фраза «с бантом» является определением, а во втором — дополнением. Чтобы не запутаться, следует начинать разбор по членам предложения с грамматической основы, вдумываясь при этом в смысл.

Тест по теме «Обособленные члены предложения»

Обособленные члены предложения.

А1. Не относятся к обособленным членам предложения:

1) определения 3) приложения

2) вводные предложения 4) обстоятельства

А2. Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки препинания не расставлены):

1) В его глазах было что-то тревожное и очень печальное.

2) Усталая она замолчала.

3) Все вышли в поле на уборку урожая кроме стариков и детей.

4) Облокотясь на бархат ложи девушка не шевелилась.

A3. Укажите условие, при котором определение не обособляется:

1) находится между подлежащим и сказуемым

2) относится к личному местоимению

3) имеет добавочное обстоятельственное значение

4) находится перед определяемым словом

А4. Укажите предложение с обособленным согласованным определением (знаки препинания не расставлены):

1) Короткая борода немного темнее волос слегка оттеняла губы и подбородок.

2) Афанасий Лукич без шапки с растрепанными волосами бежал впереди всех.

3) Время проведенное в Крыму представлялось ему непрерывным утром.

4) Среднего роста с лысой головой он каждым своим движением позволял узнать в нем унтер-офицера.

А5. Укажите предложение, в котором определение относится к личному местоимению (знаки препинания не расставлены):

1) Незримый ты мне был уж мил.

2) Он первое время не замечал оттенков серого цвета свойственных ненастью.

3) Весной я почувствовал никогда не испытанное мной волнение.

4) В полдень по-летнему горячий и белый они подъехали к сутулому особняку.

А6. Найдите определение, стоящее после определяемого слова (знаки препинания не расставлены):

1) Жена писала о вытоптанной солдатскими конями Европе.

2) Сожаление о зря погибающем великолепном материале преследуют меня непрерывно.

3) Чайки оглушенные боем с детским визгом неслись на юг.

4) Целый мир остался на исписанных карандашом листках.

А7. Найдите предложение с определением, не требующим обособления (знаки препинания не расставлены):

1) Не замеченная неприятелем флотилия достигла мыса и приступила к высадке десанта.

2) Только желтые вспышки орудий разрывали замешанный на пепле дым.

3)Он бродил по городу светлый улыбающийся.

4) Сын морского капитана он хорошо знал морские нравы.

А8. Укажите предложение, в котором обособленное несогласованное определение выделено верно:

1) Дубровский, с расстроенным состоянием, принужден был выйти в отставку.

2) Широкое каменное крыльцо грубой работы, вело к высокому порталу.

3) Некоторые крестьяне, постарше поздоровались с отцом и со мною.

4) Сила сильнее его воли, сбросила его оттуда.

А9. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Около вагона, вросшего в землю и превращенного в постоянное человеческое жилье, мужик колол дрова.

2) И навестим поля пустые, леса недавно столь густые и берег, милый для меня.

3) На солнце ярко сверкнули занесенные снегом избушки.

4) Взволнованный и одинокий, Ганин пошел домой.

А10. Какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления обособленных членов в предложении:

«В дальнем углу светилось желтое пятно(1)огонь в окне квартиры Серафимы(2) пристроенной к стене конюшни»

1) 1 — запятая, 2 – тире 3) 1 — тире, 2 – запятая

2) 1 — тире, 2 – тире 4) 1 — запятая, 2 — запятая

А11. Найдите ошибку в употреблении определения:

1) У крыльца стояло несколько повозок, запряженных гуськом.

2) Небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на узеньких плечах мальчика.

3) Где-то за лесом стоящие зенитки начинают обстреливать вражеский самолет.

4) По независящим причинам от Центрального телевидения мы не можем продолжить передачу.

А12. Неверно выделено приложение:

1) В соседнем номере студент -медик готовился к экзамену.

2) Герой-р ассказчик включен в поток бытия.

3) Самыми интересными обитателями форта были рыбаки- зверобои.

4) Они пообедали у известной в городе вдовы- поварихи .

