Не всегда удается легко усвоить правильное правописание

Задание №6 на ЕГЭ «Типы лексических ошибок»

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

МБОУ СОШ с. Куймань

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК ПОДГОТОВКА К ЗАДАНИЮ №6 ЕГЭ

КИМ ЕГЭ 2020 года

В документах, определяющих структуру и содержание элементов ЕГЭ, указано, что задание 6 ЕГЭ по русскому языку 2020 проверяет знание лексических норм современного русского литературного языка (кроме паронимов, знание которых проверяется в задании 5) и базовое умение найти и исправить ошибки в употреблении слов в предложении.

Лексические нормы русского литературного языка

это правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением и с учётом их лексической сочетаемости и стилистической окраски.

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

(проверяется в задании 5)

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства).

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Молодой юноша, очень прекрасный

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах

  • Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
  • Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Обратите внимание!

  • Методика работы на уроках русского языка по предупреждению речевых ошибок должна основываться, во-первых, на распознавании ошибок различных типов и, во-вторых, на их устранении (с помощью специальных приемов).
  • Сам этап распознавания ошибки должен строиться на понимании семантического противоречия, спровоцированного ошибкой в данном предложении.
  • Это означает, что работа с заданием 6 не должна сводиться только к требованию исправить ошибку.
  • Выполнение этого задания потребует особого алгоритма его выполнения.

Алгоритм выполнения задания 6

Найди смысловое (семантическое) противоречие

Распознай ошибку, укажи ее вид

со средствами выразительности)

Если это ошибка, исправь ее.

Слово в ответе записывай в той форме, в которой оно записано в задании.

Вариант 1 ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВА

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

С самого начала произведения автор ведет взаимный диалог с читателем, показывает свое отношение к описываемым событиям.

Ответ: ВЗАИМНЫЙ. В данном предложении необходимо исключить слово «взаимный», так как оборот речи «взаимный диалог» является плеоназмом.

Вид лексической ошибки

Такие ошибки однотипны, они часто встречаются в речи, некоторые плеоназмы даже являются устойчивыми оборотами, поэтому можно составить небольшой

1. Употребление лишнего слова (речевая избыточность — плеоназм).

Словарик плеоназмов ЕГЭ 2020 (Из типовых экзаменационных вариантов под редакцией И. П. Цыбулько)

Классика классической литературы

Задание 6 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

  • Перед путешественниками разверзлась глубокая бездна, преодолеть которую было невозможно.
  • Путь писателя к признанию и любви читающей публики зачастую усеян колючими терниями и полон соблазнов.
  • Посещение первой премьеры спектакля по пьесе современного французского драматурга доставило нам большое удовольствие.
  • Надменное высокомерие и презрение к людям своего племени сделали героя рассказа М. Горького изгоем.
  • Не всегда легко усвоить правильное правописание того или иного слова, поэтому приходится использовать различные ассоциативные приемы запоминания. 6) В спектакле Орловского драматического театра «Воительница» роль Домны Платоновны исполняла известная столичная московская актриса Вера Васильева.
  • Музыкальную пьесу композитор решил закончить в веселом мажоре, чтобы у публики сохранилось приподнятое настроение.
  • Модель экономического роста страны, учитывающая современные действительные реалии, должна обеспечить решение важнейших социальных задач.

Задание 6 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

  • Жители поселка были убеждены в том, что в их глухое захолустье не поедут работать выпускники вузов, и поэтому приезд молодого агронома стал для всех неожиданностью..
  • Чиновник был уверен: подобным отвлеченным абстракциям не место на выставке современного социалистического искусства.
  • Английский писатель, историк и философ 19 века Томас Карлейль считал, что всемирная история – это биография жизней великих людей.
  • Эту ветхую рухлядь давно уже пора было отправить на чердак, но как-то рука не подымалась на бабушкино наследство.
  • В районе Южного полюса Юпитера астроном заметил темное пятно и вначале принял его за необычный природный феномен, ведь на этой планете часто бушуют волны. 6) Первого апреля исполняется 200 лет со дня рождения классика русской классической литературы Николая Васильевича Гоголя.
  • Солист всемирно известной музыкальной группы планирует издать свою автобиографию.

