Не спеши языком торопись делом правописание

Запишите пословицы. Какая мысль их объединяет? Какие орфографические правила вы применили? 1. Языком (не) сп..ши,

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,034
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

ГДЗ учебник по русскому языку 3 класс Канакина. Падеж имен существительных. Упражнение №70

Прочитайте. Когда так говорят?
1 . Языком не спеши, а делом не ленись .
2 . Дело мастера боится.
3 . Делу время , потехе час.
4 . Слов много, а дел мало .
5 . И умён, и пригож, и в деле хорош .
6 . Ты сделал дело , теперь гуляй смело.
• Обсудите, пользуясь сведениями о языке, как определить падеж имени существительного дело в каждом предложении.
• Спишите сначала предложение, в котором имя существительное дело стоит в именительном падеже, затем другие предложения.
• Укажите падеж слова дело в каждом предложении.

Решение

Пословицы призывают нас к работе, к выполнению дела и восхваляют трудолюбие.
Дело (И. п.) мастера боится .
Языком не спеши, а делом (Т. п.) не ленись.
Делу (Д. п.) время, потехе час.
Слов много, а дел (Р. п.) мало.
И умён, и пригож, и в деле (П. п.) хорош.
Ты сделал дело (В. п.), теперь гуляй смело.
гуляй [ гул’ай ’]
г [ г ] − согл., звонк. парн., твёрд. парн.
у [ у ] − гласн., безуд.
л [ л ’] − согл., звонк. непарн., мягк. парн.
а [ а ] − гласн., ударн.
й [ й ’] − согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
5 б., 5 зв.

Орфограммы начальной школы в пословицах и поговорках
учебно-методический материал по русскому языку по теме

С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.

Скачать:

ВложениеРазмер
poslovitsy_na_vse_pravila.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Все орфограммы начальной школы

в пословицах и поговорках

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм (С.Ожегов).

Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи (В.Даль).

Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом (С.Ожегов).

Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы: поученье в принятых, ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться (В.Даль).

С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.

Гласные после шипящих.

Делу время – потехе ча с.

Не торопись отве ча ть – торопись слушать.

В чу жи е сани не садись.

Грибы и щу т – по лесу ры щу т.

Ши ла в мешке не утаишь.

Чужи м богат не будешь.

Чу жая душа – потёмки.

Век жи ви – век учись.

Яйца курицу не у ча т.

Жи знь прожить – не поле перейти.

Сам погибай, а товарища выру ча й.

Знания – дело на жи вное.

Голову дер жи в холоде, жи вот в голоде, а ноги в тепле.

На вкус и цвет товари ща нет.

Где с ши то на живую нитку, там жди прорехи.

Держи карман ши ре.

Ча й пить – не дрова рубить.

Конь бе жи т, земля дро жи т.

Дом, как полная ча ша.

Чу деса в решете.

Январь – году на ча ло, зиме – середина.

Соловей с вороной в одном лесу жи вут, да разные песни поют.

Два медведя в одной берлоге не у жи вутся.

Не верь козлу в огороде, а волку в ов ча рне.

Летом проле жи шь, зимой с сумой побе жи шь.

Ехал в К азань, заехал в Р язань.

У лодыря Е горки, всегда отговорки.

Куда М акар телят не гонял.

Москва слезам не верит.

Язык до К иева доведёт.

Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.

Белые ру чк и чужие труды любят.

Какова яблоня, таковы и ябло чк и.

Ложка дёгтя в бо чк у мёда.

Ласто чк а день начинает, а соловей кончает.

Сини чк а – воробью сестри чк а.

Сначала цвето чк и, а уж потом ягодки.

Зимний ветер морозу помо щн ик.

Старый друг лу чш е новых двух.

Правописание слов с ь – показателем мягкости.

Бол ь ше думай, мен ь ше говори.

Смелост ь города берёт.

Осен ь – перемен восем ь .

Бол ь ному всё гор ь ко.

Жит ь – Родине служит ь .

Родина – мат ь , умей за неё постоят ь .

Скучен ден ь до вечера, коли делат ь нечего.

Разделительный мягкий знак.

Б ь ётся как рыба об лёд.

Снегирь зимою поёт, на снег, в ь югу и слякоть.

Здоров ь ю цены нет.

Не игла ш ь ёт, а руки.

Февраль силён метел ь ю, а март – капел ь ю.

Осен ь ю у вороб ь я пир.

Учен ь е – путь к умен ь ю.

Апрельские руч ь и землю будят.

Если зимою в ь юги, то летом – ненаст ь е.

Ветер без крыльев летает.

Где была радуга, там дождь прол ь ётся.