А13.Укажите предложение с приложением, не требующим обособления (знаки препинания не расставлены):

1) Питомцы ветреной судьбы тираны мира трепещите!

2) Надевают сады свой весенний наряд над рекою Москвой и над Вислой-рекой.

3) Володя семнадцатилетний юноша сидел в беседке.

4) Добрый и отзывчивый человек Петр Иванович завоевал сердце девочки.

А14. Укажите предложение, в котором приложение с союзом «как» имеет значение причины (знаки препинания не расставлены):

1) Ленский везде был принят как жених.

2) Пьер как законный сын получил все.

3) Он у нас теперь как главнокомандующий.

4) Мы ценим И. А. Гончарова как писателя.

А15.Найдите ошибку в оформлении приложения:

1) Со мной был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

2) Отец, капитан первого ранга, погиб в русско-японской войне.

3) Откуда он, бывалый человек, чья жизнь причиной этой песни стала?

4) Товарищ его, лейтенант покатывался со смеху.

А16.Какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления обособленных членов в предложении:

«В избу вбежала Феня(1) дочь Тихона(2) девочка лет пятнадцати»

1)1- запятая, 2 — тире 2) 1 — запятая, 2 — запятая

3)1- тире, 2 — запятая 4) 1 — тире, 2 — тире

А17.Найдите предложение с обособленным несогласованным определением:

1) Оглядев жену и Вронского, он подошел к хозяйке.

2) Все вокруг казалось белым, кроме черных больших поплавков.

3) Дитя сама, в толпе детей играть и прыгать не хотела.

4) Предметы искусства составляют ансамбли, связанные с историей городов и страны в целом.

А18.Найдите предложение с правильной расстановкой знаков препинания:

1) Тут, кроме небольшого зеркала и тряпья, развешанного по углам, не было никакой мебели.

2) Мистер Гопкинс наряду с другими людьми, стоял неподвижно.

3) Он пошел в солдаты, вместо брата.

4) Вместо вбивания кольев можно воспользоваться стволами деревьев.

А19.Найдите предложение с обстоятельством, не требующим обособления (знаки препинания не расставлены):

1) Меж тем померкнув степь уснула.

2) Кучер мой слез молча и не торопясь.

3) Почувствовав ответственность вы будете относиться к делу серьезнее.

4) Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.

А20. Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться:

1) шли распространяя аромат 2) согнулся поставив локти на стол

3) мчался высунув язык 4) вставали не успев выспаться

А21.Как правильно продолжить предложение «Читая Вальтера Скотта. »:

1) пробуждается интерес к истории 2) лучше понимаешь историю

3) это помогает изучать историю 4) всегда интересно

А22.Обособленное обстоятельство, отсутствует в предложении (знаки препинания не расставлены):

1) Вопреки предсказанию моего спутника погода прояснилась.

2) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

3) Благодаря отличной погоде улица снова оживилась.

4) Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников.

А23.Найдите ошибку в употреблении обособленного обстоятельства:

1) Слушая музыку Скрябина, нас не покидает ощущение искренности художника.

2) Не снимая сапог, я перешел речку и сел на камень.

3) Выскочив на главное шоссе, машины понеслись к курганам.

4) Я в завтрашний век заглянуть бы хотел, оторвавшись от сегодняшних дел.

А24.Найдите ошибку в оформлении обособленного обстоятельства:

1) Несмотря на сердечную боль, он был рад, что был участником этого случая.

2) Остановив коня у плетня, я прошел в закоулок и увидел целый ряд домов.

3) Но капитан, не желая рисковать кораблем, решительно отказался от этого предложения.

4) Макар сидел на дровнях слегка покачиваясь, и продолжал свою песню.

А25.Найдите ошибку в объяснении пунктуации:

Иностранцы(1) посетившие Москву в семнадцатом веке(2)писали о ней(З) восхищаясь размахом торговли(4)как о богатейшем городе Европы.

1) 1 — начало причастного оборота

2) 2 – конец простого предложения в составе сложного

3) 3 – начало деепричастного оборота

4) 4 — заканчивается деепричастный оборот

А26. В каком предложении деепричастный оборот относится к разным глаголам-сказуемым:

1) Взбалтывая мутную воду, разрывая ногами водоросли, мальчики устало выбираются на берег.