Вариант 2 ЗАМЕНА СЛОВА

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

Ответ: ПРИНЯЛИ. Здесь нарушение лексической сочетаемости. Ряд решений можно принять.

Вид лексической ошибки

  • 1.Употребление слова в несвойственном ему значении.
  • 2. Нарушение лексической сочетаемости слова.
  • 3. Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).
  • 4. Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.
  • 5. Нарушения, связанные с употреблением фразеологических оборотов
  • 6. Неудачный выбор одного из синонимов.
  • 7. Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Задание 6 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

  • Андрей бросил беглый глаз на гостя – тот был аккуратно одет, причесан.
  • Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астра».
  • Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответственность за опрометчивый поступок, совершенный в юности.
  • Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.
  • После двухмесячного посещения дома Туркиных и трепетных ухаживаний за Катенькой Старцев предоставил ей руку и сердце.
  • Количество девятиклассников, желающих поехать летом в Михайловское, прогрессирует с каждым днем.
  • Карьера любого спортсмена не может считаться вполне успешной, пока не сбылась его самая заветная мечта – одержать первенство в олимпиадной борьбе.
  • Один из последних фильмов знаменитого режиссера создал неоднозначную реакцию зрителей.
  • В преклонном саду яснополянской усадьбы Л. Н. Толстого гости увидели не только привычные яблони, груши, вишни, но и несколько лимонных и апельсиновых деревьев.

Задание 6 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

  • П. М. Третьяков всю жизнь увлекался собиранием картин и к тридцати пяти годам был уже известным всей России селекционером, к которому уважением относились не только искусствоведы, но и художники.
  • Однажды весной с моим дедом, старым соловецким охотником, случился необыкновенный случай.
  • Войдя в парадный зал, Анна Каренина лишь на одно мгновение бросила глаз на группу молодых офицеров, в которой находился Вронский.
  • в конце 17 столетия сторонники царевны Софьи одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
  • Важно понять, кому из героев рассказа больше импонирует автор произведения.
  • Договор между странами о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане творит условия для реализации совместных экономических проектов.
  • Из-за содержания в стеблях и листьях фикуса особых ядов это популярное домашнее растение может навлекать аллергические реакции.

Смешение паронимов

Нарушение лексических норм часто связано с тем, что говорящие или пишущие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению. Такие слова называются паронимами.

Задание 5 ЕГЭ проверяет умение увидеть лексическую ошибку, а именно смешение паронимов.

Формулировка задания 5 ЕГЭ

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Запишите подобранное слово.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 5 Пример выполнения задания 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Давно наступили весенние сумерки, темные от ДОЖДЕВЫХ туч.

На фронте шли ЖЕСТОКИЕ, незатихающие наступательные бои.

Старые рыбаки говорят, что ЕДИНСТВЕННОЕ средство спастись от капризного ветра – выйти в море.

ДРАМАТИЧНАЯ история мастера, чей талант был растрачен на безделушки, превратилась в плакатное изображение несравненного умельца, подковавшего блоху.

Поднявшись на небольшой холмик, откуда начиналась едва заметная ЛЕСИСТАЯ тропинка, он оглянулся.

Семь эффективных способов подтянуть орфографию и научиться писать без ошибок

Сколько прекрасных карьер не сложилось, сколько возможностей упущено элементарной безграмотности! Как вы думаете, примет ли серьёзный инвестор «интИресТное прИдложение» о совместной деятельности? И что будет с сотрудником, согласовавшим наружную рекламу с явной ошибкой, которую теперь обсуждает весь город? А согласится ли девушка пойти на свЕдание? Если чувствуете, что орфография не ваш конёк, предлагаем несколько способов её подтянуть.

Если нет времени сидеть над учебниками, можно прокачать знания при помощи онлайн-программы. Как говорится, на войне все средства хороши.