Где хотен ь е – там и умен ь е.

Терпен ь е и труд всё перетрут.

Откладывай бездел ь е. Не откладывай дела.

Всяк кузнец своего счаст ь я.

Маленькое дело лучше большого бездел ь я.

Птице – крыл ь я, а человеку – разум.

Вся сем ь я вместе, так и душа на месте.

Учен ь е – свет, а неучен ь е – тьма.

Повторен ь е – мать учен ь я.

Непроверяемые безударные гласные.

Два м е дведя в одной берлоге живут.

Худ о бед, когда хлеба нет.

Р а ботай до поту, так поешь в охоту.

Без к а пусты щи не густы.

Дорога ложка к о беду.

Слово не в о робей, вылетит, не поймаешь.

На вкус и цвет т о вар и ща нет.

Видит с о бака м о локо, да в кувшине глубоко.

Пустили козла в о г о род.

Не дорог о бед, а дорог привет.

Правда в огне не г о рит и в воде не тонет.

Не мол о т железо куёт, а кузнец мол о том бьёт.

Всякая д о рога вдвоём веселей.

Тяп да ляп не выйдет к о рабль.

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Б о льшой г о ворун – пл о хой работник.

Сядем р я дком да пог о ворим л а дком.

Тогда пл я ши, когда играю.

Утро веч е ра мудренее.

Б е да ум р о дит.

За худой г о л о вой и н о гам не покой.

У страха гл а за велики.

Не на пользу ч и тать коли только в е ршки хв а тать.

Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

О дер е ве судят по пл о дам, а о человеке по его д е лам.

По платью встречают, по уму провожают.

Какие труды, такие пл о ды.

Мороз л е нивого за нос хв а тает, а перед проворным шапку сн и мает.

Дерево с и льно к о рнями, а человек своими трудами.

З е рно в к о л о су, тор о пись сжать п о л о су.

Всякому м и ла своя ст о рона.

Новый год – к в е сне поворот.

Октябрь землю покрыл где л и стом, где сн е жком.

Где птица не л е тает, а своё гн е здо знает.

Парные звонкие и глухие согласные.

Береги но с в большой моро з .

Ко ш ка клубком – на моро з .

В зимний холо д всякий моло д .

Ко ш ка на поро г , а мы ш ка в уголок.

Кто любит тру д , того люди чтут.

Терпенье и тру д всё перетрут.

Сорвать пру т не большой тру д .

В мае дождь – будет рожь.

Пей, ешь, а правду ре ж ь.

Красна яго д ка, да на вкус горька.

Ры б ка мелка, да уха сла д ка.

Бро в ь да глаз рядом живут.

Не тот дру г , кто ме д ком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

На мы ш ку и ко ш ка зверь.

Мё д есть – в улей ле з ть.

Собирай по яго д ке – наберёшь кузовок.

Чтобы ры б ку съесть, надо в воду ле з ть.

Хвост голове не ука з ка.

Хле б – всему голова.

Хле б – батюшка, вода – матушка.

Хрен ре д ьки не слаще.

Мал золотник, да доро г .

По Сеньке ша п ка.

Один с сошкой, а семеро с ло ж кой.

На языке мё д , а на сердце лё д .

Старый дру г лучше новых двух.

Снег глубок — год хорош.

И на нашей улице будет праз д ник.

Ленивому всегда праз д ник.

Зимой со л нце сквозь слёзы улыбается.

Тёплые и звёз д ные ночи в апреле – к урожаю.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

Сс ора до добра не доводит.

В осе нн ее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.

Исти нн ую цену розе знает лишь соловей.

Весе нн ий день год кормит.

Ленивому каждый день су бб ота.

Предлоги и приставки.

Скромность всякому к лицу.

Совесть без зубов, а гложет.

Сорока на хвосте при несла.

Без труда нет плода.

День на минуту, болтовни на час.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

Жизнь прожить, не поле перейти.

За молчал, как воды в рот на брал.

Легко сказать, да тяжело с делать.

Снегирь под окном чирикает, к от тепели.

Февраль и теплом при ласкает, и морозом от дубасит.

Это ещё вилами на воде на писано.

Одна пчела не много мёда на таскает.

Рано пташечка за пела, как бы кошечка не с ъела.

Белый свет не клином со шёлся.

Ум за разум зашёл.

По дал ручку, да под ставил ножку.

Легко чужими руками жар за гребать.

Нашла коса на камень.

Разделительный твёрдый знак.

Лето собирает, а зима с ъ едает.

Ветер снег с ъ едает.

С ъ ел бы пирог, да в печи сжёг.

Чтобы рыбку с ъ есть, надо в воду лезть.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу с ъ ел.