2) Он говорил не волнуясь и, вспоминая подходящие пословицы, обильно смазывал жиром мудрости речь свою.

3) Иногда слепой брал дудку и совершенно забывался, подбирая мелодию к своему настроению.

4) Григорий лежал, широко раскинув ноги и опершись на локти.

А27.Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления обособленных членов в предложении:

«Мы пошли на вал(1)возвышение(2)образованное природой и укрепленное частоколом»

1) 1-запятая, 2-запятая 2) 1 — двоеточие, 2 — тире

3) 1 — запятая, 2 — тире 4) 1 — тире, 2 запятая

Обособлением называется ____________ и интонационное выделение второстепенных членов предложения.

Всегда обособляются обстоятельства с предлогом «несмотря на», которые имеют __________ значение.

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом, который в предложении является _______________

Обособленные члены предложения.

А1. Не относятся к обособленным членам предложения:

1) сказуемое 3) обстоятельство

2) определение 4) приложение

А2. Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки препинания не расставлены):

1) Он пришел особенно возбужденный и веселый.

2) Мальчик глядя в окно вагона счастливо улыбался.

3) Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.

4) Мне вспоминается эта река затененная скалистыми горами.

A3. Укажите условие, при котором определение не обособляется:

1) находится после определяемого слова

2) относится к неопределенному местоимению

3) находится между подлежащим и сказуемым

4) имеет добавочное обстоятельственное значение

А4. Укажите предложение с обособленным согласованным определением (знаки препинания не расставлены):

1) Пароход покачивался у горбатого острова черным камнем торчавшего из воды.

2) Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо вернулась с прогулки.

3) С язвительной усмешкой в глазах стоял он у косяка двери.

4) Отец мой с виду человек суровый на самом деле был очень внимателен и добр.

А5. Укажите предложение, в котором определение относится к личному местоимению (знаки препинания не расставлены):

1) Очнулся он от конского топота внезапно вырвавшегося из-за бугра.

2) Он кружился над сценой ослепленной сотнями огней.

3) Беспечный и веселый он совсем упал духом.

4) Она была освещена неизвестно откуда исходившим тусклым светом.

А6. Найдите определение, стоящее после определяемого слова (знаки препинания не расставлены):

1) Так началась длившаяся много лет борьба за свет.

2) Мальчишки гоняли красных от заката голубей,

3) Улетающие на юг птицы опускаются на ночлег.

4) Парень презирающий удобства умирает на сырой земле.

А7. Найдите предложение с определением, не требующим обособления (знаки препинания не расставлены):

1) Иначе и нельзя назвать эту церковь едва заметную сквозь гущу бузины.

2) Громадный город холодный и блистательный первое время пугал Шевченко.

3) Маленький очень вежливый он выдавал свое происхождение бледным лицом.

4) Учителя уважали люди более степенные чем-то занятые и редко сытые.

А8. Укажите предложение, в котором обособленное несогласованное определение выделено верно:

1) Две стеариновые свечки, в дорожных шандалах горели перед ним.

2) Проживал у нас некоторое время орел, из породы степных небольших орлов.

3) Из памяти не выходила Елизавета Киевна с красными руками, в мужском платье.

4) Один из присутствующих, постарше других с испуганным лицом,

А9. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Стрелы, пущенные в него, упали, жалкие, обратно на землю.

2) Молодой казак, стройный и красивый, налил мне стакан простого вина.

3) По пыльной дороге ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы.

4) Луна взошла сильно багровая и хмурая.

А10.Какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления обособленных членов в предложении: «Объехали давно высохший пруд(1)глубокую яругу(2)заросшую бурьяном выше человеческого роста»

1) 1 — запятая, 2 — тире 2) 1 — тире, 2 — запятая

3) 1 — тире, 2 — тире 4) 1 — запятая, 2 — запятая

A 11 .Найдите ошибку в употреблении определения:

1) Дорога вилась по влажным косогорам, густо заросшим дубняком.

2) Привлеченная светом, бабочка прилетела и кружилась около фонарей.