1. Читайте качественную литературу

Мы пишем правильно не потому, что каждый раз вспоминаем правила, а потому что большинство слов видели сотни раз и запомнили их написание. Поэтому лучшим способом «прокачки» орфографических навыков всегда считалось чтение художественной литературы. Во время этого процесса развивается зрительная память, то есть мозг просто запоминает, как выглядит то или иное слово, и не даст вам ошибиться, даже если вы не помните правил правописания. Но читать нужно качественные книжки, а не переписку в мессенджере или форумы и непонятно чьи тексты в интернете — вот как раз вы рискуете нашпиговать свою голову всеми ошибками, какие только есть в русском языке. Читать желательно с раннего детства. Этот способ хорош ещё и тем, что он не только повышает грамотность, но и обогащает словарный запас.

2. Переписывайте тексты

Нельзя научиться кататься на коньках, не выходя на лёд. Точно так же для грамотного письма недостаточно только читать. Возьмите за правило ежедневно 15–20 минут посвящать переписыванию текстов из художественных или научно-популярных книг. Писать лучше ручкой — так будет срабатывать не только зрительная, но и механическая память. Обычно двух-трёх месяцев занятий хватает, чтобы подтянуть орфографию до приличного уровня.

3. Пишите диктанты

Письмо под диктовку развивает фонематический слух и учит определять ошибкоопасные места. Споткнулись, значит, надо проверить. В век тотальной компьютеризации сделать это можно за считанные секунды, главное, выработать в себе орфографическое чутье, и диктанты этому как раз способствуют. После диктанта делайте полный разбор своих ошибок, и вы увидите, что с каждым новым текстом их будет становиться всё меньше.

4. Повторяйте правила

Нет, заучивать их не нужно. Вы не в школе. Правило достаточно внимательно прочитать, осознать, разобрать на примерах и немного попрактиковаться в написании слов с данной орфограммой. В идеале нужно каждый день повторять одно новое правило, но с учётом занятости на работе, дома, можно ограничиться 2–3 занятиями в неделю. На сложные или объёмные правила отводите несколько дней, чтобы закрепить изученное. Заниматься можно по школьным учебникам или использовать специальные книги, где материал обобщён и систематизирован. Например, учебник Дитмара Розенталя «Русский язык» или пособие этого же автора «Пишите, пожалуйста, грамотно!».

5. Смотрите видеоуроки и лекции

Если лучше воспринимаете визуальную информацию, хорошим подспорьем станут видеоуроки и научно-популярные лекции по русскому языку, коих в интернете великое множество. Можно найти уроки по конкретной орфограмме, например о «тся» и «ться», удвоенном «нн» в причастиях, слитном и раздельном написании разных частей речи. Тем, кто хочет улучшить не только грамотность, но и стилистику, рекомендуем послушать лекции известных популяризаторов русского языка Ирины Левонтиной, Анны Валл, Марины Королёвой. Будет не только познавательно, но и очень интересно.

6. Перечитывайте и редактируйте

Привыкли писать в мессенджерах «спс», «пасибки», «я тя лю»? Если хотите повысить грамотность, от такого способа общения лучше отказаться, ведь ваш мозг путается и в неподходящий момент может подсунуть ошибочный вариант. Пишите грамотные сообщения и, прежде чем нажать на Enter, перечитывайте их, исправляйте ошибки. Если сомневаетесь в написании слова, загуглите его, не знаете, где поставить запятую, — разбейте этот кусок текста на отдельные предложения. Особенно данный навык важен при написании деловых писем. Ещё раз пробежаться глазами по тексту недолго, а ваша репутация не пострадает.

7. Занимайтесь с репетитором или на онлайн-курсах

В любом деле важна система. Если чувствуете, что регулярное самообразование — это не про вас, занимайтесь с репетитором. Особенно этот способ эффективен, когда пробелы в орфографии слишком большие или их нужно устранить в короткие сроки. Личный педагог выстроит индивидуальную программу занятий, поможет быстро и точечно разобраться с основными проблемами. Одновременно он будет тем внешним стимулом, который не даст вам сойти с дистанции. Отметим, что занятия с репетитором стоят недёшево. Если они вам не по карману, вместо реального педагога можно воспользоваться услугами виртуального на какой-нибудь из профильных интернет-платформ.

