Не с глаголами как подчеркивать сказуемое

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 62. Правописание частицы «не» с глаголами.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • правописание частицы «не» с глаголами.
  • определять глаголы, которые без «не» не употребляются;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Частица НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, кроме случаев, когда без НЕ глагол не употребляется. Таких глаголов несколько: негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить и другие.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. —М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Употребление частицы не с глаголами
Видеоуроки в Интернет

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Частица НЕ – служебная часть речи. В речи мы часто используем частицы. В стихотворении Надежды Мельник рассказано про отрицательные частицы:

Нет,
Ну прямо,
Не и ни
Отрицательные мы!
Далеко не,
Вовсе не –
Отрицаем мы вполне…
И отнюдь не отрицаем,
Что? Пока ещё не знаем…

Обратите внимание как отрицательная частица НЕ пишется с глаголами.

Правильно! Частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

Рассмотрим слова: негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить. Почему же тут НЕ пишется слитно?

Попробуйте отделить НЕ от слова. НЕ НАВИДЕТЬ. Есть ли такое слово НАВИДЕТЬ? Нет, такого слова нет. Поэтому в словах негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить НЕ является частью основы слова и пишется слитно. Эти слова надо запомнить.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Слитно или раздельно Вы напишите НЕ с глаголом? Спишите, раскрывая скобки.

(Не)дразните собак, (не)гоняйте кошек,
(Не)жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто (не)будет.

М. Пляцковский

Проверьте себя по эталону:

Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.

М. Пляцковский

  1. Как вы ведёте себя на природе, в лесу? Составьте из слов предложения.

Не, диких, кричите, пугайте, не, животных.

Не, цветы, рвите, другим, будет, приятно, людям, цветы, видеть.

Зря, не, деревья, ломайте, не, на, них, вырезки, делайте. Погибнуть, деревья, могут.

Не, забавы, ради, ловите, бабочек, и, других, животных, муравьёв.

Не , яйца, в, трогайте, птиц. Птицы, вернутся, не, в, гнездо, если, запах, почувствуют, человека.

Проверьте себя по эталону:

Не кричите, не пугайте диких животных.

Не рвите цветы, другим людям будет приятно видеть цветы.

Не ломайте зря деревья, не делайте на них вырезки. Деревья могут погибнуть.

Не ловите ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

Не трогайте яйца в гнезде птиц. Птицы не вернутся в гнездо, если почувствуют запах человека.

3.Прочитайте басню И.А Крылова. Подчеркните глаголы с частицей НЕ.

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

За то на одного из них пришла беда:

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой-как знаками стал Волк его манить

И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный: —

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унёс!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».

Проверьте себя по эталону:

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

За то на одного из них пришла беда:

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой-как знаками стал Волк его манить

И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный: —

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унёс!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».

4. Вставьте в пословицы, где необходимо, частицу НЕ перед глаголом.

___ жди от природы милости: сам садочек ___ сади, сам и ____ вырасти.

___ беречь поросли, ___ видать и дерева.

Кто ___сажал дерева, тому ____ лежать в тени.

Как месяц ___ свети, а все не солнышко.

Возле леса жить — голодному ___ быть.

Без росы и трава ___ растёт.

Проверьте себя по эталону:

Не жди от природы милости: сам садочек сади, сам и вырасти.

Не беречь поросли, не видать и дерева.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

Как месяц не свети, а все не солнышко.

Возле леса жить — голодному не быть.

Без росы и трава не растёт.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Отметьте верное высказывание

А) Частица НЕ пишется с глаголами слитно.

Б) Частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

В) Частица НЕ с глаголами не пишется.

2. Отметьте строку, в которой все глаголы со слитным написанием НЕ

А) (не)навидеть, (не)домогать, (не)сдобровать, (не)взлюбить

Б) (не)любить, (не)болеть, (не)хвалить, (не)понимать

В) (не)годовать, (не)доумевать, (не)думать, (не)составлять

3. Что обозначает глагол недомогать?

А) это значит заставлять, не считаясь с желанием другого;

Б) это значит сомневаться, удивляться;

В) это значит находиться в болезненном состоянии.

Проверьте себя по эталону:

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Всегда ли частица НЕ стоит перед глаголом? Подчеркните частицу НЕ в загадках перед другими частями речи.
  2. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
  3. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь. (Репка)
  4. У арбуза много груза, груз арбузу не обуза. А внутри весь-весь арбуз полон черных мокрых бус. (Семечки арбуза)

Проверьте себя по эталону:

  1. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
  2. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь. (Репка)
  3. У арбуза много груза, груз арбузу не обуза. А внутри весь-весь арбуз полон черных мокрых бус. (Семечки арбуза)

3.На какие группы разбиты слова? Соедините слова с названием группы.

Употребление частицы НЕ с глаголами

Презентация к уроку

Класс: 3.