3) Состав играющим хоккеистам замоскворецкого «Спартака» сегодня несколько изменен.

4) Стихи молодого поэта, изданные впервые, понравились читателям.

А12.Неверно выделено приложение:

1) Чаще всего я встречался с ворчливым дедом- корзинщиком.

2) Ночная бабочка, похожая на комок седого шелка- сырц а, садится на книгу.

3) Знакомая девочка -нищенка жалобно пропела песню..

4) Барыня- красавица подала копеечку убогому.

А13.Укажите предложение с приложением, не требующим обособления (знаки препинания не расставлены):

1) Теперь они стояли друг против друга два пожилых человека.

2) Они мать и дочь были дома.

3) От природы блестящий оратор Илья тщательно готовился к выступлению.

4) На шум прибежала из барыниных комнат горничная Дуняша.

А14. Укажите предложение, в котором приложение с союзом «как» имеет значение причины (знаки препинания не расставлены):

1) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и сделать все самому.

2) Полученный ответ рассматривается как согласие.

3) Мы больше знаем М. Ю. Лермонтова как поэта и прозаика.

4) Мне как механику выполнить это ничего не стоило.

А15.Найдите ошибку в оформлении приложения:

1) Она зарисовала древние светильники с гербом — орлом, парящим над дельфинами.

2) Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов.

3)Средний брат, весельчак и песенник ушел в горы

4)Смиренная Прасковья Ильинична, моя тетушка, разливала чай.

А16.Какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления обособленных членов в предложении: «Я(1)ваш старинный сват и кум(2)пришел мириться к вам»

1) 1, — запятая, 2 — запятая 2) 1-запятая, 2-тире

3) 1 — тире, 2 — запятая 4) 1 — тире, 2 — тире

А17.Найдите предложение с обособленным согласованным определением:

1) Приехали все, за исключением старшей сестры .

2) Григорий лежал, широко раскинув ноги и опершись, на локти.

3) Их напугала собака – небольшое лохматое животное.

4) Берсенев, охваченный неподвижной мглою, невольно остановился.

А18.Найдите предложение с правильной расстановкой знаков препинания:

1) Настроение экипажа, сверх обыкновения было приподнятое.

2) Все, за исключением Вари громко аплодировали певцам.

3) В море, кроме чаек никого не было.

4) Многие из бойцов, помимо своей винтовки, были вооружены трофейными автоматами.

А19.Найдите предложение с обстоятельством, не требующим обособления (знаки препинания не расставлены)

1) Родители очень обрадовались получив письмо сына.

2) Боясь выдать свое смущение мальчик внезапно замолчал.

3) Он спал не раздеваясь.

4) Макар сидел на дровнях слегка покачиваясь.

А20.Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться:

1) ушел посвистывая 2) ехали не останавливаясь

3) поднялись достигнув перевала 4) работать засучив рукава

А21.Как правильно продолжить предложение «Окончив училище. »:

1) нас отправили на Дальний Восток

2) мы должны были служить на Дальнем Востоке

3) у нас было право выбирать себе место службы

4) мне было присвоено звание лейтенанта

А22.Обособленное обстоятельство отсутствует в предложении (знаки препинания не расставлены):

1) В трудные дни он работал с нами не покладая рук.

2) Вопреки мнению Чижа Бакланов начинал нравиться Мечику.

3) Савельич согласно с мнением ямщика советовал воротиться.

4) Детям по причине малолетства не определяли никаких должностей.

А23.Найдите ошибку в употреблении обособленного обстоятельства:

1) Утка, переваливаясь с боку на бок, вела выводок к пруду.

2) Машины умчались по дороге, направляясь на главный тракт.

3) Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали к переезду.

4) Едва овладев грамотой, на третьем году обучения в нашу жизнь вошел английский язык.

А24.Найдите ошибку в оформлении обособленного обстоятельства:

1) Через полминуты соловей пустил высокую трель, и испробовав свой голос, начал петь.

2) Кипренский слушал, опустив голову и задержав кисть на полотне.

3) Доказав теорему, ученик вернулся на свое место.

4) Девушка, помогая ей, с интересом разглядывала эту молодую женщину.