Например, пройти экспресс-программу можно в онлайн-школе Smart University. Если нужно просто подтянуть письменную речь, выбирайте курс «Орфография для всех», хотите окунуться в языковую среду чуть глубже — запишитесь на курс «Грамотный блогер». Программы состоят из коротких уроков, видео, проверочных тестов. Заниматься в Smart University можно онлайн через компьютер или смартфон. Найти экспресс-программы можно в личном кабинете на сайте в разделе «Курсы без учителя», авторизовавшись по номеру телефона. И помните, учиться никогда не поздно!

Тестовая работа по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ»

Ответами к заданиям 1-26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 спра­ва от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, за­пятых и других дополнительных символов . Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Форма костюма композиционно может быть организована по принципам симметрии и асимметрии. (2)Как правило, относительно симметричными создаются костюмы для работы, асимметрия предпочтительнее для нарядной одежды. (3)Асимметричное расположение элементов костюма должно быть обязательно уравновешено: если, например, расположить карман на правой стороне, то платок или шарф, завязанный на шее, должен быть расположен на левой стороне платья.

1. Укажите варианты ответов , в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Обязательное требование асимметрично организованного костюма — наличие ярких уравно -вешенных элементов.

2) Композиционные принципы симметрии и асимметрии в форме костюма связаны в первую очередь с его предназначением, при этом асимметричное расположение элементов должно быть уравновешено.

3) Предназначение костюма определяет, какой принцип будет воплощён при его создании: принцип симметрии или принцип асимметрии, требующий уравновешенного расположения элементов.

4) Нарядные костюмы создаются относительно симметричными, а костюмы для работы
требуют обязательного наличия уравновешенных асимметричных элементов.

5) Композиционные принципы симметрии при создании костюма для работы должны
прежде всего отвечать требованию уравновешенности в расположении всех его
элементов.

2. Самостоятельно подберите союз , который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания.

Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы.

Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. Ф. стиха.

В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Формы слова. Формы словоизменения.

Установленный образец чего-н. Дать сведения по форме. Наградной лист установленной формы.

Приспособление для придания чему-н. тех или иных очертаний. Литейная ф. Ф. для выпечки печенья.

Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся). Офицерская ф. Парадная ф. Школьная ф.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

НАЛИЧНОСТЬЮ называют как наличные деньги, так и находя­щиеся на банковском счёте.

У детей надо воспитывать ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, художественный вкус, который так влияет на душевное развитие личности.

Чуткость, ГУМАНИЗМ, искренность, правдивость — это всё чер­ты характера.

Наши части встретили отчаянное СОПРОТИВЛЕНИЕ противника. Она предложила мне приобрести АБОНЕМЕНТ на серию спекта­клей в каком-то клубе с ужинами и танцами.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово . Выпишите это слово.

Не всегда легко усвоить правильное правописание того или иного слова, поэтому приходится использовать различные ассоциативные приёмы запоминания.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова . Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ВОСЬМИСТА воинами

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями , в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

9. Укажите варианты ответов , в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

в..шнёвый, г..релка, прич..тания

ск..льзить, матери..лизовать, экспр..ссивный

см..шать, пл..нительный, гориз..нтальный

м..тив, оп..раться, нач..нающий

принадл..жать, вы..вленный, сер..ал

10. Укажите варианты ответов , в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

неи..бежный, чре..мерный, в..дремнуть

пр..беречь, пр..дание (большей значимости), пр..плести

н..право, п..дниматься, пр..дедушка

пр..добрый, пр..успевающий, пр..старелый

небез..нтересный, с..мпровизировать, из..скать

11. Укажите варианты ответов , в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

подразум..вающий, им..нной (список)

(певец) обезголос.л, враж..ский

12. Укажите варианты ответов , в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

каж..щийся (интерсным), (кони) топч..т (посевы)

вытерп..вший (всё), (он) клевещ..т

переинач..нный, (слово) ран..т (сердце)

расходу..мый, кол..шь (дрова)

(друзья) помир..тся, та..щий (на солнце снег)

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Я получил в ответ ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ объяснения.