Цель: формирование знаний о правописании частицы не с глаголами.

Задачи урока:

— познакомить учащихся с ролью частицы не и её раздельных написанием с глаголами;

— дать понятия о глаголах-исключениях;

— закрепить знания и умения учащихся о грамматической основе предложения, частях речи.

— обогащать словарный запас учащихся.

— развивать умения употреблять и правильно писать частицу не с глаголами;

— формирование орфографической зоркости;

— развивать познавательную активность;

— способствовать речевому развитию детей;

— расширять кругозор учащихся;

— развивать внимание, память, мышление;

— побуждать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;

— развивать умение анализировать и делать выводы.

— воспитание организованности, сосредоточенности, аккуратности внимательности;

— воспитание положительного отношения к учёбе.

— воспитание культуры учебного труда;

— воспитание интереса к родному языку;

— воспитание трудолюбия, аккуратности, уважения к товарищам.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; карточки со словами; учебники, презентация.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

— Ребята, посмотрите на доску. Здесь закодировано правило. Это правило будет девизом сегодняшнего урока. Попробуйте его собрать. (Приложение 1)

Ученики пытаются составить из слов предложение.

— Кто составил? (Один ученик на доске из карточек со словами составляет предложение.)

— Прочитай, что у тебя получилось.

— Не спеши языком, торопись делом.

— Прочитаем хором это предложение. (Читают хором.)

— А что это такое?

— К чему она призывает?

— Сегодня на уроке мы прежде, чем говорить, будем думать, и больше работы выполним. Запишите эту пословицу себе в тетрадь

— Смотрим на эту пословицу. “Языком” какая часть речи?

— Есть здесь еще существительное?

— Что такое существительное?

— Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

— Повтори. (Повторяет один ученик).

— А это какая часть речи (спеши)?

— Что такое глагол?

— Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

— Что объединяет слова «торопись» и «спеши»?

— Это слова синонимы.

— А кто знает, как называется это маленькое слово?

— Да, это частица. Какое значение в этой пословице имеет частица не?

— Изменится ли пословица, если мы уберем частицу не? (Закрывает частицу)

— Да, она будет бессмысленна.

— Посмотрите, какое маленькое, но какое важное слово не. Сейчас мы его запишем (слайд 2).

3. Чистописание.

— Но посмотрим сначала, как пишется буква н. (Презентация, слайд 2, 3 Ручка является переходом к программе “Чистописание”)

— Посмотрим, как пишется заглавная буква Н. Мы её пишем вовсю строку.

— Теперь на строке после классной работы прописываем заглавную букву Н один раз.

— Снова смотрим на экран. Вспомним, как пишется строчная буква Н. Мы её пишем, не выходя за пределы верхней строки.

— Теперь на этой же строке прописываем строчную букву Н один раз.

— Теперь прописываем соединение н и е – не один раз.

— Дальше на строке прописываем в этой последовательности: заглавная Н, строчная н, соединение не.

— И сегодня весть урок частица НЕ будет с нами. (слайд 4)

4. Изучение нового материала.

— Возвратимся к пословице. Посмотрите на частицу НЕ. С какой частью речи дружит частица НЕ?

— А как она написана?

— А как вы думаете, почему ее надо писать отдельно?

— Если между частицей НЕ и глаголом можно вставить слово, то частица НЕ в этом случае пишется раздельно.

— А всегда ли между частицей НЕ и глаголом можно вставить слово и написать раздельно? Может быть нельзя? Докажите.

— Не слишком спеши, не чересчур спеши, не шибко спеши, не сильно спеши.

— Какой можно сделать вывод?

— Если между частицей НЕ и глаголом можно вставить слово, то частица НЕ в этом случае пишется раздельно.

— Совершенно верно. А слова слишком, чересчур, сильно, шибко называются наречиями.

— А что в учебнике ученые написали нам про частицу НЕ? Сравните, так же они думают или ошибаются? С. 112. Читаем

— Как же называется частица НЕ?

— Она отрицает, делает значение глагола противоположным. Посмотрите, как обозначается частица НЕ?

— Подчеркнем частицу Не в пословице. Выполняют.

— Молодцы. (слайд 5)

5. Первичное закрепление материала.

— А теперь, применив это правило, выполним следующее задание. (слайд 6)

— Вспомним еще раз правило, как пишется Не с глаголом.

— Смотрим на экран. Подумайте, как соединить первую и вторую часть пословицы. Запишите пословицы в тетрадь.

— Проверяем. Возьмем в руки карандаш. Смотрим первую пословицу. Что у вас получилось?

— Ложь человека не красит.

— Как записали не красит?

— Ложь человека не слишком красит.

— Подчеркните орфограмму — пробел.

— Смотрим вторую пословицу. Что у вас получилось?

— Кашу маслом не испортишь.

— Как записали не испортишь?

— Кашу маслом не сильно испортишь.