А25.Найдите ошибку в объяснении пунктуации: Иван Грозный(1)намереваясь начать войну с Ливонией(2)жёлал установления торговых отношений с Англией(3)крупнейшим государством Западной Европы(4)имеющим независимость.

1) 1- начало обособленного обстоятельства

2) 2 – конец обособленного обстоятельства

3) 3 – обособленное приложение

4) 4 — несогласованное определение

А26.В каком предложении деепричастный оборот относится к разным глаголам-сказуемым:

1) Задыхаясь, напрягая все силы, Малинин выкарабкался из-под навалившейся на него земли.

2) И шагая навстречу мечте, не деля свое сердце на части, я пою эту песню тебе, человек беспокойного счастья.

3) Все четверо одновременно доплывают до берега, задыхаясь и отплевываясь.

4) В воздухе трепещет золотая паутина, сплетаясь в прозрачные узоры, и замирает, любуясь своей красотой.

А27.Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления обособленных членов в предложении: «Лодка полетела поперек реки (1)скользя по вертящейся быстрине(2)бегущей у самого берега»

1) 1-запятая, 2-запятая 2) 1 — двоеточие, 2 — тире

3) 1 — запятая, 2 — тире 4) 1 — тире, 2 запятая

Обособлением называется смысловое и ______________ выделение второстепенных членов предложения.

Всегда обособляются обстоятельства с предлогом___________ , которые имеют уступительное значение.

В предложении не обособляется деепричастие со значением (какой части речи?)______________

Обособленные члены предложения.

А1. Не относятся к обособленным членам предложения:

1) обстоятельства 3) приложения

2) однородные члены 4) определения

А2. Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки препинания не расставлены):

1) Они стояли неподвижно потупив глаза.

2) Я сидел погруженный в задумчивость.

3) Обессиленный навязчивой мыслью о парусе дедушка впал в забытье.

4) Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки косу.

A3. Укажите условие, при котором определение не обособляется:

1) находится перед определяемым словом

2) находится между подлежащим и сказуемым

3) относится к личному местоимению

4) находится после определяемого слова

А4. Укажите предложение с обособленным согласованным определением (знаки препинания не расставлены):

1) В белом платье с нерасплетенными косами она тихонько подошла к столу.

2) По воде плыли желтые листья ив пахнущие сладкой сыростью.

3) Это была просторная комната больше прежней в два раза.

4) В одних только его глазах на выкате и несколько подвижных замечалась задумчивость.

А5. Укажите предложение, в котором определение относится к личному местоимению (знаки препинания не расставлены):

1) С восторгом и страхом смотрел я на бешеный поток готовый смять под собой каждого.

2) И оба они одновременно услышали пение негромкое приглушенное.

3) Такой холод предвещавший безрассудные поступки он переживал только в детстве.

4) Без воды мы здоровые проживем только три дня.

А6. Найдите определение, стоящее после определяемого слова (знаки препинания не расставлены):

1) Лицо его почти до половины закрытое большими очками было похоже на головы стрекозы.

2) Написанный его рукой лист графленой бумаги лег на стол.

3) В дом вбежала женщина со сбившейся, на голове шалью.

4) Войной оборванные нити соединяются опять.

А7. Найдите предложение с определением, не требующим обособления (знаки препинания не расставлены):

1) Пораженный страхом я иду за матушкой в спальню.

2) Небольшой деревянный домик выкрашенный розовой краской стоял посреди сада.

3) По дороге зимней скучной тройка борзая бежит.

4) Человеческую жизнь можно сравнить с ручейком берущим начало свое в недрах земли.

А8. Укажите предложение, в котором обособленное несогласованное определение выделено верно:

1) Шабашкин с картузом на голове, стоял и гордо взирал около себя.

2) Перед ним, с бычьей шеей и бабьим лицом орал бывший вышибала.

3) Какая-то полная женщина, с засученными рукавами и с поднятым фартуком, стояла среди двора.

4) Служитель тоже в белом, принял из рук Григория шинель.

А9. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Поводья выпали у меня из рук, и, никем не управляемая, моя лошадь побежала рысью.