Даже (НЕ)ОБРАБОТАННЫЙ мастером камень поражал оригинальным рисунком.

В Наташином пении уже (НЕ)БЫЛО детской старательности.

Глубина идеи в романе (НЕ)РАЗРЫВНО сочетается с художественностью.

Сверху можно было рассмотреть несколько ничем (НЕ)ПРИКРЫТЫХ построек.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В качестве существительного мужского рода в литературном языке закрепилось ТАК(ЖЕ) и сокращение МИД: оно стало склоняться, и (ПО)ЭТОМУ правильно говорить: «МИД сделал заявление».

Он резко дёрнул за верёвку (НА)ПОДОБИЕ того, как рыбаки подсекают рыбу, понимая, что (В)СВЯЗИ со своим поведением он не сможет заслужить благосклонности начальника.

Подруги знали, чувствовали, что прощаются (НА)ВСЕГДА, и прощались как-то (ПО)ОСОБЕННОМУ.

Мама (В)ПОСЛЕДСТВИИ смирилась с моим выбором и даже (ПО)СВОЕМУ старалась помочь мне.

Наш организм способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа, (ПО)ЭТОМУ диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.

Я заметил, что прибра(1)о и подмете(2)о плохо, повсюду разброса(3)ы стекля(4)ые осколки, видимо, ещё не улеглось потрясение, вызва(5)ое катастрофой. Имени(6)ик беше(7)о вопил, исступлё(8)о размахивая над головой рва(9)ым башмаком, стаще(10)ым второпях насмерть перепуга(11)ого соседа.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Там сверкали бенгальским огнём стены занесённых снегом дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.

Только иногда мелькнут тусклые огни деревеньки а затем темнота вновь окружит мчащийся поезд.

С неба свет льётся прямым потоком и под этим светом особенно выпуклым кажутся вершины сосен.

С неба на землю глядит ещё печальная луна но небосклон уже розовеет и золотится берег.

По мере приближения к озеру лес становился реже и всё чаще появились следы зверей.

17. Расставьте знаки препинания: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

Приподнявшись на цепких ногах (1)стоял он в потёмках(2)еле видный (3)на тёмно-зелёном фоне смешанного леса(4)зорко вглядываясь в окрестности (5)и (6)прислушиваясь к малейшим шорохам.

18. Расставьте знаки препинания : ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

Скажи (1) пожалуйста (2) Ерофей (3) — заговорил я, — что за человек этот Касьян?

Ерофей не скоро мне отвечал: он вообще человек был обдумывающий и неторопливый; но я тотчас мог догадаться(4) что мой вопрос его развеселил и успокоил.

Блоха-то? — заговорил он(5) наконец(6) передернув вожжами.

Чудной человек: как есть юродивец, такого чудно́го человека и нескоро найдешь другого. Ведь (7) например(8) ведь он ни дать(9) ни взять наш вот саврасый: от рук отбился тоже. от работы, то есть. Несообразный человек (10) как есть. Поет (11) однако (12) хорошо. Этак важно — ничего(13) ничего.

19. Расставьте знаки препинания: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

Когда я кончил(1)она выслала нас с сестрой(2)приказав няньке(3)чтобы мы никуда не ходили (4)и сидели тихо(5)потому что хочет отдохнуть; но я скоро догадался(6)что мы высланы(7) для того(8)чтобы мать с отцом могли поговорить без нас.

20 . Расставьте знаки препинания: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

То ли кустик герани далековато стоял (1) то ли соседка махну­ла на него рукой по той причине (2) что он захирел в первый же лет­ний месяц (3) и было видно (4) что не жилец (5) но даже тогда (6) когда неожиданно выпал ранний снег (7) соседка не убрала его в тепло.