— Подчеркните орфограмму — пробел.

— Смотрим третью пословицу. Что у вас получилось?

— Лодырю всегда нездоровится.

— Как записали нездоровиться?

— Есть такое слово здоровиться?

— Красит есть, испортишь есть, а здоровиться нет. Значит, как будем писать в этом случае?

— Не слитно: нездоровится.

— Да, пишем слитно. В этом случае мы можем проверить так: не употребляется без не.

И таких слов в русском языке несколько. Вот некоторые из них: (слайд 7) нездоровиться, негодовать, ненавидеть. Это глаголы-исключения. Запишите эти глаголы в столбик.

— В этих словах частица Не пишется слитно. В словах нездоровиться НЕ является приставкой (отметим себе), ненавидеть Не приставка (отметим), а в слове негодовать частью корня (отметим).

— Через тире подберем к этим словам синонимы и запишем их. (слайд 8)

Нездоровится – болеть. Ненавидеть – не любить. Негодовать – сердиться.

— Это слова – исключения и мы их должны запомнить.

6. Физминутка

Игра

Частица НЕ решила с вами поиграть в игру “Делай всё наоборот”

– НЕ вставайте из-за парт.

– Не качайтесь, дети!

– И не приседайте!

– Не хлопайте в ладоши!

– Не топайте ногами!

– Не подпрыгивай, как мяч!

– Не качайтесь, дети!

– И не приседайте!

– Не хлопайте в ладоши!

– Не топайте ногами!

– Не вздыхайте глубоко!

– Не садитесь тихо!

7. Вториччное закрепление материала

— Весь урок мы думаем, размышляем, работаем по правилу. Кто мне напомнит правило?

— Не с глаголами пишутся раздельно.

— Продолжаем работать. Смотрим на экран. Прочитайте стихотворение Владимира Солоухина. (слайд 9)

Мне не унять метели,
Не растопить снега,
Но чтобы птицы пели
Это в моих руках.

— О чем говорится в стихотворении?

— О том, что не в наших силах унять метель и растопить снега, но мы можем помочь птицам не замерзнуть зимой и весной порадовать своим пением.

— О ком говорится в стихотворении?

— Какая главная мысль в этом стихотворении?

— Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них! Позаботьтесь о пернатых в холода, и они на ваше внимание ответят весной и летом: подарят вам прекрасные песни, уничтожат вредных насекомых, жуков, мешающих развиваться растениям.

— Птицы поют, когда в мире царит добро, мир, спокойствие, любовь, когда нет войны. И в наших силах не допустить войны и разногласия.

— Обратите внимание на слово “не унять”. Что значит не унять?

— Не заставить быть спокойными.

— Что значит не растопить?

— Не в наших силах заставить снег растаять, превратиться в воду.

— А что в наших силах?

— Обратите внимание на написание НЕ с глаголом. Как пишется Не с глаголом?

— Обратите внимание на знаки препинания в конце предложения. Какие здесь знаки?

— Запятые и точка.

— Прочитайте еще раз это стихотворение про себя. (Читают.)

— Послушайте теперь это четверостишье. (Клик на птичку. Изображение птицы является гиперсылкой на аудиофайл).

— Пишем это четверостишье по памяти. (слайд 10)

— Проверяем. Возьмем в руки карандаш. Смотрим на экран. Кто написал верно, не допустив не одной ошибки? (слайд 11) (Поднимают руки.)

— Этот салют вам! (слайд 12)

— У кого одна – две ошибки? (Поднимают руки.)

— Это сладкая, вкусная конфета вам, которую преподносит благодарная птичка.(слайд 13)

— И предлагает вам следующее задание. Найдите и подчеркните в этом четверостишье грамматическую основу. Кто знает, что такое грамматическая основа?

— Это главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

— Подчеркиваем в четверостишье грамматическую основу.

— Какими частями речи выражены в предложении подлежащее и сказуемое?

Чем выражено подлежащее?

— Чем выражено сказуемое?

— Глаголом с частицей НЕ.

— Как пишется Не с глаголами?

— Подчеркиваем орфограмму — пробел.

8. Обобщение.

— Посмотрите на доску. Здесь зашифровано мое пожелание вам на будущее от меня. Что я вам желаю? Кто уже составил? (Приложение 2)

Один ученик выходит к доске и располагает карточки со словами в правильном порядке.

Не говори, что узнал, а скажи, чему научился.

— В этой пословице есть то, что вы должны запомнить.

— Не с глаголами пиши отдельно.

— В каких случаях мы пишем раздельно?

— Когда между частицей НЕ и глаголом можно вставить слово.

— Успехов вам в изучении русского языка! Спасибо за урок! (слайд 14)

9. Домашнее задание

Записываем домашнее задание.

Правило, с. 113 Упр. 363

Список используемых источников:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник. 3 класс.

— Программа “Чистописание” – из школьных архивов.

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/651980

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html