2) Сперва он хотел вином заглушить в себе тоску досады, бешеной и бессильной.

3) Под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное.

4) Мать, не уснувшая ночью ни на минуту вскочила с постели.

А10 .Какую-пару знаков препинания следует выбрать для оформления обособленных членов в предложении: «Выручил его велосипед(1)единственное богатство(2)накопленное за последние три года»

1) 1 г тире, 2 — запятая 2) 1 — тире, 2 — тире

3) 1 — запятая, 2 — тире 4) 1 — запятая, 2 — запятая

А11.Найдите ошибку в употреблении определения:

1) Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других.

2) До шалаша мы добежали промокшие насквозь.

3) Группа туристов, вышедшая рано утром, в полдень остановилась на отдых.

4) Беседка в саду, обвитая диким виноградом, была любимым местом детских игр.

А12. Неверно выделено приложение:

1) Он рассказал довольно скупо о девочке- поводыре.

2) Для сена лучше сделать из длинных кольев кормушку- треногу.

3) Откуда эта пушка- громобой ?

4) Холодина- судьба застудить не смогла.

А13.Укажите предложение с приложением, не требующим обособления (знаки препинания не расставлены):

1) Вспомнилась маленькая девочка племянница Спирьки.

2) По дороге бежали Ваня и Петя сыновья Дарьи Михайловны.

3) Дежурный бригадир Зырянский дежурство по колонне принял.

4) Инженер он великолепно Знал свое дело.

А14. Укажите предложение, в котором приложение с союзом «как» имеет значение причины (знаки препинания не расставлены):

1) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.

2) Вам как юристу под силу исследовать все доказательства.

3) Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке.

4) Мы ценим И.А.Гончарова как писателя.

А15.Найдите ошибку в оформлении приложения:

1) Горный козел — горал вышел из кустов.

2) На маяке жил только сторож – старый глухой швед, бывший шкипер.

3) В зеленом небе появились звезды – предвестницы мороза.

4) За ними обоими ковыляет старичок, военный доктор Рогов.

А16. Какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления обособленных членов в предложении: «Мой дед(1)крепостной крестьянин(2)был в молодости у барина доезжачим»

1)1- запятая, 2 — тире 2) 1 — тире, 2 — запятая

3) 1 — запятая, 2 — запятая 4) 1 — тире, 2 — тире

А17.Найдите предложение с согласованным определением:

1) Постепенно острота и беспокойство, вызванные тем разговором, поумерились.

2) В начале декабря в Лаосе расцветают чампы – чудесные многовековые деревья.

3) Кроме расцветки, этот гриб ничем не отличается от своих родственников.

4) Она шла не торопясь и как бы наслаждаясь прогулкой.

А18.Найдите предложение с правильной расстановкой знаков препинания:

1) Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.

2) Вместо гнедого жеребца, Коржу дали толстого белого мерина.

3) Все, кроме лейтенанта улыбнулись.

4) Четыре орудия слали туда снаряды, но, сверх Григорьева ожидания огонь не внес замешательства в ряды красных.

А19.Найдите предложение с обстоятельством, не требующим обособления (знаки препинания не расставлены):

1) Больной не вынеся уличного шума попросил закрыть окно.

2) Пробыв в деревне целый месяц он заметно укрепил свое здоровье.

3) Довольные пассажиры примолкнув любовались солнечным днем.

4) Дома у себя Громов всегда читал лежа.

А20.Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться:

1) слушать раскрыв рот 2) осмотрел дав указания

3) мчались вскочив на лошадь 4) думал ложась в постель

А21.Как правильно продолжить предложение «Взобравшись на крышу сарая. »:

1) Павка хорошо видел сад Лещинских 3) всегда интересно

2) Павке хорошо был виден сад Лещинских 4) хорошо Видно

А22. Обособленное обстоятельство отсутствует в предложении (знаки препинания не расставлены):

1) Раиса Павловна даже ввиду таких критических обстоятельств ничего не делает.

2) Крейсеры вследствие недостатка места в бухте держались в открытом море.

3) Несмотря на ранний час улицы были полны народа.