21 . Найдите предложения, в которых ЗАПЯТАЯ(-ЫЕ) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В России есть города, привлекающие своими загадочными именами, за которыми видятся необыкновенные события. (2)Таков, например, Переславль-Залесский. (3)Перед мысленным взором встают почти былинные образы: город на холме с теремами и садами, с палатами белокаменными, а внизу, за крепостными стенами, — озеро с чистой, прозрачной водой, за плеск своих волн получившее название Плещеево, река Трубеж, впадающая в него. (4)Каждое имя — картина, звук, история: как точно величали наши предки места своих поселений! (5)Основанный князем Юрием Долгоруким город — застывшая в камне летопись русской истории: здесь родился Александр Невский, в Никитском монастыре Иван Грозный просил о даровании наследника, на воды Плещеева озера были спущены с верфей первые корабли Петра I. (6)Переславль-Залесский — заповедная территория старинных храмов и монастырей, город, хранящий память о славных русских князьях, созидавших наше государство.

Прочитайте текст и выполните задания 20—25.

(1)Что же руководит миром и всеми нами? (2)Может быть, это раскалённая бездна звезды в центре Вселенной или ослепительная чернота, поглощающая в утробе своей расплавленные тела созвездий и целые галактики? (3)Может быть, именно эта наивысшая власть даёт законы мировому движению, определяет все начала и концы, жизнь и смерть, вращение Земли, рождение и гибель человечества, подобно тому, как земная природа создаёт в лесах муравейники и предопре­деляет их последнюю секунду, уже в самое рождение вкладывая срок конечный?

(4) Немыслимо представить бесконечное пространство Вселенной: огнедышащие ураганы, протуберанцы солнечных кипений, испепе­ляющих всё в страшном гигантском вихре, вспышки взрывающихся звёзд, ливни огненной карусели, и где-то среди таинственной тьмы, на каком-то переселении космических осей координат летит, вра­щается слабая пылинка — Земля, которой наивысшая сила великого мироустройства сообщила определённую энергию, задачу и срок су­ществования согласно общим законам вселенского механизма.

(5)Невозможно согласиться, что в её рождении уже заложен по­следний миг прощания, что смерть — нерасторжимая уже тень жизни, неразлучный её спутник в солнечные дни радости, любви, молодости, успеха, и чем ближе к закату, тем длиннее и заметнее роковая тень.

(6)Вечность — это бесконечное время, и вместе с тем нет времени у вечности.

(7) Если долголетие Земли — лишь мгновение микроскопической крупицы мировой энергии, то жизнь человека — мгновение наикрат­чайшего мгновения.

(8)26 января 1976 года в северном полушарии неба взорвалась зве­зда размером с наше Солнце, и загадочный гигантский взрыв про­длился всего сорок минут, выплеснув в пространство такое количество энергии, которой хватило бы Земле и нам, грешным, на миллиард лет. (9)Никому не известно, с чем был связан этот взрыв — со смертью или рождением новой звезды, или, может быть, агония стала рождени­ем, или, может быть, было непостижимое высвобождение ядерной энергии, гибель звезды, её превращение в чёрную дыру, необычайной плотности небесное тело, которому в предназначенный миг тоже су­ждено взорваться и умереть, смертью своей образуя совсем уж зага­дочную белую дыру.

(10)Кто точно ответит, каким законам, каким силам Вселенной подчинена стихия и эволюция, периоды жизни и час смерти, рычаги превращения жизни в смерть и смерти в жизнь?

(11)Едва ли мы сможем объяснить, почему человеку дан срок не де­вятьсот лет, а семьдесят (по Библии), почему так молниеносна, быст­ротечна молодость и почему так длительна старость. (12)Мы не можем найти ответа и на то, что подчас добро и зло невозможно отъединить, как причину от следствия. (13)Как это ни горько, однако не стоит пе­реоценивать понимание человеком своего места на Земле — большин­ству людей не дано познать смысл бытия, смысл собственной жизни. (14)Ведь нужно прожить весь данный тебе срок, чтобы иметь осно­вания сказать, правильно ли ты жил. (15)Как иначе осмыслить это? (16)Умозрительным построением возможностей и назидательных пре­допределений?

(17)Но человек не хочет согласиться с тем, что он только мизер­ная крупица пылинки-Земли, невидимая с космических высот, и, не познав себя, дерзостно уверен, что может постичь тайны, законы мироздания и, конечно, подчинить их повседневной пользе.