Правописание существительных с шипящими на конце.

Белый лебедь серому не товари щ .

Сытый голодному не товари щ .

Будет день – будет и ночь.

Всякая ве щь хороша на своём месте.

Здоровому вра ч не нужен.

Как в мае дождь – так и будет ро жь .

Даст небо дождь, а земля ро жь.

Ло жь человека не красит.

Летом свет во всю но чь .

Правописание не с глаголами.

Не спеши языком, торопись делом.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.

Ссора до добра не доведёт.

С огнём не шути и воде не верь.

По снегу грибы не ищи.

Всех сластей не переешь, всех нарядов не переносишь.

Где не бывал, о том не сказывай.

Не хвастай силой, не хвались умом.

Семеро одного не ждут.

Падежные окончания существительных.

При солнышк е тепло, при матер и добро.

На чужой сторонушк е рад своей воронушк е .

Птица рада весне, а младенец — матер и .

Не грози щук е морем.

Чему научишься в молодост и , пригодится в старости.

Кто мечтает о побед е , тот не думает о смерт и .

Друг познаётся в опасност и .

Горьк ая правда лучше сладк ой лжи.

Держись стар ого друга.

Стар ый друг лучше нов ых двух.

Мал ое слово большую работу творит.

Чёрн ая земля золотую рожь родит.

Книга для ума – что тёпл ый дождь для всходов.

Утренн яя роса – добр ая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.

Дождлив ое лето хуже осени.

Зима снежн ая – лето дождлив ое .

Маленьк ое дело лучше безделья.

На труслив ого человека всегда собак много.

Хорош ие речи приятно слушать.

Глаголы на – тся, ться.

Грамоте учи ться всегда пригоди тся .

Учи ться никогда не поздно.

С умным человеком разговаривать, что мёду напи ться.

Надо беречься, чтобы не обжечься.

Волков боя ться – в лес не ходить.

Где тонко, там и рвё тся.

Слухами земля полни тся .

Пуганая ворона куста бои тся .

В тихом омуте черти водя тся .

Любишь ката ться, люби и саночки возить.

Без слов дом не строи тся, без пословицы речь не молви тся .

Безударные личные окончания глаголов.

Доброе слово само себя хвал ит .

Правда глаза кол ет .

Труд человека корм ит , а лень порт ит .

Своя ноша не тян ет .

Кто не се ет , тот не жнёт.

Улитка едет, когда-то буд ет .

Сытый голодного не разумеет.

Вид ит око далеко, а ум ещё дальше.

И сила уму уступа ет .

Много вид ит , да мало слыш ит .

Язык без костей, что хоч ет , то и лопоч ет .

Мягко стел ет , да жёстко спать.

Перо пиш ет , а ум вод ит .

Одним ухом спит, другим слыш ит .

Друг спо рит , а враг поддакива ет .

Сладким портят, а горьким леч ат .

Трус погиба ет , а храбрый побежда ет.

Глаголы 2 лица единственного числа.

Баснями сыт не буд ешь .

Без беды друга не узна ешь .

Без труда не вытащ ишь и рыбку из пруда.

Напиш ешь пером, не выруб ишь топором.

Тише едешь, дальше буд ешь .

Не поклоняясь до земли и грибка не подым ешь .

Что посе ешь , то и пожн ёшь .

Близок локоть, да не укус ишь .

Слезами горю не помож ешь .

Одной рукой и узла не завяж ешь .

Кашу маслом не испорт ишь .

За чужим погон ишь ся, своё потеря ешь .

Слышал звон, да не зна ешь где он.

Шутку люб ишь над Фомой, так люби и над собой.

Упуст ишь время – потеря ешь час.

В решете воду не удерж ишь .

Конь вырвется – догон ишь , а слово сказанное не ворот ишь .

Цену вещи узна ешь , когда потеряешь.

Тише ед ешь , дальше буд ешь .

Поспеш ишь , людей насмеш ишь .

Однородные члены предложения.

Без нитки да иголки шубу не сшить.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Солнце летом греет, а зимой морозит.

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах рисует.

За совесть, за честь, хоть голову снесть.

Кто встал пораньше, ушёл подальше.

Семь раз примерь, один отрежь.

У вас дрова рубят, а к нам щепки летят.

У него на вербе груши растут.

Друг тот, кто в беде с тобой.

В чужом глазу соринку заметит, а у себя и бревна не разглядит.


источники:

http://reshalka.com/uchebniki/3-klass/russkii_yazik/kanakina/378

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/08/23/orfogrammy-nachalnoy-shkoly-v-poslovitsah-i-pogovorkah