4) Они слушали его историю развесив уши.

А23.Найдите ошибку в употреблении обособленного обстоятельства:

1) Клубятся тучи, млея в блеске алом.

2) Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.

3)Засунув морды в торбы с овсом, лошади моргали длинными ресницами.

4) Щенок, испугавшись чужой собаки, забился в конуру.

А24. Найдите ошибку в оформлении обособленного обстоятельства:

1) Несмотря на свои сорок лет, он увлекался множеством вещей.

2) Только мастер молчал и, прислушиваясь к общему говору, улыбался.

3) Он начал приносить книги и старался читать их незаметно, а прочитав куда-то прятал.

4) Остановив Власову, он закидал ее трескучими и сухими словами.

А25.Найдите ошибку в объяснении пунктуации: Однажды(1)обходя стадо (2)пастухи заметили медленно кружащихся ворон(3)они кружились на одном месте(4)издавая булькающие звуки.

1) 1 — начало обособленного определения

2) 2 — конец обособленного обстоятельства

3) 3 — конец простого предложения в составе сложного

4) 4 — обособленное обстоятельство

А26.В каком предложении деепричастный оборот относится к разным глаголам-сказуемым:

1) Саша, приставив ладонь к глазам, заслонясь от солнца, пытается что-то увидеть на том берегу.

2) Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что-то, и, прищелкивая пальцами, вбежала к старухе.

3) В воздухе трепещет золотая паутина, сплетаясь в узоры, и замирает в воде.

4) Толкаясь, сбежали в сад девицы и затянули хором песню.

А27.Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления обособленных членов в предложении: «Хлопнула входная дверь(1)и в ней показалось легкое, светлое создание(2)’молодая белокурая девушка»

1) 1 — запятая, 2 — запятая 2) 1 — двоеточие, 2 — тире

3) 1 — запятая, 2 — тире 4) 1 — тире, 2 запятая

Обособлением называется смысловое и интонационное выделение членов предложения.

Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом «благодаря», «согласно», «вопреки» и т.п., если они распространены и стоят _____________ сказуемым.

Приложения с союзом «как» обособляются в том случае, если имеют значение ____________

Ответы Предложения с обособленными членами

Фамилия, имя ___________________

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Кожукова Светлана ЮрьевнаНаписать 5729 23.04.2018

Номер материала: ДБ-1494784

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    04.04.2018 2982
    03.04.2018 4246
    03.04.2018 1907
    31.03.2018 4626
    31.03.2018 1286
    31.03.2018 1522
    27.03.2018 1506
    19.03.2018 2313

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Не относятся к обособленным предложениям сказуемое

Обособление — это интонационное и смысловое выделение второстепенных членов предложения, содержащих добавочное сообщение .

По значению обособленные члены предложения делятся на две группы:

1) обо­собленные члены предложения со значением добавочного сказуемого (это обосо­бленные определения, приложения и обстоятельства);

2) обособленные члены предложения со значением уточнения, пояснения, присоединения .

Обособленные определения обозначают добавочный по отношению к сказуемому признак предмета и отве­чают на вопросы какой? какая? какое? каки е ?

Выделяют соглас о ванные и несогласованные определения. Согласованные определения выражаются:

1) причастием, именем прилагательным (нераспро­странённое согласованное определение);

2) причастным оборотом, именем при­лагательным с зависимыми словами (распространённое согласованное определе­ние).

Несогласованные определения выражаются:

1) именем существительным в косвенных падежах (нераспространённое несогласованное определение);

2) именем существительным в косвенных падежах с зависимыми словами (распространённое несогласованное определение) .

· распространённые согласованные опре­деления, стоящие после определяемого слова : Берёзовая роща, иссеченная осколками , стояла совсем прозрачная (В. Кожевников).

· распространённые несогласованные определения, относящиеся к имени соб­ственному, к названиям лиц по степени родства, по занимаемому положению, про­фессии : Дубровский , с расстроенным состоянием , принуждён был выйти в отставку (А. Пушкин).