(18)3нает ли человек, что он обречён. (19)Беспокойная эта мысль лишь изредка мелькает в его сознании, он отстраняет её, он защища­ется, успокаивается надеждой — нет, роковое, неизбежное не случится завтра, ещё есть время, ещё есть десять лет, пять лет, два года, год, несколько месяцев.

(20)Он не хочет расставаться с жизнью, хотя она у большинства людей состоит не из великих страданий и великих радостей, а из запа­ха рабочего пота и простеньких плотских удовольствий. (21)При всём этом многие люди отделены друг от друга бездонными провалами, и только тоненькие жёрдочки любви и искусства, то и дело ломающи­еся, соединяют их иногда.

(22)И всё же сознание человека, наделённого умом и воображе­нием, вмещает и всю Вселенную, её ледяную жуть звёздных совер­шающихся таинств, и личную трагедию закономерной случайности рождения на свет и краткосрочности жизни. (23)Но и это почему-то не вызывает отчаяния, не придаёт его поступкам бессмысленной тщетности, подобно тому как не прекращают неутомимой деятельнос­ти и мудрые муравьи, озабоченные, видимо, одной полезной необхо­димостью её. (24)Человеку мнится, что он обладает наивысшей влас­тью на Земле, и поэтому он убеждён, что бессмертен. (25)Он надолго не задумывается о том, что лето сменяется осенью, молодость — старо­стью и даже ярчайшие звёзды гаснут. (26)В его убеждённости — пружи­ны движения, энергии, действия, страстей. (27)В его гордыне — легко­мыслие зрителя, уверенного, что занимательный фильм жизни будет длиться непрерывно.

(28)Не преисполнено ли гордыни и искусство в самонадеянном желании познать мгновения мгновений бытия, в надежде передать человеку чужой опыт разума и опыт чувства и таким образом остаться бессмертным?

(29)Но без этого убеждения нет идеи человека и нет искусства.

*Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский советский писатель. Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942). Первый Сборник рас­сказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Автор рассказов, повестей «Юность командиров», «Батальоны просят огня», «Последние залпы», романов «Горячий снег», «Тишина», «Берег» и др. Автор сценария фильма, снятого по роману «Горя­чий снег». Один из соавторов сценария киноэпопеи «Освобождение».

22. Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.

Невозможно объяснить, почему так быстротечна молодость и так длительна старость человека.

Добро и зло, жизнь и смерть — это две стороны бытия, которые невозможно разъединить.

Жизнь большинства людей состоит из великих страданий и ве­ликих радостей.

Человек обладает наивысшей властью на Земле, поэтому он не впадает в отчаяние перед неизбежностью смерти.

Большинству людей не дано познать смысл собственной жизни.

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов.

В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

Предложение 14 поясняет содержание предложения 13.

В предложении 16 содержится ответ на вопрос, сформулирован­ный в предложении 15.

В предложениях 22-23 представлено описание.

Содержание предложения 21 представляет собой вывод, следст­вие из предложения 20.

24. Из предложений 9-12 выпишите антонимы (антонимическую(-ие) пару(-ы).

25. Среди предложений 21-24 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим с помощью сочинительного союза и указательного ме­стоимения . На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22—25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь­те на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответ­ствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запя­тых и других дополнительных символов . Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

26. «Юрий Бондарев обращается к самым сложным вопросам, испокон веков волновавшим человека, приглашая читателей к совместному размышлению с помощью (А)____ (предложения 1, 2, 3, 15, 18 и др.). Непостижимую сложность мирового устройства писатель изображает с помощью различных лексических средств, таких как (Б)____(«начала» — «концы», «жизнь» — «смерть» в предложении 3), (В)_____ («гигантском вихре», «таинственной тьмы», «загадочный взрыв»), а также (Г)____ («ливни огненной карусели», «вселенского механизма» в предложении 4, «жёрдочки любви и искусства» в предложении 21)».


источники:

http://media.mts.ru/technologies/197108-kak-podtyanut-orphographiyu/

http://infourok.ru/testovaya-rabota-po-russkomu-yazyku-podgotovka-k-ege-4270464.html