· одиночные и распространённые согласо­ванные и несогласованные определения, относящиеся к личному местоимению не­зависимо от его позиции в предложении: Я засыпал, упоённый мечтами о завтрашнем путешествии в деревню (И. Бунин). Он, в изодранной сермяге, сидит на лавке (М. Шолохов).

· одиночные и распространённые препо­зитивные определения, имеющие добавоч­ное обстоятельственное (причинное, услов­ное, уступительное и т. п.) значение: Обычно спокойный , ребёнок сегод­ня был сильно взволнован. (Ср.: Несмотря на то, что обычно спо­койный. — уступительное значе­ние).

· дистантно расположенные по отноше­нию к определяемому слову согласованные и несогласованные определения: Напуганные шумом , с ракиты взлетели грачи (С. Крутилин). В платочке и шапках на босу ногу , стояла и мыла окно молодая женщина.

· два и более одиночных определения, стоящие после определяемого существи­тельного, если ему предшествует ещё одно определение: Холодный ветер, резкий и упорный , кидает нас (И. Бунин).

· определение, выраженное оборотом с формой сравнительной степени имени при­лагательного: Некоторые крестьяне , постарше , поздоровались с отцом и со мною (С. Аксаков).

НО: при тесной связи с определяемым словом определение не обособляется: Я не видал человека мудрее и дееспособнее его (И. Тургенев) .

· определения, стоящие перед определяе­мым словом и не имеющие дополнительно­го обстоятельственного значения: Желтели з апушённые инеем окошки (В. Белов).

· определения, связанные по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым; обычно это наблюдается при глаголах дви­жения и состояния, выступающих в роли связки в составе составного именного ска­зуемого: Он сидел погружённый в глубо­кую задумчивость (А. Пушкин).

· определение, относящееся к неопреде­лённому, определительному, указательно­му или притяжательному местоимению, образуя с ним единое целое: Я посмотрел и увидел у неё на лице что-то похожее на усмешку.

Обособленные приложения добавочно характеризуют предмет речи или содержат его оценку, отвечают на вопросы кто он такой? что он такое? и выражаются именем существитель­ным с зависимыми словами или без них.

· распространённые приложения, выра­женные нарицательным именем существи­тельным с зависимыми словами и стоящие после определяемого слова: Бледный круг , спутник сильного мороза , широко охватывал небо возле яркой зимней луны (А. Гай­дар).

· одиночные и распространённые прило­жения, относящиеся к личному местоиме­нию: Мы , артиллеристы , хлопотали около орудий (Л. Толстой).

· одиночные и распространённые прило­жения, относящиеся к имени собственно­му и стоящие после него: В греческой мифологии рассказыва­ется о могучем Прометее , друге людей (Н. Лебедев).

· препозитивные приложения, относящи­еся к имени собственному, обособляются, если имеют добавочное обстоятельственное (причинное, уступительное, условное ит. п.) значение: Химик по о бразованию , Ломоносов особенно много сделал в этой обла­сти. (Ср.: Будучи химиком по обра­зованию. — причинное значение).

· дистантно расположенные по отноше­нию к определяемому слову приложения: И, зимних друг ночей , трещит лучина перед ней (А. Пушкин).

· приложения, присоединяемые союзом как , с дополнительным значением при­чинности: Петров , как опытный турист , был выбран старшим. (Ср.: …поскольку был опытным туристом – причинное значение).

· приложения, выраженные именем соб­ственным, если служат для пояснения или уточнения нарицательного имени суще­ствительного: Их дочь, Ирина , встретила нас на вокзале.

При обособлении употребляется тире:

· перед распространённым или одиноч­ным приложением, имеющим пояснитель­ное значение и стоящим в конце предло­жения: Мне очень нравятся полевые цветы- колокольчики.

· для внесения ясности, если приложе­ние относится к одному из однородных членов предложения: На маяке жили сторож — старый глухой швед — и его друг (К. Паустовский).


источники:

http://infourok.ru/test-po-teme-obosoblennie-chleni-predlozheniya-2915583.html

http://www.sites.google.com/site/sajtrusskogoazykaschool3/predlozenie/obosoblennye-vtorostepennye-cleny-predlozenia-predlozenia-s-obosoblennymi-opredeleniami-i-prilozeniami